К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Хоть и оригинальная картина Стэнли Кубрика позиционируется как шедевр не только жанра, но и всего кинематографа, работа Питера Хайамса композиционно является продолжением оригинальной части, и с учетом того, что третья и четвертая книга Артура Кларка еще экранизацию свою не приобрели, оба фильма являются взаимодополняющие.

В любом случае, лента «Космическая одиссея 2010» это отдельно взятый редкий представитель жанра научной фантастики, и в первую очередь заинтересовал меня как любителя данной отрасли кино, казалось бы, прошло несколько десятков лет от работ Кубрика и Хайамса, а современный кинематограф продолжает отставать на несколько шагов в данном жанре. Только изредка выпуская на свет блеклые копии уже увиденного ранее зрителем.

Сравнивать обе части фильма будет не правильно, изначально режиссер Питер Хайамс, думаю, прекрасно понимал какое продолжение фильма, он снимает, и любая попытка изобразить гениальность была бы жирным крестом на его карьере. Впрочем, данный факт окончательно повлиял и сформировал его работу, сохраняя всю сюжетную ныть Кубрика, он не стал философствовать и трактовать нечто глобальное по-своему.

Резюмируя, «Космическая одиссея 2010» это неплохой представитель жанра научной фантастики, являясь композиционным дополнением «Космической одиссеи 2001», однако ограничен в своей смысловой нагрузке и всеобъемлющих вопросов человечества. Почитателям картины Стэнли Кубрика и книг Артура Кларка данный фильм станет неплохим познавательным дополнением.

8 из 10

28 июня 2011 | 01:04
  • тип рецензии:

Никогда не считал 'Одиссею 2001 года' безусловным шедевром. Но при любых оценках сложно оспаривать высокий профессиональный уровень создания фильма и множество технических и визуальных находок. От продолжения по умолчанию ожидалось нечто не худшее, тождественное прототипу. Тот факт, что Кубрик не числился в режиссерах ленты ничего не решал - разочарование было практически предопределено.

Однако, Питер Хайамс умудрился занять едва ли не самую выигрышную из всех возможных позиций. Он сконцентрировался на самой истории ни разу не пытаясь мериться с 'великим и ужасным Стэнли'. О первой ленте напоминала лишь обложка журнала с фотографиями Артура Кларка и Стэнли Кубрика, изображающих политических лидеров США и СССР.

Хайамс создал скучную монотонную ленту наполненную предвосхищением выдающегося финала. Зрителя попросту удерживали досмотреть картину до конца, едва ли не каждые десять минут обещая нечто колоритное на финише. Соответствующая академичность тонко гармонирует с гуманистическим пафосом и многообещающим финалом. Лишь тогда Хайамс позволил эффектность, тем самым доводя до идеала избранный стиль.

Таким образом, ничем особым ровным счетом не выделяясь и сюжетно продолжая одиссею Кубрика, фильм '2010' оказывается вполне адекватным и достойным кинематографическим произведением. Отсутствие динамизма тут полностью компенсируется философским подтекстом. Небольшое появление Кейра Дуллеа в полной мере должно удовлетворить фанатов первой серии.

6 из 10

15 мая 2015 | 20:58
  • тип рецензии:

'Космическая одиссея 2010' - продолжение культового научно-фантастического фильма Стэнли Кубрика, вышедшее спустя 16 лет после оригинала без прямого участия Кубрика и Артура Кларка в съемках, хоть и основанное на романе 'Одиссея два' самого Кларка и являющееся прямым, хоть и не совсем, по моему, обязательным и важным, продолжением картины '2001 год: Космическая Одиссея'.

Если вы вдруг подзабыли, какие события происходили в предыдущей картине, то не волнуйтесь на этот счет - первые несколько минут зрителю кратко опишут сюжет оригинала. Основное же действие начнется в 2010, спустя 9 лет после провала экспедиции 'Дискавери'. Советский космический корабль 'Алексей Леонов' берет на свой борт трех американцев, чтобы отправится к орбите Юпитера - тому самому месту, где когда-то пропала предыдущая экспедиция. Им необходимо будет найти причину этого происшествия, а также некоторых других странных событий, последовавших позже. Немало неизведанного, непонятного и, может быть даже, божественного они увидят по ходу своего расследования.

И вся эта 'одиссея' развернется на фоне назревающей войны между СССР и Америкой. Эта война и их коснется - начальство потребует прекращение совместных исследований. Перед учеными и астронавтами предстанет сложный выбор - что важнее: бессмысленная война, разгорающаяся в десятках тысяч километров от космической станции, или разгадка тайны таинственного монолита? Это все серьезно осложняет их дальнейшие исследования. И здесь хотелось бы отметить, что русские в этой картине показаны достаточно адекватно, без длинных бород, водки, балалаек и прочей 'клюквы'. А для фильма, снимавшегося во время Холодной войны, это неожиданно и смело.

'Космическая одиссея 2010' развивается куда более стремительно, чем оригинальный фильм - здесь заметно больше действия и меньше хронометраж. И смотрится напряженно и с интересом от начала и до конца. Но при этом, хоть он и не скучноват и затянут, как картина Кубрика, но сильного эффекта не производит. Здесь другая атмосфера, здесь куда меньше глубины и символизма, и ощущение тайны, интрига слабее. Хотя, главная моя претензия будет к концовке, которая получилась излишне наивной и больно уж притянутой за уши, будто автор сценария уже устал придумывать загадки, тайны, символы и решил закрыть тему.

Правда, хоть картина Хайамса и оказалась слабее Кубриковской, это вовсе не говорит, что её стоит избегать. Это хороший научно-фантастический фильм, с достаточно интересным, напряженным и непредсказуемым сюжетом и достойной визуализацией.

7 из 10

27 августа 2013 | 17:01
  • тип рецензии:

Могу сказать лишь одно: Кубрику следовало бы поучиться у Хайамса, как нужно экранизировать хорошие книги. Та пантомима, которую он устроил по мотивам первой 'Одиссеи' Кларка, однозначно в зачёт не идёт. Пусть Хайамс и вырезал некоторые сюжетные линии (китайцы со своим погибшим на Европе звездолётом 'Цянь', ЭАЛ и его помощь в восстановлении функций ХАЛа и пр.), но этот фильм по крайней мере можно смотреть без содрогания и зевоты, даже не смотря на хромые спецэффекты.

Да, и вот ещё что. Человек, не читавший Артура Кларка, в принципе не поймёт 'Космической одиссеи' так, как её преподнёс Кубрик.

Итог. Общий счёт по 'Одиссеям': Кубрик -1, Хайамс +1. Интересно, кто-нибудь отважится экранизировать третью книгу, не говоря уже о четвёртой?

8 из 10

Весь сюжет первой части точно и !кратко! пересказан титрами в начале части второй. Так что можете сэкономить своё время. А лучше почитайте Кларка. Оно того стоит, поверьте.

14 апреля 2011 | 01:25
  • тип рецензии:

Никто не вправе оспорить то обстоятельство, что Стэнли Кубрик считается одним из первопроходцев высококлассной космической фантастики. Задолго до выхода эпохальных «Звездных войн», в 1968 году он поставил выдающуюся картину «2001: Космическая одиссея», которая стала прорывом не только по части смыслового наполнения развлекательного фантастического жанра, но и в сфере визуальных красот. Кубрик и его технический отдел сумели создать ранее невиданные эффекты, благодаря которым человечество смогло посетить далекие дали и буквально ощутить себя в открытом космосе. А за саму историю, затрагивающую спорные темы создания Вселенной и человечества в частности отвечал роман-первоисточник гениального писателя-фантаста Артура Ч. Кларка. Сложно переоценить культурное влияние «Космической одиссеи» Кубрика и Кларка. Она взбудоражила умы общественности, открывая простую и одновременно с этим революционную идею: оказывается, что индустрия визуальных развлечений, да еще и в под-жанре космических приключений, способна привнести в наш мир ничуть не меньше, нежели изыскания ведущих ученых. Окончившись на самом интересном и отчасти непостижимом, «2001: Космическая одиссея» не нуждалась в продолжении, однако оно последовало. Сам Артур Ч. Кларк не смог оставить произведение, принесшее ему триумф, в спокойствии и написал несколько книг-сиквелов, повествующих о дальнейшем исследовании таинственных черных монолитов, влияющих на пространство и время. Вопрос о кино-адаптации последующих романов был решен моментально, и вторая лента вышла в свет спустя 16 лет после оригинального фильма, а именно в 1984 году, когда и состоялась премьера долгожданного проекта «Космическая одиссея 2010». Стенли Кубрик проигнорировал съемки, считая, что свой рассказ он окончил и не следует возвращаться к пройденному. Тем не менее свято место пусто не бывает и на режиссерский пост заступил Питер Хайамс, спорная личность в сфере большого кино. Не имея на своем счету действительно стоящих работ, Хайамс все же заслужил распоряжение продюсеров, благодаря чему ему удалось снять один из лучших своих фильмов за всю карьеру. И пусть сиквел Хайамса не стал столь же почитаемым, как оригинал Кубрика, он заслуживает на внимание, как одна из наиболее примечательных фантастических лент 80-х.

Итак, сюжет фильма разворачивается спустя 9 лет после того, как космический челнок «Дискавери» достиг Юпитера и после череды необъяснимых событий с ним пропала связь. Последние слова, которые передал на Землю капитан Дэйв Боуман (Кейр Дуллеа)звучали так: «Господи, он полон звезд!..», оставившие больше вопросов, нежели ответов. Тем не менее несмотря на тревожные события, американское исследовательское агентство не отказывается от идеи заполучить данные о черных космических монолитах и готовит вторую экспедицию. Однако руководство НАСА не рассчитывало, что за ними в эту гонку увяжется СССР. Более того, Советский Союз опередил американцев на годы, построив свой космический корабль с удивительной скоростью. И когда встал вопрос об отправке экспедиции, советская делегация понимает, что без своих извечных противников они не смогут достичь успеха, ведь без данных отключенного компьютера HAL 9000 исследования могут затянуться на неопределенное время. Таким образом экипаж корабля «Алексей Леонов» дополняется профессором Хэйвудом Флойдом (Рой Шайдер), ответственным за отправку «Дискавери», создателем HAL 9000, доктором Чандрой (Боб Бэлабан), а также талантливым инженером Уолтером Карноу (Джон Литгоу). Вместе с советскими космонавтами во главе с Татьяной Кирбук (Хелен Миррен) они отправляются к злосчастному Юпитеру, дабы наконец-то узнать тайны мироздания. Но там, далеко-далеко, в космической пустоте объединенной команде исследователей придется сражаться не только со вселенскими загадками, но и директивами руководства, погрязшего в нескончаемом политическом противостоянии.

В отличии от ленты Стэнли Кубрика, которая представляла из себя монументальное творение, насквозь пропитанное философией и прочими интеллектуальными изысканиями, дополненными качественными эффектами, работа Питера Хайамса является традиционной развлекательной фантастикой со всеми необходимыми атрибутами: продолжительными разговорами, дискуссиями и множеством трюков, отвлекающих зрителя от тягот научных трактовок происходящего. От первого фильма в «Космической одиссей 2010» остался общий антураж, вдохновляющая вступительная мелодия, а также Кейр Дуллеа, судьба персонажа которого приобрела четкие очертания и мы таки увидели, что же именно произошло с ним. Во всем же остальном Питер Хайамс создал вполне традиционный аттракцион с небольшой претензией на нечто высшее. Для того, чтобы воспринимать сиквел по достоинству, стоит принять то обстоятельство, что он был поставлен другими людьми и по книге, которая появилась значительно позже оригинального произведения. Мир никогда не стоит на месте, находясь в постоянном движении. 80-е годы прошлого века ознаменовались расцветом развлекательной космической фантастики. Так что ничуть не мудрено, что и Артур Ч. Кларк, и Питер Хайамс отошли от заветов Кубрика, создав более понятный рядовым массам материал. Конечно же это в первую очередь относится к фильму, книга же представляет из себя куда более сложную композицию.

Одной из сильнейших сторон фильма можно смело считать превосходный интернациональный состав, включающий в себя как западных знаменитостей, так и русских звезд, эмигрировавших в США. Рой Шайдер («Челюсти») вполне достоверно смотрится в роли талантливого ученого, вынужденного покинуть семью ради возможности окончить дело всей жизни. Он выступает голосом разума экспедиции, надеясь не только ошеломить мир открытиями, а и вернуться назад, осознавая, что он стал победителем по всем фронтам – и в науке, и в личной жизни. «Советская» команда в первую очередь выделяется персонажем Хелен Миррен, Татьяной Кирбук, уверенным, жестким руководителем, которому также не чуждо сострадание и понимание. Также свою скромную долю внимания получил и Савелий Крамаров. Но в отличии от отечественного кино, голливудские режиссеры интересные партии ему не предлагали, а ставили в качестве заполнения второго плана. А вот Илья Баскин, еще один выходец из СССР, смог запомниться надолго. Питер Хайамс выделил ему несколько значимых эпизодов, в которых Баскин отыгрывает с необходимым его комедийному образу задором.

Немаловажной частью «Космической одиссеи 2010» становится политика. Соединенные Штаты и Советский Союз сражались друг с другом в рамках Холодной войны не один год, и подобное обстоятельство не могло не отразится на сюжете фильма, по сути став его чуть ли не генеральной линией, оттеснив на дальний план историю с черными монолитами. Создатели во всех деталях описывают бюрократические сложности, связанные с формированием международного экипажа. Недоверие исходит с обоих сторон. Каждый считает, что его дело правое и не собирается так просто открывать свои секреты нежеланному товарищу. При этом стоит отдать должное Кларку и Хаймсу, ведь они постарались показать и американцев, и русских как вполне адекватных, думающих людей, способных откинуть противоречия ради общего блага. «Космическая одиссея 2010» стала одним из первых примеров кассового голливудского кино, в котором стереотипный гротеск сменяется дружеским восприятием. В немалой степени этому поспособствовало историческое «потепление» отношений между ведущими мировыми державами, при котором высмеивание одной из сторон было бы непозволительной вольностью.

8 из 10

31 июля 2015 | 10:24
  • тип рецензии:

Фильм-продолжение легендарной '2001: Космическая одиссея', которая была снята Стэнли Кубриком, фильма-загадки, который поставил в далеком 1968 году, за 10 лет до 'Звездных войн', невероятную планку кинематографа...

И вот, спустя 15 лет, выходит продолжение снятое Питером Хаймсом, который уже снял кино на космическую тематику ('Козерог Один', 1977 г.), так что опыт у него уже был.

'Космическая одиссея 2010', по идее, должна была дать хоть какие-то ответы на разгадки, оставленные фильмом Кубрика, после просмотра, но режиссер сделал все намного хитрее (или проще?)... Он создал логичный сюжет, в котором группа ученых (США-СССР) отправляются выяснить, что же случилось с космическим кораблем, которым управлял злополучный компьютер Халл-9000 и заодно, все таки, выяснить природу монолита. И все это происходит в контексте обострившихся отношений двух государств (думаю, не спроста была добавлена эта линия, в виду того, в каком году вышла картина).

Но перед лицом непонятного и загадочного (все тот же монолит), ученые сплачиваются и улетают с орбиты Юпитера, так и не получив разгадки.

Мы так и не узнаем откуда и зачем появился этот загадочный монолит, но мы увидим нечто иное - послание, которое будет ясно каждому...

Этот фильм стоит смотреть, не смотря на то, что многие могут подумать, что после фильма Кубрика, продолжение автоматически становится убогим. Ни в коем случае! Прикоснитесь к мистическому и непонятному во Вселенной, ведь в ней так много загадок, которые не разгаданны...

9 из 10

29 мая 2010 | 09:55
  • тип рецензии:

'Космическая Одиссея 2001' этой первый шаг, после которого, наверное лучше посмотреть и эту картину, да бы осмысление замысла авторов стало яснее, перед вами предстанет полная картина...

Эти обе части взаимодополняющие, и лучше посмотреть их одну за другой, или же через день, да бы поразмыслить и подумать что было сказано в первой части, и что будет досказано в следующей...

Поверьте, если вам показалось непонятной или скучной первая часть, то не расстраивайтесь и не думайте что фильм снят не хорошо, просто там скрыт некий смысл, непонятный с первого взгляда.

Надо видеть обе части, тогда всё становится куда более понятнее и интереснее, эти два фильма в целом собирают мозаику картины, которая великолепна и уникальная в своём роде...

10 из 10 (как первый, так и второй фильм)

10 марта 2010 | 04:32
  • тип рецензии:

Вряд ли стоило снимать сиквел культового фильма 'Космическая одиссея 2001', потому что он был заранее обречён... нет, не на провал, а просто стать намного хуже оригинала. Он хуже, потому что разительно контрастирует по темпу с сильно растянутой 'Космической одиссеей 2001', но если бы темп 'Космической одиссеи 2010' сделали таким же, его было бы невыразимо скучно смотреть, потому что у зрителей не было бы того чувства новизны, как при просмотре 'Космической одиссеи 2001', которая и снята была по последнему слову техники, и продемонстрировала образ жизни людей будущего очень смело и ново для своего времени.

Ещё чего априори невозможно было достичь авторам 'Космической одиссеи 2010', это чувства величия показываемого на экране, зрительского благоговения перед таинственным, непонятным монолитом, картинкой, которая пусть и долгое время оставалась статичной, но при этом держала в напряжённом интересе. Чувство величественности создают разве что последние несколько минут фильма - концовка, действительно, была сильна - чего, к сожалению, не скажешь о фильме в целом.

В фильме нашлась небольшая роль для Савелия Крамарова, причём в титрах его поместили на довольно неплохое место, учтя, что он был советской звездой.

18 сентября 2008 | 17:41
  • тип рецензии:

До этого фильма я не был знаком с творчеством Питера Хайамса, и после 'Космической одиссеи 2010', я думаю, что он очень смелый режиссер. Мне кажется, что он очень правильно подошел к работе над этим фильмом. Правильно взвесил свои силы и правильно расставил перед собой приоритеты. Мне кажется, он не хотел догнать или даже перегнать Стэнли Кубрика, это было бы глупо. Главным плюсом этого фильма является то, что он не претендует на звание сиквела 'Космической одиссеи' Стэнли Кубрика. Это просто экранизация на вторую часть 'Космической одиссеи' Артура Кларка.

Фильм Стэнли Кубрика '2001 год: Космическая одиссея' назвать экранизацией очень сложно. Это собственное произведение Кубрика. Глубокое по смыслу как целая Вселенная, которая заставляет задуматься о роли человека во Вселенной и о стадии развития человека в наше время. А книга Кларка это просто обычная фантастическая книга, хорошая, интересная, со смыслом, но по сравнению с фильмом совершенно не глубокая.

Мне вообще кажется, что как фильм эта история не требовала продолжения. Все что надо было сказать, было сказано в первом фильме. Стэнли Кубрик задал просто недосягаемую планку. Поэтому если рассматривать этот фильм, как сиквел, как продолжение именно фильма, то, если честно, первый и второй фильм, как небо и земля. Но в том то и дело, что как сиквел этот фильм я рассмотреть не могу. Для меня это исключительно экранизация Кларка. Возможно поэтому после фильма у меня осталось приятное впечатление. Не смотря на то, что Хайамс сделал некоторые эпизоды похожими на эпизоды из фильма Кубрика, не создается впечатление, что Хайамс подражал. Честно говоря, когда я смотрел этот фильм, у было ощущение будто я смотрю не 'Космическую одиссею'. Да, здесь очень много упоминаний о событиях первого фильма, продолжение событий, теже герои (Боумен и доктор Фллойд), но было ощущение будто я смотрю совершенно другой фильм. Просто работу режиссера, вдохновленного фильмом Стэнли Кубрика. С похожим сюжетом, похожими героями, но не имеющий к фильму Кубрика никакого отношения.

И это не случайно. Я думаю, фильм Стэнли Кубрика направлен, можно сказать, на внешние вопросы. Вне нашей планеты. О вопросах Вселенной. О вопросах бесконечности. И поэтому, фильм Кубрика будет актуален всегда. Через двести, через триста, через четыреста лет, главное чтобы до тех лет фильм сохранился, а актуальным он будет и тогда и еще много лет. А фильм Хайамса направлен на внутренние проблемы (не на вопросы, а именно на проблемы). На проблемы борьбы человека с человеком. И хотя эта проблема тоже будет актуальна еще не мало лет (а точнее тысяч лет), показана она не столь глубоко, не столь гениально и масштабно. Но Хайамс поступил правильно, что не выбрал в качестве музыки к фильму классическую, и сделал быстрее скорость повествования фильма. Потому что если бы он попытался сделать так, как сделал Стэнли Кубрик, у него все равно ничего бы не вышло. И тогда фильм уж точно бы провалился, потому что создалось бы впечатление подражания. Сейчас фильм выглядит как обычная фантастика 80-х годов, и я думаю, это лучше, чем просто блеклое подобие.

В итоге получился очень интересный фантастический фильм, ни на что не претендующий. Советую посмотреть любителям хорошей фантастики. И прошу, именно при просмотре, не сравнивать фильм Кубрика и фильм Хайамса. 'Космическая одиссея 2010' хорошая экранизация. Пусть таковой и остается.

21 марта 2011 | 11:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: