В рамках проходящего сейчас фестиваля китайского кино в России посмотрел на большом экране криминальную драму 'Мистер Шесть'.
Это картина 2015 года, снятая режиссёром Гуань Ху, показанная тогда же на Венецианском кинофестивале и получившая премию в номинации 'лучший режиссёр' Национальной гильдии режиссёров Китая.
В главной роли в картине снялся Фэн Сяоган.
Этот фильм - хорошая криминальная драма, а также рассказ о вечной теме смены поколений, проблеме 'отцов и детей'. Для Востока вообще и Китая в особенности, с его более чем двухтысячелетней конфуцианской традицией эта тема особенно важна. Теперь переходим непосредственно уже к самому фильму. Главный его герой - немолодой уже крепко сбитый мужик по прозвищу 'мистер Шесть' (скорее наверное всёж - Шестой), скромный авторитет районного масштаба. Когда-то он был крутым уличным бойцом и заводилой местной банды. Но годы шли и бывшие боевики ушли с улиц в офисы, лавочки и богадельни. Шестой же скромно доживает свой век, 'разруливает' потихоньку всякие мелкие конфликты, ест лапшу, кормит птицу в клетке, имеет давний роман с тоже местной 'бизнесвумен' а ещё у него больное сердце. И внезапно узнаёт что его сын, с которым он давным-давно не общается, попадает в серьёзную беду. И тогда он пытается помочь своему сыну. И здесь мы видим знакомую уже по множеству фильмов тему противостояния преступников 'старой закалки', для которых всёж существуют некие правила, и молодых наглых отморозков. Для Шестого мир прост. Да, он простолюдин и почти бывший бандит. Но есть правила и для него. Уважение к старшим, соразмерность ответного удара и т.п. И в итоге ему приходится начать сбор своих старых друзей...
Это очень любопытное кино. Смесь частички старых добрых гонгконгских криминальных боевиков, семейной драмы, даже притчи... И эта картина в чём-то напоминает мне недавний фильм Такеши Китано про старых якудза. А ещё можно было бы вспомнить некоторые работы Аронофски и один из последних вестернов Джона Уэйна.
Шестой очень колоритен. И он идёт до самого конца. Он не меняется в этом изменчивом мире. В этом его слабость и его сила. При этом ближе к финалу картины есть один очень любопытный и правильный момент. Когда старый преступник объясняет молодому пацану почему он сделал нечто очень неожиданное. Ну а ещё это просто местами очень красивое кино. Любят так снимать китайцы.
Итак, если все же слова EXO, Крис или Ву И Фань для вас незнакомы, то можно бесконечно теряться в догадках, что заставило вас посмотреть эту картину.
Все в этом фильме как-то не однозначно, начиная хотя бы с самого названия. Латиница говорит нам, что фильм называется «Мистер шесть», под ним китайским Lao pao er то есть «старая пушка», а русский переводчик назвал фильм «большой брат» и весь фильм так и зовут главного героя.
Давайте все же разбираться.
«Большой брат», он же «мистер шесть», он же «старая пушка» (он же Гога, он же Гоша) по сути стареющая шпана, бывшая структурная единица некогда, видимо, державшей район, братвы. Ныне пенсионер, владелец небольшого магазина, больного сердца и обиженного взрослого сына. Обиженный взрослый сын лапает девушку местного Мажора, он же Крис (по-жизни и в фильме), он же Ву И Фань и царапает феррари того же Мажора. Многострадальный Мажор взял сына в заложники и попросил хотя бы оплатить царапину феррари. Пришлось отцу выручать детину и отдать деньги за поцарапанную феррари. Сына возвращает отцу та самая девушка (о ней уже все забыли) и из каких-то благородных побуждений девушка возвращает отцу деньги в пакете, в который до кучи вкладывает компромат на отца многострадального Мажора. Зачем она это делает, история умалчивает.
Собственно слово «зачем?» преследовало меня весь фильм. Зачем нужен фильм о стареющей «братве»? Зачем смотреть в китайской интерпретации, если в то же время отечественный кинематограф эту тему изъездил вдоль и поперек? Этот фильм о глупостях молодости и том, что кто-то живет воспоминаниями этих глупостей всю жизнь, не желая меняться в соответствии с действительностью. Эпоха Большого брата уже прошла, как и прошла эпоха разборок-стрелок «стенка на стенку», уже больше никто не стреляет. Подобные люди тащат в этот новый мир свои никому не нужные понятия и все еще считают эти понятия ценностью. Это не очаровательно, не романтично и уж подавно не круто.