К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Чтобы полностью ощутить все достоинства (и, разумеется, недостатки) этой картины, категорически рекомендуется посмотреть, во-первых, наш 'Стакан воды' 1979 года - в том же времени, о тех же героях, но с совершенно другого ракурса. Во-вторых, 'Елизавету' Шехара Капура - про другую королеву, но с которой постоянно сравнивали и сравнивают действующую здесь королеву Анну. Ну и в-третьих - 'Омара' (обычно неправильно называемого 'Лобстером') самого Лантимоса.

'Омара' Лантимос в свое время снял за 4 миллиона евро. Бюджет 'Фаворитки' почти семикратно больше - 29 миллионов долларов: это позволило режиссеру как следует размахнуться и... получить на выходе гипертрофированного 'Омара'.

Поначалу, однако, 'Фаворитка' выглядит гораздо лучше - что-то вроде женского варианта 'Трех мушкетеров'. Юная провинциалка Абигайл приезжает в стольный град Лондон к своей дальней родственнице с рекомендательным письмом, по дороге попадает в неприятную ситуацию и так далее (точь-в-точь д'Артаньян, только без дуэлей). Все актеры играют в лучших традициях английской школы, на что особенно приятно смотреть после нашего 'Стакана воды', где столь же ярко выражена отечественная традиция. Еще один плюс - то, что режиссер явно уделяет большое внимание организации актерского ансамбля, и вообще старается создать гармоничное зрелище. Операторская работа, декорации, костюмы, музыка - все это создает на первые полтора часа ощущение настоящего шедевра...

А потом все начинает самым натуральным образом 'сыпаться'!

Это было заметно еще в 'Омаре' - Лантимос придумал любопытную идею, примерно на две трети ее отлично реализовал, но не знал, как закончить - и к концу картины стал натурально 'гнать пургу'. Здесь - то же самое: драматургия провисает, что сделать с этим - режиссер явно не знает. Такое чувство, что на последней четверти фильма и актеры тоже совершенно не знали, что им делать, и просто профессионально изображали то, что написано в сценарии.

А теперь сравните с 'Елизаветой' - достаточно скромной в сравнении с 'Фавориткой' по масштабу, но где режиссер от начала до конца точно знал, что ему нужно. Или со 'Стаканом воды' - Юлий Карасик никогда не был такой раскрученной знаменитостью, как Йоргос Лантимос (даже в отечественных масштабах), но на всем протяжении своей ленты совершенно не терял темп.

Если докапываться до причин, то, безусловно, главная - неудачное продюсирование.

Как известно, 'Стакан воды' - это пьеса Эжена Скриба: в странах континентальной Европы она очень популярна, но не в Англии. Сценарий 'Фаворитки' (созданный Деборой Дэвис, профессиональным историком, но непрофессиональным сценаристом) был попыткой дать английский ответ на 'Стакан воды'. Приспосабливал 'Фаворитку' к экрану Тони Макнамара - опытный специалист, но прежде всего по сериалам. В итоге Лантимосу достался сценарий, рассчитанный прежде всего на что-то типа телесериала 'Тюдоры'.

Но Лантимос-то снимал не сериал, а фильм!

К тому же 'Фаворитка' была написана феминисткой, и с явным (быть может, чрезмерным) акцентом на женских персонажах. Для историка это вполне нормально - развивать ту или иную идейную концепцию посредством исторических героев. Однако у драматургии и киноискусства свои законы, о чем Дэвис не знала. Но о чем должен был знать Лантимос.

Опять-таки вспомним 'Елизавету', где Шехар Капур блестяще показал превращение юной наивной девушки в 'железную королеву'; так что в принципе Лантимос мог пойти таким же путем. Но Лантимосу было в принципе на идейный багаж сценария наплевать. Наплевать было и на то, что королева Анна и ее эпоха используются в политических дискуссиях современной Англии со времен Уинстона Черчилля (что, кстати, и сподвигло Дэвис на написание сценария), что политические события, происходившие в Англии той эпохи, явно перекликаются с современной Англией (брексит!). Все это можно было использовать при постановке - и мимо всего этого Лантимос прошел, занятый какими-то своими мыслями. Например, эпизод с обсуждением налогов в сценарии - явный намек на Маргарет Тэтчер (ушедшей в отставку из-за неудачной налоговой реформы, вызвавшей массовые протесты) - в фильме все это сохранено, но явно для проформы. Явно для проформы и вся феминистская окраска: хотите феминизм - Лантимос сделает вам феминизм!

В итоге здесь не нашлось места НИ ДЛЯ ОДНОГО заметного мужского персонажа. И это - В АНГЛИИ НАЧАЛА XVIII ВЕКА!!! Ну как тут не сравнить со 'Стаканом воды', где ум и энергия Сары Мальборо оттенялись через противоборство с ярким противником - лордом Болингброком (Кирилл Лавров в экранизации Карасика)!

К концу фильма в нем все изрядно надоедает (очень мягко говоря). И атмосферная, но однообразная музыка, и неизвестно к чему ведущие сюжетные повороты, обрывающиеся на полуслове, и актерская игра, блестящая, но создающая впечатление художественного чтения телефонного справочника.

Все точь-в-точь как в 'Омаре'.

Какого-нибудь Харви Вайнштейна здесь явно не хватало)))

Так что, несмотря на все его неоспоримые достоинства, 'Фаворитка' - кино не более чем посредственное.

6 из 10

07 февраля 2019 | 04:31
  • тип рецензии:

Йоргос Лантимос - это уже бренд, зарекомендовавший себя Ларсом фон Триером 21го века, который постепенно перекочевал из авторского кино в классический Голливуд, направленный на войну за женские права в прошлое. Такая святая инквизиции феминизма, которая имела бы право на свободную жизнь, если бы не волна шума соответствующих хэштегов. На этой волне подобно профессиональному серферу выехала 'Фаворитка' - картина, наполненная изящными костюмами и интерьерами 18го века в эпоху правления королевы Анны в Великобритании. Относиться к картине с исторической точки зрения невозможно, так как это свободная интерпретация, перенесенная в контекст времени. И здесь мы сталкиваемся с самым непримиримым обстоятельством - если создатели фильма так скрупулёзно работали над подборами костюмов и дизайном антуража, в том числе и в русле подбора музыки - в данном случае никаких оговорок быть не может, на лицо профессионализм специалистов, - то по части воплощения персонажей на экране, их характеров и манеры поведения, мы наблюдаем очевидный фарс. Все персонажи ведут себя так, будто наши с вами современники неожиданно проснулись триста лет назад. Чтобы наглядно представлять себе английскую манеру поведения, то можно посмотреть ряд фильмов, в которых английский чопорный дух и этикет пронизывает сценарий. Зритель смог бы его найти даже в соседних странах, если главным куратором фильма был бы британский патрон - вспомнить хотя бы Девушку с жемчужной серёжкой - тоже вольную интерпретацию времен Нидерландов Вермеера. В этих случаях достоверность исторических фактов отходит назад, потому что кино всегда демонстрирует нечто большее, чем документальность событий. Однако, при этом кино не должно выглядеть ненатуральным, поскольку эпоха определяет ряд правил, по которым следовало бы играть.

В этом же фильме, в Фаворитке, играть пытается только Оливия Колман, изображающая на экране королеву Анну. Две остальные фаворитки, сцепившиеся в борьбе за подножие, выглядят весьма безалаберно. Если уважаемая Рэйчел Вайс еще способна внести в сухой характер героини нотки английской аристократии своим горделивым видом, то Эмма Стоун явилась в фильм в образе придворной абсолютно Нового Света. Дух времени остался в подвешенном состоянии, не понимая, по каким законам ему действовать: то ли править балом угасающего барокко, то ли нести тот самый флаг феминизма в умы 21го столетия. Весь конфликт, поданный в фильме, сводится к бытовым проблемам любовного треугольника, разбиваясь о скалы отчужденности, в которой придворная атмосфера тускло дотлевает: если вы хотите насладиться и костюмами, и музыкой, и ярким действием, то выбирайте 'Контракт рисовальщика' Гринуэя или же 'Все утра мира' Корно. На фоне Фаворитки они выглядят действительно сияющими алмазами, в которых сплетается и историческая театральность и сложная драма жизни. В Фаворитке же, любовь сквозь слёзы пройдут лишь при разовом просмотре - весьма недурно, - скажете вы и забудете фильм через день, поскольку все маски снимаются сразу после бала, а жизнь приходит в прежнее русло, не оставляя после себя никаких теплых ощущений произошедшего.

6 из 10

28 марта 2019 | 17:19
  • тип рецензии:

Греческий режиссер Йоргос Лантимос широко известен своими работами любителям артхауса. Его «Лобстер» и «Убийство священного оленя» обладали неповторимым авторским почерком, который невозможно спутать ни с чем другим. Эти картины излучали тревогу, небрежно дергая за нужные струны души. Тем интереснее, ведь обласканная критиками «Фаворитка» - новая работа Лантимоса, это гораздо более простое кино, направленное на массового зрителя. Казалось бы, от того, что вся тягучесть убрана, а двусмысленные трактовки (к слову, не всегда стоящие) не бросаются в глаза, картина должна только выиграть. Но, по факту, «Фаворитка» ощущается гораздое слабее, нежели ее старшие сестры.

Любители творчества греческого мастера артхауса с первых секунд смогут подмечать мелкие фишки, которыми Йоргос Лантимос наполняет свои фильмы. Поэтому с технической стороны абсолютно никаких вопросов возникнуть не может. «Фаворитка» способна похвастаться великолепным саунд-дизайном, дополняющим сцену в нужные моменты. Во время напряженной ситуации музыка ледяными каплями сваливается на голову зрителя, заставляя чувствовать себя неуютно. Как и раньше, нагнетание начинается задолго до кульминации, как бы невзначай. Но, чем ближе герой подходит к сути, тем яростнее и настойчивее играет ансамбль звуков. Как правило, он представлен минималистичным набором из двух-трех нот, повторяющихся продолжительное время. Фортепиано пугает в лучших традициях классических триллеров.

Как только уши привыкают к постоянному стрессу, в дело вступают глаза. Картинка в «Фаворитке» обладает уникальным набором цветов, подчеркивающих происходящее внутри сцены. Если днем каждый кадр выглядит максимально контрастно и насыщенно, то ночью это многообразие сменяется светом огня в темноте. Вечерние эпизоды ощущаются действительно глубоко, благодаря грамотной работе с источниками освещения. Красота подчеркивается мастерской работой оператора. Часто камера выхватывает максимально широкий угол, дабы дать зрителю исчерпывающую информацию о сцене. Такой подход позволяет постоянно чувствовать окружающую обстановку и постепенно погружаться в происходящее. Добавляем грамотный монтаж, способный усилить необходимый эффект – будь то нагнетание или расслабление, и на выходе получается технически вылизанная картина, способная удивлять глаз и не надоедать.

Может показаться, что все это мелочи, в которых дозволено допускать ошибки и не подрывать собственный авторитет, но проблема в том, что «Фаворитка» не может похвастаться ничем, кроме технической стороны. Йоргос Лантимос решил снять «кино для всех» и прогадал. Его индивидуальность прослеживается лишь в редких случаях, и не работает так, как нужно. Если прошлые работы грека сквозили неудобством: они были прекрасными, но крайне отталкивающими, неуютными и депрессивными, то теперь от этого стиля не осталось и следа. Там, где раньше приходилось нервно сглатывать и отводить взгляд, теперь лишь парочка драматических моментов, да невнятная шутка, изредка вызывающая хилую улыбку. И если глаза и уши остались полностью довольны, то сердце отказалось принимать новую картину Лантимоса.

«Фаворитку» не спасают ни потрясающие костюмы, ни актерская игра, ни развитие персонажей. Ведь это всего лишь мясо, лежащее рядом со скелетом. Показанная история слишком проста, а главная трансформация угадывается почти в начале. В памяти не остается ни одного остроумного диалога или эффектной сцены, за которые можно было бы зацепиться. И если «Убийство священного оленя» разочаровывало истинной трактовкой, которая открывалась лишь после полного просмотра. То «Фаворитка» падает с трона еще до того, как зритель покинет зал кинотеатра. Есть множество режиссеров, способных создавать кино на большую аудиторию. И Йоргос Лантимос точно не один из них.

14 февраля 2019 | 15:35
  • тип рецензии:

Каждый новый фильм одного из самых смелых и самобытных режиссеров современности Йоргоса Лантимоса - событие для ценителей авторского кино, а теперь, это событие и для “Оскара”, что, как и сам фильм, может шокировать, ведь это кино абсолютно фестивального формата.

Справедливости ради, стоит сказать, что этот фильм, пожалуй, самый снисходительный по отношению к зрителю из репертуара Лантимоса. И хотя общая пышность и богатства дворца королевы Анны придают историчности и грации всему происходящему, все равно через все эти парики и платья просачивается та самая бесконечная колкость, которая всегда является неизменным атрибутом картин данного режиссера.

Дорогие декорации, естественное освещение и общие планы заствляют вспомнить “Барри Линдона”. Иногда, веение историзма ненадолго успокаивает зрителя, как бы предохраняя от неожиданных сцен, но тут же автор напоминает о себе и развеевает все эти надежды, разрывая все возможные шаблоны исторического кино.

Демонстративный, броский, наглый - так можно охарактеризовать этот фильм. Отличный вариант для начала знакомства с этим необыкновенным режиссером.

8 из 10

03 февраля 2019 | 23:33
  • тип рецензии:

Дошли ноги до номинанта на оскар 'Фаворитки' от греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. Трейлеры внушали оптимизм, достаточно интересные были, да и актерский состав просто говорил, что идёт нечто крутое и невероятное. И как же получилось на самом деле?

Фильм рассказывает о противостоянии двух фавориток при королеве Англии Марии Стюарт. Действия разворачиваются примерно в начале 18 века, под конец войны за испанское наследство 1701-1714 годов. Кино определенно понравится любителям истории. Исторические события и персоналии воссозданы достаточно точно.

Хотелось бы сразу отметить необычный стиль повествования картины. Фильм разделен на несколько глав, частей, озаглавленных одной из фраз героев. Сюжет идет размеренно, сценарий объясняет все детали, однако этого стоит подождать, потому что с начала не совсем понятно, кто есть и кто, и что вообще происходит. Главные персонажи прописаны замечательно, все они уникальны, со своими характерами и надолго задерживаются в памяти. Второстепенные также раскрыты в меру.

К игре актерского состава претензий нет совсем. Да и какие могут быть претензии, когда в главных ролях такие мастодонты Голливуда как Рейчел Вайс, Эмма Стоун и Оливия Колман? Особо хотелось отметить Оливию Колман, которая исполняет роль королевы Анны. У нее получилось настолько передать характер этой непостоянной королевы, неожиданные смены настроения, рыдания и т.п., что Рейчел Вайс и Эмма Стоун блекнут на ее фоне. Да, эти две актрисы отыграли на отлично, но это далеко не лучшие их роли.

Важной частью любого кино является музыка. Здесь она действительно отличная, классическая музыка создает именно ту атмосферу Англии 18 века. Также атмосферу дополняют, нет, создают именно декорации. Ведь именно за лучшие декорации фильм номинирован на оскар. Режиссеру удалось на 100% передать быт и нравы королевского дворца. Начиная от жизни кухарок, заканчивая развлечениями членов высших государственных органов.

Запоминается отличная операторская работа. Все пролеты камеры, смена кадров, крупные планы, использование крайне необычных приемов и ракурсов делают наблюдение за происходящей войной двух фавориток более захватывающим.

И казалось бы, если так все хорошо, то откуда взяться нейтральному типу рецензии. Причины на это есть. Очевидно, что фильм не понравится тем, кто негативно относится к лесбийским отношениям. Они здесь есть, в фильме присутствует не одна лесбийская сцена, так что у людей, которые испытывают отвращение к подобным действиям, фильм вызовет лишь негодование и ненависть.

Другой причиной является медленное развитие сюжета. Фильм идет стандартно два часа, однако отсидеть их было тяжело, не раз картина заставляла скучать и посматривать на время.

Таким образом, 'Фаворитка' - это красивый, невероятно атмосферный, местами захватывающий фильм с золотым актерским составом. Но из-за медленного развития сюжета и наличия лесбийских сцен фильм может понравится далеко не всем. Но это нисколько не умаляет его шарма и притягательности.

7 из 10

01 февраля 2019 | 15:26
  • тип рецензии:

Греческий режиссер Йоргос Лантимос, известный своими необычными и многослойными фильмами “Лобстер” и “Убийство священного оленя”, снял костюмную драму о придворной жизни в Англии начала XVIII в. и оказался в фаворитах грядущего Оскара с 10 номинациями в 9 категориях (Вайс и Стоун, борющиеся в фильме за фавор, борются и за лучшую женскую роль второго плана).

В центре повествования находится болезненная королева Анна (Оливия Коулман) и две фаворитки, сражающиеся за ее благосклонность (Рейчел Вайс и Эмма Стоун). Три очень разных женщины, каждая со своим набором боли, устремлений и методов достижения желаемого. Они играют вместе, но при этом каждая в свою игру. Патриотка, карьеристка и просто сломленная женщина, облеченная высшей формой власти, разыгрывают в этой исторической мелодраме сложный любовный треугольник с геополитическими последствиями.

Постановщику нужно отдать должное - он выработал свой уникальный стиль, и каждая сцена “Фаворитки” пропитана им насквозь. Режиссер впервые снимал не по своему сценарию, но вряд ли оставил этот текст совсем нетронутым - в первой же сцене между героинями происходит абсолютно лантимосовский диалог - в реальности люди так не говорят (как правило), зато примерно в таких формулировках думают.

Не удивительно, что “Фаворитка” в первую очередь напоминает предыдущие фильмы режиссера. Королева Анна, как и герои “Лобстера”, вынуждена выбирать между крайностями - в этот раз это грубая радикальная честность и улыбчивое заискивающее лицемерие. В “Фаворитке” режиссер решится представить нам свой выбор и однозначно указать зрителю, что именно считает добродетелью. Вспомним его предыдущие англоязычные работы, вышеупомянутые необычные диалоги. Персонаж Лантимоса в светской беседе может буднично сообщить о себе что-нибудь очень личное и сокровенное, высказать прямолинейное откровение. Радикальную нефильтрованную честность он часто показывает естественной и непринужденной.

Также в определенный момент поведение противоборствующих фавориток напоминает о семье главного героя “Убийства священного оленя” - стремление угодить изменяет героинь до неузнаваемости. Но королева Анна, в отличии от персонажа Фаррелла, вовсю наслаждается этим представлением.

Критики в унисон твердят о том, что Лантимос снял свой самый зрительский фильм, что он впервые работал для широкой аудитории. Мне так не показалось - “Лобстера” с его колкой сатирой смотреть было приятнее. От этого же фильма получать удовольствие довольно сложно. В кадре много натуралистичных подробностей, что конечно часто встречается в арт-кино, но в случае “Фаворитки” они сняты из таких ракурсов и такими техниками, что зритель будто бы оказывается в позиции подглядывающего сквозь замочную скважину (а в некоторых сценах используемый оператором “рыбий глаз” стойко напоминает дверной глазок).

Для того, чтобы насладиться этим фильмом, нужно не только принимать особый стиль режиссера и оператора, но и тепло относиться к самому жанру костюмной исторической драмы с ее барочностью и странными париками. В противном же случае вам будет непросто досидеть до конца.

6 из 10

03 февраля 2019 | 22:36
  • тип рецензии:

Скажу честно, до похода в кино ни разу не сталкивался с творчеством греческого режиссера Йоргона Лантимоса. Его самые известные работы 'Лобстер', 'Убийство священного оленя' являются авторскими фильмами. А мир авторского кино - вещь опасная. Что-то скажешь не так или что-то недопоймешь, фанаты того или иного режиссера просто напросто разорвут тебя, выкинув при этом фразу аля 'ничего ты не понимаешь, Джон Сноу!это глубоко!'.

И так как фильм является одним из фаворитов оскаровской гонки (аж 10 номинаций! даа, название у кинца неспроста), мне по неволе пришлось таки ознакомиться с данным фильмом. Но оценил я 'Фаворитку' с точки зрения обычного зрителя - человека, увидевшего рекламу и пришедшего насладиться драмедией, основанной на реальных исторических событиях (а именно таким он себя позиционирует в трейлере). В итоге, все вышло совсем не так. Почему? Давайте быстренько разберем.

Режиссура, сюжет

Сюжет «Фаворитки» рассказывает об интригах при дворе британской королевы Анны в начале XVIII века. Властная фаворитка правительницы — герцогиня Мальборо неплохо обосновалась и ведет от лица государства войну с Францией. Но вот на пути герцогини появляется внезапная конкурентка — сообразительная и очаровательная Эбигейл, которая слишком быстро учится играть по придворным правилам. И вроде вау, неплохой сюжет, весьма интересный, ведь интриги, различные игры престолов это всегда есть хорошо для зрителя! Но в этом случае и да, и нет. Основываясь на неплохом сценарии, предназначенном для общего зрителя, режиссер старается максимально подточить его под себя, склоняя его к авторскому кино. Но в какой-то момент он вновь возвращает его в обычное русло. Затем под конец он таки не справляется с желанием сделать еще один 'лобстер' и полностью перетягивает одеяло на себя. И такое балансирование между артхаусом и исторической драмедией негативно сказывается на общем восприятии фильма.

Актерская игра

Вот что мне действительно понравилась, так это блестящая игра актрис. По идее, фильм сам по себе 'ода феминизму', это да. Но то, что творят на экране Оливия Колман, Рэйчел Уайс и Эмма Стоун, действительно достойно похвалы. Была бы моя воля, вручил бы с радостью всем трем по статуэтке. Стоит также немного похвалить Николаса Холта за его небольшую, но весьма отличную роль мерзкого дворцового интриганта.

Работа операторов, художников, создателей костюмов выполнена на отлично как подобает хорошему историческому фильму. А вот музыка меня скорее нервировала, особенно длительная психоделическая композиция в концовке фильма.

Итак, 'Фаворитка' - это как 'бочка неплохого меда с ложкой артхаусного дегтя', портящего всё восприятие от фильма. Это возможно 'фаворит' на Оскаре 2019 в актерских и технических номинациях, но точно не 'фаворит' в номинации 'лучший фильм'.

6 из 10

03 февраля 2019 | 15:43
  • тип рецензии:

Грек Йоргос Лантимос на протяжении всей своей карьеры старательно эпатирует зрителя, конструируя в своих фильмах причудливые миры, полные отчуждённости и отчаяния. При этом нельзя не заметить его поступательное движение из глубоких дебрей артхауса ко всё ещё довольно странным, но уже мейнстримовым картинам. Логичным следующим шагом на пути Лантимоса к всеобщему признанию стало появление на свет «Фаворитки», получившей на стерильном и зализанном Оскаре аж десять номинаций.

Действие картины разворачивается во времена правления британской королевы Анны Стюарт. Идёт война с Францией, здоровье самой королевы не позволяет ей активно участвовать в жизни государства. Судьба страны находится в руках близкой подруги Анны волевой герцогини Сары. В напряжённой обстановке, вызванной спорами о необходимости мирного договора, практически незамеченным остаётся приезд Эбигейл – обедневшей кузины леди Сары, рассчитывающей при помощи благосклонности родственницы реабилитировать своё имя.

Но череда событий приводит к сближению Эбигейл с королевой. Возмущённая леди Сара бросает вызов самозванке. И та с готовностью его принимает…

У Лантимоса получилось довольно конъюнктурное кино. «Фаворитка» без стеснения заигрывает с феминистическим движением: аристократки, борющиеся за благосклонность королевы, выгодно отличаются решительностью и амбициозностью на фоне окружающих их взбалмошных и жеманных мужчин.

Тема вырождения аристократии для европейского кинематографа тоже далеко не нова, хотя Лантимос раскрывает её несколько иначе, нежели Висконти в «Леопарде» или Лоузи в «Слуге». Все действия более «породистой» герцогини Сары продиктованы интересами и нуждами государства. Эбигейл же, потерявшая дворянский статус, проникает не только в дела двора, но и в политические процессы, руководствуясь исключительно личной выгодой.

Да и в целом Англия в фильме – это карикатурное государство, тонущее в болоте разврата и похоти под тяжестью своих же дряхлеющих традиций. Здесь тоже можно разглядеть реверанс в сторону нравов Нового света.

Однако «авторские» корни режиссёра, конечно же, не могут лишить фильм психологизма, оставив в нём исключительно политику. Лантимос наполняет интриги королевского двора не романтическими нежными чувствами, но первородной яростной страстью, не позволяя фильму пасть в разряд банальных костюмированных драм.

Далеко не факт, что задуманное получилось бы реализовать в полной мере, не будь задействованы в главных ролях Оливия Колман, Рэйчел Вайс и Эмма Стоун. Актёрская игра, пожалуй, главное достоинство картины. Восторг критиков полностью оправдан.

В итоге «Фаворитка» напоминает крестьянскую девушку, не лишённую природного обаяния, по какой-то причине взятую на перевоспитание к аристократам. Вот-вот она будет готова выйти в свет, но всё ещё периодически путает, в какой руке должен быть нож при еде. Впрочем, этот небольшой изъян лишь позволяет ей снискать снисхождение у напомаженной публики, старательно скрывающей собственную вонь под литрами парфюма.

6 из 10

13 февраля 2019 | 01:37
  • тип рецензии:

Пожалуй, среди множества современных постановщиков, снимающих авторское и необычное кино, не нашлось кандидатуры на роль режиссёра «Фаворитки» лучше, чем Йоргос Лантимос. По большому счету, сценарии почти по всех его работах далеки от идеала и оригинальности, но благодаря неординарной постановке и подаче, фильмы Лантимоса впитываются в память, влюбляя зрителя в любой свой кадр при каждом новом просмотре всё больше и больше. Вот и «Фаворитка» не стала откровением сценарном плане, историю к которой в этот раз написал не он, а никому неизвестная дебютант в полнометражном кино Дебора Кромби и специализирующийся на сериалах Тони МакНамара.

Их сценарий идеально подошел для нанятого студией режиссёра, поскольку пропитан неплохой дозой феминизма, к которому Лантимос открыто относит себя. Но «Фаворитка» страдает даже не от этого, даже не от своей неоригинальности или предсказуемости, а именно от того, что это от начала и до конца студийный заказ, академическое кино, сделанное по всем канонан. Даже узнаваемый стиль именитого грека ничем в этот раз не удивляет, став для него персональным клише, сделав заложником собственного видения.

Фирменные ракурсы камеры, берущие героев преимущественно снизу в пол оборота, иногда целиком в профиль, с полусредними планами, снятыми с эффектом рыбьего глаза, доминирующее естественное освящение кадра и саундтрек, во главе которого вновь стоит скрипка — всё это удивляло несколько лет назад, а сейчас больше походит на то, что режиссёр попросту находится в творческом кризисе, не зная куда ему дальше расти. Хотя, учитывая тот факт, что скорее всего Лантимос просто выполнял заказ студии, нет ничего удивительного в том, что «Фаворитка» не стала чем-то новаторским.

Мир в Англии 18 века омрачен войной со Францией, тем временем, в королевстве происходят не менее любопытные события. Королева Анна (Оливия Колман), чью судьбу можно назвать трагичной, мучаясь от проблем со здоровьем, занимает трон, но руководит страной не она, а её фаворитка, близкая подруга Сара (Рейчал Вайс), а по совместительству и любовница. И графиня Мальборо действительно любит свою королеву, зачастую обходясь с ней слишком грубо, но их идиллию нарушает прибывшая во дворец её кузина Эбигейл (Эмма Стоун).

Эбигейл с первых минут предстаёт перед зрителями милой и невинной простушкой, вынужденную всю жизнь терпеть домогательства и унижения со стороны мужчин. Но подобное представление о ней быстро улетучивается, когда она начинает строить свои маленькие, подлые и расчетливые планы, чтобы приблизиться к королеве как можно ближе, постепенно получая все больше власти. Эбигейл не глупа, напротив, она умнее большинства обитателей дворца. Её судьбу нельзя назвать легкой, но и пожалеть её не получается, поскольку перед зрителями с каждой новой сценой внутренне эгоистичное чудовище, преследующее свои цели, раскрывается всё сильнее и сильнее.

Однако проблем с персонажем хватает. Кроме плохо обоснованной мании власти и неподходящей на роль коварной карьеристки Эммы Стоун — в героине почти ничего нет. Оскароносная Эмма Стоун слишком однообразная в этой роли. У неё не получается пугать, заставлять сопереживать или ненавидеть себя, эту роль здесь выполняет сценарий, а уже в последнюю очередь актёрская работа Стоун, не излучающая никакой энергетики по ту сторону экрана, проходившая все два часа в одинаковыми выражениями лица и эмоциями.

В этом плане идеально со своей задачей справилась Рейчел Вайс. Её героиня, Сара, по уму и силе характера не уступает своей кузине, но превосходит её по человеческим качествам. Интрижка с королевой для неё нечто большее, чем простая манипуляция и способ заполучить власть, это настоящая любовь, являющаяся в контексте времени большой тайной для них обеих. Персонаж Вайс, в отличии от Эбигейл, не так часто говорит о своих чувствах, совершая порой действия, полностью противоречащие её словам, из-за чего актрисе было важно своей игрой показать, почему графиня совершает тот или иной поступок.

Но из всей троицы особого внимания достойно центральное действующее лицо всего представления. Вопреки названию фильма, он не о фаворитке королевы, а о самой королеве. Королева Анна единственная, на чьем бэкграунде заостряется особое внимание и чье прошлое богаче и детальнее остальных. В самом начале она предстаёт перед зрителями слабой, обиженной и сломленной жизнью, зависимой от кого-то женщиной, совершенно не годной для управления страной.

Оливия Колман — в контексте всего фильма, бриллиант среди стекла. Её игра настолько чувственная, выразительная и сильная, что пускай её персонаж и вызывает больше негативных эмоций по началу, но всё же притягивает своё внимание больше остальных, чем и удостаивается награды на Венецианском кинофестивале. Колман идеально точно попала в образ импульсивной и опустившейся на дно во всех смыслах героини настолько, что даже подумывает о суициде. Пережившая семнадцать детских смертей, страдающая от недостатка внимания, она становится центром трагической истории, по итогу которой, она сможет встать на ноги, переосмыслив всю свою жизнь, заставит зло стоять ниже себя, пока сама будет смотреть дальше, стенет достойной короны сильной личностью.

И если бы не заслуга именно Оливии Колман, смотреть на её героиню было бы попросту скучно, но она смогла захватить внимания зрителя на столь, казалось бы, при первом взгляде, сухом и пресном персонаже, оказывающимся самым интересным и глубоким героем показанным в фильме. Пожалуй, именно ради королевы Анны в исполнении Оливии Колман и стоит смотреть «Фаворитку».

Итог. «Фаворитка» слишком академическое кино, чёрная комедия, сделанная по всем фестивальным канонам, ставшая самой худшей картиной в карьере Йоргоса Лантимоса, сумевшего когда-то сделать камерный шедевр из настолько примитивного фильма, как «Лобстер». И как это обычно и бывает в исторических картинах, на первый план выходят фантастические декорации, костюмы и причёски, способные ввести в заблуждение массового зрителя, замаскировав собой сценарную пустоту, заполненную водой, с целью растянуть ленту хотя бы до двух часов.

5 из 10

21 ноября 2018 | 20:43
  • тип рецензии:

Я думаю эти слова сказанные Наполеоном Бонапартом хорошо описывают данную картину во всех отношениях. Это касается и сюжета, и персонажей, и даже режиссёра. Рассмотрим всё по порядку.

Пред нами предстаёт двор бедной королевы Анны Стюарт. И этот двор вращается вокруг любовного треугольника: Сара Черчилль (Рэйчел Вайс) — королева Анна (Оливия Колман) — Эбигейл Хилл. И именно в таком порядке. Власть здесь развращает. Делает сильными, но и страшными. Сара предстаёт пред нами как сильная, расчётливая и властная женщина, которая управляет королевством. Эбигейл, которая выглядит как милая и умная девушка с чистыми намерениями, обнажает свою хитрость и коварство. А измученную болезнью и душевным горем королеву перетягивают на себя эти две фаворитки, сопровождая это всё подковёрными играми и личными интересами.

Что же до персонажей, а конкретнее об актёрской игре, то тут всё на высоте. Во власти актёров оказались нужные образы, которые они смогли великолепно сыграть. Наблюдать за их раскрытием весьма интересно. Отдельно хочется выделить Оливию Колман. Ей действительно удалось великолепно сыграть больную королеву. Она даже внешне на неё похожа, если судить по картинам. Когда она появляется, ты действительно веришь ей и её горю. Номинация на Оскар более чем справедлива.

Власть режиссёра и сценаристов распространяется на сюжет и акцентах, которые тут расставляются. А акцент, с момента изменения сценария, был сделан именно на треугольнике главных героинь и взаимоотношениям между ними.

Однако, люди знакомые с историей (каким оказался и я) могут найти ряд странностей и несостыковок. Среди таких, например, полное отсутствие мужа королевы Георга, или костюмы на актёрах, или чёрная прислуга. И если первое объясняет фокусированием истории на вышеописанном треугольнике героинь, то касательно остального вовсе не заявлялось что фильм является исторически достоверным. Его задача погрузить нас в ту эпоху и в отношения с персонажами, с чем он прекрасно и справляется.

Любопытно здесь поднимается феминистическая тема. Мужчины в фильмы показаны как похотливые, невоспитанные варвары-интриганы. Но тут картина оправдывает жанр комедии. Высмеивая и показывая не только причуды и ужасы мужчин, но и главных героинь.

В завершении, могу порекомендовать этот фильм тем, кто хочет лицезреть прекрасную актёрскую игру и занять себя на вечер. А женская аудитория найдёт картину занимательной.

6 из 10

29 января 2020 | 15:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: