Сотни наград, миллионы номинаций на разные титулы и в конце концов - лучший военный сериал 21 века. Будучи в своей манере я тактически забегу наперёд, и передам вам главную мысль этой публикации - сериал не про войну.
Перед тем, как перейти к повествованию немного сухих фактов и цифр:
Год выхода - 2001;
Оценка на кинопоиске - 8.6;
Сериал входит в топ 250 сериалов на кинопоиске, и занимает 77 место;
Снимали - HBO;
Бюджет - $125,000,000;
Длительность - 10 серий по часу каждая.
Что бы облегчить жизнь читателю, который не смотрел этот сериал, я коротко пробегусь по сюжету, спойлеров можете не бояться, ведь главный твист сериала раскрыт с 2 сентября 1945 года, а именно - союзники и СССР победили в второй мировой войне. В общем, сериал повествует о военной жизни (сейчас будет немного сложно) десантников 506 пехотного парашютного полка, а именно - роты Easy. В последствии, этот полк был присоединен ко всеми известной 101 воздушно-десантной дивизии. С первой серии сериала нам показывают сложности, с которыми придется столкнуться будущим десантникам. Ведь, это первая настолько масштабная операция, в которой львиную долю отдали именно десантникам. В учебной части будущие герои сталкиваются с их главной, и пока что единственной проблемой - Герберт Собель. Это командир роты Easy на время базовой подготовки. В последствии на его место встал Ричард Винтерс. Через боль, страдания, унижения и прочие аспекты военной жизни в тренировочном лагере, они заканчивают обучения. И первая серия заканчивается буквально на начале самой высадке в Нормандию. Остальные серии повествуют уже о самих боевых действиях сначала во Франции, потом в Нидерландах, Бельгии (Арденны) и под конец - сама Германия. Каждая серия сериала запоминается по своему (здесь пройдусь кратко дабы на сто процентов не спойлерить, что будет в сериале). Например: «День всех дней» (вторая серия сериала), показывает уровень вакханалии, которая творилась в рядах каждой роты десантников. Некоторые солдаты приземлились без личного оружия и прочего важного снаряжения. Им приходилось в темноте проводить перегруппировку, и в маленьких отрядах наступать на конечную цель. Кстати, даже в темноте операторская работа была на уровне. Грамотная экспозиция, общая приятная глазу картинка и самое главное - абсолютное понимание того, что происходит в кадре: кто говорит, кто подошел, что сейчас происходит и т.д. Последующие серии не менее интересны, а некоторые до сих пор являются эталоном демонстрации боевых действий. Я не могу отметить конкретную серию, каждая из них сильна по своему, и показывает боевые действия с абсолютно разных точек зрения. Потому, рекомендую этот сериала смотреть не вставая и в общем не переключаясь на другие работы. Поверьте, эффект будет абсолютно другой.
Так вот, возвращаясь к основному тексту. Как я уже говорил, сериал не про войну. Да, я прекрасно понимаю, что после краткого описания, я выгляжу, как безумный фанат, и это просто очередная бредовая теория. Но, вы еще здесь, и потому следите за пальцами. И да, да, да, я знаю, что вся суть сериала - это показать боевые действия десантников во второй мировой войне, но все таки прислушайтесь.
Весь сериал нам показывают несколько десятков людей. Буквально одних и тех же лиц, в разных декорациях, с разным повествованием, с разной ролью внутри повествования и общей целостности сериала. Я специально делаю фокус на людей, потому что во - первых: сериал позиционируется, как документальный. И все имена, которые вы услышите в сериале, существуют в действительности. А во - вторых: в фильме де - факто нет главного героя. Да, три - четыре серии подряд повествование крутится вокруг Ричарда Винтерса. Но после, главного героя нет. Ведь, главный герой - это сама рота Easy, и все люди которые там есть. Сериал показывает боль, страдания и целую массу смертей. Война и прочие нюансы - это декорации и дополнения. Главная суть этого сериала - люди. Если позволите - то рота Easy и люди из этого отряда. Сериал показывает, через что они проходят, какую боль испытывают и что пытаются радоваться абсолютно любым мелочам. А самое главное, это то, насколько эти люди становятся близки. Они понимают все с полуcлова, хотя могли ненавидеть друг друга на учебке. А в конечном итоге, они становятся близки и зрителю. И поверьте мне, если вы посмотрите этот сериал, вы будете рыдать в конце, и запомните имя каждого из них. Что огромная редкость на самом деле.
Мой любимый мини-сериал, это очень сильная история, особенно, когда осознаешь, что показанные здесь персонажи - реальные люди и что они участвовали в создании этого шедевра (в начале серий даже можно увидеть и услышать некоторых из них). Абсолютно серьёзно, иначе как шедевр я не могу назвать 'Братьев по оружию', это нечто большее, чем очередной проект на тему Второй мировой от США. Здесь показаны и военные действия, и обычная жизнь солдат роты 'Easy'. Проект показывает, как война меняет не только мир, но и человека, как ломает его и использует словно куклу. 'Братья...' явно не оставят вас равнодушными, я проникся и переживал за каждого из героев, как за лучшего друга.
Каждая серия представляет собой отдельный эпизод, местом которого является определенная местность, мы видим бои, происходящие на определенном участке пространства, будь то маленькая деревушка или большие городские кварталы, заснеженный лес или беззащитная равнина.
Хочется похвалить техническую сторону сериала: операторская работа, музыка, монтаж, постановка боёв... Тут все на высшем уровне, даже сейчас смотрится очень достойно, несмотря на формат сериала и год выхода. Спецэффекты хоть и есть, но использованы они в действительно нужных местах и на них не так сильно обращаешь внимание.
Здесь можно увидеть молодых и на момент выхода мини-сериала малоизвестных актёров, например Джеймса МакЭвоя, Майкла Фассбендера, Тома Харди, Саймона Пегга, которые хоть и появляются ненадолго, но все же сейчас приятно увидеть этих уже популярных личностей в таком хорошем проекте. Главной звездой здесь выступает Дэмиен Льюис в роли Ричарда Уинтерса, которого зритель позже сможет увидеть в 'Саге о Форсайтах', 'Наследниках' и он даже зайдет на камео к Тарантино в 'Однажды в... Голливуде', как Стив МакКуин. Также интересным фактом является то, что исполнительные продюсеры проекта - Том Хэнкс и Стивен Спилберг, которые видимо подружились во время работы над 'Спасти рядового Райана', да так, что решили сделать условную трилогию сериалов на военную тематику ('Братья по оружию', 'Тихий океан', про который я расскажу чуть позже и 'Masters of the Air' (видимо 'Властелины воздуха'). Про третий проект почти ничего неизвестно, так как он до сих пор в разработке, но в прошлом году были новости, что съемки идут полным ходом).
Особенно мне нравятся (если тут можно так сказать) 6 серия 'Бастонь', показанная от лица медика на фронте и 9 серия 'За что мы сражаемся', когда наши главные герои находят и впервые видят концлагерь, обессилевших евреев... В общем, настоятельно рекомендую к просмотру все 10 серий, этот проект действительно заслуживает вашего внимания.
В 1993 г. Стивен Спилберг снял 'Список Шиндлера' - этот шедевральный фильм стал первым в череде его проектов, посвященных реальным событиям и героям Второй мировой войны.
В 1998 г. вместе с Томом Хэнксом он снял один из лучших военных фильмов в истории кинематографа - 'Спасти рядового Райана'.
А в 2001 г. актер и режиссер стали продюсерами масштабного сериала 'Братья по оружию'. Он на долгие годы стал одним из лучших телевизионных проектов и во многом задал стандарты нового стиля повествования для картин, посвященных войне. На ресурсе IMDB у сериала 'Братья по оружию' рейтинг 9,4 - выше рейтинг только у документального сериала BBC о дикой природе.
'Братья по оружию' повествует о членах одной воздушно-десантной дивизии США. Повествование начинается в 1942 г., в США - когда молодые люди проходили обучение и заканчивается в 1945 г. в Австрии - когда Гитлер был свергнут, а десантникам нужно было попрощаться с войной в Европе.
Этот сериал заставляет зрителей полностью погрузиться в мир военных событий и увидеть его глазами рядовых участников действий, что означало вовсе не череду доблестных сражений. Война - это холод, это голод, это глупые смерти, это сумасшествие, это маленькие радости, это тягостные мысли, это ранения, это братство...
Хотя путь, который пришлось пройти дивизии, показан нам с точки зрения разных героев, главным протагонистом является майор Ричард Уинтерс. Его роль исполнил блистательный британский актер Дэмиэн Льюис ('Родина', 'Сага о Форсайтах'). Также в ленте снялись такие прославленные актеры как Рон Ливингстон ('Подпольная империя'), Донни Уолберг ('Пила 2'), Том Харди ('Легенда', 'Веном'), Дэвид Швиммер ('Друзья') и др.
Уникальность сериала 'Братья по оружию' связана с тем, на каких аспектах войны его создатели сделали акценты. Мы не видим высшее руководство, мы ничего не узнаем о глобальных военных событиях и абсолютно не можем оценить значимость то или иного рубежа, который проходит дивизия. Мы видим обычных военных, которые выполняют свои обязательства. Мы видим, что страх и неопытность могут убивать не хуже врагов. Мы видим, что голод и холод это более частый противник, нежели фашисты. Мы видим усталость медиков, сталкивающихся со смертью каждый день. Мы видим усталость и злость десантников, вынужденных бесконечно воевать. Мы видим их пренебрежение ко всем, кто не прошел с ними этот сложный путь. Мы видим опустошение и потерянность с которыми они сталкиваются при окончании войны...
'Братья по оружию' - невероятно талантливый и качественный проект, показывающий ужасы войны без приукрашенного героизма и стремительности развития событий. На протяжении 10 серий мы видим не только и не столько военные операции, сколько людей, день изо дня живущих в центре военных действий - а это означает готовность встретить собственную смерть практически в любую минуту.
Если не смотрели сериал 'Братья по оружию'- рекомендуем это исправить. Также в 2010 г. Стивен Спилберг и Том Хэнкс спродюсировали аналогичный проект 'Тихий океан' - он тоже рассказывает о Второй мировой войне, но посвящен не сражениям американцев с японцами на островах Тихого океана. Это сериал получился еще лучше, чем 'Братья по оружию'.
Кстати, в этом году они снимают новый военный сериал 'Властелины воздуха', который без сомнения тоже нужно будет посмотреть всем, кто интересуется событиями Второй мировой войны.
Удивительно, чего можно добиться, если у тебя есть на то стремление. В частности, это комментарий о каждом мужчине и каждой женщине, которые противостояли тирании третьего рейха и защищали нас от нее. То же самое можно сказать о Томе Хенксе и сотоварищи, которые считали, что увековечивают усилия одной конкретной группы лиц, которая сыграла решающую роль в борьбе ради достойной цели.
В этом году я решил пересмотреть Братьев как дань уважения в день памяти. У большинства фильмов о войне довольно короткий хронометраж. Многие из них - классика, они эффектны, но за это время они не могут передать это отчаяние, безжалостность угнетающей среды, скуку, дискомфорт и длительное одиночество, а также постепенный переход от фанатизма до выживания и смирения. Кроме того, в таких фильмах невозможно полностью реализовать всех персонажей. Для этого нужно проживать с ними длительное время, что есть в Братьях.
Немного хотелось бы отметить технические аспекты эпика. Еще в 2001-м, когда этот сериал появился на свет, почти ни у кого не было широкоэкранных телевизоров с поддержкой HD разрешения. Хенкс предусмотрительно снял сериал в широкоэкранном формате 1.78:1. Я давно видел этот сериал еще в 4х3 по телевизору. Я заметил, что титры были кашированы, потом проверил на IMDB и убедился, что фильм был снят в широкоэкранном формате. Но сейчас естественно, сериал стоит смотреть в формате Blu Ray, потому что оно того стоит.
Можно подумать, что в таком крупнобюджетном блокбастере стоит упор на храбрость, убежденность, моральную уверенность. На самом деле нет. Скорее, в нем показана группа молодых людей, которые не уверены в своей судьбе и просто смирились со своим долгом. Именно в этой парадигме Братья кажутся такими живыми. Здесь нет громких смельчаков, а отношения между людьми строятся на взаимном доверии, которая является большой темой на протяжении этой саги.
Хенкс вырвал страницу из своего мини-сериала 98 года 'С Земли на Луну' - те же самые вступительные сцены, краткое введение, реальные ветераны Изи делятся своими мыслями на черном фоне по поводу произошедших событий. Они не раскрывают сюжетных моментов, а скорее дают проницательные комментарии о своих мыслях и чувствах по поводу конкретной ситуации. Техника блестящая и совершенно эффективная. Что особенно замечательно, так это то, что имена настоящих ветеранов никогда не разглашаются. Вам остается гадать, кто есть кто, когда вы смотрите следующую реконструкцию. Только в финале вы узнаете, кем были настоящие персонажи.
Еще одна интересная штука - использование нескольких сценаристов и режиссеров для каждого из эпизодов. Это обеспечивает свежий взгляд на каждую главу, что не дает ощущения чрезмерной затянутости картины. Первые несколько эпизодов, переход от призыва к обучению потом к уходу в тыл, традиционно линейны, давая зрителю необходимый бекграунд и представление персонажей. Затем каждый эпизод берет более точечный подход, в котором выделяются определенные персонажи, позиции и обстоятельства. Они становятся отдельными фильмами в рамках большой истории и поддерживают высокий интерес.
В Братьях выделяется кинематография. Я еще заметил это в версии 4х3 по ТВ, но HD-формат сразил меня. Напряжение телеграфируется с каждым кадром, будь то клаустрофобные крупные планы или уязвимые открытые сцены. Самый удивительный аспект - цветокоррекция. Искусство, которое было в то время в зачатке, здесь вылизано до совершенства. Боевые сцены почти черно-белые, выжженные, с легкими бледными цветовыми оттенками на персонажах. Сцены отдыха - сепия и ностальгия. Сражения - жесткие и зернистые. В то время, как у сериала было несколько режиссеров и сценаристов, Гейл Таттерсол был единственным оператором. Его интимная, но грандиозная работа с камерой - это визуальная целостность, объединяющая серию.
Мне нравятся хорошие саундтреки. Мне часто не нравится, когда в фильмах музыка занимает центральное место и пытается выразить открытые эмоции, здесь же она преследует и вызывает воспоминания и имеет руководящую роль. Что меня удивило, так это то, что в разных эпизодах музыку писали 8 разных композиторов. Это совершенно кристалльная партитура, которая проходит через каждую серию без намека на несогласованность.
Слишком много выдающихся ролей в ансамбле, так что нет необходимости перечислять все. Вместо этого напишу о Дамьене Льюисе, командире роты Изи по обстоятельствам. Льюис источает образ Стива Маккуина и сдержанно крут. Его ровная игра и изображение персонажа с тонким скрытым подтекстом морального конфликта и тихой убежденности выглядит полностью правдиво. Вы полностью понимаете, почему участники роты Изи доверили жизнь этому человеку.
Братья по оружию - выдающееся достижения в области повествования в полнометражных фильмах. После просмотра у меня возникло глубокое восхищение реальными персонажами, их реальными жертвами и храбростью. Эти люди были лишь частью общих усилий, но каждая часть важна и я рад, что узнал их историю. Снимаю шляпу перед Томом Хенксом за то, что он предоставил в свое распоряжение ресурсы, чтобы уделить этой истории внимание и ценность, которой она заслуживает.
Тот, кто сегодня проливает вместе со мной свою кровь, будет моим братом
С первой же серии ощущается, что к проекту приложил руку Том Хэнкс после успешного 'Рядового Райана'. Также из под 'крыла' этого проекта вышло много ныне известных актеров.
Сразу выделю плюсы: достаточная документальная точность, огромный бюджет, в следствии чего каждая перестрелка приковывает к экрану, привлечение военных специалистов, отличное интро, хороший каст актеров, в частности Дэмиэн Льюис - педантичный и справедливый майор и его друг и коллега алкоголик (Рон Ливингстон), немецкую сторону (врага) показали весьма абстрактно, 6 эпизод показывает обязанности военного медика.
Сериал показывает человека каков он есть (хрупкий скелетик), пусть и с присущей американцам ноткой пафоса, этот сериал прекрасно передает ужасы войны. Бог покинул нас в первой половине 20 века. Вторая мировая это затяжное продолжение первой мировой.
Столкновение идеологий, политики, борьба за ресурсы.
Все мы индивидуальны, кто-то лучше может приспособиться к военной жизни, а кто-то страдал от каждого военного потрясения. Тот кто не боится войны, признал себя заведомо мертвым.
В последних сериях нам показывают, что разрушающими и безумными бывают не только физические снаряды, но и безумная идеология, которая клеймила целые этносы (лагеря смерти), разрушая культ гуманизма по не логичным предрассудкам одного из тоталитарных безумцев.
Этнический национализм зародился еще в Британии, но нашлась та сила которая пресекла попытки развития этой деструктивной пропаганды.
Немецкий ресентимент, который переносили 'немецкие отцы' после итогов первой мировой, передался молодежи, в следствии чего, было повальное вступление НСДП.
В окопах не бывает атеистов. (Летов)
Каждый из нас должен помнить трагедию мировой войны, пока мы помним, мы будем поддерживать мирное небо.
Through the gates of hell, As we make our way to heaven, Through the nazi lines Primo victoria!
Итак, как я уже и упоминал ранее - интересуясь фильмами про период ВМВ, посмотрел немецкую работу 'наши матери, наши отцы' и по рекомендациям вышел на 'Братьев по оружию'.
Хотелось бы описать данную картину следующим образом: отличное американское кино! Снято профессионально, исторически очень достоверно, просто здорово.
Не могу сказать что герои очень уж живые - они достаточно типичны и взаимно-похожи. Но при этом хорошо передан дух Американских героев-освободителей Европы, которая шестой год страдает под немецкой оккупацией.
А теперь давайте серьёзно. Реально классное кино, снятое на высоченном профессиональном уровне, историческая сага роты Эко, они же я так понимаю и есть 'клекочущие орлы', которые прошли от высадки в Нормандии до территории Германского рейха. Это отличное кино, оно достаточно верно исторически, увлекательно и красочно. Я уж не буду придираться к таким мелочам как разгуливающие как на ладони у немецких снайперов офицеры 'US Army'... Видимо мужики забыли, что у врага попадаются снайперы...
Да что говорить в любом кино есть огрехи. А в целом - сериал снят квази-идеально, тут мы видим и судьбы простых ребят из Алабамы, Оклахомы и остальных штатов, которые пошли на фронт, и (реально снимаю шляпу перед американцами) - видим не совершенно идеальную армию США, где есть свои тупоголовые служаки, из за чьей тупости гибнут нижние чины. Есть некоторая, если можно так выразиться, 'дедовщина' со стороны опытных бойцов к молодым, есть офицеры ворующие из богатого отеля в Германии серебро. За это на самом деле огромный респект американцам, так же как и за то, что о противнике они, в кои веки, отзываются с достаточным уважением, отдавая должное тем, кто служил по другую сторону фронта.
Но, россияне, это не кино для нас. Тут многие обвиняют США в подмене понятий - якобы показано так, что США единственные, кто наконец набрался сил, смелости, высадился в Европе в 'величайший день-Д' и решил проблему 'проклятого Гитлера'. В кино в целом, так и показано. Но, не стоит забывать, это кино снимали не для нас с вами, его снимали для американцев, а у них в учебнике истории даже не упоминается о РККА, которая выдержала 3 года один на один с Гитлеровцами, о наших дедушках, которые обороняли Москву, Ленинград и Сталинград.
Вообще читая исторические выдержки, я давно пришел к мнению (точнее - подтверждению его) о том, что всё познается в сравнении. Американцы не видели никогда того, что повидали наши соотечественники, не были в тех страшных условиях. Так стоит ли их критиковать за то, что они считают подвигом то, что для наших солдат было повседневным бытом? Бастонь? Страшно. Но блокадный Ленинград был страшнее в разы...
Здесь правит бал их, чисто американская история, их вера, их патриотизм - вот что мы видим в этой картине.
Если вас это слишком раздражает, если вы считаете, что это подмена исторической правды - не надо критиковать сериал и его создателей. Лучше просто вам его не смотреть.
В целом стоящая работа, с большой буквы - зрелищная работа с ветеранами, работа с сюжетом, и историей. В любом случае, 'Америкосы' заслуживают положительной оценки.
Братья по оружию - это жестокий боевик, снятый по истории, не без помощи ветеранов. Спилберг и Хэнкс - продюсеры опытные, 'спасти рядового Района' и данный сериал, это два лучших проекта о второй мировой. Очень порадовали ветераны, рассказывающие о событиях тех лет, действительно достойно уважения. Однако в попытках снять всё по словам ветеранов и не отходя ни на шаг от истории, они сами связали себе руки. Вместо дополнительного экшена, пришлось отыгрываться на диалогах и атмосфере того времени. У них получилось!
Рота Easy действительно существовала в те времена и была образцово-показательной. Схема подготовки, в учебном центре, используется по сей день.
Лично для меня есть 2 лучших исторических фильма о войне:1) Американская версия - 'Братья по оружию'2) Русская версия - 'Великая война' (кто не видел, обязательно посмотрите). В обоих мини-сериалах радует непредвзятость авторов к 'хорошим' и 'плохим'. Но расстраивает то, что не упоминаются союзники, причём вообще. Всего один раз услышал про русских, забравших у американцев почётное право штурмовать Берлин. Серьёзно что ли?
Но не стоит заострять на этом внимание, сериал не об этом. Он о героизме солдат, воюющих за свою родину. Оторванные конечности, ужасы бомбардировки, смерть товарищей...
В детстве я любил смотреть фильм 'Спасти рядового Райана' из-за эпизода о День-Д(а также из-за уровня в игре Call Of Duty). Но затем поиграл в видеоигру 'Brother in arms: Hell Highway'. И только после этого, я заинтересовался историей 101-й Воздушно-Десантной Дивизии.
В поисках сериала для просмотра, я наткнулся на этот сериал. Прочитал информацию про неё, и обещал себе, посмотреть этот сериал во что бы то ни стало. Только что завершил просмотр заключительной серии. Этот сериал оставил мне много положительных чувств. Смотря этот сериал, мне хотелось пройти войну вместе с ротой Easy. Я переживал за судьбу каждого солдата. Я восхищался ими. Но к сожалению, это мини-сериал. Да и война не вечна.
10 из 10
Спецэффекты, декорации, актёры - всё шикарно сделано и подобрано. Спасибо всем, кто участвовал в создании этого великолепного сериала.
From this day to the ending of the world,
But we in it shall be remembered-
We few, we happy few, we band of brothers;
For he to-day that sheds his blood with me.
William Shakespeare “Henry V”
В свое пятое обращение к теме Второй Мировой Стивен Спилберг сменил режиссерское кресло на должность исполнительного продюсера, сделав своим компаньоном Тома Хэнкса. Основанный на работе профессора истории Стивена И. Амброуза, телефильм «Братья по оружию» стал самым дорогим (на момент выхода) проектом сети HBO, и продемонстрировал принципиально новый способ кинематографического видения грозных событий 1939-1945 годов, сместив фокус с общих мест и безымянного героизма на конкретного человека со своими страхами и надеждами. Спилберг и Хэнкс приблизились к своему герою настолько, что стала ощутима теплота его дыхания и запах только что пролитой крови. Но в тоже время, невероятным образом это наблюдение за насилием над плотью, такое невыносимое и нестерпимое, позволило авторам продемонстрировать невероятное величие человеческого духа как отдельную, неподдающуюся измерению величину.
«Братья по оружию» повествуют об истории сражений 2-го Батальона 506-го Воздушно-десантного полка армии США в Нормандии, Каринтане, Голландии и Арденнах. Историческое исследование под названием «Band of Brothers: E Company, 506th Regiment, 101st Airborne from Normandy to Hitler's Eagle's Nest» было дополнено беседами с состоявшими в батальоне, это не только позволило Тому Хэнксу утверждать, что «I still think it is three or four times more accurate than most films like this», но и заставило зрителя поверить, что герои фильма реальней чем сама реальность. Каждый эпизод предваряется документальными интервью с участниками событий, а затем эти мудрые и благочинные старики предстают перед нами в пору своего расцвета, когда их взор был полон блеска, а губы бесстыдно алы.
Формально в истории «Братьев по оружию» можно выделить двух главных героев – лейтенанта Ричарда Д. Винтерса (Дэмиен Льюис) и капитана Льюиса Никсона (Рон Ливингстон). Они использованы сценаристом в качестве вводных героев, через них зрителю предстоит познакомиться с казарменным, военным и затем послевоенным бытом героев, они, так или иначе, появятся во всех 10-ти эпизодах произведения. В общем же счет героев «Братьев по оружию» идет на десятки (а всего 2-ой Батальон с 1942 по 1945 насчитывал 162 человека), что, соответственно, превращает фильм в невероятных масштабов зрелище, и вместе с тем переводит эту киноисторию в разряд эпоса со множеством персонажей, значимость которых определяется отнюдь не отведенным им в повествовании временем.
Размеренно начиная с тренировок на военной базе близ Куррахи, Спилберг и Хэнкс не позволяют своей аудитории отвлечься, приближая ее к D-Day, а затем, разрешают следовать за героями вглубь Европы, на восток. Колоссальный для телепроекта бюджет в 140-к миллионов долларов, и тысячи часов труда художников-постановщиков, привели к созданию реконструкции впечатляющих масштабов. «Братья по оружию» не только превосходят в части батальных сцен «Спасти рядового Райна», поставленного ранее Спилбергом, и, считавшимся на тот момент образцом технического исполнения, но и задают планку, которую вряд ли удастся покорить кому либо из кинематографистов. Но визуальное пиршество это не цель, а лишь способ ее достижения. Ни на секунду экранного времени постановщики не позволяют канонаде, перестрелкам и прочим смертоносным атрибутам войны стать центром происходящего, на первом плане всегда герои, их чувства, перешедшие из страха смерти, в ужас перед бытием. Побережье ли это с мокрым то ли от крови, то ли от морской воды песком или зимняя снежная ночь где-то в лесу, полном не звуками потаенной в чаще жизни, а безжизненным молчанием – это лишь фон для чувств, мыслей и неизбывного желания жить, подавляемого во имя долга.
«Братья по оружию» являют собой пример того, что порой кино это не развлечение, а великое искусство. Поэтому законы жанра развлекательного, близкого массовому зрителю Спилберга и Хэнкса совершенно не волнуют (корпорация BBC, купив права на трансляцию, впоследствии показала «Братьев по оружию» лишь по BBC 2, тем самым косвенно подтвердив не соответствие фильма запросам массовой публики). Каждый из множества персонажей герой, и каждый главный, а мемуары и исторические события, будучи тщательно перенесенными на экран, осмысливаются авторами и магическим образом превращаются в историю, название которой взято из «Генри V». Неприкрытая демонстрация уязвимости плоти, всей ее неприглядной хрупкости превращается в оду бессмертию. А отсутствие идеализации не делает героев обыденными, а напротив – переводит их в ранг возвышенных созданий.
Заставляя актеров (среди которых Том Харди, Майкл Фассбендер, Джеймс МакЭвой и др.) непрерывно ходить в форме и жить в палатках, Спилберг пусть и вызвал негодование и непонимание у юного тогда Эндрю Скотта, но зато добился реалистичности и правдоподобия. Этот прием не был чрезмерным, так как «Братья по оружию» есть монумент памяти и обращение к потомкам, попытка пресечь любую романтизацию военной поры, выполненный на пределе эмоций, взятых крупным планом. Целевой зритель для Стивена это субъект, совпадающий по своим характеристикам с Джоном Сноу Джорджа Мартина – он не tabula rasa, в нем уже есть все прекрасные черты, надо лишь дать им возможность актуализации, путем отклика на предложенную возможность не вести вербальный диалог, но почувствовать нечто неизведанное, полное смыслов.
Невинность поругана, а умирать, вопреки праздным рассуждениям, очень тяжело. Юноша, черты которого прекрасны и целомудрены, будто пред нами предстал Бертрам из классического произведения, упадет на снег, пытаясь своими изящными пальцами прикрыть разорванное горло, из которого льется такая горячая кровь. В холодной тьме зимней ночи санитар будет тихо рыдать от безысходности, невозможности помочь своим товарищам, потому что медикаментов недостаточно, и взять их негде, и только замерзшие на щеках слезы станут свидетелями этого ночного отчаяния. Достоверные события «Братьев по оружию» оказываются вне исторического поля. Они разворачиваются где-то под тяжелым свинцовым небом бесконечных просторов. Война здесь пишется с большой буквы, она не имеет дат и географии, она преходяща и постоянна, мимолетна и вечна, она все и ничто. Сражение за мир ушедший, из которого родится мир грядущий, и многим не суждено увидеть его.
Алану Беннету в небольшой пьесе «The Habit of Art», через вымышленный диалог поэта Уистена Одена и композитора Бенджамина Бриттена удалось осмыслить всю совокупность процесса творчества, это удивительное сочетание физики и метафизики. А у Стивена Спилберга и Тома Хэнкса получилось, рассказывая историю конкретного военного подразделения, поведать о том, что есть категория Немыслимого для человеческого разума, показать ее губительность по отношению к гуманизму, и самое главное – невероятную и необъяснимую способность человека преодолевать абсолютно все, способность, делающую его тем самым Человеком, чья смертность лишь свидетельство его бессмертия.
Все участвовавшие в этом фильме люди вызывают большое уважение. История легкой роты за год времени подробно изложена в десяти сериях. Создатели намеренно ушли от экспрессии, посвятив немало времени окопным будням. Очевидно. что приглушенная интонация и бегство от спецэффектов именно и обусловлены деликатностью подхода к теме. Тема сама по себе и беспроигрышна и величава. Совершенно непредставимо, например, чтобы у нас сняли сериал про судьбу конкретного подразделения на протяжении большого временного этапа с соответствием хроникальным данным. Да и не надо.
С точки зрения чисто кинематографических достижений сериал вполне себе проходной и сильно уступает в операторской, сценарной, художественной части 'Тихоокеанскому флоту'. Рука Спилберга знается безошибочно, но сравнительно с 'Райаном' 'Братья по оружию' шагом вперед не стали. За исключением Льюиса через два дня я напрочь не могу вспомнить персонажей фильма и их отличие друг от друга (ну да, Бык фактурнее остальных). Уровень материал столь высок, что корректная организация сериала заставляет видеть в нем совершенный шедевр, свидетельством чему очень высокие рейтинги. Я шедевра не разглядел и, например, 'Батальоны просят огня' ценю много выше при несопоставимых бюджетах, возможностях и техническом прогрессе к моменту снятия сериала. 'Братья по оружию' сериал познавательный, достойный, патриотичный, но очень традиционный и консервативный.