К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Сам по себе фильм Лантимоса, вне исторического контекста, крут невероятно. Подумайте сами: чернушный, полный грязи, разврата и жестокости фильм о соперничестве двух алчных и безжалостных фавориток за место под крылом болезненной и глупой курицы королевы. (Тарантино грустно курит, осознавая, что это снял не он). И, собственно, во всем этом-то и есть фишка, вся красота фильма.

Ну что ж, таков уж 18 век! И его никуда не денешь из этого художественного образа. И это неизбежно ведёт к искажению истории, потому что ну неизбежно была в это время какая-то королева и приходится рассказываемую историю прилепить на неё. Потому что всё пропадёт, если мы снимем фильм про 'волшебную страну с волшебной королевой', чтобы никого случайно не упомянуть и не оскорбить. И это будет не интересно, не жестоко, не чернушно, потому что это будет сказка. А сказка - это априори что-то милое и доброе, и что-то совсем не серьёзное. Оставим сказки Диснею, хорошо? И чтобы там птички садились на плечи поющим фавориткам и оленята из леса выходили.

Обидно ли за королеву? Ну, господи... Приписывание ей гомосексуальности, совершенно вещи безобидной, ничто по сравнению с тем, какой глупой курицей, утопающей лишь в собственных похотях и не способной совершенно к малейшему интересу к государственным делам здесь показана королева Анна Стюарт. Вероятно, она не была лучшим монархом всех времён и народов, но всё же и близко к этому образу она не находилась. Так что, мне кажется, впору уже изобрести жанр 'истерической фантазии на тему'. Как фраза «по мотивам» дарует некоторую индульгенцию экранизаторам известных произведений, так же стоило бы дать возможность фантазировать на тему исторической эпохи, пользуясь всеми её красками и ужасами, не страшась при этом встретить персонажа немного хотя бы известного, дать ему ход по своему усмотрению и не получить за это люлей. Впрочем, на мой взгляд, зрители чрезвычайно много внимания уделили этому вопросу для разговора о художественном кино.

Фильм преподносит свой век при дворе 'во всей красе' - утопающим в нечистотах, похотях, интригах и прочем, прочем, прочем. Удивительным образом передаётся, скорее всего за счёт визуальной части, то самое ощущение вони, заглушенной духами - видимо, тут помогает обилие рюшек, украшений, гобеленов, шикарных одеяний вперемешку с постоянными сценами рвоты и грязи.

Актёры прекрасны! Оливия Коулман чуть гротескна, немного напоминает чуть ли не Красную Королеву Хелены Бонем Картер. Но всё же уместна и органична. Рейчел Вайс махровая, между прочим, дама, с внутренним стержнем, жёсткая и беспощадная. Ей такие роли чрезвычайно идут. И, несмотря на жестокость своей героини, она вызывает если уж не симпатию, то во всяком случае понимание. Эмма Стоун на фоне своих коллег, на мой вкус, немного теряется. Как будто бы немного не хватает энергетики и соответствующего вайба. Хотя тут и она удостоилась немалого количества хвалебных слов, так что, может быть, дело больше в том, что лично у меня актриса слишком уж сильно закрепилась в образе современного подростка. Николас Холт уж очень хорош - манерен, коварен, змеевит. В своём образе смотрится крайне органично и исполняет соответствующе.

Ещё уважение режиссёру за такое умение перевоплощаться - смотрела его «Лобстера», и должна сказать - это совершенно иной темпоритм, энергетика, посыл. Обычно всё равно режиссёры снимают все в рамках своего темперамента, ну разве с небольшими вариациями. У него же - медитативная и спокойнейшая картина против иронично-гротескной тарантиновщины. Сложно поверить в то, что это сделал один человек, но он всё-таки сделал, так что очень большой молодец.

03 сентября 2021 | 16:19
  • тип рецензии:

Героиня Оливии Колман - дурочка-королева, Эммы Стоун - находчивая змея, Рэйчел Вайс – загнанная в угол интриганка. Пока вокруг в бешеном потоке вертятся тысячи любопытных зевак в напудренных париках, а страна покрывается экономическими волдырями, две девицы вгрызаются в друг друга с безумным азартом в попытке понравиться третьей.

Фильм - сплошная насмешка над властью (вне времени и имен). Лантимос прямо заявляет - правитель - лишь пустая фигура для величественного портрета. Настоящую игру ведут приближенные. Когда нельзя надеть корону, можно её придумать. Эффект тот же, только без излишнего налета ответственности. Ведь все шишки в любом случае достанутся Анне, а та в свою очередь найдет крайнего.

«Фаворитка» - инструкция для любителей политических трибун, серьезных игр и высоких ставок. Идеально подойдёт для поклонников насыщенных цветов, удачных ракурсов, увлекательных диалогов и многоуровневых соревнований на выживание.

23 августа 2019 | 15:27
  • тип рецензии:

Чего не стоит ждать от фильма, так это исторической точности. И что здесь есть — интрига и становление героини. Кто кем манипулирует, и как с этим смирится королева, или наоборот отрежет что-то категоричное будучи не в духе, или по совету приближенной фаворитки. Героиня Эммы Стоун именно такова — холодная и скрытная. Только ей известно, что именно она задумала. Интересно наблюдать за развитием её героини. Вместе с тем меняется и отношение к каждой из сторон, включая приболевшую королеву, которая всё больше хочет слышать лесть, и вообще показана скверной и капризной, просто находка для манипулятора.

Королева здесь — это большой ребёнок, которая всё тяжелее больна. Новоиспечённая прислуга — коварная и меркантильная барышня. Затравка, которую Йоргос Лантимос смог интересно воплотить.

Всё упирается именно в королеву, даже если это её слабости. Это карикатурность королевы, весь фильм вокруг её подагры и выблеванных тортиков. Кстати с блевотиной Лантимос не боялся переборщить.

04 мая 2024 | 21:08
  • тип рецензии:

Не скажу что являюсь большим поклонником Йоргоса Лантимоса, поскольку увиденные его две предыдущие работы оказались мягко говоря «под настроение», однако своей «Фавориткой» режиссер все же сбалансировал индивидуализм и коммуникацию с более широкой массой кинозрителей, и как итог, его новая работа отгрузила аж целых десять номинаций на премию «Оскар», награды которой будут объявлены совсем скоро.

Что в первую очередь бросается в глаза – это доминирующая женская партия, с огромной уверенностью беря в свои руки атмосферу всей ленты. В техническом плане, «Фаворитка» выглядит больше как экспериментальное кино, без особых формальностей заигрывая со зрителем различного рода трюками, будь это панорамные объективы, либо съемка без какого-либо освещения при реальных свечах.

Однако большая часть, по которой этот фильм сработал в его пользу – умение успевать в различных жанрах одновременно, не переходя в плоскость комедии, драмы или исторического эпоса. Всего оказалось понемножку, но в достаточном количестве, чтобы зрителю удалось насладиться этой историей. Примечательно, что многие события оказались правдивыми, однако Йоргос Лантимос оставил за кулисами многие детали, которые не вписывались в треугольник взаимоотношений главных персонажей – будь это судьба детей королевы Анны, или же практическое отсутствие ее супруга их контекста всего сюжета.

Как итог – фильм, который не дал «Оскару» оказаться окончательно предсказуемым и прямолинейным, и, скорей всего, уйдет победителем как минимум в нескольких номинациях, включая Оливию Колман за исполнение главной женской роли.

8 из 10

13 февраля 2019 | 04:13
  • тип рецензии:

Йоргос Лантимос, пожалуй, сумеет преподнести даже достаточно простую историю странным, но удивительно завораживающим образом. От своих мифологических рассказов грек направился в сторону больших исторических костюмированных драм, взявшись рассказывать историю борьбы двух фавориток за королеву Анну, где каждая из девиц пытается добиться своих целей, пока бедная властительница, слабая здоровьем и характером, остаётся лишь игрушкой для достижения поставленных задач. Борьба за место под солнцем и в ложе Анны в руках Лантимоса вышла, без сомнений, по-интересному самобытной, циничной и жёсткой в особом причудливом стиле, позволяющим греку успешно выделяться среди лент схожего типа. Этим 'Фаворитка' уж точно запоминается сразу. Однако тут же, в этой своей причудливой вычурности кроется та часть, из-за которой лента как и не даёт возможности однозначно рекомендовать её к просмотру всем и каждому, так и не позволяет до конца разобраться в собственных ощущениях после погружения в дамские дворцовые интриги.

Конечно, сразу же уверенно и однозначно можно сказать одно: ведущее трио - Вайс, Стоун и Колман - оставляет зрителя в восторге. Колман, кажется, выдаёт роль своей жизни, что вполне понятно: образ королевы Анны, как бы не казалось обратным, является центральным в этой истории. И не столько из-за того, что именно за её влияние борются две опасные девушки, сколько из-за постепенного раскрытия и развития её как личности в этой самой борьбе. Женщина, являющаяся номинально главным лицом державы, в своих шикарных покоях явно не выглядит подходящей для этого дела. Оно и понятно вследствие целых 17 душевных ран, заживлять которые отчаянно и безуспешно пытаются кролики. Больная, невротичная Анна мечтает лишь об одном: внимании и любви к своей персоне. Ну, ещё и жаждет веселья с гонками лобстеров, конечно же. Единственным близким для неё человеком является фаворитка Сара, испытывающая Анну жестокой и правдивой любовью. Королева, конечно, и не против такого подхода, чувства и все дела, но когда перед ней появляется добрая и милая Эбигейл, делающая комплименты и позволяющая развлекаться куда больше, жаждущая внимания к себе Анна не упустит повод с улыбкой посмотреть на борьбу за место рядом с ней. Однако постепенно, выступая марионеткой в играх двух девиц, Анна всё больше убеждается в своём одиночестве, разъедающим с каждым днём куда сильнее любой болезни. Колман тончайшим образом передаёт каждое сомнение и перемену эмоций, когда противный крик королевы будет раздражать, а не такая частая улыбка вызывать искреннее умиление. Становясь всё слабее физически, Анна, усилиями Оливии, обретает всё более чёткие очертания лишённой всего королевы, осознающей беспросветность своего нынешнего окружения. Упущенная любовь сменяется показушной добротой, ложь в её покоях настолько плотно мешается с правдой, что до конца трудно разобрать скрывались ли за этим истинные чувства или всё это было лишь игрой за свои интересы. На фоне огромной и захватывающей всё пространство Колман Вайс и Стоун не выглядят уже такими монолитными, пускай каждая из них свою роль выполняет с не меньшей отдачей. Рэйчел, несомненно, смотрится в своей чопорной холодности в некоторые моменты удачнее Эммы, пытающейся старательно отыгрывать двуличие, но в перемены поведения героини последней верится не так сильно, как в истинные чувственные мотивы первой. Тем не менее, что Вайс, что Стоун в роли фавориток успешно раскрывают свои цели, но наблюдать за их перепалками, пожалуй, менее впечатляюще, нежели погружаться в сознание королевы Анны, являющейся самым объёмным персонажем этой довольно понятной истории.

Абстрагируясь от восхваления главной троицы, говорить о 'Фаворитке' более чётко и слаженно становится немного сложнее. Лантимосу со всей его вычурностью, кажется, вечно чего-то не хватает для полноценного погружения: где-то лента ощущается чёрной комедией, где-то интересной драмой, но вечно что-то упускает и не удерживает внимание от и до. В своих попытках не быть похожим на костюмированные исторические эпосы Лантимос, пожалуй, даже излишне усердствует: замедленные сцены странных развлечений, показы борделя ради борделя и вечный фишай, придающий, несомненно, своеобразности греческому видению, но иногда уж слишком сильно старающимися выглядеть как способ придать полноты не сильно движимой вперёд истории. Без сомнений, в отличие от привычных драм подкоронные игры Лантимоса будут максимально чёрными и грязными, окутанными в пошлость сплошь и рядом, лишь изредка уходя в нечто привычное и спокойное. Стиль и подача 'Фаворитки' вполне могут смутить одних и покорить других. Однако как и те, так и другие вполне могут иногда заскучать за просмотром: 'Фаворитка' не сильно кипит действием, иногда она скачет вперёд на коне, старательно демонстрируя столкновение двух особ при Анне, а в иные моменты притормаживает, давая время зевнуть. С одной стороны, истории почему-то не получается полностью увлечь двумя героинями, чтобы осознать всю полноту их бесчестной дуэли. С другой же, рядом ещё и вечно вплетается обсуждение войны с напудренным и жеманным Николасом Холтом, которое заботит зрителя, даже меньше, чем саму королеву, а существует лишь как данность для подчёркивания исторической жанровости. В конце же Лантимос, создаётся ощущение, вовсе обрывает историю, дабы вновь удивить зрителя, вместо того, чтобы плавно подвести какую-то цельную черту. Потому, даже при всех своих имеющихся плюсах, больших и впечатляющих, однозначно восхвалять 'Фаворитку' в силу её специфических особенностей не выходит.

В целом, конечно, 'Фаворитка' - интереснейшее кино, оставляющее странное и спорное послевкусие. Возможно, стоит распробовать её просто не один раз, чтобы осознать упущенное и понять недопонятое. К чести Лантимоса, такое желание вызывает не каждое полотно. Но, пожалуй, обидно, что, заигрываясь своей формой, 'Фаворитка' упускает большие возможности быть глубже и эмоционально мощнее с такой-то Колман во главе. Красивые платья и большие дворцы, конечно, хорошо, но лишь для вида, а не погружения. Возможно, Лантимосу этого и не суждено исправить было, не личный же сценарий грека, но посетовать на это вполне можно. Качественная режиссёрская выделка, позволяющая 'Фаворитке' возвышаться над другими, вместе с трио замечательных актрис без сомнений удержит ленту в умах аудитории. Вся такая странная и недосказанная она явно запоминается, однако, несмотря на весь багаж, в памяти потом, в первую очередь, будет возникать трагичный образ одинокой сломленной королевы, что соседствует с голым толстяком и летящими в него апельсинами. Насколько это хорошо - уж решайте без шепчущих на ухо обаятельных и жестоких фавориток.

03 февраля 2019 | 13:50
  • тип рецензии:

После просмотра трейлера у меня сложилось ожидание, что Фаворитку прежде всего стоит посмотреть, чтобы отдохнуть глазами, а не прилежно свериться с учебником истории. Фактические нюансы в этом фильме значения не имеют, в то время как картинка действительно получилась выше всяких похвал, особенно, учитывая, что фильм был полностью снят в условиях естественного освещения! Хочется отметить, что фишай при съемках исторического кино смотрится очень свежо. Интерьеры и костюмы завораживают своей роскошью и обилием мелких деталей. Роскошь читается во всем, она – полноценный персонаж фильма. Великолепно показан быт высшего общества того времени, что делает не самое остросюжетное повествование фильма более динамичным и приковывает взгляд зрителя к каждой минуте хронометража. Погружение в атмосферу королевского двора настолько стремительное, что после просмотра хочется звонко кликнуть прислугу.

Рэйчел Вайс в роли герцогини Мальборо продемонстрировала невероятную игру, она стала моей персональной Фавориткой и олицетворением окружающей Роскоши. Помимо этого, Мальборо – значимая политическая фигура, ни одно решение Королевы не принимается без ее участия. Сильная, умная, красивая, способная не идти на поводу у собственных эмоций во имя высоких целей. Как можно не восхищаться таким персонажем?

Эмма Стоун в роли Эбигейл в очередной раз доказывает, что она гениальная актриса. Персонаж Стоун вероломно вторгается в Роскошь. Эбигейл - не воспитанная двором интриганка, она коварна от природы. Сюжет развивается по мере того, как она учится пользоваться своим даром и пробует свои силы. На фоне выдержанной и опытной герцогини Эбигейл раздражает все больше с каждой минутой. Невольно про себя восклицаешь: «Да как смеет вообще эта выскочка, только что отмытая от вони флигелей?!». Несмотря на это, сцена брачной ночи Эбигейл, на мой взгляд, стала одной из самых шикарных во всем фильме. Во-первых, это квинтэссенция мотивации персонажа: её не занимают судьбы Англии, ее вообще ничто не занимает в жизни, кроме борьбы с Мальборо и страха вновь оказаться в дерьме. Во-вторых, сцена остроумная и мастерски сделана с точки зрения драматургии: кадр и фокус камеры совершенно чётко следовал не за действиями Эбигейл, а за её мыслями.

Королева Анна – слабый монарх и сломленный человек, она показана фоном, на котором сражаются за жизнь те, у кого есть на это воля и силы. Используя ее слабости, фаворитки играют каждая в свою игру, не задумываясь о разбитом сердце Королевы.

Фильм не показался мне манифестом на тему феминизма. Основной вопрос, поставленный перед зрителем и фаворитками: «Действительно ли цель оправдывает средства?» не имеет половой принадлежности. Предлагая порассуждать на эту тему, режиссер решился продемонстрировать женскую природу во всей ее красе. Тут были раскрыты и недостатки в виде эмоциональной нестабильности и физиологических слабостей, и показаны сильные стороны в виде женского ума и безграничного манипулятивного потенциала. На примере Эбигейл режиссёр демонстрирует ответ на поставленный вопрос, который достаточно чётко читается в обе стороны в ее взгляде, в финальной сцене фильма. Какой ответ выберет зритель – его право.

В завершение скажу, что сложно оставаться равнодушным к фильму, когда режиссёр не просто предоставляет зрителю пространство для размышлений прямо по ходу развития сюжета, но и делает это пространство настолько оригинальным и завораживающим, тут на помощь конечно же приходят великолепные музыка и звук.

05 февраля 2019 | 22:52
  • тип рецензии:

Фильм 'Фаворитка' - историческая картина, действие которой происходит во время войны между Англией и Францией. Режиссёр Йоргос Лантимос решил показать ход закулисных интриг при дворце не со стороны политики, а со стороны двух дам, которые имели большое влияние на её величество. Порой не руками королевы вершилась судьба страны (нельзя исключать).

Как легко порой бывает управлять человеком, когда он потерян и слаб. Королева Англии Анна была несчастной, так как не могла раскрыться полностью как женщина, в связи с чем, она была подавлена и легко уязвима. Её заботило не то что происходит на войне и не то что государство на грани разорения, а то как у неё лежат волосы и не обсуждают ли её подданные.

В центре сюжета разворачивается борьба за сердце королевы, и, конечно, прилагающееся при этом расположение. Леди Сара Мальборо была правой рукой и любимицей её величиства. Но жизнь во дворце меняется с появлением молодой девушки благородных кровей Абигейл. Побывав на самом дне, она просчитывает, как можно спасти свою жизнь и стать влиятельной дамой. Но как быть с соперницей? Абигейл была умной и быстро смекнула как подобрать ключ к сердцу королевы. Ох, эти коварные женщины, которые способны на все ради выгоды. И лучше не попадайтесь им в этот момент навстречу, в противном случае вы будете 'съедены'.

Фильм снят достаточно в тёмном стиле, что придает ему свой антураж. Также хочется отметить музыку, которая создает определённую интригу. Йоргос Лантимос на втором плане показывает вся жизнь богемии, все пороки. Как они веселились и гуляли, пока простой народ воевал и проливал кровь.

И, конечно же, бесподобная игра великолепной троицы, блистательно сыгравших свои роли и по праву номинированных на личные статуэтки. Оливия Колман (Королева Анна, в категории 'Лучшая женская роль'), Рэйчел Вайс (Леди Сара, 'Лучшая женская роль второго плана') и Эмма Стоун (Абигейл, также 'Лучшая женская роль второго плана'). Хочется отметить, что Оливия Колман уже получила награду как на Венецианском фестивале, так и на премии 'Золотой глобус'. Так что есть все шансы (одно её падение во время заседания заслуживает статуэтки).

04 февраля 2019 | 21:53
  • тип рецензии:

Я, как самый обычный человек, открыл для себя Лантимоса только после Бедных-несчастных. Поэтому приходится потихоньку отматывать фильмографию. Как понимаю Фаворитка - это его первый заход в мейнстрим. Не знаю, что было в более ранних картинах, но тут преемственность на лицо. Чёрный юмор, танцы, секс, интриги и широкоугольная камера - все на месте.

Также великолепно играют актёры, но в этот раз всех затмевает Оливия Колман. Короче разминка перед тем, чтобы возвести все это в абсолют.

Давно не смотрел костюмные драмы (если не считать Бриджертонов), и была небольшая предвзятость, но все сделано очень круто, органично и актуально.

За фасадом платьев у нас история о карьеризме и закулисных играх царского двора. Если вы до этого не смотрели ничего подобного, то будет интересно. Но если смотрели хотя бы пару сезонов Карточного домика, то ничего нового для себя не найдёте. Только итог здесь не про успех/поражение человека, идущего по головам, как часто бывает. А про то, что играть во дворе - это как играть в казино. Выиграть можно только, если не играть вовсе.

И еще отмечу, как выписана линия оппозиции. Здесь она показана не только в разрезе борьбы за власть, но и в разрезе того, как эта борьба влияет на жизнь простых людей. Это немного шире взгляд, чем обычно бывает.

Что же до самой оппозиции. Они такие же люди, с такими же целями, ничем не лучше и не хуже партии власти. Их лидер своим частным поведением вызывает даже больше вопросов.

Они в оппозиции не потому, что хорошие или плохие. А потому что у них другое мнение по текущим вопросам. И потому что хотят уже перестать быть оппозицией. Не много, но на самом деле и не мало.

Смотреть, если понравились Бедные-несчастные и хотите добавки.

10 сентября 2024 | 18:31
  • тип рецензии:

Есть режиссеры, которые имеют свой неповторимый, уникальный и авторский стиль. Несомненно, в их число входит и Йоргос Лантимос. Думаю, что для многих синефилов выход фильма талантливого грека это всегда событие. В этот раз причины ждать фильм «Фаворитка» были особенно интересными: во-первых, фильм уже получил 10 номинаций на «Оскар», включая главную номинацию; во-вторых, это первый фильм Лантимоса, снятый им не по собственному сценарию.

Сюжет повествует о королеве Анне Стюарт (Оливия Колман), за чье покровительство борются две девушки – верная подруга герцогиня Сара Черчилль, которая по факту управляет страной (Рэйчел Вайс) и ее внезапно появившаяся кузина Эбигейл (Эмма Стоун). Естественно, у каждой из них свои причины и амбиции на место возле королевы. Далее по сценарию следуют коварные дворцовые интриги, чтобы в финале королева Анна с опозданием смогла все понять и осознать.

Казалось бы, по сюжету должна быть стандартная костюмированная драма, от которой веет скукой за версту, но в режиссерском кресле настоящий автор, а потому не стоит мыслить стереотипами. В этом фильме, действие которого происходит в начале 18 века, никто не разговаривает высокопарным и устаревшим языком, все диалоги построены по всем стандартам современной речи. Жанр фильма, конечно, драма, но с явными элементами черной комедии. Кино изобилует специальными историческими неточностями для особенного антуража и комедийного эффекта. Особенно запоминающейся будет сцена танца с немыслимой по тем временам хореографией.

В актерском мастерстве себя потрясающе проявляет все заглавное трио актрис. Особенно хочется выделить Оливию Колман. Никогда ранее не замечал эту актрису, но тут она просто бесподобна. Тонкие грани безумства, истерии, одиночества, болезненности. Рейчел Вайс и Эмма Стоун отлично справляются со своими ролями. И если Вайс уже снималась у Лантимоса в «Лобстере», то Стоун прошла это испытание и органично вписалась в мир, созданный режиссером.

Все еще прослеживается неестественная искусственная манера игры актеров, но не так сильно как в «Лобстере» или «Убийстве священного оленя». Все мужские персонажи в фильме не запоминающиеся (даже Николас Холт) и выступают в основном в роли мебели.

А сейчас нужно сказать еще пару слов об авторском стиле Лантимоса. Как и в других его фильмах большое внимание занимает тема человеческого тела, его физиология, пластика. Поэтому, будут сцены с рвотой; с дикими болями от подагры; костыли; лица, перекошенные инсультом; сцены мастурбации. Приятно ли все это видеть? Нет.

Операторская работа тонкая и запоминающаяся. Очень интересные ракурсы, наплывы. Использование объектива в стиле «фишай». Отличная цветокоррекция и работа со светом. Нужно запомнить имя оператора – Робби Райан.

Стоит ли что-то говорить про костюмы и декорации? Все на максимально высоком уровне.

В фильме используется классическая барочная музыка, что подчеркивает антураж всей атмосферы. И Элтон Джон на титрах – вишенка на торте.

Таким образом, фильм «Фаворитка» хоть и не написан Йоргосом Лантимосом, но это его кино от начала и до конца, с его неповторимым стилем, с использованием абсурдистских диалогов, черной комедии, тяги к неестественной пластике, неприятных и неудобных для зрителя сцен. Уверен, что фильм придется по вкусу не каждому, слишком уж «жирный» авторский почерк.

7 из 10

08 октября 2019 | 07:37
  • тип рецензии:

Фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» рассказывает об Англии начала XVIII века, о времени правления королевы Анны, которая из-за недуга переложила большую часть обязанностей на свою приближенную подругу леди Сару Черчилль. Однажды во дворце неожиданно появляется ее кузина Абигейл, которой сначала отводят место служанки на кухне, но она быстро становится новой фавориткой.

«Фаворитка» заявлен как исторический фильм, драма и комедия в одном флаконе, и по определению не может быть простым и однозначным, особенно если вспомнить предыдущие работы режиссера Йоргоса Лантимоса, среди которых «Лобстер» и «Убийство священного оленя», - пожалуй, ни одна работа режиссёра не остается проходной, даже если вызывает смешанные чувства, и «Фаворитка» не исключение.

Это не просто красивый фильм про королевскую жизнь, хотя безусловно, декорации, роскошные интерьеры и костюмы выполнены на высоте, и эстетическая часть фильма радует. Однако исторической точности ждать не стоит: внимательный зритель заметит несколько анахронизмов в деталях – вероятно, полная достоверность событий не была главной задачей. Юмор довольно своеобразный, иногда это тонкие шутки, а иногда истеричный смех, за которым скрываются слезы и трагедии.

Стоит отметить, что и личность самой Анны не вполне соответствует историческому описанию, персонаж больше походит на собрание худших слухов. Сценаристы явно сгущают краски, вероятно, для придания большего драматизма, из-за желания зацепить зрителя.

Королеву играет Оливия Колман, известная также благодаря роли королевы Елизаветы II в сериале «Корона». Надо признаться, героини королевских кровей у Оливии Колман получаются превосходно – недаром она получила «Оскар» за роль Анны. Роль ей отведена действительно непростая: жизнь королевы Анны была трудной, множество семейных трагедий и потери сделали ее эмоционально неустойчивой, болезненной и фактически неспособной править. Однако она старается держать лицо, насколько это возможно в ее положении. Героиня напоминает нам о том, что даже за маской королевы скрывается обычный человек со своими недостатками, жаждущий быть любимым.

Но есть ли пределы для любви?

Период в Англии конца XVII - начала XVIII века – это время, когда страной правила женщина, первый монарх государства. Казалось бы, фильм мог стать очередным гимном феминизма, но королеву Анну вряд ли можно назвать сильной личностью, несмотря на ее царственное положение. Впрочем, и придворные мужи, кажется, больше обеспокоены своим внешним видом, тушью и париками, чем судьбой страны.

Самые сильные персонажи фильма – второстепенные: это фаворитки королевы, Сара и Абигейл, умные и хитрые женщины, готовые на все ради того, чтобы занять место поближе к королеве; и конечно те мужчины, которые командуют войсками в сражениях и приносят Англии победу (хотя эти герои останутся за кадром).

Роль Абигейл играет неподражаемая Эмма Стоун. Ее героиня очаровательна и коварна, и при этом вызывает сочувствие. Ведь оказавшись в таком трудном жизненном положении и вынужденная пойти на подлость ради своего выживания, был ли у нее на самом деле выбор, как правильно поступить?

Получился интересный фильм о дворцовых интригах и непростых политических решениях, о важной главе в истории, но больше всего - о любви и предательстве. Заставляет задуматься о том, на что порой готов пойти человек ради исполнения своих желаний. Но вот в чем парадокс: получив желаемое, будут ли счастливы герои, или цена красивой жизни окажется слишком высока.

05 апреля 2023 | 18:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: