К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм, вышедший на излете брежневского застоя, уже стремительным штопором сорвавшегося в маразм геронтократии, отнюдь не маразматичен. Напротив, он укладывается в серию весьма добротных, а порой- превосходных картин последнего брежневского пятилетия. И особо ярко вспыхнула на тускнеющем небосклоне культурно- общественной жизни времен позднего маразма партноменклатуры вторая по значению студия страны второго же по статусу города. Блистательная ленфильмовская киносерия конца 70-х гг. ярче всего выразилась как раз в сериалах. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Масленникова и «Приключения принца Флоризеля» Татарского уже стали хитом советского телевидения. Их почин продолжат гениальное «Противостояние» Ароновича (опять же по сценарию и экранизация Ю. Семенова), весьма крепкие «Колье Шарлотты» все того даже Татарского и чуть позже уморительный «Джек Восьмеркин –американец».

«20 декабря» - фильм безусловно идеологический и заказной – достаточно органично вписался в эту серию. Его иделогизированность, конечно, мешает вневременной ценности (хотя политическая мода последних лет в России и эту его ипостась вполне может востребовать). Тем не менее, фильмы «про чекистов» 60-80-х гг. нередко мало уступали популярности самым хитовым комедиям Гайдая или эпопеям Озерова. Но они были в массе своей посвящены деятельности советской разведки в тылу врага в годы войны. В этом ряду «Семнадцать мгновений весны», «Вариант Омега», «Путь в «Сатурн».

В случае с историко-революционной работой Г Никулина дело обстояло сложнее. Она была посвящена не овеянному легендой эпосу Великой отечественной войны, которая, считаясь несомненной святыней, а хоть и не менее но все же не менее легендарного эпоса войны гражданской. «20 декабря» посвящено отрезку раннесоветской истории, то бишь первых месяцев большевистского правления. Соответственно фильм неизбежно претендовал на то, чтобы пролить хоть какой-то свет, пусть и сквозь выгодную для авторов призму, на то, как вообще стала возможной эта самая гражданская война и как ее развязали в стране.

При обычной для сценарных работ Юлиана Семенова апологетике чекистов –его можно назвать «соловьем Лубянки» по аналогии с «соловьями генштаба» – «20 декабря» придерживаясь обычных для советского кино трактовок событий, стоит особняком в плане изображения исторических персонажей. И дело тут не столько даже в киновоплощениях деятелей контрреволюции – сложное и неоднозначное изображение белых в советском кино стало по сути мейнстримом уже с середины 60-х гг., от «служили два товарища» до «Седьмого спутника» и от «Бега» до «Бумбараша». Как и в большинстве позднесоветских лент, в этой особо притягательны и удачны образы не героев, а антагонистов. Выдающееся исполнение роли Бориса Савинкова для В. Головина – пожалуй, пик его не слишком обширной фильмографии. Поколению 80-х он запомнится больше по блестяще сыгранному пахану беглой шайки из киноманифеста перестройки – «Холодного лета пятьдесят третьего». Но Савинков останется его самой большой и четко прописанной ролью в кино. Среди многочисленных киновополощений боевого вождя эсеров в советском революционном кино именно Головин сумел создать наиболее цельный, запоминающийся и харизматичный образ.

Большевистские герои картины, впрочем, ненамного менее сусальны, чем в ранних работах 30-40-х гг. Мудрый и вроде бы человечный Ленин (К.Лавров), тем не менее временами срывающийся на почти истерику, когда речь идёт о том, чтоб выпустить власть из рук: нет не своих («в конце концов я готов уйти если это поможет общему делу» –как сказал бы старик Станиславский, «не верю»), но из рук победившей партии. Непреклонный Дзержинский – «рыцарь революции», которого как всегда талантливо играет гениальный М. Козаков, но все-таки и тут слишком функционален и фанатичен, и в нем мало от живого человека. «Пламенный» Свердлов, который тут выглядит куда менее ярко, даже голос у него как у пионера, читающего запинаясь, правильный стишок на утреннике. Интересно, как выведен в картине Сталин – на заседаниях ЦК он все время хитро молчит и зловеще поглядывая по сторонам, курит трубку- явное отражение негативного отношения к этой фигуре советской творческой интеллигенции,. даже лояльной гебистам, включая сценариста Ю. Семенова.

Обращает на себя внимание в картине фактическая реабилитация (при отсутствии все еще юридической, которая наступит только в 1988 г.) репрессированных Сталиным членов ленинского ЦК – в первую очередь выведенных в картине Г. Зиновьева и А. Рыкова. Эпизод, когда Зиновьев (Г. Буркхардт), вперив немигающий взгляд в накинувшегося на него Ленина, чеканит что «не говорит, а выходит из состава ЦК» – одни из эмоциональных пиков сериала. И художественное, и политическое значение такого эпизода – колоссально. Советскому зрителю, привычно голосовавшему за «нерушимый блок коммунистов и беспартийных», и так же привычно уже машинально поднимавшему руку «за» на собраниях и митингах за «генеральную линию» партии (неважно за что – осуждение гонений на Анджелу Дэвис, взятие на себя повышенных соцобязательств или одобрение ввода войск в Афганистан) вдруг показывают, как осужденный партией и расстрелянный в последующем Зиновьев решается не просто спорить с Лениным в критический момент жизни партии, но и не уступить нажиму «основателя советского государства», и уйти, громко хлопнув дверью, отстаивая свои убеждения. И это, как минимум, не осуждается авторами фильма, (если и вовсе не сопровождается их тихими аплодисментами). То же самое с Рыковым, которого сыграл звезда ленинградского кино 80-х гг. В.Костецкий (моему поколению более всего памятный по блистательному исполнению роли доктора Ливси в «Острове сокровищ» А.Павловского). Он представлен более покладистым, чем Зиновьев, но в то же время на его примере показана терпимость большевиков ленинского призыва к партийным строптивцам. Это на заметку тем, кто говорит, что в советском государстве все было тишь да гладь и разломала все злокозненная перестройка. Если даже в прославлявшем охранку сериале его авторы не просто держали фигу в кармане, но и отчетливо вытаскивали последнюю наружу, хоть и наполовину – лучшего доказательства запроса на назревшие перемены придумать трудно.

Да и в целом ренегаты – эсеры и меньшевики выведены если не с симпатией, то как минимум с видимым пиететом как личности и политики – Чернов, Мартов, Либер, Лазарев – каждый из них, занимая разное место в картине, показан личностью, хотя и враждебной большевикам, но верной своим принципам и вызывающей уважение.

В музыкальном аспекте кроме начальной бравурно-торжественной темы, сопровождающей историческую кинохронику, ничего запоминающегося в картине нет (разве что хорошо подобранные шлягеры начала века, звучащие в картине в ресторанах и малинах эсеровских боевиков).

Крайне сложно оценить картину однозначно – в одном фильме уживается два полюса – официальная партийная иконография со всеми своими штампами и в то же время – талантливое и очень человечное изображении исторических персонажей с претензией на историческую правду и подлинную объективность.

8 из 10

27 апреля 2024 | 15:41
  • тип рецензии:

Заголовок взят из моей очередной общей тетради, куда я вписываю все просмотренные фильмы и сериалы с краткими их характеристиками и оценками. И, знаете, лучшего заголовка для этой рецензии я не придумал! Пусть он прост, даже банален, зато точен и правдив: в отношении мини-сериала '20 декабря' (есть специальная авторская сноска- 7 декабря по старому стилю)- так и есть! Хотя бы потому, что сценарий для него написал сам Юлиан Семёнов (готовый роман, кстати!). А вы знаете хоть один его слабый роман или фильм, поставленный по нему? - Нет таковых! Мастер есть мастер (даже не столь давний сериал 'Исаев' выглядит серьёзной, достойной работой). Вот и здесь наш классический и чрезвычайно дотошный писатель так капитально 'покопался' в предыстории создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК), считавшей эту дату своим днём рождения (вышел указ, подписанный Лениным), что оторваться от этого 'копания' на экране просто невозможно: сидишь, от удивления открыв рот шире ворот, и внимаешь всем этим историко-революционным перипетиям и интригам конца 1917-го года. Я этот сериал раньше не смотрел, и хоть кое-что читал о тех 'временах далёких, теперь почти былинных', в том числе некоторые публикации перестроечных и постперестроечных... гм-м... авторов, свой реально удивлённый рот (хорошо, зимой мухи не летают...) закрыл только после последнего кадра. Не собираюсь 'разглашать' - спойлерить ничего, что предлагаю вам посмотреть самим. Остановлюсь лишь на одном важном моменте. Да, сериал вышел на экраны в 1982-м году, при Советской власти, при главенстве КПСС, при 'коммунистах' (поставил на этом слове кавычки, поскольку к тому времени вряд ли кого из руководящей партийной верхушки страны можно было назвать настоящим коммунистом!). Да, возможно, Юлиану Семёнову из ЦК КПСС или 'органов' что-то нашёптывали на ушко - мол, здесь надо написать так... Но, предполагаю, Мастер их слушал, да не всегда слушался, и старался делать по-своему. В подтверждение тезиса: никто до сих пор 'сурьёзно' не (извините за современный сленг!) 'чмырил' и не 'чмырит' Писателя! Это я к тому, что в нашем сериале устами ярого врага большевиков, левого эсера-террориста Бориса Савинкова доказывается, что Ленин не может быть германским шпионом (сейчас вроде и документы какие-то нашлись...), поскольку он сам (об этом в сериале почему-то не говорится) ехал с Лениным в Россию тем же 'опломбированным' поездом. И к тому, что большевики, придя к власти и отменив смертную казнь, щадяще относились к потенциальным врагам (генералов отпускали под подписку не воевать против революции, которыми вскоре те, грубо говоря, подтёрлись!) до тех пор, пока их самих не начали стрелять и вешать, и 'милосердию' пришёл конец- надо было отвечать красным террором на белый, с чего и началась страшная Гражданская война... Я никому не навязываю своё мнение - смотрите, делайте выводы сами. Но лично я более склонен доверять Юлиану Семёнову, чем новомодным и ангажированным известно кем 'историкам'.

Я попытался подтвердить часть своего заголовочного тезиса- 'интересно, познавательно'. А теперь вкратце о том, что ещё и 'художественно'. И без кавычек, поскольку художественно на самом высоком уровне (я в '20 декабря' не нашёл ничего, что бы покоробило, что выглядело бы неубедительно, плохо, низкосортно...). Главреж Григорий Никулин и оператор-постановщик Иван Багаев сняли настоящий Киноспектакль (я уже много писал об этом, требующем официального признания киножанре - и в рецензиях на Кинопоиске, и в газете Союза кинематографистов РФ 'СК-новости', но пока безрезультатно, хотя яркий пример жанра вот он- '20 февраля'). Всё как бы театрально (комнатно-павильонно, пригодно для постановки на сцене), но очень динамично, без засилия 'говорящих голов' и нудных монологов-диалогов, да ещё с элементами 'экшн', детективного боевика со стрельбой (К слову, в ещё одном расчудесном Киноспектакле, тоже с приставкой 'теле' и тоже по Семёнову, 'Семнадцать мгновений весны', стрельба происходит только в трёх эпизодах - когда Штирлиц убивает своего агента, когда Хельмут убивает Рольфа и Барбару и когда он же стреляет по полицейским машинам). А какие 'звёзды' здесь блеснули своим мастерством!- Кирилл Лавров в роли Ленина (в 70-х и начале 80-х годов Ленина широкомасштабно нам представляли Лавров и Юрий Каюров), Михаил Козаков в роли Дзержинского (играл его в кино не раз!) и многие другие замечательнейшие наши актёры. Отдельно отмечу тогда только восходящую 'звезду' (пик- 'Холодное лето 53-го', 'Дежа Вю') Владимира Головина в роли Бориса Савинкова. Ежели кто читал мемуары Савинкова (у меня на полке стоит отличный сборник его воспоминаний), то поймёт, что образ, исполненный Головиным, достаточно близок к этой удивительной, уникальной исторической личности (Даже коммунистические историки признавали, что если бы у Савинкова, в определённый момент, 'всё срослось', он реально смог бы свергнуть слабую тогда Власть Советов; в тот момент Савинков был опаснее, чем все Деникины-Красновы-Каледины-Юденичи, вместе взятые! Увы, враги революции к нему не прислушались...).

В общем же и в целом ставлю '20 декабря'- 8+. Кто больше?

8 из 10

18 февраля 2016 | 20:15
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: