«Меня зовут Долемайт» с Эдди Мёрфи: Реально черная комедия

Обсудить0

Наконец, главное открытие фестиваля в Торонто: Мёрфи жив и бесподобен. О том, почему фильм Крэйга Брюэра— возможно, самая большая удача Netflix в этом году, рассказывает Егор Москвитин.

Программа любого Торонто — это каскад сердечных приступов, где один душераздирающий фильм идет за другим. Логика такого программирования, кажется, обусловлена ориентацией фестиваля на простого зрителя, а не на экспертный совет: как известно, победителя Торонто определяют зрительским голосованием. При этом зритель в Торонто не так-то прост: откровенные популисты и «краудплизеры» среди призеров не встречаются. Не считать же такими «Комнату», «Ла-Ла Ленд», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Зеленую книгу» (хотя фанаты «Рома» поспорят)? И присуждение приза «Кролику Джоджо» Тайки Вайтити, в котором любовь немецкого мальчика к еврейской девочке победила фашизм (но точно не победит оскаровскую конъюнктуру) — это сильный жест и справедливый выбор. Но наше сердце отдано другому фильму.

Блэксплотейшн-комедия «Меня зовут Долемайт» — безоговорочно, самый смешной фильм фестиваля; все два часа, что она идет, стены кинотеатров трясутся от смеха. А еще это, возможно, лучший байопик Торонто-2019. «Ford против Ferrari» с Мэттом Деймоном и Кристианом Бэйлом — это просто еще один захватывающий круг давно знакомой «Гонки». «Радиоактивно» с Розамунд Пайк в роли Марии Склодовской-Кюри — чересчур правильное кино, балансирующее на грани докудрам National Geographic и сериала «Теория большого взрыва». А юридическая драма «Просто помиловать» (о борьбе черного рабочего из Алабамы, ложно обвиненного в подготовке убийства) с Бри Ларсон и Майклом Б. Джорданом или «Прекрасный день по соседству» (история о том, как популярный телеведущий и пастор Фред Роджерс — его играет Том Хэнкс — перевоспитывает циничного журналиста Esquire, приехавшего писать профайл Роджерса) могут отпугнуть своим гуманистическим пафосом.

«...Долемайт» — совсем другое дело: искрометный и бесстыжий байопик, абсолютно конгениальный характеру своего героя. Комик, певец, актер и режиссер Руди Рэй Мур, которого с упоением и жадностью играет давно не снимавшийся в большом кино Эдди Мёрфи, — это такой чернокожий Томми Вайсо 1970-х, только сумевший сперва пробиться в Топ-25 Billboard, а потом собравший 12-миллионную кассу (эквивалент сегодняшних 58 миллионов!) своим самопальным кинодебютом. Самоуверенный любитель, звезда подпольного стэнд-апа, мечтавший снимать кино и сумевший добиться своего, Мур стал одной их ключевых фигур в черной культуре: своими живыми выступлениями он заложил основы современного рэпа — и сэмплы из его выступлений (все альбомы Мура были записями концертов) появляются в песнях многих хип-хоп-исполнителей от Wu Tang Clan до Снуп Догга и Баста Раймса.

А еще американские критики шутили (разумеется, в очередях, а не текстах), что «...Долемайт» — это black edition «Однажды... в Голливуде». Фильм Тарантино критиковали за то, что он описывал шоу-бизнес конца 1960-х, в котором господствовали белые. «Меня зовут Долемайт» рассказывает альтернативную историю о расцвете «черного кино» в начале 1970-х. Кино, которое в итоге стало одним из источников вдохновения для самого Тарантино. Чернокожие кинематографисты снимали безумные картины, в которых ярко одетые герои с пышным афро на голове демонстрировали приемы модного тогда кунг-фу, забирались в постель к красоткам лишь для того, чтобы пошутить там какую-нибудь скользкую шутку, и смешно матерились, убегая от пуль и взрывов. Следы этой эпохи есть и в «Джеки Браун», и в «Джанго освобожденном», и в «Убить Билла».

Итак, на экране 1970-й. Уже немолодой и пузатый Руди Рэй Мур днем работает продавцом в магазине винила, а ночью — конферансье в ночном клубе. Публика терпит шутки Мура лишь потому, что знает: сейчас он заткнется и выпустит на сцену настоящих мастеров стендапа. Но Руди не унывает и, услышав в магазине лимерик посетителя, рассказывающего про вымышленного фольклорного афрогероя Долемайта (черный аналог всяких Полов Баньянов), придумывает себе новое амплуа. Им становится тот самый Долемайт — острый на язык пройдоха, удачливый жулик, бабник и сутенер. Новые комедийные номера Руди тут же становятся популярными. Мур начинает выпускать записи своих живых речитативов под музыку. А потом начинает снимать про Долемайта фильмы и придумает хорошо знакомый нам по клипам жанр гетто-гламура — меховые шубы, перстни, цветные пиджаки, непроницаемые очки. Критики плевались от фильмов про Долемайта, но их очень полюбили афроамериканские зрители. В Торонто, где перед ночными показами по залу скачет огромный мяч, а конферансье использует вместо стойки для микрофона посох в виде скелета, умеют ценить осознанный китч. А Netflix, уже реконструировавший афроамериканский шоу-бизнес в сериале «Отжиг» База Лурмана, знает цену ностальгии.

За фильмом про подкупающую бездарность стоят очень одаренные люди, каждый из них в кои-то веки оказался на своем месте. Эдди Мёрфи веселится так, как не веселился с 1994 года: именно тогда он в последний раз сыграл харизматичного гада в «Вампире в Бруклине», после чего ушел в бесхитростное семейное кино (у «…Долемайта» при этом — взрослый рейтинг R). Скользкого белого продюсера, решившего нажиться на непринужденности и наивности афроамериканцев, изображает Боб Оденкёрк. Уэсли Снайпс в роли заносчивой кинозвезды пародирует сам себя — и так и норовит затмить собой Мёрфи. На заднем плане маячат Снупп Догг, Крэйг Робинсон и Крис Рок. Сценарий написали Скотт Александер и Ларри Карацевски — авторы самых странных в мире байопиков («Народ против Ларри Флинта», «Человек на Луне», «Эд Вуд»). А дирижирует этим оркестром бесстыдства Крэйг Брюэр — белый автор современного блэксплоитейшна вроде «Стона черной змеи» или «Суета и движение» (номинированного на «Оскар» за лучшую мужскую роль!). Было бы странно, если бы такая команда не выпустила суперхит.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

16 сентября 201923
13 сентября 20195
12 сентября 201920
11 сентября 201962

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня5
Вчера5
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации