Один раз посмотреть стоит, исключительно ради треугольника Стоун/Колман/Вайс - эти дамы реально хороши, но в остальном фильм прошел мимо меня не оставив и следа.
Обычная история о дворцовых интригах и борьбе за расположение монарха, приправленная лесбийской любовью, ничего свежего я здесь не увидел. Для комедии мало юмора, а для драмы не хватает глубины. Есть сильные сцены вроде той, где королева объясняет, почему ей так важны кролики или монолог Эбигейл во время брачной ночи, но их мало и они слишком коротки.
Единственное, что мне безоговорочно понравилось - работа актрис. Странно, что в наградном сезоне Колман идет, как ведущая роль, а Стоун и Вайс задвинуты во второй план, все должно быть наоборот. Именно Эмма и Рэйчел создают историю и двигают ее вперед, как сюжетно, так и эмоционально. Они переживают трансформации, постепенно раскрываются походу фильма. Колман, в свою очередь, два часа отыгрывает истеричную, слабую, никчемную женщину, одержимую болячками и похотью. Она словно переходящий кубок, который достается победительнице, в довесок к власти. Назвать ее правителем, язык не поворачивается. Получилось убедительно, но не отменяет того факта, что королева - самый скучный и плохо раскрытый персонаж ведущего трио. Помимо этого, у Оливии ощутимо меньше экранного времени, в сравнении с партнершами по площадке. Не понимаю, как можно выдвигать ее в номинации 'главная женская роль'.
В конце стоит сказать пару слов о визуальной составляющей картины. Увы, это самая обычная костюмированная лента, в ней нет ничего примечательного. Любой мало-мальски опытный киноман уже сотни раз видел подобный стиль декораций, платьев и причесок в куче картин, от «Барри Линдона» до «Гордости и предубеждения».
P.S. Жаль, я ждал большего, от одного из лидеров «Оскаровской гонки».
Греческий режиссер Йоргос Лантимос, известный своими необычными и многослойными фильмами “Лобстер” и “Убийство священного оленя”, снял костюмную драму о придворной жизни в Англии начала XVIII в. и оказался в фаворитах грядущего Оскара с 10 номинациями в 9 категориях (Вайс и Стоун, борющиеся в фильме за фавор, борются и за лучшую женскую роль второго плана).
В центре повествования находится болезненная королева Анна (Оливия Коулман) и две фаворитки, сражающиеся за ее благосклонность (Рейчел Вайс и Эмма Стоун). Три очень разных женщины, каждая со своим набором боли, устремлений и методов достижения желаемого. Они играют вместе, но при этом каждая в свою игру. Патриотка, карьеристка и просто сломленная женщина, облеченная высшей формой власти, разыгрывают в этой исторической мелодраме сложный любовный треугольник с геополитическими последствиями.
Постановщику нужно отдать должное - он выработал свой уникальный стиль, и каждая сцена “Фаворитки” пропитана им насквозь. Режиссер впервые снимал не по своему сценарию, но вряд ли оставил этот текст совсем нетронутым - в первой же сцене между героинями происходит абсолютно лантимосовский диалог - в реальности люди так не говорят (как правило), зато примерно в таких формулировках думают.
Не удивительно, что “Фаворитка” в первую очередь напоминает предыдущие фильмы режиссера. Королева Анна, как и герои “Лобстера”, вынуждена выбирать между крайностями - в этот раз это грубая радикальная честность и улыбчивое заискивающее лицемерие. В “Фаворитке” режиссер решится представить нам свой выбор и однозначно указать зрителю, что именно считает добродетелью. Вспомним его предыдущие англоязычные работы, вышеупомянутые необычные диалоги. Персонаж Лантимоса в светской беседе может буднично сообщить о себе что-нибудь очень личное и сокровенное, высказать прямолинейное откровение. Радикальную нефильтрованную честность он часто показывает естественной и непринужденной.
Также в определенный момент поведение противоборствующих фавориток напоминает о семье главного героя “Убийства священного оленя” - стремление угодить изменяет героинь до неузнаваемости. Но королева Анна, в отличии от персонажа Фаррелла, вовсю наслаждается этим представлением.
Критики в унисон твердят о том, что Лантимос снял свой самый зрительский фильм, что он впервые работал для широкой аудитории. Мне так не показалось - “Лобстера” с его колкой сатирой смотреть было приятнее. От этого же фильма получать удовольствие довольно сложно. В кадре много натуралистичных подробностей, что конечно часто встречается в арт-кино, но в случае “Фаворитки” они сняты из таких ракурсов и такими техниками, что зритель будто бы оказывается в позиции подглядывающего сквозь замочную скважину (а в некоторых сценах используемый оператором “рыбий глаз” стойко напоминает дверной глазок).
Для того, чтобы насладиться этим фильмом, нужно не только принимать особый стиль режиссера и оператора, но и тепло относиться к самому жанру костюмной исторической драмы с ее барочностью и странными париками. В противном же случае вам будет непросто досидеть до конца.
50 оттенков серого Английского королевства времен Анны Стюарт
Современное искусство всё чаще шокирует своей смелостью. Так и фильм 'Фаворитка' врезался в память, как картина, бросающая вызов канонам искусства.
Если представить себе сцену драматического театра, анонсирована историческая драма, выходит режиссер и говорит о том, что он знает 33 варианта нетрадиционного секса, и намерен поделиться этим с присутствующими... Скорей всего к антракту зрительный зал уже будут подметать. Так почему же фильм 'Фаворитка' Йоргаса Лантимоса наровне с рвотным рефлексом, вызывает сильнейшие эмоции и не отпускает до финального кадра? Спрашивала у себя я от одной сцены к другой, и не нашла внутренней воли не досмотреть.
Всё потому что с технической точки зрения фильм 'Фаворитка' идеален.
Костюмы, декор, атмосфера - кажется, что создатели изобрели машину времени и происходящее на экране снимали в 18 веке в Англии. Музыка минорна, но ритм идеально сочитается с каждым движением в кадре. От шуршания платьев до писка кролика - всё натуральное!
Актерское мастерство бесподобно.
Оливии Колман (Анна Стюарт) досталась роль бесцельной женщины. Притерпев удары судьбы, лишенная детей и семейного счастья, измученная душевными терзаниями и физическими болями неизлечимой болезни, королева ищет утешение в тех, кто готов дарить ей свою заботу и любовь.
Рэйчел Вайс (леди Мальборо) - сильнейший образ, в котором собрано всё: красота, коварство, грация, ум, сила, храбрость, женственность...- всё, кроме слабости. Герцогиня Мальборо точно знает, доверять нельзя никому и никогда, потому что в мире существуют такие, как она сама. Наблюдать за этим персонажем можно бесконечно, каждая фраза - огонь, в любой ситуации у нее готов ответ, решения принимаются немедленно, действия - безотлагательны. Танец в её исполнении страшен и великолепен одновременно.
Эмма Стоун (Абигейл) - эволюция женщины, выточенная судьбой. В каждом уроке жизни, она ищет возможность. Через систематические удары судьбы, приходит к тому, что выживают сильнейшие. А выжить рядом с такими, как леди Мальборо, можно только став такой же. Вот только у Мальборо сила врожденная, а у Абигейл - взращенная, тренерованная. Разница - на лицо.
Все три образа создают некий цельный образ феминистской натуры. А все эти: в должность, через постель; сожаление об утерянных детях; желание любви и заботы (пусть даже о кроликах) - всё это отрицает существование феминизма в чистой форме.
В итоге всё это напомнило орфоэпический анекдот. Страшеклассникам задали написать сочинение из слов на букву 'О'. Одно из них: 'Однажды, около Онежского озера, отец Онуфрий оглядывал отрочицу Ольгу. -'Отрочица Ольга, отдайся, озолочу'. Отрочица Ольга огрела отца Онуфрия оглоблей. Отец Онуфрий окочурился.' Оценка преподавателя: омерзительно, отвратительно, однако ОТЛИЧНО!
Во-первых, Фаворитка – это история женской конкуренции, подлой и беспощадной. С той лишь разницей, что объектом возжелания является не красавец принц, а монарх в юбке. Поэтому обе героини с переменным успехом активно лесбиянничают с главой страны на царском ложе. Но истинную страсть испытывают не к ней, а к власти и статусу, которые вместе с этим прилагаются.
Во-вторых, Фаворитка – кино про ту саму власть, про людей, в ней состоящих и людей, к ней стремящихся. Нам показывают самых разных обитателей этого дворца, которые готовы на все, чтобы оставаться внутри как можно дольше. Они лицемерно целуют задницы, строят из себя шутов, плетут мерзкие интриги… все ради того, чтобы спрятаться и не быть частью той реальной жизни, в которой погряз народ собственной страны. Все эти королевские апартаменты служат неким куполом, под которым особо хитрые и трусливые ограждают себя от суровой реальности, играя свою роль в театре надуманной беззаботной жизни. Самый настоящий цирк уродов, только уродов не физических, но моральных.
Самая сильная сторона картины, на мой взгляд, в актерских работах. Конкуренция Рэйчел Вайс и Эммы Стоун на экране вполне справедливо перетекла в номинацию за лучшую женскую роль второго плана, в которой они обе присутствуют. Но наибольшие шансы увести золотого мужика у Оливии Колман за образ надменной, капризной и больной королевы Анны в категории главной женской роли. Кроме того, у фильма очень правильная атмосфера, впечатляющие декорации и очень точный антураж. Тебе не нравится то, что ты видишь, тебе не симпатичен ни один из героев. Но именно так и задумано авторами. Нет ничего хорошего и ничего приятного ни в такой низменной и коварной женской конкуренции, ни в поведении власти, ни в людях, которые жаждят себя к ней приобщить.
Таким образом, все плохое фильме показано очень хорошо. И, если тебе тоже не нравятся все то, что преподносит «Фаворитка», то это абсолютно верная и здоровая реакция. И все же фильм не смог меня сильно впечатлить. И хоть все составляющие картины мне в целом нравится, при просмотре лично мне было просто и по-человечески скучно.
Те, кто идут в кино, всегда чего-то ожидают от встречи с ним! Что же в таком случае можно подумать о 'Фаворитке', когда режиссер фильма – Йоргос Лантимос: историческая драма? романтическая история XVIII века? комедия в историческом антураже? черная комедия? Что? Не знаю, кто догадался оформить афишу словами: 'Эффектное, смешное и эмоциональное зрелище для широкой аудитории', – но не для всех зрелище получилось именно таким, а после просмотра фильма реклама вообще вызывает досаду и недоумение.
Интересно, что случайно или нет, но в фильме 'Фаворитка' выбран тот же кусочек из истории Англии времен королевы Анны, последней из Стюартов, который почти в точности совпадает с пьесой Эжена Скриба 'Стакан воды': последние годы царствования Анны, борьба за испанское наследство и заключение Утрехтского мира с Францией, но на этом сходство и заканчивается. Пьеса была довольно неплохо экранизирована у нас, в советское время, хотя тогда было мало возможностей для показа исторической костюмной мелодрамы.
Сюжет 'Фаворитки' прост и банален: это борьба двух женщин за влияние на королеву. В фильме мы видим королеву Анну (Оливия Колман) не в лучшие для нее времена, полные скорби и потерь, с рушащимся здоровьем и перепадами настроения, а иначе я не понимаю, как можно пережить смерть 17 детей, мужа и не свихнуться! Её поддерживает подруга молодости, герцогиня Сара Мальборо (Рэйчел Вайс), обладающая реальной властью в королевстве и решающая вопросы войны и мира. Но она не может быть всегда рядом! Дальняя родственница герцогини из обедневших аристократов – Эбигейл (Эмма Стоун) устраивается при дворе служанкой, и сначала при помощи всесильной родственницы, а потом уже и отодвигая её, начинает свой путь восхождения наверх, не брезгуя при этом ни чем. Это, так сказать, квинтэссенция всего сюжета.
Из 'Фаворитки' можно было бы слепить разное: колоссальную драму, романтическую историю, трагикомедию – материала хоть отбавляй, но... получилось ни историческое, ни романтическое кино, а какое-то гротескное действо, временами пошлое, временами вызывающее, временами циничное, снятое в исторических интерьерах. Даже если назвать фильм 'черной комедией', наверное, у всех разное чувство юмора, тут я с режиссером Йоргосом Лантимосом и сценаристами Деборой Дэвис, Тони МакНамара не совпала. Хотя по тому, как показаны в фильме женщины, исторически известные, достойные, и пропагандируются взаимоотношения сексуальных меньшинств, можно предположить, что 'Фаворитка' отрабатывает политику толерантности в таких вопросах или выполняет заказ киностудии на костюмированное кино, и на такой волне вполне можно войти в претенденты на Оскар.
Конечно, есть еще и творческое видение: режиссер, сценарист и др. имеют право на своё отношение к тем событиям, о которых они снимают фильм, но эти 'фантазии', 'видения', 'предположения' должны иметь границы: моральные, нравственные, культурные и т.д. Всегда должна быть какая-то грань, после которой кино не превращается в пошлость, гротеск, цинизм или фарс, чтобы не вышло как по Фрейду, когда 'остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом'.
Об актерском ансамбле могу однозначно сказать, что особый режиссерский подход к персонажам и сюжету не помешал всем трем актрисам быть на высоте, передавая внутреннее состояние своих героинь: королева Анна действительно несчастна, больна и ужасно одинока; леди Сара – властна, умна, но считала себя незаменимой, за что и поплатилась. Старая дружба – ржавеет! Надо отметить работу Эммы Стоун, отличная из неё получилась интриганка, не ожидала! Её Эбигейл, будущая леди Мэшем, настолько честолюбива, что ей все равно, каким путем идти наверх. Каждая из актрис выложилась в своей роли максимально. Надо сказать, что мужские образы в фильме явно не пользовались благосклонностью режиссера: то, как они показаны, не вызывает к ним никакой симпатии; нет даже условий, чтобы выделить игру кого-либо отдельно.
Завершая, хочу сказать, что не вижу в фильме задатков хорошего байопика: в нём достаточно неточностей, 'отсебятины', грубого юмора при прочтении исторического материала; также не вижу в фильме ничего академического, характерного как для исторического жанра, ромкома, так и для 'черной комедии'. Тогда непонятно, почему 'Фаворитка' вызывает такой ажиотаж, как претендентка на Оскар? Конечно, о вкусах не спорят, но, по моим ощущениям, фильм получился эпатажный, гротескный, не понятно, в каком жанре и... проходной. Возможно, этот фильм не для меня, но, может, он – для вас?!
Одним из самых ярких и запоминающихся фильмов 2018 года стала «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, и дело, конечно, не в оскаровской гонке, а в самом фильме – его эстетике, визуальном решении, актерских работах. Такое кино не проходит мимо зрителя, прочно обосновываясь в его памяти.
Режиссер дал такой простор критикам и интерпретаторам, какого давно не было в том кинопотоке, что выводит нас в конце зимы к Оскару. «Фаворитка» - это смелое, какое-то размашистое кино, умное, красивое и очень увлекательное. Говорят, сценарий Деборы Дэвис двадцать лет ждал своего часа, потому что в 1998 году никто не хотел браться за фильм без центральных мужских образов. А грек Лантимос взялся, потому что кто же, как не наследник эллинской культуры знает, что могут натворить три женщины, вступившие между собой в соперничество (завуалированный привет Гомеру)?
Никто даже не подумает спорить, что в этой истории главные – женщины. Причем, настолько, что создатели фильма не смогли выделить одну актрису в качестве исполнительницы главной женской роли – их три, и есть какой-то осадок от того, что главную кинематографическую награду в соответствующей номинации получила одна Оливия Колман. Не потому что незаслуженно, а потому что надо было давать всем вместе – и Рейчел Вайс, и Эмме Стоун. Тем более что богатый опыт американского прецедентного права дает возможность для таких исключений.
Кроме того, нельзя сказать, что мужские образы такие уж бледные на фоне трех главных женских, да и режиссер не старался облегчить героиням задачу, выбирая заведомо менее ярких актеров на эти роли. И Николас Холт, и Марк Гэтисс сегодня не только узнаваемы, но и несут в себе некоторые черты культовости: достаточно вспомнить опыт Гэтисса как актера, продюсера и сценариста «Шерлока» или воплощение Холтом образов самых настоящих культовых писателей Джэрома Сэлинджера и Джона Толкиена. Так что с мужским началом в «Фаворитке» вроде тоже все хорошо, но тот же Холт постоянно в белом парике и с макияжем, достойным современных трансгендеров.
Мужчины выглядят женственно, а женщины мужественно – в лаконичных платьях, напоминающих порой доспехи и при полном отсутствии какой-либо косметики (режиссер словно бы доводит их до уродства, чтобы увидеть в конце концов истинную красоту). Не метафора ли этого нашего толерантного века святое право свободы слова действует ровно до тех пор, пока ты высказываешься в пределах политкорректности? Может, поэтому он так и увлекает зрителя, который не может оторваться от кино о якобы придворных нравах в Англии начала XVIII века? Или потому что все режиссерско-операторские приемы (съемка на пленку, естественное освещение, применение особых широкоугольных объективов), в том числе и включение в картину отсылок на современную поп-культуру (в частности, сцена танца на балу), все это работает не только на создание особой эстетики Лантимоса, но и на главную прагматическую цель – воздействие на зрителя?
Да, фильм очень насыщенный в формальном плане, здесь много ребусов для профессиональных критиков, но в то же время от того не страдает содержательная часть и ее глубинный пласт – психологическая достоверность образов. За развитием интриг стоят люди, которых и препарирует режиссер, возможно, порой он в это довольно безжалостен, но в данном случает его методы соответствуют самому материалу – случись режиссеру и героям поменяться местами, они бы его не пощадили. В этом апофеозе алчности, честолюбия и жестокости Лантимос говорит о человеческом одиночестве, которое еще выглядит еще бесконечнее на фоне пересечений судеб в борьбе за власть, непреходящей красоты английских дворцов и женских лиц без макияжа Оливии Колман, Рейчел Вайс и Эммы Стоун.
После просмотра фильма остались двоякие ощущения... И желание прочитать биографию её величества Королевы Анны, Придворной дамы Абигейл Хилл и Сарры Черчилль, Герцогини Мальборо. Прочитав биографию вышеперечисленных персон, я не был удивлен, поскольку уже во время фильма меня терзали сомнения о реальности происходящего.
Конечно исторические даты в фильме верны, но сама персона Анны воплощена не очень точно. Я уже не говорю про Герцогиню Мальборо и Абигейл...
В целом сюжет интересный, но это конечно не ново. Нам знакома историю про то, что творится в королевском дворе (заговоры против монарха, предательства, интрижки и романы, безнаказанность, бессовестность борьба за корону и т.д.) по этому это не ново
Декорации, костюмы, прически и грим на высшем уровне, с таким бюджетом моё уважение.
Ну и наконец самое интересное, Актрисы
Оливия Колман сыграла не плохо, я бы даже сказал что я ей поверил.
Не сказал бы что она получила Оскар незаслуженно так как другие номинантки были слабые.
Рейчел Вайс сыграла великолепно, вот ей бы я с радостью дал бы оскар. Она очень хорошо вжилась в роль Герцогини Мальборо, и я верил что она была именно такой.
Эмма Стоун также со своей ролью справилась на 100%, никаких нареканий нет, она, Как и Рейчел Вайс могла бы спокойно брать Оскар.
Из минусов: В фильме постоянно кто-то блюёт и это очень мерзко, также минус что соврали про ориентацию Анны, Сарры и Абигейл. Если бы так было бы на самом деле и это реально нужно было бы сюжету я бы это понял, но врать про ориентацию исторических персон... Это уже ни в какие ворота. И хоть были бы исторические документы подтверждающие это ну или документы которые хотя бы намекают на это, но таких нет...
Итог: фильм неплохой, но и не шедевр. Смотреть можно.
В 'Фаворитке' Лантимос продолжает тему человеческих пороков. Перед нами три разные героини, которые поочерёдно оказываются в центре, тщетно пытаясь удержать главенство за собой. Лантимос в своих историях не оставляет места для безопасного манёвра, героини выбирают между крайностями(но все равно из двух зол), поэтому твоё мнение о каждой из них постоянно меняется, и все вместе они плетут затягивающую паутину непредсказуемых сюжетных поворотов, играя не только между собой, но и со зрителем. Пытаясь понять, кто из фавориток более жесток - учитель или его ученик, и увидеть в этой тьме хоть намёк на слабый огонёк, замечаешь, откуда не ждал, как буквально на глазах растёт, раскрывается, просыпается, казавшаяся поначалу картонным персонажем, королева. Её детские истерики и податливое поведение окажутся попыткой спрятаться от личной драмы и не замечать трагического фарса вокруг. Она возвращается к реальной жизни вынужденно, через боль и жестокость и отвечает тем же. На протяжении фильма во мне не раз вскипал огонь возмущения, тот самый, что тщетно пытался отыскать в героях, и может быть в этом смысл.
Как мне кажется, Фаворитка совершенно нетипичный фильм для Лантимоса. Здесь все также имеется его любовь к эксплуатации женщин и ярким коротким эпизодам, отсылающим к жизни, ситуациям, в которых можно найти себя. Но внезапно автор избегает полутонов и легких намеков, в которых нужно додумывать.
История, написанная в 90-х начинающим сценаристом Деборой Дэвис, не сыскавшая финансирования, и с помощью смелости и некой наглости Лантимоса и МакНамары удачно перенесенная на экран во времена сильных женских характеров имеет феминистический уклон и в то же время издевается над всей фемповесткой кино, в которой женские персонажи не становятся героями и не побеждают, даже добившись своих целей. Старая дворцовая Англия кажется идеальным приемом, в котором абсурд коротких сцен и театральной актерской игры органичны и естественны (перенеси историю в современный мир, опять бы пришлось иметь дело с полутонами и Альпами Лантимоса).
Актрисы великолепны, камера, забирающая сочные ракурсы под естественный свет свечей, тоже.
Фильм можно смотреть в двух явлениях: как комедийную драму про любовный треугольник и жажду власти в нем, и как яркое высказывание на тему женского персонажа в искусстве в целом, которое неплохо отсылает к роли женщины в современности.
Увы, первое явление не побалует сочной динамикой, ближе к концу повествования конфликт трех героев тонет в размышлениях и поисках смыслов, а второе, наоборот, попытается поднять тематику на уровень мирового вопроса, в котором ответ любой зритель должен дать себе сам. Если он, конечно, не заскучает и не свайпнет вверх.
Пока смотрела фильм, долго не могла вспомнить, что же он мне напоминает, и таки вспомнила - 'Контракт рисовальщика' Питера Гринуэя. Ну это так, чтобы вы к сведению приняли и ознакомились на досуге еще и с этим фильмом.
Что касается Фаворитки и Йоргоса в частности, то лично я ожидала какой-то несуразно-абсурдной бессмыслицы, а получилось вполне приличное кинцо 'почти' для широкой аудитории и даже на историческую тематику. Сразу видно, что Лантимос старался сделать хорошее, качественное кино для проката (чего не скажешь о том же его 'Клыке' или 'Лобстере'), но со своим индивидуальным почерком. Ну что же, у него получилось - это, наверное, самый необычный 'исторический' фильм, который я когда-либо видела.
Чем зацепило?
- Актерская игра. Рассуждать на тему талантливости здесь много не надо, а надо смотреть и восхищаться Оливией Колман, Рэйчел Вайс и Эммой Стоун (остальными тоже можно повосхищаться)
- Операторская работа. Создание объемности окружающих предметов и личного присутствия зрителя в картине точно заслуживает отдельной похвалы.
- Декорации и костюмы. Здесь уж спору нет, создатели фильма очень постарались и показали все в высшем свете, как тому и полагается учитывая жанровую составляющую фильма и, как следствие, номинацию на оскар в данной категории (и не только в ней, кстати: у фильма целых 10 номинаций, это ли не повод посмотреть?)
- Музыка, наверное, одна из самых важных составляющих для создания атмосферы этого фильма - атмосферы несерьезности, игры, шутки и фарса.
P. S. По поводу музыки и всего прочего антуража - опять вспоминается 'Контракт рисовальщика', поэтому в глубине души, не основываясь ни на каких фактах и статистиках, у меня таится уверенность, что Йоргос создал именно такую атмосферу (в том числе огромное количество комичных и фарсовых ситуаций) в фильме заимствуя некоторые (многие) черты у Гринуэя.
Кому смотреть?
Полезно будет тем, кто с творчеством Лантимоса не знаком, ибо эта самая 'мягкая' из его картин, и, если вам понравится, то можно уже и поближе познакомиться с творчеством сего режиссера.
Те, кто уже знает, 'что' такое Йоргос Лантимос, возможно немного расстроятся, как и я, например, ожидая 'жести', а возможно, наоборот, увидят другую, новую сторону режиссера и искренне им восхитятся.