Согласитесь, в канун зимних праздников все ждут Сказки – и взрослые, и дети. И если от реальной жизни ее добиться достаточно сложно, то для создания нужного настроения прекрасно подходит волшебный мир кино. Вот только сказка сказке рознь, и если вдруг вы поведетесь на трейлер и постер фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» (в оригинале «Come Away»), предвкушая феерическое зрелище для семейного просмотра, то вас и ваших детей ждет не магическая атмосфера, а изрядно подпорченное настроение.
Как-то раз даме по имени Марисса Гудхилл, не имеющей за собой никакого драматургического опыта, пришла в голову идея свести вместе главных героев «Питера Пэна» Джеймса Барри и «Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. Реализовать его взялась другая дама, Бренда Чепман, женщина не то чтобы неопытная, просто никогда игровое кино не снимавшая, поскольку в ее послужном списке значились лишь анимационные проекты вроде «Принца Египта», «Красавицы и чудовища», «Короля Льва» и «Храброй сердцем». Что получилось в результате: Питер Пэн и Алиса стали братом и сестрой, рожденными в межрасовом браке в викторианской Англии, жили себе счастливо, бегали и дрались на палках, пока их старший брат не утонул самым нелепым образом. Мама в итоге начала прикладываться к бутылке, папа пристрастился к азартным играм, тетя стервозничала, а дети с головой ушли в эскапистские фантазии под воздействием «чудесной золотой пыли, решающей все проблемы». Дивный сюжет для новогодне-рождественской сказки, на которую вас настроили, не так ли?
Как ни странно, но стремление автор(ш) влиться в трендовую струю и угодить активистам BLM оказалось вовсе не основным минусом фильма. В прессе четко подметили, что пускай герои будут хоть серобуромалиновые в крапинку, лишь бы происходящее на экране было увлекательным, а вот с этим у детища Чепман колоссальные проблемы. Первое, с чем горе-режиссерка не может определиться – это с ориентировкой на возраст аудитории, поскольку где-то через полчаса и дети, и взрослые начинают подозревать, что им подсунули не феерическое фэнтези, а какое-то особо жестокое кидалово. Настроившись на волшебство и приключения благодаря сеттингу, закадровому нарративу и саундтреку, маленький зритель вынужден битый час наблюдать, как Питер и Алиса бегают с палками по саду, впадают в приторный анабиоз вместе с родителями и обильно глючат, а взрослый со все больше нарастающим недоумением видит, как кэрролловское «выпей меня» оборачивается на экране маминым алкоголизмом, да и все остальные темы, мягко говоря, сильно далеки от детских.
Да, Чепман захотела усидеть сразу на нескольких стульях, но в результате попадала со всех одновременно. Решив рассказать о детских трагедиях, которые вылились в нежелание Питера Пэна взрослеть и бегство Алисы в мир фантазий от жестокой реальности, она не смогла угодить никому. Ребенку, жаждущему загадок, экшена и зрелища, придется скучать и наблюдать за превращением веселой истории в занудную и мрачную тягомотину, а взрослые, утомившиеся жутким инфантилизмом первой половины картины, никак не смогут серьезно проникнуться притчевыми посылами ввиду их полной неуместности и отсутствия глубины в угоду инклюзивным реверансам. А второй серьезный минус, выливающийся из отсутствия опыта Чепман как постановщика игрового кино, это тотальное неумение работать с актерами, отчего Джоли лишь расхаживает взад-вперед с плаксиво-изможденным видом (и огромным седым гнездом на голове), а маленькие лицедеи играют из рук вон плохо. Так что в этой стране алкоголических чудес и психологических проблем не то что не хочется задерживаться, нужно последовать оригинальному названию и валить отсюда поскорее.
Некоторым переход бывшего постановщика Pixar-а Бренды Чепмен (автора «Храброй сердцем» и «Принца Египта») в мир художественного кино может похвастаться захватывающим. Ещё бы, теперь сказка может быть подана в традиционной форме, а не как мультфильм! На деле старт «Питера Пэна и Алисы в стране чудес» был омрачен скандалами и дело даже не в, извините, «очернении» центральных персонажей. Дурное самомнение предполагает, что эти два литературных героя могли быть братом и сестрой. С одной стороны, это предполагает определенные возможности с точки зрения сюжета, но с другой это попахивает бредом. В «Питере Пэне и Алисе» надо разбираться беспристрастно, без обзора деталей вроде цвета кожи главных героев, имеющих явно ангажированное направление. И, если подумать, проект плох по мнению и зрителей, и дистрибьютеров: даже Netflix отказались от приобретения фильма, а непрекращающееся уныние от коронавируса после просмотра может даже усилиться.
История повествует о детях. Их родители в лице Дэвида Ойелоуо (да, фамилию произнести непросто) и аж самой Анджелины Джоли поощряют мыслительное творчество отпрысков. Питер, например, хочет быть лидером банды мальчиков, воюющих с индейцами. Алиса же устраивает чаепития для мягких игрушек. Альтернативные происхождения известных героев, увы, служат лишь фоном: настоящих приключений или даже миров Страны Чудес и Нетландии в этой картине нет. У Питера и Алисы был ещё брат Дэвид, погибший незадолго до событий фильма.
Почти восемьдесят процентов 90-минутного хронометража посвящены созданию унылой среды «реального мира», в котором воспитывались двое главных героев. Вскоре зрители осознают, что «Питер Пэн» не собирается уводить сюжет в другое русло. Похоже, это в первую очередь недостаток концепции, а не ресурсов, поскольку у фильма и приличный бюджет, и декорации вроде нормальные. Дети встречаются с виртуальными прообразами Безумного Шляпника и Капитана Крюка, после чего встречают врагов пострашнее – дрянные визуальные эффекты. Даже они особо не требуются: фэнтезийные сцены немногочисленны.
Что же остается? По задумке авторов они должны были воссоздать события, которые, типа, вдохновили более поздние приключения Алисы и Питера, т.е. переконструировать мирские детали, чтобы объяснить, как же дети пришли к Красной Королеве, кролику, пиратам и т.п. Логические цепочки должны выстраиваться в головах зрителей, поскольку именно аудитория может восстановить связь между литературными отсылками и историями в кадре и за кадром. Этого всего нет или создатели убивают подобные приемы, стоит их только пройтись по касательной. Зато есть мифическая социальная повестка, осуждающая, ах, отношения к женщинам в 19-м веке. И, вы будете смеяться, смена цвета кожи Питера Пэна, которую, увы, не получилось обойти стороной, не имеет никакого обоснования: здесь это само собой разумеющееся; не поднимаются те или иные расистские проблемы викторианской Англии и т.п. А другие элементы, такие как алкоголизм и игровая зависимость, наоборот – выпячиваются. Подход одновременно тяжелый и несущественный. Честно говоря, «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» кажется попал в ловушку бесконечной презентации для либерально настроенных продюсеров: огромное количество идей либо получили грубое воплощение, либо не получили его вообще.
Хуже всего каст и актерская игра. Дети-актеры, прежде всего, не верят в своих героев. Не стоит их винить: юные лицедеи, как правило, доверяют своему режиссеру, а Чепмен не знала, как актерами руководить. Дети-зрители, в свою очередь, не смогут себя идентифицировать с протагонистами, что убивает эмоциональную составляющую. Что дальше? Джоли из величайшей, по задумке, мамы в мире превращается в какую-то постаревшую леди-зомби. Майкл Кейн больше ограничивается камео, хвастаясь своими накладными усами. А в совокупности это рождает ужасную экспозицию для фильма, в котором центральной должна была стать идея взаимопомощи брата и сестры, а скатилось всё в итоге в банальные истины в дурной обстановке.
«Питер Пэн и Алиса в стране чудес» много обещает и ничего не реализовывает. Фантазия на основе «Алисы в стране чудес» и «Питера Пэна» имеет право на жизнь. В формате этого фильма подобное же больше похоже на кинематографический кадавр, который слепил пьяный некромант спустя рукава. Здесь нет магии, нет воображения, подтекст слишком толстый, а ленивые штампы вообще вянут. Сценаристы даже не потрудились прочитать оригинальные произведения Кэрролла и Барри, судя по всему, потому что даже отсылок не добавили. Вероятно, больше всего кинолента страдает от недооценки своей аудитории: для детей фильм будет явно слишком тяжелым, а для взрослых – легкомысленным. Вероятно, кинокартина хочет постулировать, что один из детей остался ребёнком навсегда, а другой – вырос, чтобы рассказать эту историю, хотя истории нет, как таковой: бегство от реальности вылилось в необходимость психотерапии для любого, кто осмелится посмотреть столь дурное кино. Поразительно, как много талантливых людей одномоментно облажались: после просмотра «Питера Пэна и Алисы» хочется нюхнуть горстку сказочной пыльцы феи Динь-Динь… и заснуть навсегда.
Начну с того, что антирасизм зашёл слишком далеко (сама я не расист). Большинство персонажей с белой кожей превратили в героев с темной кожей. Но ладно не суть, идём дальше.
Настоящее название фильма - «Come Away» (в переводе «Уйти» или «Уходить», но вы поняли, что я имею ввиду). Наверняка наши переводчики, когда переводили название фильма для российского проката, думали, что «ай и так сойдет».
А теперь к самому главному - к сюжету. Сюжет в какой-то мере неинтересен и запутанный. Тут надо думать, понимать, что к чему и что вообще происходит. Также, в фильме очень много драматических моментов, которые дети не поймут. Не говоря о том, что присутствуют моменты с элементом жести. Судите сами: один - умирает, другая - пьёт, третьему и четвёртому - руку отрезают, девочку ударили по щеке, ребенок выпивает мамину бутылку с коньяк со словами: «Зелье, унеси меня...» и для чего она так делает - непонятно...
Единственный из всех адекватных персонажей - сестра Роуз (мамы Алисы и Питера) - Элеонора. Хотя она и отрицательный персонаж, мне больше всех понравилось присутствие здравого смысла в этом персонаже.
Если бы не замечательные декорации, парочку радостных моментов и актерской игры Анджелины Джоли, то фильм явно бы получил 1 из 10.
Но согласитесь, фильм явно не для детей. Тут максимум ограничение в 14+, но никак не в 6+!
Фильм не похож на «сказку», скорее на «психологическую драму». Не вижу смысла снимать такие фильмы, которые не подходят под определённые критерии.
Оригинальное название Come Away. Фильм позиционируется как волшебная история о Питере Пэне и Алисы. Создатели фильма взяли и перемешали две истории Питера Пэна и Алисы в стране чудес, получилась некая помесь, которая могла бы гармонично дополнить друг друга, но идея была разрушена уже с самого начала фильма. Я не предполагал, как можно настолько испортить две такие волшебные сказки, еще и с прекрасным актёрским составом, но оказывается это вполне возможно и авторы это доказали. По трейлеру я думал, что этот фильм по задумке что-то наподобие фильма 'Волшебная страна' с Джонни Деппом и Кейт Уинслет, но не тут-то было. Мало того, что большинство героев темнокожие, так ещё и сама история лишена волшебства.
От сказочного там разве что декорации, костюмы и небольшое количество спецэффектов, которых настолько мало, что невозможно насладиться сказачной атмосферой. Это трагическая история одной межрасовой неблогополучной семьи с детьми дегенератами. Авторы этого фильма хотели рассказать историю о мальчике, который не хочет взрослеть и о девочке в сказочном мире в реалиях жизни и с элементами психологической драмы, и в итоге получился невероятно унылый фильм о семье неудачников с зависимостями, их детьми с психологическими проблемами. Это история об отце, который пристрастился с азартным играм и стал инвалидом, о матери-алкоголичке, о мальчике-наркомане, который подворовывает и скрывается, ну и наконец о девочке, которой, по всей видимости, удалось выбраться из всего этого и найти свое место в мире. Энивей, если хотите чего-то сказочного и уютного, то этот фильм точно не для вас.
На самом деле, во всем виновата русская адаптация названия. То, что в оригинале - нейтральное 'Уйти', в нашем переводе получило название 'Питер Пэн и Алиса в стране чудес'. И от фильма автоматом ждешь этого - страну чудес и хорошо знакомых с детства героев.
И разочаровываешься из-за неоправдавшихся ожиданий. Потому что Питер и Алиса тут присутствуют, но не те самые, сказочные, а просто какие-то детишки. А страны чудес и вовсе нет. Вместо нее - суровая реальность, в которой родители страдают из-за смерти ребенка, а остальные их дети еще не до конца осознают тяжесть трагедии, постигшей семью, но уже вполне себе ощущают гнетущую атмосферу боли и печали. От которой и стремятся 'уйти', туда, в мир сказок, вечного детства и приключений.
Получается, правда, не очень. Приключений-то, как таковых, и нет, зато очень много реальности, в которой отец погряз в карточных долгах, а мать потихоньку спивается.
Такой вот фильм, не для детишек. Но и не для взрослых - слишком скучно, натужная, высосанная из пальца драма, а детки-актеры, которым отведена большая часть эфирного времени, играют из рук вон плохо. Джоли вот хороша, но на ней одной картину не вытянешь. Для кого и чего в итоге фильм снят - не понятно, удовольствия от просмотра никакого, потраченного времени жаль.
Если вы вдруг соберетесь в кинотеатр со своими детьми и увидите афишу 'Питер Пэн и Алиса в стране чудес' (2020) да еще и с Анжелиной Жоли на постере, постарайтесь удержать себя от покупки билетов. Лучше потратьте ваши деньги на покупку книжки Льюиса Кэрролла с цветными иллюстрациями 'Алиса в Стране Чудес'. Ведь такого жутчайшего, бессмысленного и беспощадного ада, такой дичи даже русские режиссеры типа Быкова и Звягинцева не снимают!
В этом кино вообще нет ничего из 'Алисы' и 'Питера Пэна', кроме созвучных с ними имен детских персонажей. Даже режиссер не рискнула использовать отсыл к этим детским сказкам в названии своей дичайшей алко-истории. Там просто дряхлеющая старушка Джоли в роли тупой бухающей мамаши, у которой поочередно тонут и умирают разноцветные дети, чья 6-летняя афро-дочка Алиса(!) натурально 'выжирает' недопитый мамой коньяк(!) прямо из горла огромной (не барной) бутылки и, произнеся шедевральную (на мой взгляд) фразу: 'Зелье, унеси меня!', пьянющей валится с ног.
Ах, еще есть муж - тупой, да что там, еще тупее, темнокожий(!) алкаш и игроман, которого Анжела Джоли откровенно стесняется и даже целует с отвращением, словно жабу. Который работу 'на заказ' сдает на неделю позже срока и не понимает в чем проблема. Которому, его же братец-педофил рубит руки и 'ставит на счетчик'...
Отвратительная игра всех актеров, от взрослых до детей, слабый сценарий, отвратительные спецэффекты аля 'Олимпиада-80' с улетающим на веревках медведем... В этом фильме отвратителен каждый кадр отвратительной кинопленки.
Я вообще-то очень выносливый, но это фильм-боль! На всем его протяжении. А в конце вообще создалось ощущение, что эта драма автобиографична, словно бы сценарий писала сама Анжелина Джоли. Что это она настолько устала от собственного фетиша по усыновлению цветных детей и настолько переживает свой разрыв с Брэдом Питтом, что потому и согласилась на главную роль и играла в конце концов саму себя.
Если есть возможность, защитите ваших детей от этой космической шизофрении, пожалуйста!
Была бы моя воля, я бы звезд вообще не ставил. Но правила обязывают указать хоть одну. Пожалуй, её я отдам исполнительнице роли тётушки Черной Королевы Анне Чэнселлор - единственному положительному персонажу картины, сценарно, вроде бы, игравшей отрицательный персонаж.
Бренда Чапман завоевала зрительские сердца, специализируясь в качестве сценариста и режиссёра в полнометражной мультипликации. Её фантазия позволила студии 'Walt Disney Pictures' создать шедевры 'Красавица и чудовище' (1991), 'Король Лев' (1994), 'Горбун из Нотр Дама' (1996), 'Принц Египта' (1998) и 'Храбрая сердцем' (2012). Но в 2020-ом году она решила немного перепрофилироваться и пойти на повышение - её назначили главным режиссёром уже художественного полнометражного фильма 'Come Away', который у нас получил адаптированное название 'Питер Пэн и Алиса в стране чудес', исходя из сюжетной основы этого фильма от сценариста-дебютанта Мариссы Кэйт Гудхилл. И этот проект заинтересовал Анджелину Джоли и Дэвида Ойелоуо, которые не только сыграли главные роли в 'Питере Пэне и Алисе в стране чудес', став тем самым 'лицом' фильма, но ещё и возложили на себя продюсерские функции. Кроме того в картине снялись Гугу Мбата-Роу и Майкл Кэйн.
Однако, если взять за разбор наше ассимилированное название, то может сложиться впечатление, что это некий кроссовер, объединивший две классических сказки. Но это совсем не так. Тут, скорее, идёт речь о драматической истории семьи Литтлтонов, где маленькие брат и сестра создают для себя волшебный мир, предпочитая спрятаться в нём, веря в чудеса и счастливый исход, чем постепенно понимать какие проблемы затронули их родителей. Так что появление на экране Красной Королевы или феи Динь-Динь - это лишь образные фантазии детей, которые подчёркивают общее впечатление о том или ином персонаже из 'Питера Пэна и Алисы в стране чудес'. И таким образом, данный фильм никак нельзя назвать полноценным представителем жанра фэнтези в нашем исконном понимании, зачастую его вообще можно опустить за скобки, потому что на первый план выходит семейная драма, чем-то схожая с произведениями от Чарльза Диккенса.
И вроде на первый взгляд такая идея не только имеет право на жизнь как рискованный, но очень любопытный эксперимент, но могла бы стать импульсом к обретению новизны в художественном построении жанра фэнтези. Но всю ситуацию испортили вездесущие ныне тотальная толерантность и дух феминизма. Конечно, сейчас модно поддерживать эти социально направленные движения, но в последнее время они выходят за рамки всё-таки. И не вижу ничего плохого в том, что в полусказочной истории про знаменитых персонажей главное место отводится афроамериканцам, но, признаться, принять это было довольно сложно. Нам пытаются разбить стереотипы, но порой это слишком навязчиво, что вызывает отторжение. Как и тот момент, что в отношениях взрослых в 'Питере Пэне и Алисе в стране чудес' фокус в основном сконцентрирован на героине Анджелины Джоли, которая усиленно демонстрирует её силу характера и любовь к семье, которая подвергается проверке из-за проступков мужа. Но больше это выглядит как очередная агитация, заменившая художественный замысел.
И, признаться, что с таким подходом совершенно выпадает игра Дэвид Ойелоуо. Этот актёр давно пробивает себе путь в большие звёзды, получает раз за разом главные роли, но пока назвать его новым Сидни Пуатье, Дензелом Вашингтоном или Уиллом Смитом не выходит. Они-то пробились за счёт таланта, а Ойелоуо, такое чувство, ещё вольно или невольно пользуется и социальными изменениями. Но если у него будут хорошие роли, то этому буду только рад! Однако, драматическое воплощение персонажа в 'Питере Пэне и Алисе в стране чудес' хромало на обе ноги, несмотря на его старания, хоть и порой его было искренне жаль. В Анджелине Джоли почему-то читалась какая-то надменность, будто бы она не в фильме играет, а снова участвует в какой-то благотворительной акции или ищет нового ребёнка для усыновления из очередной бедной страны. А вот Гугу Мбата-Роу и Майкла Кэйна довольно мало в фильме, чтобы сделать какое-то заключение по поводу их игры.
Итак, 'Питер Пэн и Алиса в стране чудес' стали заложниками тотальных толерантности и феминизма, усиленно навязываемых прогрессивным обществом меньшинства архаичному и запылённому обществу большинства. Но если от этого отмахнуться, то можно заметить, что в целом идея 'Питера Пэна и Алисы в стране чудес' выглядит вполне себе новаторской, объединяющей викторианскую драму с элементами фэнтези. Но серьёзным изъяном картины стала ещё и игра главных действующих лиц - Анджелины Джоли и Дэвида Ойелоуо, которые словно не попали в концепцию задумки режиссёра Бренды Чапман и сценариста Мариссы Кэйт Гудхилл.
Ох уж эта вездесущая толерантность! То прихвостень Гастона из «Красавицы и чудовища» влюбится в своего друга, то циклоп Спектр из мультика «Вперёд» рассказывает о своей возлюбленной, теперь настала очередь «толерантить» Питера Пэна и Алису (которая в стране Чудес). В новом фильме оскароносного режиссёра Бренды Чемпен (той самой, которая сняла потрясающий мультфильм «Храбрая сердцем»), герои любимых сказок предстают перед нами в образе темнокожих брата и сестры.
Чёрт с ними, с темнокожими главными героями – фильм просто не интересен. Наши переводчики, видимо, зная о «кассовых» сборах, решили выехать на русскоязычном названии картины. И… тем самым ещё больше усугубили ситуацию, переименовав нейтральное «Come Away» в абсолютно дурацкое «Питер Пэн и Алиса в стране чудес». Если бы не бесплатные билеты, на этот «шедевр» я бы не то что не пошёл – не стал бы смотреть и дома.
Для детей фильм не «катит» - здесь полно драматических моментов, которые малыши просто не поймут. Для взрослых – полуторачасовая занудная жвачка, которую хочется выплюнуть на пятнадцатой минуте.
Судите сами: два ребёнка-дегенерата всеми силами зачем-то пытаются сбежать из дома. Их дед и дядька – чуть ли не мафиози, третий ребёнок – исчезает в первой половине фильма, а мать Алисы и Питера проводит вечера с бокалом в руке. Единственный адекватный персонаж этого опуса – Элинор, тётка детей. В фильме она предстаёт отрицательным персонажем, хотя, надо признать, она единственная, кто тут дружит с головой.
Кстати, замашки зависимой мамаши уже с детства передались и Алисе. Одна из самых абсурдных сцен – момент, когда девочка берёт мамину бутылку с коньяком и выпивает её.
- Зелье, унеси меня, - приговаривает девочка, уменьшаясь в размерах.
В следующем эпизоде «маленькая» Алиса предстаёт перед зрителями в своём обычном состоянии. Для чего тогда она пила?
Отсылка к популярным персонажам, по правде говоря, далёкая. О «тех самых» Питере и Алисе напоминает лишь кроличья нора, да нежелание парня взрослеть. Если не принимать во внимание известную биографию их обоих, можно представить, что речь идёт о детях со схожей судьбой.
Как мы видим, винегрет не пришёлся по вкусу ни зрителям США, ни европейцам. Такой же феерический провал ждёт «Алису и Пэна» и в России. Несчастные родители, которые повели своих чад на «сказку», оказались обмануты. Ни сказки, ни юмора, ни ярких красок, ни спецэффектов – сплошная тоска. Единственный правильный выход из всей этой ситуации – выход из кинотеатра (что зрители и делали).
Среди положительных моментов отметил бы неплохие декорации, атмосферу старины и присутствие Анджелины Джоли. В целом, я так и не понял, зачем и для кого это сняли. Никакой «страной Чудес» здесь и не пахнет.