Европейский авангардный режиссёр Йоргос Лантимос идёт в массовое кино и делает это со вкусом и присущей ему глубиной. После сугубо современных картин и даже недалёкого будущего в «Лобстере», греческий постановщик обращается к началу восемнадцатого века, что стало настоящим сюрпризом для интересующихся его фильмами людей. Ещё и сценарий не сам писал – Йоргос ты ли это? Но взглянув на предысторию сценария, всё становится на свои места. Двадцать лет тому назад его написала дебютантка Дебора Дэвис, но, цитируя «знаете ли вы, что»: к исторической ленте про женский любовный треугольник без ключевых мужских ролей отнеслись скептически. Зная Лантимоса, не удивительно, почему тот заинтересовался проектом – это ведь такая возможность дать развёрнутый комментарий на важную современную тему, сняв психологический фильм, где, к тому же, у женщин значительно больше реплик, чем у мужчин. Исследование 2016-го года выяснило, что всего лишь в 22% фильмов главный герой женщина, и в большинстве проанализированных фильмов женские персонажи произносят от 10% до 30% реплик. Отбросив гендерный вопрос, это ещё и крайне сложный проект в техническом плане. Снимали фильм в реальном замке, только при естественном освещении. Сами собой напрашиваются параллели с фильмом Стэнли Кубрика «Барри Линдон». Некоторые сцены в «Фаворитке» и вовсе снимались на широкоугольный объектив, известный как «рыбий глаз», что для исторической драмы очень странный выбор, но благодаря этому приёму королевский замок предстаёт местом искажённым и нереальным, мы наблюдаем его будто бы во сне, в котором не стоит ждать ничего хорошего. Визуальная метафора говорит нам: «остерегайтесь этого места, оно неправильно, оно зло». Завершая предисловие можно сказать, что давление было высоким, но Лантимос вышел победителем.
XVIII век. Британией правит болезненная королева Анна, а королевой – леди Мальборо, её фаворитка. Королеву играет Оливия Колман, обладательница премий Венецианского кинофестиваля и Оскара за эту роль, а леди Мальборо, она же Сара, играет Рэйчел Вайс. В это время на горизонте появляется кузина Сары по имени Эбигейл, которая намерена вернуть своё дворянское звание, сыгранная Эммой Стоун. Обе были номинированы на Оскар за эти роли в категории второго плана, но проиграли, отчасти из-за конкуренции между собой. Все три работы абсолютно выдающиеся, заслуживающие наивысшей похвалы, один из лучших актёрских ансамблей за последние лет пять. Из мужчин можно выделить Николаса Холта, сыгравшего графа Харли.
На выходе фильм тут же окрестили историей о женском коварстве. Но Лантимос не был бы собой, если б всё было так просто. Пока наши фаворитки сражаются за место в постели у королевы, они попутно решают судьбу войны с Францией, чрезвычайно важную для истории. Муж леди Сары полководец, ратует за войну и увеличение налогов, а Эбигейл в своих целях помогает графу Харли, который выступает за мир. Таким образом, наши героини напрямую повлияли на мир, в котором мы с вами живём. Тема войны и политики здесь настолько ненавязчива и тонка, что её можно и вовсе пропустить мимо «ушей», но глубину рождает отличную. Также это очень смешной фильм, в котором Лантимос смеётся над политиками, визуально сравнивая их с животными, населяющими замок: кролики, лобстеры (отсылка к своей фильмографии?), гуси и барсуки – так их видит режиссёр.
Вторая тема – женщина у власти. «Фаворитка» Лантимоса очень интересно трактует идею феминизма в рамках политики. По Лантимосу женщина, стремящаяся к власти – это женщина, идущая по пути маскулинности. Леди Сара и Эбигейл вместе развлекаются стрельбой, причём первая на это занятие всегда одевает один и тот же костюм – мужского кроя. Штаны на женщине – безусловный анахроизм и Лантимос идёт на это сознательно подчёркивая стремление Сары походить на мужчину. Не говоря уже о том, что стрельба также игрушка сугубо мужская. В начале фильма мы видим реакцию Эбигейл на сексуально-озабоченного пассажира дилижанса. Эта сцена не случайна, и позже она получает отклик в сцене брачной ночи. При этом Стоун сама стремится походить на мужчину в борьбе за внимание королевы. Персонаж королевы можно трактовать, как ребёнка, которому наскучила власть и только ухаживания со стороны двух девушек способны расшевелить его апатию и скуку. С лёгкостью можно представить на её месте маленького мальчишку, которому осточертело находиться в четырёх стенах замка, но из-за своего слабого здоровья вынужденного не выходить за его пределы. Только внимание девчонок способно зажечь его искорку. С другой стороны мы имеем персонажей мужчин, которые заметно уступают Саре и Эбигейл собственно в мужественности. Они носят парики, пудрятся и ходят в туфлях на каблуке, думают о семье, являются идеалистами и вообще крайне влюбчивы. В этом плане эпоха очень удачно подыгрывает Лантимосу, позволяя проводить такие параллели. Понятное дело, что в то время парики, макияж и всевозможные рюшки были отличительной чертой знати, которая всегда хотела отличаться от простолюдинов. Те же каблуки нужны были, чтобы меньше пачкаться, спускаясь с коня на грязную землю. Но, тем не менее, при просмотре фильма явно проглядывается ирония Лантимоса на эту тему. Что же конкретно хотел сказать режиссёр своей лентой? Женщина в погоне за властью вынуждена считаться с мачизмом и даже перенимать его черты, чтобы добиться желанного? Интересный посыл для фильма, в котором трио главных персонажей женщины, и в котором у женщин гораздо больше реплик, чем у мужчин. Стоит заметить, что это совершенно не означает будто «Фаворитка» фильм сексистский или антифеминистичный. Кино наталкивает на мысли, что пора бы уже пересмотреть сами понятия мужественности и женственности. До тех пор, пока сильный женский персонаж будет считаться эдакой «бой-бабой», сексизм в кино будет жить и процветать. То же касается и жизни. Равенство это утопия, но с предрассудками важно и нужно бороться. У черт характера не должно быть пола. Вера в только мужской или в только женский мир смешна сама по себе, кажется, что все и так это знают. И знают ещё много разных хороших вещей, но вечно о них забывают, особенно, когда они противоречат их личным целям. Из-за того, что человечество на протяжении всей своей истории продолжает идти глупым путём, разрушающим всё подряд, эту простую истину приходится повторять из раза в раз. Йоргос Лантимос один из тех режиссёров, что будет делать это из фильма в фильм, неважно где – в артхаусе или в массовом кино.
«Фаворитка» - очень важный фильм для современного кинематографа, смело и свежо трактующий столь важную тему. Пока что это лучшая работа режиссёра, перед нами настоящий шедевр. Глубокий, ироничный и правдивый. Браво!
Не будучи особым любителем разного толка исторических фильмов, мимо 'Фаворитки' я все же решил не проходить. Уважаемый каст в лице Эммы Стоун и Рэйчел Вайс вкупе с соответствующим настроением убедил меня включить исторически-биографичную драму, и как следствие я не остался разочарован.
Сразу стоит сказать, что я понятия не имею, насколько достоверен с точки зрения истории фильм, а потому не могу оценить уровень правдоподобности разворачивающихся событий. Зато с точки зрения художественного произведения 'Фаворитка' безусловно радует. Королева Анна, страдающая от подагры, пытается править Англией в условиях войны с Францией. Не то чтобы ей это сильно удается, особенно учитывая влияние со стороны ее ближайшей фаворитки Сары, для которой королева стала фактически марионеткой. Но ситуация становится еще более нестабильной, когда ко двору королевы прибывает кузина леди Сары - Эбигейл, имеющая собственные планы и амбиции.
'Фаворитка' почти полностью построена на смаковании придворной 'кухни' - на каждом шагу интриги, сплетни и человеческие судьбы, ничего не стоящие и ничего не значащие. Честно признаться, фильм я смотрел с большим удовольствием, чего сам не ожидал, настолько вся эта тематика погружает в себя. Естественно, играет на руку и воссоздание на экране эпохи в плане декораций, реквизита, костюмов, и постановка вкупе с операторской работой.
Нельзя не похвалить и актерский состав. В первую очередь, естественно, это касается уже упомянутых мной Эммы Стоун с Рэйчел Вайс, но нужно отметить и Оливию Колман, которая и исполнила роль королевы Анны. Главное трио актрис справились на 'ура', взаимодействие женщин на экране в том числе является одной из причин, почему 'Фаворитка' мне понравилась.
Вердикт: как человек, не особо интересующийся историей, могу сказать, что 'Фаворитка' определенно заслуживает внимания. Фильм не скучный, повествование не провисает, очень быстро погружая зрителя в происходящее, радует картинка и атмосфера. И конечно же экранная химия трио Стоун-Вайс-Колман безусловно не оставит никого равнодушным.
Йоргос Лантимос снова закрепил за собой статус одного из самых концептуальных и самобытных режиссёров современности, который может снять авторское кино вне зависимости от жанровой принадлежности.
Хоть и данный фильм воспринимается гораздо проще предыдущих картин автора, таких как (мною горячо любимый) «Лобстер» или «Убийство Священного Оленя» и смотрится довольно 'лайтовее', однако, это ничуть не умаляет его эффектности и оригинальности.
Тех, кто ждёт от «Фаворитки» какой-то исторической достоверности на тему 'дворцовых переворотов' в период правления королевы Анны (конец XVII/начало XVIII века) можно смело разочаровать, ибо здесь больше современности, да и творческое видение этого режиссёра как всегда направлено совсем в другое русло, в меру трагичное и забавное, временами откровенное и для кого-то даже пошлое, одновременно любовное и страстное, но в то же время коварное и экзистенциальное, как и по сути вся наша контрастная жизнь, но одно остаётся неизменным после просмотра — это терпкий осадок, исходящий после консеквенций выборов главных героев.
В дополнение ко всему хочется отметить великолепный актёрский состав (Колман, Стоун и Вайс), нетривиальную операторскую работу (этакий 'фишай' с длинными планами, который придаёт кадрам значительно больший 'эффект присутствия') и въедающийся в подкорку саундтрек.
P.S.: Всем тем, кто устал от стагнации современного кинематографа, советую ознакомиться с работами этого эксцентричного грека, если Вы ранее о нём не слышали, но предупреждаю, что его творчество не особо рассчитано на 'массовый просмотр'.
50 оттенков серого Английского королевства времен Анны Стюарт
Современное искусство всё чаще шокирует своей смелостью. Так и фильм 'Фаворитка' врезался в память, как картина, бросающая вызов канонам искусства.
Если представить себе сцену драматического театра, анонсирована историческая драма, выходит режиссер и говорит о том, что он знает 33 варианта нетрадиционного секса, и намерен поделиться этим с присутствующими... Скорей всего к антракту зрительный зал уже будут подметать. Так почему же фильм 'Фаворитка' Йоргаса Лантимоса наровне с рвотным рефлексом, вызывает сильнейшие эмоции и не отпускает до финального кадра? Спрашивала у себя я от одной сцены к другой, и не нашла внутренней воли не досмотреть.
Всё потому что с технической точки зрения фильм 'Фаворитка' идеален.
Костюмы, декор, атмосфера - кажется, что создатели изобрели машину времени и происходящее на экране снимали в 18 веке в Англии. Музыка минорна, но ритм идеально сочитается с каждым движением в кадре. От шуршания платьев до писка кролика - всё натуральное!
Актерское мастерство бесподобно.
Оливии Колман (Анна Стюарт) досталась роль бесцельной женщины. Притерпев удары судьбы, лишенная детей и семейного счастья, измученная душевными терзаниями и физическими болями неизлечимой болезни, королева ищет утешение в тех, кто готов дарить ей свою заботу и любовь.
Рэйчел Вайс (леди Мальборо) - сильнейший образ, в котором собрано всё: красота, коварство, грация, ум, сила, храбрость, женственность...- всё, кроме слабости. Герцогиня Мальборо точно знает, доверять нельзя никому и никогда, потому что в мире существуют такие, как она сама. Наблюдать за этим персонажем можно бесконечно, каждая фраза - огонь, в любой ситуации у нее готов ответ, решения принимаются немедленно, действия - безотлагательны. Танец в её исполнении страшен и великолепен одновременно.
Эмма Стоун (Абигейл) - эволюция женщины, выточенная судьбой. В каждом уроке жизни, она ищет возможность. Через систематические удары судьбы, приходит к тому, что выживают сильнейшие. А выжить рядом с такими, как леди Мальборо, можно только став такой же. Вот только у Мальборо сила врожденная, а у Абигейл - взращенная, тренерованная. Разница - на лицо.
Все три образа создают некий цельный образ феминистской натуры. А все эти: в должность, через постель; сожаление об утерянных детях; желание любви и заботы (пусть даже о кроликах) - всё это отрицает существование феминизма в чистой форме.
В итоге всё это напомнило орфоэпический анекдот. Страшеклассникам задали написать сочинение из слов на букву 'О'. Одно из них: 'Однажды, около Онежского озера, отец Онуфрий оглядывал отрочицу Ольгу. -'Отрочица Ольга, отдайся, озолочу'. Отрочица Ольга огрела отца Онуфрия оглоблей. Отец Онуфрий окочурился.' Оценка преподавателя: омерзительно, отвратительно, однако ОТЛИЧНО!
Во-первых, Фаворитка – это история женской конкуренции, подлой и беспощадной. С той лишь разницей, что объектом возжелания является не красавец принц, а монарх в юбке. Поэтому обе героини с переменным успехом активно лесбиянничают с главой страны на царском ложе. Но истинную страсть испытывают не к ней, а к власти и статусу, которые вместе с этим прилагаются.
Во-вторых, Фаворитка – кино про ту саму власть, про людей, в ней состоящих и людей, к ней стремящихся. Нам показывают самых разных обитателей этого дворца, которые готовы на все, чтобы оставаться внутри как можно дольше. Они лицемерно целуют задницы, строят из себя шутов, плетут мерзкие интриги… все ради того, чтобы спрятаться и не быть частью той реальной жизни, в которой погряз народ собственной страны. Все эти королевские апартаменты служат неким куполом, под которым особо хитрые и трусливые ограждают себя от суровой реальности, играя свою роль в театре надуманной беззаботной жизни. Самый настоящий цирк уродов, только уродов не физических, но моральных.
Самая сильная сторона картины, на мой взгляд, в актерских работах. Конкуренция Рэйчел Вайс и Эммы Стоун на экране вполне справедливо перетекла в номинацию за лучшую женскую роль второго плана, в которой они обе присутствуют. Но наибольшие шансы увести золотого мужика у Оливии Колман за образ надменной, капризной и больной королевы Анны в категории главной женской роли. Кроме того, у фильма очень правильная атмосфера, впечатляющие декорации и очень точный антураж. Тебе не нравится то, что ты видишь, тебе не симпатичен ни один из героев. Но именно так и задумано авторами. Нет ничего хорошего и ничего приятного ни в такой низменной и коварной женской конкуренции, ни в поведении власти, ни в людях, которые жаждят себя к ней приобщить.
Таким образом, все плохое фильме показано очень хорошо. И, если тебе тоже не нравятся все то, что преподносит «Фаворитка», то это абсолютно верная и здоровая реакция. И все же фильм не смог меня сильно впечатлить. И хоть все составляющие картины мне в целом нравится, при просмотре лично мне было просто и по-человечески скучно.
Редкий режиссер арт-хаусной школы так стремительно взлетел к кино олимпу и обрел там славу и постоянное место как Йоргос Лантимос. Оттого его последняя работа - 'Фаворитка' была без сомнения наиболее ожидаемой премьерой этого года.
Создавая работы, пропитанные атмосферой мизантропии и отстраненности, он позволял себе оставлять изящную недосказанность, создавая перспективу наполненной глубины, которая не исчезала, но со временем только крепла, притягивая внимание к его фильмам.
'Фаворитка' оказался первым фильмом греческого режиссера, вышедшим в формате большой киноидустрии. Однако он отметился отсутствием ключевых фигур для кино Лантимоса: не было оператора Тимиоса Бакатакиса и соавтора-сценариста Эфтимиса Филиппоу.
Действие картины из вышкаленных минимализмом интерьеров недалекого будущего перенеслось в пышное убранство королевской резиденции 17 века. Приличный для авторского кино бюджет предопределил внимание к мелочам: в части декораций и костюмов здесь есть на что посмотреть!
К сильным сторонам фильма стоит добавить актерский состав, где музу режиссера Рэйчел Вайс дополнили не менее замечательные Оливия Колман и Эмма Стоун. Между этим женским треугольником и разворачивается все напряженное действие исторической драмы.
Сюжет фильма основан на придворных интригах времен правления королевы Анны. Две фаворитки словно канат перетягивают стареющую больную королеву то в одну, то в другую строну. За ней весь двор колышет как по волнам, создавая динамическое напряжение в течении всей картины.
Исторический материал преподносится достаточно вольно, почти вульгарно. Фильм не стоит считать исторической драмой в строгом смысле. Персонажи поданы в современном развязном стиле, от чопорности нет и следа, фразы и диалоги аристократов ничем не отличаются от жаргона прислуги. Политикой страны правят эмоции и похоть глупой, больной и безвольной королевы, к тому же страдающей обжорством.
На ее фоне выделяются фаворитки – одна опытная и разборчивая в интригах и вторая, берущая молодостью и хитростью. Все мужские персонажи поставлены за скобки, они существуют здесь номинально.
Остроту сюжету придают все мыслимые формы женского противостояния, но нельзя сказать, что этим сюжет фильма увлекает. Не смотря на все попытки разнообразить сюжет, придать ему объем и глубину, эта картина не преодолевает рамки исторической драмы. А преподнесенная в современном карикатурном стиле история лишается драматизма, опуская за скобки всю историческую подоплеку, выводя на первый план лесбо-феминистический контекст. Однако достигнуть здесь глубины режиссеру не удается – его поприще мизантропия.
Постижение чувственной реальности в данном кино происходит через игру актеров высшего класса. При этом феминистическая линия, переходя в любовный треугольник, теряет свою злободневность, становясь вульгарным описанием женских интриг, а отсутствие внятной авторской позиции, скрытой в сюжетной многоходовке, делает из фильма банальное описание бытовой драмы с помпезными декорациями.
'Фаворитка' - необычное кино. Хотя какой фильм может быть обычным, если ты видишь, что его снял Йоргос Лантимос, один из самых необычных режиссёров нашего времени, снимающий фильмы не для широкой аудитории. Тем не менее 'Фаворитка' получилась самой простой его работой, где теперь не нужно разбираться в этой замечательной 'головоломке Лантимоса'.
Перед началом просмотра я ознакомился с историей Анны Стюарт, а также и Леди Сары Мальборо, и Абигейл Хилл (Мешем), и, признаюсь, я не думал, что Йоргос не будет отходить от истории. Да, без несостыковок фильм быть не может, и режиссёр сам признавался в неточности картины в интервью для КиноПоиска, но всё же в сценарном плане номинация на Оскар оправдана. Фильм не дал мне заскучать, как наскучит многим (я так думаю) при просмотре. Если фильм захватывает твоё внимание с первых минут, то он будет вести тебя по себе до титров и это за редкими исключениями - закон.
Операторская работа. Эта очень интересная часть фильма. Использование камеры 'Рыбий глаз' и так редко встречается, а тут она раскрывается и является частью фильма. Вся операторская работа выполнена великолепна и оставляет за собой ощущение нечто нового.
Перейдём к главному - шедевральному бермудскому треугольнику, в котором ты просто утопаешь от того, как эти женщины блестяще играют свои роли. Оливия Колман, Рейчел Вайс и Эмма Стоун, девушка, что является моей самой любимой актрисой с первых её ролей, - они делают фильм. Потрясающее вживление в образы даже в неприличных сценах заставляют тебя изумится их талантом. Разные характеры, разные желания и разные побуждения на такие-то поступки делают героев значимыми друг для друга и значимыми для зрителя. Оливия Колман - давно заслужила признания, Рейчел Вайс - не получит статуэтку в этом году, к сожалению, а Эмма Стоун - с помощью роли Абигейл получила не только новый опыт, но и ещё раз показала редкостный дар грамотного подбора ролей для продвижения своей карьеры.
Мне хотелось бы, чтобы 'Фаворитка' какую-нибудь статуэтку Оскара в феврале да забрала, ибо фильм правда очень хорош и заслуживает просмотра.
Сам по себе фильм Лантимоса, вне исторического контекста, крут невероятно. Подумайте сами: чернушный, полный грязи, разврата и жестокости фильм о соперничестве двух алчных и безжалостных фавориток за место под крылом болезненной и глупой курицы королевы. (Тарантино грустно курит, осознавая, что это снял не он). И, собственно, во всем этом-то и есть фишка, вся красота фильма.
Ну что ж, таков уж 18 век! И его никуда не денешь из этого художественного образа. И это неизбежно ведёт к искажению истории, потому что ну неизбежно была в это время какая-то королева и приходится рассказываемую историю прилепить на неё. Потому что всё пропадёт, если мы снимем фильм про 'волшебную страну с волшебной королевой', чтобы никого случайно не упомянуть и не оскорбить. И это будет не интересно, не жестоко, не чернушно, потому что это будет сказка. А сказка - это априори что-то милое и доброе, и что-то совсем не серьёзное. Оставим сказки Диснею, хорошо? И чтобы там птички садились на плечи поющим фавориткам и оленята из леса выходили.
Обидно ли за королеву? Ну, господи... Приписывание ей гомосексуальности, совершенно вещи безобидной, ничто по сравнению с тем, какой глупой курицей, утопающей лишь в собственных похотях и не способной совершенно к малейшему интересу к государственным делам здесь показана королева Анна Стюарт. Вероятно, она не была лучшим монархом всех времён и народов, но всё же и близко к этому образу она не находилась. Так что, мне кажется, впору уже изобрести жанр 'истерической фантазии на тему'. Как фраза «по мотивам» дарует некоторую индульгенцию экранизаторам известных произведений, так же стоило бы дать возможность фантазировать на тему исторической эпохи, пользуясь всеми её красками и ужасами, не страшась при этом встретить персонажа немного хотя бы известного, дать ему ход по своему усмотрению и не получить за это люлей. Впрочем, на мой взгляд, зрители чрезвычайно много внимания уделили этому вопросу для разговора о художественном кино.
Фильм преподносит свой век при дворе 'во всей красе' - утопающим в нечистотах, похотях, интригах и прочем, прочем, прочем. Удивительным образом передаётся, скорее всего за счёт визуальной части, то самое ощущение вони, заглушенной духами - видимо, тут помогает обилие рюшек, украшений, гобеленов, шикарных одеяний вперемешку с постоянными сценами рвоты и грязи.
Актёры прекрасны! Оливия Коулман чуть гротескна, немного напоминает чуть ли не Красную Королеву Хелены Бонем Картер. Но всё же уместна и органична. Рейчел Вайс махровая, между прочим, дама, с внутренним стержнем, жёсткая и беспощадная. Ей такие роли чрезвычайно идут. И, несмотря на жестокость своей героини, она вызывает если уж не симпатию, то во всяком случае понимание. Эмма Стоун на фоне своих коллег, на мой вкус, немного теряется. Как будто бы немного не хватает энергетики и соответствующего вайба. Хотя тут и она удостоилась немалого количества хвалебных слов, так что, может быть, дело больше в том, что лично у меня актриса слишком уж сильно закрепилась в образе современного подростка. Николас Холт уж очень хорош - манерен, коварен, змеевит. В своём образе смотрится крайне органично и исполняет соответствующе.
Ещё уважение режиссёру за такое умение перевоплощаться - смотрела его «Лобстера», и должна сказать - это совершенно иной темпоритм, энергетика, посыл. Обычно всё равно режиссёры снимают все в рамках своего темперамента, ну разве с небольшими вариациями. У него же - медитативная и спокойнейшая картина против иронично-гротескной тарантиновщины. Сложно поверить в то, что это сделал один человек, но он всё-таки сделал, так что очень большой молодец.
Те, кто идут в кино, всегда чего-то ожидают от встречи с ним! Что же в таком случае можно подумать о 'Фаворитке', когда режиссер фильма – Йоргос Лантимос: историческая драма? романтическая история XVIII века? комедия в историческом антураже? черная комедия? Что? Не знаю, кто догадался оформить афишу словами: 'Эффектное, смешное и эмоциональное зрелище для широкой аудитории', – но не для всех зрелище получилось именно таким, а после просмотра фильма реклама вообще вызывает досаду и недоумение.
Интересно, что случайно или нет, но в фильме 'Фаворитка' выбран тот же кусочек из истории Англии времен королевы Анны, последней из Стюартов, который почти в точности совпадает с пьесой Эжена Скриба 'Стакан воды': последние годы царствования Анны, борьба за испанское наследство и заключение Утрехтского мира с Францией, но на этом сходство и заканчивается. Пьеса была довольно неплохо экранизирована у нас, в советское время, хотя тогда было мало возможностей для показа исторической костюмной мелодрамы.
Сюжет 'Фаворитки' прост и банален: это борьба двух женщин за влияние на королеву. В фильме мы видим королеву Анну (Оливия Колман) не в лучшие для нее времена, полные скорби и потерь, с рушащимся здоровьем и перепадами настроения, а иначе я не понимаю, как можно пережить смерть 17 детей, мужа и не свихнуться! Её поддерживает подруга молодости, герцогиня Сара Мальборо (Рэйчел Вайс), обладающая реальной властью в королевстве и решающая вопросы войны и мира. Но она не может быть всегда рядом! Дальняя родственница герцогини из обедневших аристократов – Эбигейл (Эмма Стоун) устраивается при дворе служанкой, и сначала при помощи всесильной родственницы, а потом уже и отодвигая её, начинает свой путь восхождения наверх, не брезгуя при этом ни чем. Это, так сказать, квинтэссенция всего сюжета.
Из 'Фаворитки' можно было бы слепить разное: колоссальную драму, романтическую историю, трагикомедию – материала хоть отбавляй, но... получилось ни историческое, ни романтическое кино, а какое-то гротескное действо, временами пошлое, временами вызывающее, временами циничное, снятое в исторических интерьерах. Даже если назвать фильм 'черной комедией', наверное, у всех разное чувство юмора, тут я с режиссером Йоргосом Лантимосом и сценаристами Деборой Дэвис, Тони МакНамара не совпала. Хотя по тому, как показаны в фильме женщины, исторически известные, достойные, и пропагандируются взаимоотношения сексуальных меньшинств, можно предположить, что 'Фаворитка' отрабатывает политику толерантности в таких вопросах или выполняет заказ киностудии на костюмированное кино, и на такой волне вполне можно войти в претенденты на Оскар.
Конечно, есть еще и творческое видение: режиссер, сценарист и др. имеют право на своё отношение к тем событиям, о которых они снимают фильм, но эти 'фантазии', 'видения', 'предположения' должны иметь границы: моральные, нравственные, культурные и т.д. Всегда должна быть какая-то грань, после которой кино не превращается в пошлость, гротеск, цинизм или фарс, чтобы не вышло как по Фрейду, когда 'остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом'.
Об актерском ансамбле могу однозначно сказать, что особый режиссерский подход к персонажам и сюжету не помешал всем трем актрисам быть на высоте, передавая внутреннее состояние своих героинь: королева Анна действительно несчастна, больна и ужасно одинока; леди Сара – властна, умна, но считала себя незаменимой, за что и поплатилась. Старая дружба – ржавеет! Надо отметить работу Эммы Стоун, отличная из неё получилась интриганка, не ожидала! Её Эбигейл, будущая леди Мэшем, настолько честолюбива, что ей все равно, каким путем идти наверх. Каждая из актрис выложилась в своей роли максимально. Надо сказать, что мужские образы в фильме явно не пользовались благосклонностью режиссера: то, как они показаны, не вызывает к ним никакой симпатии; нет даже условий, чтобы выделить игру кого-либо отдельно.
Завершая, хочу сказать, что не вижу в фильме задатков хорошего байопика: в нём достаточно неточностей, 'отсебятины', грубого юмора при прочтении исторического материала; также не вижу в фильме ничего академического, характерного как для исторического жанра, ромкома, так и для 'черной комедии'. Тогда непонятно, почему 'Фаворитка' вызывает такой ажиотаж, как претендентка на Оскар? Конечно, о вкусах не спорят, но, по моим ощущениям, фильм получился эпатажный, гротескный, не понятно, в каком жанре и... проходной. Возможно, этот фильм не для меня, но, может, он – для вас?!
Героиня Оливии Колман - дурочка-королева, Эммы Стоун - находчивая змея, Рэйчел Вайс – загнанная в угол интриганка. Пока вокруг в бешеном потоке вертятся тысячи любопытных зевак в напудренных париках, а страна покрывается экономическими волдырями, две девицы вгрызаются в друг друга с безумным азартом в попытке понравиться третьей.
Фильм - сплошная насмешка над властью (вне времени и имен). Лантимос прямо заявляет - правитель - лишь пустая фигура для величественного портрета. Настоящую игру ведут приближенные. Когда нельзя надеть корону, можно её придумать. Эффект тот же, только без излишнего налета ответственности. Ведь все шишки в любом случае достанутся Анне, а та в свою очередь найдет крайнего.
«Фаворитка» - инструкция для любителей политических трибун, серьезных игр и высоких ставок. Идеально подойдёт для поклонников насыщенных цветов, удачных ракурсов, увлекательных диалогов и многоуровневых соревнований на выживание.