Задайте этот вопрос своим окружающим, друзьям или знакомым и мне кажется что подавляющее большинство не только ответит отрицательно, но еще и весьма удивится вашему желанию узнать этот, поначалу кажущийся бессмысленным, факт - ведь вряд ли кто-то всерьез считает себя не то чтобы невменяемым или свихнувшимся, а хотя бы капельку безумным - но давайте поговорим искренне.
Разумеется это было сказано не просто так, потому что весьма интересной может быть реакция человека, посмотревшего рассматриваемое произведение – Neon Genesis Evangelion. Оно уже давно захватило сердца, умы и души миллионов людей во всем мире, и продолжает повергать в шок каждого своего нового зрителя, увеличивая число своих поклонников ежедневно.
В жизни каждого человека есть знаменательные события, к которым приводят определенные обстоятельства, совершаемые шаги на нашем жизненном пути, и поначалу может показать смешным и глупым, что обыкновенный просмотр аниме/фильма (не суть) может хоть как-то к этому относиться. Но давайте разберемся поподробней, т. к. NGE слеплен из другого теста.
Существуют произведения, которые создаются исключительно в коммерческих целях. Другие - ради демонстрации какой-либо идеи, новизны выразительности или желания показать автором какие-либо художественные приемы, поделиться интересной историей, а так же многое-многое другое. Есть такие, в которые вкладывается душа - проект всей жизни, осуществление мечты, но и на этом классификация не заканчивается.
Частичка самого автора может быть вложена в создаваемое им произведение другим образом - оно способно стать отображением внутреннего мира, терзающих автора мыслей и проблем, а это принципиально отличается от проекта-мечты. Когда нам плохо - мы пишем свои мысли в сокровенный дневник или личный блог, высказываемся своим близким друзьям. Анно поступил по-другому - он предпочел создать мир Евангелиона. Преодолев свою долгосрочную депрессию, попутно получив серьезные знания в области психологии, он задумал высказаться подобным образом – отобразил свои размышления, завуалировав их постапокалиптической фантастиской (и тут на ум приходит сравнение – состояние после пережитого душевного кризиса как мир в Еве, стоявший на грани смерти, но переживший тяжелейший Удар). Он вложил себя в это произведение. И мы это чувствуем.
Упор в повествовании делается на демонстрацию жизненных трудностей, сложных взаимоотношений, депрессии, самоанализе, желании понять себя при одновременном нежелании принимать себя таким, какой ты есть, а так же многих других психологических аспектах человеческой натуры. На этом фоне происходит демонстрация весьма интересных философских идей о Боге, религии, сущности человека и человеческой души. Настолько серьезных и поражающих в самую глубь, что это заставляет задуматься над окружающей действительностью, рассматривая вопросы, над которыми ты никогда бы раньше и не задумался. Перечислять и рассуждать о них – отдельная тема для разговора.
Анно удивлялся культовости своего произведения: “Странно, что Евангелион стал настолько популярен — все его персонажи настолько больны!”. Ну так все люди немного “странноваты” в глубине своей души (задумайтесь, ведь вы же хоть когда-нибудь, да думали о таких вещах, о которых бы не решились рассказать ни единому человеку), но мы живем, подчиняясь сформировавшимся моральным и нравственным принципам, которые диктует социум.
Нам нравятся необычные экстраординарные герои, но порой они удивительно похожи на нас. Герои Евангелиона, не смотря на всё своё интересное и необычное положение в демонстрируемом альтернативном мире, психологически находят отклик у зрителей. Замкнутость, синдром дикобраза (я узнал этот психологический термин впервые благодаря NGE, и оказался поражен наглядности и правдивости его демонстрации в сериале), показушность (когда мы выставляем напоказ одно своё «Я”, и только наедине с собой становимся честны), непонимание чувств других людей, и многое-многое другое – этим Евангелион воистину сильно загружает зрителя, периодически давая передохнуть от сложнейшим образом продуманных отношений и постепенно раскрывающихся тяжелых судеб героев, и показывает веселые эпизоды, а иногда еще и очень эмоциональные action-сцены.
Возвращаясь к упомянутым памятным жизненным событиям, можно сказать, что просмотр NGE смело можно ставить в их ряд. Может быть это ничего и не изменит в жизни фактически, но морально и душевно - несомненно. Это глобальное переосмысление себя и окружающих. Повод заглянуть глубоко в душу и проанализировать свою натуру. Сильный толчок к тому, чтобы увидеть раньше то, чего вы раньше не замечали и увидеть было невозможно. Это нечто, что можно испытать, не просто посмотрев данное аниме - а пережив тяжелый жизненный путь героев вместе с ними. Пережить не один раз, потому что одного просмотра мало.
В общем, свою жизнь смело можно делить на 'до просмотра NGE' - и после. Потому что это аниме сумеет вас немного изменить, если вы ему откроетесь.
∞ из 10
– бесценное произведение
P.S. Возвращаясь к поставленному в начале вопросу, отвечаю, что NGE сделает любого своего зрителя чуточку “безумнее”.
P.P.S. Не могу не упомянуть выходящий ныне Rebuild of Evangelion. “Евангелион по-новому” – одно из сильнейших и великопнейших аниме современности, которое несомненно стоит посмотреть каждому, кто видел оригинальный сериал. Дух канона сохранен, не смотря на огромнейшее количество изменений – сюжетных, характерных, и в деталях. Евангелион все так же неизменно продолжает шокировать. В завершение хочу сказать, что если NGE более загадочен, непонятен, таинственен, депрессивен и мрачен, то ребилд стал легче и ярче, а некоторые его аспекты действительно проясняют вопросы из оригинала. Но не успев прояснить уже пройденное, ребилд вызывает у зрителей новый поток вопросов, добавляя множество интриг. Ждем великого завершения великой эпопеи.
Сразу скажу что этой рецензией я хочу отделить людей которым понравится это аниме от тех кому оно не понравится.
Когда я первый раз посмотрел ”Еву” (сделал я это потому что у одного из моих друзей это самое любимое аниме) я не был в особом восторге (хотя пытался его полюбить всеми силами), меня не очень устраивал этот исход. Я обратился к различным форумам (коих оказалось великое множество) в поисках 'истины'. Полазив, почитав кучу восторженных отзывов я решил его просмотреть вновь. И это я сделал зря потому что я все понял с первого раза. И вывод таков что аниме создано для неустойчивых, несформировавшихся, неуверенных в жизни и в себе людей к коем я похоже не относился (хотя смотрел его я в 16 лет). Не поймите меня неправильно, “Евангелион” изобилует (в основном в конце) полезными мыслями которые могут помочь вам в жизни, но есть такая категория людей для которых все это очевидно. И поэтому это аниме не для всех (не потому что одни умнее других, а потому что есть грубо говоря 'дети'(особенно пережившие некую драму в оном возрасте и нашедшие себя в драме героев) и есть 'взрослые'). Просто нужно уметь отделять иллюзию от реальности потому что 'каждый человек видит то что хочет видеть' (люди часто видят в вещах то чего там нет (не нужно преувеличивать!).
С жанром аниме я знаком совсем недавно, и стоит сказать, что раньше впечатления о японской анимации у меня были сугубо отрицательные. Ну не мог я всерьез воспринимать всю эту «кавайность», «няшность», не понимал девочек и уж тем более взрослых девушек, раскрашивающих себя в разные цвета и облачающихся в самые несуразные одежды, называющих все это загадочным термином «косплей». Еще меньше я понимал взрослых парней, которые всерьез увлекались мультфильмами, в которых приторные девочки с огромными глазами вытворяют черт те е что…
Однако мое мнение кардинально изменила «Тетрадь смерти», которую мне (простите за каламбур, те кто знают – поймут о чем я) подкинул один мой друг, который тоже не сказать чтоб очень сильно любил аниме. Именно с неё пошло мое новое увлечение, я смотрел «серьезные» сериалы один за другим («Монстр», «Эльфийская песнь», «Эксперименты Лэйн»), с большим интересом изучал незнакомый мне пласт культуры. И совершенно случайно наткнулся на «Евангелиона» 1995 года, к которому многочисленные фанаты японской анимации применяли такие термины, как «культовый», «шедевр», «произведение, задавшее новую планку». Не доверяя жанру «меха», в котором вроде бы выполнено сие творение (ну не впечатляли меня никогда гигантские человекоподобные роботы), я, тем не менее, вздумал проникнуться восторгами ценителей аниме и ради интереса включил первую серию. И практически сразу понял причину таких многочисленных положительных эпитетов.
В одной из рецензий на «Евангелион» я прочел такую прекрасную фразу: «некоторые из аниме по своей душевности порой превосходят полноценные художественные фильмы». К данному произведению это применимо в полной мере. Для людей совсем незнакомых с сюжетом даю краткую вводную: действие происходит в достаточно близком ныне (и весьма далеком на момент выпуска сериала) 2015 году, через 15 лет после ужасной катастрофы, названной Вторым Ударом, стершей с лица Земли почти все человечество. Официальная причина – падение гигантского метеорита, но, разумеется, все не так. Истинная причина катаклизма откроется в ходе повествования, однако главная завязка сюжета кроется в том, что на землю стали нападать гигантские и очень агрессивные существа, прозванные людьми Ангелами. Природа их неизвестна, как и причина по которой они атакуют исключительно закрытый город Токио-3, в нем и происходит действие. Для борьбы с ними научный институт Nerv использует специально разработанных гигантских роботов, названных Евангелионами (сокращенно Ева), пилотируемых исключительно 14-летними детьми. Главный герой, Икари Синдзи, является пилотом Евы 01, и, по законам жанра, он замкнутый, неуверенный в себе подросток, плюс ко всему еще и не желающий пилотировать робота.
Скажете, сюжет банален? Возможно, это и так, но лишь отчасти, ибо здесь сокрыта лишь верхушка айсберга. Условно развитие сюжета можно разделить на две части. Первая в основном состоит из боёв Ев с Ангелами, и тут довольно тяжело поставить что-то в упрек студии Gonzo, создавшей данное произведение – каждый Ангел выглядит уникально, по-своему устрашающе, они действительно грозные противники, и к каждому главные герои находят свой подход. Визуально сражения выглядят на отлично, здесь нет бездумной пальбы, каждое действие участников боя взвешено, и он не превращается в кровавое месиво в духе «Хеллсинга». Но не здесь сокрыта истинная сущность задумки авторов.
По-настоящему сериал раскрывается во второй части, когда из-за кулис на сцену начинают вылезать скелеты персонажей, коих у каждого в шкафу накопилось с внушительное такое кладбище. Повествование становится более мрачным, появляется местами шокирующая жестокость, однако шокирующая не столько количеством крови и оторванных конечностей (вообще, любителям «мяса» в «Евангелионе» особо ловить нечего), сколько поступками главных героев, тайнами, всплывающими, как утопленники из омута. Две последних серии и вовсе привели многих фанатов в замешательство – безумный психоанализ главных героев, заставляющий задуматься не только их самих, но и зрителя, здесь каждый узнает какие-то черты персонажей в себе и невольно содрогнется, словно авторы копаются в душе и прошлом, а, быть может, и настоящем смотрящего. Такой неожиданный поворот событий заставляет усомниться не только во всем, что только что просмотрел, но и, возможно, в себе и изменить какие-то взгляды на жизнь. С одной стороны, обоснованная развязка, с другой – наплевательское отношение к жаждущему «хэппи энда» зрителю, который пускай все же и наступает, но наверняка отличается от того, что желал бы увидеть каждый.
Я надеюсь, что достаточно заинтриговал всех, кто читает эту рецензию, может, она подтолкнет вас к просмотру «Евангелиона», и, думаю, свободные от стереотипов люди хотя бы попытаются приобщиться к данному творению. Мнения разделятся, кто-то не найдет в нем ничего особо выдающегося, и тут тоже причины будут разными – кому-то подобные, если можно так сказать, развлечения не по вкусу, кто-то просто не поймет фишки сериала. Люди, не желающие освободиться от своих принципов, не станут смотреть из-за специфики японской анимации и жанра «меха» в целом. Нельзя их судить, ибо сколько людей столько и мнений. Но я надеюсь, что людей, ценящих что-то далекое от общепринятых стандартов, «Евангелион» не оставит равнодушным. Будьте счастливы.
Евангелион… Что это по своей сути? Люди, не смотревшие Евангелион, ответят, что это аниме. И эти люди будут сто раз правы: Евангелион – это аниме. А что такое аниме по своей сути? Тут однозначного ответа не будет, но мое мнение, что аниме – это свободная площадка для показа нам чего такого, что возможно только при помощи аниме.
Опираясь на, скажем, «5 сантиметров в секунду» и «Евангелион» можно смело говорить о том сколько идей и общего смысла может нести в себе рисованное произведение. В «5 сантиметрах» есть лишь одна общая тема – любовь и все что из этого вытекает. А вот с «Евангелионом» все на много сложнее. Уже во время просмотра финальных эпизодов я пытался как-то собрать всю информацию, что мне дают в какое-нибудь общее понятие. На протяжении всего просмотра сериала ты не ощущаешь никакого подвоха: повествование о человекоподобных роботах управляющимися четырнадцатилетними пилотам от нападения «Ангелов» на подземный комплекс с чем-то очень важным. На протяжении всего сериала вокруг этого комплекса витают тайны: что там защищают, какова ценность, что это по своей сути – живое или не живое, и почему, в конце концов, нападают нереальные враги?
И вот уже ближе к самому финалу, на нас с вами начинают вываливать тонны информации обо всем, но информация это по своей сути есть лишь подтверждение наших догадок и не более. Кто такая например Аянами Рей? Почему она вот такая? А вот кто такой Синдзи? Или Мисато? Или отец Синдзи? Может быть лучше и не знать ответы на эти вопросы, ведь радости вам они точно не принесут.
Самый яркий во всех смыслах персонаж – Сорью Аска Лэнгли. Это один из самых правдоподобных и, и что самое важное, живых персонажей, когда либо созданных человеком. Ее история – настоящая, трагичная, ужасная. Рассказывать, что либо о ней – лишь портить вам впечатление.
Последние эпизоды представляют собой настоящий арт-хаус. Что важно нам не рассказывают о каких-то вселенских заговорах, проблеме земной коррупции или другой прочей ерунды, которая совсем не важна для сериала. Нам показывают все тех же персонажей, только вывернутых наизнанку. Сейчас принято говорить о правдоподобных персонажах как о персонажах со скелетами в шкафу. Знаете, а ведь ни у Синдзи, ни у Рей, ни у Аски, скелетов в шкафах нет. Но они получились намного живее, реалистичнее, правдоподобнее всех существующих персонажей. А дело ведь совсем в другом – дело внутри самого человека. Именно там творится настоящий ад.
В финальных эпизодах неведомая, почти божественная сила допрашивает и показывает всем персонажам «Евангелиона» о том какова их жизнь. И вот здесь и заключается подвох. На протяжении всего сериала герои испытывали самые разные чувства, но не хотели их показывать вот так публично, а все тайком. Именно в конце и показывается как много тем затронул сериал: одиночество, жизнь и смерть, отцы и дети, самое существование и наша значимость в этом мире. И я до сих пор не могу заключить все это в одно понятие: может быть это реальность… или жизнь. А ведь это и не важно, важно само осознание того как много тем сериал затронул и каким способом он их раскрывает. Я искренне жалею, что не посмотрел этот сериал когда мне было столько же сколько и Икари Синдзи. Тогда сериал показал бы мне еще больше, чем сейчас, но …
Каждый почерпнет из «Евангелиона» что-то свое, но никто не останется равнодушным.
10 из 10
Мнение автора может не совпадать с вашим мнением. А может и совпадать, но это все равно культовый сериал. Спасибо, что прочли мою рецензию.
“Neon Genesis Evangelion” – аниме поистине уникальное. Это совершенно поразительное сочетание жанров, вкупе с размышлениями о религии, сложными взаимоотношениями персонажей и по-настоящему крепким сюжетом, эксплуатирующем и жадно высмеивающим все штампы этого расово японского развлечения, успевшие накопиться за столько лет. Да, и наконец, это драма, настоящая, невыдуманная, человеческая драма, ведь каждый из трех персонажей, будь-то закомплексованный и неразговорчивый парень, обделенный вниманием своего отца, ещё более замкнутая девушка, апатии которой позавидовал бы даже Грегори Хаус, или полная им противоположность, энергичная Аска, стремящаяся всем показать, что она личность, - все они глубоко несчастны в глубине души. Встретить в аниме-сериале по-настоящему глубоко и качественно прописанных персонажей — это большая редкость, в большинстве своем нас не радуют чем-то действительно уникальным, так что «Ева» стоит особняком на фоне штампованных новинок, стоит уже вот как 15 лет.
На самом деле, весь сериал – это самокопание персонажей в себе, а “Мехи”, битвы и прочее – лишь предлог, безусловно, на первый план выходит психологическая линия сюжета, личностный рост персонажей, их попытки взглянуть к себе в душу, разобраться в своих проблемах. Невольно начинаешь задумываться о мировоззрении героев, о том, какая большая ноша воздвигнута на простых четырнадцатилетних подростков. На фоне всего происходящего, как бы это глупо ни звучало, судьба человечества в битве с ангелами немного уходит на второй план, а единственное, что остается важным – это персонажи.
Отдельное слово – отсылки. Это, как и откровенные (собственно ангелы, Адам, Иисус, Лилит, Ева и т.д.), так и завуалированные - к трудам знаменитых философов и психологов. Все обыграно так хорошо, так вписывается в общую атмосферу постапокалипсиса и твердых характеров юных пилотов, что представить что-то более эффектное совершенно невозможно.
Шедевр, красивый, умный, невероятно интересный и захватывающий. Один из лучших представителей аниме, как такового, и просто хороший повод, чтобы задуматься, поменять свои взгляды на некоторые вещи. Закончить хочется цитатой из сериала:
- Люди живут только потому, что могут забывать прошлое, но существуют вещи, о которых нужно помнить всегда.
Все начинается как прогулка по пляжу в погожий день. Ничем особенным не обремененное, рядовое развлечение, единственной тривиальной задачей которого является убийство заметного количества времени. И не один раз ты подумаешь, что, может, оно того и не стоит, может, есть что-то более занимательное, на что можно с меньшим сожалением потратить свое драгоценное время. Хотя, безусловно, про себя ты отметишь качественную реализацию и вдумчивое воплощение визуальной составляющей. Именно вдумчивое, поскольку нарочитой яркости и ядерной, взрывоопасной нано-безвкусицы, так полюбившейся состоятельным продюсерам и их именитым подопечным, здесь не встретишь.
Когда вояж по прибрежной полосе плавно перетекает в адреналиновый аттракцион, уже неоднократно успеваешь поругаться с монитором на тему неприятия логики поведения некоторых героев. Стоит отметить, что в данном случае речь идет не о их фактической оторванности от реальности, а скорее о слишком явном и акцентированном представлении этой самой действительности. Слова и выражения 'я не смогу', 'это не мое', 'я боюсь' на удивление понятны, легко отождествляются с собственными ощущениями, заставляют стыдиться их, чем вызывают стойкое желание дать некоторым персонажам отрезвляюще-ободряющую пощечину. Как по-человечески. Этот момент выгодно оттеняет 'NGE' на фоне подавляющего большинства схожих по содержанию представителей жанра.
И тем не менее 'Action!', друзья. Огромные боевые машины. Они именно такие - огромные и внушающие уважение, а порой и страх. Брызги крови на стене дома. Но, простите, это не 50-100 грамм вырванные из тела разрывной пулей, это сотни литров, меняющие цвет целых зданий, до краев заполняющие каналы для стока дождевой воды. А когда гигант, в самом что ни на есть элементарном животном порыве, начинает пожирать только что поверженного противника... ох.
И вот на горизонте появляются первые Nimbo Stratus. Ветер усиливается. Окружение тускнеет. Это можно безболезненно сравнить с пикированием - вот она высота, разноцветный кубизм внизу приближается с каждой минутой, обрастает неприглядными деталями и страстями, превращается из красочной и во многом жизнеутверждающей панорамы в не менее живописный декаданс. И это по-своему красиво. Это цепляет.
Венчает все вышеперечисленное экскурс в подсознание главного героя, где на равных бьются желание жить и верить и глубокая ранящая обида на всех и вся. К слову, на суд зрителю было представлено несколько концовок (с разницей в один год), что открывает поистине безбрежные возможности для их трактовки. От не приторного иллюзорного 'the happy end'a', до моря отчаяния порожденного собственной слабостью.
Welcome! Добро пожаловать в эту вселенную, постапокалиптический мир, который опять балансирует на самом краю, насмерть сражаясь сам с собой.
.. Что такое человек? Нечто созданное Богом, или нечто созданное людьми?.. (Evangelion)
Потрясающее произведение искусства абсолютно во всех его аспектах. Немаловажным хочу отметить широкую развернутость психоанализа. В произведении показаны наиболее тяжелые депрессии которые может переживать человек, хотя на первый взгляд это может показаться не так.
И хотелось бы подчеркнуть тот факт, что такое представление нам внутреннего мира персонажей заставляет расценивать выдуманных героев как реальных личностей с реальными проблемами.
А религиозный аспект дает очень сытную пищу для ума заставляя задуматься над вопросами и парадоксами которые очень редко затрагивают простых людей. В нем много скрытого и глубокого смысла который тяжело понять даже при неоднократном просмотре.
Хидеаки Анно по настоящему заслужил похвалу и уважение. В настоящее время таких произведений в кинематографе очень и очень мало. Снимаю перед создателями шляпу. Шедевр это на мой взгляд творение оказывающее на людей особое воздействие на протяжении долгих лет и никогда морально не устаревает. Вот уже прошло десять лет с момента выхода сериала, и он до сих пор не теряет популярность и остается одним из самых значимых творений культуры аниме.
«Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел» — Марк Твен
Стоит ли обращать внимание людей на что-то незыблемо качественное и стоящее того же внимания? Стоит ли распинаться по поводу таинственного негатива, излучаемого известной картиной Билла Стоунхэма, в то время, когда любой, переночевавший в одной комнате с сим полотном, начнёт «откладывать кирпичи» по щелчку пальцев? Стоит ли убеждать в том, что The Beatles, не просто кучка волосатых шалопаев, вовремя оказавшихся в нужной стране, в нужную эпоху и поющих извечное «Люби меня, детка, люби», в то время как любой, мало-мальски образованный человек, давший шанс для места и понимания их музыки в своей душе, уже никогда не забудет песню «A Day In The Life»? Может отношение к искусству, как и к некоторым обыденным вещам, должно базироваться на эмпиризме? Подносишь руку к огню — получаешь ожог, который не позволит тебе совершить аналогичную ошибку. Смотришь на потрясающую картину — понимаешь, что это не просто сочетание красок, заключённое в рамку. Знакомишься с Evangelion — осознаёшь, что у тебя никогда больше в жизни не повернётся язык сказать об аниме лихое слово.
Пожалуй о таком стоит писать и говорить исключительно ради себя самого — попытаться систематизировать свои впечатления и дать им волю, чтобы чайник не кипел слишком долго.
Итак, Neon Genesis Evangelion, мультсериал сравнительно далёкого 1995 года, который наделал столько же шума в аниме, как Звёздные Войны в нише научно-фантастической космической оперы.
Фабула сюжета, которая нынче успела превратиться в шаблон, набивший оскомину всем вокруг, который становится оправданным лишь по мере дальнейшей реализации потенциала казалось бы безграничной основы.
Дано: систематические атаки таинственных «инопланетян» на Землю, которые с каждым разом удаётся отбить стараниями подростков, пилотирующих гигантские роботы. Всё. Правда не хочется ни читать рецензию дальше, ни уж тем более смотреть сие чудо? Но, как я уже говорил — дело в реализации потенциала.
Сюжет, персонажи, антагонисты, атмосфера, музыка — всё трещит по швам от напичканности, интерпретации и своеобразной спекуляции библейскими учениями, наследиями каббалы, архетипов, психологии, сюрреализма, постапокалиптики и научной фантастики. Это не просто мультфильм — это своеобразное окно в ранее неизведанное, или в то, что было на слуху, но вникать в это не было причин. Поверьте, буквально устно задав свой первый вопрос касательно вселенной этой франшизы, через час вы очнётесь среди сайтов-энциклопедий сериала, или будете лихорадочно искать имя воина, который проткнул копьём ребро Иисуса Христа во время распятия. Или будете искать имя другой женщины Адама. Право, не Евой же единой: ) И дальше, словно лавина вас накрывает, словно Фауст, вы не можете остановиться. Узнав казалось бы всё — вы всё равно будете искать ответы, или додумывать собственные. Что бы там ни было, но малейшее желание высмотреть Евангелион чуть глубже сравнительно обычной японской анимации делят жертв, которые на это решились, на «до» и «после». По сути, эмпиризм превращается в наваждение, что и меняет зрителя навсегда, оставляя в памяти позитивные впечатления в виду потраченного времени как на сам сериал, так и на своеобразный ликбез.
В общем, NGE — это легенда, прикоснуться к которой настоятельно рекомендуется всем, кто хоть с какой-либо мало-мальски уверенной точкой зрения собирается открывать рот по поводу аниме и мехи в частности. И пускай эта легенда успела обзавестись небольшими продолжениями, римейками концовок, в которых задумываешься по поводу путаницы в головах создателей — это всё равно masterpiece. Драма, фантастика, психологический триллер, мистика, комедия, коктейль которых стоит попробовать, прежде чем умереть.
Уже успел и начать смотреть аниме и даже закончить... Посмотрел 'не много, не мало' более ста штук. Однако 'NGE' - единственный представитель японского анимационного искусства, который я возвел в один ранг с шедеврами кинематографа на этом сайте. Это аниме я советую смотреть абсолютно всем; даже тем, кто аниме не смотрит из принципа.
Жанровая многогранность сериала - самая главная причина. Каждый найдет в 'Еве' то, что ему по вкусу. Фантастика, драма, психология, философия, боевик, романтика... И даже такие редкие жанры как апокалиптика, постапокалиптика и даже ссылки на религию.
Персонажи самые разные по характеру, разная психология, разные комплексы.
О сюжете можно говорить очень долго, но лучше один раз посмотреть. Он нелинейный и непредсказуемый. Настоящий триллер по ходу всего сериала. История о причинах катаклизм, создание оружия защиты серии 'Ева', постепенное раскрытие прошлого героев... и это только малая часть. Просматривая каждый раз заново, узнаешь что-то новое.
Боевик - это двигатель сериала. но даже динамичные бои на 'Евах' с ангелами, атакующими землю, теряются на фоне развивающихся событий сериала.
И все-таки говорить об 'Евангелионе нового поколения' можно много, но лучше один раз посмотреть и понять. На то он и евангелион (евангелие) нового поколения.
Условно 'Евангелион' (говорю сейчас об оригинальном сериале) для меня делится на три сегмента: классический сёнен серии до 16-ой (который лично мне показался жутко скучным, раз за разом эксплуатирующим один сценарий с минимальными отклонениями: появляется противник, главные герои сперва его одолеть не могут, потом все-таки одолевают; залечивают раны, возобновляют тренировки - и все повторяется), психоделика с элементами трэша до 24-й серии (здесь сюжет стал интереснее - появилась интрига, раскрылись персонажи, сломался сценарный круговорот первой части) и две последние серии как отдельный вид... искусства (смотреть было почти невозможно, подобное насилие над собой я совершал только дочитывая в 'Белых ночах' 'Жизнь Арсеньева'). По итогу я бОльшую часть хронометража скучал, потом недолго смотрел с интересом, а потом мучался, осиливая две, кажется, многочасовые (а на самом деле двадцатиминутные) последние серии. И тут можно было бы влепить 'Еве' субъективный минус, да и дело с концом, но.
Но.
Насколько я понял, для сценариста история Синдзи и компании Нерв стала возможностью справиться с личной депрессией - а значит, хотя бы одному человеку 'Евангелион' сильно помог. Ну и акценты, да - мы все понимаем, что произведение, которое человек пишет для себя - или для решения личных проблем - оценивать с позиций традиционного сюжетостроения - дело неблагодарное.
В отрыве от такого контекста в плюсы сериала я бы занес рисовку и нескольких ярких персонажей, образы которых запоминаются надолго (Синдзи, Аска и Мисато).
И да, христианская символика в 'Евангелионе' вообще не несет никакой смысловой нагрузки - в интервью авторы сериала говорили, что остановились на ней только из-за того, что христианство для Японии - религия необычная, и символы будут выглядеть загадочно. С тем же успехом на месте 'ангелов' могли оказаться какие-нибудь 'валькирии'. Это к вопросу о специфически христианских или антихристианских смыслах - которых в 'Евангелионе' нет.