Уму непостижимо! Тогда,когда я смотрел в начале нулевых первую часть приключений Борна - «Идентификация Борна»,то даже представить не мог, что несколько лет спустя шпион в исполнении Мэтта Деймона сумеет превзойти не только Итана Ханта,но и Джеймса Бонда. И это при том,что он уступает «старшим братьям» в обаянии, мертвецки серьезен, лишен всяческого чувства юмора и какой-либо самоиронии. «Идентификация Борна» Дага Лаймана вывела формулу «уязвимого супергероя» - крутого парня,способного одним движением руки свернуть шею любому,одновременно страдающего от целого букета разнообразных комплексов и проблем. И основная из них – амнезия, сопровождающая «до краев» несвоевременной рефлексией. Ведь похоже, что на его совести немало темных дел.
Причина успеха – умный сценарий Тони Гилроя и фантастическая режиссура Пола Гринграсса. В самом деле, большинство современных боевиков сложно воспринимать всерьез! Зачастую авторы и сами словно подмигивают зрителю : «Ну вы же понимаете, что все это не на самом деле»,- а порой несут чепуху, нисколько не стесняясь сюжетных дыр и откровенных глупостей. Сериал по мотивам книг Ладлэма не только существенно выгодно отличается от остальных – он вдохновил новую жизнь в жанр шпионского боевика. И вероятно,не зря обновленная линейка «бондианы» так подозрительно похожа на «борниану», ключевое слово тут «эффективность». Настоящий шпион не обязан шутить и обольщать сногсшибательных красоток, его работа далека от глянцевых стандартов гламурного воображения. Здесь важно найти компромисс между реальностью и головокружительными приключениями, сделать так, чтобы у любого зрителя захватывало дух и не возникало ощущение будто его держать за дурака.
Сиквел, «Превосходство Борна», снимал уже другой человек, Пол Гринграсс, который малость сбавил градус зрелищности, пожертвовав ею во имя большей вовлеченности. Слегка дрожащая «ручная» камера, более трагичный сценарий, московская зима - «Превосходство» вновь пронзил успех, причем не только кассовый, но и у кинокритиков, которые в полной мере высоко оценили призрачно артхаусную мрачность продолжения. Третья часть получилась на все сто. Фильм стремителен и энергичен от первых до последних секунд, экшен потрясающе великолепен, а манера съемок и монтаж Гринграсса придают картине сверхреалистичный, даже документальный вид. В «Ультиматуме» Гринграсс забрел в «золотую середину» - «черное» и «белое» сплелись в едином потоке в мощный, взрослый, наэлектризованный эмоциями боевик с умопомрачительной драматургией и захватывающим экшеном. По поводу последнего в фильме вообще можно говорить очень долго, восторженно вспоминая каждое мгновение фильма. Сцены действия поставлены и смонтированы крепко,брутально,плотно,убористо, будь то напряженнейший эпизод на вокзале Лондона, где Борн на расстоянии руководит действиями своего информатора-журналиста, попутно избавляясь от следящих за ним агентов, или скоростная погоня по крышам в Танжере – с высококлассным паркуром и прыжками сквозь тесные оконные рамы.
При этом самые зубодробительные моменты, если хотите интеллектуальны. Борн не просто дерется и убегает, он находится в постоянном поиске ярких, нестандартных решений, его враги не только вооруженные головорезы, но и лучшие мозги ЦРУ, с самыми мощными системами поиска и слежения. И делает это обворожительно превосходно. «Ультиматум» - пожалуй,лучший боевик из трилогии про Борна и один из лучших современных образцов жанра. Можно сказать,эталон! Мэтту Деймону аплодирую до страшной боли на пальцах... Такое актерское мастерство сбивает с толку.
Для меня вся трилогия про Борна, это что-то очень близкое мне. Джейсон Борн, своеобразный герой нашего времени. Он не побоялся вступить в схватку с правительственными организациями за смерть своей любимой и чтобы вспомнить свое темное прошлое, чтобы освободиться. Настоящий мужской поступок, не отступаться не перед чем, и защищаться до последних сил, но не сдаваться ни за что. 'Не прошать ни чего', может звучит не очень, но по сути это правильно, нельзя оставлять и прощать зло, его надо наказывать и предотвращать.
Я считаю, что Джейсон Борн на голову выше Джейиса Бонда, только потому, что он волен распоряжаться собой сам, решать что и как делать. А Бонд, вроде марионетки, находиться под колпаком правительственных организации, которые говорят ему кого и как убить, но при любом удобном случае избавяться от него, только чтобы спастись самим. Это фильм не только зрелищный от начала до конца, зрелищность без спецэффектов, это сейчас редкость, но еще глубоко эмоциональный, психологический фильм.
Борн переживает, что убивал людей, а ведь он не знает их имен даже. Вот где сразу видно человека разумного, а не просто машину для убийств вроде Бонда или Итана Ханта или три икса. Именно этим меня и зацепил этот фильм, что измениться ни когда не поздно, важно просто решить что для тебя важно. Но конечно, чисто по-человечески, мне его очень жакло. Чувствовать, что повинен в человеческих смертях, и в смерти своей любимой, это очень страшно. Но страшнее всего что ни чего не помнишь, не можешь найти концов.
Очень надеюсь еще не конец, ведь всего 4 книги, так что буду ждать с нетерпением 'Возвращение Борна'.
Личность Борна в свое время сделала мини-революцию в жанре, немало удивив всех, учитывая запоздавший на год релиз и пересъемки. Но у Лимана выдался на удивление четкий шпионский фильм без лишнего и с на удивление челоевеческим лицом. Мэтт Деймон оказался верным выбором на пост метущейся в поисках своего личности идеальной боевой машины.
Во второй части Дага Лимана сменил Пол Гринграсс, в чем то сохранивший генеральную линию предшественника, но в то же время исполнив свои функции режиссера с привычным полу-документальным почерком. Превосходство Борна тоже удалось, хотя четкость первой части все же ушла. И в качестве основных претензий ко второй части можно предъявить в целом не лучший макгаффин, делающий сюжет второй части необязательным с точки зрения истории и персонажа Борна. Также можно сделат кислую мину от подвижной и трясущейся съемки с обилием расфокусов и серых тонов. Хотя ряд сцен от этого несомненно выиграл и Гринграсс смог справиться с первой достойной авто-погоней в Борниане. Так что лично меня тот факт, что третьей частью рулить будет опять он, не доставил сожаления.
Ультиматум Борна жестко привязан ко второй части, даже сюжет ее фактически начинается изрядно до окончания Превосходства. Таким образом у меня даже улучшилось мнение о немного смазанном финале второй части (конец в виде сцены с раненным Борн, уходящим в неизвестность в конце второй части был бы заметно лучше, хоть и мрачнее). А так концовка сиквела фактически переехала в сюжет триквела. И в этот раз сценаристам удалось обосновать похождения Джейсона Борна лучше, к тому же закольцевав ее с первой частью.
Фильм идет практически без пауз, как скоростной поезд, проносящийся по сюжетным точкам. Экшен отлично поставлен, а география похождений главгероя по-прежнему позволяет считать Борниану мрачным путеводителем по Европе, Северной Африке и Нью-Йорку. Здесь нет дураков, и чтобы добиться своего, Борну придется не только переигрывать мозгами противника, но и полагаться на свою толстокожесть и неожиданную помощь старых знакомых-противников. Помощь, которую он заслужил.
В связи с подобным темпом фильма выросли два основных минуса третьей части. Во-первых Борн практически потерял человечность самого себя из первой части, теперь Мэту Деймону практически нечего играть. Впрочем, не ему одному. К сожалению, актерской игры Гринграсс со своей манерой съемок не смог выжать ни из кого, оставив актерам выезжать за счет фактурности. И второй проблемой триквела стало практически полное отсутствие пауз, небольших моментов, чтобы перевести дух и позволить героям не только убегать и преследовать. Опять же, в сравнении с первой частью Ультиматум тут не в выигрыше.
Тем не менее, трилогия очень удачно завершилась, с ненатянутым открытым финалом. Вторая проба пера Гранграсса удалась лучше недурственного Превосходства Борна, а это уже о многом говорит. Общей линии Борниана продолжает держаться, и покуда это происходит, Джейсона Борна можно кидать на любые невзгоды. Смотреть, как он их преодолевает, по прежнему интересно, и с некоторыми натяжками правдоподобно.
Третья часть саги о неуловимом «мстителе» атаковала зрителей со всех сторон экшеном, не только сравнимым с экшеном Дага Лаймана, но в чём-то и обогнавшего его, например, по саспенсу. Это не так удивительно, принимая во внимание тот факт, что режиссёр Пол Гринграсс на сей раз учёл свои ошибки прошлого фильма. До совершенства практически довёл он напряжённую составляющую, не позабыв и об интригах внутри организации, преследующей неугомонного Джейсона Борна.
Фильм обрёл авантюрный дух, которого так не хватало второй части, и зритель сам по себе вовлёкся в изощрённости противоборства Борна и его многочисленных соперников. Борн не только опасен, он ещё позволяет себе посмеиваться над самыми высокопоставленными чиновниками, обманывая их, как слепых котят. Здесь усматривается ещё самоирония Гринграсса, вкрапленная в краткие и залихватские бои Борна с очередным наёмником. Следует отметить, что Борн всё больше противопоставлен агенту Джеймсу Бонду в орудиях убийства. Если хвалённый мистер Бонд использует различные примочки, дабы укокошить неприятеля, то Борн просто берёт первую попавшуюся книгу и деловито убивает, не переводя духу.
Гринграсс очень удачно использовал героя Саймона Росса, настырного газетчика, чтобы отобразить в фильме одновременно и самый захватывающий экшен, и в определённой степени пародию на экшен, участие актёра Пэдди Консидайна с его комичным лицом сильно упростило задачу режиссёру, создав один из самых незабываемых иронических экшеновых моментов фильма.
Гринграсс снова сделал упор на том, что Борн движим идеей узнать правду о своём прошлом, что его уже невозможно остановить, и поэтому различная территория действия фильма, сменяющаяся быстро и резко, подчёркивает дух беглеца в Борне, но беглеца не оправдывающегося, а обвиняющего.
Борн вновь не одинок в своих планах, с ним новая девушка, готовая помочь ему дойти до финала, но отличие Борна от Бонда выражается в отношении к девушкам. Для Бонда важнее – развлечение, Борн же предпочитает придерживаться дела, понимая, что каждая минута дорога. Ведь так долго морочить голову крупной организации никому не позволено, рано или поздно наступит цейтнот, время имеет свойство заканчиваться, и поэтому Борн вечно в спешке, в движении, в ощущении перепроверки, он не может быть спокоен, хотя внешне он всё ещё соблюдает полную невозмутимость.
«Ультиматум Борна» одним своим названием проявляет суть триквела – это последняя игра в кошки-мышки, далее – чьё-то неминуемое поражение. Чьё? Всё зависит от того, кто будет хитроумнее, жёстче и решительнее, быстрее и терпеливее.
На этот раз вы увидите иного Джейсона Борна – действительно беспощадного и познавшего главную страшную тайну своего прошлого. Что это за тайна и чего стоило её познание?
Смотрите «Ультиматум Борна»!
II. Гринграссизм:
Гринграссизм – это такое явление, при котором фильм смотреть любопытно, а актёры в нём играют убедительно, но однобоко. Эта простенькая теорема подтверждается не только двумя частями «Борна», но и другими работами Пола Гринграсса. Для данного режиссёра характернее работа не с актёрами, а с оператором, и, надо признать, это ему удаётся весьма неплохо. Гринграсс привык уделять внимание внешней составляющей фильмов, а не внутренней, поэтому каких-то актёрских кульбитов в них ждать не стоит, пусть там играют самые что ни на есть «бронтозавры».
Актёры, занятые в «Ультиматуме Борна», вправду замечательные. Но либо одним предоставлен весьма хлипкий хронометраж, либо другим не пришлось развернуться в полную силу ввиду одномерности своих персонажей. Хотя все выглядели убедительно, и картинку не испортили.
Старая гвардия в лице Мэтта Дэймона, Джулии Стайлз и Джоан Аллен уже ничем не удивили, но и не огорчили своим присутствием в фильме. Правда, Стайлз, к сожалению, переигрывала в сценах, где за ней гнался киллер, но я, склонный снисходительно смотреть на игру данной актрисы, списываю этот недостаток на возраст Стайлз, отсутствие должного опыта. Почему бы и не защитить симпатичную в этой части «Борна» актрису? Что же касается удачного дуэта Дэймон – Аллен, то оно меня порадовало в силу своей показательности, которая окончательно добила кажущуюся неуязвимость организации. В Памеле Лэнди есть что-то такое, что вынуждает симпатизировать этой упорной женщине с настолько красивым лицом, не лишённым силы воли.
Среди новеньких, увы, мало времени уделили хорошим актёрам, которые впечатлили меня игрой в иных своих фильмах. Например, почти что мелькнул в фильме брат Мари (которую мы помним по первым двум частям борниады), сыгранный Даниэлем Брюлем, знакомым лично мне по прекрасной игре в немецком фильме «Гуд бай, Ленин!». Или совершенно эпизодически невнятный Скотт Гленн, которому дали сыграть роль Эзра Крамера, беспринципного главу организации. Абсолютно не тот типаж, который привык играть Гленн. Конечно, он всегда играл этаких неприятных типов, но там, где он их играл, он действительно были сумасшедшими, например, в фильме «Солдаты Буффало», где он сыграл бывшего ветерана Вьетнамской войны, яростного садиста.
Среди тех, кому хронометраж выделили чуть побольше, обидно за рано вышедшего из игры актёра Пэдди Консидайна, который известен по участию в «Типа крутых легавых». И хотя роль сыграна с отменным колоритом, жаль, что Консидайну не дали развернуться на полную катушку, и огорчение это смахивает на моё недовольство из первой части, когда Клайв Оуэн аналогично долго не пробыл на экране. Маэстро вторых ролей Альберт Финни, претворивший в жизнь образ циничного доктора Альберта Хирша, сумел-таки выжать из своего хронометража по максимуму, запомнившись зрителю тем хладнокровием, с каковым держался его персонаж в присутствии Джейсона Борна.
Но главные мои надежды были возложены на исполнителя роли высокомерного Ноа Восена – Дэвида Стрэтэйрна, номинанта на премию «Оскар» за участие в фильме Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». В итоге, как ни старался мистер Стрэтэйрн, из его персонажа вышла ни рыба, ни мясо, нечто не претендующее на лавры самого «рульного» героя франчайза. Но, справедливости надо заметить, в финале герой Стрэтэйрна смотрелся сильно, и его действия были настолько близки к страшным, как вообще только можно себе представить. Будь образ Ноа Восена тщательнее прорисован бессменным сценаристом «Борна» Тони Гилроем, из него бы вышел классный соперник Джейсона Борна, ничуть не уступающий в принципиальности Александру Конклину и подлости Уорду Эбботту.
Тем не менее, все актёры справились достойно с возложенной на них задачей.
Мои слова благодарности режиссёру Полу Гринграссу, оператору Оливеру Вуду, композитору Джону Пауэллу, актёрскому составу во главе с Мэттом Дэймоном, писателю Роберту Ладлэму, а также всем, кто ещё принимал участие в создании третьего, наиболее сокрушительного фильма о Борне.
P.S. Улыбка Джулии Стайлз – это отдельная история, не так ли?
Слушайте очень внимательно то, что я вам сейчас скажу: я вспомнил, я вспомнил всё.
Что нужно чтобы секретному агенту удалось спокойно уйти на пенсию? Собрать компромат на сильных мира сего? Не пойдет. Это их только спровоцирует на то, чтобы избавится от неугодного агента. Сымитировать собственную смерть? Это лишь отсрочить неизбежное. Постоянно убегать? Это тоже не выход ведь один человек не сможет бегать вечно. Тогда что же делать? И на этот вопрос ответит наш сегодняшний гость. Итак, это – «Ультиматум Борна».
После всех неудач, что преследовали Борна, наш герой наконец-то решает выяснить, каким человеком он был до того как попал в программу по подготовке спецагентов, а заодно узнать какие еще грязные тайны скрывает правительство США. Естественно ЦРУ не желает раскрывать своих секретов и за Борном начинается самая настоящая охота, вот только люди в черных костюмах все никак не поймут, что Джейсон Борн им не по зубам.
После второй части, создатели смекнули, что зритель хочет хлеба и зрелищ тобишь экшн, экшн и еще раз экшн и добавили его в третий фильм сверх всякой меры. Раскрытие персонажей? Вот еще! В первых двух частях персонажи были выписаны крайне поверхностно, так зачем что-то менять? Душевные переживания героя и тяжесть принятых им решений? Что-то такое есть, но зачем на этом концентрировать внимания рядового зрителя, когда мы сможем засунуть очередную сцену с дракой. Ну и что бессмысленная? Зато зритель точно не заскучает. Да и как тут заскучаешь, когда нам демонстрируют героя, который опережает агентов ЦРУ и федеральной разведки на один шаг, оставляя последних с носом?
Что касается актеров, то как и обычно у нас есть Борн, чей характер более-менее проработан и есть множество актеров, которые подпадают под определение массовки ибо характеры их раскрыты слабо да играют они на среднем уровне.
За операторскую работу отвечает все тот же Оливер Вуд. Господи ж ты боже, ну зачем? Зачем в третий раз приглашать бездарнейшего оператора снимать интересные погони и наполненные адреналином драки? Ведь в его руках камера просто пляшет, а картинка расплывается не давая получить даже толики удовольствия от просмотра. Гнать его надо из Голливуда, ну или познакомить с Уве Болом, думаю, они бы спелись.
Что до звукового сопровождения то оно здесь не плохое и не хорошее, а самое что ни есть обыкновенное. За что тут давать Оскара мне категорически непонятно.
В итоге же перед нами предстает самый обыкновенный боевичок с политическим уклоном, коих было да и будет снято великое множество. В принципе разок глянуть можно для общего развития, но ничего примечательного в этом фильме нет.
Вот так и вышло, что 'Ультиматум Борна' после отличного для меня 'Превосходства Борна' оказался тягомотным и каким-то безынициативным. Пол Гринграсс взял да и решил снять почти то же самое, что и в сиквеле, добавив только паркур по крышам, новых скучных персонажей да и автомобильную погоню в Нью-Йорке, конец которой подозрительно напоминал эффектную финальную точку в погоне в Москве.
Описывать все перипетии данного фильма особо не стоит. Всё вновь сводится к тому, что Джейсон Борн убегает от всемогущего Центрального Разведывательного Управления, коротко - ЦРУ. К нему высылают и специальных агентов, и обычных полицейских, а ему все нипочем. Своей неиссякаемой силой он, кажется, сумеет уложить наземь всех посетителей вокзала Ватерлоо. Девушки для любовных утех у него в этой части нет, потому как героиня Джулии Стайлз уж никак не подходила на эту роль. В общем, весь формат подошёл к тому, что главный герой убегает, его пытаются поймать, а еще и убить сразу, он ускользает вновь, его хотят схватить опять, а он им показывает настоящий американский средний палец. Во время просмотра складывается ощущение, что где-то ты это уже видел. И это не дежа-вю...
Запомнились и понравились мне сцены традиционной уже для фильмов о Борне драки между натренированными агентами и прыжков с крыши на крышу в городе Танжир, что в Марокко. Но соглашусь с некоторыми недовольными рецензентами по поводу проделанной работы главного оператора фильма Оливера Вуда. В 'Ультиматуме Борна' трясущиеся камеры не очень-то радовали глаз. Для экшн-фильма чрезмерное увлечение трясущимся элементом съемок точно не добавляет вистов. Если и применять, то только в меру, как мне кажется. Я сам не страдаю эпилепсией, но такая манера может раздражать и меня.
За всю трилогию создатели, конечно, расширили географию съемок изрядно. Неаполь и Турин в Италии, Танжир в Марокко, Нью-Йорк и Виргиния в США, Гоа в Индии, Москва в России, Париж во Франции, Берлин в Германии, Лондон в Англии, Мадрид в Испании. Для полной коллекции не хватило лишь Австралии, Африки и Южной Америки. По части выбора локальности для съемок у меня претензий нет.
Из актеров особо никто и не запомнился. Много времени уделили Дэвиду Стретейрну, но явно проигрывал герою Брайана Кокса в первых двух фильмах. Джулия Стайлз отлично умеет изображать обеспокоенный и взволнованный взгляд, но это никак не спасает её героиню. Джоан Аллен уже не так активна. А из других отметить-то некого. В общем, даже актерский состав оказался не столь насыщенным в отличие от оригинала и сиквела.
Я бы до конца разнес фильм в пух и прах, выражая свою разочарованность увиденным, но из-за уважения к первым двум фильмам не стану этого делать. Помнится, 'Идентификация Борна' дала отличный ход всему сюжету, а 'Превосходство Борна' уже придало динамичную скорость. Но 'Ультиматум Борна' на правах завершающей части явно не сумел достойно завершить всю трилогию. Да еще завершился открытым финалом, хотя я ожидал больше закрытого. В общем, не та планка, не та...
Вот и пришел к нам новый Борн, а если точнее, то, по моему ощущению, не пришел, а мимо пробежал, оставив массу впечатлений.
Действие фильма развивается очень динамично - не провисает ни на минуту и держит в напряжении от начала и до конца. Сцены погонь, драк и стрельбы - на высшем уровне и гораздо интереснее, чем в первых двух частях. Единственное, что было немного тяжело воспринимать, это автомобильные погони, пришлось напрягаться, чтобы при резко меняющихся кадрах понять, что именно происходит. Но это лишь издержки жанра и на общее восприятие они не повлияли. Просто восхитительно снята сцена преследования на вокзале - четко, красиво, завораживающе. По моему мнению, это самый удачный эпизод фильма, описать его невозможно, нужно смотреть.
Притом, что фильм, несомненно, впечатляет, он достаточно пуст информативно. В тот момент, когда пошли титры, я как зритель почувствовала себя обманутой, ведь по сути никаких конкретных изменений в этой истории не произошло, только намеки. Создалось впечатление, что сюжетная линия лишь переход от второй части фильма к четвертой, подготовка к грядущим событиям. Но, не смотря на это, я рада, что видела этот фильм и, пожалуй, не откажусь посмотреть его еще раз.
Наверняка не я один слышал, как переделывали знаменитую фразу агента 007 Бонда, произнося ее не иначе как: 'Борн. Джейсон Борн'. И ведь неспроста, потому что захватывающие погони, шпионские интриги, драки и перестрелки, и, в частности, сам Джейсон Борн в исполнении Мэтта Дэймона, отсылают мыслями к сравнению с 'Бондианой'.
Впрочем, 'Ультиматум Борна' - достойный триквел для своих двух частей, обладающий качествами хорошего шпионского экшн-боевика. Постоянно витающий при просмотре дух 'поймай меня, если сможешь'(с) захватывает тебя, однако не так уж сильно, как хотелось бы.
В принципе, достаточно неплохо проработанный сюжет разворачивает перед нами не только новые постоянно развивающиеся и динамичные действа, но и с успехом связывает воедино все три части, отправляя нас в прошлое главного героя. Операторская работа, на мой взгляд, немного подкачала, потому что при непрерывно сменяющих друг друга сценах погони или драки, камера плавала по неизвестной траектории и разобрать что-то, особенно при драках кто кого бьет, было тяжеловато.
Игра актеров не вызывает никаких отрицательных эмоций, не обнаруживаются роли, сыгранные спустя рукава или абы как, однако и о примечательностях, к слову, сказать нечего. Мэтт Дэймон - это единственный актер, который может акцентировать внимание на себе в этом фильме, но не своей уже профессиональной игрой, не своей уверенно взятой ролью. Тем, что мы наблюдаем рост актерского мастерства этого актера, наблюдаем совершенствование его навыков и в каждой его роли проявляется что-то новое. Это положительное качество для актера, так как многие из них, вступив на аллею славы в мире кинематографа, уже играют на автоматическом уровне, перенося все свои привычки и повадки на каждого сыгранного героя, отчего все они кажутся однотипными.
Прекрасное музыкальное сопровождение от Джона Пауэлла, с точностью передающее критическое накаливание обстановки в фильме или же наоборот ее спад, усиливающее чувство экшна и приятно будоражещее кровь, оставляет приятные ощущения от просмотра фильма. Однако сомневаться в том, что музыка в фильме будет плохой, если композитором назначен Джон Пауэлл, значит быть в неведении о его прошлых работах, ибо к работе над каждым саундтреком к фильму уделяется особое внимание с его стороны. И конечно в конце фильма уже известная песня от 'Moby' закрепляет положительные эмоции от фильма.
Если идентификация в первой серии фильма о Борне и присутствовала, то превосходства во второй, а тем более ультиматума в третьей я не обнаружила вовсе – и какое там было превосходство, и какой там был ультиматум? По-моему, одна сплошная идентификация. Что ж, Ладлэму и другим создателям шпионской эпопеи виднее. Итак, Джейсон Борн.
По прежнему неидентифицированный, лишенный врожденного имени и человеческой биографии, не помнящий себя до прихода в ЦРУ, гонимый бывшими нанимателями, он все еще ищет ответ на вопрос, кто же он такой, попутно убивая, чтоб не быть убитым. Обилие засад и нападений неделикатно намекает на то, что идентификация, к которой он так стремится, сопряжена с другой грязной тайной, которая касается не только его, Борна, но кого-то из могущественных мира сего. А потому, чем глубже и настойчивее Борн копает, тем больше вероятность попутно разоблачить какого-то, кто не желает быть разоблаченным, непосредственно связан с ЦРУ, и готов на все, чтоб изничтожить ушедшего в самоволку агента-киллера, бросив на поимку и расправу все имеющиеся ресурсы и возможности.
Борн, как агент-профессионал, очень хорош. Он дерется, стреляет, продумывает схемы/варианты отхода, мыслит стратегически, и вообще – представляет собой идеальную машину, обученную выслеживать, убивать и уходить от погони. Чему научили, с тем и столкнулись. Борн выслеживает, убивает и уходит от погони так, что врагам, вывшим однокашникам, его не изловить, сразу видно, что в шпионской школе Джейсон был отличником. Но движет Борном не только любопытство – who am I? – им движет непосильное бремя вины, которая каким-то образом всплыла на поверхность в тот момент, когда в идеальной машине для убийства наступил сбой. Джейсон помнит лица всех, кого когда-либо убил, но не знает имен, и лица эти преследуют оперативника и днем и ночью; и если прежде моральные принципы Борна были как у бензопилы, отныне Джейсон человечен, жалостлив и совестлив сверх всякой меры, дозволенной в кругах правительственных киллеров.
Ох уж эти совестливые киллеры! Сначала беcсоновский Леон-профессионал в плане эмоций показал себя ну совсем не профессионалом, затем бессоновская Никита издала протяжный вопль возмущения: «Для этой работы вам нужны машины, а не люди!», и вот теперь подобная участь постигла Джейсона Борна. Эпидемия какая-то! Но то, что Люк Бессон их понимает, это факт. Да и Ладлэм проникся, а режиссеры охотно подхватили. Киллеры ведь тоже люди, ничто человеческое им не чуждо! Надо же, какие мы чувствительные! И ведь никто ж не заставляет убивать беззащитных женщин, стариков и детей – громи плохих дядек да и только, так нет же! Джейсон Борн не может просто убивать – ему нужно знать кого он убивает, за что и почему, а это, господа, непозволительная роскошь для шурупчика в машине правосудия, потоку как знать – означает оценивать степень виновности субъекта, на основании которого принимается решение – достоин смерти или менее суровой кары. Ну прекрасно, давайте, киллер сам теперь будет решать казнить или помиловать! Уж если ты наемник, т.е. вольная птица, то некая степень свободы прилагается – соглашайся на контракт или нет, а если уж работаешь ты на правительство – изволь слепо повиноваться, не требуя ответов на вопросы.
Смотрю я на Борна и думаю – в чем твоя проблема, парень? Само собой, узнать, кто ты такой, а точнее – кем ты был, твое законное право, вперед, узнавай, а что касается прилива сочувствия к жертвам… ничего тут не поделаешь, таковы правила. Один раз согласился – теперь расхлебывай. Думается мне, Борн просто не желал и дальше заниматься этим грязным делом – киллерством, нервишки сдали, поджилки затряслись, слезы на глаза навернулись, а в отставку никто не отпустить не соглашался, т.к. секретов много знал Джейсон Борн, а секреты эти на свободе опасны. Выход один – пуля в затылок или очередная миссия с пометкой «уничтожить». Тяжело быть правительственным киллером. Сдается мне, в отделе кадров при приеме на работу им чего-то не договаривают, а если договаривают – крути свои педали и не жалуйся.
Согласно своему нынешнему душевному состоянию, у Джейсона возникают сомнения – а хотел ли он когда-то стать безжалостным убийцей или принудили его, бедного, к этому плохие дядьки? Судя по потере памяти и отдельным разрозненным вспышкам воспоминаний, измывались над ним нещадно, промывали мозги неоднократно, чем и довели до состояния зомбирования, а принуждение вызывает у индивида законное негодование и протест. Борн, соответственно, желает отомстить. Только кому? Смотрите «Ультиматум».
Борн, кстати, настоящий терминатор. Invincible, неуязвим, как Россомаха – и падает с крыш, и в машинах разбивается, и бомбы в метре от него взрываются, - и хоть бы что ему. Может, в этом и состоит его пресловутое превосходство? У кошки 9 жизней, у Джейсона Борна их как минимум 20, даже фантастично как-то. Раны заживают как на собаке, кости то ли не ломаются, то ли мгновенно срастаются, и целый/невредимый тот шагает дальше. Не иначе доктор Менгеле, или доктор Франкенштейн или какой там еще доктор что-то ему впрыснул, потому что если ты не Логан и не Клер Беннет, выжить или оклематься после таких передряг невозможно.
Понравился ли мне это фильм? Не больше, чем другие серии о Борне. А предыдущие прошли на «4 с минусом», второй раз я смотреть не буду. Сюжет хороший, навороченный, умный, наблюдать за работой ЦРУ любопытно, операции проводят захватывающие, интриги внутри коллектива серьезные, каждый так и норовит подставить ближнего, секретов – куча, т.е. к самой истории претензий нет. Драки/перестрелки динамичные, боевое искусство с обеих сторон – до перфекта отточенное, место/время действия сменяют друг друга с эффектом калейдоскопа, едва успевает следить, где находится Борн и куда он смотался, так в чем же проблема?
Не трогает это кино. Бездушно, механично, суховато. Даже Борн, как положительный герой, причем порядком пострадавший, особого сочувствия не вызывает. Точнее, за него переживаешь по определению, как за любого другого персонажа, которого преследуют многочисленные силы противника, но личного чего-то в плане сопереживания он не рождает. Харизмы не хватает Борну Мэта Дэймона, каких-то черт характера, которые полюбились бы зрителю. В таких случаях помочь может одно – душещипательная любовная история с женщиной, которая ввязалась в авантюру либо по доброй воле (сама помогает ему), либо является объектом спасения со стороны героя. Какие там женщины в фильмах о Борне? Героиня Франки Патенте в начале истории не зацепила / не понравилась, а Ники Джулии Стайлз вообще не приросла. Так что любви не наблюдается, а заодно и поводов сочувствовать потерянному, неидентифицированному Борну. Хотя Джулия Стайлз само по себе мне приятна, и присутствие ее в картине – светлое пятно.
Итог: тема хорошая, сильная, многообещающая, но преподнесена не лучшим образом. Без эмоций, без акцентов, как обычный боевик «один убегает, другие догоняют, а третьи заметают следы». Да и операторская работа до боли отвратительна – до боли в глазах, если точнее. В сценах поединков, кажется, участники боя за одно лупили и оператора, потому как мотало его из стороны в сторону вместе с камерой, как после крепких хуков, да апперкотов. Камеру трясло, крутило, изображение то размывалось, то внезапно фокусировалось, общего плана драки не было – одни фрагменты, в глазах (моих) от этого рябило, а в душе закипало раздражение. Драки-то действительно красивы! Четкие, выверенные, резкие движения, отработанные приемы – как хотелось все это увидеть, но оператор, сволочь, все испортил! Поединки в фильмах о Борне действительно многого стоят, но если в первой части демонстрация была грамотной, в «Ультиматуме» - нет. Кроме вспышек света и затемнений просто ничего не разобрать, и это не пиратка, не дома, а в кинотеатре на большом экране!
Дэймон отказался сниматься в продолжении, и правильно сделал. Потому как третья часть логически завершает историю, ясность на финише вносится, и если продолжать, то уже не на тему потерянной памяти.
Начну с хорошей новости. Оператор фильма Оливер Вуд полностью здоров. Многие интересовались: чем страдает заслуженный киноработник - паркинсоном или кондратием? Ни тем и ни другим. Просто съёмки велись портативными камерами, а они даже в руках профессионалов дрожат и дёргаются, дёргаются и дрожат... И иногда нервически сотрясаются.
Полу Гринграссу можно посочувствовать. Шанс сделать явью самую сокровенную мечту выпадает лишь раз, и Гринграсс его упустил. А мечта была - снять художественный фильм в антураже документального. Прекрасная, чудесная мечта! Тем более, что за последние пять лет Гас ван Сэнт ('Слон', золотая пальмовая ветвь Канн) и Альфонсо Куарон ('Дитя человеческое') удачные попытки уже сделали. Для достижения цели всего-то и нужны - толковый режиссёр, толковый монтаж да достоверный сюжет. Но, на беду Гринграсса, с сюжетом вышла неувязочка. Сюжет карнавальный, и достоверности в нём - ни капли. А когда карнавал наряжают в одежду криминальной документалистики, это напоминает знаменитую пародию Задорнова на нашу телерекламу. Ту самую, помните? (Произносить страшным басом: 'Ушастая тварь бомжует в телефонной будке... Смотрите сегодня вечером мистический триллер 'Чебурашка'!).
Оно Вам надо? Зачем нужны документальные кадры того, как герой десять раз падает с крыши, не получив ни царапины? Где здесь оргазм? Ценность документалистики состоит в получении достоверных кадров, недоступных в обычных условиях обычной камере. А, поскольку достоверности в 'Ультиматуме' - ноль, снять его можно было обычным способом: красивее, без дрожания камеры и, кстати, гораздо дешевле.
Кроме того, Гринграсс явно забыл азбучную истину психологии - однотипный поток информации, льющийся на человека двадцать минут и более, вызывает ослабление внимания, зевательный рефлекс и, в перспективе - глубокий, здоровый сон. Даже если этот поток информации - динамичная экшн-сцена. Если не верите, попробуйте непрерывно смотреть видеозапись прыжков с парашютом. Вы заскучаете и раззеваетесь гораздо раньше двадцатой минуты. Признаюсь честно, на 'Ультиматуме Борна' я зевал и нетерпеливо пялился в экранчик мобильника, где тикало оставшееся до конца сеанса время. А всё потому, что в экшн надо вставлять паузы и наполнять их художественным содержанием - то есть делать именно то, что делал Даг Лайман в 'Идентификации Борна' - то, чего Гринграсс, как выясняется, делать напрочь не умеет.
Игра актёров не впечатлила. А, собственно, что здесь можно было сыграть? Фильм на редкость бездушный, техногенный; сюжет плоский и лишённый даже намёка на ум, юмор и самоиронию (в отличие, например, от прекрасного 'Казино Рояль'). По всему видно, что создателями управляла жажда наживы. Поистаскавшийся Дэймон окончательно превратился в робота; Джулия Стайлз, чей профиль украсил бы банку рыбных консервов, за весь фильм не нарисовала на лице ни одной эмоции.
Вкупе с банальнейшим финалом и депрессивной сине-серой гаммой, в которой снят фильм, 'Ультиматум Борна' производит крайне грустное впечатление.