За два месяца в прокате США потерпели фиаско несколько комедийных фильмов с возрастным рейтингом R. Причины называются разные. Одна из них — победа Дональда Трампа.
В течение последних нескольких лет комедии с высоким возрастным рейтингом R, при котором на сеансы в американских кинотеатрах дети и подростки не допускаются без сопровождения взрослых, были хорошим способом вложения денег для голливудских студий.
Только трилогия «Мальчишник», стартовавшая в 2009 году, заработала в мире больше миллиарда долларов. Успех сопровождал и похожие по стилистике и юмору проекты Джадда Апатоу («Девичник в Вегасе»), Сета Рогена («Соседи. На тропе войны»), Роусона Маршалла Тёрбера («Мы — Миллеры») и Сета МакФарлейна («Третий лишний»). Однако в 2017-м ситуация резко поменялась.
Четыре провала подряд
Началось все с ленты «Дочь и мать ее», навеянной комедиями 1980-х. Проект студии Fox о сумбурных приключениях матери и дочери должен был продолжить победное шествие стендап-комика и телезвезды Эми Шумер, которое началось с ее кинодебютом «Девушка без комплексов». Однако «Дочь и мать ее» в американском прокате успеха не имели. Это был первый из череды провалов, которые сопровождают американские взрослые комедии в последнее время.
В конце мая моментально пошли ко дну «Спасатели Малибу». Перезапуск некогда популярной франшизы с Дуэйном Джонсоном в главной роли принес за месяц проката 57 млн долларов. Эта сумма не идет ни в какое сравнение с теми деньгами, которые заработали в США прошлые сольные проекты актера «Разлом Сан-Андреас» (155,2 миллиона) и «Полтора шпиона» (127,4 миллиона).
В июне к этому прибавилось еще две комедии. Плохо стартовали в США «Очень плохие девчонки», сделанные авторами культового сериала «Брод Сити» и рассказывавшие о том, как несколько подруг случайно убили стриптизера на девичнике.
Но куда отчетливее проблему обозначил фильм «Дом» с Уиллом Ферреллом и Эми Полер. По сюжету их герои превращали свое жилище в подпольное казино. Фильм заработал в первый уик-энд 9 млн долларов (а всего по итогам проката не добрал и до 20 миллионов). Для Феррелла, который долгое время был востребован у американского зрителя, это худший дебютный результат со времен ленты «Суперзвезда». Студия Warner Bros. официально признала, что ее картина просто не заинтересовала широкую аудиторию.
Уже в конце июля в американском прокате появится еще одна комедия с возрастным рейтингом R — Girls Trip о подругах, отправившихся в совместное путешествие в Новый Орлеан. Есть вероятность, что она присоединится к обозначенному выше ряду провальных лент. Хотя ее звезда Куин Латифа уверена в грядущем успехе и строит планы на целую франшизу.
О том, что однотипные комедии для взрослых скоро перестанут интересовать зрителя, писало еще в прошлом году издание The Hollywood Reporter. В те дни в американском прокате стартовали «Очень плохие мамочки» с Милой Кунис. Хотя лента стала первым проектом прокатчика STX, заработавшим в США более 100 млн долларов, авторы THR посчитали, что это лишь кратковременный успех, дающий некоторую отсрочку подобным фильмам. Осенью 2017-го у картины выходит сиквел, чей успех на фоне летних провалов находится под большим вопросом.
КиноПоиск изучил многочисленные публикации американских СМИ о проблемах комедий для взрослых и вывел несколько главных причин их провалов.
Причина первая: отсутствие новизны
Аналитик Deadline Энтони Д’Алессандро видит основную проблему в том, что зрителям надоели ленты, эксплуатирующие успех таких хитов, как трилогия «Мальчишник», «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» и «Соседи. На тропе войны». Аудитория заранее понимает, что это будет за кино.
Летняя комедия с высоким возрастным рейтингом R всегда играла на контрасте с блокбастерами. «В какой-то момент подобные картины стали резко выделяться из общего потока. У них был эффект новизны, — говорил год назад аналитик Пол Дергарабедян. — Он ослабел, когда все начали делать похожие проекты, но в то же время не смогли привлечь молодую аудиторию».
Однако множество руководителей прокатных компаний придерживаются той точки зрения, что жанр просто переживает непростой период, требуется что-то свежее и способное вернуть зрителей на такие фильмы, как это было с тем же «Мальчишником».
Причина вторая: неактуальность
Критики также отмечают, что комедии для взрослой публики явно отстают от быстро меняющейся реальности. Они отчаянно пытаются остро шутить, но почти всегда попадают мимо цели.
«Голливуду надо признать, что в 2017-м насмешки над изнасилованиями на свиданиях, расовыми стереотипами и мертвым стриптизером уже не столько вызывающе неполиткорректны, сколько снисходительно старомодны, — заявляет автор The Telegraph Ребекка Хоукс.
Не в последнюю очередь на актуальный американский юмор повлияла победа Дональда Трампа на президентских выборах 2016-го. «Само понятие того, что делает комедию хорошей, быстро и драматично изменилось в прошлом году. „Субботним вечером в прямом эфире“ и другие телешоу ухватили нынешние комедийные тенденции во время выборов и особенно после них», — пишет Сет Келли из Variety.
У кино нет главного преимущества телевидения — быстроты. В отличие от ежедневного или еженедельного шоу с командой сценаристов, мгновенно реагирующих на главную новостную повестку, большинство фильмов проводят годы на стадии разработки, прежде чем попасть на экран. То есть многие сценарии, спродюсированные и вышедшие в виде фильмов этим летом, были проданы студиям, еще когда никто не мог поверить, что президентом США станет Трамп.
Причина третья: плохое кино
Еще одна важная деталь, связанная с провальными проектами последних месяцев: у каждого из этих фильмов был либо средний, либо очень низкий рейтинг на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes. «Дочь и мать ее» — 35%, «Спасатели Малибу» — 20%, «Очень плохие девчонки» — 48%, «Дом» — 19%. Тот же «Мальчишник в Вегасе» в свое время набрал 79%, «Соседи. На тропе войны» — 73%, а «Девушка без комплексов» — 85%.
Разговоры о том, что американские зрители и правда все чаще обращают внимание на рейтинги на Rotten Tomatoes, в последнее время ведутся регулярно, а студии даже обвинили сервис в падении сборов крупных проектов и пригрозили полностью отменить пресс-показы.
Однако автор The Atlantic Дэвид Симс считает, что зрители избегают комедий не из-за плохих рецензий: «Они не идут на [эти фильмы], потому что им они просто неинтересны». И во многом в этом виноваты, по мнению Симса, сами студии, которые перестали стараться: зачем переживать, что пятые «Трансформеры» мало кого заинтересовали в Штатах, если они все еще хорошо собирают в Китае?
Кинобизнес стремительно меняется, а комедия — часть этого процесса. Голливудские компании действительно все чаще с неохотой вкладываются в фильмы, у которых нет сильного международного рынка. Кроме того, им трудно находить новых и ярких авторов для полнометражных фильмов, потому что они могут сразу пойти на телевидение с его нынешней творческой свободой и отсутствием необходимости подстраиваться под возраст аудитории.
Что же ждет американские комедии в будущем?
На фоне провалов комедий со стандартным сюжетом и предсказуемыми шутками особенно заметен успех таких малобюджетных оригинальных фильмов, как «Прочь» и «Сплит». К ним можно добавить продюсерский проект Джадда Апатоу «Любовь — болезнь». Он получил возрастной рейтинг R, но понравился прессе (рейтинг на Rotten Tomatoes — 97%) и зрителям. Смешная и вместе с тем душещипательная история о межрасовых отношениях сумела войти в десятку американского бокс-офиса, хотя ее охват не превышал 326 экранов. То есть аудитории по-прежнему нравится рискованный юмор, но если он уместно вплетен в сюжет и помогает лучше раскрыть высказывание, заложенное авторами.
Сейчас создателям комедий для взрослых придется вкладывать больше усилий, если им не хочется, чтобы их проекты, продвигаемые на экраны кинотеатров, уже в ближайшем будущем окончательно перешли в разряд домашнего развлечения. Взрослой комедии в Голливуде нужна новая оптика. Нельзя просто взять банальный сюжет и слепить в нем друг с другом несколько похабных шуток. «Жанр уже ушел дальше», — признает один из студийных топ-менеджеров, опрошенных Deadline. Как показал пример «Дэдпула» или того же «Прочь», хорошо может сработать симбиоз грубого юмора с другими жанрами.
Некоторые критики уповают на то, что в скором времени в Голливуде появятся люди, которые смогут опять перепридумать комедийный жанр для большого экрана (на телевидении и стриминг-сервисах это уже произошло) и задать ему новый вектор развития. Как когда-то то же самое с ним сделали Джон Хьюз, Уилл Феррелл или Джадд Апатоу.