КиноПоиск побывал в Сан-Франциско на студии, основанной Джорджем Лукасом, и готов рассказать вам, как выглядит изнутри место, куда мечтает попасть любой фанат кино.
В коридоре Lucasfilm есть дверь. Надпись на ней гласит: «The Kerner Company, optical research lab». Если подергать за ручку, выяснятся две вещи. Первое: это просто дверь, она никуда не ведет, а просто висит на стене. Второе: вы только что прикоснулись к ручке, частенько чувствовавшей пятерню Джорджа Лукаса.
Когда-то компания Lucasfilm располагалась в городке Сан-Рафаэль (тоже Калифорния), а лаборатория оптических исследований «Кернер», занимавшаяся практическими эффектами, ранее была частью компании Industrial Light & Magic, основанной Лукасом в мае 1975 года. О ней мы расскажем вам отдельно. Так вот, «Кернер» больше не существует, но Лукас по ностальгическим соображениям перевез дверь в Сан-Франциско, куда компания переехала из Сан-Рафаэля в 2005 году.
Если подняться на верхний этаж главного корпуса Lucasfilm, откроется великолепный вид на мост Золотые Ворота, который так любят разрушать кинематографисты (см. «Земное ядро», «Тихоокеанский рубеж», «Годзилла», «Разлом Сан-Андреас», «Это прибыло со дна моря», «Люди Икс: Последняя битва»). Сотрудники студии не очень любят столь вольное обращение с достопримечательностью города, но терпят. В конце концов, это не просто длинный и красивый мост, но и один из самых узнаваемых мостов мира. «Вам еще повезло. Здесь ясно, — говорит англичанин Деннис, отвозивший нас на студию из отеля. — Обычно мост не виден из-за тумана».
Туман — обычное состояние любого киномана, который выходит после экскурсии по Lucasfilm. Здесь рождались знаковые кадры, культовые фильмы, знаменитые персонажи. Здесь постоянно осуществляются технологические прорывы и придумываются новые способы удивить зрителя. Здесь зарождается магия.
Йода перед входом взирает на прибывших с легким безразличием. Он здесь стоит как фонтан, а не как мудрейший из джедаев. Преодолев желание запрыгнуть в фонтан поближе к ушастому памятнику, мы обнимаемся с выкатывающимся к нам навстречу R2D2. Просим Оби-Вана Кеноби помочь, ведь он наша единственная надежда.
В лобби студии может зайти любой желающий. Провести несколько минут в обществе Дарта Вейдера, Бобы Фетта, массы фигурок, моделек и просто окунуться в атмосферу, царящую на студии. Что интересно, посреди лобби стоит памятник Уиллису Х. О. Брайену. Он как будто поддерживает Кинг-Конга на высотке. О. Брайен был пионером кукольной анимации (stop motion animation) и является автором спецэффектов в таких знаковых фильмах, как «Затерянный мир» (1925), «Кинг-Конг» (1933) и «Могучий Джо Янг» (1949), за которого получил премию «Оскар».
Если повернуть направо от статуи, можно заметить два постера к «Дракуле» и «Созданию из Черной лагуны». Оба франкоязычные, оба оригинальные. Вышли в 1950-х годах, когда был прокат во Франции. Казалось бы, причем тут постеры и статуи? Дело в том, что Джордж Лукас — большой поклонник кинематографа в целом, а солидное состояние позволяет ему регулярно пополнять свою коллекцию, разросшуюся до таких масштабов, что сейчас режиссер строит для нее музей в Чикаго (открытие запланировано на 2018 год).
Постеры, картины, скульптуры, мэт-пэйнтинг, иллюстрации — если взять все предметы искусства, что имеются у Джорджа, можно было бы каждые полгода на протяжении девяти лет делать новую выставку и ни разу не повториться. Примерная стоимость коллекции режиссера оценивается в 1 миллиард долларов.
Афиши к старым фильмам встречаются нам по пути всей экскурсии. «Займемся любовью» с Мэрилин Монро, «Спасение Тарзана» с Джонни Вайсмюллером, «Бананы» Вуди Аллена — в стенах Lucasfilm множество прекрасных и необычных постеров к американским картинам самых разных жанров. Конечно, имеется галерея постеров к фильмам, над которыми работала компания Лукаса ILM, но как раз их ожидать вполне логично.
В лобби расположились фигуры Дарта Вейдера и Бобы Фетта в человеческий рост, а на полках с книгами заметны фигурки и предметы из «Звёздных войн».
Нет, Империя не захватила лобби студии. Здесь есть и хорошие ребята!
Получив спецпропуск на один день, проходим внутрь. Снова повсюду постеры в рамках, но рассмотреть их мы не успеваем: наша сопровождающая Барбара Гамлен, пиарщица LucasArts, заводит нас в кинотеатр, один из трех, располагающихся на территории студии. Зал сертифицирован Американской киноакадемией, так что здесь могут проходить просмотры фильмов, представленных к премии «Оскар». Мы располагаемся и слушаем историю студии, которую нам рассказывает президент ILM Линвенн Бреннан. Об этой удивительной женщине мы расскажем вам отдельно.
Lucasfilm Ltd — независимая студия, действующая вне рамок Голливуда. Джордж Лукас основал ее в 1971 году, и тогда же он написал и поставил свою дебютную картину «Галактика THX-1138». В 1973 году вышел фильм «Американские граффити», ставший невероятно успешным в коммерческом плане. При бюджете в 777 000 долларов лента заработала 115 миллионов. Но все это было лишь вступлением к главному делу жизни Джорджа — трилогии «Звёздные войны».
Осознав, что ни одна современная кинокомпания не в состоянии обеспечить его задумку достойными спецэффектами, в 1975 году Лукас основывает Industrial Light & Magic, которая и по сей день снабжает Голливуд своими компьютерными созданиями.
«Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» получает шесть премий «Оскар», большая часть из которых технические, в частности за монтаж, звук, визуальные и звуковые эффекты. Этот фильм в дальнейшем определит задачу Lucasfilm — не только рассказывать увлекательные истории для зрителя, но и работать над улучшением качества кино, совершать прорывы в технологиях, помогая магии кино.
Кроме «Звёздных войн», Lucasfilm выдала успешную трилогию про Индиану Джонса. Аккурат между первым и вторым фильмами об искателе приключений была реорганизована компьютерная компания (она получила название Pixar), а также создано подразделение, отвечающее за игры. К 1995 году Lucasfilm состояла из трех китов: Lucasfilm Ltd., Lucas Digital Ltd. и LucasArts Entertainment Co. Lucasfilm Ltd. занималась созданием фильмов и телепроектов, а также поддерживала кинотеатры с сертификатом THX (он выдавался залам, поддерживавшим высокое качество акустики); Lucas Digital Ltd. руководила ILM, постепенно став одной из ведущих компаний в области спецэффектов. LucasArts Entertainment Co поддерживала лицензии на персонажей и продукцию компании, но, главное, работала над мультимедийными проектами и видеоиграми.
Проходя по коридорам студии, вы можете увидеть всю историю Lucasfilm. К каждой картине на стене, к каждой модели и к каждой статуэтке прилагается табличка с описанием. Возникает ощущение, что находишься в музее. Оно особенно усиливается, когда рядом с инопланетянином Спилберга, улетающим на велосипеде, обнаруживается вот такой аппарат.
Этот реликт — оптический принтер Ховарда Андерсона, который Джордж Лукас приобрел у студии Paramount. Аппарат использовался для создания визуальных эффектов библейской драмы Сесила Б. ДеМилля «Десять заповедей» и ряда сцен в картине Альфреда Хичкока «На север через северо-запад». Но постепенно метод VistaVision (горизонтальная съемка на негатив 35 мм) исчез, поскольку был слишком дорогим, хоть и очень качественным. Когда Panavision представила анаморфный объектив, широкоформатные фильмы перестали нуждаться в VistaVision.
Для чего нужен был Лукасу столь древний принтер? Для спецэффектов «Звёздных войн». Принтер был способен копировать кадры снова и снова, практически не теряя в качестве. И как раз это требовалось для спецэффектов. Например, персонажи, снятые на фоне хромакея, аккуратно вырезались, а затем принтер совмещал нужный фон с героями фильма.
Работу принтера Андерсона можно увидеть не только в оригинальной трилогии «Звёздные войны», но и в трилогии «Индиана Джонс», трилогии «Назад в будущее», в четырех фильмах франшизы «Звёздный путь», в черной комедии «Смерть ей к лицу», в комедии «Кто подставил кролика Роджера» и почти сотне других лент. В 1993 году аппарат ушел на покой.
Несмотря на то, что Lucasfilm не занимается практическими эффектами, некоторую аниматронику можно увидеть в стенах студии. Например, ти-рекса из «Парка юрского периода». Ну да, изнутри он смотрится довольно необычно, как и любой робот.
Или вот, например, начинка Слаймера из «Охотников за привидениями». Тоже жутковатая.
О «Кролике Роджере» напоминают шкура судьи Дума, сам кролик (он стоял в кабинете, куда нам заходить было нельзя) и мультяшный пистолет с болтливыми пульками.
Пожалуй, один из самых известных спецэффектов ILM — жидкий Терминатор из «Терминатора 2» Джеймса Кэмерона. Вот, например, модели, на которые опирались компьютерные спецы, чтобы правдоподобно расплавить Роберта Патрика. Фигуры узнаются моментально. В конце концов, это один из самых знаковых спецэффектов 1990-х.
Чтобы далеко не отходить от Джеймса Кэмерона, вот создание из «Бездны».
Где-то под потолком подвешены два космических корабля из комедии «В поисках галактики». Авторы фильма настаивали, чтобы дизайн никак не был похож на «Энтерпрайз» из «Звездного пути». «Not the Enterprise» («Только не „Энтерпрайз“»), — бубнили в телефон заказчики, и спецы из ILM в итоге породили корабль под названием NTE-3120, то есть Not The Enterprise. Рядом корабль инопланетных захватчиков, смахивающий на динозавра.
Из наиболее забавных артефактов, касающихся «Звёздных войн», есть Хан Соло в карбоните (увы, копия) и ненавистный фанам Джа Джа Бинкс в карбоните. Поклонники франшизы прислали Лукасу эту работу, и режиссеру она так понравилась, что он выставил ее в залах своей студии.
Макет корабля из «Кокона» сейчас немного похож на корабль с зомби — фигурки со временем разрушились.
Посмотрите на этот офис. Вроде бы ничего особенного, да? Ну разве что фотография Гильермо дель Торо на столе.
Та-дам! Перед вами был макет из «Тихоокеанского рубежа». Смотрите, вот он виднеется за спиной у этого парня из «Людей в черном». Что интересно, рядом с ним сидела вполне себе настоящая дама, но, когда она пошевелилась, некоторые вздрогнули. Здесь можно ожидать всякое! «Я ненастоящая. Проходите мимо, не снимайте», — смеется женщина. Мы следуем ее совету.
На стенах очередные доказательства того, что в кино все ненастоящее. Для съемок драмы «Дорз» Оливер Стоун использовал вот такую картину, чтобы показать пейзаж за окном автомобиля.
Это называется mattе painting. Аналога в русском, увы, нет, потому прижилось понятие «мэт-пэйнтинг». При помощи этих картин кинематографисты создают иллюзию окружающей среды, чтобы не тратиться на съемки на натуре или дорогие спецэффекты. Например, вот мэт-пэйнтинг из «Капитана Крюка» Стивена Спилберга.
Вот это очень интересная штука. Мэт-пэйтинг для фильма «Крепкий орешек 2». Использовался специально для титров. Движущихся людей добавили во время постпродакшна. Если присмотреться, то можно увидеть рожицу лягушонка Кермита на двери грузовика, а надпись на японском означает «киру-киру» — так передается кваканье лягушки. Художник Юсей Йесуги таким образом отдал долг Джиму Хенсону, который умер во время производства фильма Ренни Харлина.
Мы идем вдоль картин с дизайном Ральфа МакКуорри, проходим мимо огромного снимка из «Седьмого путешествия Синдбада» с автографами кумира Лукаса Рэя Харрихаузена. Маэстро расписывался каждый раз, когда приезжал на Lucasfilm.
Харрихаузен — автор множества спецэффектов, вдохновивших не только Лукаса, но и Тима Бёртона, Питера Джексона, Джона Лэндиса и главу Pixar Джона Лассетера. Памятник гуру визуального волшебства есть и на студии Lucasfilm. Рэй держит в правой руке скелет с мечом и щитом, как в фильме «Язон и аргонавты».
Еще один памятник мы видим только из окна. Это статуя Эдварда Мейбриджа, изобретателя хронофотографии и зоопраксископа, устройства, проецировавшего движущиеся картинки. Он появился в 1879 году, а кино братья Люмьер изобрели чуточку попозже. Сам памятник вон там вдали.
Увы, нам не разрешают фотографировать кабинеты, в которых работают мастера по спецэффектам, но поверьте, что это зрелище не для слабонервных! Маленькая комнатушка может быть увешана и обставлена множеством макетов и фотографий, тогда как сам человек за монитором вообще не виден.
Несмотря на наличие симпатичной столовой, местные сотрудники бегают пить кофе в заведение Javva the Hut, расположенном в недрах студии. Здесь делают самый крепкий кофе в мире, хвастается бариста, иначе как сохранять бодрость в преддверии дедлайна? Благодарности кофейне можно увидеть в титрах фильмов, над которыми работала ILM.
Один из самых внушительных макетов — дом графа Олафа из фильма «Лемони Сникет: 33 несчастья». Его как будто сжали каким-то лучом и втиснули в помещение, настолько реалистично он смотрится.
Пожалуй, надо остановиться. Со вздохом «Все в кино фальшивое» мы заходим в местный сувенирный магазин, оставляем там последние деньги и снова оказываемся возле фонтана с Йодой. Кажется, будто он теперь над нами посмеивается, ведь мы увидели лишь верхушку айсберга, а сколько осталось за кадром.
Но на этом наше знакомство со студией не закончится. Мы расскажем вам подробнее про ILM, окинем взором видеоигры по «Звёздным войнам» и поговорим о спецэффектах с самим Дэннисом Муреном, шестикратным обладателем премии «Оскар». В общей сложности у ILM аж 15 «Оскаров». «Да вы как Мэрил Стрип от визуальных эффектов», — подытоживаем мы, глядя на фотографии Дэнниса и его товарищей в обнимку с позолоченными статуэтками. Барбара смеется: «Так нас еще никто не называл!»