К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Школьный учитель литературы Эмад и его жена Рана волею судеб и градостроительных планов вынуждены были поменять место жительства. Им подвернулась хорошая, просторная и недорогая квартира, которая на поверку оказалась местом с сомнительной репутацией. Вскоре в стенах этого помещения на Рану было совершено жестокое нападение, после чего вся семейная жизнь этой пары полетела в тартарары.

Один из наиболее почитаемых мною отечественных кинокритиков Антон Долин написал про этот фильм следующие слова: 'По-хичкоковски напряженный сюжет, отличная актерская игра и мастерская работа оператора компенсируют умозрительность этой серьезничающей драмы.'. И вот не могу на сто процентов согласится с этой мыслью. Да, актёрская игра действительно отличная, разумеется, в рамках того сюжета, который предоставил нам Асгар Фархади. И операторская работа действительно неплохая, камера находится в полной гармонии с тональностью и настроением сюжета. Но чего я не увидел, так это того самого хичкоковского саспенса, который действительно мог бы спасти эту ленту. Потому как с главным выводом Долина я как раз согласен. Драма в картине 'Коммивояжер' умозрительна в крайней степени. Просто некому сочувствовать и не о чем рассуждать. Не на полном же серьёзе Асгар Фархади предлагает мне проводить параллели между подонком-насильником и главным героем пьесы Артура Миллера 'Смерть коммивояжера' — неудачливым 'маленьким человеком' Вилли.

А кроме этого глазу и вовсе не за что зацепиться. Есть намёки на процесс глобализации, охвативший восточный Тегеран, современная женщина в котором ещё носит платок на голове, но уже позволяет себе командовать мужчиной или работать проституткой; есть небольшая детективная интрига, которую объективно можно было бы уложить и в получасовой сюжет; есть удачные операторские находки, с помощью которых камера выхватывает различные символические образы, проецируя их на сюжетную основу. Но всё это как-то мелко для человека, который когда-то снял 'Развод Надера и Симин' — фильм, жизненность и правдоподобность которого били через край, героев которого хотелось и пожалеть и возненавидеть одновременно, характеры и образы в котором были прописаны столь филигранно, что ты мог, как в зеркале, узнать в этих восточных людях себя, понять, что они дышат тем же воздухом и живут с теми же проблемами. Здесь же этого нет совсем.

Возможно, для жителей Ирана фильм 'Коммивояжер' действительно является чем-то весьма жизненным и близким их мировоззрению и их социальной роли в мире. Однако его герои и ситуации мало того, что плохо проецируются на европейское представление о жизни, так ещё и чисто сюжетно вызывают исключительно антипатию и раздражение, которое со стороны режиссёра не ощущается ни на грамм. Скорее всего, я не понял или не принял этот фильм, и, возможно, это моя проблема. Но врать себе я тоже не хочу. По сравнению с 'Разводом Надера и Симин' эта лента выглядит весьма слабой.

6 из 10

15 февраля 2017 | 09:47
  • тип рецензии:

Коммивояжёр

Это один из тех фильмов, которые на кинофестивалях любят больше прочих в последнее время в связи с многочисленными катаклизмами и терактами, ведь от глобальных тем и вопросов в кино очень легко устать, если почти каждый день в мире именно это и происходит. Итак, перед нами социальная драма родом из Ирана, локальная и частная, очень своеобразная, так что далеко не каждому она придется по душе (хотя в Каннах, например, иранское кино очень любят).

Нельзя с точностью сказать, что это художественный фильм, ибо ему присущ некий полудокументальный или полуживой характер повествования: и съемка своеобразная, и постановка кадра будто напрочь отсутствует - как если бы кто-то начал снимать все подряд, что происходит с окружающими людьми. Отсюда нет ощущения, что актеры вообще играют: они просто живут своей жизнью, пока камера движется мимо.

В центре сюжета (а других линий и вовсе нет) - школьный учитель, который старается сводить концы с концами, параллельно ставя спектакль и организуя переезд. Он хороший человек, добрый и вежливый, он уже немолод, и он привык быть таким. Пока однажды не происходит случай, из-за которого он сталкивается с моральными терзаниями, заставляющими его выбирать: быть плохим или хорошим, оставаться с женой или продолжать работать во избежание долгов, искать насильника, напавшего на его жену или оставить по ее же просьбе все как есть, сломать жизнь человеку или избежать мести.

Всем нам вместе и каждому по отдельности кажется, что едва ли что-то повлияет на привычный уклад жизни, а если и повлияет, то внутри мы все равно будем теми же людьми. Да, в фильме изображена совсем тяжелая ситуация,- но нечто иное, может и не ударяющее по психике или физическому состоянию, может также подкосить и надломить любого.

Однако, в фильме упор делается не на вопрос того, как может поменяться человек из-за критичной ситуации: зрителя знакомят с тем, как сложно бывает продолжать прежнюю жизнь после насильственного в неё вмешательства, учитывая своеобразие восточных нравов, учитывая, что кто-то оставляет двери открытыми, тем самым навлекая необратимые происшествия, и именно потому дело не может получить огласку, и учитывая, что даже преступник может оказаться простым несчастным человеком.

Помимо всего прочего, также стоит упомянуть, что спектакль, который ставит главный герой, называется 'Смерть коммивояжера' и, по большей части, направлен на рассмотрение страданий 'маленького человека', который не может найти своего места и не может справиться с тем, что его попытки превзойти себя и изменить стандартный ход вещей в его жизни заканчиваются неудачами. И все налаживается (по иронии судьбы) только к тому моменту, когда коммивояжер накладывает на себя руки. Так что нам еще 'фоном' указывают на конфликт реального человека и его персонажа в спектакле: уйти самому, пройти мимо или же действовать, заставляя уйти другого. Именно это можно назвать центром повествования, ибо страдания жены главного героя во время всего фильма остаются на втором плане.

Так или иначе, фильм для рефлексии, для обдумывания, перекапывания, погружения в поднятые в ходе развития сюжета вопросы - и извлечения из этого определенных выводов.

Но стоит учесть: 'Коммивояжер' действительно не художественное кино, поэтому выйти из кинозала можно со стойким ощущением, что длинный метраж сериала порезали как следует, оставляя самое важное,- и поместили на большой киноэкран.

6 из 10

09 февраля 2017 | 15:13
  • тип рецензии:

Хороший, понятный и совершенно не ориенталистский фильм, который мог быть поставлен на материале любого общества. Последние минут тридцать определенно задают высокую планку, бо воссоздание чувства стыда и неловкости между персонажами прямо захлестывает с экрана. Центральные актеры справились на все сто, и снята картина за копейки и такой минимализм заслуживает всякого уважения.

А все же чего-то в Фархади мне лично не хватает. Это и к Разводу относится. Мыльной оперой все это не назовешь, арт-хаус очень мягкий и, в общем, универсальные истории рассказывает, и все по делу, а какой-то нюансировки, парадокса и нету. Напоминает местами ( и ручной камерой и намеренной ритмизацией) румынскую волну, но как-то у румын все получше с эмоциями и обобщениями. И Звягинцев в общем на ум приходит - но у него и манера съемок иная и ряд сценок более ударны плюс побогаче нюансировкой и диалогах. Фархади где-то рядом, еще малый шажок сделать - от универсализма к чему-то личностному.

Пьесу Миллера читал очень давно, в силу этого не могу оценить всякого рода параллелизм и авторский замысел сопоставить театральное действо и драмой актеров. В общем, как 'Воскресенье', которое обладает многими достоинствами, а все из поклонников Толстого его никто не предпочтет другим романам.

7 из 10

12 декабря 2017 | 19:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: