Фильм не понапрасну носит звание Классики Советского Кино. Фильм не зря называют одним из главных произведений советской эпохи. Небольшую, но увлекательную книгу Юлиана Семенова умудрились растянуть на 12 серий, ни капли не «повредив» материал, не утратив ни капли интереса.
Наверное, буду говорить стандартно: очень увлекательный телесериал. Конец каждой серии держит в напряжении и следующую серию приходится ждать с нетерпением. Создатели очень удачно «распределили» материал в сериях, добавив немного «отсебятины», которую нельзя назвать лишней.
В отличие от многих шпионских фильмов, здесь очень большое внимание уделено раскрытию характера главного героя. В каждой серии мы получаем информацию о Штирлице, хоть и небольшими кусочками, но выстраивая эти кусочки в единое целое мы к последним сериям начинаем понимать, что же за человек Штирлиц и даже можно предугадать некоторые его дальнейшие действия. Но ход мыслей его блестящего ума предугадать невозможно, особенно ярко это отображено в сцене «окончательного провала».
Также, что немаловажно, большое внимание уделено драматизму работы Штирлица. Он не может делать что хочет, он не может говорить что хочет, он не может выражать свои эмоции, он не может в полной мере насладиться тем, что его Родина загнала фашистскую армию в угол. Он даже не может жить с любимой женщиной. Штирлиц испытывает огромную моральную боль в своей душе. Но поделиться ему этим не с кем и хоть иногда он может позволить себе отвлечься. Например, сцена, где Штирлиц устраивает себе выходной на 23-е февраля. Когда он есть РУКАМИ печеную картошку и слушает: «Ой ты степь широкая…» на лице его царит улыбка, символизирующая счастье и удовольствие, которое он не может себе позволить из-за работы.
Музыка… Музыка фильма гениальным образом передает все то, что лежит на душе у главного героя. Музыка создает особую, запоминающуюся атмосферу. Музыка в фильме просто гениальная и без нее фильм не стал бы таким замечательным.
Что вообще нужно от шпионского фильма? Интересный захватывающий сюжет – в принципе, больше ничего, особенно простому зрителю, к коим я себя отношу. А когда в фильме есть еще и прекрасная игра актеров (всех, без исключения), когда раскрыты образы некоторых персонажей, когда воссоздано очень сложное время – как фильм может не понравиться?
10 из 10
P.S. Те, кому данная картина не понравилась отталкиваются от того, что Штирлица на самом деле не было и вообще в фильме куча исторических ошибок. Я не буду спорить с этими мнениями, но разве кино и литература созданы для того, чтобы точным образом воссоздавать исторические события и реальную жизнь? Кино – это особый мир, где выдумки и невероятные фантазии приветствуются. Кино создано для того, чтобы люди отвлекались от окружающих проблем.
Я долго думал, а стоит ли вообще писать какое-то подобие рецензии на эту классику советского кинематографа. Мол, ну все ж и так вроде знают, что это один из тех сериалов, которые однозначно стоит посмотреть. Однако затем я подумал - а сколь часто можно вообще услышать что-то об этом произведении? Кроме анекдотов, пожалуй, что и ничего. Да и анекдоты отрастили уже такую бороду, что о них и не вспоминают, как правило. Так что по здравому размышлению - если когда и стоит писать рецензию на этот многосерийный фильм - то это сейчас.
Сериал рассказывает о семнадцати днях весны 1945 года. Последней весны существования Третьего Рейха. В то время, как силы союзников бьют фашистов по всем фронтам, в Берлине немцы отнюдь не предаются панике. Многие уверены, что череда поражений не вечна, и ход войны ещё переменится. Более реалистичные же начинают наладить контакт с Западом, надеясь заключить союз с США. В центре всего этого находится штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик под прикрытием. Он получает шифровку от своих о переговорах с Западом и что им нужно помешать. Но кто пытается раскурить трубку мира с американцами и как именно этому можно помешать - воистину задача для неординарного ума. Коим и является Штирлиц...
Прежде всего стоит сказать, что сюжет крайне умело построен. Каждая серия нагнетает интригу. Например, в течение всей первой серии мы ничего не знаем о том, что Штирлиц на самом деле разведчик. Лишь в самом конце серии он получает шифровку и мы понимаем, кто он. На конец второй серии припасено хладнокровное убийство. В третьей начинается большая игра - Штирлица начинают проверять. Никто не подозревал его, просто были некоторые странные факты о нём, которые было решено проверить. При этом никто поначалу даже не сомневался в том, что проверка ничего не покажет. Вот только обстоятельства сложились так, что Штирлиц начинает отплясывать лезгинку на острие ножа.
Всё это невозможно было бы реализовать хорошо, если бы не актёрская игра. Честно сказать, среди всех отсмотренных мною фильмов этот пожалуй, самый гениальный в плане актёрской игры. И дело даже не в том, как отыгрывает Вячеслав Тихонов (Штирлиц). В конце концов, поставить хорошего актёра на главную роль не такая уж проблема. Но как играют абсолютно все актёры в этом проекте - вот это и впрямь поражает. Как отыгрывают молодой Табаков (Шелленберг) и уже тогда стареющий Леонид Броневой (Мюллер). Броневой в особенности. Но и все остальные играют не хуже. И то, как это всё складывается в общее впечатление, как это всё выглядит на экране - поражает.
Слегка нивелируется это всё длинной экспозицией. Первые две серии смотрятся в натяг, затем появляется интерес, который лишь к пятой серии приковывает к экрану. Опять же, сказывается тот факт, что каждая серия длится не меньше часа. И при этом это именно что многосерийный фильм, у него не сериальная структура.
Снято всё тоже очень необычно. Сегодня так не делают. Переходы, ведение камерой, крупные кадры на лицо. И понятно, почему так не делается - потому что актёрская игра. В современных сериалах такую актёрскую игру просто не смогут показать.
Местами, правда, это играет против картины. Есть одна сцена где-то в третьей серии, с которой мне пришлось просить отдельного пояснения. Что это было, почему это так сделано. И ответ таков, что я бы ни за что не догадался. Почему она осталась без комментария со стороны обычно разговорчивого закадрового рассказчика?
Пожалуй, ближайшее сравнение, которое возникает у меня - это советский же Шерлок Холмс, и, как ни странно, британский Шерлок. Потому что по сути, каждая серия '17 мгновений' построена вокруг некоей загадки. Задачи, которая стоит перед Штирлицем. И зритель не понимает, как это вообще можно решить, как провернуть. А затем Штирлиц находит решение и всё, разумеется, оказывается элементарно. Коренное отличие, однако, в том, что здесь есть сквозной сюжет, на котором всё повязано. И потому каждая решённая задача вызывает проблему на следующем этапе. Отсюда идёт нагнетение ситуации и потому к последней, 12-й серии, накал страстей нешуточный.
Небольшая деталь, не относящаяся к качеству сериала. Вступительный кадр к каждой серии говорит, что снято это 'Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени М. Горького'. То есть фильм предназначен для юношей. Фильм про войну, шпионов и убийства. Сегодня ни у кого не хватит яиц снять подобный проект и представить его, как ориентированный на подростков. Да в конце концов, мне сложно представить подростков, которые бы такое стали смотреть. Поэтому я сейчас, пожалуй, обращаюсь к людям около 20 лет. Которые, как и я, до сих пор не смотрели этот фильм. А должны бы.
10 из 10
От этого фильма ничего не убавить, да и добавить нечего. Это действительно тот фильм, который стоило бы проходить вместе с литературной классикой, но в школах не проходят историю кинематографа. Насколько я знаю, даже какие-либо попытки рассказать историю искусств были давно оставлены. Резюмируя вышесказанное - если вы уже смотрели этот сериал, полагаю, можно бы и пересмотреть. А если нет - то бегом! Это же... Ну, блин. Это классика.
Я собрался посмотреть этот фильм в надежде на название, которое содержит в себе заветное слово: весна. Так нужно этой исцеляющей поры жизни. О фильме я не знал ровным счетом ничего, только название его гремело сквозь года, и какое-то предубеждение не давало мне отдаться точащему черно-белому, березовому обворожению.
Но вот наступила осень и нужно было согреть чем-то свою тоску. Взрослея, ни то от материальной нищеты, ни то от духовной, юношеские образы лондонов, парижев блекнут, перегоревшие в своем перепереварении либерализма. Прозревший сиротливо взор падает в корень, в Россию и дальше — в утопию Советского Социалистического государства, в Богостроитльное царство. В страну истинной любви. Так случилось мне в неделю посмотреть эту кинокартину, распогодив пресные фабричные будни
Какое это все имеет отношение к Штирлицу и Германии, к Войне? Утопические символы просякнуты через весь фильм, и они органичны, живы и правдивы, как только два варианта ответа - да или нет, как северо-южная полярность или моногамность совершенства.
Для Штирлица не настанет уже его желанная весна. Он бы рад с этими журавлями улететь на родину, но в отличие от птиц, не у всех людей гнездо приковано к земле. У Штирлица родина уже вбита гвоздем в сердце, и лучше ее не трогать, не доставать. И он остается в Германии, в канун своей свободы, воевать за свою родную бессловесно, до конца, ибо только так, единственную, ее можно сохранить.
Спасибо, тебе, Штирлиц, за твердый светлый образ, который выручит, надеюсь, еще не одно честное поколение.
Черно-белый кадр, Штирлиц (Исаев) сидит в ресторане на вражеской территории, пьёт бренди, курит 'Кайзер-Вильгельм' и думает, думает, думает... Ностальгия захлестывает его с виду холодный как лёд внешний облик, в котором бьётся искра романтики, чувств, сожалений. Разведчику нельзя любить.
Эта легендарная, культовая сцена в своё время могла быть вырезана, но режиссёр почувствовал её важность и истинную художественную ценность. Это частный пример глубоких психологических переживаний и шпионских игр создают ощущение пиршества интеллекта. Многие сцены кинофильма имеют чрезвычайно тонкий контекст который нередко заставлял перематывать назад дабы раскусить истинные задумки и манипуляционные ходы героев фильма.
Трудно переоценить вклад режиссеров, сценаристов, монтеров, операторов и декораторов, которые учитывая малый бюджет создали ощущение присутствия и реальности. Некоторый аскетизм даже украшает некоторые моменты, эта черта позволяет акцентировать внимание на происходящих событиях с точки зрения психологии. Будто диалоги это игра в шахматы, однако на кону поставлена судьба операции которая способна изменить войну.
Очень хороший фильм, не нуждающийся в долгих описаниях и какой-либо критике. 'Семнадцать мгновений весны' нужно просто увидеть, оценить и понять всю трагичность национал-социализма и борьбы с ней.
Кинокартина снята профессионально: профессиональные актёры, чувства передаваемые ими максимально приближены к реальности, уместно используемые документальные фрагменты и прекрасно описываемая события фильма и предпобедных месяцев музыка замечательного композитора Микаэла Таривердиева. Фильм одновременно является увлекательным политическим детективом, реалистично поставленной драмой жизни, документалистикой и, в конце концов, интереснейшей постановки.
Хочу отметить, что такие фильмы, изображающие драматичность войны и тяжелейшую работу по прекращению её, стоит снимать в двух оттенках: чёрном (боль, трагедия, кошмар, страх) и белом (победа, счастье и все радостные моменты, которые случаются как в жизни, так и в кино). 'Семнадцать мгновений весны' нужно смотреть всем и каждому и только в той версии, которую изначально поставила удивительная женщина Татьяна Лиознова!
Есть фильмы, которые не нуждаются в какой-то бальной оценке. В них всегда всё чётко и грамотно расставлено по своим местам. 'Семнадцать мгновений весны' - один из прекрасных фильмов, которые когда-либо были сняты...
Он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанная годами.
К своему стыду я посмотрела этот прекрасный фильм впервые в жизни, по совету мамы в черно-белом варианте, так как (без обид!) думаю, что колоризованная версия не такая душевная и пронзительная...
До просмотра фильма (вернее, сериала) я, признаться, стереотипно мыслила, считая, что войну в ее истинном ужасе познали только бойцы, фронтовики, которые убивали и умирали, которые видели кровь и грязь, которым смерть дышала в лицо... Низкий поклон всем тем, кто погиб и, несомненно, тем, кто выжил на полях сражений - об их подвиге снято немало хороших фильмов! А 'Семнадцать мгновений весны' - фильм о 'другой' войне, возможно, не столь жестокой, но куда более циничной! О битве идеологий; о схватке лидеров, из-за которых люди и проливали кровь; о 'кабинетной' войне... И она, как уверенно заметили все посмотревшие фильм и те, кто его еще посмотрят, коварная и такая же страшная. У воюющих на 'кабинетной' войне были точно такие же шансы не выйти из 'кабинетного' боя живым, как и у тех, кто сражался физически...
Я боюсь себе даже представить, что творилось на душе у полковника Максима Максимовича Исаева, когда он называл Германию, Третий Рейх - Родиной; когда он вскидывал руку, чтобы выкрикнуть это мерзкое приветствие нацистов (я не хочу даже писать его!); когда он каждый день надевал на себя нацистскую форму со свастикой на рукаве и железным крестом на груди, не имея возможности надеть родной советский мундир с его, Исаева, а не Штирлица, наградами... Опять-таки боюсь вообразить, с каким усилием он запихивал в себя каждый кусок немецкой колбасы, памятуя о том, сколько жителей Советского Союза лежат в сырой земле и голодают... Таких примеров можно привести массу - лучше не лишайте себя удовольствия и посмотрите великий фильм!
Актеры подобрались просто невероятные! Обаятельный Шелленберг (О. Табаков), эдакий хитрый лис СД; цепляющийся к деталям Мюллер (Л. Броневой); молчаливо-суровая радистка Кэт (Е. Градова) и все остальные актеры великолепно исполнили свои роли... Конечно, Исаев-Штирлиц в исполнении В. Тихонова... Невозможно без эмоций смотреть на его грустные глаза, на седую прядь волос на лбу, на морщины...
Практически в каждой серии есть фрагменты военной хроники - вот тут уж, ручаюсь, заплачет каждый... Особенно меня тронул момент, когда молодые советские ребята передают друг другу мины (прошу прощения, если ошибаюсь) с надписью 'На Рейхстаг'! Впервые посмотрела хронику Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади - дождь, капли воды на фуражках генералов и простых солдат, с ненавистью бросающие знамена Германии к ногам Сталина... Впрочем, в той Великой Войне не было 'простых солдат' - каждый из них Великий!
Поразительное музыкальное сопровождение! Именно с 'Песней о далекой Родине' у меня ассоциируется весеннее время, таяние снега и журавлиный крик...
Этот фильм, несомненно, выше всяких оценок, поэтому мои
Долгое время сериал лежал в папке «Советские» на компьютере. И я всё собиралась посмотреть, но всё не до того было. А в этот раз я подумала, когда как не 9 мая посмотреть какой-нибудь культовый военный фильм из этой папки. Конечно же я посмотрела «Семнадцать мгновений весны», не за один день, правда.
Главный герой советский разведчик Всеволод Владимиров, он же Максим Исаев он же Макс Отто фон Штирлиц, законспирированный в разведке СС, выполняет задание советского руководства по выявлению в рядах фашистов переговорщиков с Западом. Помимо этого задания Штирлиц ведёт жизнь, согласно консперации, обычного арийца, ужинает в берлинском кафе, дружит с пожилой немкой фрау Заурих. В нужное время он выходит на связь с центром через советских радистов в Берлине. История радистов разворачивается наиболее животрепещуще. Радистка Екатерина Козлова и её муж Эрвин ждут ребёнка. Роды вызывают опасения у Штирлица. Когда Катя будет рожать, она может кричать по-русски, чем может выдать в себе русскую и попасть в гестапо. Если кратко, то вот так я представлю завязку основной линии сюжета.
Я до конца не разобралась в аппаратных играх. По моим ощущениям, без прочтения романа Юлиана Семёнова, по которому была сделана экранизация, или без подробного изучения исторических материалов разобраться и удерживать в голове иерархию СС и досконально помнить имена и звания, многочисленных интересантов и заговорщиков, играющих на разных полях, довольно затруднительно. Также без знания политической подоплёки трудно разобраться в дипломатических переговорах.
Но несмотря на это, по сути сериал сделан грамотно и смотрибельно. Для поверхностного понимания он сделал достаточно понятным: и голос Капеляна объясняет подтекст ситуации и справку гестапо получите - «Истинный ариец...». За судьбы Максима Исаева, радистки Кэт, профессора Плейшнера, пастора Шлага я переживала в абсолютно искренне, в сильном напряжении.
Идеологическая часть фильма не менее интересна. Разговоры Штирлица с пастором Шлагом, с добрым служителем церкви. Сцена в вагоне поезда, где Штирлиц, представившись дипломатом, спорит с военным генералом Германии. В любом из диалогов, хоть на теологическую тему, хоть метафизическую или моральную Максим Максимович выдаёт безупречную идеологическую подготовку, марально-нравственную стойкость. Меня удивило, что Штирлиц сопереживает простым немцам, что он не испытывает к ним брезгливости или ненависти, он скорее испытывает сочувствие ко всем несчастным, кто страдает от фашизма.
Образ Штирлица собирательный, согласно роману Юлиану Сёменову. В него заложено понемногу из разных исторических личностей — советский разведчик Николай Кузнецов, Исай Боровой, завербованный агент Вилли Леман. «Семнадцать мгновений весны», рассказывает про войну в тылу врага, где советский разведчик делал всё возможное, чтобы приблизить победу над фашизмом и сократить число человеческих жертв.
Игра актёров настолько безупречна, что по ней можно преподавать в вузе по актёрскому мастерству. Вечеславу Тихонову удалось тонко передать неуловимые оттенки эмоций, точно отразить все маски Штирлица. Вот только что он демонстрировал собеседнику непроницаемую маску и взгляд с холодным расчётом, а теперь он одним только покачиванием головы и сосредоточенным взглядом в пол изображает спокойную задумчивость. Где-то он играет хитрого демагога — взгляд вперивается в собеседника и выдаёт яростную непоколебимость. А где-то играет мягкого дипломата: «А мальчики из гитлерюгента - лёгким движением головы вверх, падаёт аргумент Штирлиц — когда они идут на русские танки, они также думают? Они умирают со словами ‹Хайль Гитлер›?»
Возможно сериалу не хватает динамики, но нельзя забывать, что его премьера была 1973 году и тем коконам она, очевидно, соответствует. Я во всяком случае с этим проблем не испытывала, т. к. я знала, что я буду смотреть. Я с готовностью перематывала и начальные титры с советским шлягером, также затянутые сцены Максима Исаева за рулём. В общем, ничего страшного в том, чтобы перемотать нет.
Музыка сериала. За исключением советского шлягера, где поётся что-то там про минуты и про облако, который я каждый раз перематывала, и приторных саундтреков, вроде «Двое в кафе», музыка передаёт напряжение, как натянутый нерв, отражает опасность, жизнь как на пороховой бочке.
Смотреть «Семнадцать мгновений весны» я рекомендую. Это сильный фильм. Это наша культура за которую не стыдно, которую нужно знать. Многочисленные фразы, которые покажутся смутно знакомыми, или известные выражения, которые будут понятны только после просмотра «Семнадцать мгновений весны».
На мой взгляд – популярность этого телефильма пошла ему во вред. Теперь – его не смотрят, его знают. Его не анализируют, о нём говорят. Обсуждают геги, ляпы и т.п. фильма, но – не сам фильм.
Честно говоря, досадно. Ведь «Семнадцать мгновений весны» это вполне себе типичный арт-хаус, нечто среднее между Ингмаром Бергманом и Питером Уоткинсом. Меланхоличный, неторопливый, но при этом – чертовски стильный фильм-симулякр. Фильм, где стилистическая безупречность покоится на не менее безупречной жанровой эклектике.
«Семнадцать мгновений весны» – это и документалистика, псевдо-документалистика, и приключения, и психологическая драма, и хоррор. Причём, всякий раз, когда тот или иной жанр становится слишком очевиден, то Татьяна Лиознова моментально переводит фильм в какой-то иной жанр. Скажем, порой – сильно нагнетаемая обстановка вдруг – не разрешается, но – растворяется в очередном документальном или псевдо-документальном камбеке – и от «хоррора» не остаётся и следа. Затем, чтобы чуть позже – ввергнуть зрителя в очередное «нагнетание». И так – все двенадцать серий.
Кроме того – нельзя забывать, что «Семнадцать мгновений весны» – это картина, действия которой происходят в альтернативной истории. Само собой, это «альтернативка поневоле», но – всё-таки «альтернативка». И Мюллер там не такой, и Штирлица быть просто не могло, и форма офицеров не совсем правильная, и Берлин – не Берлин… Кино-допущения? – да. А как мы назовём жанр, где – исторические допущения поданы подчёркнуто документально и реалистично? – Альтернативная история!
Кстати, не могу здесь не отметить: колоризация убила «Семнадцать мгновений весны», отобрав у него эту самую псевдо-документальность, отобрав игру с «где хроника, а где игровые съёмки?», отобрав весьма своеобразную и тщательно вымеренную атмосферу. Сделать такое – всё равно что показать публике тайную сторону ящика иллюзиониста. Оно, может, и забавно, и современно, но – только первые несколько минут. Потому что, повторюсь, «Семнадцать мгновений весны» велик и ценен – в первую очередь – своей оригинальной атмосферой меланхоличного арт-хаусного кино-документа.
Один из моих самых любимых советских телесериалов. Отличный подбор актёров и блестящая экранизация романа Юлиана Семенова. У Штирлица в исполнении Тихонова стальные нервы, стойкая выдержка и отличный интеллект. Так ловко вывернуться из ситуации с чемоданом русской радистки...
Сегодня, стоя двумя ногами в третьем тысячелетии довольно сложно дать объективную оценку таким мастодонтам киноиндустрии как '17 мгновений весны', при этом не оскорбив в лучших чувствам более зрелую публику, но и вынести беспристрастное суждение. На поверку, в такой ситуации кроется одна из краеугольных проблем непонимания и отсутствия коммуникации между поколениями и, как следствие, тотальное разобщение зрительской аудитории. Связь времен все более и более распадается, именно поэтому следует чаще обращаться к шедеврам советской кинопрозы, стараясь исследовать их стилистические особенности и идеологическую подоплеку, ведь здесь явно есть с чем работать.
Формально, сериал являлся идеологическим рупором тогдашней государственной системы - его создание контролировалось органами госбезопасности, а охват масс гарантировался тем фактом, что трансляция проводилось через новое для советского человека средство коммуникации - телевидение. Фактически, во многом благодаря этому он и приобрел столь бешеную популярность, ведь режиссер Татьяна Лиознова выбрала стилистическую форму, идеально подходящую именно для экранов телевизоров. '17 мгновений' - чисто камерный проект, ориентированный на, по сути, интимный диалог со зрителем - тут не ни зрительной динамики, ни внешнего драматизма, все действие разворачивается скрытно, тайно и невидимо. Но собственно, что же скрывается под покровом истории об опасной и многотрудной службе разведчика Максима Исаева?
Теории на этот счет возникают до сих пор. В основном их можно свести к следующим. На первом уровне восприятия мы видим историю честного человека, патриота своей родины, ежедневно рискующего много большим, чем только своей жизнью, который благодаря силе ума и твердости духа активно содействует падению фашистского режима. Однако фигура Штирлица - это не просто образ некоего советского героя своего времени. С художественной точки зрения это скорее глубочайший символ, знак и можно даже сказать шифр, отсылающий к формообразующей персоналии всего двадцатого века.
Тут мы можем предположить в Исаеве/Штирлице любимого героя всех писателей и художников двадцатого века - Человека с большой буквы, настоящую Личность, которой не постчастливилось тихо и мирно прожить свою жизнь в кругу семьи и приятных трудов, а угораздило попасть в шестеренки не просто машины государственности, а настоящего махового колеса кровавой истории второй мировой войны. Величие Штирлица как личности, достойно и по праву ассоциирующийся с образом советского человека, состоит в том, что он не скрывается от кровожадного молоха темного времени и его бесконечных несмываемых грехов - напротив, без всякого пафоса, ложного героизма или отчаянных проповедей, подобно Атланту, он взваливает это бремя на свои плечи.
Тут стоит отметить один немаловажный факт, многие критики указывает на то, что в фильме присутствует некая ассоциативность между советской и немецкой государственностью, в то время как сам главный герой, по сути, давно перерос чисто националистические черты и предстает неким абстрактным гражданином мира. Сложно судить, насколько справедливы эти наблюдения. Верным, возможно является тот факт, что 'русскость'/'советскость' Исаева сама по себе интернациональна, а любое государство всегда стоит на службе истории. Во многом привязка к государству и эпохе здесь условна, ведь само это творение уже переросло границы времени и политики.
Пожалуй, мало где еще в художественных произведениях всех видов, с такой полнотой было бы показано сколь тесно связаны экзистенциальные переживания личности и ход мировых событий. По факту, Штирлиц - идеальный экзистенциальный персонаж, его оторванность от внешнего мира абсолютна, он не может выражать эмоции, переворачивающие все его сознание, говорит и действует согласно четко отлаженным схемам, но при этом внутренне герой остается некоей вечно скрытой, неуловимой сущностью, этакой настоящей тайной человеческой души, которую невозможно определить, но можно только почувствовать. В этом заключается еще одно неоспоримое достоинство картины - гениальность образа героя состоит в том, что он остается не редуцированным к каким-либо понятиям (разве когда Штирлицу в конце предлагают звание героя советского союза мы не чувствуем некоего отторжения, словно понимая, что персонаж много ценнее всех внешних атрибутов?). Также, конечно, именно об этот таинственный шифр 'неисследимой' русской души разбивается и отлаженный механизм немецкой государственности и даже сама сила истории. И на этом, пожалуй, следует остановиться подробнее.
Штирлиц, внедренный в самое сердце немецкого правительства с течением времени превращается в некий вечно отсутствующий центр политической идеологии. Герой понимает, что под масками внешней формальности железного подчинения и дисциплины скрывается все то же бессмертное желание - желание почета, власти, уважения, а в конечном счете просто желание жить. По сути, успех предпринятой им операции сводится единственно к тому, что он, подобно гениальному психоаналитику заставляет своих пациентов - высших чиновников разведки и гестапо, осознать свои старательно подавляемые фрустрации и сделать это таким образом, чтобы они еще пересеклись между собой в интересах всего человечества. Следует заметить, что герой анализирует не только внутренние черты своих руководителей, но также умеет четко определять градус накала коллективного бессознательного, манипулируя последним также умело. На аналогию с сеансом у психоаналитика указывает еще один интересный факт - сам Штирлиц всегда молчит, выслушивая собеседника и лишь иногда задавая наводящие вопросы, при это собеседник всегда преодолевает некие психологические стадии (особенно это касается Мюллера) перед последним рубежом осознания мифической истины, предложенной на поверку самим Штирлицем.
Естественно, подобный идеологический подход определяет саму форму сериала - на девяносто процентов он состоит из диалогов, снятых классической восьмеркой с периодическим вкраплением общих сцен. Однако это вовсе не мешает Татьяне Лиозновой то и дело прибегать к безукоризненному саспенсу, снятому в лучших традициях Хичкока. Некоторые сцены представляют из себя образчик остросюжетного кино своего времени.
В целом же именно время является неким сквозным и главным героем всего сериала. Вместе с Анри Бергсоном Лиознова старается преподнести зрителю возможность почувствовать свою 'одновременность' в контексте 'длительности' исторических событий. Множественные кадры из кинохроники, постоянное звуковое сопровождение бега секундной стрелки, интертитры с датой и точностью до минуты, постоянное упоминание времени в диалогах, закадровом тексте, даже само название (его символика раскрывается в фильме, когда Штирлиц сбегает от истории к природе, как бы разрывая границы времени) - все отсылает нас к пониманию, что наше текущее время неразрывно и навечно связано с тем, что было совсем недавно. Кто-то открещивается от прошлого, кто-то его забывает, кто-то перевирает, кто-то чтит его формально без всякого понимания происходящего, но как говорит Штирлицу разведчица в последней серии - 'без прошлого не будет будущего'. Когда-то, а на поверку совсем недавно, такие 'стражи' времени как Максим Максимович Исаев сберегли для нас семнадцать прекрасных мгновений весны. Фильм Лиозновой - это, конечно же, их запечатленный, невидимый, но вневременной подвиг. За который мы будем благодарны. Вечно.