К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Смотрим вчера 'Брата', второго, переговариваемся.

-- Все таки не подходит Бодров для этой роли. Надо было бы кого-то вроде Флёрова, из 'Меча', или того, который 'Карпов'.

-- Нет. Думаю, Балабанов знал, кого брать. Совершенно сознательно выбрал типаж не героический, не ярко-мужественный. Ведь Данила -- как русский персонаж из сказки, где герой -- Иванушка, -- дурачок, даже если царевич.

Герой-рыцарь не свойственнен русскому архетипу.

Данила -- Иванушка, а его Брат -- это Серый волк. Сначала он просто волк, то есть на стороне зла. А потом служит царевичу, служит добру, хотя сам с ТОЙ стороны. Так же и его Брат. Так же и Карпов. И даже отчасти герой 'Меча'. Он сначала в системе, где зло, а потом выходит из нее на сторону добра. В конце, кстати, кажется, опять преображается в волка.

Такие игры.

Баба - Яга ведь тоже отчетливо со стороны зла, а служит герою на его доброе дело.

Хм... Может, поэтому так полюбились в совецком кино герои-перевертыши вроде Штирлица.

Несмотря на все слова о том, что сила в правде, прекрасно знают, что ни фига правдой не добьешься и непременно нужна настоящая сила -- то есть Зло, которое заставляют служить добру хитростью, обманом, принуждением, -- по-разному.

Просто сила, сила вооруженного человека, видимо, воспринимается как зло. Рыцарь-одиночка -- кому он служит? какова его цель? не ясно. Просто сила пугает, скорее всего, она -- зло. Нужен рядом Иванушка, или там, Василиса, тогда читатель\зритель спокоен: сила будет направлена на добро.

Совецкие, кстати, попытались создать мужчину-героя, что-то вроде красного рыцаря. Корчагин, Коммунист из одноименного фильма. Но он не особо прижился. Разве что Чапаев... Впрочем, Чапаев тоже Иванушка.

А вот Штирлиц попал в какой-то нерв. В Штирлице нет ничего от Иванушки. Штирлиц, скорее, это Волк. Только он наоборот: Волк переходил временно со стороны зла\силы к добру, а Штирлиц со стороны 'добра' (в совецкой мифологии ведь он априори на стороне добра) переходит временно и обманно к 'злу' и старается использовать силу этого зла в своих целях.

Игра выходила очень увлекательная, её варьировали в миллионе фильмов на миллион ладов. И поэтому темная сила в мире этих эпопей 'про разведчиков' -- не может быть окончательно темной. Темный мир из 'штирлицевских' историй -- это Лес Волка.

Волк выходит из него и потом в него возвращается. В свой непонятный, темный лес, где и зло, и добро, и сила -- всё есть. Рейх в штирлицевских фильмах -- это Лес Волка. Область непонятная, пугающая и... притягательная.

О, сколько был таких картин, где добрые и статные 'наши' Иванушки примеряли на себя серую 'волчью' шерсть с серебряными витыми погонами! И как ловко они играли в волков и с волками. Как сияли у них при этом глаза!..

Опасность этой игры поняли и четко прекратили, выпустив и распиарив 'Иди и смотри' -- абсолютно однозначный ужастик, где никаких игр, где все сверх-четко обозначено. Обозначено не со сказочной многозначностью, а с религиозной однозначностью.

Лес Волка выжгли.

09 декабря 2016 | 11:09
  • тип рецензии:

До недавнего момента, сколько не начинал я созерцать легендарное кинотворение о приключениях штандартенфюрера Штирлица, на первой-второй серии бросал это скучное мероприятие. Гнетущая чёрнобелость вкупе с затянутым хронометражём и 'фирменными' капеляновскими паузами создавало не самый смотрибельный эффект. С цветовым преображением фильм обрёл гамму живительных оттенков, таки заставивших меня посмотреть кинокартину полностью.

Наверное вряд ли найдётся почитатель 'Семнадцати мгновений...', которой хотя бы раз не задавался вопросом о прототипе главного героя. Создатели фильма неоднократно указывали на собирательный образ Штирлица, феноменальным, известным только советским спецслужбам способом прокравшегося чуть ли не в сам фюреровский бункер. Был ли у Штирлица реальный прообраз - вопрос более чем спорный, да и рассуждать на предмет внедрённости советских агентов в немецкие спецструктуры столь высокого ранга могут пожалуй только компетентные, особо посвящённые специалисты. Я же ограничусь лишь некоторыми личными выкладками.

Среди основных достопримечательностей фильма можно назвать периодические текстовые вставки с краткими досье на тех или иных эсэсовцев, в которых фигурировало такое антропологическое качество, как 'истинный ариец'. Честно говоря, это качество не лучшим образом соотносилось с типажом пускай и аристократичного, но всё-таки не совсем 'ариестого' Тихонова, который в своё время очень сильно пострадал от неких авторитетных режиссёров, профессионально пренебрегавших его нестандартной внешностью, не очень-то и подходящей для художественного воспроизведения обитателей умеренных, и уж тем более северных широт. При всём уважении к так называемой 'собирательности образа', у советских, некогда лучших в мире спецслужб хватало нейронов для выполнения разведзаданий подбирать физиогномически безупречных агентов, и Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов - лишнее тому подтверждение. Если авторы случаем не моделировали субъективного Штирлица, а на примере его образа хотели косвенно подчеркнуть 'неариестость' фашисткой верхушки (Гитлера, Гиммлера, Геббельса и пр.), умело сыгравшей на национальных чувствах немецкого народа, то, конечно же, честь им и хвала. Уже хорошо, что роль штурмбанфюрера не исполнил 'товарищ Бендер'.

Переходя к характеру главного действующего лица, сразу же отметим его поразительную, порою 'суперменскую' многоталанность. Он эрудирован, имеет аналитический склад ума, интересуется раритетной литературой, будучи гражданином атеистического государства легко цитирует ветхозаветные книги. Феноменальное самообладание Штирлица помогает ему выходить из самых затруднительных положений. Однако и излишняя рациональность штандартенфюрера иногда даёт сбои. Чего только стоит злополучный чемодан, который при других временных обстоятельствах, к примеру, не за два месяца до окончания войны, а в её середине, мог бы стоить разведчику жизни.

Вынужден констатировать, что, к сожалению, не обошли фильм и серьёзные, вызывающие негодование, огрехи. Так, например, в тексте шифрограммы с оперативным заданием и штирлицевское разведруководство, и высшее руководство Третьего Рейха, имеют совершенно одинаковое конспиративное наименование - 'Центр' (оба с заглавной буквы). Неужели у авторов, во избежание путаницы, не хватило фантазии дать им разные названия, скажем, советское разведкомандование условно обозначить 'Ставкой', а за немцами сохранить 'Центр'? Просто по прочтении шифровки невольно возникает впечатление, что и фашисты, и советский разведчик Исаев, работали на один и тот же мистический 'Центр', а это некоторым образом набрасывает на создателей тень подозрений в криптографической и конспирологической неискренности.

Что касается других персонажей, то более всех остальных симпатизировала радистка Кэт. Наблюдая её лучистые глаза, ей поистине сопереживаешь. Также не оставляют равнодушным ни совестливый пастор, пускай и сотрудничающий с фашистами ради блага семьи, ни профессор-недотёпа, хоть и совершивший прокол, но реабилитировавшийся ценой собственной жизни.

Финал кинокартины знаменует сакраментальная фраза: 'Мир ещё не завоёван...'. Может статься, что скоро всё кардинально изменится...

14 декабря 2014 | 22:35
  • тип рецензии:

Несмотря на то что в 70-х в СССР цензура десятками бросала фильмы «на полку» из-за того что «что-то» им не понравилось в то же время на голубые экраны страны вышел 12-ти серийный созданный по заказу Ю. В. Андропова и под непосредственной эгидой КГБ отечественный сериал «всех времен и народов» снятый по весьма посредственному роману Юлиана Семенова – «17 мгновений весны».

Спору нет- сериал сам по себе обалденный – и музыка и актеры и антураж. «У каждого мгновенья свой Кобзооон!».

Только вот непонятка вышла. Почему то по школам стали пацаны честь друг другу отдавать прямо как в рейхсканцелярии. И соображать в званиях СС не хуже чем в званиях РККА.

При ближайшем рассмотрении получается, что руководитель страшного гестапо Мюллер, руки которого по локоть в крови – превратился в доброго «папашу Мюллера» в великолепном исполнении Броневого. Штирлиц в свободное от службы время в осажденном Берлине сидит в кафе «Элефант» и дует пивко, а затем шарабаниться на служебном «Мерсе» в Швейцарию или на поезде – «бизнес-классом».

Конечно есть и гады – Холтофф и Рольф, но первому Штирлиц бьет в своем элитном коттедже бутылкой французского (непременно им) коньяка по эсэсовской башке, а другого пристреливает любитель детей и тайный друг радистки Кэт эсэсовский солдат, воевавший под Минском- Гельмут. В заключение приведу слова Олега Табакова, как после показа сериала в ГДР (и соответственно увиденного в ФРГ) к нему пришло письмо благодарности от дочери Вальтера Шелленберга со словами признательности за то что Табаков «показал папу таким хорошим».

Во всем этом празднике жизни как то забывается за что мог получить Штирлиц Железный Крест и строку характеристики – «беспощаден к врагам рейха».

Тем не менее фильм в 1976 году получил Государственную премию СССР – высшую трудовую награду.

09 ноября 2011 | 23:22
  • тип рецензии:

Очень сложно писать что-то о картине, которая всеми признана и считается у многих наших соотечественников любимым фильмом. Сложно даже как-то критиковать, высказывать недовольство некоторыми моментами. Ведь этот сериал действительно считается одним из лучших произведений советского кинематографа. К своему стыду я ни разу не смотрел его от начала до конца. Конечно, каждые майские праздники, его обязательно показывают по нашему телевидению и кусками, какими-то урывками, я все же наблюдал за этим фильмом. Однако, вот так, чтобы с самого начала и до конца, не смотрел ни разу. Я решил исправить эту оплошность, замазать отчетливо видный пробел на моей кинематографической карте.

В этой картине снимаются замечательные люди. Актеры, имена которых на веки останутся в памяти всех почитателей кино. Главную роль, роль знаменитого Штирлица, играет прекрасный актер Вячеслав Тихонов. Образ, который ему удалось передать на экране, не спутаешь ни с чем. Слова и фразы его героя уже давно разобрали на цитаты, а жесты, мимику, наверное, уже никто никогда не сможет повторить! Кстати, на протяжении всего сериала незаменимым спутником Штирлица является сигарета. Боже мой, я даже боюсь представить, сколько скурил Тихонов за время этих съемок!

Конечно, помимо Вячеслава, в этой картине снимается очень много великих актеров. Это и Броневой, и молодой Табаков, и Гафт, Екатерина Градова, Юрий Визбор, Евгений Евстигнеев. Перечислить всех просто не хватит листа. Вот, кстати, о Евстигнееве. Для меня это была первая его роль, в которой он предстал не в комедийном образе. Первый раз я видел Евстигнеева в роли серьезной, без капли смеха. На это было интересно посмотреть. Скажем так, очень необычно. Также, был удивлен, когда узнал, что режиссером этой картины была женщина – Татьяна Лионозова. С ее работами я прежде не встречался. Фильм получился таким «мужским», что когда узнал, был сильно удивлен.

Ну вот, собственно, я все так красиво расписал, такими красивыми словами, а итог у меня получиться немного иного плана. Несмотря на то, что игра актеров здесь на очень высоком уровне и фильм практически всеми признан как лучший советский сериал, я не могу сказать, что получил массу удовольствий, просматривая его. Вот не знаю почему. В некоторых моментах становилось откровенно скучно. Порой мне виделись совершенно не обязательные сцены. Например, сцены в зоопарке с животными, которые растянулись на добрых минут пять. Сложно, очень сложно высказывать недовольство по этому фильму. Поэтому я ограничусь словами, что, видимо, это на любителя. Или просто мы, молодое поколение, немного по-другому понимаем жанр шпионского боевика. Не знаю. Однако, все равно, я считаю, что это должен посмотреть каждый уважающий себя киноман, хотя бы для того, чтобы понимать, что с огромным интересом смотрели наши отцы не в силах оторваться от экрана.

6 из 10

10 ноября 2010 | 20:28
  • тип рецензии:

Фильм действительно получился добротным, все конечно же благодаря таким замечательным актерам. Исторические ошибки конечно присутствуют, а как же без них? Все актеры очень похожи на своих реальных прототипов за исключением почему-то Генриха Мюллера. Ему тогда вообще 43 года было, взгляните на мой аватар, и сравните с Леонидом Броневым, ну что есть сходство?

Реальный же шеф гестапо был 170 см роста, коренастого телосложения с черными глаами и такими же черными волосами и к тому же имел квадратообразное лицо. Согласитесь, мало общего с круглолицым седым толстячком Броневым? Надо сказать, что на юридической психологии мы очень часто смотрели '17 мгновений '. До сих пор многие судебные психологи считают этот фильм эталоном жанра и используют в качестве учебного материала.

С одной стороны, конечно, соблюдены очень многие исторические факты, а с другой складывается такое впечатление, что автор книжку по истории СС не читал, а так, перелистывал. Что в гестапо делает женщина в черной форме образца 1930 года, которую они вообще никогда не носили? Радистки и прочие штабные работницы носили серую или оливковую форму, и это пол беды но кто пустил женщину на допрос? Нам показывают поразительное портретное сходство Шелленберга и Табакова, Гиммлера и Прокоповича, Бормана и Визбора, и вто же время допускают такие ляпы (впрочем, в 'Щит и меч ' их не меньше).

Вывод: это один из лучших отечественных фильмов про нашу агентуру в Германии, но лучше бы фильмы про немцев снимать самим немцам, они к истории более щепетильно относятся.

03 декабря 2007 | 00:49
  • тип рецензии:

Один из лучших шпионских фильмов (именно фильмов, а не телевизионных сериалов), если не лучший вообще. Гениальнейшая и максимально точная экранизация романа Юлиана Семенова. Отменный подбор лучших актеров: Л.Броневой, Р.Плятт, Е.Евстигнеев, О.Табаков и конечно В.Тихонов, который стал кумиром для подражания, благодаря великой актерской игре. Этот фильм стал незыблемым памятником все тем жертвам второй мировой войны, где в безжалостной схватке интеллекта и силы, рождались герои.

11 апреля 2007 | 14:36
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: