В новом сериале Netflix успешный сценарист Питер Морган увлекательно рассказывает о жизни королевской семьи в послевоенной Британии и молодости Елизаветы II.
1. Питер Морган и режиссеры
Создатель «Короны» Питер Морган — сценарист с безупречной репутацией и большой специалист по королевской семье. Он автор фильма «Королева» и пьесы «Аудиенция», и в обоих произведениях роль Елизаветы II играет великая Хелен Миррен. Сценарий к фильму Стивена Фрирза принес Моргану «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». Спустя два года сценарист номинировался на премию Американской киноакадемии с картиной «Фрост против Никсона». Помимо этого в послужном списке Моргана числятся такие качественные работы, как «Последний король Шотландии», «Гонка», «Проклятый Юнайтед» и «Еще одна из рода Болейн».
В режиссеры «Короне» достались тоже не последние люди в британском кино, которые кое-что знают о монархии. Два эпизода поставил Стивен Долдри, ответственный за «Билли Эллиота», «Чтеца» и «Часы». Еще два было отдано на откуп Джуллиану Джаррольду, режиссеру «Возвращения в Брайдсхед», «Джейн Остин» и «Лондонских каникул», где роль молодой принцессы Элизабет исполнила Сара Гадон. Целых четыре серии поставил Филип Мартин, который работал над «Пуаро» и «Хокингом» в середине прошлого десятилетия, а затем получил премию «Эмми» за «Главного подозреваемого».
2. Самый дорогой сериал в истории
«Корона» стоила Netflix 130 млн долларов (100 млн фунтов), что делает ее самым дорогим сериалом в истории телевидения. Одно лишь воссоздание платья, в котором принцесса Элизабет выходила замуж за Филиппа Маунтбаттена в 1947 году, обошлось костюмерам в 35 000 долларов. Всего же они потрудились над семью тысячами костюмов, а декораторы выстроили копию Букингемского дворца чуть ли не в натуральную величину. При этом во второй серии в кадре задействованы настоящие разбушевавшиеся слоны — тоже, надо думать, явление недешевое.
3. Королевская роскошь в кадре
На экране виден каждый пенни, потраченный на сериал. Декорации, костюмы, реквизит — все выглядит богато и убедительно, за что спасибо тщательной работе оскароносного художника-постановщика Мартина Чайлдса («Влюбленный Шекспир»). Операторы (их тут было два) тоже не подвели. Шоу снято очень изобретательно для такой традиционалистской истории: герои спускаются по трапу в окружении ослепляющих вспышек фотокамер, а на экранах телевизорах показывают прямой репортаж, искусно стилизованный под архивную запись.
По сути, «Корона» — это новое «Аббатство Даунтон», только про немного другую эпоху и про более высокопоставленную семью. Но это такое же роскошное костюмное мыло с антикварной мебелью в огромных залах, где обитают прекрасные аристократки, произносящие «мама» и «папа» с ударением на второй слог.
4. Прекрасные актерские работы
Главная роль досталась Клер Фой, которая уже успела примерить на свою голову британскую корону в мини-сериале BBC «Волчий зал», где сыграла Анну Болейн. Ей снова пришлось изображать публичного человека, чей образ накрепко вшит в коллективное сознательное. Елизавета II в исполнении Фой получилась достаточно противоречивой и человечной, чтобы мы, во-первых, могли разглядеть, кто скрывается за лицом на монетах, а во-вторых, усомнились в целесообразности существования в наши дни монархии как политического строя.
Идеально отработал второй план Мэтт Смит (11-й Доктор из сериала «Доктор Кто») , играющий Филипа, герцога Эдинбургского, весьма ершистого и уязвленного супруга королевы, который совсем не рад перспективе преклонять колено перед собственной женой. Ради возможности плестись от нее на два шага позади он пожертвовал блестящей карьерой в британском ВМФ и своей фамилией, куда менее состоятельной, чем Виндзор. Ванесса Кирби сыграла принцессу Маргарет — фигуру трагическую и завораживающую. Она, звезда вечеринок и светских раутов, хотела замуж за разведенного мужчину (Бен Майлз), но церковь не позволила ей «опозорить семью». Роль слегка истеричного и сварливого Уинстона Черчилля исполнил внезапно американец Джон Литгоу. Премьер-министр был стар, но по-прежнему решителен, и у более молодых и ретивых конкурентов никак не получалось его подсидеть. Также заслуживают упоминания король Георг VI и королева-мать (Джаред Харрис и Виктория Хэмилтон), отрекшийся от престола Эдуард VIII (Алекс Дженнингс) и министр иностранных дел Энтони Иден (Джереми Нортэм).
5. Монархические противостояния
У Елизаветы сложились теплые отношения с двумя важными в ее жизни (и в жизни страны) людьми — ее сестрой Маргарет и премьер-министром Уинстоном Черчиллем. При этом вся теплота в них дезавуируется пресловутым долгом перед короной, а оттого близость эта превращается в постоянное и изнуряющее противостояние. Это противостояние церкви в лице королевы и прогрессивной светскости в лице ее вольнолюбивой, бунтарской сестры Маргарет. Это также противостояние двух институтов власти — священной короны и правительства. Уже тогда, в 1950-х, было понятно, насколько архаичны все ценности, на которых зиждется монархия, и насколько нелепы правила, требующие от монарха принесения в жертву членов собственной семьи в угоду фальшивому фасаду. С тех пор общественно-социальный климат изменился: к разводам относятся проще, от прав наследования не требуют отказываться. Теперь корона подстраивается под общество, а не наоборот. Однако сохранение лица по-прежнему стоит во главе угла, ведь это главный национальный британский спорт — пристально следить за каждым шагом всех членов королевской семьи.
6. Продолжение банкета
Заканчивается первый сезон на полуслове, но, к счастью, второй уже в работе. Создатели планируют снять целых шесть сезонов по 10 серий в каждом и рассказать о правлении Елизаветы II вплоть до наших дней. Нетрудно предположить, что Клер Фой будет играть королеву лишь в молодости, пока это будет уместно. Дальше ей найдут соответствующую возрасту замену (или просто возьмут уже готовую Хелен Миррен?). Пока же можно посмотреть первый сезон «Короны», который доступен на Netflix целиком.