Почему Гитлер рисовал гномов Диснея, зачем Муаммар Каддафи учил клингонский и какой из фильмов о «Гарри Поттере» Башар Асад купил в интернете.
Ноябрь 2017 года стал последним месяцем правления одного из самых знаменитых диктаторов XX века — президента Зимбабве Роберта Мугабе. Неизвестно, какие фильмы любил этот политический деятель, руководивший своей страной почти 40 лет, зато можно сказать, какую киноленту он наверняка не выносит. В политическом триллере Сидни Поллака «Переводчица» с Николь Кидман и Шоном Пенном образ африканского лидера Зувани, деспотичного руководителя выдуманной страны Матобо, практически полностью списан с Мугабе. Профессия учителя в молодости, способ прихода к власти, срок президентства, обвинения других стран, даже жесты политиков (Мугабе часто трясет кулаком, Зувани — пистолетом) — все сходится. К тому же Матобо — это название зимбабвийского национального парка. Государственная газета Зимбабве The Herald отозвалась о фильме, который был в стране немедленно запрещен после своей премьеры, как о «намеренной кампании ЦРУ против Мугабе», таким образом только подтвердив правдивость догадок.
КиноПоиск вспомнил, как складывались отношения с кино у других известных диктаторов и какие фильмы они любили.
Германия: Адольф Гитлер (1889—1945)
Известно, что Гитлер смотрел по фильму каждый вечер. При этом вкусы у него были самые разносторонние. Он любил все — от исторических драм до мюзиклов. Среди его предпочтений «музыкальные фильмы с длинноногими красотками» (определение Альберта Шпеера, личного архитектора фюрера), картины о короле Пруссии Фридрихе II, с которым он, вероятно, себя ассоциировал, комедии братьев Маркс, «Кинг-Конг» (1933) и, конечно, монументальные «Метрополис» и «Нибелунги» Фрица Ланга.
В 1933 году Гитлер пригласил Ланга стать главным кинопродюсером страны. Автор биографической книги «Фриц Ланг: Природа зверя» Патрик МакГиллиган цитирует Геббельса, который, в свою очередь, цитирует Гитлера: «Вот человек, который создаст нам великие нацистские фильмы». Режиссер, мать которого была еврейского происхождения, моментально сбежал в Америку, но Гитлер все-таки нашел своего художника в лице Лени Рифеншталь. Вероятно, он думал, что ее фильм «Триумф воли» будет восприниматься как своеобразная пропагандистская переделка «Метрополиса». Только теперь в роли нового героя будет он сам.
Еще одним любимым фильмом нацистского лидера, который когда-то хотел стать художником и пытался заработать на жизнь рисованием, была диснеевская сказка «Белоснежка и семь гномов». В 2008 году Вильям Хаквог, директор военного музея на севере Норвегии, нашел рисунки, созданные во время Второй мировой, которые он некогда купил на аукционе в Германии. На них изображены гномы Профессор и Скромник из мультфильма Диснея, подписанные А. Г. (почерк совпадает), и неподписанный Пиноккио из фильма 1940 года. Сам Хаквог заявляет, что «на 100% уверен, что это рисунки Гитлера».
Фюрер очень любил и Микки Мауса. В июле 1937-го он посмотрел пять мультфильмов про неунывающего мышонка, среди них «Пожарная бригада Микки» и «Микки Маус и команда по игре в поло».
В том же году Геббельс подарил ему на Рождество еще 12 мультфильмов с участием Микки. «Адольф очень доволен и надеется, что эти сокровища принесут ему много радости и отдыха», — подчеркнул в своем заявлении Геббельс.
Италия: Бенито Муссолини (1883—1945)
Муссолини не ограничивался ролью обычного зрителя — он пытался быть продюсером. В 1937 году дуче открыл крупнейшую киностудию «Чинечитта», которая существует до сих пор. Стремясь заниматься не только чистой пропагандой, но и в целом оживить итальянскую индустрию, которая находилась в упадке, Муссолини выбрал девизом фразу «Кино — самое мощное оружие» и сразу же сам окунулся в производство, профинансировав пеплум «Сципион Африканский» Кармине Галлоне. В масштабных съемках участвовало более семи тысяч человек, а для сцен битвы привезли настоящих слонов. Патриотическо-патетическую картину оценили призом с подходящим названием «Кубок Муссолини» на Венецианском кинофестивале. Кстати, последний тоже был основан по инициативе итальянского диктатора в 1932 году.
С миллионом долларов в кармане дуче пытался уговорить компанию Columbia Pictures сделать собственный биографический фильм и даже предлагал сам написать сценарий, но студия отказалась.
Известно и о целом букете личных кинопредпочтений Муссолини. Он обожал Аниту Пейдж — американскую звезду тех лет, которая в 2000 году призналась, что получала от него «обворожительные» письма: «У Лени [Рифеншталь] был Гитлер, у меня — Муссолини. Может, нам с ней надо было встретиться, сравнить впечатления». В 1929 году Пейдж приходило более десяти тысяч фанатских писем в неделю (больше только Грете Гарбо), около ста из них — от Муссолини, который даже просил ее руки. Тогдашний вице-президент студии MGM Ирвинг Тальберг, будучи сам неравнодушен к Пейдж, пришел в ярость и запретил ей писать что-либо в ответ. Однако мать актрисы научилась подделывать почерк дочери и посылала Муссолини ее подписанные фотографии.
Говорят, у фашистского лидера была припрятана копия откровенного австрийско-чехословацкого «Экстаза» (1933), где впервые в истории художественного кино присутствовала сцена с оргазмом и где снялась 17-летняя Хеди Ламарр. Актриса тогда была замужем за австрийским оружейным магнатом Фридрихом Мандлем, и их вечеринки часто посещали Муссолини и Гитлер.
Уганда: Иди Амин (1925—2003)
Про безумного диктатора Уганды, длинный титул которого включал фразу «повелитель всех зверей на земле и рыб в море», достаточно сказать, что он считал своим учителем Гитлера. Подобно своему кумиру, он любил анимацию. Это подтверждает его сын Джаффар Амин, который в 2007 году рассказал, что его отец любил западные развлечения: «Он обожал мультфильмы и слэпстик-комедии. Самым любимым был сериал „Том и Джерри“». После смерти диктатора в его спальне были найдены коробки с гранатами и мультфильмами. Возможно, анимационная легкость и безнаказанность жестокости каким-то образом отвечала извращенным представлениям Амина.
В кино страшного и уже практически карикатурного угандийского лидера изображали не один раз, в том числе актеры Яфет Котто и Ричард Прайор. Наверное, самый запоминающийся образ создал Форест Уитакер в «Последнем короле Шотландии», за что получил премию «Оскар».
Северная Корея: Ким Чен Ир (1941—2011)
Про отношения с кинематографом, вероятно, самого большого и самого деятельного киномана среди диктаторов XX века можно написать как минимум эпическую поэму. Ну или хотя бы серию комиксов. В документальном романе Пола Фишера «Кинокомпания „Ким Чен Ир“ представляет» подробно описываются все злоключения корейского диктатора в мире кино.
Читайте также: Великий продюсер: Диктатор Ким Чен Ир и его фильмы
Диктаторы XX века могли сколько угодно обличать американский империализм, но многие из них любили именно голливудские фильмы, словно подчеркивая собственную неспособность различить фантазию и реальность. А отсюда недалеко до мысли лепить реальность по-своему, вытворять с ней все что заблагорассудится. Ким Чен Ир не исключение.
Говорят, он обладал самой большой киноколлекцией в мире — около 20 тысяч кинопленок, видеокассет и DVD-дисков, добытых в том числе с помощью пиратства беспрецедентного масштаба. Ким Чен Ир крайне редко покидал пределы своей страны, поэтому экран был для него важным источником жизненного опыта. Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт как-то поделилась, что на их встрече Ким хотел говорить с ней об оскаровских номинантах того года.
Сын правящего вождя Ким Ир Сена, наследный принц Северной Кореи с молодых лет курировал буквально всю национальную киноиндустрию и сам нередко появлялся на съемках. В итоге на всех местных фильмах, официально выпускаемых без титров, стояла несомненная печать личности Ким Чен Ира. Он даже не поленился написать труд «Об искусстве кино». Его самый безумный поступок, безусловно, похищение известного южнокорейского режиссера Син Сан Ока в 1978 году и его бывшей жены, актрисы Чхве Ын Хи. Всё ради того, чтобы они создавали фильмы исключительно для Ким Чен Ира и нужд государственной пропаганды. Несмотря на то, что Япония в северокорейских фильмах часто предстает в образе врага, Ким Чен Ир обожал японское кино, поэтому Син Сан Ок снял «Пульгасари», фантазию на тему Годзиллы.
Син Сан Ок, которому в 1986 году удалось сбежать во время командировки на европейский кинофестиваль, рассказывал: «Ким Чен Ир пытался понять капитализм с помощью фильмов. Он очень любил самое разное кино, например „Пятницу, 13-е“, фильмы о Джеймсе Бонде и Рэмбо, мюзиклы с Барбарой Стрейзанд, Элизабет Тейлор, гонконгский экшен. Но он не понимал, что это вымысел, не знал, что такое вымысел, думал, что все это так и есть на самом деле».
Китай: Мао Цзэдун (1893—1976)
После того как врачи посоветовали Мао меньше напрягать глаза и оставить чтение, «великий кормчий» стал большим поклонником кино, особенно фильмов с восточными единоборствами и Брюсом Ли. Достоверно известно, что, посмотрев «Кулак ярости», товарищ Мао назвал Ли героем.
Румыния: Николае Чаушеску (1918—1989)
Другая видная фигура мирового коммунизма — тоталитарный румынский лидер Чаушеску — предпочитал вести экстравагантный, роскошный образ жизни, обставляя дома золотой сантехникой и прочими радостями неумеренного потребления — совсем в духе Джея Гэтсби. Неудивительно, что его любимым фильмом была экранизация романа Фицджеральда «Великий Гэтсби» с Робертом Редфордом. По словам писателя и журналиста Эдварда Бера, Чаушеску также любил сериалы «Коджак» и «Коломбо».
Куба: Фидель Кастро (1926—2016)
Известно, что Кастро очень любил читать. Среди его любимых книг — «По ком звонит колокол» и «Старик и море» Хемингуэя, «Дон Кихот» Сервантеса, «Замок» Кафки и «Сто лет одиночества» Маркеса. И не меньше любил смотреть и рассуждать о кино. Бывший охранник Хуан Рейнальдо Санчес в своей книге «Тайная жизнь Фиделя Кастро» рассказывал, что любимым фильмом кубинского лидера была советская версия «Войны и мира» Толстого, которую революционер посмотрел бесчисленное количество раз, несмотря на внушительный хронометраж.
Сентиментальная сторона Кастро проявилась в его любви к «Инопланетянину» Спилберга и к классическим лентам «Золотая лихорадка», «Малыш», «Великий диктатор» и «Новые времена». Он признавался, что «может смотреть фильмы с Чарли Чаплином снова и снова», и называл режиссера «непревзойденным талантом». Среди других симпатий Кастро в области кино — малоизвестный у нас мексиканский комедийный актер и бывший клоун, Кантинфлас, также работавший в жанре слэпстик-комедии. А еще образ, созданный в фильме «Ватель»: «Депардье — он очень приятный. Я с ним пару раз встречался».
Бывший кубинский лидер также остался весьма доволен версией событий своей молодости в фильме Стивена Содерберга «Че».
Ирак: Саддам Хусейн (1937—2006)
Жан-Люк Годар в 1991 году злорадствовал: «Любимый фильм Саддама Хусейна — „Крестный отец“. И это можно понять. Поэтому он заранее проиграл войну. К тому же поскольку этот маленький лейтенант плохо себя вел, большой крестный отец дал ему нахлобучку. Все это очевидно».
В общем, слава о любви Хусейна к западному образу жизни и зарубежному кино простиралась далеко за пределы Ближнего Востока. Больше всего ему нравились триллеры, просмотр которых убеждал его в собственной незаурядности. «День Шакала», «Разговор» и «Враг государства» подкармливали вечный страх о теориях заговора, а «Крестный отец» наводил на мысли о природе власти. В этом же ряду еще один фильм, сюжет которого много говорит о его верном зрителе, — «Старик и море» Джона Стёрджеса, где Спенсер Трэйси играет старого одинокого рыбака, окруженного суровым морем и пытающегося поймать неуловимую рыбу.
Однако Хусейн не остановился только на пассивном потреблении кино. В 1983-м он вложил 30 млн (государственных) долларов в производство военного эпика, заманив на съемки британскую легенду Оливера Рида. Получился «Большой вопрос» режиссера Мохамеда Шукри Джамиля, который снимали девять месяцев прямо во время ирано-иракской войны. Фильм не видели даже английские участники съемочной группы: ни один дистрибьютор вне Ирака картину не купил и в прокат не выпустил.
Образ самого Хусейна мелькал в кино бесчисленное количество раз. Американский актер Джерри Халева, обладающий сходством с покойным иракским лидером, изображал его в фильмах «Горячие головы», «Горячие головы! Часть 2», «Большой Лебовски» и «Из Багдада в прямом эфире» (2002). Не говоря уже про мультяшного Хусейна из сериала «Южный Парк».
Сирия: Башар Асад (родился в 1965 году)
Не так давно были обнародованы культурные предпочтения президента Сирии, ведущего популярную, лакировано-постановочную страничку в Instagram.
Среди его покупок на iTunes (сделанных под чужим именем, так как США ввели санкции против Сирии и Асада лично) есть ливанские песни, английские и американские поп-хиты (песни Криса Брауна и композиция «Sexy and I Know It») и биография Стива Джобса. Из фильмов повезло только одному — «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II».
Ливия: Муаммар Каддафи (1942—2011)
Про лидера Ливии достоверно известно множество безумных фактов. Диктатор-писатель, автор книги рассказов и эссе «Бешенство муравьев и мысли Муаммара Каддафи: Диктатор о себе», всерьез учил клингонский (выдуманный язык «Звездного пути»), чтобы перевести на него свою «Зеленую книгу». Еще, например, он часто продавал и покупал мягкие игрушки на eBay под ником gandalf69, пока правительство США не прикрыло его аккаунт.
Как и многие восточные тираны, Каддафи любил западное кино. В его выполненном по индивидуальному заказу самолете Airbus A340 в свое время нашли полную коллекцию фильмов со Стивеном Сигалом. Наиболее безумным остается слух, что Каддафи в самом деле заставил некий ливийский телеканал буквально круглосуточно крутить только один фильм — его любимую космическую фантастику «Приключения Бакару Банзая в восьмом измерении» с Питером Уэллером. В свое время журнал Variety раскритиковал картину за «создание замкнутого на себе выдуманного мира», что звучит вполне похоже на то, что практиковал Каддафи в своей стране.