Совсем иного сюжета я ожидала от фильма, купившись на постер и название. Я ожидала мистики, обратив внимание на необычайно яркий зеленый глаз девушки на постере. Ожидала чудовища в истинном понимании слова, монстра Франкенштейна. А на деле я получила фильм в духе «Джен Эйр» или «Грозового перевала». Только гораздо преснее. Это история с претензией на готику, с нотками философии, о любви, о свободных нравах, о разочаровании, об иллюзиях, крушениях надежд и испытаниях. Восхищенная историей любви свободолюбивых родителей, Мэри Шелли мечтает о том же самом. Ей наплевать на устои общества. Таковы ее идеалы. И когда на горизонте появляется красивый молодой поэт и она влюбляется, ее не останавливает даже его брак. Но постепенно Мэри понимает, что идеалы свободы хороши только в лозунгах, а жить с мужчиной и делить его с другими женщинами не доставляет ей никакого удовольствия.
Но зато пережитые испытания дают ей вдохновение на историю о монстре Франкенштейна. В нее она вкладывает все свои переживания, размышления, свою боль, разрушенные надежды, и получается настоящий шедевр. Мне понравилась мысль отца Мэри о том, что нужно перестать копировать кого-то, когда пишешь книгу, а показать себя через нее. Когда Мэри начинала свой творческий путь, у нее не хватало жизненного опыта, чтобы создать что-то выдающееся. Но перенесенные испытания закалили ее характер, а с помощью своей книги она выплеснула всю испытываемую боль. Когда же пришлось бороться за издание книги под настоящим именем, Мэри снова пришлось бороться. Издатели отвергали книгу от автора-женщины.
Обобщая, скажу, что фильм пресноватый, но и не совсем уж скучный. Я никогда не упускаю возможности пополнить свои знания фактами истории, и в этом плане я рада, что наконец узнала о судьбе автора легендарной книге о Франкенштейна. Также визуально фильм смотрелся неплохо. Если и был затянут, то это компенсировалось некоторыми удачными сценами и иногда яркой игрой актеров. Также фильм хорош тем, что я совершенно не знала, чем закончится тот или иной эпизод, не знала ничего о Мэри Шелли. Советовать кому-то этот фильм не осмелюсь, но и о просмотре не жалею.
История Мэри Шелли, создательницы одного из первых и самых известных романов жанра ужасы под названием «Франкенштейн или Современный Прометей», казалось бы, является материалом для серьезного биографического кинотруда. Одинокая, упрямая и свободомыслящая девушка влюбляется в писателя Перси Шелли, который известен за свои радикальные взгляды и разгульный образ жизни. Сон разума, как известно, рождает чудовищ и, вероятно, отпечаток жизни с эксцентричным поэтом и послужил одной из ветвей вдохновения монументального произведения. В какой-то степени «Красавица для чудовища» действительно об этом повествует. Совсем чуть-чуть, если рассматривать относительно всего хронометража. Возможные причины создания книги «Франкенштейн» в киноленте являются не более чем сносками к известному произведению и отступлениями от основного сюжета, который в свою очередь весьма драматически инертен и напоминает скорее статью из «Википедии»: родилась – влюбилась – вышла замуж – пострадала – написала книгу – добилась успеха.
Сценаристы «Красавицы», кажется, были разочарованы в личности Мэри Шелли. Почему-то её жизнь фильтровали через объектив современности и нетрадиционный образ жизни (заметьте, нетрадиционный – вовсе не есть плохой) представлен ошибкой. За ошибку приходиться расплачиваться семейными страданиями, смертью, сексуальным насилием и т.п. Даже сцена, которая должна была вроде как для фильма стать ключевой, т.е. поездка в поместье лорда Байрона, где и была рождена задумка «Франкенштейна», представлена в формате мрачного похмелья понедельника. Внутренняя жизнь Мэри к тому моменту уже разрушена, а внешняя… что ж, кроме как демонстрировать страдания и прибывать в иллюзиях от любви к Перси экранная Мэри ничего особо не умеет. Даже её внутренний расцвет после создания «Франкенштейна» не тянет на катарсис, так как героиня к тому времени является лишь высосанным из пальца драматизированным образом «девушки с проблемами».
Сценарий постоянно прорывается через семейные ссоры, поэтические и мелодраматические сцены примирения и вполне обоснованные подозрения Мэри о перспективах её жизни с Перси. Несмотря на хороший монтаж, общую атмосферу романтики, а также внимание к деталям костюмов и декораций, зачастую «Красавица» кажется поверхностной, как какая-нибудь мыльная опера. Наркотики и секс, доминирующие в декадентской обстановке жизни Перси и Мэри, вероятно, способны внести искру в сценарий, но даже с этими противоречивыми элементами любви «Красавица для чудовища» всё равно ощущается утомительным благополучным визуальным романтическим романом.
Эль Фаннинг с бледным личиком и прекрасными глазами почему-то в роли Мэри слишком жесткая и сдержанная. Как показали её предыдущие фильмы, Эль может быть чудесной интуитивной актрисой, чувствующей образ. Однако роль Мэри Шелли, как мне показалось, была для неё неудобной. А когда сценарий доходит до феминистского «спича», так образ вообще рушится и становится слишком современным. Дуглас Бут, конечно, обаятелен в роли распутника Перси Шелли, хотя такое чувство, что он словно проходил кастинг для каких-нибудь «Сумерек». Оба этих симпатичных внешних актера очень хорошо гармонируют в совместных сценах, но не в состоянии принести какую-то реальную химию. В «Красавице» отметилась также и Мэйси Уильямс, чья роль заключалась в паре эпизодов без очевидной цели.
Увы, как мне показалось, «Красавица для чудовища» не рассказывает о главном – о трансформации характера главной героини после издания «Франкенштейна». История скандальной любви и последующие жизненные вызовы, строго говоря, не так изящны, как подтекст о феминистке, опередившей свое время. Слишком много времени уделяется и откровенно лишним аспектам запретного романа с господином Шелли, что напоминает обыденную мелодраму. Иными словами, упрощенный подход к жизни писательницы – не столь убедительный аргумент для рекомендации к просмотру тем, кто ждет полноценной истории о личности творца. Вечный шедевр о Прометее и его настоящем авторе в «Красавице» выглядит лишь метафорой паршивого брака, где все привлекательные кусочки кинотрупа сшиты вместе, да только электрический ток забыли провести.
Юная Мэри симпатична, бедна и умна не по годам в свои 16 лет. Она живет в Лондоне, дни напролет проводит в отцовской книжной лавке за чтением книг про призраков, страдает от нападок мачехи и в любую свободную минуту бежит на живописно засыпанное листвой кладбище, чтобы посидеть на могиле матери.
Экранный рассказ о будущей «матери» Франкенштейна Мэри Шелли мог бы стать настоящим готическим триллером, страшной-престрашной сказкой, - учитывая, что ее реальная жизнь была как минимум не скучной, а авторы сценариев никогда не скованы требованием строго придерживаться хронологии и исторической правды.
Вместо этого создатели фильма «Красавица для чудовища» (отдельный пламенный привет российским прокатчикам за такое вычурное название) пошли по тернистому пути старательного, но скучноватого байопика.
Экранизация получилась добротной, но затянутой и немного театральной: Эль Фаннинг (Мэри), изображая страстность и непокорность, старательно таращит глаза в диалогах, Дуглас Бут (Перси Шелли) обаятелен, но не более того, и даже лорд Байрон - просто гнусный тип в меховой горжетке.
Нам пытаются показать мучительное рождение одного из величайших монстров в мировой истории культуры, постепенное явление его таинственных черт из небытия, но вместо волшебства и ужаса мы видим просто юную девушку, одураченную пылким талантливым болтуном (каких много во все времена) и скованную строгими правилами тех лет.
Интерьеры красивы, осенняя природа божественна, стихи, звучащие то и дело, прекрасны, но никакой химии между героями не случается, и сценарные повороты выпирают из картины словно скобки из тела Франкенштейна: вот он и она сбегают от ее отца в нищую квартирку, вот Мэри беременна, а вот она уже с ребенком. Вот ей снится сон про монстра, и на краткое мгновение потустороннее раздвигает тесные рамки фильма... но тщетно, дальше снова начинаются плоские бытовые картинки.
На самом деле, в голову сразу приходят две параллели - это, конечно, «Багровый пик» Гильермо дель Торо, который является самой совершенной страшной сказкой из всех, когда-либо показанных на экране, и «Джейн Остин» - костюмированный байопик 2006 года с Энн Хэтэуэй и Джеймсом МакЭвоем. В нем создателям удалось воплотить то, что, наверное, хотели сказать и авторы фильма о Мэри Шелли. Картина, в оригинале называющаяся Becoming Jane, очень точно отражает основу сюжета - превращение обыкновенной мисс Джейн в ту самую Остин, которую мы все знаем спустя столетия.
У фильма про Мэри Шелли есть лишь одно существенное достоинство. Сквозь пафосную риторику о нелегкой судьбе угнетаемого слабого пола проглядывает скромный, но весомый подтекст - многим неглупым девушкам во все времена приходится рассчитывать только на себя.