Каждый может смотреть на это аниме по разниму. Кто-то, как на боевик в жанре 'меха', кто-то, как на психологическую драму. По факту, фильм имеем большую армию фанатов, большие кассовые сборы, массу положительных отзывов критиков и многие другие позитивные 'весёлости'.
Предыстория
Вообще, изначально я и не собирался смотреть данный сериал, так как предвзято относился к аниме в целом. Эта негативная начальная точка зрения сформировалась под влиянием критики всего жанра аниме. После просмотра ряда картин Хаяо Миядзаки, которые перевернули моё представление об аниме и вызвали бурю положительных эмоций, я решился всё-таки посмотреть 'Евангелион', который мне рекомендовали ещё очень давно.
Сам фильм
Восхищение
Я рассчитывал на нечто в стиле 'трансформеров', с большим потоком бессмысленного пафоса, аналогичных диалогов и кучки бьющихся друг с другом гигантских роботов. Но в реальности я увидел красочное и интересное повествование о детях с их насущими проблемами, о выборе, о добре и зле, о смысле жизни, и всё это было умело обыграно захватывающими битвами и интересными диалогами. И всё бы шло так идеально до конца, но...
Разочарование
Когда минула 20 серия, я начал чувствовать неладное, отражённое в флешбэках и 'припадках' (наверно). Дальше - хуже. Учащение 'припадков' и флешбэков доводят до потери смысла. В последних двух сериях психоделия достигает своего апогея, и те, кто вяло следил за сюжетной верёвочкой, окончательно и бесповоротно её теряют. На этой 'ноте' всё и заканчивается.
В общем
Первая половина - эпичные бои и целостность повествования. Вторая половина - психоделия и чрезмерное философствование, особенно конец. Если обрезать завершающие части, а остальное перемешать, дабы разбавить философствование боями, то было бы как мне кажется, удачнее. Для каждого здесь есть своё, философия, кстати не такая уж и мудрёная, и знающий образованный человек не должен смутиться странными размышлениями сценариста.
Альтернативная концовка
Для тех, кто не был удовлетворён безумным завершением фильма, те же сценаристы создали альтернативную концовку - 'Конец Евангелиона'. Советую посмотреть её для более полного ознакомления с тем, что всё таки произошло в конце. Только предупреждение, если кого-то пугает излишняя эротика в аниме, то наверно лучше воздержаться от просмотра, так как в альтернативной концовке будет много 'всякого' без цензуры. Не знаю, что произошло в японском законодательстве с 1996 по 1997, но данность есть данность. Самая главная оплошность 'Конца Евангелиона', что даже там психоделический конец и опять ничего не понятно (по официальным заявлениям Хидэаки Анно, так мол и должно быть).
В ХХI веке к сериалу также вышел ряд ремейков, от того же режиссера (Хидэаки Анно) с оригинальным сюжетом и другой концепцией, которые также рекомендую. В 2016 должна выйти третья уже по счёту концовка, и на этот раз уже, я надеюсь, полностью истолкует всё увиденное.
Итог
Хорошее, даже уникальное аниме. Хоть далеко не самое лучшее как о нём часто отзываются. Реализация хорошая, хоть и лень монтажёра иногда проглядывает. Всем Отаку рекомендую данный сериал со всеми побочными к нему дополнениями. Остальным же - по усмотрению. Может затянуть, может вообще не обратить на себя внимание. Однако чувства от просмотра смешанные, может дойти и до депрессии, если слабая психика. Множество моральных и нравственных вопросов ставится и ответов на все не даётся. Слишком много напихано в сериал, ещё и отсылок куча. Каму как, а мне понравилось, хоть есть и лишние моменты и скучные есть. Порой вообще ахинея происходит.
Сразу скажу что этой рецензией я хочу отделить людей которым понравится это аниме от тех кому оно не понравится.
Когда я первый раз посмотрел ”Еву” (сделал я это потому что у одного из моих друзей это самое любимое аниме) я не был в особом восторге (хотя пытался его полюбить всеми силами), меня не очень устраивал этот исход. Я обратился к различным форумам (коих оказалось великое множество) в поисках 'истины'. Полазив, почитав кучу восторженных отзывов я решил его просмотреть вновь. И это я сделал зря потому что я все понял с первого раза. И вывод таков что аниме создано для неустойчивых, несформировавшихся, неуверенных в жизни и в себе людей к коем я похоже не относился (хотя смотрел его я в 16 лет). Не поймите меня неправильно, “Евангелион” изобилует (в основном в конце) полезными мыслями которые могут помочь вам в жизни, но есть такая категория людей для которых все это очевидно. И поэтому это аниме не для всех (не потому что одни умнее других, а потому что есть грубо говоря 'дети'(особенно пережившие некую драму в оном возрасте и нашедшие себя в драме героев) и есть 'взрослые'). Просто нужно уметь отделять иллюзию от реальности потому что 'каждый человек видит то что хочет видеть' (люди часто видят в вещах то чего там нет (не нужно преувеличивать!).
Известнейшее аниме, ставшее культовым ещё до моего рождения. Есть ли сомнения в том, заслуживает ли это аниме такого статуса? Нет, сомнений нет.
Вряд ли я кого-то удивлю, если скажу, что Евангелион создавался автором, страдающим на тот момент от депрессии. И, разумеется, это чувствуется. Чувствуется в каждой секунде. Наводит ли это тоску и грусть? Да, бывает - тогда, когда должно наводить. Мы чувствуем, эмоционально переживаем то, что переживают герои - и это, как правило, отнюдь не счастье и веселье.
Персонажи
Они в Евангелионе прописаны просто идеально, отражая всю сложность человеческой натуры через их предыстории и отношения между ними. Нет ни одного простого и однозначного персонажа, у всех есть свои внутренние демоны, борьба с которыми, пожалуй, и является заглавной темой аниме.
Сюжет
Являясь лишь фоном для основного действа, происходящего внутри героев и между ними, сюжет не забывается и не отходит никуда дальше второго плана. Он, в свою очередь постоянно движется вперед, при этом будучи неразрывно связанным с развитием персонажей.
Запоминающийся стильный ретрофутуризм, необычные визуальные решения (когда касается Ангелов, особенно), замечательный саундтрек - можно ещё долго перечислять то, чем хорош Евангелион, но это уже сотню раз сделали за меня. Поэтому, лучше пройдусь по тем претензиям, которые можно услышать в сторону Евангелиона.
ГГ - тряпка.
Пожалуй, самая распространённая. Да, Синдзи не силен характером. Но я не могу понять, в чем проблема-то? В том, что Анно не сделал его альфачом, который в свои 14 с ходу без подготовки залезает в меху и валит каких-то странных монстров налево и направо, а в перерывах между этим хлестает саке с горла и тушит бычки о язык? У Синдзи очень прописанный, вполне понятный характер и он не обязан быть идеальным героем. Аниме не про идеальных людей и даже не про героев. Оно просто не про это.
Непонятный сюжет
Сюжет хоть и вполне последователен и лишён дыр, все происходящее в нем достаточно вскользь и слабо объясняется с точки зрения лора, это правда. Лор Евангелиона очень глубок и не лишён всякого рода философии и библейских отсылок. Не такой сложный, чтобы не понять за час-другой на тематическом Вики, но достаточно сложный, чтобы далеко не все понять после последней серии.
Замятая концовка
Известный факт, что две последние серии делались в условиях истощенного бюджета и поэтому были, по факту, склеены 'из г*вна и палок', что, несомненно, очень выделяет их на фоне других. Концовка оригинального сериала действительно, хоть и довольно сильна эмоционально, не даёт внятного ответа на вопрос 'А чем все в итоге закончилось-то?'. Но для этого есть фильм 1997 года - 'The End of Evangelion', который заменяет собой эти две сюрреалистичные серии и эпично и красиво даёт конец как основному сюжету с ангелами, так и личной истории каждого персонажа. Рассматривать сериал и этот фильм по отдельности - не имеет смысла.
Пару слов про 'Ребилды'
Полнометражные ремейки сериала показывают невероятный визуал (особенно 3 часть), но лишены души оригинального сериала и его основной смысловой нагрузки. Это просто красивые блокбастеры.
Невероятно глубокое, душевное и стильное аниме с шикарным саундтреком определённо заслуживает называться шедевром. Можно было бы снять балл за не совсем полное раскрытие лора, но я этого делать не буду.
Это эмоции после первой части и альтернативной концовки, думаю эти два тайтла достаточны для формирования мнения.
Смотрел аниме, держа в уме все его регалии, открыв душу и стараясь эмоционально отвечать персонажам.
Аска Ленгли, на мой взгляд - самый 'живой' персонаж Neon Genesis Evangelion, ее чувства реальны, а переживания обоснованы. Только она, и отчасти Мисато Кацураги, вызывают сочувствие. Хоть Синдзи Икари и выпала тяжелая ноша, но он самый тупой, слабый и пустой персонаж в Еве (это круто - он определенно вызывает эмоции). А душа Синдзи Икари поражает уродством. Однозначно аниме достойнейшее, за мириады испытанных разрозненных эмоций: гнев и сопереживание, желание защитить и влечение испепелить.
А может, так считают многие и уже осветили свои чувства, но я не читал комментариев, я лишь рефлексирую.
Евангелион по праву можно считать достоянием человечества, это отражение исключительной силы разума людей.
10 из 10
Потому, что мне понравилось, не смею изображать 'гурмана' и недооценивать труд автора.
На что способен человек чтобы понять своё предназначение
Прежде всего, настоятельно советую вам смотреть именно эту версию евангелиона, именно оригинал, так как при просмотре вас не будет отвлекать бурный экшн, который хоть есть и в данной версии аниме, но всё же выдержан, скомпанован настолько, чтобы мы, зрители, смогли полностью акцентировать внимание на персонажах. Ведь здесь показаны не столько персонажи художественного произведения, у которых есть цель, начало своего пути, кульминация в которых герой (герои) набираются мотивации и уверенности, и затем конец, в котором вся мощь выплескивается на так ненавистном враге героя. Это могло бы случиться в любом другом аниме жанра меха, если бы автор данного произведения не решил бы показать реальных персонажей, с переживаниями, комплексами, не тех героев, которые хотят защищать сотни людей ценой своей жизни, а обычных, имеющие свои страхи и неуверенность личностей, в той или иной степени сломленных под влиянием тех или иных обстоятельств. Это неудивительно, ведь сам автор на момент создания евангелиона был в состоянии глубокой депрессии, что, как по мне, заметно в самом главном персонаже - Синдзи, являющимся проекцией мыслей как задумщика аниме, так, и, пожалуй, нас самих. Не думаю что будучи 14-летним парнем я бы смог с уверенностью и гордостью за свою страну, друзей и близких поместиться в огромного робота и сражаться, совершенно не зная - окажется ли эта схватка последней. Как по мне евангелион не про то, чем кажется изначально. Это совокупность страхов и предполагаемых выходов из тех ситуаций что нам предоставляет жизнь, а инопланетные существа играют лишь роль неизвестных как и природа самих 'инопланетных захватчиков' страхов. Про них так же мало что известно, и каждый по своему относится к этим страхам. Единственным решением победы над ними являются человекоподобные роботы, юные пилоты которых мне напоминают самого себя - огромная и неуклюжая как наша будущая взрослая жизнь, изготовленная взрослыми и в большей степени управляемая взрослыми робот. Эта жизнь по началу непонятна, полна препятствий, которые, на первый наш юный, совсем детский взгляд непреодолимы. Затем мы к ней привыкаем, ненавидим всеми клетками тела, но кое как 'справляемся с управлением' и идём, хоть и неохотно, навстречу препятствиям. Взрослые здесь - такие же дети, только более толстокожие, с чёткими понятиями жизни и морали, так часто навязываемые нам, когда с силой пытаются впихнуть в 'машину судьбы'. Жизнь и в правду сложна, не успеешь обрести один поучительный урок от жизни - и она преподносит ещё один, более тяжкий. Но самое мощное оружие которое заключено в таких как мы - всё ещё юных и инфантильных, наивно верящих в то что их всех ситуаций есть позитивный выход - это наше детское я. Слепое. Наивное. Вечно борющихся за лучшее и ищущих правду. Не ту, которую нас сделает взрослыми, а ту, которую оставит в наших головах мысль - выход есть, и он в нас самих - осталось только наладить контакт с нашим мозгом, который словно сам Ева - помогает и в то же время от большой власти вселяет страх, и приготовиться к путешествию в жизнь. Глупую. Непонятную. Стихийную. И от этого прекрасную.
Бредовый заголовок, не правда-ли? Очень похоже на действие известного наркотика из группы психоделиков-мескалина. Некоторые граждане, страдающие глубокой депрессией, находят подобную дрянь и погружаются в яркий и красочный мир эйфории и веселья. Ибо жизнь-боль, а люди-жижа. Автор 'Евангелиона' мог бы заюзать 'ангельскую пыль' и получить еще больше творческих идей и вдохновения. Перед тем, как вышел бы в окно. Но не судьба.
Жанр мехабоевика притягателен - там ведь есть эпичные боевые роботы с крутым дизайном и не менее крутые монстры-пришельцы. И все бы ничего, да только популярные темы в кино часто используются как обертка, яркая, красочная, с приятным шелестом. Ты думаешь, что смотришь фантастический боевик, но истинное содержимое 'конфеты'- чья-то больная фантазия. Ибо Япония - страна возможностей, где беглый пациент дурки сможет найти инвесторов и выпустить свою шизу на большие экраны.
Какова 'обертка'? Ну- сюжет таков: однажды случился конец света, половина человечества стала статистикой, выжившая- начала строить крутых мехов для войны с виновниками катастрофы- злыми Ангелами. Мех без пилота- просто гигантский робот, поэтому внутрь надо запихнуть человека, для драмы.
Кто лучше всего годится на роль 'надежды человечества'? Жесткие беспринципные военные, а может, неординарные личности, готовые рисковать? Может, профи за большие деньги как лучший мотиватор? Нет, нет и нет. Лучше всего - психически нездоровые подростки. И чтобы над ними не было жесткой дисциплины, а то бунтовать не смогут. Сделай их еще и незаменимыми и все- у человечества появляется масса причин совершить коллективный суицид на потеху божественным силам.
Каковы герои? Ну. главгерой здесь - самый омерзительный персонаж из виденных мной. Он вечно ноет, что папа его не любит, не хочет спасать человечество и вообще нелюдим. Но стоит взять его на понт... И он бежит делать, что ему скажут, чтобы позже опять врубить истерику и погибать за женское тепло, которое ему один хрен не светит.
Еще ту есть девочка, готовая умереть по приказу; девочка с приступами агрессии (наверное, ПМС); женщина-алкоголичка; женщина-ученый и батя ГГ, который весь из себя загадочный и хитрый, но на деле слизняк еще тот, как и сынуля.
И знаете, я ведь поначалу смотрел внимательно, пытался понять местный сеттинг, абилки мехов и их врагов и тд. Да только зря это все: бои проходят по схеме '' враг прилетел - ультанул - герой превозмог-тоже ультанул- победил'' неинтересны и скоротечны. Весь прочий хронометраж - скука смертная. А наличие божественных сил в сюжете так вообще ставит крест над логикой и здравым повествованием. Главное- истерить и ультовать, так победим.
Финал истории - без комментариев, запасайтесь веществами, запрещенными на территории РФ, вам точно зайдет.
Мехабоевик - это 'Тихоокеанский рубеж'. А это- обманка, крутые роботы и бои тут нафиг не нужны. Зато нужны аниме-девочки с цветными причесонами. В извечном споре 'какие тян лучше 2D или 3D' побеждают 3D. Ибо их грудь приятна на ощупь и успокаивает нервы, а 2D не прощупывается и угловатая какая-то, того гляди - порежешься. Так что будьте внимательны)
Одно из самых культовых произведений японской школы анимации прошлого века. Одно из самых философичных и глубочайших творений в априори. Притча о людской судьбе и боли, рассказанная в рамках стилистики научной фантастики столь грамотно и в то же время необычайно непросто, что разобраться в ней с первого просмотра невозможно. Аллюзии, символизм, эфемерные образы – обширность данных вещей, внесённых автором в повествование, столь велико, что по сей день нельзя сказать всего того, что именно хотел передать зрителю Хидеаки Анно… Крайне много подобных мнений можно встретить на просторах интернета, когда начинается обсуждение аниме-сериала “Евангелион”. Однако и противников данных суждений также немало, ибо, однозначно, для одного сей бесспорно качественный, пусть и потерявший под конец значительную часть финансирования проект являет из себя нечто незабываемое и непревзойденное. Тогда как для другого зрителя все двадцать шесть серий могут быть не более чем скучным повествованием о том, как четырнадцатилетние школьники ноют о жизни в рамках несуществующих проблем и глупых предубеждений…
Но коль смотреть более объективно, то становится понятно: можно принять и понять обе стороны, ибо сериал взаправду неоднозначен. Но тем он и столь примечателен.
Для любителя классической стилистики аниме 80-ых да 90-ых годов данный продукт будет чем-то, что уже понравится лишь ввиду своей рисовки, ввиду обыденных для того времени множественных штрихов и бледности прорисовки мира, которая словно придавала некоторого шарма. Более современному же зрителю подобное воспринимать, вполне возможно, труднее, но потому “GAINAX” с 2007-го года и переиздаёт, так сказать, весь сериал, обрамляя его лишь в “одёжку” четырёх полнометражных фильмов, последний из которых по сей день не вышел и всё ещё заставляет себя ждать на долгосрочной перспективе: Хидеаки Анно сейчас занят съёмками нового фильма про легендарную ящерицу, выглядящую аутентично прошлым классическим воплощениям – “Годзилла” 2016-го. Но отнюдь не ввиду графических особенностей стоит смотреть данное аниме. И не за счёт иных обыденных для данного жанра привлекательных мотивов, то бишь динамики и экшена. Нет. Здесь, конечно, есть экшен, но его крайне немного. Однако, стоит признать, когда он всё-таки показывается на экране, то зритель наблюдает завораживающее своей раскадровкой и отрисовкой действие, где главными героями становятся уже не люди, а роботы, в честь которым и прозван данный сериал… Хотя, роботы ли они? Это другой вопрос, совершенно не затрагивающий тему боёв и динамичности действия, которое крайне неспешно в основной части всех эпизодов. Если первые серии ещё можно назвать более-менее “живыми”, то последние – абсолютно не тот вариант.
В общем, касательно данного вопроса. Следует здесь сказать, что зрителям, рассчитывающим на красивые баталии – творение не для них. Они получат некоторую толику ожидаемого, но в конечном итоге явно будут недовольны общей картиной, хоть и заинтригованы, потому как в подобной стилистике и в подобном качестве, конечно же, похожего хочется гораздо больше… Однако это самое “большее” тут заменяет иное – рефлексия множества персонажей касательно жизни, касательно собственного “Я”, касательно взаимоотношений и их ценности, касательно ценности самого человека как существа душевного, или, наоборот, уже душу растерявшего. Подобные внутренние монологи, или томные диалоги, здесь не редки и как раз отображают собой весь тот огромный пласт философии, которую небеспричинно, хочу отметить, приписывают данному аниме. Небеспричинно потому, что думы и идеи, выказанные здесь, взаправду интересуют и затрагивают некоторые фибры не столько души, сколько головного мозга, почему и сам зритель, коль он достаточно сильно погрузился в деяние, происходящее на экране, будет размышлять на те или иные темы, мыслить над теми или иными вопросами, тематика которых развивается от каждодневного социального взаимодействия на улице, вплоть до проблем мироздания и загадок о нашем происхождении да сущности бога как людского родителя, либо как ребёнка человеческого самосознания, которое отказывается верить в своё одиночество… Однако не следует уж слишком возвышать “Евангелион” – в этом проблема множества фанатов, откровенно “уходящих” в крайности: зачастую такие люди не поняли и половины выказанного Хидеаки Анно, однако онёры трубят нараспев да в унисон столь громко, что вразумить их кажется невозможным. Да и не надо, потому как это – их мнение. А данный сериал рождает своим существованием крайне много мнений и ощущений, и все они правильны, так как все отображают собой собственную точку зрения именно касательно данного аниме – подобное суждение даже сродни одной из дум, которая имеет место для обсуждения в данной многосерийной ленте 1995-го года.
Подводя итог следует сказать, что данные двадцать шесть эпизодов – безапелляционно неоднозначное явление в культуре как анимационной, так и в общей. Сколько на него можно было наблюдать отсылок – не счесть, так как число почти столь же велико, как и число собственных аллюзий самого сериала “Евангелион”. Мнение о нём у зрителя должно сложиться самостоятельное и никоим образом не подкрёплённое чужими чувствами да ощущениями от просмотра, потому что когда некто может лицезреть в каждом эпизоде двадцать с лишним минут глубочайшей проработки характеров, скрупулезного воссоздания атмосферы постапокалиптического мира с чёткой выдержкой научно-фантастических догм. Другой увидит лишь нескончаемое нытьё и низвержение вожделей от совершенно разных образов, каждый из которых отличен от остальных в большей степени своим несовершенством, которое так рьяно “выставляется” авторами на показ, что в конечном итоге способно бесить. Не законченная тематика некоторых сюжетных перипетий может являться поводом для раздумий одного, и полнейшим не вниманием со стороны создателей к структуризации сценария для другого… Это отнюдь не простое аниме, с которым следует познакомится не только ввиду его статуса, но и ввиду того, что он в себе содержит, то, что способен здесь найти каждый зритель для собственного эго – это то, что интересно и особенно примечательно. Потому следует завершить: ответить за всех невозможно, но можно подтолкнуть к просмотру, дабы осознание пришло самостоятельно.
Простые человеческие истины очевидны и легко видны, но почему-то многим сложно их выполнить и тяжело осознать и обдумать
Эта фраза в заголовке описывает идеально весь сериал, равно как и бессмысленность его существования (депрессующий автор выплеснул свои бзики, но забыл дать им сюжет, подспорье и связность с чувственностью). Но и эта же фраза вполне может считаться главной темой и посылом этого сериала, на мой взгляд. Это единственная толковая фраза, сказанная в сериале.
Я спокойно себе от нечего делать посмотрела этот 26-серийный сериал, и на самом деле не так страшен черт, как его малюют, равно как и король на самом деле голый. Здесь нет сюжета, нет моментов волнения за героев и сопереживания им, нет масштабной и эпичной трагедии, нет экшена, нет нормальной подачи сюжета (Что-то произошло, но мы вам не покажем событие, а расскажем мутным языком о нем), история крайне сильно растянута, что ее можно было б сократить втрое, на персонажей плевать, жести или психодела тут нет, равно как и моральной или экзистенциальной дилеммы. Это просто какое-то слайд-шоу или диафильм с закадровым голосом. Мне не понравилось сие произведение, но и не оставило у меня никакого эмоционального отклика или заинтересованности, поскольку сам сериал не постарался быть интересным, эпичным, интригующим, драматичным или напряженным. Вообще удивительно, что он с какого-то перепугу стал культовым и взорвал буквально всех, если 'истины', которые он глаголит буквально 'в лоб' зрителю (а не при помощи сюжета, образов и поступков героев), до ужаса очевидны и понятны любому человеку, капитан-очевидность какая-то.
В непроработанном типа-сюжете, оставленном где-то на третьестепенных ролях, нет никакого смысла, ибо сразу же начинаешь спрашивать самые базовые вопросы, относящиеся к мотивации героев и логике в принципе (и их важность становится сильнее с каждой серией, и я смотрела сериал внимательно, но вопросы эти так и остались). А людей, заикающихся о википедии, фанатских теориях, форумах, перезапусках-ребилдах или о манге-первоисточнике, дескать, в них весь сюжет объяснен и есть ответы на вопросы (хотя, мои вопросы даже по отношению к первоисточнику будут без ответа), я вежливо попрошу заткнуться -- первоисточник и адаптация являются разными произведениями, потому если адаптация не справляется с объяснением своего лора и мотивах/целях своих героев, то адаптация и ее создатели облажались, породив несвязное и невнятное месиво, в коем вообще нет никакого смысла.
Из возможных тематик тут можно уловить разве что тему трудного пути социализации человека в обществе и понимания себя как личности, принятия себя (особенно, если человек имел психологические травмы). Ну и тему того, что все всегда под носом находится, но почему-то трудно находимо (фраза из заголовка).
Это не фантастический боевик (с 1 серии понятно, что оное лишь обертка и не более), это не психологическая драма или триллер (кстати, судьбы большинства героев неизвестны, нет напряжения и переживания, нет чувственности), это не психоделический артхаус (но похож на него местами, да и то только в последних трех сериях), это скорее занудная повседневность и зарисовка о жизни не самых интересных личностей (начиная школьниками с половым созреванием и заканчивая работниками из организации с их многочисленными любовными похождениями).
Плохим или ужасным я данный сериал не считаю, но и хорошим и интересным его тоже назвать нельзя, ибо реализация жестко подкачала.
Итак на пороге 1995 год студия Gainax постоянно испытывает финансовые проблемы, молодой режиссер Хидэаки Анно страдает затянувшейся депрессией, а жанр меха-аниме давно уже увяз в шаблонах и штампах. Вот выходит новый проект «Евангелион» и... начинается какое-то массовое помешательство. В течение двух лет после своего выхода, в 1996 и 1997 году, сериал удерживает первое место в гран-при журнала Animage, по популярности в Японии обгоняя такие 'культовые' на тот момент сериалы как Sailor Moon и DragonBall Z. Фигурки Рей Аянами обрели огромную популярность, открывающая тема сериала A Cruel Angel's Thesis стала хитом, а сэйю, озвучивавшие Рей и Аску, прославились как идолы. Что ж давайте разбираться в чем тут дело?
Сюжет: 2015 год, после глобальной экологической катастрофы 'Второго удара' планета изменила наклон своей оси, значительная часть суши ушла под воду, а в Японии наступило вечное лето. И только человечество справилось с войнами, на полках магазинов вновь появились товары, а столица Японии вновь была отстроена, появляется новая угроза: таинственные создания прозванные 'Ангелами', против которых человеческой армии нечего противопоставить. И только секретная служба 'NERV' обладает управляемыми людьми гигантскими биороботами 'Ева' способными противостоять новому врагу!
Чем не типичная завязка к аниме-мехам, что в целом отражается на повествовании сюжетной линии вплоть до 16-ой серии. Тут у нас и бои на роботах, и глобальные задачи по спасению человечества и типичные фразы наподобие 'Никто кроме тебя..', 'Ты должен', 'Город в опасности'.
Персонажи: Начинаясь как легкое приключение с постепенным увеличением героев постепенно, шаг за шагом, типичный боевик уходит в глубокую психологию. За каждым персонажем появляется горькая история его жизни. Они на первый взгляд абсолютно не похожие друг на друга, все в том или ином плане сталкиваются с проблемами одиночества, жизни без любви самых близких людей и непринятием себя каким они есть. Будь это проблемы с отцом у Синдзи и Кацураги, с матерью у Аски и Рицуко, и полным отсутствием человеческих отношений и ценности своей жизни у Аянами и Нагисы. Помимо этого герои (Синдзи, Рицуко, Кацураги) сами задают себе вопросы: Зачем я это делаю?, Кому я нужен? и Чего я хочу на самом деле?, а Аска часто 'пикирует' такими вопросы Синдзи.
Популярность: Так чем же все таки объясняется такая популярность сериала? Сравнивая предыдущие работы можно выделить бешенную популярность в период 80-х-90-х меха-аниме таких серий как 'Macross' и 'Mobile Suit Gundam'. Так что авторы постарались поставить боевые сцены основываясь на своих более ранних меха-предшественниках, да и в плане детальности рисовки самая лучшая это как раз боевка.
Вместе с этим в новый сериал была внесена христианская символика — по словам создателей, потому что она придавала сериалу загадочности, выглядела круто и выделяла аниме из общей массы, что конечно же так же подействовало на зрителей. Плюс к этому над сюжетом работало аж шесть сценаристов, а режиссером часто ставятся довольно редкие в мехах приемы привлечения внимания зрителей (частая перемена кадров и их цветов, остановка кадров на минуты (что лично у меня в такие моменты вызывало дискомфорт), резкое появление света и бликов, смены ракурса и т.д.). Интересный дизайн 'Ев', 'Ангелов' и их метаморфоз в купе с психоделической рисовкой заключительных серий. И конечно же постепенная, все углубляющееся психология!
Вывод: В итоге 'Евангелион' - это меха без легкости повествования (т. к. зрителя все время специально и методично заставляют думать), гарем без гарема (т. к. все глав. героини хоть и тянуться к глав. герою, но не от любовных чувств, а скорее от пустоты внутри себя или как это упоминается в сериале от душевной неполноценности), и психология с простыми смыслами (как не говори а Синдзи Хидэаки Анно рисовал с себя, находясь по глубокой депрессией, и на первый план выходит борьба с со своими страхами, предрассудками, сомнениями и глубокими психологическими ранами). Ну и конечно же это история о людях, с которыми мы сталкиваемся которые нас окружаю, как они влияют на нас и делаю нас либо лучше либо хуже!
Лично мое мнение, что хоть и есть компиляции и ремейки, но лучше смотреть исключительно сериал 1995-го года, а если уж не понятно, то читать историю в манга адаптации, где все сюжетные пробелы объясняются в последних 15 главах! Сам же сериал хоть и выделяется на фоне меха-аниме шедевром из шедевров, явно не является т. к. уступает глубинной философии и 'Эрго Прокси', 'Экспериментам Лейн', 'Casshern sins' и т.д., а резкой смене сюжетной фабулы тому же 'Из нового света' или 'Тригану'.
С жанром аниме я знаком совсем недавно, и стоит сказать, что раньше впечатления о японской анимации у меня были сугубо отрицательные. Ну не мог я всерьез воспринимать всю эту «кавайность», «няшность», не понимал девочек и уж тем более взрослых девушек, раскрашивающих себя в разные цвета и облачающихся в самые несуразные одежды, называющих все это загадочным термином «косплей». Еще меньше я понимал взрослых парней, которые всерьез увлекались мультфильмами, в которых приторные девочки с огромными глазами вытворяют черт те е что…
Однако мое мнение кардинально изменила «Тетрадь смерти», которую мне (простите за каламбур, те кто знают – поймут о чем я) подкинул один мой друг, который тоже не сказать чтоб очень сильно любил аниме. Именно с неё пошло мое новое увлечение, я смотрел «серьезные» сериалы один за другим («Монстр», «Эльфийская песнь», «Эксперименты Лэйн»), с большим интересом изучал незнакомый мне пласт культуры. И совершенно случайно наткнулся на «Евангелиона» 1995 года, к которому многочисленные фанаты японской анимации применяли такие термины, как «культовый», «шедевр», «произведение, задавшее новую планку». Не доверяя жанру «меха», в котором вроде бы выполнено сие творение (ну не впечатляли меня никогда гигантские человекоподобные роботы), я, тем не менее, вздумал проникнуться восторгами ценителей аниме и ради интереса включил первую серию. И практически сразу понял причину таких многочисленных положительных эпитетов.
В одной из рецензий на «Евангелион» я прочел такую прекрасную фразу: «некоторые из аниме по своей душевности порой превосходят полноценные художественные фильмы». К данному произведению это применимо в полной мере. Для людей совсем незнакомых с сюжетом даю краткую вводную: действие происходит в достаточно близком ныне (и весьма далеком на момент выпуска сериала) 2015 году, через 15 лет после ужасной катастрофы, названной Вторым Ударом, стершей с лица Земли почти все человечество. Официальная причина – падение гигантского метеорита, но, разумеется, все не так. Истинная причина катаклизма откроется в ходе повествования, однако главная завязка сюжета кроется в том, что на землю стали нападать гигантские и очень агрессивные существа, прозванные людьми Ангелами. Природа их неизвестна, как и причина по которой они атакуют исключительно закрытый город Токио-3, в нем и происходит действие. Для борьбы с ними научный институт Nerv использует специально разработанных гигантских роботов, названных Евангелионами (сокращенно Ева), пилотируемых исключительно 14-летними детьми. Главный герой, Икари Синдзи, является пилотом Евы 01, и, по законам жанра, он замкнутый, неуверенный в себе подросток, плюс ко всему еще и не желающий пилотировать робота.
Скажете, сюжет банален? Возможно, это и так, но лишь отчасти, ибо здесь сокрыта лишь верхушка айсберга. Условно развитие сюжета можно разделить на две части. Первая в основном состоит из боёв Ев с Ангелами, и тут довольно тяжело поставить что-то в упрек студии Gonzo, создавшей данное произведение – каждый Ангел выглядит уникально, по-своему устрашающе, они действительно грозные противники, и к каждому главные герои находят свой подход. Визуально сражения выглядят на отлично, здесь нет бездумной пальбы, каждое действие участников боя взвешено, и он не превращается в кровавое месиво в духе «Хеллсинга». Но не здесь сокрыта истинная сущность задумки авторов.
По-настоящему сериал раскрывается во второй части, когда из-за кулис на сцену начинают вылезать скелеты персонажей, коих у каждого в шкафу накопилось с внушительное такое кладбище. Повествование становится более мрачным, появляется местами шокирующая жестокость, однако шокирующая не столько количеством крови и оторванных конечностей (вообще, любителям «мяса» в «Евангелионе» особо ловить нечего), сколько поступками главных героев, тайнами, всплывающими, как утопленники из омута. Две последних серии и вовсе привели многих фанатов в замешательство – безумный психоанализ главных героев, заставляющий задуматься не только их самих, но и зрителя, здесь каждый узнает какие-то черты персонажей в себе и невольно содрогнется, словно авторы копаются в душе и прошлом, а, быть может, и настоящем смотрящего. Такой неожиданный поворот событий заставляет усомниться не только во всем, что только что просмотрел, но и, возможно, в себе и изменить какие-то взгляды на жизнь. С одной стороны, обоснованная развязка, с другой – наплевательское отношение к жаждущему «хэппи энда» зрителю, который пускай все же и наступает, но наверняка отличается от того, что желал бы увидеть каждый.
Я надеюсь, что достаточно заинтриговал всех, кто читает эту рецензию, может, она подтолкнет вас к просмотру «Евангелиона», и, думаю, свободные от стереотипов люди хотя бы попытаются приобщиться к данному творению. Мнения разделятся, кто-то не найдет в нем ничего особо выдающегося, и тут тоже причины будут разными – кому-то подобные, если можно так сказать, развлечения не по вкусу, кто-то просто не поймет фишки сериала. Люди, не желающие освободиться от своих принципов, не станут смотреть из-за специфики японской анимации и жанра «меха» в целом. Нельзя их судить, ибо сколько людей столько и мнений. Но я надеюсь, что людей, ценящих что-то далекое от общепринятых стандартов, «Евангелион» не оставит равнодушным. Будьте счастливы.