Ни для кого не секрет, что еще в начале 2010-ых Майкл Манн объявил о намерении снять фильм про конкуренцию между Феррари и Форд в 1966 году. Попутно вооружившись книгой некого А. Дж. Бэйма, а также всерьез планируя взять на главные роли Брэда Питта и Тома Круза. Однако после длительной «мариновки» сценария или попросту производственного ада, проект переродился в довольно-таки прямолинейный байопик об Энцо Феррари, идею которого Манн вынашивал еще больше. Всё это обещало стать триумфальным возвращением Майкла Манна в большое кино, но увы обернулось в одним из главных провалов года со слабыми кассовыми сборами и сдержанным приёмом как у критиков, так и у зрителей. Заслуженно ли? Давайте разбираться.
Модена, 1957 год. Основатель компании-национального достояния Энцо Феррари переживает смерть сына и живёт на два дома — с женой отношения не ладятся, а от давней любовницы у него растёт второй сын. Из-за низких продаж над Ferrari нависает угроза банкротства, а чтобы найти инвестора, Энцо нужно убедить жену дать ему полный контроль над акциями и поднять престиж марки победой в грандиозной гонке на выносливость Mille Miglia.
Всегда сложно создавать байопик. Так как есть уйма историй, которые хочется охватить. Но сделать это просто невозможно даже при наличии хронометража в три часа экранного времени. Осознавая это, Майкл Манн решил не охватывать всю жизнь Энцо Феррари. Вместо этого, сконцентрировавшись на наиболее сложном периоде его жизни. Когда компания оказывается на грани разорения, смерть сына давит, брак трещит по швам и последней надеждой оказывается побега на гонке, которая увы заканчивается настоящей трагедией. Пожалуй именно на фоне этого Манну удалось создать наиболее объемный экскурс в противоречивую личность Феррари. Что отлично играет на руку раскрытия персонажа. Но увы сильно тормозит в плане «развлекательного» повествования.
Немного противоречиво смотрится и режиссура Майкла Манна. Определенно лучшим, что есть в данной ленте являются немногочисленные гоночные сцены, которые буквально отдают реализмом и именно за счет этого реализма добиваются зрелищного впечатления и чувства адреналина бегающего по венам. Нельзя не отметить и отличную художественную составляющую картины. Так как общий уровень постановки смотрится действительно на ура. Однако сам фильм получился достаточно неровным и большую часть экранного времени сильно тормозящим. Особенно в плане эмоционального бэкграунда, которого попросту не чувствуешь при просмотре данной ленты.
Нельзя не отметить отличные актерские работы Адама Драйвера и Пенелопы Крус. Особенно хороша Крус, которая именно за счет своей отличной игры смогла привнести в свою героиню характер и сделать её по-настоящему ярким персонажем. Шейлин Вудли, Джек О’Коннелл, Патрик Демпси, Сара Гадон и другие актеры сыграли хорошо. Но их игра попросту не запоминается, а наблюдая за их персонажами попросту не видишь живых и настоящих людей.
6 из 10
Феррари – это долгожданное возвращение Майкла Манна в большое кино, которое к сожалению стало одним из самых громких провалов года. Безусловно фильм подкупает великолепно поставленными гоночными сценами, художественной постановкой, отличными актерскими работами Адама Драйвера и Пенелопы Крус, а также наиболее объемным раскрытием характера Феррари. Однако чисто с точки зрения повествования фильм сильно проседает, картине не хватает эмоционального бэкграунда и по большей части фильм смотрится увы бездушно.
«Кислый и унылый, как выражение лица Адама Драйвера». «Протухшее действо». «Голливудская развесистая клюква». И много чего ещё в таком же духе можно прочитать в комментариях пользователей на различных тематических ресурсах, где обсуждается кинопремьера прошлого года от Майкла Манна «Феррари», посвященная основателю одноимённой итальянской автомобильной компании, специализирующейся на спортивных и гоночных машинах, Энцо Феррари. Что и говорить, недовольных любителей автогонок, для которых, как представляется, прежде всего и был снят данный художественный фильм, легко понять: «Ferrari» выглядит чем угодно – стандартным байопиком (каким-нибудь условным «Калашниковым», где вместо автоматов – автомобили), или ридлискоттовским «Дом Gucci», схожим по многим позициям с новинкой (от национальной идентичности самих брендов до американского взгляда на эти итальянские истории успеха из-за океана), или семейной мелодрамой об успешном мужике, которому приходится жить на две семьи и лавировать между двумя совершенно разными женщинами… да всем чем угодно, кроме тех самых ретро-гонок, которых в первую очередь ждали поклонники жанра в целом и таких образцовых картин, как, например, «Rush» Рона Ховарда, – в частности.
Пробежимся по синопсису. Действие фильма происходит летом 1957 года прошлого века, а главным событием здесь выступает легендарная гонка на выносливость по открытой дороге Mille Miglia, длинною в 1000 миль, к которой готовит свою команду Энцо Ферарри. Только вот на демонстрацию самого соревновательного процесса зритель в первый час хронометража может даже не надеяться, а что-то действительно стоящее, драйвовое начинается только по истечении полутора часов экранного времени, ближе к финалу (собственно, та самая «Милле Милья»). Трагедия между Гойто и Гуидиццоло показана действительно страшно, но за 120 минут этого очень мало! В плане съёмок гонки, даже делая скидку на приставку «ретро», команде Манна мало чем удастся удивить бывалого киномана, да и в плане красивых винтажных болидов конца 1950-х, наверное, тоже. Что касается других составляющих новинки, то и здесь всё обстоит примерно так же, в традициях известного американского постановщика, ибо Майкл Манн – отличный пример «хорошиста от кино»; придраться к чему-то конкретно у него сложно, но и восхититься чем-то вряд ли удастся. Как видно, многие сейчас выделяют игру Пенелопы Крус в роли законной супруги Энцо – Лауры Феррари, побитой жизнью невзрачной женщины и единственного делового партнёра своего мужа с момента основания компании, и это на самом деле запоминающийся образ и показательный мастер-класс от испанской актрисы, если бы не одно «но», которое снова отсылает к сравнению с «Домом Gucci». Проблема в том, что практически в любом фильме из серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей) за любым искусно созданным образом стоит реальный человек, который может сильно отличаться от того, что представлено на экране. В «House of Gucci» родственники возмутились образу Альдо Гуччи, здесь же легко предположить реакцию потомков на Лауру Феррари, когда они обнаружат явное несовпадение с версией Манна тех воспоминаний, которые остались у них самих. Но кого это в Америке волнует, правда же? Главное, чтобы был антагонизм, необходимые драме противоречия, без которых постное зрелище стало бы ещё более стерильным (к слову, даже Адам Драйвер почти неузнаваем в гриме, хотя, казалось бы, замаскировать его своеобразную внешность и природные черты – непосильная задача).
Вот и получается, что «Феррари» стал для многих разочарованием, несмотря на то, что имеет в своей основе предположительно благие побуждения: рассказать историю становления известного автомобильного бренда, а заодно коснуться жизни его создателя, человека принципиального и неимоверно увлечённого своим делом. Средние рейтинги и оценки зрителей в данной связи выглядят вполне красноречиво. Со своей колокольни остаётся только добавить: то, что было прощено в своё время «Дому Gucci», учитывая его объективно сильные стороны (актёрскую игру, художественное оформление, причёски, костюмы и т.д.), спустить с рук новой экранизированной американцами истории итальянского успеха при всём желании не выходит. Видимо, в том числе и потому, что этих самых сильных сторон у работы Майкла Манна заметно меньше. Ну, а сравнивать её с чистокровными гоночными фильмами и вовсе не с руки.
Вчера удалось посетить премьерный показ «Феррари» для большого проката. Увы, не осталась на обсуждение с автоспортивным комментатором со смешной фамилией Башмаков. Да и вряд ли я бы что-то поняла, если честно.
С эпилога мы видим монтаж архивных кадров заезда красных колесниц вместе с Адамом Драйвером, сосредоточенно считывающим гоночный трек от резвого старта до могильного мемориала. Так и проходит вся жизнь Энцо Феррари — езда по острию бритвы между работой и личной жизнью, попеременно падая «налево». Для Майкла Манна, по его словам, это фильм мечты. Влечение к наблюдению за чем-то громоздким в прямом смысле считывается и в других картинах режиссёра, «Феррари» здесь не исключение. Операторская и монтажная работа, действительно, на высоте. Зритель сидит в тишине зала, охает от масштабных падений болидов (передаю привет нервной женщине, которая сидела рядом) и трагично вздыхает при виде ужасающих смертей.
Пуленепробиваемый, настоящий железный человек Энцо, не желающий раскрывать свою личную жизнь репортёрам, открывает нам свои страхи на экране. Боль от потери сына и радость от рождения второго ребёнка вмешиваются в подготовку к Mille Miglia, самой большой гонке на выносливость, не только машин, но и самого Феррари. Майкл Манн, следуя канонам своего киноязыка, снимает байопик о человеке, разрываемому на части, но всегда остающимся акулой с железной хваткой.
Личных ожиданий от фильма было куда больше, чем оказалось в действительности. Визуально красиво, бесспорно. Адам Драйвер и Пенелопа Крус прекрасно отыгрывают эмоциональный фон своих героев. Конечно, «Феррари» не такой пересушенный как «Жанна Дюбари» и не заунывный трёхчасовой «Дом Gucci». Однако, байопик остаётся байопиком.
Майкл Манн, технически, снял качественный фильм, не без недостатков, но его сложно критиковать объективно, вот, только и положительную оценку я поставить не смогу, так как единственное впечатление от просмотра – разочарование. Фильм с громким названием Ferrari не раскрывает личность Энцо Феррари, не рассказывает о том, как он создал компанию Ferrari или одноимённую гоночную команду, именно за счёт них и войдя в историю.
Адам Драйвер – не Энцо Феррари. Кристиан Бэйл и Хью Джекман, ранее заявленные на его роль – также не Энцо Феррари. Вы не поверите, но значение имеет не только цвет кожи, вызывающий столько споров в контексте проектов Netflix. Энцо Феррари – итальянец, олицетворяющий собой Италию, он такой же символ Модены, как Лучано Паваротти, его не должен играть американец, британец или австралиец.
История Ferrari – это не трагедия на гонке Mille Miglia, не спорю, интересный эпизод, но ему следовало посвятить отдельный фильм, сделав главными героями Альфонсо де Портаго и Линду Кристиан, здесь же это лишь фон, которого катастрофически недостаточно для изображения гонок в контексте Ferrari. Рискну даже предположить, что абсолютное большинство наших зрителей о существовании Mille Miglia впервые узнали на сеансе, тогда как о Ferrari знают… все.
Судьба бастарда Энцо, ныне вице-президента Ferrari со смехотворными десятью процентами акций, мне, если честно, безразлична, а фильм, по сути своей, именно о нём, то есть это не классическая история Энцо, вписавшая его имя в историю Италии и всего автопрома, а фамилию сделавшая брендом. Вместо биографии о легендарной личности нам подсунули «жёлтую» газетенку из категории «скандалы, интриги, расследования», у здорового человека не вызывающую и малейшего интереса.
Описанные в сценарии события, безусловно, были важны для Энцо Феррари, являлись важнейшей частью его личной жизни, но они не имеют значения для оценки его личности, он знаменит не потому, что изменял жене и мы не говорим о нём, как о «святом» или некоем идеале морали и нравственности, чтобы это имело значение. Энцо создал Ferrari. Фильм Ferrari забыл нам об этом рассказать.
В качестве дополнительного, уже вполне объективного недостатка, также отмечу, что фильм не вызывает доверия. Речь даже не про образ матери главного героя, как минимум, спорный. Сравните фотографии Лауры и образ Пенелопы Крус. Шейлин Вудли значительно привлекательнее любовницы Энцо в жизни и почти на двадцать лет моложе Пенелопы, но я физически не способен представить мужчину, который из них двоих выбрал бы её – не утверждаю, что это невозможно, но вероятность на порядки ниже, чем при взгляде на реальные фотографии женщин.
'Феррари' - маскулинный байопик об основателе главной автоимперии мира, в котором мало гонок, но много пота, хмурых лбов и играющих в итальянцев американцев
Конечно, куда честнее было бы назвать этот фильм - 'Один день из жизни Энцо Феррари'. Это не кино про автоспорт, не кино про величайший концерн в истории, не кино про Италию. По сути, Майкл Манн хотел снять фильм про мужчину в каждодневном стрессе, показать изнанку Скудерии через психологический портрет ее лидера, возвести на пьедестал не историю взлета, а последовательный метроном стабильности. Вышло сыро, скучно и местами...бесполезно
Почему этот проект всей жизни Майкла Манна (а для затравки скажу, что сценарист фильма умер в 2009-м) вышел таким? Вопрос сложный и плохо решаемый. Допускаю, что Манн стал заложником того, что он всегда плохо рассказывал истории. А именно здесь плотность сюжета была важнее всего. Даже красивых съемок гонки Mille Miglia (снято правда круто, без пафосных взлетов на дронах, а глазами пилота).
По сути, весь фильм (буквально с первой секунды) мы смотрим на личную трагедию легендарного Энцо Феррари. Страшно употреблять слово 'мискаст' в случае с Адамом Драйвером - самым 'итальянским' американцем из голливудской топ-обоймы, но роль 57-летнего коммендаторе вышла у 40-летнего актера пластилиново и весьма клишейно. Вот он морщит лоб, вот он объясняет внебрачному сыну устройство двигателя внутреннего сгорания, снова морщит лоб.
Еще один мискаст - роль любовницы Энцо. Шейлин Вудли - кто угодно, но не роковая соблазнительница. Майкл Манн держит зрителя за тестикулы исключительно персонажем Пенелопы Крус, видимо начавшей поход за вторым 'Оскаром'. От нее веет агрессивной сексуальностью, она подчиняет всех одним только взглядом, хотя главная черта ее персонажа - боль потери. Сначала любимого ребенка, а потом и (чуть менее) любимого мужчины.
После просмотра 'Феррари' сложно ответить на вопрос, про что этот фильм. Драма самого Энцо отходит на второй план всего после пары сцен с его женой Лаурой. Особенно той, где в руках мужа и жены мелькает то пистолет, то разбитый бокал с кьянти.
Это фильм про гонки? Про трагедию на злополучной Mille Miglia сказано так много, что удивить она могла разве что совсем не интересующихся автогонками. Да и сюжетом она отправлена на третий, если вообще не четвертый план. В фильме так часто кто-то погибает, что каждая последующая смерть понижает градус, а не повышает.
Скользила мысль, что это фильм про непогрешимость Скудерии. Гибель гонщиков (дело не редкое), разбитые машины, война, голод, мор, что угодно - а Феррари стоит. Но нет, уязвимость при мнимом хладнокровии появляется в кадре так часто, что в железобетон этой конструкции не веришь ни секунды.
Наконец, я нашел ответ. Он очень манновский. 'Феррари' - это кино про мужчину, которому нельзя быть слабее конкурентов, своей женщины, еще одной своей женщины, обстоятельств.
Убежать от реальности можно всегда по-разному. Это зависит от масштаба личности. Старина Энцо Феррари вот исчезал в работе, своей автомастерской, гоночных страстях. А старина Майкл Манн - снимая очередной фильм. О суровой мужской доли. И своей, и вашей, и чей-либо чужой
Вероятно, войдя во вкус после 'Gucci', Адам Драйвер на этот раз не только воплотил на экране образ другой легендарной личности, но и сам выступил одним из продюсеров. Вероятно, в успехе фильма сомнений не было: в главной роли прочно закрепившийся в статусе звезды Драйвер, на главной второстепенной роли - всё ещё заметная Пенелопа Крус, в режиссёрском кресле опытный Майкл Манн, в качестве первоисточника - биография одного из самых известных людей в области машиностроения и автомобильного спорта.
Но оказалось не всё так просто. То, что наверняка отлично выглядело на бумаге, при переносе на большой экран внезапно превратилось в, скажем так, не самое увлекательное зрелище. Условно фильм можно разделить на две составляющие: одна показывает Феррари как амбициозного владельца машиностроительной компании, переживающей не лучшие времена, вторая раскрывает его отношения с семьёй и любовницей. Обе этих сюжетных арки достаточно интересны для того, чтобы хотелось узнать, чем в итоге закончится дело, но недостаточно хороши для того, чтобы вызвать сопереживание и заставить прилипнуть к экрану.
Если говорить о компании Феррари, то здесь хотелось бы больше деталей, большей динамики, больше эпизодов, раскрывающих самого Энцо и его гонщиков. Сделай Манн это - и финальная гонка смотрелась бы живо и эмоционально, а не как повтор вчерашней гонки по 'Матч ТВ'.
Проникнуться же семейной драмой не удалось из-за целого ряда факторов, из которых могу выделить довольно плоско прописанных персонажей (разве что Пенелопе Крус удалось создать запоминающийся образ) и, увы, не очень-то интересного протагониста. Адам Драйвер уже давно доказал, что он отличный актёр, начисто отмывшись от звёздновойнового Кайло Ренна, после которого многие видели в нём исключительно ушастый мискаст. Но в 'Феррари' все его старания (в том, что Адам подошёл к роли, спустя рукава, обвинить его нельзя) разбиваются о посредственную проработку персонажа.
В итоге бОльшая часть фильма - неплохое, но весьма убаюкивающее зрелище, которое взрывается резкой сценой в финале, но до этого с трудом удерживает зрительский интерес.
На удивление пресная картина, которой не хватает напряжения. Энцо не сопереживаешь, потому что не видишь перед собой личность. Только благодаря работе Драйвера он хоть как-то воспринимается. Отнесись он к роли спокойнее, это убило бы фильм. Сильные актеры в принципе всё спасают. Особенно Пенелопа Крус.
Режиссер сам не определился каким хочет показать своего героя, то он холодный циник, то чувственный страдалец. Кто-то скажет о разносторонности, но кадры второго никак не подчеркивают первое, будто оказались там по ошибке монтажера. (Монтаж здесь иногда рушит целые сцены; до титров мы так и не узнаем согласился ли Энцо на условия жены с фамилией сына) Что он вообще чувствует? Сила личности видна только в эпизоде рекомендаций пилотам перед началом гонки. Гениального конструктора, дизайнера, бизнесмена зритель не увидит.
Сами гонки сняты скучно, что просто непозволительно для такой ленты. Да, они не ужасные, но никакого драйва в них нет. Известная трагедия производит взрыв бомбы при таком спокойном нарративе, но дальше все затухает.
Кино состоит из набора жизненных эпизодов (главная проблема всех байопиков, но спасибо, что не стали пытаться показать всю жизнь), которые не складываются в четкую линию для создания образа. Внутренние конфликты Феррари выглядят совсем неубедительно из-за чего особого интереса к нему не возникает. Отношения с женой прописаны лучше, чем все остальное. За ними хоть интересно наблюдать.
По трейлеру сложилось впечатление, что это будет байопик и/или кино про машины и гонки. Но меня ждало разочарование, по факту это оказалась всего-навсего семейная драма, приправленная для остроты небольшим количеством гонок. К тому же кто хоть немного знаком с личностью Энцо Феррари, это кино не добавляет к его образу ничего нового. Он такой же, как его принято всегда изображать. Заносчивый, безапелляционный самодур, считающий сам себя гением и пупом земли, а всех остальных, что соперников, что помощников полными ничтожествами. Если вы ему не нужны для каких-то лично его целей, он с вами даже не поздоровается. В добавок фильм рассказывает о коротком эпизоде его жизни длиной всего в несколько месяцев. Гонки же в этом кино не являются его главной составляющей. Такое ощущение, что их сюда добавили по минимуму, только с одной целью, для привлечения зрителей мужского пола. От того и отношение к гоночным сценам такое халатное. Актеры играют хорошо, особенно Адам Драйвер, его в гриме не сразу и узнаешь. И остальные актеры тоже с ролями справились. А вот что особенно порадовало, так это прекрасные костюмы, передающие атмосферу 50-х годов. Да и вообще весь реквизит точно передает нужное время, художнику фильма браво, точнее брависсимо.
Но в итоге тема Феррари оказалась не раскрыта. Ни гоночная составляющая марки, ни биография самого Феррари. Более-менее оказались освещены только перипетии семейной жизни. И кино получилось средним. Женщинам не интересны машины, мужчинам неинтересны семейные склоки, а фильм одинаково неинтересен обоим. Я думаю, он провалиться в прокате.