К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

От постмодернисткого «Клыка» до мифического «Убийства священного оленя» - кажется, что кинематографические творения Йоргоса Лантимоса проникают в душу зрителя и… отравляют её? Несмотря на сомнения многих высоколобых критиков, трудно отрицать, что Лантимос является одним из самых заметных и в то же время строгих режиссеров современности. Его новый фильм «Фаворитка» подтверждает это, демонстрируя не просто мужененавистническую эксцентричную драму, а мизантропию во плоти. Секс, любовь, дружба и семейный долг в этом кинематографичном мире существует только в фокусе власти, а королевский дворец, место почти святое для всех англичан, представляется ничем иным как борделем – сосредоточием порока и разврата.

В «Фаворитке» Лантимос позволяет взглянуть (буквально, операторская работа представляет здесь эффект «подсматривания в замочную скважину») на залы и комнаты замка «благородного» 18-го века. Внутри дворца – сплошной абсурд. Заговоры проникли на каждый уровень сего здания. Элегантный и главный поединок умов разворачивается между леди Сарой, герцогиней Мальборо, являющейся доверенным лицо королевы Анны, и служанкой Эбигейл. Правящая особа страдает, наверное, десятком заболеваний, которые подрывают её дух и вызывают депрессию. Женщина бурлящих эмоций просто не в состоянии адекватно управлять империей, так что столь сложное бремя взяла на себя леди Сара, через постель решая судьбу Англии в войне с Францией. Эбигейл же – двоюродная сестра Сары, которая лишилась как состояния, так и дворянского титула. Добросердечная и изящная девушка не так проста, как кажется на первый взгляд. Отношения троих женщин формируют смертельный политико-эротический треугольник.

Наверное, было бы слишком поверхностно определить «Фаворитку» как феминистский фильм о реальной стороне и цене женской власти в мире, где доминируют мужчины. Фильм куда более тонкий и даже политический: по сути сценарий повествует о том, как женщина достигает своих целей в мире мужчин, используя для этого не силу, а мозги и сексуальную привлекательность или, как правило, сочетание того и другого. Определенная патриархатом вражда среди женщин выливается в заговор, касающийся конкуренции социальных статусов и физической красоты.

Визуально и музыкально «Фаворитка» - просто настоящий праздник. Оператором фильма был Робби Райан и киноленту он представил в интересной форме. На 35-мм кинопленке всё выглядит невероятно плавно, особенно когда камера перемещается от огромных кухонь до просторных спален. Частое использование объектива стиля «рыбий глаз» также позволяет подчеркнуть странность этого мира, в котором главные героини находятся как в плену. Пышность и богатство дворца, а также наряды – не только профессионализм художников-постановщиков; это и интересный контрапункт к вопросу о том, следует ли повышать налоги для финансирования войны (или всё-таки дворян?). Музыка также превосходно: выбор классики от Генделя, Баха и Вивальди до современных экспериментальных композиторов позволяет формировать постоянно меняющийся тон.

Но главная сила «Фаворитки» заключается в трех ведущих актрисах, получивших похвалы за свои предыдущие роли. Эмма Стоун сыграла, наверное, самую интересную героиню за всю карьеру: она показала, как уязвимость, так и отнюдь не невинное сердце. Не в первый раз Рэйчел Вайс мастерски излучает властность. Настоящей звездой, однако, является Оливия Колман играющая трагическую и не самую приятную роль королевы. Трагизм царствующей фигуры усугубляется её неосведомленностью о том, насколько жестко ею манипулируют две женщины, которые должны её любить.

Йоргосу Лантимосу не чужд юмор: «Фаворитка», судя по всему, является комедией – злой, хлесткой и мрачной, но всё же комедией. Предыдущие фильмы греческого режиссера, такие как «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя», были беспощадными и антиутопическими, а «Фаворитка» продолжает доносить мировоззрение постановщика в более запутанной форме: в мире этого человека не найдется место добродетели. Проект поражает как грациозностью, так и минимализмом, что вкупе с операторской работой и заторможенной речью героев, производит почти сомнамбулический эффект. Экзистенциальный кризис в исторической обертке понятен даже младенцу: «Тошнота» окутала английскую знать, которая из-за сексуальных причуд отправляет подданных и солдат на смерть. «Фаворитка» ломает последние благородные представления о королях и господах, подчеркивая в очередной раз, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца, ловко переданный в заключительной символической сцене.

7 из 10

24 февраля 2019 | 02:16
  • тип рецензии:

История сложных отношений английской королевы Анны и двух ее фавориток - герцогини Мальборо и Абигейл Черчилль.

Когда в очередной раз смотришь в оскаровские номинации и читаешь синопсис, то легко находишь оскаровскую политику последних лет даже в костюмной драме - если уж и не MeToo (хотя это тоже есть), то старый добрый феминизм, и, конечно, ЛГБТ. Разве что расовую проблему Лантимос впихнуть не смог, хотя ведь мог бы явить каких-нибудь лакеев-негров! Ай-ай-ай... Впрочем, если поскрести, то политический заказ и либеральная пропаганда (в том числе гуманистическая) слетают как осенние листья, а за красивым фасадом обнаруживается одинокий и корявый остов...

И в итоге греку, пробившемуся через галимый европейский арт-хаус в топ-режиссёры, удается пройти между струек голливудской арт-мэйнстримной цензуры и выдать нечто похожее на бесполый скелет 'политического' человека.

И свои артхаусные 'штучки' он подлаживает под все эти тренды, но тут могут быть и разночтения.

Практически дружно рецензенты, опираясь на интервью и т.п., посчитали, к примеру, что кривая оптика 'запирает' и героев и зрителя внутри дворцового кадра. Но при определённом раскладе можно увидеть и в мизансцене и в линзе полотна эпохи Возрождения, например, в которых, как в Тайной вечере или, того лучше, Ночном дозоре (особенно в сцене киношного тёмного бала), лица людей выступают из мрака, но не светясь, а неся на себе печать тьмы - неслучайно все происходит при естественном освещении.

Или можно рассмотреть сужение, искривление и субъективность взгляда Лантимоса, откровенно признающего исторические ляпы и допущения, то бишь авторский (необъективный) взгляд. Или, может быть, это кривизна персонажей? И это тоже очень соблазнительный ракурс...

А есть ведь менее заметная, но вполне примечательная разноуровневая съёмка - снизу-вверх (взгляд плебея?), сверху-вниз (превосходство) и равенство... А плюсом ко всему ещё и панорамная съёмка - своеобразный привет нынешним мобильным технологиям, подсматривающим за миром вокруг... А уж подглядеть за 'звёздами' XVIII века, да ещё обогащёнными современным масскультным словарём типа 'трахни меня' - 'святое' дело. Занятно, что при всём натурализме и откровенности, даже полуобнажённая сцена от силы одна... Ну полторы.

И это только операторские приёмчики. Почему-то вспоминаются не только отсылки к Висконти с его трепанацией и одновременно ностальгией по аристократическим салонам, но даже к советскому кино, где за внешними соцреалистическими чертами мог скрываться вполне противоположный смысл. Таков был эзопов язык. Фаворитка делает нечто подобное - лексика, которую создаёт Лантимос сотоварищи, если и не явно современная, то сильно осовремененная - при куртуазном налёте максимум жестокости и скабрезности, причём с использованием того самого масскульта.

Но ещё 'веселее' отдельные сцены - самый 'крутой' момент - это, конечно, сцена бала - акробатический хип-хоп-рок-н-ролл, положенный на неоклассический музыкальный авангард - это вау! (музыка тоже очень хороша!) А сцены лесбийских забав выглядят невиннее, чем закидывание какой-то снедью полноватого мужичка аристократами мужеского пола. Или, например, опрокидывание в канаву и в дерьмо со сценами мастурбации. Короче, зрелище не для романтичных особ. Самой красивой сценой стало и вовсе убийство птички с разбрызганной кровью.

Однако ж, прежде всего, это какой-то (не факт что любовный) треугольник.

Анна (Оливия Коулмен) - заложница власти как формальной и природной, так и вполне личной - герцогини Мальборо. Ее власть - каприз, ее жизнь - подчинение ритуалам, воле других, её надежда - любовь. Увы, любовь нечестная... Да и с семьёй не задалось - явно саркастичный выпад с кроликами как символом бездетности...

Абигейл (Эмма Стоун) - гуманистичное и даже невинное дитя, дитя чести. Поначалу. А дальше начинается взращивание зверя 'Я за себя'. И... Любовь - это ложь?

Герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайц). Можно сказать, жизненное кредо 'Я сделаю из тебя убийцу' и 'Народ не ведёт, его ведут'. Жестокая, немилосердная, но... Любовь - это правда?

Мужчины в этот треугольник пытаются вмешаться, но если и получается, то с трудом. Лорд Харли - мужчина, конечно, более классический, чем Мэшем, которым Абигейл откровенно играет. Пожалуй, именно в нем живёт этот новый призрак - MeToo. Как-никак 'выводит из равновесия'.

Лантимос, думается, вступает в конфликт с прежней мифологией власти, где женщины проявляли слабость, явленной тем же сюжетом, но в ином ракурсе в Стакане воды - и в пьесе, и в нашем фильме. Там женщина проигрывала в политике из-за любви - взаимная ревность подарила супружеское счастье наиболее человечной и любимой... В Фаворитке женщины становятся заложницами власти до конца, причем выворачивая наизнанку изначальную интригу... Где была любовь против власти, в итоге не осталось ни того, ни другого... А женщина становится пленницей рокового царствования точно так же, как и мужчины. И на кой, спрашивается, тогда весь этот феминизм и MeToo, коли дамы превращают все вокруг в почти то же самое, что и мужчины? Где-то даже и хуже.

Власть сильнее любви, т.е. страна важнее (любовь к ней). И даже в смысле секса (мастурбировать мужчине и думать о сопернице - это сильно!). Лантимос намекает, что женщины напрасно 'прут' во власть - это отнюдь не принесёт туда благородства и гуманизма, а сами женщины потеряют нечто куда более важное...

Жаль, что и для королевы всё идёт по кругу - всего лишь лёгкая смена декораций.

23 февраля 2019 | 20:25
  • тип рецензии:

Смотреть “Фаворитку” в кинотеатр я пошла исключительно ради Эммы Стоун. Эту голливудскую звезду люблю за искренность в огромных глазах, за гармоничные дуэты с Гослингом, за ее чувственных героинь. Если раньше Эмма была для меня романтичной студенткой из “Магии лунного света”, певчей дивной птичкой из “Ла-Ла Ленда” или неугомонной писательницей на стороне равенства и справедливости из “Прислуги”, то новый фильм Йоргоса Лантимоса открыл для меня актрису с новой стороны. Здесь она легко перевоплотилась в лживую жестокую женщину, которая ради своих целей способна растоптать чужие жизни. На протяжении всего фильма удивление и тоска по милой Эмме не покидали меня, однако негодяйку ей удалось сыграть все-таки чертовски хорошо.

Вообще вся история фильма крутится вокруг трех женских персонажей: королевы Анны (Оливия Колман), леди Мальборо (Рейчел Вайс) и ее кузины Эбигейл (Эмма Стоун). Когда одновременно видишь на экране три сильных роли, которые рвут чувства по разным сторонам, бросая от симпатии к ненависти, через презрение к глубокому сочувствию и сожалению, сердце вмиг наполняется безмерной любовью к кино, к людям, которые могут такое создать и передать.

На мой взгляд, фильм не из тех, которые садишься смотреть ради удовольствия или в поисках хорошего настроения. После просмотра осталось навязчивое ощущение, будто меня искупали в грязи. Причем, очень честно: вопросов о правдивости происходящего почему-то не возникает. И от того, что когда-то читалось о придворной жизни, и от того, насколько серьезно актрисы подошли к своим персонажам. Вывести меня из эмоционального равновесия режиссеру удалось, значит, несмотря на мрачность фильма и отвращение, которое порой вызывают некоторые сцены, он действительно хорош. Посмотрим, как его оценят жюри Оскара через несколько дней.

22 февраля 2019 | 22:09
  • тип рецензии:

В жанрах помимо прочего указана 'комедия'.

И по трейлеру это казалось действительно черной комедией.

Драмой через комедию. Как та же Зеленая Книга. Смешные ситуации через которые показываются серьезные проблемы.

Но в фильме это смотрелось совсем по-другому. Я за весь фильм даже не улыбнулся ни разу, и в зале ни одного смешка не услышал.

В фильме куча минусов:

Это очередная ода феминизму. Я не против сильных женщин в сюжете, с ними бывают прекрасные фильмы (те же 'Три Билборда' или 'Исчезнувшая'), я не против, когда показывают слабых мужчин, понятно, что мужские половые признаки не делают тебя сверхчеловеком, но когда в фильме 100% мужских персонажей слабаки и бесполезный мусор, в это как-то слабо верится. Ладно, когда женщины такое снимают, им и флаг в руки, но видеть такое от режиссера-мужика, это уже ни в какие ворота.

В фильме много грязи, и это тоже не идет ему на пользу.

Но на все это я готов был закрыть глаза ради интересного сюжета.

Ради действительно цепляющей до слез драмы.

Или ради крутого интересного противостояния двух хитрых стерв.

Но здесь эти стервы борются за выжившую из ума старуху, которой заморочить голову ничего не стоит.

Все их действия топорные, все интриги - вялые, интересных поворотов нет.

Скучнейший фильм, который ругают все мои знакомые. Все зрители тоже выходили из зала мрачные и недовольные (один даже посреди сеанса).

В общем, реально разочарован этим фильмом (именно разочарован, ждал-то много лучшего). С учетом хороших актеров, за костюмы и антураж троечку фильму можно поставить, если оценивать только сценарий, то он не стоит и этого.

3 из 10

22 февраля 2019 | 16:03
  • тип рецензии:

Когда я увидела Йоргоса Лантимоса в списке номинантов на Оскар (целых 10 номинаций!), то моему радостному удивлению не было предела. Значит, не Марвелом единым жива престижная американская кинопремия, если артхаусный режиссёр «странной греческой волны» может стать ближе простому зрителю. Люблю Лантимоса за его необычные работы «Лобстер» и «Убийство священного оленя», а теперь ещё и за историческую драму-комедию «Фаворитка».

АКТРИСЫ

Да, именно актрисы, потому что фильм о женщинах: неординарных, коварных и сильных. Страдающая от физических болей и собственных капризов английская королева Анна Стюарт (Оливия Колман) ищет утешения в объятиях всесильной фаворитки Сары Черчилль (Рейчел Вайс). Однако сладкой жизни королевской любимицы приходит конец с появлением при дворе её бедной родственницы Эбигейл (Оливия Колман). Амбиции, зависть и страсть туго сплетаются в один клубок, за чем следишь с напряжением и интересом, попеременно чувствуя неприязнь и сопереживание к каждой из героинь.

КАРТИНКА

Популярнейшая в киноиндустрии усадьба Хэтфилд-хаус (где снимался Бэтмен, Паддингтон и даже Гарри Поттер) расцвечивается новыми красками в объективе талантливого оператора Робби Райана. Непривычные для классического кино панорамные планы и фишай-съёмка подчёркивают замкнутость и безумие королевского мирка. Отдельного внимания заслуживают шикарные интерьеры и костюмы, выполненные в стиле шахматной игры, что делает визуальный акцент на противостоянии героинь. Ну а кадры с двойной экспозицией можно распечатывать и вешать на стену.

НЕ УСНУТЬ

Вообще, Лантимос – режиссёр «не для всех», но «Фаворитка» – его самый понятный фильм. Создатели картины намеренно допустили ряд анахронизмов: королеву возят на современном кресле-каталке, а придворные танцуют эпатажные танцы. Экстравагантности фильму добавляют свободно гуляющие по дворцу и так горячо любимые режиссёром зверушки – кролики, утки и лобстеры, каждое с символическим значением, не иначе. А ещё вам точно не дадут заскучать крепкие словечки, нет-нет, да и вплетающиеся в изысканную речь придворных дам.

8 из 10

22 февраля 2019 | 14:50
  • тип рецензии:

Война - это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает

'А зори здесь тихие', 1972 год, реж. С.Ростоцкий


Двор королевы и две фаворитки у трона. Одна - любимица патронессы, другая - выскочка-замарашка. Кто кого? Стоит ли опасаться подвохов? Или пусть всё идёт своим чередом? Интриги? Но если положение более чем устойчиво нужно ли прибегать к этому? Оказывается - если ты 'у тела титулованной особы' и 'дуешь в уши' - будь начеку. Коварство пройдох безгранично. Чуть промедлил, чуть запоздал и тебя втоптали в грязь. Потерял бдительность, перестал быть интересным и нужным - тебя оттёрли от сытой кормушки. Здесь проза жизни. Здесь философия власти. Фаворитизм!

Кино, которое и 'кином' то назвать сложно. Едва ли не шахматная партия разменом фигур перед нами с просчитанным выигрышем. Где жертвуются честь, достоинство, естество себя самой. И ради чего? Ради положения. Ради инициативы! Как в клеточной игре на расчерченной квадратами доске. А за инициативой - навязывание своей воли, доминирование на площадке и... получение внимания, благ. А попросту говоря - власть.

Сам Никколо Макиавелли, глядючи на разворачивающиеся перипетии, тут снял бы благоговейно шляпу. И поразмыслив над увиденным, глядишь и добавил в свой трактат 'Государь' ещё с десяток афористичных вещиц. Ну как же, - власть падшая на колени, - и чернь, забавляющаяся короной едва ли не во фрисби переброске. Тут масса мыслей.

Что же здесь такое? 'Психология влияния' - это называется в наш век. 'Стратегия управления' - базисная основа пошаговой модели. '7 навыков высокоэффективных людей' - ступенчатый план в освоении. То, чему учат в бизнес учреждениях с разной степенью успешности.

Перед нами видеопособие как обойти, обмануть, опередить, оттереть ближнего. Или ты его или он тебя. Третьего не дано.

Весьма доходчиво. Весьма доступно.


8 из 10

22 февраля 2019 | 14:33
  • тип рецензии:

Я ждал этот фильм. Как только появились первые тизеры, я уже предвкушал. Такой режиссер, такая историческая фактура, мною любимая (есть в ней что то настоящее и прекрасное) Рэйчел Вайс, такие костюмы, наконец. Ждал ждал. Много наград, много восторженных отзывов. Всеобщее восхищение работой Оливии Колман. Потом правда были и иные мнения, что меня насторожило.

Ну вот я посмотрел. Все, что я думал, осталось в прошлом. Смысл не в том понравилось мне или нет, понял я или нет. Понравилось, но понял, конечно же, не все. Важно, что осталось в сухом остатке. Щемящее чувство от актерского нагого откровения всех трех главных актрис. Я испытывал безграничное чувство сочувствия и восхищения ими и их персонажами.

Анна. Королева Англии. Трагичный ребенок. Женщина потерявшая, а вернее не нашедшая, себя. Семнадцать мертвых детей заменены на 17 кроликов («поздоровайся с детками»). Женственность сублимирована в карикатурного клоуна. Любовь стала эгоистичной привязанностью, когда раб является одновременно и хозяином. Жертва манипуляций умных хищниц, она сама подчиняет их жизни своей прихоти. Мечется простоволосая по дворцу, как будто ищет что то. Она и ищет, себя, смысл существования. Не находит, теряется в лабиринтах своих мыслей, желаний, как и в бесконечных лабиринтах своего дворца. Она смешна и трагичная одновременно. Смеется и плачет каждую секунду. Однако все объяснимо. Она желает, по-сути, только одного – чтобы ее любили. Все этого желают и многие получают. Но не она. Любви кроликов недостаточно. Вернее она любима, но это чувство неоднородно и проходит сквозь пальцы. Люди чаще всего не хранят самое ценное, разбрасывая себя на броские эмоции. Сара любит Анну по-настоящему, жестко и правдиво, как и должно быть («ты похожа на барсука…»), а Абигай делает вид («как прекрасны Ваши волосы…»), но имеет ли это значение, если в душе пропасть. Последние 15 минут фильма – прорыв. Маска безысходности. Никакого фиглярства и капризов. Только осознание горькой правды. Ты – одинока! Никого рядом нет! Как же хочется на кого опереться!

Сара. Герцогиня Мальборо. Женщина - воин. Женщина - генерал. Женщина, рожденная для власти. Прекрасная и бескомпромиссная. Это бескомпромиссность и губит ее в итоге. Мужественно принимает все. Она честна в своей борьбе, ведь она любит королеву. Любит эгоистично, не оставляя объекту место для своей личности. Так любят неразумного ребенка, руководя его жизнью и выдавая свои желания за его. Может ли мы осуждать. Нисколько. Фраза «мы в ответе за тех, кого приучили» здесь приобретает другое значение. Любовь не всегда спасает. Она часто душит, как душит Сара Анну на протяжении всего фильма, иногда буквально. В фильме вообще много физического насилия, что отражает и внутреннею борьбу героинь. Любовь наносит шрамы, иногда и настоящие. Вайс в своей стихии. Достойна, сильна и красива. Даже шрам на лице ее украшает. Я проникся к ней после фильма «Преданный садовник» и остаюсь верен по сей день.

Абигай. Кузина герцогини Мальборо. Маленький хищный зверек. Плутовка, которой жизнь не оставила выбора. Вернее выбор есть: поступится принципами (были бы они еще) или вернуться в канаву. Ответ очевиден, а вопрос был скорее формален. У нее одна правда и сторона – она сама. Тем не менее, она не чудовище. Она чувствует и даже наверно любит. Правда в отличии от Сары, она была в канаве и может забыть о такой «мелочи», как правда. Слеза стекает по ее лицу, когда читает письмо Сары королеве. Ее душа не мертва. Однако письмо летит в камин. Вот ответ на все вопросы. Эмма Стоун совершенно создана для этой роли. Странные огромные глаза, наглая улыбка и готовность на любой эксперимент. «Макиавелли по неволе», она пойдет по всем головам, даже королевским.

В остальном Лантимос верен себе. Гротеск примешивается с реалистичными кадрами. Красивое у него часто выглядит уродливым под другим углом. Естественное освещение придает иногда документальный характер происходящему. Отмечу музыкальный ряд. Чудо как хорош. Музыка льется из голов и сердец трех героинь. Режиссер, конечно, сдержал себя при съемках. Картинка выглядит вполне достоверной, а градус фарса не зашкаливает. Все подчинено характерам героинь и их душеных порывам. Вообще следует отметить, что режиссеру удается с легкостью снимать своих героев во всех эпохах и мирах: неважно мир будущего перед нами (Лобстер) или прошлое (Фаворитка). Складывается впечатление, что внешний фон неважен совсем для него. Везде его герои блуждают в сумраке своего разума.

У меня нет итога. Не хочу домысливать сверхзадачу режиссера и сценариста. Я просто очень жалел всех трех женщин, соединенных одними обстоятельствами в далекой Англии 18 века. Сам мне знаю почему.

22 февраля 2019 | 09:52
  • тип рецензии:

Перед нами остроумная историческая драма режиссера Йоргоса Лантимоса, автора «Лобстера” и «Убийства священного оленя”, которая повествует о сложных взаимоотношениях между невротичной королевой Анной (Оливия Колман) и двумя ее фаворитками – властной Сарой Черчилль (Рэйчел Вайс) и хитроумной Абигейл (Эмма Стоун) – в эпоху правления последних Стюартов. У Лантимоса получился понятный фильм о любовном треугольнике, который оставил зрителя без морального удовлетворения от разрешенного конфликта. Почему?

/Сразу стоит отметить, что фильм полон чисто английской иронией и юмором( все любители английского кино оценят), что делает его очаровательной драмедией/

Итак, приступим. Королева Анна добра, мнительна, капризна и бездетна. Вместо детей у нее кролики, вместо семьи верная подруга детства Сара, супруга высокородного герцога Марлборо, которая давно утвердила свою власть во взаимоотношениях с королевой. Зрителю сразу дают понять, кто тут альфа. Сара держит в своих руках парламент, принимает решения о войне и мире, стреляет в уток и в перерывах мелк делами навещает королеву, давая указания по туалету и столу (и не только). Всех устраивают сложившаяся модель взаимоотношений “взрослый – ребенок”.

Мир и покой в королевстве нарушает кузина Сары – Абигейл, обедневшая родственница, которую устраивают служанкой при дворе. Постепенно втираясь в доверие к Саре и королеве становится понятно, что за внешней добротой и очарованием Абигейл скрывается очень амбициозная молодая леди, которая ни перед чем не уступит, лишь бы добиться власти и статуса.

Разворачивается жестокая и интригующая борьба за сердце королевы. Кто победит? Прямолинейная и гордая Сара или хитрая и услужливая Абигейл? Кто по-настоящему любит королеву и кого она выберет? На эти вопрос ответ вы найдете в самом фильме.

Повествование фильма, сначала набравшее бодрый темп, постепенно замедляется, приобретая свойственный греческому режиссеру ритм. Совершается переход от комедии к драме. Кажется, что никто, кроме Лантимоса не мог так трагично и просто показать развитие судеб героев. Удивительно, как раскрыто женское трио – каждая из них является главной героиней фильма (поклон всем трем актрисам, особенно неподражаемой Рейчел Вайс). Но все-таки “фавориткой” режиссера является Оливия Колман, чья героиня стала жертвой своей мнительности и погрузила себя в муки совести по поводу правильности своего решения при выборе людей.

Блестящая актерская игра. Необычный формат действительно смешного юмора и мрачнейшей депрессивной драмы. Пикантность сюжета. И лишь конец оставил вопрос: 'И это все?', не дав зрителю конечной точки повествования и оставив неудовлетворенным. Фильму очень не хватает эпилога. Кино с открытой концовкой сейчас стало довольно частым явлением, но это не делает большинство из них более глубокими или философскими.

Фильм стоит смотреть, он интересный. Понравится тем кто любит историю и кинематограф Великобритании, а также тем, кто любит хорошую драму, особенно в повествовании Лантимоса. Фильм является достойным номинантом на Оскар, тем более учитывая конкурентов. Оливия Колман полностью заслуживает награды.

7 из 10

21 февраля 2019 | 21:20
  • тип рецензии:

Редкий режиссер арт-хаусной школы так стремительно взлетел к кино олимпу и обрел там славу и постоянное место как Йоргос Лантимос. Оттого его последняя работа - 'Фаворитка' была без сомнения наиболее ожидаемой премьерой этого года.

Создавая работы, пропитанные атмосферой мизантропии и отстраненности, он позволял себе оставлять изящную недосказанность, создавая перспективу наполненной глубины, которая не исчезала, но со временем только крепла, притягивая внимание к его фильмам.

'Фаворитка' оказался первым фильмом греческого режиссера, вышедшим в формате большой киноидустрии. Однако он отметился отсутствием ключевых фигур для кино Лантимоса: не было оператора Тимиоса Бакатакиса и соавтора-сценариста Эфтимиса Филиппоу.

Действие картины из вышкаленных минимализмом интерьеров недалекого будущего перенеслось в пышное убранство королевской резиденции 17 века. Приличный для авторского кино бюджет предопределил внимание к мелочам: в части декораций и костюмов здесь есть на что посмотреть!

К сильным сторонам фильма стоит добавить актерский состав, где музу режиссера Рэйчел Вайс дополнили не менее замечательные Оливия Колман и Эмма Стоун. Между этим женским треугольником и разворачивается все напряженное действие исторической драмы.

Сюжет фильма основан на придворных интригах времен правления королевы Анны. Две фаворитки словно канат перетягивают стареющую больную королеву то в одну, то в другую строну. За ней весь двор колышет как по волнам, создавая динамическое напряжение в течении всей картины.

Исторический материал преподносится достаточно вольно, почти вульгарно. Фильм не стоит считать исторической драмой в строгом смысле. Персонажи поданы в современном развязном стиле, от чопорности нет и следа, фразы и диалоги аристократов ничем не отличаются от жаргона прислуги. Политикой страны правят эмоции и похоть глупой, больной и безвольной королевы, к тому же страдающей обжорством.

На ее фоне выделяются фаворитки – одна опытная и разборчивая в интригах и вторая, берущая молодостью и хитростью. Все мужские персонажи поставлены за скобки, они существуют здесь номинально.

Остроту сюжету придают все мыслимые формы женского противостояния, но нельзя сказать, что этим сюжет фильма увлекает. Не смотря на все попытки разнообразить сюжет, придать ему объем и глубину, эта картина не преодолевает рамки исторической драмы. А преподнесенная в современном карикатурном стиле история лишается драматизма, опуская за скобки всю историческую подоплеку, выводя на первый план лесбо-феминистический контекст. Однако достигнуть здесь глубины режиссеру не удается – его поприще мизантропия.

Постижение чувственной реальности в данном кино происходит через игру актеров высшего класса. При этом феминистическая линия, переходя в любовный треугольник, теряет свою злободневность, становясь вульгарным описанием женских интриг, а отсутствие внятной авторской позиции, скрытой в сюжетной многоходовке, делает из фильма банальное описание бытовой драмы с помпезными декорациями.

21 февраля 2019 | 14:09
  • тип рецензии:

Начало XVIII века. Идет война Англии с Францией. Тем не менее, жизнь в королевстве продолжается. Трон занимает болезненная королева Анна, и страной фактически руководит её близкая подруга леди Сара Мальборо. Когда при во дворце появляется девушка Эбигейл, родственница леди Сары, та сначала определяет её работать на кухне. Но вскоре новенькая удачно находит лекарство для больной подагрой королевы, тогда Сара решает сделать её своей служанкой. Для Эбигейл это — шанс вернуться к своим аристократическим корням, и лучше не вставать у неё на пути.

Были сначала опасения, что возможно это сентиментальная, сопливая драма нацеленная на женскую аудиторию. А оказалось и вовсе нет, фильм оказался очень даже интересен, достаточно динамичен, не скучный.

Прежде не видел предыдущих работ режиссера Йоргоса Лантимоса. Судя по тому что почитал в отзывах, он достаточно талантливый режиссер, с необычным ведением. А вот то как он поставил эту костюмированную драму, с достаточно удачным и нетривиальным совмещением комедии и драмы, впечатлило. Вкупе с отличной операторской работы, мы словно сами участники событий, подсматриваем за героями в замочную скважину. Отличное погружение в историю Анны Стюарт, Леди Сары Мальборо, Эбигейл Хилл, даже если и есть по любому какие-нибудь исторические нестыковки.

Главные сокровища фильма, актрисы - Оливия Колман, Рэйчел Вайс, и Эмма Стоун. Рэйчел Вайс отлично воплотила образ стервозной, хладнокровной, весьма жестокой особы с амбициями власти. Оливия Колман отлично показала образ эксцентричной, эмоциональной, порой не совсем адекватной рассудком королевы. Ну а Эмма Стоун - это на мой взгляд самое главное сокровище фильма. Её героиня, на первый взгляд - простая, милая, ранимая, серая мышка. Но, со временем оказывается, что еще ей присуще быть и хитрой, расчетливой, коварной, с легкостью манипулирующая своими жертвами так, как ей это нужно. Это развитие, изменение персонажа великолепно показано, пожалуй героиня Стоун прописана в сценарии лучше всех. С тем как она играет, не зря она после Ла-Ла Ленда стала одной из моих любимых актрис.

У фильма целый букет номинаций на награды: Венецианский кинофестиваль - 2 победы; Премия Гильдии актеров; Британская академия - 7 побед; Золотой глобус - 1 победа. В предстоящей скоро церемонии Оскар у него 10 номинаций, посмотрим сколько он там соберет наград. Как минимум хотелось бы, чтоб Стоун победила в номинации актриса второго плана, хоть и на момент написания рецензии видел работы не всех актрис представленных в этой номинации.

8 из 10

21 февраля 2019 | 01:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: