«Лучший стрелок 2», новая «Дикая банда» и другие ленты, которые хотел снять режиссер, ушедший из жизни ровно пять лет назад.
19 августа 2012 года ушел из жизни режиссер Тони Скотт. Для киносообщества стала шоком новость о том, что постановщик покончил с собой, спрыгнув с моста в Лос-Анджелесе. Никто не мог понять, почему Скотт решил свести счеты с жизнью. Тем более что он вовсю строил планы и подыскивал себе новые проекты. КиноПоиск вспомнил, какие фильмы намечались в будущем у режиссера «Шпионских игр», «Гнева» и «Дежавю».
Герои со скелетами в шкафу
The New York Times назвала Скотта поп-футуристом современного блокбастера, Entertainment Weekly — режиссером «кромсающего» монтажа, критик Тодд МакКарти — вульгарным экшен-художником, рисующим на целлулоиде.
Как говорил сам постановщик, его всегда привлекали персонажи со скелетами в шкафу. «Если вы посмотрите на мои работы в целом, то увидите, что у всех моих героев есть темная сторона, у каждого из них есть скрытый подтекст. Будь то Брюс Уиллис в „Последнем бойскауте“ или Дензел Вашингтон в „Опасных пассажирах поезда 123“», — говорил Тони Скотт в интервью Cinema Blend семь лет назад.
Режиссер подбирал проекты, в которых сюжет, по его мнению, вперед толкали яркие особенности персонажа. При этом младший брат сэра Ридли старался, чтобы личности в его фильмах были реалистичными, чтобы вы могли встретить этого героя на улице. «Фильм по-настоящему захватывает благодаря его актерам», — заключил Скотт все в том же интервью Cinema Blend.
Хоть Тони и настаивал на том, что мотор его фильмов — это индивидуальность выбранных героев, выдающимися работы Скотта становились во многом из-за его манеры съемок. Постановщик пришел в большое кино из рекламы и некоторые характерные для продающих видео методы принес с собой: клиповый монтаж, быстрая смена планов, слоу-мо. Операторскую работу в фильмах Скотта называют подконтрольно-хаотичной. В одном из своих последних фильмов, картине «Опасные пассажиры поезда 123», Скотт, к примеру, использовал четыре камеры и тратил на одну сцену не больше трех дублей.
Увы, после себя Тони Скотт оставил много незаконченных картин.
«Счастливый случай» (Lucky Strike)
Тони Скотт и его брат Ридли вместе занимались делами своего продюсерского лейбла Scott Free Productions. Одну часть фильмов они делали вдвоем, другую — по отдельности. Сценарием «Счастливого случая» занимался лично Тони Скотт. Ему понравилось то, что написал Генри Бин, за плечами которого не самый убедительный «Основной инстинкт 2» и куда более сильный «Фанатик».
В апреле 2012 года Бин предложил историю про агента отдела по борьбе с наркотиками, который решил разрушить наркоимперию картеля. По сюжету он начал с самых низов, внедрившись в сферу распространения. Помогал агенту один из картельных бегунков.
На тот момент у Скотта уже был огромный портфель проектов, и любой из них мог уйти в работу. «Счастливый случай» Тони рассматривал как ленту для продюсирования, но поговаривали, что он может взяться и за режиссуру. Главную роль прочили Винсу Вону без уточнения того, сыграет он агента ОБН или драгбосса. С кончиной Скотта «Счастливый случай» канул в Лету, а Винс Вон нашел себе другую серьезную и угрюмую роль — во втором сезоне «Настоящего детектива».
«Ион» (Ion)
После того как «Аватар» сорвал куш размером в 2,7 млрд долларов, сай-фай-сценарии резко подскочили в цене. Британский сценарист Уилл Данн не мог пристроить свою идею в начале 2009 года, но после приключений персонажа Сэма Уортингтона на Пандоре его сюжет с заголовком «Ион» внезапно стал популярен. На проект претендовало сразу несколько компаний, и Данн впоследствии выбрал братьев Скотт.
В июне 2010 года Тони и Ридли были готовы взяться за его продюсирование, а в главной роли они тогда видели Ченнинга Татума. Происходящее на страницах сценария описывали как романтический сай-фай-эпик. В центре сюжета находился космический путешественник, скитающийся между Землями и измерениями. Он ищет реинкарнацию своей возлюбленной.
Детали проекта держались в секрете, но от инсайдеров поступала информация, что продюсеры хотели создать мир, сопоставимый по масштабам с «Аватаром». С уходом Тони Скотта из жизни «Ион» пропал с радаров. Ченнинг Татум все же сыграл героя романтического сай-фай-эпика, но сделал это у Вачовски (тогда еще не сестер) в «Восхождении Юпитер».
«Том Микс и Панчо Вилья» (Tom Mix and Pancho Villa)
«Этот фильм будет смесью „Лоуренса Аравийского“ и „Дикой банды“. Масштабное кино с поездами, кавалерией, тысячами солдат в униформе и верхом на лошадях. Это будет история любви между двумя людьми с разных планет, которые научат друг друга жизни», — рассказывал сценарист Стив Зеллиан о фильме «Том Микс и Панчо Вилья».
Ленту продюсировал и собирался поставить Тони Скотт, и было это еще в 2003 году. В ее основу должен был лечь одноименный роман Клиффорда Ирвинга, а студия готовилась выделить на продакшен больше 100 млн долларов, что по тем временам было равносильно сегодняшним двум сотням.
Книга Ирвинга рассказывала об актере-идеалисте, который отказался от комфортного пребывания в Техасе и примкнул к рядам революционеров в Мексике. Эти мексиканцы бунтовали против технического прогресса. Они во главе с их лидером Панчо Вильей отказывались принимать новые технологии. Невероятным образом это привело к военному конфликту и переросло в полномасштабную войну.
Для Тони Скотта фильм «Том Микс и Панчо Вилья» был заветным проектом. Режиссер хотел снять его сразу после «Гнева». На руках у него были лишь первый черновик сценария, устное согласие студии и планы начать кастинг в ближайшем будущем. Но проект не разогнался, а сценарий ушел в небытие на стадии переработки. Так следующим фильмом Тони Скотта стала драма «Домино» с коротко стриженной Кирой Найтли.
В 2004 году появлялись сообщения, что главную роль в «Томе Миксе и Панчо Вилье» сыграет Джонни Депп. Актер как раз освободился после съемок в «Отчаянном 2» Роберта Родригеса и был готов еще раз вернуться в Мексику. Но эта информация так и осталась на уровне слухов.
Примечательно, что Панчо Вилья — реальный мексиканский революционер, поднявший восстание в 1911 году. И параллельно с Тони Скоттом его брат сэр Ридли подумывал заняться байопиком Вильи, разве что без литературного первоисточника и придуманных Ирвингом танков и самолетов на поле брани. Однако, присмотревшись к материалу, Ридли Скотт от него отказался.
«Дикая банда» (The Wild Bunch)
Для Тони Скотта проект «Том Микс и Панчо Вилья» так и остался несбыточной мечтой, зато название «Дикая банда» возникло в карьере Скотта-младшего вновь, когда мода на ремейки заразила и братьев-продюсеров. В 2011 году старший заговорил о новом «Бегущем по лезвию», младший — о культовом вестерне Сэма Пекинпы, переложенном на новый лад.
К тому моменту проект «Дикой банды» мариновали уже шесть лет. За него хотел взяться Дэвид Эйр, который тогда был сценаристом, готовящимся к дебюту в большом кино. Однако отмашку Эйру не дали (в результате тот начал с уличной драмы «Крутые времена»), его сюжетные наработки также использовать не стали, а за новый сценарий посадили Брайана Хелгеленда, знакомого со Скоттом по «Гневу».
В оригинале шайка из Уильяма Холдена, Эрнеста Боргнайна и Уоррена Оутса отправляется на последнее ограбление. Эпоха Дикого Запада уходит, и ковбои в масках стареют, но хотят закончить красиво и провернуть дело на границе Техаса и Мексики. У Эйра «Дикая банда» должна была стать современным вестерном с участием ЦРУ, наркокартеля и дерзкого ограбления (впрочем, не так давно Эйр нечто подобное осуществил, сняв «Саботаж»).
«Новая „Дикая банда“ — это больше не вестерн, но в фильме все равно будут персонажи из классического фильма и элементы, которые сделали оригинал таким запоминающимся», — говорил в 2005 году продюсер Джерри Вайнтрауб.
Собирался ли Тони Скотт переносить действие в настоящее или хотел сделать классический ремейк, мы никогда не узнаем. Можем лишь предположить, что Скотт подумывал о вестерне, ведь у проекта есть общие черты с «Томом Миксом и Панчо Вильей» — фильмом-мечтой.
Банды Лос-Анджелеса и не только
В 2009 году Скотт всерьез задумал переснять «Воинов» 1979 года. В фильме почти сорокалетней давности шайка с Кони-Айленда отправляется на грандиозную сходку уличных банд в Бронксе, где в результате убивают городского авторитета Сайруса и сваливают вину на героев фильма. Против приезжих с Кони-Айленда подымаются все банды Нью-Йорка. Тони Скотт хотел перенести место действия в Лос-Анджелес.
«Лос-Анджелес — теперь город будущего, — говорил Скотт в интервью в 2009 году. — Представьте картину: восход, тишина, затем на мосту возле Лонг-Бич собираются тысячи участников уличных банд, затем убивают Сайруса. Все очень похоже на 11 сентября; тела летят с моста; сплошная баллистика. Потом героям нужно пробиться с моста через все районы, где территорию держат разные банды. Начинается анархия».
Устроить грандиозный погром в Калифорнии Тони Скотт не смог, но задумка не умерла. В июле 2016-го Deadline написало, что за «Воинов» принялись братья Руссо. Джо и Энтони хотят взять паузу и ненадолго сойти с комикс-конвейера Marvel. От стерильной и яркой картинки с супергероями Руссо подумывают перейти к бренду насилия, секса, бульварной стилистики и поп-культуры. Причем речь идет не о полнометражном фильме, а о сериале для Paramount TV и Hulu. Джо и Энтони предлагают снять пилот и дать ход многолетней истории о распрях между бандами. Но это совсем другая история.
В 2011 году Скотт-младший переключился с одного фильма о лос-анджелесской банде на историю о байкерах. Сценарист Брайан Хелгеленд готовил для режиссера не только «Дикую банду», но и «Ангелов ада» — историю о лидере байкерской группировки Сонни Баргере. Проект оставался в стадии препродакшена на момент гибели Тони Скотта, но по понятным причинам пропал из ленты новостей.
Об «Ангелах ада» вспомнили только в 2014-м, когда за них взялся продюсер «Красавцев» Роб Уайсс. Он рассказал, что в его планах сделать фильм о 1950—1970-х годах, который поведает о становлении байкерского клуба, философии движения, самых верных его последователях и мотивации Сонни. Это полное переосмысление того, что хотел сделать Скотт, у которого в группировку внедрялся коп под прикрытием.
«Потсдамская площадь» (Potsdamer Platz)
Драма о преступниках из Нью-Джерси, которые задумали выйти на международную арену, могла стать следующим фильмом Скотта после «Неуправляемого». На ранней стадии разработки за проектом были закреплены Кристофер Уокен и Микки Рурк, но в итоге кастинг прошли Хавьер Бардем, Джейсон Стэйтем и все тот же Микки Рурк. Также Скотт хотел заманить в «Потсдамскую площадь» Джина Хэкмена, отдав тем самым должное своему старому фильму «Багровый прилив».
Ридли и Тони купили сценарий «Площади» еще в 2000 году. Его написал молодой кинодраматург Бадди Джовинаццо, а потом отполировали Дэвид Синто и Луис Меллис, работавшие вместе над несколькими гангстерскими проектами. Картину хотели снять за скромные 40 млн долларов, поэтому создатели метались между двумя вариантами сюжета: один должен был перенести героев в Германию, другой — в Пуэрто-Рико. Увы, без Тони никто проект с впечатляющим актерским составом не подобрал.
«Лучший стрелок 2» (Top Gun 2)
Конкурентом «Потсдамской площади» был «Лучший стрелок 2». Когда Тони Скотт свел счеты с жизнью, проект был менее реалистичен, чем сейчас. Продолжение культового фильма с Томом Крузом про жажду скорости существовало на уровне слухов. Сиквел проанонсировали с открытой датой. Тогда киносообщество еще не знало, когда ждать новую часть «Лучшего стрелка». Это потом Круз расскажет, что он со Скоттом присматривал локации для Top Gun 2 за несколько дней до печальных событий. Это потом Paramount решит оживить свои старые франшизы, и только потом за «Стрелком» закрепят режиссера «Трона» и «Обливиона» Джозефа Косински.
Лишь после смерти Тони Скотта стало известно, что сценарий был почти согласован и максимально завязан на актуальной политической повестке. Круз и Скотт успели побывать на базе ВМФ в Неваде и хотели рассказать, как вымирает каста боевых пилотов, на смену которым приходят беспилотники. В 1986 году Скотт видел в пилотах рок-звезд, разрывающих голубое небо на серебряных самолетах. При виде самолета он слышал громкую, агрессивную музыку и чуял запах топлива. Теперь же все должно было быть не так.
«Все не так, как раньше. Эти ребята, которые управляют дронами на базе в Фэллоне, Невада... В случае войны именно в их руках окажется воздушное пространство, — говорил Скотт в 2011 году. — Я знаю эту публику, приходилось сталкиваться. Днем они работают пилотами, а ночами тусуются по клубам. Звучит, может, дико, но это так. Очень многое поменялось, но этим меня тема и заинтересовала».
Косински этот лейтмотив оставил, но и роль Круза расширил, сделав его инструктором, который учит молодых мачо пилотировать истребители и бомбардировщики. Фильм ожидают в прокате 12 июля 2019 года. Жаль, что его не снимет человек, который всегда приходил на съемочную площадку в красной бейсболке.