За сто тридцать лет роман Роберта Льюиса Стивенсона обзавёлся таким количеством адаптаций и интерпретаций, что по дороге к третьему тысячелетию подутратил первоначальный смысл. Из мистера Хайда с лёгкой руки господ-пародистов вышел очень колоритный, монструозный злодей, без особых проблем подмявший прародителя. Однако трагедия доктора Джекила и неспособность обуздать злобное альтер-эго не нуждалась в громких эффектах – доппельгангер убивал тихо. Осознание тяжести содеянного, раздирающие сердце противоречия, проклятие гениального интеллекта – эти вещи актуальны всегда. Кое-кто счёл, что для их пробуждения хватит бытовых неурядиц, помноженных на жизнеощущение изгоя. Именно такое амплуа досталось Изабель Юппер: серой потрёпанной мыши с дипломом педагога, классом недозрелых мучителей, насмешливым директором и мужем-домохозяином. Больше не ночная бабочка, как в недавней «Еве», но та была хозяйкой положения, а мадам Жекиль не властна и в кабинете физики. Только в пришкольной лаборатории находит она умиротворение. Пока ненастным вечером не замыкает парочку электродов, и свету захолустному не предстаёт миссис Хайд.
Простор для фантазии современный взгляд на классику открывал немалый, однако потенциальный Годар в лице Сержа Бозона не придумал ничего лучше, кроме как высказаться о проблеме мигрантов. Класс мадам Жекиль пестрит этническими арабами и африканскими выходцами, что в сочетании с их несносными характерами сложно интерпретировать иначе, чем источником общенациональных бед. Показательно, что роль отличниц закреплена за двумя девочками европейской внешности, но даже они относятся к несчастной физичке с высокомерием. На полноценных истязателей, впрочем, никто из безусой братии не тянет. Кино и в целом явно задумывалось сатирической зарисовкой на злободневную тему с привлечением нестандартного супергероя под ширмой неудачника. Проблема, однако, в том, что фильм ну ни разу не смешной, хотя молодцеватый директор по крайней мере забавен. За Юппер становится обидно примерно каждые пять минут. Великой актрисе не занимать достоинства, она по традиции блестяще отыгрывает странную роль, но с заменой её на более заурядную исполнительницу картина ничего бы не потеряла.
Разница между доктором Джекилом и мистер Хайдом была колоссальной, и страдания учёного вызывали сочувствие. Двум личностям не ужиться в одном теле – этой беспощадной истиной роман пронзает до сих пор. Но миссис Хайд – та же мадам Жекиль, только в профиль и с огненным свечением а-ля пожилая Кэрри. Старенькая экранизация Кинга не путалась в жанрах, а провоцировала шок, максимально выпукло выставляя изгоя в накипевшем положении. Страшно сказать, но непроницаемость Изабель Юппер сыграла с ней в этот раз злую шутку, и по-настоящему её героиня зажгла только когда расстегнула бюстгальтер перед мужем. Высвобождение дремавшей страсти, тесно связанной с накопившейся ненавистью, должно выглядеть чем-то иррациональным, но по факту единственная заметная метаморфоза в поведении мадам Жекиль – слегка возросшая уверенность и более продвинутое красноречие. На этом собственно всё, и остальное время предлагается внимать проблемам арабского мальчика с ДЦП. Если какая-то сочетаемость его образа с учительским и задумывалась, то исполнение подкачало, поскольку это две совсем разные истории.
Следование современным настроениям – занятие далеко не бесполезное, а успехи «Пипца» с «Дэдпулом» доказывают, что и супергероика при оригинальном подходе может заиграть, словно поющие фонтаны. И никакая литературная основа, кстати, необязательна. Гораздо более симптоматична сцена поминок по безвинно сожжённому чернокожему рэперу. Какие ни подбирают директор с одноклассником поджаренного слова, а не могут выдавить из себя сочувствия, которое не вызывало бы смешков толпы – чего о прогульщике-то скажешь? Вот и получается, что картина Сержа Бозона экстраполирует недостаток авторитета преподавательского состава на фантастическую оболочку. Не болтай так режиссёра с разбросом зудящих в обществе проблем, и лента наверняка получилась бы цельным полотном, на котором имя ведущей исполнительницы смотрелось бы куда уместнее. Вышло, однако, иначе: обо всём по чуть-чуть, без нужного накала, с лёгкой критикой и натужным сарказмом. Что же, неплохой вариант, но не для обласканного фестивальной славой постмодерниста. Эта ирония мсье Бозона получилась слишком толстой и не к месту провокационной.
Французская комедия «Миссис Хайд» была продемонстрирована российской публике на Московском Международном кинофестивале во внеконкурсном показе, а 26 марта вышла в прокат. При этом международная премьера состоялась аж в августе прошлого года на фестивале в Локарно. Режиссером и сценаристом данной картины выступил Серж Бозон. Он не особо известен массовому зрителю, да и у критиков не сыскал особой славы. Главную роль исполнила потрясающая Изабель Юппер. Она играет скромную учительницу физики – мадам Жекиль, у которой никак не получается выстроить отношения с учениками. Как не сложно догадаться из названия фильма в один прекрасный момент с мадам Жекиль происходит некая метаморфоза, и она становится пресловутой миссис Хайд.
Нельзя сказать, что «Миссис Хайд» это ремейк или переосмысление готического романа Роберта Стивенсона – «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Это самостоятельная история о двойничестве – о темной стороне личности, которая смогла выйти из заточения. Подобные мотивы весьма популярны, как в литературе, так и в кинематографе, поэтому в данном случае это маркетинговый ход, созданный для привлечения большей аудитории. Вообще, как это ни парадоксально, но вся фантастическая составляющая фильма здесь не так уж и важна. Серж Бозон снял социальную трагикомедию про современную французскую школу со всеми ее проблемами. Так в школе большая часть учеников – дети из неблагополучных семей или дети мигрантов, преимущественно арабов и африканцев, которые хотят читать рэп, а не учиться. Бозон пытается высмеять и негласные законы толерантности, когда чудаковатый директор (Ромен Дюрис) не находит незадевающих слов, чтобы объяснить ситуацию с годовыми проектами для разных классов, и в итоге ссылается на министерство образования. А момент с аттестационной комиссией показывает нелепость всей бюрократической системы (занимательно, что слово «бюрократия» родом как раз таки из французского языка).
Бозон остается верен себе и не упускает возможности поиронизировать и над традиционными семейными ценностями и изменением социальных ролей. Но все-таки главным посылом фильма становится то, что в школах должны учить не только точечным знаниям, заставляя зубрить науку ради галочки или славного будущего, или просто готовить учеников к экзаменам, а должны научить думать и анализировать. В связи с этим на ум приходит вторая часть из прославленной трилогии об Апу бенгальского режиссёра Сатьяджита Рея «Непокоренный» про деревенского мальчишку, увлекшегося учебой. Но в отличие от Рея, у Бозона именно кадры с обучением «думанью» выглядят по-детски простыми и даже глупыми. Но, основная претензия к режиссеру заключается в том, что фильму не хватает того неповторимого французского шарма, который мы привыкли наблюдать во всех французских комедиях, начиная с далеких 60-х годов.
Миссис Джекил и мадам Хайд во французском классе коррекции
Скромная и застенчивая учительница мадам Жекиль (Изабель Юппер) пытается привить своим ученикам интерес к физике, но вызывает у них лишь раздражение, перемешанное с презрением. Она особо выделяет одного из учеников, Малика, из-за того, что у него ДЦП, и он в классе такой же изгой, как и она среди педагогов. Но он относится к ней так же по-хамски, как и остальные. Жизнь училки кажется беспросветной, даже муж-безработный, переквалифицировавшийся в домохозяйку, ни во что ее не ставит, не говоря уже о коллегах по работе, которым она портит все показатели. Но однажды после неудачного физического эксперимента все меняется.
Понятно, что физика - предмет сложный. Понятно, что учителя, пытающиеся вдолбить в пустые лбы переполненных гормонами подростков высшие законы каких-то там наук, не могут вызывать у них любви и уважения. Понятно, что унылая училка-идеалистка без педагогического таланта, но с чувствами и повышенной ответственностью должна как-то встряхнуться, чтобы начать что-то менять. Непонятно, зачем для этого нужно было приплетать комиксовую сюжетную линию об ударе молнии и обретении суперспособностей по типу не то доктора Джекила и мистера Хайда, не то доктора Беннера и Халка (без мистера). Неужели для того, чтобы показать, что в реальном мире все так плохо, что без вмешательства потусторонних сил изменить ничего нельзя?
Подопечные мадам Жекиль учатся в так называемом техническом классе. В системе французского образования туда собирают недоумков, которым закрыты пути к высшему образованию. Большинство из них 'понаехавшие' из стран Азии и Африки. Их будущее - быть простыми работягами. А изучив электричество они хотя бы электриками смогут устроиться. Но для электрика что важно? Знать на практике, что будет, если сунуть два пальца в розетку. А она им про какого-то Фарадея талдычит! Конечно, они возмущены, и даже ходят жаловаться директору. И постоянно третируют достающую их педагогиню. Но надо всего лишь наказать зарвавшегося хулигана и злых собак, и все школьники мигом полюбят физику, примутся решать задачки и изучать электричество.
'Миссис Хайд' позиционируется как комедия с элементами фантастики. Но режиссер и автор сценария Серж Бозон по первой своей специальности является кинокритиком, а значит не может питать слабость к массовым жанрам кино. Его новый фильм скорее сатира с элементами гротеска и пародии на масскульт. При этом в лучших традициях гуманистического искусства все внимание он отдает бедам маленького человека в условиях чуждого и враждебного мира, в душе которого копится боль и протест, и в какой-то момент все это выплескивается наружу. Фильм изобличает пороки современной системы образования: снобизм и оторванность от жизни учителей, тупость и жестокость подростков, не желающих нагружать мозги ничем, кроме комиксов, невозможность этих двух категорий сконнектиться/придти к взаимопониманию, всеобщее нежелание что-либо менять.
Перемены приходят не потому, что они назрели, а потому что вдруг все переменилось. Как в комиксах, которые мадам Жекиль презирает именно за то, что там не нужно трудиться для достижения каких-либо результатов, все происходит само собой, надо лишь обрести суперсилу.
Мадам Жекиль упорно трудится, пытаясь убедить всех в необходимости изучения фундаментальных законов физики, а не исследования их практического применения. И вот однажды в нее ударяет молния, и она сама становится героем комикса. Далее фильм раздваивается и начинает идти двумя не пересекающимися путями. В одном из них мадам Жекиль изменилась, попыталась изменить мир вокруг себя и даже кое в чем преуспела. В другом она бродит по окресностям в виде живого факела, творя месть с одержимостью злого мистера Хайда. И честно говоря кажется, что режиссер Серж Бозон приплел эту линии лишь потому, что на реалистичную социальную сатиру никто бы не пошел.
Изабель Юппер является украшением фильма. Она и есть тот самый маленький человек, пытающийся противостоять злобному миру. При этом Изабель Юппер одна из самых успешных актрис Франции, отмеченная всеми мыслимыми европейскими наградами, и даже номинировавшаяся на Оскар. (Кстати ей уже 65, а по виду не скажешь!) Однако она очень убедительна и в роли затюканной училки, и в моменты высвобождения ее внутреннего я (в реалистичной части фильма), и даже роли ходячего факела. Юппер в очередной раз доказывает, что настоящему таланту по силам создать цельный образ, даже когда его составляющие разваливаются на казалось бы несоединимые детали. Другое дело, что фильм, раздвоившись на противоположные по жанру части, обратно соединиться никак не желает.
Если Изабель Юппер ответственна за драматическую составляющую фильма, то за комедийную отвечает Ромен Дюрис в роли директора школы. Здесь есть над чем посмеяться простому зрителю, пришедшему на комедию. Но его сцен в фильме очень мало.
Фильм мог бы стать заметным явлением в качестве социальной драмы на школьную тему, или в качестве сатиры на современные реалии европейского общества в эпоху глобальной миграции. Он мог бы стать прекрасной пародией, если бы был чуть более легкомысленным и менее затянутым (не по времени, фильм длится всего полтора часа, а по содержанию диалогов/монологов). Но соединение несоединимого привело к тому, что 'Миссис Хайд' (в оригинале 'Мадам Хайд') превратился в типичное фестивальное зрелище для избранных.
С трудом, с большим трудом заставил я себя по(до)смотреть эту синему.
Повёлся, конечно же, на Юппер, любимую ещё с 'Церемонии' и обожаемую с 'Пианистки' Французская мадам редко ошибалась со сценарием и режиссёром. А МАДАМ 'повелась' на Бозона, коей худо-бедно получил премию общества драматических авторов и композиторов (SACD) - (особое упоминание) в 2013 за 'Тип-Топ' в Каннах.
Он её повел, она им повелась, я повёлся на всё это. И это было ошибка. Моя.
Здесь уже приведены и источники, и аналоги, посему не стану их перечислять. Скажу просто для тех, кто размышляет, читая наши рецензии: смотреть, али нет. Нееет. Ну, вот, просто, нееет!
Это - скучно, это просто безумно скучно. Причём это говорит тот, кто ни разу не заскучал на 'Памяти' Апичатпонаг Вирасетхакула.
Я не знаю, что хотел подать, преподнести мсье Бозон: ужасы - не страшно, комедия - не смешно, драму - не вызывает сожалений. Ощущение сложилось, что режиссёр то ли не знал, в каком жанре снимать, то ли (если хотел смиксовать), не знал в какой пропорции делать это смузи. Но в итоге получилось ни то, ни другое, ни третье ни десятое.
Показывать в 2017 году проблематику социального неравенства в школе при помощи 'светящейся женщины' (а сделано это было настолько картонно, что, не зная я возраст Юппер, я бы подумал, что сие снято лет 30 назад) - мм...как-то по-детски, если учесть, что уже те же французы сняли с удивительно перевоплотившейся Изабель Аджани в 2008 'Последний урок' - ровно про то же, но сильно и больно!
Эстонский 'Класс' годом ранее 'Последнего урока' тоже на порядок сложнее. И это снова заставляет меня спрашивать, а зачем вот эта поделка то была? Юппер начинает играть ближе к финалу, и, пожалуй, последняя её фраза (ради которой, может и стоит смотреть фильм) - уже перед титрами. Ну, немного при этих титрах нам подскажут в виде видеоряда. Это фильму плюсует, но не спасает.
Любителя Юппер - ну, посмотрите. Но учтите, что вам будет безумно скучно, неинтересно, а посыл так мыльно размоют водой, что это уже будет практически неудобоваримо.
Это всего лишь скромное мнение посмотревшего. Не кидайте камни.
Специфическая, странная комедия, весьма необычная, но любопытная. Безусловно, этот фильм притягивает к себе внимание мировой общественности из-за Изабель Юппер, играющей тут главную роль. Эта ни первая работа Юппер у французского режиссера Сержа Бозона. Она уже работала с ним в черной комедии под названием «Тип топ».
Сейчас перед нашим вниманием вторая картина с участием Юппер у Бозона и фильм «Madame Hyde». Признаться честно, даже не с чем сравнить это загадочное кино. Конечно, оно будет по вкусу не всем, но если Вы ценитель величайшей актрисы Изабель Юппер и любите французское кино, то это кино привлечет ваше внимание.
Мы видим историю простой учительницы мадам Жекиль. Ученики издеваются над ней в школе, а коллеги ни во что не ставят ее. Забитая неудачница мадам Жекиль однажды меняется навсегда. Ее ударяет молния в лаборатории, и в женщине пробуждается миссис Хайд – огненная женщина, которая испепелит все что угодно. Ее фантастическая сила несет сокрушение каждому, и вскоре весь городок со страхом говорит о ночной, огненной женщине гуляющей по улицам…
Не вижу ни одну другую французскую актрису в этой роли, как будто сценарий был написан именно для Юппер. Как ей удается такие разные образы – загадка, но Юппер потрясающая актриса, и смотреть, как она играет – одно удовольствие. Этот фильм меня удивил, ведь такого точно не ожидаешь от просмотра. Сама история странная и таинственная. Картина снята атмосферно, и все смотрится туманно, как в неком сне. Признаться честно, что-то японское есть в этой картине, как будто мы смотрим глубокое и хитрое аниме. Именно такое впечатление осталось.
Понравился дуэт Изабель с мальчиком калекой в этой истории. Вместе они интересно гармонировали, и за этого парня со сложным характером больше всего переживаешь. Эта история фантастическая и мистическая, и поэтому фильм волнующий, двусмысленный, оставляет после себя ряд вопросов и размышлений. Задумка истории была прикольная, и на мой взгляд, кино удалось, и лично мне было приятно и неожиданно окунуться в эту историю.
На самом деле этот малоизвестный фильм глубже, чем кажется на первый взгляд. Это социальное кино, в котором затронуто много болезненных тем в сфере педагогики.
«Миссис Хайд» - французская, мистическая комедия с привкусом фэнтези 2017 года. Итог, кино чудное, но прикольное, сделанное с улыбкой, но со смыслом. История интересная, и снова повторюсь крайне необычная. Внимания заслуживает.
- Я не верю в знаки, но верю в силы природы. (с) мадам Жекиль (миссис Хайд)
Учителям бессилие и страх героини напоминают первые годы работы в школе; зал над происходящим посмеивается, присоединяясь к коллективу издевающихся подростков. Зрителям дана свобода выбора в отношении к персонажам и их проблемам. Кто виноват в пробуждении мадам Хайд: сама мадам Жекиль, не сумевшая найти правильный стиль ведения урока за 35 лет, или ученики, в своём единодушном презрении не оставляющие учителю пространства для поиска? В итоге, пространство найдено благодаря радикальной личностной деформации.
Фильм будет интересен тем, кого волнует и озадачивается текущая ситуация в образовании. В чем причина плохого поведения учеников: в личности учителя, школьной системе вообще или распущенности? Можно ли выделять одних учеников и посвящать им больше времени, чем остальным? Может ли учитель коснуться ученика? На чьей стороне должно быть руководство школы в случае конфликтной ситуации?
Если ты - «нежная женщина» и при этом хочешь добиться успеха хотя бы с одним учеником (и это не послушная девочка из хорошей семьи), тебе придётся перестать быть привычной собой, найти в себе ресурсы и энергию, о существовании которых не подозревала. Но тогда не факт, что справишься с собой.
Фильмы о школе, как правило, вызывают зрительский интерес из-за мейнстримной темы, а также своей пронзительно- трогательной и социально заостренной формой ее подачи.
На этот раз мы погружаемся в проблемы современной французской педагогики, когда 95% состава учащихся - это выходцы из арабских и африканских эмигрантских семей уже в нескольких поколениях.
Миссис Хайд, хрупкая, нежная на вид женщина, но с сильным характером, сознательно всю себя посвятила преподаванию науке об окружающем мире.
Она доказывала детям, как физик, что Человеку, вооруженному знаниями, доступно покорить внешние силы Природы и заставить их служить ему во благо.
Однако, резко изменившаяся в последнее время социальная среда, излишне 'демократические' принципы взаимоотношений учителей и воспитанников, часто ставят учительницу с 30-летним стажем в тупик.
Демонстративная грубость, поразительное невежество молодежи, их нежелание учиться, узнавать новое буквально повергают ее в ступор, отчего она постепенно утрачивает ощущение настоящего времени и бытия.
Её уже совершенно не волнуют дом, муж, которому она препоручила ведение домашнего хозяйства. Она одержима одним - осуществить сполна свою миссию наставника и выпустить своих учеников в жизнь людьми, стремящимися к знаниям и полезными обществу.
Эта идея становится подвластной миссис Хайд, но...только теперь она зовется горящей миссис Жакиль.
Это фильм-аллегория, где гениальная актриса Изабель Юппер снова сделала все, чтобы рассказать миру о Маленьком человеке с Большой мечтой выполнить свой профессиональный и человеческий долг в этом, почти что уже не узнаваемом, современном мире.