Собаки — об Уэсе Андерсоне: «Ему по-прежнему 11 лет»

Обсудить0

Брайан Крэнстон, Билл Мюррей, Боб Бэлабан, Джефф Голдблюм и Лив Шрайбер рассказали о работе в «Острове собак».

3 мая в прокат выходит «Остров собак» Уэса Андерсона — история о деспотичном мэре Кобаяши, который ненавидит собак и отправляет их на мусорный остров. Премьера состоялась на Берлинале, став первым в истории фестиваля мультфильмом открытия, который к тому же получил награду за лучшую режиссуру. Впрочем, талант Андерсона уже вряд ли нуждается в подтверждении наградами. Каждый его фильм становится событием и собирает лучших актеров Голливуда. Спотса, любимого пса племянника мэра Атари, озвучил Лив Шрайбер, для которого участие в «Острове собак» стало первым опытом работы с режиссером. Шефа — сурового уличного дворнягу, предводителя небольшой стаи разношерстных псов — сыграл Брайан Крэнстон, тоже «новичок». А вот Джеффа Голдблюма (Дюк), Билла Мюррея (Босс) и Боба Бэлабана (Кинг) с Андерсоном связывает долгая и плодотворная дружба.

КиноПоиск встретился с актерами «Острова собак», чтобы выяснить, как устроен мир Андерсона, чем пес Спотс похож на Рэя Донована и как политическая ситуация в мире неожиданно нашла отражение в мультфильме.

Собаки и режиссер

— Билл, существует легенда, что у вас нет ни агента, ни даже мобильного телефона. У Уэса Андерсона был какой-то свой способ достучаться до вас, кроме знаменитого автоответчика, чтобы предложить очередную роль?

Билл Мюррей: Ну, я просто столкнулся пару раз с нашими общими знакомыми. Знаете, возникло такое ощущение, как будто давление в барометре упало. Я чувствую, что могу это предугадать. Просто появляется внутри ощущение: вот, прошло достаточно времени, наверное, сейчас что-то должно произойти.

— Никогда не жалели, что с вами не смогли связаться по поводу какого-нибудь интересного проекта?

Билл Мюррей: Было как-то раз. Не помню даже, что именно это был за проект. Просто помню, что подумал: вот оно. Тот самый раз. Но я тут же подумал: зато сколько бессмысленного беспокойства и назойливых предложений я избежал!

Джефф Голдблюм, Билл Мюррей, Лив Шрайбер, Боб Бэлабан, Джейсон Шварцман, Уэс Андерсон, Роман Коппола, Брайан Крэнстон, Мари Нацуки, Тильда Суинтон, Акира Такаяма, Кунити Номура, Грета Гервиг, Ёдзиро Нода и Кою Ранкин / Фото: Charlie GrayДжефф Голдблюм, Билл Мюррей, Лив Шрайбер, Боб Бэлабан, Джейсон Шварцман, Уэс Андерсон, Роман Коппола, Брайан Крэнстон, Мари Нацуки, Тильда Суинтон, Акира Такаяма, Кунити Номура, Грета Гервиг, Ёдзиро Нода и Кою Ранкин / Фото: Charlie Gray

— Что вас привлекло в «Острове собак»?

Брайан Крэнстон: Два слова — Уэс Андерсон. Неважно даже, что там за сюжет. Если тебе позвонил Уэс Андерсон и сказал, что хочет с тобой работать, ты даже не спрашиваешь ничего, сразу восклицаешь: «Да!» Все из-за его фильмов, его удивительной способности создавать миры и рассказывать истории так, как никто другой. Он из США, но при этом говорит на космополитичном, всеохватывающем языке. Знаете, чему я научился у Уэса? Когда я пишу, я всегда остаюсь на знакомой мне территории. На всех занятиях по драматургии и сценарному мастерству тебя учат: пиши о том, о чем знаешь, в чем чувствуешь себя экспертом. Но что делает Уэс? Он выходит за пределы этого круга, знакомится с другими культурами, языками, способами мышления, он учится им. Это невероятно смело, ведь он оказывается в незнакомом для себя мире. Это потрясающе!

Лив Шрайбер: Я долго искал роль в проекте, который смогли бы посмотреть мои дети. Так вышло, я все время играл в фильмах, которые им показывать еще нельзя. Когда Уэс мне позвонил, я был очень рад. К тому же дома я только этим и занимаюсь: говорю за различные предметы и животных, озвучиваю их для своих детей. Правда, после разговора с Уэсом я запаниковал. Ему ведь явно нужно что-то совсем другое. Я Уэса воспринимаю как куратора от режиссуры. Он, видимо, увидел что-то такое во мне, что ему было нужно. А это самый жуткий ночной кошмар для любого артиста — когда от тебя требуют быть самим собой.

— Что вы имеете в виду, когда говорите «куратор»?

Лив Шрайбер: «Остров собак» — это выдающийся пример кураторского проекта, в котором выверено все: кино, музыка, искусство, стиль, мода, литература. А над всем этим еще и буйная фантазия ребенка. Все, что делает Уэс, очень необычно для взрослого.

«Остров собак»«Остров собак»

— Билл, вы знаете Уэса Андерсона дольше всех. Как он изменился со времен «Академии Рашмор»?

Билл Мюррей: Ему по-прежнему 11 лет, но у него при этом его опыт сорокалетнего человека. Что не отменяет возможности чувствовать и быть одиннадцатилетним. Но теперь вокруг него все больше взрослых людей, он очень внимательно их слушает, запоминает определенные фразы, использует этот опыт при написании персонажей. У него вообще уши как у слона.

— В чем, на ваш взгляд, главный секрет Уэса Андерсона?

Крэнстон: Вы же видели фильм? Ты смотришь и не перестаешь вздыхать: «Вау! О! Надо же!» Именно таким и должно быть искусство. Оно необязательно должно быть знакомым и узнаваемым, наоборот, тебя приглашают посетить неведомый мир. Как зритель, я хочу увидеть что-то новое, чему-то научиться, удивиться. Это не всегда прямой путь. Уэс — очень приятный парень, а что самое интересное, он не напористый. Он знает, что ему нужно, но не всегда уверен, как этого добиться, и легко в этом признается. Знаете, нет ничего более привлекательного или впечатляющего, чем взрослый человек, который открыто признается в своих сомнениях, не стесняется быть уязвимым, неуверенным. В результате актеры очень проникаются, они готовы помочь найти лучшее решение. Мы пробуем, импровизируем, и в какой-то момент Уэс понимает, что нужно.

Уэс Андерсон / Фото: Getty ImagesУэс Андерсон / Фото: Getty Images

Боб Бэлабан: Мне кажется, одним из признаков хорошего режиссера — есть, конечно, исключения, но все же — является то, что они снимают кино так же, как живут сами. Нет большой разницы между их фильмами и их собственным образом жизни. Для Уэса это характерно даже больше, чем для кого-либо из других режиссеров, кого я знаю. Он настолько силен, и это при удивительной мягкости, которую он буквально источает. Эта сила в сочетании с мягкостью — его отличительная черта. Он настоящий творец, который создал все то, о чем мы говорим. От сценария до сервировки ланча и пути на съемочную площадку он не пассивно-агрессивен, а агрессивно-агрессивен в самом любящем и приятном смысле. Это потрясающе! Мне кажется, в этом его секрет: чтобы быть сильным, необязательно таковым выглядеть и казаться.

Билл Мюррей: Да, он довольно настойчив, его не свернешь с выбранного им пути. Если уж он решил, что он собирается уехать на девятичасовом поезде, а в восемь отобедать сосисками карривурст и рислингом в кафе при вокзале, будьте уверены, все так и будет. Если уж он придумал, что на одну из ролей в его фильме лучше всего подходит Йоко Оно, так тому и быть. Никаких «а что если», только «сказал — сделал». Йоко Оно великолепна в этой сцене «Острова собак», от ее голоса по телу бегут мурашки. Думаю, его мозг так системно устроен, что идеально выставленные в гардеробе ботинки просто позволяют перейти к другим задачам. Если вы окажетесь у него дома, то сразу заметите: все на своих местах. У него есть план, он ему следует, выполняет пункт за пунктом — вот и весь секрет.

Джефф Голдблюм: Уэсу удается сочетать дотошную подготовку со свободой. Помню, на съемках того же «Отеля „Гранд Будапешт“» он мог сказать после 20 дублей: «Так, вот это было отлично. Именно так, как я хотел. А теперь давайте еще один раз — просто ради удовольствия». И, вы знаете, он серьезно, он на площадке ради удовольствия.

Собаки и политика

— А что есть взрослого в его фильмах?

Лив Шрайбер: Он ко многому относится с определенной долей ностальгии. Не секрет, что во всех его фильмах есть мрачные нотки. Когда спрашивают «Как вы оцениваете мрачный политический подтекст его нового фильма?», я думаю: у Уэса в творчестве всегда было это подводное течение. Он умеет сочетать игровой подход пятилетки с серьезностью взрослого — это удивительный талант.

«Остров собак»«Остров собак»

Джефф Голдблюм: «Отель „Гранд Будапешт“» тоже был о политике, хотя и сквозь призму фантазии о событиях прошлого века, событиях, отголоски которых слышны и сегодня. Сейчас, конечно, кажется, будто «Остров собак» писали с газетных заголовков, а четыре года назад такого ощущения не было. У нас с Уэсом схожее политическое мировоззрение. Он страстно защищает такие ценности, как уважение, сострадание, толерантность, миротворчество и так далее.

Лив Шрайбер: Уэс находится в уникальном положении: его фильмы пользуются успехом на протяжении стольких лет, что у него право самому принимать решения, что хорошо, а что нет. Проблема современного мейнстрима в том, что зрителям все время пытаются впихнуть то, что продается. Кто вообще мог бы подумать, что на стоп-моушен-мультфильм про собак на острове-свалке кто-то захочет пойти в кино? Благодаря непредсказуемости Уэса, этой его детской вере в то, что все возможно, и существует «Остров собак». Хорошо бы нам всем об этом помнить. Мы слишком быстро привыкаем к рутине, делаем только то, что точно работает. Это печальная сторона взросления. В любой профессии, в актерской тоже. О, у меня хорошо получается Рэй Донован (персонаж одноименного сериала, который занимается нелегальным решением различных проблем. — Прим. ред.)! Отлично, пятилетний контракт с Showtime, мои дети смогут учиться в частной школе. Проблема в том, что ты очень быстро привыкаешь: людям нравится вот это, значит, буду делать так и дальше.

— Лив, а у Рэя Донована есть что-то общее с вашим героем из «Острова собак», Спотсом?

Лив Шрайбер: Преданность. Рэй Донован — ужасный человек, но он предан семье, детям. Эта его черта доминирует над остальными. Собаки — удивительно преданные существа. Я вот тут прохлаждаюсь на Берлинале, пью с вами капучино, а что моя собака? Сидит дома и ждет меня.

«Остров собак»«Остров собак»

— Как производство «Острова собак» отличалось от других фильмов, на которых вы работали? Скучали по съемочной площадке, записывая реплики в студии?

Билл Мюррей: В этот раз, конечно, все было немного по-другому. Мы не выезжали на съемочную площадку где-то в красивой местности, не тусовались там пару месяцев…

Боб Бэлабан: Короче говоря, не тратили время попусту!

Лив Шрайбер: Вообще это был довольно интимный процесс. Надо отдать должное Уэсу: он порой делал очень непростой, даже опасный выбор. Там, где можно было свернуть в комедию, подыграть зрителю, он выбирал путь чистых эмоций, когда все всерьез. Например, есть сцена, в которой собака слышит своего хозяина через наушник. Можно было бы решить эту сцену в комедийном ключе, можно было бы навертеть научной фантастики, но Уэс выбрал простую и сильную эмоцию: в глазах пса появляются слезы, когда он слышит голос хозяина. Это очень рискованно!

Главным вдохновением для Уэса были, кажется, Куросава и Миядзаки, но вот эта сцена в зале, где на сцене выступает мэр Кобаяши — она же прямиком из Уэллса, это «Гражданин Кейн». Знаете, в «Острове собак» действительно есть все эти темы: тоталитаризм, иммиграция, изоляция, беженцы — все это крайне актуальные и важные вопросы. Но для меня самой сильной нотой фильма все равно остается глубина отношений между людьми и собаками, их способность сопереживать, любить, терпеть, их бесконечное желание быть с нами. Они умеют это делать без инструментов вроде языка и культуры. Если у них это получается, почему же у нас — мы вроде все одного биологического вида — это не выходит по отношению друг к другу?

— Вы записывали свои реплики в студии два с половиной года назад, однако именно сейчас — с учетом резкого роста националистических настроений, заявлений Дональда Трампа и других событий — фильм смотрится невероятно актуально. Вы думали об этом тогда, читая сценарий?

Брайан Крэнстон: «Остров собак» позволяет самым разным обществам посмотреть на себя со стороны и взять те моменты — политические, социальные, — которые им наиболее актуальны. Запугивание, жадность, ксенофобия, сегрегация, иммиграционные вопросы — все это есть в фильме Андерсона. Политический месседж «Острова собак» невероятно актуален. Особенно в моей стране, которая сейчас переживает смутные времена. Если честно, уровень тревоги в обществе настолько высок, что я не уверен, что испытывал что-то подобное в своей жизни раньше как гражданин. Но мы оправимся, я уверен. Нам нужно быть стойкими, следить, чтобы во главе были здравый смысл, добропорядочность, цивилизованность.

«Остров собак»«Остров собак»

Билл Мюррей: Это действительно чудесное совпадение. У Уэса не было намерения привязать кино к повестке дня, да и кто мог подумать, что всего через два года политическая ситуация в мире будет так резонировать с сюжетом «Острова собак»? Кто мог представить, что жестокость Кобаяши, его стремление избавить город от собак станут аллегорией того, что происходит в самых разных странах? Это фантастическое совпадение, которое свойственно большим художникам: они предчувствуют то, что произойдет.

Собаки и семья

— Для фильмов Уэса Андерсона очень важен мотив обретения семьи. Банда Шефа — тоже семья. Брайан, в вашей биографии был удивительно похожий на сюжеты фильмов Андерсона эпизод: уже будучи взрослым, вы отправились на поиски своего отца. Как это произошло?

Брайан Крэнстон: Я был обычным ребенком, рос как все, хотя детство мое было странным. Первые девять лет все шло своим чередом. У меня были очень спортивные родители, оба тренеры. Мама шила нам на Хеллоуин костюмы, а папа приносил всякий забавный реквизит с работы в киноиндустрии. Они были очень активные, всегда вместе. Потом их отношения стали портиться, а когда мне было двенадцать, отец ушел, и я не видел его следующие 10 лет. Для меня это был критический момент в жизни: в 11 лет я только стал понимать, что к чему, как устроены отношения мамы с папой, и вдруг — хоп! — этих отношений больше нет. Меня это просто сломало, я стал другим человеком — замкнутым в себе, стеснительным, закрытым, — ведь я уже не знал, кому можно доверять. Мне понадобилось много лет, вплоть до окончания колледжа, чтобы открыться заново, распахнуть эту раковину.

«Остров собак»«Остров собак»

— И вы просто взяли своего брата и отправились на поиски?

Брайан Крэнстон: Сумасшествие, да? Такая вот жизнь. Да, я просто поехал к нему. Думаю, он бы не стал нас искать сам: его переполнял стыд. Один из главных инструментов в арсенале актера — личный опыт. Я этим уже так давно занимаюсь, что для меня это как кладовка с самыми разными эмоциями. Что нужно? Горе? Пожалуйста. Ярость? Есть такое! Просто берешь это все из собственной жизни. Для меня это имеет терапевтический эффект, я испытываю что-то вроде катарсиса. Вот стою я каждый вечер на сцене Национального театра и играю Ховарда Била в «Телесети». У него есть монолог, в котором он буквально срывается. Бывает, что монолог выходит действительно болезненным и эмоциональным, а бывает, что он скорее злой, и мой герой держит все под контролем. Ты просто отдаешься этому потоку. Но что касается конкретных эмоций, то их я могу вытаскивать практически в любое время.

— Что вы привнесли в Шефа?

Брайан Крэнстон: Я относился к нему не как к собаке. Шеф — бездомное существо. Жизнь бездомных я знаю не понаслышке. Когда я был ребенком, нас лишили дома, я был вынужден ночевать на диване в доме бабушки и дедушки. Это было временно, но все равно дало пищу для наблюдений. Я стал размышлять, какие черты характера вырабатываются у бездомных. Стремление защититься, настороженность, возможно, агрессия, а еще тревожность, обидчивость. Это все и есть ответ на вопрос, какой он.

Собаки и хозяева

— Джефф, а ваш герой — мастер посплетничать. Как вы сами относитесь к сплетням?

Джефф Голдблюм: А вы слышали, как однажды в Новой Зеландии какое-то издание сообщило, что я умер? В интернете кто-то просто пошутил: «О, Джефф Голдблюм умер, вы знали?» Шутку воспринял всерьез ведущий новостей в Австралии — и пошло-поехало! Мне позвонил мой пресс-агент в тот день с вопросом: «Эй, с тобой все в порядке? Ты там как? Сидишь? Тут такая история в Новой Зеландии...» Мне тогда и мама звонила, и многие друзья. Было не очень приятно, признаться, так что распространять фальшивые слухи — это плохо. В очередной раз заставляет задуматься о том, как легко по миру разносится информация, у которой нет никакой фактической основы. А ведь такие новости могут сеять панику, быть вредными и вводить нас в заблуждение. Нужно всегда помнить об этом и быть бдительными. Сам я, признаться, должен себя иногда одергивать. Всегда же приятно знать что-то, чего не знают остальные, и хочется щегольнуть этим перед другими, почувствовать свое превосходство. Но я сдерживаюсь.

— Умирать в интернете — это не то, что на экране?

Джефф Голдблюм: В интернете люди действительно решили, что это был я. На экране умирать легко — можно это сделать красиво! В обоих случаях, кстати, «смерть» заставляет тебя задуматься о том, что все мы там будем рано или поздно, и сложно предсказать, когда и как это случится. В этом загадка и волшебство жизни. Это может произойти буквально в следующую секунду, и это мое интервью вам будет последним в моей жизни. Знаете, мудрые люди говорят, что только тогда ты правильно и счастливо живешь, если постоянно помнишь о смерти и готов к ней. Как мой пес Вуди: он недавно сломал лапу, но его это совершенно не беспокоило. Психологически его это никак не изменило. Он не мог бегать два месяца, но ничуть не переживал. Про себя я точно знаю, что я слишком много внимания уделяю вещам преходящим — моей жизни, моему телу, карьере, имуществу. Все ведь рано или поздно исчезнет. Нужно уметь эту потерю принять, и экранная смерть, как и сетевая, — это своего рода репетиция, повод на эту тему поразмыслить.

«Остров собак»«Остров собак»

— А у кого еще из вас есть собаки?

Лив Шрайбер: У меня их две. Я принимал участие в ток-шоу и встретил там человека из организации HomeFree. Они спасают животных из приютов, если те оказываются под угрозой из-за каких-либо чрезвычайных ситуаций. Вуди и Уиллоу он тогда взял с собой на ток-шоу, где мы и познакомились. Я понял, что хочу их забрать. Вуди я оставил себе, а Уиллоу забрала Наоми (Наоми Уоттс, бывшая супруга Шрайбера; пара развелась осенью 2016 года. — Прим. ред.). Они оба метисы, терьер с кем-то еще. Я очень по ним скучаю, особенно сейчас, когда еще раз посмотрел фильм. Вообще, когда понимаешь, насколько ты привязан к существу, которое даже не способно говорить, начинаешь спрашивать себя: как это возможно? В чем тогда проблема с нами, с людьми?

Боб Бэлабан: А у меня есть серия довольно популярных детских книжек о желании завести собаку. Идея пришла очень просто. Я с детства хотел собаку, и мои родители однажды сдались под напором, но из этого не вышло ничего путного. Когда моя дочь научилась говорить, она тоже стала требовать песика всеми возможными способами. Тогда я написал о том, какими должны быть идеальные условия для появления в доме собаки. Папа из моей книжки с детства боялся собак, но никому не мог сказать об этом. Мама была патологической чистюлей, и вот я придумал бионического пса, которого сначала им нужно было взять домой всего лишь на сутки, но потом собаку, которая оказалась очень полезной, все-таки оставляли. Я все еще хочу собаку!

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

28 марта 201828
4 февраля 201864
20 мая 201718
15 ноября8

Главное сегодня

20 ноября9
22 ноября4
22 ноября3
Вчера3
Вчера3
Вчера3
22 ноября3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации