В Сочи начинается самый важный для российского кино фестиваль. Или не самый важный? Объясняем, почему надо следить за «Кинотавром».
Вечером 2 июня российской премьерой «Лета» в Сочи откроется «Кинотавр», и всю следующую неделю КиноПоиск будет ежедневно сообщать вам новости фестиваля. Но чем так важен «Кинотавр»? Почему мы столь подробно пишем о нем? Отвечаем.
«Кинотавр» — главный фестиваль российского кино. Это правда ?
Как минимум он один из самых старых в России. Первый «Кинотавр» прошел в 1990 году в Подольске, на следующий год смотр переехал в Сочи и там базируется до сих пор.
Теперь разберемся с его реальным местом в системе наших кинофестивалей. В Москве, например, есть жестко конкурирующий с Сочи ММКФ, и там неслучайно последние 15 лет побеждают именно российские картины. Поэтому, например, Александр Котт хоть и представлял свой проект «Спитак» в прошлом году на «Кинотавре», но готовую картину отдал на ММКФ и получил там приз за режиссуру.
В Москве также проводится «Артдокфест», главная площадка для документального кино в стране. Это премьерный фестиваль, то есть если фильм был на «Кинотавре», на «Артдокфест» он уже не попадет. С другой стороны, президент «Артдокфеста» Виталий Манский премьеры своих новых картин часто устраивает именно на «Кинотавре».
Еще один конкурент «Кинотавра» — «Движение» в Омске, национальный фестиваль дебютов. Примечательно, что у фестивалей частично совпадают организационные мощности, но руководство и вся творческая часть в Омске другие: президент фестиваля - Артем Михалков, а программный директор - критик Стас Тыркин. «Движение» быстро догнало старшего брата по уровню представленных картин, а по их радикальности даже опередило. Возможно, именно поэтому «Кинотавр» в этом году срочно ввел конкурс дебютов. «Движению» даже пришлось переехать с конца апреля на сентябрь, чтобы соседство фестивалей стало менее конкурентным.
Короткометражное кино до недавнего времени было лучше всего представлено на «Кинотавре». Но не так давно в Калининграде стал проходить фестиваль «Короче!», у которого и палитра шире, и фильмов больше.
Настоящий прямой соперник «Кинотавра», претендующий на создание максимально панорамной картины отечественного кино, — фестиваль «Окно в Европу», который проходит в Выборге в августе. Здесь тоже случаются открытия, например «Витька Чеснок». Но поскольку проходит «Окно» позже, с меньшими бюджетом и количеством гостей (и не на курорте!), то ему остается довольствоваться вторым местом.
Короче, «Кинотавр» все-таки остается главным национальным фестивалем российского кино. Сюда хотят почти все, кто снимает кино на русском языке и не надеется попасть в проходящий в конце лета конкурс Венецианского кинофестиваля. Впрочем, и после зарубежной фестивальной премьеры важные фильмы все равно обычно оказываются в конкурсе или на спецпоказах «Кинотавра», если до этого не успевают выйти в прокат. Люди кино приезжают в Сочи даже без фильмов, чтобы потусоваться вместе и завести новые знакомства. Сюда слетается вся пресса, чтобы искать новые открытия в кино и отчитываться о светских мероприятиях фестиваля.
То есть «Кинотавр» — это русские Канны?
Поводов для сравнения «Кинотавра» и Каннского МКФ действительно много. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский так и говорит: Канны — главный кинофестиваль в мире, а «Кинотавр» — главный фестиваль в России, и каждый из этих фестивалей в своем масштабе, по мнению Роднянского, напрямую сформировал современный кинопроцесс, а не был только его отражением. Есть и другие очевидные сходства. Оба фестиваля проходят на берегу моря в начале сезона. Оба проводятся только для профессионалов, билеты на конкурсные показы не продаются, человеку со стороны попасть туда трудно. Оба имеют свой кинорынок. Только Каннский — крупнейший в мире, а Сочинский — самый скромный российский кинорынок, там почти нет презентаций и показов блокбастеров, это больше место для неформального общения и отдыха, чем действующая индустриальная площадка. А еще на обоих фестивалях есть показы на открытом воздухе для народа. В Каннах это обычно отреставрированная классика, в Сочи — отечественные коммерческие хиты прошедшего сезона.
На этом сходство заканчивается. Конечно, «Кинотавр» в десятки раз меньше, чем Каннский МКФ. Более того, если маленькие Канны на время фестиваля превращаются в кинематографический городок, то в довольно большом Сочи фестиваль практически незаметен, о нем можно ничего не узнать, даже живя в городе. Фестивальный центр занимает маленькую площадку на пляже. Гостиница «Жемчужина», театр «Зимний», где проводятся показы, — вот в общем-то и все пространство «Кинотавра». Сочи живет своей жизнью, и для него «Кинотавр» — просто небольшая закрытая тусовка приезжих.
«Кинотавр», в отличие от Канн, не интегрирован в индустрию. В Каннах устраиваются премьеры главных мировых блокбастеров — как «Хан Соло» в этом году. В Сочи никто блокбастеры не везет, у продюсеров фестиваль настолько ассоциируется с артхаусом, что они даже специально подчеркивают: наш фильм зрительский, а не для «Кинотавра». Это губительно сказывается на фестивале, а прокатные сборы кинотавровских фильмов (даже победителей) только заставляют игроков рынка убеждаться в своей правоте.
Правда, у Александра Роднянского есть интересная теория насчет того, кому вообще нужны фестивали. «Кинотавр», как и Канны, считает Роднянский, проводится для прессы. Но не потому, что пресса влияет на зрителей (никак не влияет, это доказывают статистические исследования). Пресса, по мнению Роднянского, пишет для продюсеров, которые внимательно ее изучают, чтобы понять, с кем еще можно поработать и куда двигаться дальше. Ну что ж, нам приятно.
А что вообще открыли на «Кинотавре»?
Да много чего. «Новые тихие» и Алексей Мизгирев, Иван И. Твердовский и Гай Германика — все эти истории очень хорошо и подробно изложены в статье КиноПоиска. Для большинства же зрителей главное не «волны» и даже не имена режиссеров, а конкретные фильмы. Например, «Особенности национальной охоты». Пожалуй, самый народный фильм 1990-х, даже превратившийся во франшизу, впервые был показан на «Кинотавре» в 1995 году и победил там. А рядом с наградой Евгению Миронову за лучшую роль был фильм «Мусульманин» — главное в российском игровом кино высказывание о религии и нетерпимости. Эта картина тоже стала суперхитом, по телевизору ее всегда показывали в прайм-тайм.
В 1996-м еще один суперхит — «Кавказский пленник». У него тоже Гран-при, но еще приз за лучшую мужскую роль, который разделили два актера — Олег Меньшиков и никому тогда еще не известный парнишка Сергей Бодров-мл.. В 1997 году фильм «Брат», где он сыграл главную роль, победил на «Кинотавре» и сделал Бодрова суперзвездой.
Режиссер «Брата» Алексей Балабанов очень тесно связан с «Кинотавром». В 1998 году его фильм «Про уродов и людей» получил спецприз и тоже стал очень популярным на видео. «Брат 2» жюри «Кинотавра» презрительно обошло вниманием, зато он стал мегахитом в стране. Потом был страшный скандал с «Грузом 200». Жюри вообще не дало фильму призов, потом Гильдия киноведов и кинокритиков России раскололась пополам, не выдержав полемики вокруг картины, а дальше уже возмущались зрители, которые не привыкли к такому уровню жестоких метафор на экране. Вернее, были вещи и пострашнее вроде известной сцены в «Хрусталеве», но Балабанов считался народным режиссером — и вдруг такие ужасы. С тех пор и до конца жизни Балабанов не ездил на «Кинотавр».
Вернемся к фильмам других авторов. «Бедная Саша», за которую Александр Збруев получил актерский приз, стала новогодним хитом на ТВ в 1998 году.
В 2000-м Гран-при получил скандальный «Дневник его жены» Алексея Учителя про Ивана Бунина, сценарий к которому, между прочим, написала тогда еще просто Дуня Смирнова. Новый фильм Авдотьи Андреевны «История одного назначения», кстати, в этом году будет на «Кинотавре», и среди его героев — другой русский писатель, Лев Толстой.
В 2001 году Сергей Бодров-мл. получил на «Кинотавре» приз за лучший дебют. Его первая режиссерская работа «Сестры» стала, увы, и последней. В конкурсе 2006-го одновременно были «Остров» с Петром Мамоновым, магическая «Эйфория» Ивана Вырыпаева и кинодебют Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», который знаменательно начинался с реплики «Русское кино в жопе!». В 2007-м Анна Меликян показала здесь «Русалку», и в русском кино возникла новая звезда Мария Шалаева. В 2009-м драматург из Екатеринбурга Василий Сигарев ворвался в кино с фильмом «Волчок» и победил с ним в конкурсе. В 2010-х годах в Сочи прошли премьеры фильмов «Географ глобус пропил», «Интимные места», «Класс коррекции», «Дурак», «Про любовь», «Страна 03», «Хороший мальчик», «Ученик». Их популярность, конечно, несравнима с «Братом» или «Особенностями национальной охоты», но они тоже стали событиями, и вы их, скорее всего, смотрели. А в прошлом году на «Кинотавре» победила «Аритмия» — один из самых популярных отечественных фильмов сезона. «Кинотавр» дал этим фильмам старт и много бесплатной рекламы в виде публикаций прессы и сарафана. Кто знает, были ли бы они такими же известными, если бы не премьера на этом фестивале.
И что, «Кинотавр» не пропустил ни одного важного фильма?
Пропустил, и много. По разным причинам. Например, завсегдатаи фестиваля помнят скандал, когда авторы фильма «Овсянки» срочно изъяли его из конкурса, потому что фильм пригласили в Венецию прямо во время «Кинотавра». Зрительский суперхит «Вор» Павла Чухрая в конкурсе «Кинотавра» не участвовал — его просто не успевали доделать к фестивалю. Зато потом он получил несколько призов в Венеции.
На другом полюсе — «Зеленый слоник» Светланы Басковой, который несколько лет оставался чисто андерграундным феноменом. Зато когда к фильму проявили интерес Берлин и Роттердам, представив его в ретроспективах, «Слоника» решился показать ММКФ — в 2005 году, спустя 6 лет после создания. А вот до «Кинотавра» Баскова добралась только в 2012 году с куда менее радикальной, но тоже непростой работой «За Маркса...». «Москву» Александра Зельдовича на «Кинотавре» показали, а его же «Мишень» — нет.
Последний (на данный момент) фильм Киры Муратовой, «Вечное возвращение», не был на «Кинотавре», хотя почти все прошлые работы режиссера на фестиваль попадали и часто получали награды. Андрей Кончаловский ни разу не участвовал в конкурсе «Кинотавра», правда его «Глянец» был здесь фильмом открытия. Президент ММКФ Никита Михалков по понятным причинам отдал на «Кинотавр» только одну свою картину, «Урга», зато однажды получил на фестивале приз за лучшую мужскую роль в «Статском советнике». «Бумер» был впервые показан в Выборге, а не в Сочи. О фильмах, которые забрал себе ММКФ, мы уже и не говорим, хотя среди них и «Прогулка», и «Кукушка», и «Космос как предчувствие».
И в чем фишка «Кинотавра-2018»?
Начать с того, что в этом году в Сочи произойдет столкновение нескольких волн российского кино. Во-первых, женская волна. О ней заговорили после конкурса 2013-го, когда в российское кино массово пришли женщины-режиссеры и женщины-сценаристы, предложившие новый взгляд на нашу жизнь. Никаких соплей, в «женских» фильмах много очень жестких конфликтов, но присутствует и здоровая чувственность, внимание к бытовым деталям, убедительный психологизм персонажей.
Во-вторых — «кавказская волна», фильмы выпускников мастерской Сокурова в Нальчике (Балагов, Коваленко, теперь вот Битоков). Все их фильмы пока посвящены Кавказу, месту, где сходятся линии напряжения российской жизни, где конфликты и национальные особенности (общероссийские), помноженные на кризис традиционного общества, проявлены наиболее экстремально. Герои этого кино всегда одиноки, беззащитны перед хаосом и агрессией большого мира.
В-третьих, «новые нормальные» (термин предложил критик Антон Долин) — главная надежда российского кино. Мейнстрим с человеческим лицом, среднебюджетное кино, которое рассказывает об узнаваемых обстоятельствах жизни обычного человека на языке, близком к телевизионному. Короче, фильмы про людей и для людей, а не для чиновников из Фонда кино и пятерых знакомых критиков.
Наконец, дебюты. Впервые на «Кинотавре» проводится эксперимент, когда начинающие кинематографисты отделены от более опытных и соревнуются друг с другом, а не со старшими. Тут вообще возможны любые открытия.
Главных фаворитов «Кинотавра», представляющих все эти новейшие тренды, мы уже выделили и подробно напишем о них с фестиваля.