Самое верное решение, принятое авторами нового прочтения поэмы о Хуа Мулань – это попытка абстрагироваться от оригинального мультфильма 1998 года. Пускай современная версия «Мулан» всё же придерживается установленных студией Walt Disney рамок касательно того, как именно режиссёрам и сценаристам нужно работать со знакомыми всем историями классической анимации, у фильма Ники Каро всё же чувствуются амбиции быть самостоятельным проектом. И если «Короля льва» от Джона Фавро все ругали за покадровую копирку оригинала, то вот «Мулан» будут ругать за другое – картина Каро ничего общего не имеет ни с мультфильмом, ни с китайской поэмой о женщине, взявшей оружие в свои руки, дабы пойти на войну вместо своего отца.
Вот только «Король лев» 2019 года хотя бы был новаторским фильмом с точки зрения технологий. А современная «Мулан» – слишком вылизанное, стерильное кино, во время производства которого студия вогнала своих авторов в такие рамки, в пределах которых сделать что-то удобоваримое было попросту невозможно. Ведь с одной стороны нужно было показать сильную и независимую героиню на киноэкранах, чтобы западный и особо активный зритель-борец за социальную справедливость был доволен, а с другой – попытаться сохранить от первоисточника хоть что-то, дабы угодить китайской аудитории, которая далека от мейнстримных движений запада. Из-за этого история Хуа Мулань выглядит незаконченной, а поступки и действия персонажей далеко не всегда имеют логическую подоплёку.
Можно даже сказать, что синонимом к названию фильма будет слово «безопасность». Студия Walt Disney сделала всё для того, чтобы фильм мало того, что вышел бы в кинотеатрах, так ещё и добрался до них без каких-либо скандалов. Да и если что-то подобное было – студия моментально вносила коррективы. Так, например, из итоговой версии ленты был вырезан поцелуй между женщиной и мужчиной, поскольку студии не хотелось оскорблять движение MeToo (это не шутка). А одного из центральных мужских персонажей и вовсе разделили на двух полноценных архетипов: на волевого и рассудительного генерала армии (Донни Йен) и на юморного и верного товарища-воина (Йосон Ань). Зачем? Чтобы любовный интерес главной героини не командовал ей (это снова не шутка).
Да и в целом, если говорить про каст фильма – он безупречен. «Мулан» попросту пестрит звёздами азиатского кинорынка разной величины. Есть и знакомые массовому зрителю Донни Йен, которого всегда приятно видеть в большом кино, и Джет Ли, загримированный и постаревший, но всё ещё помнящий, что такое тот самый поцелуй дракона. А для более искушённой аудитории в картине на роли одного из антагонистов можно заметить Гун Ли – по-своему культовая китайская актриса, обладательница кубка Вольпи за лучшую женскую роль по версии Венецианского кинофестиваля.
Но стопроцентным попаданием является актриса Лю Ифэй, исполнившая роль самой Мулан. Она и западному зрителю хорошо знакома, и у китайской аудитории на слуху. Но даже если отбросить всю эту формальность, сказать что-то против кандидатуры Ифэй не получается. В Ифэй идеально сочетается женская невинность, наивность и лёгкая глупость, а также мужская сила воли, решимость и вера в братство. Мулан в исполнении Лю Ифэй получилось именно такой, какой она и была в легенда – милая и слабая в облике женщины, воинственная и опасная в облике воина.
Обидно лишь то, что несмотря на столь удачное кастинговое решение, поверить в историю Мулан никак не получается. Сценарий фильма – форменный бардак, несущийся на полной скорости непонятно куда, непонятно зачем и непонятно почему. Такое чувство, будто бы авторы спешили поскорее всё-всё показать своему зрителю, боясь упустить его внимание хотя бы на секунду. Вот только если зрителю действительно было что упускать – никаких вопросов и не было бы. Но «Мулан» вообще ни разу не то кино, которое нужно смотреть внимательно. Даже наоборот, этот фильм необязательно смотреть, чтобы знать, что да как в нём устроено.
Да, изобретать по новой китайскую поэму студии не нужно было. Но фильм явно имел амбиции быть чем-то грандиозным с эпическим размахом в лучших традициях Акиры Куросавы – мастера самурайских эпиков. Не даром «Мулан» напичкана визуальными референсами и на «Расёмон», и на «Красную бороду», и на «Ран» всё того же великого Акиры Куросавы. И именно на этой почве «Мулан» и разочаровывает больше всего – фильм мог быть другим. Массивные на бумаге батальные сцены на деле ничем удивить вообще не способны, как бы профессионально они не были бы сняты и какие бы ракурсы оператор Мэнди Уокер не находила бы, поскольку всю зрелищность фильма портят три фундаментальные вещи.
Во-первых, «Мулан» – слишком компьютерное кино, графикой усыпан буквально весь фильм, чуть ли не каждая его сцена. И это при том, что в картине хватает натурных съёмок. Во-вторых, у ленты Ники Каро попросту невыносимый монтаж – он рваный, резкий и чрезмерно динамичный – из-за всего этого зритель вряд ли сможет хоть что-нибудь успеть разглядеть в череде мелькающих кадров, в которых одни мужики с мечами бегут на других мужиков с мечами. И третья проблема – это режиссёр ленты. Нет, Ники Каро ни в коем случае не плохой режиссёр, а как раз-таки совсем напротив. Проблема заключается в том, что «Мулан» – это попросту не её проект, это не её «дорога цветов».
Лучшее, что делает режиссёр в «Мулан» – это работа над персонажами, над их химией и отношениями. Постановка Ники Каро чувствуется в полную силу во время бытовых сцен, когда герои просто разговаривают по душам о жизни, службе и о своём предназначении – это то, что Каро и умеет делать, это её «поле». Но «Мулан» – это блокбастер в первую очередь и режиссировать кино в подобном жанре должен определённый режиссёр с определённым видением. И именно с жанровыми основами Ники Каро и не справляется, из-за чего и фильм не выглядит настолько эпичным и грандиозным, как того хотела бы и как это заявляла студия.
«Мулан» – это фильм, которому нужен был режиссёр-визионер. Вспоминая предыдущие проекты студии, на ум моментально приходит Гор Вербински, который именно своим визионерским видением и смог из обычной рекламы парка аттракционов сделать одну из самых успешных франшиз студии о пиратах карибского моря. Но современные тенденции и та репутация, за которую студия обеими руками держится, в итоге и сделали своё дело. Так уж устроено большое кино сегодня – фильм о сильном женском персонаже должна снимать исключительно женщина-режиссер. И неважно, есть ли в ней визионерское чутье или же нет – главное, чтобы феминистические движения в социальных сетях лишний раз не задавали вопросов.
Уж сколько раз твердили миру, что повторить прошлый успех – пустая трата времени. Но похоже, «Дисней» на своих ошибках не учится… Вот зачем нам нужен был такой реалистичный (но все-таки не до конца) Симба или совершенно нестрашный Джафар, если у нас они уже есть гораздо более правдивые в своей мультяшности?
Вот и Мулан пострадала из-за собственной популярности. Алчность продюсеров и боссов киномира губит истории и персонажей. И дело не в наших детских впечатлениях и невозможности воспринимать любимых героев в новом виде. Нет, дело в том, что эра ремейков совпала с эрой толерантности, и понеслось… Романтическую линию убрали, потому что разве могут быть все женские подвиги только ради любви? Снимали в двадцати локациях в Китае, чтобы привлечь китайский кинорынок, а оказалось, что снимали совсем не там, где надо. Поблагодарили разные организации, а те, оказывается, совсем не добрыми меценатами, а причастными к «лагерям перевоспитания» коренного населения. Словом, как «Дисней» будет выкручиваться из клубка скандалов, связанных с историческими неточностями, провальным прокатом и подпорченной репутацией, пока не ясно.
В контексте фильма «Мулан» особенно очевидным становится то, что эпоха «толерантности» убивает кино, даже в том статусе, в котором оно существует в США – не искусства, а качественного продукта. Слово «толерантность» здесь намеренно взято в кавычки, потому что подразумевается под ним сегодня совсем не терпимость и уж тем более не интерес к другой культуре или образу мышления, а банальное заигрывание с публикой. В такой ситуации хорошими для всех быть не получается, и студии продолжают подсчитывать убытки. Причем не только материальные, но и моральные: ситуация провоцирует рост самоцензуры, что напрочь убивает художественность как таковую. Потому что за страхом преступить заповедь «не обидь», историческая, психологическая или культурологическая правда уже не кажутся чем-то, достойным лишних усилий создателей фильма – на них просто не остается времени. В западню между зрелищностью и толерантностью попадает не только зритель, но и само кино.
Когда мыслители прошлого на Западе и Востоке говорили о том, что любовью спасется не только человек, но и человечество, они, наверное, представить себе не могли, что любовный сюжет можно убрать из произведения, как нечто недостойное, то, чего нужно стесняться. Они бы, мыслители, посчитали бы, что даже если его не было в реальной истории, то историю эту можно было бы «отредактировать», этот сюжет добавив. И кстати, если уж говорить о подтекстах, то и в таком варианте, можно найти множество акцентов, неверных с точки зрения теории гендерного равенства. К сожалению, ситуации, подобные той, что случилась с многострадальной «Мулан», лучше любых социологических исследований иллюстрируют многие общественные процессы.
Когда мы смотрим анимационный фильм, то все, что видим, обладает нас долей условности, так требует сам рисованный жанр. Безусловным остается только вера зрителей (чаще всего в силу их возраста и восприимчивости) к тем истинам, что транслирует нам рассказанная история. Поэтому там никто не придирается к тому, что у героини не такое платье, что китайцы не настоящие или что Мулан – это на самом деле Мулань.
Если бы авторами, скажем, этого конкретного фильма двигало искреннее желание рассказать удивительную историю героини-воительницы, познать суть китайской средневековой культуры, воссоздать быт эпохи, то проблем было бы гораздо меньше. Но поскольку все тренды диктуются не познавательными причинами, а экономическими, то мы имеем то, что имеем. И создатели «Мулан», к сожалению, заслужили то, что происходит сейчас.
Disney продолжает свое ностальгическое шествие по планете. Но 'Мулан' вполне ожидаемо оказался камнем преткновения - речь ведь про традиционный китайский фольклор, а с ним нужно обращаться очень бережно, ведь китайцев очень легко в этой ситуации задеть. Поэтому перед нами самый серьезный из когда-либо создававшихся диснеевских ремейков.
'Мулан' почти лишен узнаваемых элементов полюбившегося мультфильма 1999 года. И речь далеко не про сычуаньский соус. Например, в картине напрочь отсутствует дракон Мушу, что придает реалистичности, но убивает половину шарма. Объяснили отсутствие этого персонажа очень просто - дракон - это, мол, символ мужества, ярости, поэтому глуповатым помощником главной героини он быть может, но это совсем нежелательно.
Одной из основных задач 'Мулан', как мне кажется, было сохранить дух оригинала, совместив его еще больше с традиционной китайской культурой. При этом не скатившись в пародию на жанр уся с парящими в воздухе пафосными воинами-волшебниками. У фильма это получилось. Сказочность объясняется энергией Ци, а на старую-добрую историю о смелой девушке, отправившейся на войну вопреки запретам, все еще интересно смотреть.
'Мулан' - это колоритный и визуально безупречный ремейк от Disney. Грустно, что в нынешнее время, где главентствуют движения вроде #MeToo великолепная поэма о мужестве и чести приобретает несколько другой оттенок и фильм этот - еще один повод пройтись по так надоевшей всем повестке. Так или иначе, если откинуть все эти домыслы, то перед нами чистейший Disney с превосходными актерскими работами и уважением к национальным традициям.
Как же дисней любит адаптировать сказки, которые моё поколение любило в детстве. Уже есть несколько экранизаций 'Золушки', была анонсирована 'Русалочка' и вышедший в сентябре 2020 года 'Мулан'.
История храброй девушки, которая под покровом ночи ушла на войну вместо своего больного отца вдохновляет до сих пор. Поэма 'Песнь о Мулань' была написана ещё в 6 веке, но на сегодняшний момент существуют анимационные мультфильмы, сериалы и фильмы, снятые на основе этого произведения. Ники Каро, ответственная за такие фильмы как 'Жена смотрителя зоопарка', 'Оседлавший кита' и 'Тренер', взялась за производство столь полюбившийся нам истории. Вот если бы только не было пару вопросов к создателям. Эх...
Казалось бы, что может быть проще. Берёшь книгу, читаешь и делаешь экранизацию с добавлением МЕЛКИХ деталей, чтобы внести что-нибудь своё. Для чего необходимо менять основные линии? Например всю любовную линию поменяли полностью. Вся красота этой линии была в том, что предводитель Мулан полюбил её и из-за этого поверил и помог, когда все отвернулись. В фильме же, роль возлюбленного играет парень из отряда. И вот что это добавляет в фильм? По-моему только убавляет.
Режиссёр наверное подумала, надо уменьшить графику и убрал некоторых персонажей таких как дракон Мушу. Ну как можно было это сделать? Многие любят Мушу даже больше, чем главную героиню. Возникает вопрос. Как девушка понимала как себя вести в обществе мужчин? У нее же нет братьев. В книге ей помогал дракончик. А знаете как создатели фильма выкрутились? Они просто-напросто убрали все сцены сближения участников отряда, поэтому во время финального сражения, мы не особо то переживаем за войнов. Как никак выход из положения.
Также хотелось бы упомянуть про энергию Цы. Это как раз то, что было добавлено в фильм. Там подробно объясняют (примерно раза 3), что такое это Цы и с чем его едят. Вот только непонятно почему главная героиня имеет Цы. Видимо это решили не объяснять.
Ничего не могу сказать плохого про первую битву. Очень зрелищно. Расхождения с оригиналом имеются, но они лишь дополняют эпичность сцены, а не меняют её полностью. Именно так и должно быть.
Также хочу отметить умелое использование спецэффектов. Маловато на мой взгляд, но выглядит превосходно. Всё четко, хорошо прорисовано, нет впечатления, будто графику в последний момент рисовали из-под палки. Саньнян - это ведьма, которая помогала антагонисту этого фильма, сделана очень хорошо. Несмотря на то, что это выдуманный режиссёром персонаж, она яркая, властная и запоминающаяся. Все сцены с ней, хочется пересматривать бесконечно. К тому же, персонаж живой. Наблюдается мотивация, все её действия можно объяснить логикой и в конце, как полагается, идёт развитие героини, ведущее к логичному завершению. Что, кстати, нельзя сказать о других персонажах.
Что же в заключении скажу. Фильм вполне себе неплохой. Исправить пару моментов и будет конфетка. Чуть добавить событий из оригинала, чуть подумать над логикой и, конечно же, нарисовать Мушу. Без него никак.
Ни для кого не секрет, что в 2015 году студия Уолта Диснея объявило общественности об очередном творческом курсе студии - созданию игровых ремейков своей культовой и классической анимационной библиотеки в рамках художественных фильмов, первой ласточкой которой стала 'Золушка' Кэннета Брана. Прошло пять лет и студия успела 'переснять' уйму своих работ, а запланировала создание еще большего количества картин. Очередь дошла до культового анимационного фильма 'Мулан' 1998 года, 'оживить' который доверили режиссеру Ники Каро. Что у неё получилось? Давайте разбираться.
Сюжет данной ленты развивается вокруг молодой девушки Мулан, которая всю свою жизнь подавала надежды великого воина, но да бы не опозорить честь семьи, не давала этому почвы для развития. Но всё меняется, когда Китай оказывается под угрозой, а приказом императора на службу в армию призывают по одному мужчину из каждой семьи. Мулан решает занять место своего больного отца и маскируясь под мужчину отправляется на службу. Даже не подозревая, что вскоре именно в её руках окажется судьба государства.
Думаю многие согласятся с тем, что создание данной ленты не задалось изначально. Желая максимально выгодно 'продать' картину китайскому зрителю, студия вырезала из фильма Дракона Му-Шу, волшебного сверчка, музыкальные сцены и общий легкий тон. Из истории вывели некоторых персонажей и добавили других в угоду феминисткам и движения metoo. Что не понравилось очень многим и стало предметом инфошума. В том числе и несколько публичных твитов исполнительницы главной роли касательно политической обстановки в стране. Не говоря уже о коронавирусной эпидемии, из-за которой премьеру картины несколько раз передвигали и картина вряд ли уже соберет те кассовые сборы, которые могла собрать до эпидемии и на которые рассчитывала студия. Как бы там ни было, картина всё же увидела свет и опасения зрителей оказались не напрасными.
В принципе сюжет максимально точно держится о содержание оригинального мультфильма и классической поэмы. Но одновременно с этим, рассказывает историю с ярко выраженным акцентом на феминизации, которая даёт о себе знать на протяжении всей ленты. Начиная с самой Мулан, которую тут показывают прирожденным воином с самого рождения и заканчивая придуманным для данной ленты дополнительным злодеем в лице ведьмы. Сюжетные арки обоих героинь поднимают тему сильных женщин, которые вынуждены скрывать свою силу в миру не принимающих их таковыми мужчин с призывом следовать зову сердца и быть той, кем ты себя считаешь.
Признаться честно, вся эта чрезмерная феминизация в кино начала утомлять. Однако в данной ленте этот феминистический акцент имплантировав как никогда идеально и подобающе. Плохо лишь то, что сама история лишилась глубины первоисточника, стала более поверхностной, а персонажи слишком картонными. Особенно учитывая то, что за исключением главной героини, ни один из персонажей не получает возможности для полноценного раскрытия вне рамок обычной мебели.
Ники Каро определенно талантливый режиссер, который может и умеет снимать хорошее кино. Однако в данной ленте добиться этого ей увы не удалось. Не смотря на внушительный 200 миллионный бюджет и размах повествования, а также акцент на реализм, картина не воспринимается дорогим блокбастером и эпиком. Больше создавая впечатление некого фильма категории Б или типичного фильма китайского производства со всеми вытекающими последствиями. Что ощущается абсолютно во всем.
Атмосферно фильм получился очень пустым, простым и одновременно с этим стерильным. В связи с чем, при просмотре данной ленты не удаётся проникнутся или испытать какие либо эмоции. Со зрелищем в картине тоже беда. Экшн сцен в картине мало и поставлены они очень скудно. Сражение главной героини с главным злодеем в финале так вовсе без фэйспалма смотреть невозможно. Визуальные эффекты же получились очень мультяшными и не впечатляющими. Опять же, абсолютно не подобающе для 200 миллионного бюджета и традиционного размаха студии Дисней.
Лю Ифэй сыграла слаба. Возможно в сценах, в которых она выдает себя за мужчину она и проявляет хоть какие то эмоции, но большую часть повествования демонстрирует крайне невыразительную игру, скупость на эмоции и игру на уровне камня. Донни Йен и сложно узнаваемый под толстым слоем грима Джет Ли сыграли хорошо. Но им достались крайне картонные и скучные персонажи, которые сковывают игру актеров и даже не дают им возможности проявить свои бойцовские навыки. Не плохо сыграла Гун Ли, но ей достался очень плохо прописанный в рамках сценария персонаж, логике поведения и мотивация которой порой просто не поддаётся логике. Не говоря уже о том, как глупо её сливают в финале ленты. Остальные актеры также сыграли серо и не выразительно. За исключением Джейсона Скотт Ли, который отлично сыграл своего злодея и блистал харизмой на протяжении всей ленты. Максимально харизматично подав своего персонажа даже с учетом того, что и его персонаж прописан скудно в рамках сценария.
5 из 10
Мулан - это очередная попытка студии Дисней по 'ремейкизации' своей очередной мультипликационной классики в рамках художественного кино. Назвать фильм плохим нельзя. Если присмотреться, но в картине есть всё для создания достойной ленты. Однако большая часть элементов просто не работает, а другая сделана из рук вон плохо. В связи с чем, картина создаёт впечатление абсолютно стерильного произведения, которое досматривается лишь на 'автомате' и для галочки.
То есть, они убрали дракона Мушу, сверчка и песни, чтобы всё выглядело, как серьёзная такая драма. И в тот же момент, всё стало менее серьёзным, добавив мисс соколиный коготочек и галлюцинации с фениксом.
Я буду рассматривать данную картину, исключая её связь с мультфильмом, ибо тогда я буду вонять, как заядлые душнилы с лозунгом - 'фу, в книге было не так', и эта рецензия уйдёт со статуса 'нейтральный'.
В последнее время Дисней старается придать уже невероятному и самодостаточному образу пару метров глубины, делая капусту и теряя очертания. Как с недавней Круэллой, так и с Мулан. Нам показывают историю не поиска своего предназначения и места в этом мире, а просто задавку уже найденного смысла в жизни. Эдакая Эльза 'молчи, терпи, не дай узнать'. И вот малышка Мулан прячет свой дар бездонной энергии Ци, потому что токсичные родители всё твердят 'ты же девочка'. Поэтому её раскрытие перед всеми, мол, смотрите я девчуля, не вызывает эффекта, который должен, по логике, быть. Самое главное событие - предстать перед другими таким, каков ты есть на самом деле, просто слито. Оно не несёт в себе ни угрозы, ни восхищения, ни даже шока. Она будто уже 15 раз так делала, они будто уже 15 раз это видели. И это ещё мы берём во внимание, что войско даже не в курсе, кто их спас. Однако, что у создателей получилось точно, так это перерождение Мулан, как феникса, когда её чуть не убила местная чародейка. Её решимость на поле боя после этого - воодушевляет, она словно огненная нимфа в красном кимоно средь бури мечей.
Плавно переходим к теме боя и всё, что связано с трюками. Очень интересно, вкусно и даже до радужной блевоты напичкано запредельными трюками. Но! Боже, Дисней, гигант в индустрии развлечений, почему тебе хватает сил сделать натурального, блистательного феникса, но не хватает сил сделать натуральные прыжки/спрыгивания/откидывание актёров? Ну выглядит настолько убого, что я хотела после сцены с маленькой Мулан, которая спрыгивала с крыши, выключить фильм... Почему это похоже на индийский сериал в таких моментах? Вся эта трюковая красота в боях на мечах может испортиться подобным маленьким кадром. (ну и ещё каким-нибудь типом, что натягивает тетиву за спиной с двумя стрелами и попадает в двух врагов, находящихся справа и слева героини, не задевая её и убивая их) И отдельно - что в этом мире не так со шторами??? Почему они моментально из весящей тряпки превращаются в супергероиню Эластика? Ладно, ещё дикую Йеннифэр понять можно, мало ли, что она там наколдовала, но император-то что творит? Я как будто попала на уровень спецэффектов 'Дети шпионов'. В общем, что-то перед этим созданием, они явно приняли.
Переходим к антагонистам. Бори Хан - как же скучно он играл, я не чувствовала ни малейшей опасности, ни его важности, вообще ничего. Даже дарование ему мотивации, в виде мести, не раскрыло персонажа абсолютно. Что не скажешь о Саньнян. Её образ хороший. стойкий, очень, правда, выпяченный, но никто не идеален. Ей не хватило немного времени для смены стороны, как мне кажется, было в её самопожертвовании ощущение скорой руки или порезанного материала.
Хотелось бы затронуть других персонажей, но, знаете, я их даже не запомнила. Настолько ровно от них решили избавиться, что и мне тоже плевать.
В общем и целом, кино красивое, развлекательное, но пересматривать его вряд ли буду. Феминитивы продолжают набирать высоту, куны не нужны, только сильные женщины, только хардкор с: (не имею ничего против здорового феминизма, мне просто не хватило сильных мужских персонажей).
Всё ещё не представляю, как она будет возглавлять отряд охраны императора, но это останется за кадром. И слава богу. )
По сравнению с недавними громкими ремейками классических анимационных фильмов студии Disney «Мулан» – по-настоящему уникальный проект. Ну, будем честны: что касается смыслового багажа, он достаточно прост. «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Король лев» содержат в себе гораздо более глубокие темы, «двойное дно», да и оригинальные мультипликационные произведения не отставали: «Красавица и чудовище» была в свое время номинирована на «Оскар», а «Король лев» стал притчей во языцех и долго оставался на вершине кассовых побед студии. Мульфильм «Мулан» же, с другой стороны, являлся одной из последней записей Второго Золотого века Disney, был проще, чем вышеназванные анимационные произведения, и всё же более эмоциональным, чем «Геркулес» и «Горбун из Нотр-Дама», т.е. был проектом с хорошим балансом. Подобные подходы оригинального материала позволили постановщице Ники Каро быть более оригинальной в подходе и дать свежую трактовку. «Мулан» образца 2020-го следует той же траектории, что и предшествующий фильм, но многочисленные изменения (часть из них больше редакционная, а некоторые – значительные) придали ему не самый удобоваримый вид. Перед просмотром следует задаться вопросом, какая же версия звучит лучше: анимационная с музыкальными номерами и с говорящим драконом, или современная с более тёмным тоном повествования и значительной коррекцией характеров персонажей.
Действие «Мулан» происходит в феодальном Киате. Северные захватчики во главе с Бори Ханом наступают. Император мобилизует армию, чтобы отразить нападение. По одному мужчине из каждой китайской семьи призывают на службу, что, в свою очередь, создает трудности для семьи Хуа Чжоу – заслуженного ветерана войны. Бог осчастливил его лишь дочерьми. Его старшая дочь Мулан сама отправляется в армию, претворившись мужчиной, доказав свою храбрость. Бори Хан и его войско тоже не лыком шиты: у них в рядах есть таинственная ведьма.
Безусловно, вышеназванная ведьма является самым сложным персонажем истории, так как именно она воплощает большую часть конфликта, сглаженного в центральном персонаже. В ней можно найти как трактовку преодоления патриархальных сил, так и более тёмные оттенки истории. Это, в свою очередь, подводит к центральному вопросу, на который опирается сюжет «Мулан»: за что борется героиня? Взяв в руки меч и надев доспехи своего отца, чтобы сражаться за Империю, она рискует своей жизнью ради статуса-кво. Иными словами, Мулан воюет ради продолжения своего собственного угнетения. Жаль, что эту тему не опровергли и/или не раскрыли правильным образом; если бы киноленту подавали в формате сказки, это можно было бы простить, но концепт live action «Мулан» слишком прямолинеен, так что создатели явно хотели, чтобы их считали правдорубами.
А вот сравнивать киноверсию «Мулан» с её анимационным предшественником довольно сложно, хотя оба произведения представляют собой современные интерпретации древней китайской легенды. «Мулан» 2020-го в большей степени выглядит агиткой о расширении прав и возможностей женщин, чье время действия установлено в эпоху, когда роль женщины заключалась чуть ли не исключительно в деторождении. Несмотря на довольно низкий возрастной рейтинг, Disney не экономили на эпопее. Тем не менее, их концепция, особенно боевая, слишком формальна и не оказывает влияния на зрителя. С точки зрения повествования «Мулан» выполняет свою работу, но всё же чувства зрелищности происходящего не достает. Даже не просмотрев фильм, особо прозорливый зритель может прикинуть, что же в нём будет происходить, и, вероятно, конечный продукт не будет сильно отличаться от умозаключений.
Впечатляет актерский состав. Хорошо, что Disney даже не предпринимали попыток пропихнуть европейского или американского актера в фильм о древнем Китае. Актеры компенсируют нехватку таланта природной харизмой или упорным тренировками: по части хореографии «Мулан» получает голос «за».
Как и положено дорогому фильму, снятому для мировой аудитории, «Мулан» великолепен по части картинки и несмотря на удаление многих из «нереалистичных» элементов, бросающихся в глаза в анимационном проекте, эта версия сохранят ощущение фантастического приключения. При этом яркие персонажи и напряженные боевые сцены делают эту версию «Мулан» более взрослой, подчеркивая темы истории о расширении прав женщин и преданности семье. Однако при этом проект Disney ощущается сильно ангажированным: не зря Ники Каро, известная за свои киноленты о сильных женщинах, взялась за «Мулан». Идейно это хорошо, но реализовано спустя рукава: в мультфильме были также и вызов, и борьба за место женщины в мире мужчин, и тем не менее, в сказочном формате это выглядело мощнее. Обратные связи не сильно работают в киноверсии «Мулан» из-за отсутствия юмора, непонятных нововведений вроде женских злодеев, неправильно поданной любовной линии и отсутствия правильной динамики. «Мулан» сильнее, разве что, за счет более интенсивных событий: насыщенная история о молодой женщине, разрушающей гендерные стереотипы, может быть подана в разных формах и «Мулан» 2020-го, особенно на контрасте с одноименным мультфильмом, это подтверждает.
Каждый заголовок про диснеевский ремейк можно начинать с перечисления тех самых ремейков. Это займет какое-то время, и позволит вспомнить те фильмы, которые вышли в очереди первыми и удивиться тому, сколько лет прошло с выхода самих ремейков. Понятно, что перенос картины в наше время выглядит симпатично, и игра на ностальгии неизменно выходит лучшим выбором «мышиному дому». Вот очередь дошла и до «Мулан», одной из самых драматических и поучительных работ старой анимации.
Всем знакомый сюжет: на Китай нападают северные захватчики. Императору ничего не остается как призвать с каждой семьи по мужчине на защиту родины. Это касается и семью почетного война, который не смотря на старческое состояние вынужден идти воевать. Но старшая дочь Мулан, не может позволить отцу уйти на войну – это явная погибель. Поэтому она решается под видом парня отдать долг стране, вместо отца.
Сколько бы не говорили про успехи ремейков, как финансовые так и творческие (коих не большое количество), Disney по прежнему имеет большую библиотеку для того что бы толком не работать над оригинальными картинами, а выставлять нетленную классику в завернутую этикетку, да блестящую и современную, но лишенную всей той души что отличала мультфильмы той эпохи. Главной задачей этого фильма видится привнесение серьезности, ориентированную на азиатскую аудиторию. Эта цель не вышла боком как тому же «Тихоокеанскому рубежу 2», который всеми силами пытался понравится лакомому кусочку кинотеатральных доходов.
О сюжете и его глубине не может быть и речи, так как в основе лежит средневековая китайская поэма, которую знает каждый ребенок поднебесной. По стечению обстоятельств и каждый ребенок родившийся в 90-е так же имеет представление про удачный мультфильм, полюбившийся не только фирменной картинкой, но интересным сюжетом, яркими героями и самобытной комедией.
Так получилось, что на очередь конвейера-оживления стал и мультфильм «Мулан». Disney со всей серьезностью подошел к съемкам, анонсировал на главную роль звезду китайского кино Лю Ифэй, выпуская промо материал со всем уважением к китайской культуре. В общем всеми силами показывая азиатскому рынку что фильм только для них. Пандемия сломала все планы. Если бы прокат шел, как всегда, по накатанной, фильм мог привлечь гораздо больший интерес, большее число зрителей и тем самым успех картины не зацикливался бы на состоятельности и целостности. Но когда картина выходит в полупустых кинотеатрах или онлайн, кинозритель остается со своими впечатлениями и ощущениями наедине. А при создании фильма это не учитывалось, предполагая, что пройдет, как всегда и какие-то общие эмоции заворожат людей.
Фильм не отличается оригинальностью. А в самом явном моменте и вовсе убрал фишку мультфильма (дракончика Мушу), тем самым обрек себя на проигрыш в глазах детских воспоминаний. Понятно, что женщина-режиссер Ники Каро получила на руки классику компании, и попытаться выдать какое либо видение – задача не из легких. Но есть пример Тима Бертона с «Алисой в стране чудес», и оправдания становятся не такими уместными. Disney предложила пост режиссера Каро, только потому что она является готовым автором для ведения творческого поезда только по отведенным проверенным рельсам. Она сняла крепкую драму «Тренер» и заслужила доверие на проекте, который не требует тотального контроля, потому что уже имеется методичка в виде мультфильма.
Уже не в первый раз Disney поступается душой для получения дохода. Но оставшись в данных реалиях, компания должна понять, что чуть ли не покадровый перенос классики сейчас не может обеспечить стопроцентный интерес, а уж тем более любовь. Картина пытается замахнутся на величину и масштабность, но при этом останавливается, не начиная разгон. Те силы, которые были отданы на проект были нивелированы. Виной тому первоисточник как мультфильм. Хотелось бы узнать мнение человека, который не смотрел анимационный фильм 1998 года, и узнать на каком уровне находится картина для бесстрастного зрителя. На данный момент это самый слабый ремейк Disney, и как самостоятельная картина - слаба. Но при этом одна из немногих за последнее время которая попыталась обрести идентичность.
Вообще, я не собиралась идти на этот фильм в кино, и пошла всё же в итоге предубеждённой, потому что трейлер меня в своё время не впечатлил. Да, я обожаю мультфильм, я думаю, что по сюжету, сочетанию юмора и драмы – мультфильм идеален.
Но, вернёмся к фильму.
Особенность фильма в том, что есть закадровый рассказчик, со слов которого и начинается кинолента. В общей сложности длительность составляет без нескольких минут два часа, и первый из них я была в восторге.
Сразу и первым пунктом хотелось бы выделить саундтрек. Музыка абсолютно на всём протяжении фильма просто потрясающая. Я обращала конкретно на музыкальный ряд внимание по крайней мере раза четыре, хотя обычно мой слух цепляется за одну-две музыкальные дорожки за фильм, и то – если повезёт. Национальные мотивы были органично вплетены в повествование, разбавленные резкими барабанами. Гарри Грегсон-Уильямс сделал что-то волшебно прекрасное для «Мулан».
Далее идёт визуальная часть. Съёмка, цветовые решения, раскадровка и виды. Годно. Многие кадры были весьма хорошо исполнены с точки зрения операторской работы, как сцена, где Мулан входит в озеро – цветочек был там абсолютно эстетически идеален. Хотя, без клише не обошлось – плакать на фоне заката всегда более драматично.
Отдельно стоит выделить и постановки сцен рукопашного боя и боёв на мечах/тренировочных мечах/палках и етк. Захватывающе и технически, смотрится впечатляюще. Батальные сцены, впрочем, тоже не подкачали. Хотя момент с «Левый фланг, в атаку!» не в счёт лол. Но это было в той половине фильма, которая мне не понравилась, о ней позже.
Работа актёров, вообще-то, тоже хороша. Тем более, состав может похвастаться шикарным набором достаточно значимых имён. Отдельно хотелось бы выделить Гун Ли, сыгравшая ведьму, женщину-птицу, женщину-воина. Боги, как же я люблю её, она богичная, я буквально ради неё решила посмотреть всё-таки фильм. Все сцены с ней – украшение фильма, хочу их в одном видео, чтобы пересматривать и ловить приступы восхищения. Донни Йен, воплотивший образ генерала Туна. Харизма и стать. Как главнокомандующий очень натурально смотрелся и в доспехах, и в чёрном кимоно (у этого костюма, наверняка, есть китайское название, но я не буду его гуглить, суть в одежде, в которой он тренировал энергию Ци). Джейсон Скотт Ли как Бори-Хан ооочень харизматичен. Эта вот тёмная харизма, которая непременно есть у отрицательных героев. Все сцены с Ма Ци, сыгравшем отца Мулан, хороши. Прекрасно передал образ героя войны, стареющего воина. И Минг-На Вен, появившаяся ровно для одной реплики и величественного прохода по императорскому дворцу – это победа специалистов по кастингу. К слову, она участвовала в озвучке оригинального мультика и это здоровская пасхалка. И в конце, исполнительница главной роли - Лю Ифэй. Симпатичная, не лишённая актёрского таланта, хотя, возможно, раскрывшая его не до конца в этой работе. Чего-то не додала она мне. Даже как-то охарактеризовать её игру не могу, потому что, вроде не плохо, даже местами хорошо, но как-то… изюминки нет, что ли? Вобщем, средне-положительно. (Актрисе 33 года, вау, азиатская магия в действии, я думала, ей около 25-ти).
А теперь перейдём к минусам. Собственно, минус один, и он в сюжете фильма, а точнее, его второй половины. Слито всё, что можно было слить, а что нельзя было – то всё равно умудрились. Это если без спойлеров. О, и ещё феникс, летающий за ГГ и указывающий ей путь, его крылья за спиной Мулан в одной из сцен, якобы это она птица-феникс – тупейше. Вообще ни к селу, ни к городу и символизм такой себе.
Вообще, второй час фильма словно принадлежит другому фильму: логичность поступков героев, стройность повествования – всё летит в пекло. Просто начиная от распущенных волос и отсутствия доспехов: момент должен был выглядеть эпично, но я пробила лоб фейспалмом. Единственная сцена, спасающая вторую половину – самая последняя сцена фильма, в деревне Мулан. И постановочно не плохо, и реплики на месте, и игра актёров, и логика присутствует. Даже секунда на весёлую усмешку имеется.
В итоге, я осталась в полном противоречивом состоянии от просмотра. Потому что это ровно 50 на 50. И я старалась абсолютно непредвзято оценивать фильм, не сравнивая его с мультиком, а оценивая как самостоятельную, отдельную и самодостаточную работу.
Создатели позиционировали фильм, как более приближенный к реальной Мулан, исторической полулегендарной личности, но добавили магию, что разрушает эту концепцию изначально. Если говорить о категоричном: понравилось/не понравилось – не могу ответить однозначно. Для чёткого «нет» - слишком много плюсов, для чёткого «да» - очень большой и жирный минус. Так что «Мулан» остаётся болтаться где-то посередине.
Дорого-богато-нарядно. Китайцы вообще знают толк в костюмных постановках: наряды на все деньги, декорации и доспехи тоже годные. Цвета яркие и сочные - особенно тяготеют граждане из поднебесной к различным оттенкам алого. Был такой фильм 'Герой' с Джетом Ли в главной роли - потрясающий, кстати, фильм - так вот, цветовая гамма в нынешней 'Мулан' местами очень его напоминает. Даже слегка лубочно, особенно в сценах с крестьянами, которые все, как на подбор, одеты в красное-бирюзовое-салатовое-розовое. Но смотрится хорошо, картинка радует глаз.
Что еще? Немножко летающих китайцев, вязанка прыгучих ниндзя, коварная ведьма с ястребиными когтями и способностью внезапно стать целой птичьей стаей, брутальный вождь злобных жужаней (в исполнении Джейсона Скотта Ли), неплохие боевые сцены.
Ну, и сюжет, конечно. А что сюжет? Сюжет целиком и полностью слизан с прекрасного мультфильма 1998 года, так что сценаристам особо напрягаться не пришлось. К сожалению, тут обошлись без дракончика Мушу ('— Предки послали ящерицу помочь мне? — Эй! Дракона! Дра-ко-на, а не ящерицу. Я не телепаю языком!'). А зря. Вместо дракона в фильме - некий феникс, который служит моральным компасом.
Каюсь, при просмотре в голову то и дело лезли фразы из того мультика, точнее, из бессмертного перевода. '— Ты кто? — ДРАКОН В ПАЛЬТО!' '— Зря я не помолилась предкам об удаче. — Откуда у них удача? Они же умерли!'
Увы, но юмора в этом фильме не хватает. Хотя сцена со свахой получилась ничего так, но... До масштабного исторического полотна картина тоже не дотягивает. Больше похоже на комикс.
Зато кастинг порадовал. Кроме уже упомянутого Джейсона Ли, в фильме присутствует Джет Ли в роли Императора, а также великолепный Донни Йен (командующий Тунг). Даже отменный харАктерный актер Ци Ма засветился в роли отца Мулан. В общем, только ради удовольствия посмотреть на эти лица, кино стоит разок глянуть.
В остальном все по канонам - конфуцианская верность семье, добродетели, могучая энергия ци, 'переходи на Темную Сторону, у нас есть печеньки', ну и возвращение домой с победой.
Кстати, в оригинальной легенде VI века о Хуа Мулань сюжет несколько более неоднозначен. Убежав из дома и притворившись мужчиной, чтобы попасть в армию вместо отца, Мулань одерживает славные победы (за десяток лет, кстати), получает от императора высокий государственный чин, потом возвращается домой, никому ничего не рассказывая. И тут ее врасплох застают бывшие сослуживцы, решившие сделать приятно прославленному генералу и верному боевому товарищу - то есть, нагрянуть без предупреждения с бухлом наперевес. И - упс! - видят Мулань в женском наряде. Финал остается открытым: впрочем, судя по реакции сослуживцев, все будет хорошо.
В общем, неплохое кино, чтобы скоротать вечер. Кому хочется посерьезнее, посмотрите лучше казахский фильм 'Томирис' - про времена скифов. Снято добротно, и много красивых лошадей.