К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Каждая история, в которой замешана слава, секс, наркотики и смерть, неизбежно становится объектом всевозможных спекуляций, начиная от неловких статей в желтой прессе и заканчивая 'серьезными' расследованиями, которые проводят бывшие полицейские, переквалифицировавшиеся в частных детективов, или охочие до сенсаций, но не до правды режиссеры-документалисты. История иконы гранжа Курта Кобейна, который покончил с собой на пике карьеры, тем самым присоединившись к печально известному клубу 27, состоящему из рокеров, погибших в этом возрасте, неизменно притягивала к себе внимание людей, страстно желающих покопаться в чужом грязном белье, подкинув туда парочку предметов для полноты картины. Например, одним из результатов такого притяжения стал документальный фильм Ника Брумфилда 'Курт и Кортни: Конец Нирваны', который наверняка бы не понравился самому музыканту, при жизни сильно обескураженному привычкой средств массовой информации нападать на людей в лице которых он обрел настоящую семью. В 2007 году член этой самой семьи, жена Курта Кортни Лав обратилась к режиссеру Бретту Моргену, чьи документальные фильмы она очень любила, с предложением поделиться уникальными видеозаписями и множеством других вещей, связанных с Кобейном, чтобы мир наконец-то увидел не сенсационную историю, вроде той, что рассказал Ник Брумфилд, а то, какой жизнь ее погибшего возлюбленного была на самом деле. Кортни Лав хотела, чтобы зрители узнали Курта Кобейна не только, как музыканта, но и как человека, чье желание творить простиралось гораздо дальше за пределы звука и распространялось на все сферы его жизни. В итоге все, чем певица так щедро поделилась с Бреттом Моргеном, спустя восемь лет после начала этой эпопеи превратилось в документальный фильм 'Кобейн: Чёртов монтаж', который является одной из немногих картин о печально известном фронтмене Нирваны, с успехом показавшей не скандальную историю, а трагизм жизни противоречивого, но завораживающего Курта Кобейна.

Одной из причин, по которой Кортни Лав полюбились работы Бретта Моргана, было использование режиссером анимации, и в его новом фильме в первую очередь хочется отметить именно визуальную сторону - история Курта Кобейна рассказана с помощью ярких образов, не только анимированных, которые своим ядерным очарованием словно воспроизводят то безумие, в котором с самых юных лет жил печально известный отец гранжа, которого посадили на не менее печально известный полу-наркотический препарат Риталин еще в семилетнем возрасте. В самом начале фильма говориться о том, что Кобейн имел мозг гения, голову, которая все время что-то производит и никогда не останавливается, но как и любой гений он платил за свои таланты психическим заболеванием, которое отделяло его от семьи, общества и иногда даже самого себя. Картина Бретта Моргена содержит в себе редкие видео, на которых юный Кобейн еще кажется счастливым, но с самого начала заявляет о том, что еще тогда он познал все ужасы жизни в голове, которая не работает правильно, и ужасную силу стыда, который его заставляли чувствовать за то, что он не мог быть таким, как и все. Сладкая улыбка этого голубоглазого мальчика не может заслонить собой ветер трагедии, который очень скоро превратиться в вихрь, сметающий все вокруг. Никто не мог справиться с этим гиперактивным ребенком, чей мозг рождал мрачные картины, выплескивающиеся на бумагу, которыми заполнен весь фильм Бретта Моргена, поэтому Курт Кобейн никогда не знал, какого это быть принятым таким, какой он есть, зато всегда знал горький вкус отвержения, которым были заполнены его дневники, рисунки и песни. Последние звучат в картине от самого начала, до самого конца, и вы словно водитель, рассекающий по бескрайним американским хайвеям, пролетая под музыку мимо кипящей жизни потерянных людей.

До фильма 'Кобейн: Чёртов монтаж' самой правдоподобной попыткой рассказать о внутреннем мире музыканта была картина 'Курт Кобейн: Рассказ о сыне', практически полностью состоящая из аудиозаписей интервью Курта, в которых он рассказывает о всех этапах своей жизни от детства до практически самого конца. Недостатком этого документального фильма было то, что зритель мало видел главного героя со стороны, а значит и упускал какую-то часть истории. В работе Бретта Моргена эта ошибка не была допущена, и вы можете увидеть Курта Кобейна не только его собственными глазами, но и услышать о нем от тех, кто наблюдал за тем, как беспокойно мечется его душа. Несмотря на то, что большинство фактов, озвученных в документальном фильме 'Кобейн: Чёртов монтаж' являются широко известными, а хронология и основные мотивы во многом совпадают с другими достоверными работами о жизни Курта Кобейна, режиссер смог вдохнуть в старую историю новую жизнь, запечатлев дух неспокойной жизни музыканта. Бретт Морген не пытается показать Курта Кобейна неким божеством, лишенным каких-либо пороков и недостатков, не закрашивает черные моменты его жизни белым, и не пытается сделать его тем, кем он никогда не был, все совсем наоборот - он смог увидеть в своем герое человека, создав фильм, смотря который появляется чувство, что читаешь потрепанный личный дневник, долгое время скрытый от посторонних глаз.

30 апреля 2015 | 06:14
  • тип рецензии:

Уже прошло больше двадцати лет как не стало Курта Кобейна. За все это время о нем никогда не забывали, и уверен не забудут. Он был голосом поколения «недовольных», чья музыка и тексты продолжают и по сей день трогать сердца разных людей. Про его нелегкую жизнь снято и написано множество материалов. Сотни фотографий, концертных видео, аудиозаписи, - все это фигурировало в качестве документов практически в каждой программе о лидере Nirvana. Но картина Бретта Моргена это уникальная вещь. Именно ему Кортни Лав дала ключи от архива Курта, где хранились его картины, комиксы, блокноты с записями, сотни аудиокассет и домашнее видео. Всем этим она разрешила пользоваться на усмотрение режиссера и не вмешивалась в процесс создания фильма.

В результате имея на руках такой материал Бретт Морган создал воистину неповторимую вещь. Оживив картины, тексты Курта, он тем самым оживил его самого, пускай и на время сеанса. Перед нами не сухой набор кадров как в стандартной журналистике, где автор, следуя выбранной им теме ведет свой рассказ монтируя интервью, фотокарточки, различные видео и т.д. Перед нами сам Курт и его мысли, переживания. Вместе с ним чувствуешь его боль и душевное опустошение и вместе с ним радуешься в редкие моменты его абсолютного счастья.

«Чертов монтаж» чертовски умело смонтирован. Это абсолютно поэтический, эмоциональный монтаж. Режиссер мастерски выстраивает реконструкцию некоторых событий мультипликационным методом, который органично вписывается в общую атмосферу фильма. На пользу картине идет и то, что он не перегружен интервью — о Курте рассказывают только самые близкие ему люди.

При своей солидной продолжительности картина смотрится на одном дыхании. Это искренний, сильный и одновременно грустный фильм о Курте, в первую очередь как о человеке, а не как о грандж-иконе.

10 из 10

28 апреля 2015 | 02:24
  • тип рецензии:

Стыд - слово, которое идёт через весь фильм. Те, кто хоть немного знакомы с психологией знают, что стыд - одно из самых разрушительных чувств замедленного действия. Этот стыдливый дестрой был спутником Курта всю его жизнь. Безусловно, здесь вина и его близких. Видимо, они были слишком инфантильны, чтобы справится с Куртом ребёнком и, тем более, Куртом взрослым. История о том, как личное спокойствие оказывается важней собственного сына. О родительском стыде за своё чадо и о том, что в итоге из этого выходит. Конечно, нельзя исключать и его участия в своей же судьбе. Кобейн и сам едва ли смог бы стать хорошим отцом при любом исходе, если брать в учёт все его травмы, инфантильность наряду с гиперчувствительностью и гиперактивностью. Всё это он умно и талантливо пытался выражать в своём творчестве и был явно способен на большее.

В фильме очень много его записок, самых детальных заметок о том, что нужно сделать, сколько средств потрачено на бензин и т.д. Все это, по моему мнению, исходило из того, что ему всегда было сложно себя организовать. Здесь мы видим кадры маленького непоседливого Курта, капризного и избалованного вниманием, которого по совокупности разных причин он однажды лишился. Тут и начался его трагический путь в поисках того, что он потерял. А нашел он гораздо больше внимания, но совсем иного качества, к которому он был не готов.

Теперь непосредственно о фильме. Такая невысокая оценка была поставлена мною за то, что я, пожалуй, не верю ничему из того, что пытались донести. Все эти эпические рассуждения, анимационный ряд в духе 90х - 2000х только раздражал, словно пряча под собой что-то важное. Кобейн был, есть и будет просто кормильцем всех этих людей: начиная от звукозаписывающей компании и заканчивая близкими, а здесь нам демонстрируют, что кому-то до него было дело, как до простого человека. Возможно, это было так только в раннем детстве и для его бывшей девушки, когда он ещё не был знаменит. Кстати, единственными, кто показались мне открытыми в морально невыгодной себе правде, это мачеха и отец Курта Дональд Кобейн. В остальном, фильм пропитан американской наивностью и лицемерием, которое тянется за Куртом по сей день.

Ставлю 4 только за те прекрасные архивные видео детства Курта и Фрэнсис.

4 из 10

14 мая 2015 | 18:42
  • тип рецензии:

После просмотра не хотелось ни с кем говорить. Вышел из кинотеатра. На часах 23:30. Подходящим выбором стало пойти пешком. Ночная улица, шум города умиротворяли.

В фильме не рассказывали о Курте. Это были как-будто воспоминания о твоем добром друге. Я пытался понять что его мучает, я смеялся над его ребячеством. Как раз дорога домой помогла хоть как-то связать мысли вместе. Но всё равно сейчас сложно описать полное впечатление. Это молчание. Ничего более.

Понравилось и то, что в зале кинотеатра нас набралось человек десять. И мы смотрели хронику нашего друга. После титров хотелось аплодировать, но было не кому. Не было того, кого бы я хотел поблагодарить за пережитые эмоции.

Первой мыслью было лишь то, что хотелось выпить.

Возможно, всё дело в том, что я впервые посмотрел чью-то биографию, возможно дело в 'эффекте концовки'. Эта рецензия что-то типа записки, дневника. Я не хочу этого забыть.

Хочется ещё чего-то добавить, но вертится лишь несколько претенциозная фраза 'В этом фильме не рассказывали о Курте, Курт рассказал о себе'. Я на два с половиной часа стал его другом. Вот дописал и подумал, ведь получились лишь печальные выводы. Нет. Он был клевым. Я хочу запомнить те счастливые моменты, что пережил вместе с ним.

Спасибо Бретту Моргену за столь искреннюю работу.

06 мая 2015 | 22:40
  • тип рецензии:

Да именно так: 'Кобейн: чертов монтаж'. Краткая предыстория.

Кортни Лав спрятала где то у себя в закромах коробку или пол комнаты коробок с записями и немного видео-фото, всеми нами хорошо любимого Курта Кобейна. Компания НВО, которая специализируется на крови и кишках, тоесть то что нужно для зрителя сейчас, согласилась снять кино, да да, еще одно документальное кино про историю давно минувших дней. Эх сколько всего я повидал про этого чувака. Кто знаком с его творчеством, которого не так уж и много осталось, после его смерти, тот тоже мог бы с этим материалом снять ЭТУ историю в картинках и с записями. У кого есть дома коробка с нирваной, может фильм глянуть, но особого впечатления он на вас не произведет. У меня коробочка имеется, там книжки разные вырезки с журналов, фенечки разные, и кассет еще куча. Тексты песен его хорошо знаю. Переводил и заучивал, потом просто уже повторял. Этот фильм посмотрел сегодня, и он вполне смотрибельный, но не торкает сильно. Все те же старые лица на экране, постаревшие. Дэйва Грола мало, вернее вообще нет. Отошел Дэйв от этого кино. И правильно сделал. Крис постарел, хотя я его и так видел, все такой же скромняга парень..Кортни все та же оторва, наштукатуренная, курит одну за одной, короче та же трэш тетка. Благодаря Курту они все стартанули, родители рады за него, ну а то что получилось, это результат Американской свободы. Свободным можно только умереть. Он тратил сотни баксов в день на наркотик, это было видно и по нему тоже. Никто ничего не сделал. Он просто убежал с клиники. А так от опиатов не лечат - это точно. Там надо валятся месяцами пристегнутым к кровати. А с его синдромами, то вообще неизвестно сколько. Это не Берроуз, который писака, все всем рассказака. Одно дело, когда человеку 27 лет и он потерян, и когда 40+ лет то он уже стабилен как бы. Что бы там до того он не употреблял. Короче довели Кобейна до ручки, попиарились, и так и живут, им этого достаточно. Семью его особо нельзя винить. Кортни - могла что то сделать. Группа - это одно, они разбежались быстро потом. Криса тоже нельзя винить, он его друг ближе чем Дэйв. Грол вообще красавец. Создал группу классную. С Нирваной никак не пересекался после того. Дэйв, я считаю самый молоток из них из всех. Талантлив безусловно. Котрни надо было бы после всего наказать, а она продолжает пиариться на прахе супруга. Дочь выросла, но чет думаю ничего с нее не выйдет, и много с мамкой времени провела.

Фильм этот ничего не раскрывает. Хотели быть наедине с Кобейном - у Вас было для этого дофига времени. Музыка главное - все остальное фигня. Кстати саундтреки все нирваны в фильме. Зарисовки графические по текстам с блокнота, ну как бы я это все так и представлял еще 15 лет назад. А показывать все старые лица и чего то там рассуждать, ну надо было как Гас Ван Сент - снять киношку, авторскую, что б даже музыка была не нирваны, тогда возможно это имело бы успех. А так ну очередное ниочем. Можно смотреть тем кто не в теме, можно юным фанатам. А кто в теме давно уже, можно и пропустить, ничего не будет. Лицензию я бы не купил. Ну постарались с кусочков что то слепить, ну поставлю галочку вам. Типа как то вот так, может мы стареем все, может еще что, хз.

5 из 10

и то из-за пары тройки неизданных материалов, с того блокнотика, хотя сомнения терзают все равно, что-то тут не то.

02 мая 2015 | 12:27
  • тип рецензии:

Калейдоскопность образов, цвета, ноты, чувства, эмоции.

Наравне с историями рассказчиков, анимация рисунков и мыслей играет с восприятием и даёт ощущение погружения в миры особенного человека. Человека, который умел и хотел любить. Человека, который продолжает провоцировать и вдохновлять спустя больше двадцати лет после смерти.

В интервью Бретта Моргена сказано о том, что, когда он включил куртовскую запись 'чёртов монтаж' и стоял в наушниках посреди его картин, дневников, кассет, гитар, обуви, он поймал себя на мысли, что в этот момент Курт был ему ближе, чем друзья. Во время просмотра этого фильма ловишь себя на подобном. И это цепляет.

Вовсе не обязательно быть трушным фаном, чтобы познакомиться с сей отличнейшей картиной.

p.s. У меня только один вопрос: эммм, а где же Дэйв?

27 апреля 2015 | 21:57
  • тип рецензии:

Что увидели вы? Я увидел не живой монтаж о зародыше:

Как если бы в небе парила комета, чтобы сгореть, но прежде оставила за собой музыкально-чувствительный след.

Здесь актуальней смотрится мультипликационная документалистика. Кадры мульта получились в сто раз интересней и лучше, нудных разговоров окружения за кадром! Качественная мультипликация весьма освежила и разбавила пленку. Вот на чем стоило сделать акцент, снабжая рисунками, подписям - отснять мультик целиком.

Здесь есть ценные материалы, но бессмысленные, которые словно должны открыть личность человека, но не тут-то было.

Зачем и для кого был снят 'монтаж'? Но самый главный вопрос - О ком он? О чем? Да, да вы не ослышались, о чем заставляет подумать и что конкретно остается в голове, после?

Мысль теряется, суетливо переходит от сути к формам все вместе сперва и ничего потом, кроме остывшего тела на полу.

Прошелестели по фактам и думаете утерли нос? Собрать раздробленные факты-вещи, оставшиеся от человека в виде пленок или сухих тетрадных листов, не значит возродить человека или освятить его прошлое существование. Не самый съедобный фарш с безвкусным составом. Прошлое - останется в прошлом. Только люди вспоминающие о нем находятся в настоящем и его нет среди них. Нет его голоса, лишь записи тех лет.

Почему никто не говорит о его чувствах? О сочувствии к нему? О том, как много он работал и держался несмотря ни на что до последнего. Каким был молодцом несмотря на боль и душевные терзания? Несмотря на холодность общества. Почему мы не слышим о том, как застенчив и добр он был?

Не пропадало чувство грязи вокруг музыканта, его словно все больше охватывало ощущение дискомфорта. Окружающее общество было слишком жестоко для его чувственной натуры. Жесткие люди, как та же почва сквозь которую пробился росток его таланта. Был бы ли он кому-то действительно важен без песен, альбомов и денег?

Настоящим с горой личных проблем, неуверенностью, склонностью к переживаниям и пессимистичным раздумьям? Нельзя переделать того, кто таким рожден, а это человеческая натура, которую можно либо принять, либо отвергнуть - уничтожить.

Общеизвестный факт вокалист страдал депрессиями о чем свидетельствовали его песни, выражала мелодия - общее настроение лирики. Здесь никаких загадок нет. Жил был человек, чья музыка для него была личным благом, любил находится в семье, страдал зависимостью. Чувствительный блондин-интроверт с сигаретой в руках, гитарой, раздумьями и голубыми, голубыми глазами.

19 августа 2015 | 20:51
  • тип рецензии:

Нет лучше документального фильма, чем Чёртов Монтаж. Нет, ребят, серьёзно, это потрясающий фильм. Сильно. Очень погрузило в фильм. Забыли о своих проблемах, прониклись чужими. Мурашечный.

Чертов монтаж: это лучшая документальная работа наших дней. Колоссальная работа, уникально-удивительные материалы. Утро после просмотра стало другим.

Творить, жить и любить. 

«Кобейн: Чертов монтаж» — это как новый альбом Nirvana, который ты ждал 21 год. Прошло уже много времени с того злополучного 1994 года, но твой друг снова рядом — шутит, кривляется, поет, кричит, ругается матом, ломает музыкальные инструменты и мечется по сцене, а зрители заворожено смотрят на это и прыгают от радости и от любви. Чувство невероятного вдохновения и радости от встречи со старым добрым другом, который помогал тебе взрослеть — именно эти ощущения дарит просмотр этого фильма. Есть вещи, которые ломают твой детский мир и остаются с тобой навсегда, как песни Нирваны!

Курт для меня символ того, что я себе не могу позволить или просто не могу. Человек, для которого свобода, - это не просто слово. Он всю жизнь делал все, что хотел - наркотики, алкоголь, никаких ограничений и т.д. Для кого-то Курт рок-звезда, для кого-то он абердинский неудачник, любящий отец, семьянин или просто основатель гранжа. А для меня он был и остаётся простым парнем, не раскрученной звездой средствами массовой информации, чья музыка помогает в самые трудные моменты жизни. Nirvana ещё долго будет доноситься из динамиков моих колонок в те дни, когда будто рушится мир, и только ЕГО музыка может помочь. 

Фильм не только неординарный в отношении режиссуры (об этом надо писать отдельно), но просто очень честный!  Картина Бретта Моргена действительно уникальная вещь, и именно тем, что без Кортни Лав не было бы этой картины. Отдав ключи от хранилища личных архивов Курта, она положила начало этого фильма. Собрав воедино материалы из архива Курта Кобейна, до этого не представлявшиеся широкой публике, и взяв откровенные интервью у его близких людей (родителей, первой девушки, жены, коллеги по группе) Морген попытался понять этого человека, составить наиболее полный портрет звезды группы «Nirvana» и проследить его путь от малых лет до кумира миллионов. В фильме очень привлекает включение анимации, когда, например, показывается жизнь Курта-подростка, или в те моменты, когда рисунки и записи Кобейна представляются в виде анимированных персонажей, они как бы оживают. Чудесно сделанные фрагменты анимации еще больше погружают в мир фантазий Курта, его страхов, болей, его любви - рисунки Кобейна участвуют на протяжении всего фильма. Все просто: без моралите, без оценок, без «подталкивания зрителя к правильным выводам», без попытки анализа на тему, кто тут наркоман, что это было и кто кого убил.

'Курт Кобейн. Чертов Монтаж' — редкий успех современного документального кино. Сор и сюрр, из которого росли его песни, грязь и нищета, мучение и труд, слава и деньги, беременная и обдолбанная Кортни, страх, отчаяние и вечность на кнопке автоперемотки. А Курт Кобейн, по канону священномучеников масскультуры 20 века, навсегда останется молодым, смелым и честным. Кажется, таких уже не делают.

Когда один талантливый человек снимает о жизни другого талантливого человека фильм - почему-то удается избежать пошленьких сенсаций, копания в грязном белье и раздутой базарной драмы. 'Скандальные кадры' домашней съемки Курта и Кортни здесь - сухая констатация факта, да и вообще, весь фильм, по сути- череда протокольных фактов. Но именно в таком подходе чувствуется удивительная деликатность, с которой режиссер показывает жизнь музыканта. Его рисунки, черновики, кадры детских съемок - все это показывает нам не больше необходимого, вместе с тем, фильм словно бы обнажает душу музыканта, и это очень болезненная обнаженность.

Эта болезненная 'вывороченнось души' не имеет ничего общего с выставлением грязного белья на всеобщее обозрение, мы лишь понимаем, какой сложной и духовно обнаженной личностью был Курт Кобейн. 'Человек без кожи' - он воспринимал мир в сотни раз больнее; абсолютно неумышленно, боль ему причиняла даже семья. А он отвечал на свою боль и боль мира, которую чувствовал, своим исступленным творчеством, только так он мог бороться, только так он мог жить. Исключительно документальные материалы, только очевидцы событий - никаких вымышленных или притянутых за уши фактов или персонажей.

Фильм многогранен: с одной стороны - открывает вроде бы нам 'богатый внутренний мир Курта Кобейна', с другой стороны - решать нам, так как режиссер в этом фильме как бы полностью самоустранился. Его личные суждения остаются за кадром, нам предлагается лишь монтаж кадров из жизни мистера К. К. в хронологическом порядке. В месте с тем, финальные кадры, точнее, один, финальный аккорд, в котором нам сообщается о смерти Кобейна белыми буквами по черному фону экрана, делает фильм Реквиемом по Кобейну, по его гению. Никаких излишних эмоционирований по факту гибели Курта, что тоже очень порадовало. Это и так всем известно и обглодано со всех сторон.

Ничего трогательнее, чем хоум-видео Кобейнов в ванной я в жизни не видела, - никакие котики даже рядом не валялись. Чистейший прелести чистейший образец!

'Чаще всего я пою прямо из своего желудка. Прямо оттуда, где сконцентрирована боль.'©

Я люблю тебя, люблю твою музыку за непередаваемую смесь раскаленности подростковой агрессии, наивности маленького ребёнка и скептицизма взрослого и мудрости старика. За всё непередаваемое, за все эти свёрла внутри, за то, что ты просто был. Спи спокойно, Курт. Ты снова заставил мое сердце ёкнуть.

Я очень советую всем, пока есть возможность, сходить на ограниченный показ документального фильма 'Кобейн: Чертов монтаж', который знакомит не с Кобейном-иконой-гранжа и не Кобейном, поросшим мифами, а истинным Куртом, и от этого, поверьте, по телу бегает табун мурашек и ком в горле.

А ещё удивила меня именно атмосфера в зале. При полном зале такой тишины и внимания к происходящему на экране я не припомню. Это потрясающе, честное слово. Очень приятно было увидеть людей, разделяющих твои интересы. Я знаю, что они есть, но как сильно трещепет душа, когда встретив в коридоре человека в кедах или футболке, с гитарой за спиной или с шипами, ты знал, что этот человек — твой друг, незнакомый, но друг. Потрясающий контингент: все схожие внешне, но все такие разные. Зал буквально погрузился в атмосферу 90-х. В конце фильма даже были аплодисменты, и это обязательно.

Спасибо, всех люблю.

10 из 10

03 мая 2015 | 21:45
  • тип рецензии:

Прежде всего хочется отметить плюсы этого фильма. Несмотря на продолжительность два с половиной часа, фильм смотрится на одном дыхании. Время совсем не чувствуется. Такое ощущение, будто прошло минут сорок. Отдельно хочется отметить работу мультипликатора. Респект и низкий поклон художнику. Анимация отлично передает дух Кобейна. Отдельное спасибо Бретту Моргену, а также друзьям и родственникам Курта за эксклюзивные кадры семейной хроники и дневников музыканта. Несомненным плюсом является и отсутствие дубляжа. Приятно слышать оригинальный текст, ощущать тон голоса и интонацию участников. К плюсам я отношу и интервью режиссера после окончания фильма. Это на самом деле здорово дополняет общую картину.

К сожалению, Морген, говоря в своем интервью, что представил настоящего Курта, на самом деле показывает лидера Нирваны не таким, каким он был, а таким, каким его было удобно представить родственникам и друзьям. Никому не хочется признаваться, что они думали лишь о себе, были безответственными и жестокими. Гораздо проще мягко намекнуть, что Курт был психом и наркоманом. Они теперь белые, мягкие и пушистые, а Курт мертв.

Первое несоответствие, которое сразу бросается в глаза, - это описание Вэнди Абердна. Она рассказывает о том, каким приятным для жизни и благополучным был Абердин 70-х годов, как здорово было растить там детей и как город нравился ее детям. И ее можно понять. Вряд ли кто-то захочет поведать миру, что жил в беспросветной дыре. Но давайте обратимся к другим источникам.

'Абердин, штат Вашингтон - небольшой (численность населения - 16,660 человек) захолустный городок, что находится милях в ста юго-западнее Сиэтла и знаменит своим гигантским трейлерным парком, а также многочисленными борделями. Абердин середины шестидесятых - город повальной безработицы и унылого дождливого климата...

В городе доминирует лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленности, вернее - это единственное, что здесь имеется. Но дела с каждым годом все ухудшаются, и вынужденная безработица превратила Абердин в город-призрак...

Процент самоубийств в Gray Harbor County (дословно переводится как 'Графство Сумрачной Гавани') наивысший в стране, в городе вовсю процветают алкоголизм и наркомания.' ('Жизнь и Смерть Курта Кобэйна', том I Жизнь, 1996).

'Этот город никогда не считался богатым, но настоящие экономические бедствия обрушились на него в середине семидесятых - как раз в то время, когда развелись родители Кобейна. Нельзя согласиться с тем, что процент самоубийств в штате Вашингтон намного превышает средний уровень по стране. Но никто не опровергнет того факта, что в Абердине и Хокиэме количество психических заболеваний и нервных расстройств гораздо выше среднего. Главным образом это происходит из-за экономических проблем и чувства беспросветности, вызванного постоянным безденежьем.' ('Nirvana и саунд Сиэтла', Бред Моррелл, 1996)

Думаю, одно осознание факта, в каком месте и при каких обстоятельствах парню приходилось расти, уже помогает понять его глубже. А что же сам Курт говорил о своем городе?

'Нам осточертело тащить на себе этот имидж захолустья, страшной дыры, в которой мы проводим свои дни. Да вы и сами знаете, что Абердин - символ деревенщины и глухомани - есть в каждом штате США.' (Курт, 1991 / 'Курт Кобейн и Кортни Лав в собственных высказываниях', Ник Вайз, 1996)

Разумеется, это не единственное расхождение между мнением людей, которые окружали Курта, мировосприятием самого Курта и действительностью. Все это довольно субъективно, но одно я могу сказать точно, Курт, которого знаю я, во многом не похож на того парня, которого нам представил Морген. Кобейн Моргена выглядит психом и наркоманом, который большую часть своей жизни провел под кайфом. Если Вы не относите себя к экспертам по Кобейну, просто поверьте на слово, он таким не был. Он был очень вдумчивым молодым человеком и осознавал свою ответственность перед многомиллионной армией фанатов. Пресса охотно спекулировала на его имени и раздувала скандалы с наркотиками даже там, где их никогда не было.

'Сейчас я даже не пью, так как это разрушает мой желудок. Состояние моего здоровья просто не позволяет мне принимать наркотики, даже если бы я очень этого хотел. Я слишком ослаб. Наркота - это лишь бессмысленная трата времени.' (Курт, 1992 / 'Курт Кобейн и Кортни Лав в собственных высказываниях', Ник Вайз, 1996)

'Я никогда не старался выставлять напоказ свое пристрастие к наркотикам. Наоборот, я всегда стремился спрятать его как можно дальше от посторонних глаз, чтобы какой-нибудь пятнадцатилетний подросток, который увлечен нашей музыкой, не подумал, что принимать героин - это круто. Я убежден в том, что люди, прославляющие наркотики, являются гребаными засранцами, и если где-то есть ад, то их место, безусловно, там.' (Курт, 1993 / 'Курт Кобейн и Кортни Лав в собственных высказываниях', Ник Вайз, 1996)

К минусам этого фильма я бы отнесла то, что в фильме много цитат из прессы о Курте и почти нет его собственных цитат. Не важно, что о нем говорят другие. Чтобы понять человека, нужно, прежде всего, слушать его самого. Безусловно, жаль, что в фильме не показали взрослую Фрэнсис. В младенчестве родители охотно ее снимали, но после смерти Курта у Кортни развилась фобия, что девочку могут похитить, и она тщательно скрывала ее от прицелов камер. Что ж, это ее право.

К минусам я бы отнесла и внезапную концовку. Впрочем, такую же внезапную, как и безвременный уход Курта. Такая жирная точка. Покончил жизнь самоубийством. Как известно, есть и другая версия - убийство. И поскольку я отношусь к тем людям, которые придерживаются версии с убийством, считаю, что имело смысл хотя бы упомянуть об этом. Но ведь самоубийство - это так удобно. Подходящий конец для психа.

В целом могу сказать, что это очень достойная работа в жанре документального кино. Стоит ли посмотреть? Если Вы считаете себя знатоком жизни и творчества Кобейна, обязательно стоит. Вы увидите там то, что хорошо знаете, и прочтете между строк то, о чем упорно молчит режиссер. А если Вы ничего не знаете о Кобейне, тоже стоит. Этот фильм поможет всего за два с половиной часа узнать о группе, которая внесла свой неоспоримый вклад в развитие современной рок-культуры, достаточно для общего развития.

9 из 10

02 мая 2015 | 16:52
  • тип рецензии:

Come as you are, as you were

Кровные узы - ничто

As I want you to be

Ненавидь себя

As a friend, as a friend, as an old enemy

Презирай этих человекоподобных личинок, бездумно поглощающих кислород

Take your time, hurry up

Они полюбят за это еще сильнее

The choice is your, don't be late

Сильнее и преданнее, чем самих себя

Take a rest as a friend as an old memoria

Через страдание рождается творчество чистейшей пробы

Come dowsed in mud, soaked in bleach

Твой больной желудок поможет сочинять, но уничтожит тебя изнутри

As I want you to be

Сгореть в одночасье – отличная идея

As a trend, as a friend, as an old memoria

Но не сейчас, не сегодня…

And I swear that I don't have a gun

Твой дробовик уже заряжен

No I don't have a gun

Побудь безоружным еще немного…*

В бутылочно-тусклых, будто вылинявших тонах анимированных вставок, в отрывках видеозаписей, в хрипловатом звучании аудиодорожек Курт Кобейн восстает из мертвых словно Феникс из пепла. Жизненный путь гранж-идола конца XX века выстроен в хронологически-правильном порядке, но даже такая внешняя приглаженность не способна угасить то бунтарство, которое составляло оплот мировоззрения одной из самых противоречивых личностей, существовавших на музыкальной арене. Создатели «Монтажа» ограничились интервьюированием только тех людей, для которых идол миллионов был обычным человеком без прикрас и ореола назойливой славы: члены семьи, первая официальная девушка Трейси, бессменный соратник по группе Крист Новоселич и, само собой, горлопанка из «Hole», которую в равной степени ненавидят и превозносят именно за связь ее имени с именем лидера «Нирваны». В «Монтаже» не нашлось места выхолощенным фразам именитых журналистов, вердиктам падких на пиар ведущих телешоу, эпитафичной лжи светских аналитиков и тому подобной чуши. Сидевший в режиссерском кресле Бретт Морген отсек шелуху домыслов от подлинной основы, помогающей глубже познать истинное «Я» человека, который, следуя дурному примеру своих предшественников, в расцвете лет пополнил состав печально известного «Клуба 27».

При всей документальной насыщенности ленты, создатели сумели избежать подчеркнутого формализма, отравляющего кадр излишне серьезным, труъ-фактичным подходом – от воздействия оного даже пышущие креативом режиссерские задумки зачастую оборачиваются зевотным околорепортажным фуфлом, способным привлечь лишь оголтелых библиофилов. Плод кропотливого труда американца Моргена представляет собой завидную по разнообразию тессеру из уникальных фото-, видео- и аудиоматериалов, отражающих трансформацию некогда мальчика-миляги, лишенного родительского тепла, в человека страдающего, мучимого болями физической и душевной, ненавидящего себя и то, что его окружает – городок Абердин, неискоренимые людские лживость и лицемерие, семью, что готова оставить на произвол судьбы в те моменты, когда нуждаешься в поддержке наиболее сильно, остро, отчаянно. Именно ненависть и уход в себя, в мир допингов и творчества, составляли ядро стиля «Нирваны», являя собой выкристаллизованную злободневность, голос, в котором нуждалось доселе молчащее «недовольное» поколение. Курт, что улыбался и слал воздушные поцелуи, будучи маленьким белокурым ангелочком, и тот, кто нарек себя шутливой кличкой Курдт, патлатый, скачущий по сцене в вылинявшем свитере, бубнящий в микрофон свой шаманский рипит: «Hello, hello, hello, how low?» - оба они будто на картинке про «До и после», разделительной полосой на которой служат пощечины от естественного отбора, именуемого жизнью, в которой всё «по Дарвину» – кто-то сломается, кто-то выстоит, но прежним ты уже никогда не станешь, личностная эволюция есть процесс необратимый.

Становление гласа NEXT-поколения, тенденции его чаяний и отчаяния: по ходу просмотра первых становится все меньше, а второе набирает силу со скоростью формирования грозовой тучи. Тот ужас, когда понимаешь, что пустеешь, но пополнять оскудевшие запасы нечем и неоткуда. Когда подходишь все ближе к своему собственному Рубикону и нет ничего, что перевешивало бы груз, побуждающий сделать последний шаг. Трагедия личности доносится камерно, с тем постфилософствованием и доверительностью, которые оказываются действеннее апломбовой подачи. Режиссер сделал, пожалуй, лучшее, что можно было сделать с имевшимся на руках материалом: не пытался сглаживать острые углы, а показал все, так как есть, без пропускания через множественные фильтры цензуры, модных веяний и стремления выдать желаемое за действительное. В ходе создания фильма Бретту Моргену, думаю, приходилось не раз наступать себе на горло, дабы не примешать свой субъективизм к общему беспристрастному настрою ленты. По сути «Монтаж» после финальной обработки зажил собственной жизнью, как это зачастую происходит с литературными персонажами, в которых автор вдохнул жизнь, наделив правдоподобностью черт, а дальше уже лишь следует за ними, будучи ведомым, а не ведущим.

К сожалению, на фоне законченного, интроориентированного портрета «Кобейна…» чужеродным элементом смотрится финальная часть фильма, отведенная под интервью с режиссером – именно оно оказалось той парадоксальной ложкой дегтя, не доносящей особой информации, а представляющей собой до обидного селфовый панегирик, с отсутствием которого картина только выиграла бы. Безусловно, никто не умаляет заслуги Моргена в том, что зритель увидит Курта не только замкнутым, одержимым фобиями и наркотой человека, но и тем, кто умел тонко и глубоко чувствовать человеческие слабости и недостатки, но простить их, увы, был не способен. Однако скромность, являющуюся незыблемым украшением, тоже никто не отменял, и посему, когда Бретт Морген в очередной раз принимается расхваливать собственные эмоции при обнаружении «сокровищницы от Курта» и едва ли не похлопывать по своему щегольскому пиджачному плечу в стиле «какой молодчага!», становится ощутимо не по себе, ведь «Чертов монтаж» - это все-таки кино про одного человека. Про одного, но для многих.

* данный отрывок рецензии является не переводом песни 'Come As You Are', а всего лишь попыткой автора передать эмоции исполнителя и его фирменный стиль

01 августа 2015 | 17:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: