Фильм вышел на следующий год после нашумевшего 'Шестого чувства '. Стоит отметить, что талантливый режиссер из Индии остался верен своему своеобразному стилю и вновь удивил оригинальной развязкой. Все же, такого шока, как в 'Шестом чувстве ', пожалуй, не получилось. Думающий зритель явно подозревал, что если объявился Супергерой, то, по логике, должен быть и хитрый Злодей. Впрочем, этот факт нисколько не отнимает у сюжета увлекательности и интересности. Фильм смотрится на одном дыхании.
Пару слов стоит сказать о Брюсе Уиллисе. Ловлю себя на мысли, что не смотря на похожесть большинства образов, созданных этим актером за всю его карьеру, он зачастую очень органично смотрится в своей роли, вписываясь в окружающую среду фильма как неотъемлемая его часть. Так же и в 'Неуязвимом '. На Дэвида Данна приятно смотреть, этот герой вызывает симпатию. Робин Райт Пенн (незабываемая Дженни из 'Форреста Гампа ') оставила очень хорошее впечатление, в некоторых сценах сыграла просто великолепно. А Сэмюэл Л. Джексон отлично справился с ролью 'Мистера Стекло '.
Ну и, разумеется, очень интересные и тонкие операторские решения не могут остаться незамеченными. Например, здорово снята сцена разговора Одри и Элайджи в больнице, сцена в поезде перед крушением. Приемы с 'перевернутыми картинками ' и возникающими в голове Дэвида видениями о преступлениях также очень понравились.
Очень хороший триллер, обладающий действительно захватывающим сюжетом. Сама по себе 'теория комикса ' заслуживает отдельного внимания, не говоря уже о процессе превращения обычного охранника в супергероя, причем не карикатурного, из журнала комиксов, а вполне реального и настоящего.
Все-таки, по моему мнению, Шьямалан не 'переплюнул ' этим фильмом свою предыдущую работу, 'Шестое чувство ' впечатлило меня сильнее. Однако, молодой индус вновь доказал, что обладает блестящими способностями режиссера и сценариста. Без сомнения, 'Неуязвимый ' - стоящее кино, блестяще снятое.
В отличии от других фантастических персонажей комиксов, Дэйвид Данн не прыгает от здания к зданию в красно-синих лосинах и не носит одеяния летучей мыши, рассекая по ночным улицам на огромном черном «бетподе». Вместо этого он работает обычным охранником, соблюдающим порядок на одном из местных футбольных стадионов. И в этом, мне кажется, изначально заложен некий символизм данной профессии.
«Почему из массы разных занятий вы выбрали службу в охране? Вы могли стать налоговым инспектором или владельцем сети ресторанов, вы могли выбрать что угодно из десяти тысяч вариантов, но вы решили охранять людей…Вы приняли такое решение. И на мой взгляд, это весьма интересно.»
Возможно так и было бы дальше, если бы однажды не случилась эта ужасная железнодорожная катастрофа, в результате которой погибает 132 человека, а Дэйвид Данн остается в живых, не получив не единой царапины. Ища загадку этого поразительного феномена, он знакомится с поистине необычной личностью. Элайджа Прайс по прозвищу «Мистер Стекло», чьи кости настолько хрупки, что даже обычное рукопожатие может вызвать серьезный перелом, знает причину этого чуда. В последствии герою предстоит полностью переродиться, стать символом и настоящим героем.
Фильм произвел на меня сильное впечатление. В первую очередь сюжетом и необычными, запоминающимися персонажами. Он интересен, наполнен действиями и нисколько не затянут. Актерская игра поставлена несомненно здорово. Рекомендую абсолютно всем, о потраченном времени не пожалеете. «Unbreakable» - очень сильный и достойный проект и мне кажется он заслуживает более высокой оценки и зрительского внимания.
Пересмотрел на днях, поменял свое отношение к этому фильму. Шикарный фильм! А ведь столько негативных отзывов... Большинство, по-моему, просто не поняли о чем этот фильм.' Дайте мне номер вашей кредитной карточки.' - это я так пошутил,'- говорит герой С. Л. Джексона. Это фильм о выборе, который мы делаем.' Почему вы пошли в охрану? Вы могли стать налоговым инспектором или владельцем сети ресторанов, но вы выбрали охрану.' Сколько людей занимаются не своим делом??? Отсюда и недовольство своей жизнью, как у героя Уиллиса, отсюда проблемы в личной жизни, в семье, в отношениях с людьми, в обществе. Интуитивно герой Уиллиса понимал, в чем его задача, но до поры, до времени он не знал, как это осуществить. Особенно потрясла немая сцена за столом, когда мальчик наливает апельсиновый сок, а герой Уиллиса протягивает ему газету со статьей. Все эмоции отражены на лицах отца и сына! Музыка идеально подходит. М. Н. Шьямалан в очередной раз приятно удивил, думаю, стоит пересмотреть остальные его картины.
М. Найт Шьямалан всегда восхищал меня своими картинами, я не помню в его фильмографии ни одного неудачного фильма. Да, мне прекрасно известна негативная реакция критиков и зрителей на 'Явление', 'Девушка из воды' и 'Повелитель стихий', и хотя последнего я пока не смотрел, но заранее уверен, что мне понравится, так как почерк и стиль автора мне безумно импонирует. Так вот, никогда не понимал, за что ругают его последние работы, ведь Шьямалан отличный рассказчик, его истории интересные, захватывающие и всегда безумно атмосферные, ну, по крайней мере для меня. Конечно, среди его работ есть картины, которые особенно выделяются, но все равно в практически в каждой рассказанной им историей, есть интересный сюжет, необычный визуальный ряд и фирменный штрих мастера связанный с неожиданной концовкой...
'Неуязвимый', на мой взгляд является одним из тех особенных фильмов из коллекции автора, который можно смело назвать - необычный и оригинальный. По сути своей 'Неуязвимый', при несколько другом подходе и раскладе, мог бы получиться обычным комиксом, продай Шьямалан свой сценарий коллегам по цеху. Но ничего обычного у нашего режиссера никогда не выходит. Все его картины сняты так, будто бы ты сидишь ночью у костра, а безумно интересный рассказчик медленно пересказывает тебе увлекательную историю. Но рассказывает он тебе ее очень необычно. В его устах, истории обретают реальность даже там, где ее по сути и быть не могло. А ты все продолжаешь сидеть и смаковать каждый новый поворот сюжета, медленно переваривая услышанное и увиденное, боясь при этом потерять ниточку которая связывает тебя с рассказчиком. Именно так я смотрел 'Неуязвимого'. По-началу мне казалось, что режиссер заигрался идеей, что он даже не пытается развивать ее, но уже ближе к середине картины я понял - в этом фильме нет не нужного и лишнего, все имеет свое объяснение...
Не смотревшие данную картину, прочитав в этой рецензии слово комикс, могут сделать соответствующие выводы - сразу говорю - не делайте, в любом случае вас ждет разочарование, но скорей приятное, так как 'Неуязвимый' зрелище ни на что не похожее до селе, а уж тем более на комикс. Хотя при этом, картина сильно акцентирует внимание на эту культуру, да и вообще весь сюжет и крутится вокруг этого - просто тут все по-другому. 'Неуязвимый' очень драматичный фильм, даже в некотором роде может показаться депрессивным, но посмотрев его до конца, вы не сможете остаться разочарованными, (а может и сможете, не могу же я всех судить по себе). Но то, что картина все таки вас зацепит - это сто процентов. Драматичность фильма уже изначально заложена в его истории, она проглядывается во всем - в цветовой гамме, в игре актеров, даже в операторских ракурсах - умеет Шьямалан выстраивать соответствующую атмосферу и детально, и целостно, за что я его очень уважаю.
Актерские работы в картине просто превосходны. Конечно же я под этим подразумеваю главный дуэт фильма - Брюса Уиллиса и Сэмюэл Л. Джексона. Но начну я все таки с Джексона, так как он меня очень приятно удивил. Написанный Шьямалан образ стеклянного человека, коего играет Джексон, безумно многогранный и глубокий, и Джексон отлично передает все оттенки чувств и эмоций этого персонажа, он буквально живет его жизнью на экране. Стеклянный человек, так прозвали его в детстве ребята, так как он родился с очень редким генетическим заболеванием - любой мало мальский удар или падение, может оказаться роковым для него, так как кости в его организме невероятно ломки и очень долго подлежат выздоровлению. Отсюда стеклянный человек большое время своей жизни провел или в больничных койках, или дома. Запертый в собственном мире стеклянный человек безумно увлекался комиксами - это была его жизнь, и эта была его цель - найти в настоящей жизни отголоски своего мира, невероятного, невозможного и прекрасного...
Уиллис же играет полную противоположность своего коллеги по картине. Его персонаж попадает в жуткую аварию, и является единственным выжившем в ней. Более того, на его теле не оказывается и царапины. Герой Уиллиса представлен депрессивным и очень замкнутым человеком. Он женат, и у него есть сын. Отношения с супругой оставляют желать лучшего, впрочем как и отношения с сыном. Он и сам понять не может - что же такое у него на душе, что не дает ему покоя? Что то хочет вырваться на свободу, чему то надо дать волю, чтобы освободиться от тяжести без цельного существования. И Уиллис отлично чувствует себя в этом образе, что в принципе не странно, особенно после роли в фильме 'Шестое чувство', и не зря Шьямалан снова пригласил Уиллиса в свою картину. Обычно любящий длинные диалоги актер, в 'Неуязвимом' практически безмолвен, особенно по сравнению с другими его ролями. Видно, что Шьямалан хотел показать внутренние переживания и конфликты персонажа, и Уиллис очень хорошо прочувствовал это - загадочности и необычности, в образе Уиллиса было достаточно для того, чтобы подойти этой очаровательной истории...
P.S. Один из самых необычных фильмов, которых мне доводилось смотреть. 'Неуязвимый' страдает отсутствием динамики, но при это каждый эпизод картины подкидывает зрителю все новую и новую зацепку, за которую нужно крепко ухватиться и держать до самого конца фильма, и тогда вы будете вознаграждены. 'Неуязвимый' - это очередная сказка, не торопясь и увлекательно рассказанная замечательным сказочником Шьямаланом, посмотреть и послушать которую, определенно стоит. И даже если она вам не очень понравится в целом, вы ничего не потеряете, так как по отдельности в ней очень много всего интересного.
Дэвид Данн - обыватель современной Филадельфии. Во время крушения поезда двое выживших. Один человек - полностью изувечен, а мистер Данн остался цел и невредим. Вопрос, что произошло?
Ответы на все интригующие и интересующие его вопросы он получает после встречи с Элайджей Прайсом. Тот утверждает, что между ними есть связь. Он - находится в одном конце спектра, Данн в другом. Но, обоим предстоит узнать ужасную правду.
Актёры: стоит отметить, что пишу не об актёрах. А о первых супергероях начала двадцать первого века в нулевых. Поэтому выбираю все фильмы до 2007-го. Потому что, считаю их лучшими образчиками.
К, счастью автор сценария постарался на славу. Ни одна сюжетная линия: между Данном и Прайсом, между сыном и отцом, между мужем и женой - не лишние. Абсолютно все значимые события перемежаются между собой и разгадка близка. Что вполне логично! Сын, преподносит нам целый ряд сюрпризов и решает понять истину, но в своём детском понимании. Элайджа лишь подкинул идею. Однако, Джозеф экспериментирует над собственным отцом. Ведь все мы хотим, чтобы наши отцы стали супергероями? Последняя выходка Джозефа чуть не погубила все планы Элайджи. Самая великая награда за веру в то, что твой отец 'тайный самаритянин' (как позже назовут его в газетах) вознаградит юного мальчика. Но, это не самое главное. Самое важное, что твой родственник скажет: 'Ты был прав'.
Одри в исполнении Робин Райт Пенн прекрасно вжилась в роль матери. Она верует в обычные отношения между отцом и сыном. Обывательская жизнь - это её предел. Работа, семья, дом. Всё чем она дорожит. Такой человек не может 'взглянуть предвзято'. Главное в этой героине то, что она не молодая наивная строптивая девка, а значит непросто тупая приманка в лапах злодея.
Невозможно обойти вниманием Чарлэйн Вудард. Кто как не любящая мать может понять то, что сделал сын, пройдя столько страдания и боли. Ещё с рождения. Исполнительница роли просто восхитительно играет.
Всё остальное: мне нравится больше всего в работах М. Найт Шьямалана, то, как он неспешно подмечает детали. Он вводит нас в ступор, подкидывая неверующих главных героев, среди которых 'детский психолог', 'бывший священник' и сам Дэвид Данн. Все они разуверились в том, что происходит вокруг них, и сама жизнь им подкидывает один 'мрачный день за другим'. Пока не случается некий знак свыше, чудо или подспудное свойство личности, которое герой раньше не замечал. Вот и Дэвид Данн (Уиллис) показывает себя таким. В начале он обычный обыватель, который не замечал в своей жизни ничего странного, до той судьбоносной катастрофы, которая подарила ему нечто большее. Или кто-то подарил? При этом в течении фильма не думаешь о погибших людях. Внимание не на трагедии, а на людях познавших боль, страдания или же живущие не ой жизнью, которые хотели бы. Во всей трилогии 'Eastrail 177' (как нежно назвали фанаты Шьямалана) появляется Дэвид Данн. Учитывайте ещё и сцену после титров в 'Сплите'.
Безусловно, работы Шьямалана отличаются от более традиционных блокбастерах о супергероях. Даже в начале 21 века режиссёр смог опередить и выпустить фильм раньше 'Людей икс'. Он не показал современного замкнутого подростка, который обретает силы и способности. Он рассказывает, вроде бы взрослым языком, что 'обычный обыватель' имеет уже жену (Пенн) и сына (Трит Кларк). В юности может и заметивший факт своей небывалой силы, но решивший скрыть её, ради блага любимых. Возможно, что испугался. Не знал к кому обратиться. Я его понимаю. Это было правильным поступком скрыть правду. Сценарий гения продолжающий 'хичкоковское дело' создаёт интригу. Нарастающая с каждым поднятым камнем, а под ним ключ. В удалённых сценах, которые можно увидеть, разве что на DVD-дисках, есть некоторые моменты, которые входят в третий фильм.
Приятно, что имена персонажей (как и в комиксах: Питер Паркер и так далее) отмечены заглавной буквой. Автор прекрасно переложил историю возникновения иероглифов, а затем реальные истории в комиксы для массового потребления. Кроссовер с Билли Миллиганом опять не сбылся.
Режиссёр спустя десять лет, пытается воссоздать новую трилогию в студии 'Ночные хроники' (начиная с первой части 'Дьявол' от ленты Даудла). Второй частью должен был стать сиквел - 'Неуязвимого'. И опять провал. К, счастью автор реализует с поддержкой Джейсона Блума и 'Сплит' увидит свет спустя шесть лет.
'Что в принципе понятно. Век футболистов не долог. Ну, примерно, лет десять. А любовь - ну, это на всю жизнь.'
Режиссёр показал, что эта первая история происхождения людей с уникальными способностями, с намерением показать, что у каждый из нас особенный.
Победоносные 11 саундтреков создал непревзойденный Джеймс Ньютон Ховард, который занимается в основном на диснеевских проектах. Учитывая, что Touchstone Pictures была дочерней компанией Disney, которая выпускала в основном ленты на взрослые темы, то они не подходили 'волшебному миру'. Туда отправляли такие великие фильмы, вроде 'Всплеска' и все первые шедевры Шьямалана. К нему присоединился Ховард воплотивший трогательные и драматичные ноты. Затем полностью погрузил нас в таинственные, держащие душу в напряжении сцены ('The Orange Man', 'Carrying Audrey', 'Weightlifting').
Операторскую работу прекрасно воплотил Эдуарду Серра. Присматривается к героям - и опять таки повторюсь - неспешно подмечает детали, наблюдает крупным планом за большой жертвой Сэмюэля Л. Джексона, как он раскаивается, но не жалеет. Данн Уиллиса обретает своё место в жизни (хотя к нему у него заняло 'всю его жизнь'). Это не блокбастерский фильм. А спокойный, но потрясающий к концу фильма фантастический триллер. В детстве посмотрев, как Элайджа падал с лестницы - мне тогдашнему ребёнку - было жутко. Думал, что обычно, так кричат от боли в 'фильмах ужасах'. Переключал кнопки на телевизоре, а потом снова натыкался на образ падающего Элайджи. Стеклянная трость. Теперь смотрю с упоением и наивностью, что сохранилась во мне. Эта сцена потрясающе сыграна Сэмом Джексоном. Старательно изобразил человека с диагнозом. Возможно, наблюдал за такими людьми. Но, главное сумел подметить оператор. Мои аплодисменты.
Впечатления: этот шедевр - который снискал большую славу на дисках, нежели в кинотеатрах - смог удивить многим. Это непревзойденный стиль Шьямалана. Он показывает реальность, ведь 'реальная жизнь не вмещается в рамки для картинок'.
'Неуязвимый' - взгляд на обычную повседневную жизнь других, но при этом с комиксным мотивом отношения добра со злом. В основном, это фильм об обретении истинной профессии. Посудите сами. Раз в сто лет - слышал - рождаются такие люди как Дэвид Данн или Элайджа. Тот факт, что среди нас есть герои, уже радует. И ты с надеждой смотришь на эту идею, как один из двух спасённых детей на восстающего супергероя в дождивике.
Небольшое отступление. Киностудия Touchstone Pictures сняла такие фильмы, как,, Престиж,,, Спасатель,,, Перл Харбор,, нашумевшую Живую сталь, да и вообще создала огромное количество качественных картин, всех и не перечислить. Но эта кампания ассоциируется у меня прежде всего с Неуязвимым, поскольку я считаю, что это один из лучших фильмов снятый этой студией.
М. Найт Шьямалан. Неординарный, безусловно, талантливый и известный режиссер, у которого есть свой неповторимый стиль, о его работах всегда много говорят, и мнения зачастую бывают противоречивыми. Он сумел снять фильм о супергерое, который явно отличается от всех остальных увиденных нами картин о людях со сверхспособностями. Мы видим героя с,, земной,, точки зрения, без нелепых, неправдоподобных выдумок и без излишних красок. В этом по-моему, и заключается вся уникальность этого фильма, все дело в невероятной реалистичности, которую мы не привыкли видеть в фильмах о супергероях.
Главный герой - Дэвид Данн, в исполнении Брюса Уиллиса, который как я думаю уже привык изображать спасителей, в этом амплуа он всегда неподражаем. Поэтому идеально подошел на эту роль, его игра полностью соответствует задуманному режиссером персонажу. Мы видим обычного парня, ничем не отличающегося от других людей, его жизнь обыденна и не примечательна, но несмотря на все это, он особенный – герой, только вот не подозревает об этом, а может просто не хочет или боится это осознать. Как и у всех, у него есть сильные и слабые стороны, которые четко и детально раскрываются по ходу развития сюжета.
Второй основной герой – Элайджа Прайс, которого блистательно сыграл Сэмуэл Л Джексон. Я думаю, что если это не лучшая, то точно одна из лучших его ролей. Загадочный, целеустремленный, фанатичный коллекционер комиксов, по прозвищу Мистер Стекло, чьи кости невероятно хрупкие и ломаются при небольшом воздействии. Несмотря на свои слабости, он вырос смелым, сильным и решительным человеком у которого есть своя философия и свои сложившиеся убеждения. Например, он убежден в том, что существует человек полностью ему противоположный, Элайджа должен сделать все возможное, чтобы отыскать его, ведь тогда он наконец узнает свою другую сторону, сможет понять цель пребывания в этом мире.
И вот Элайджа находит Дэвида Дана, после чего большую часть фильма пытается донести до него свои мысли, и размышления, убеждает в том, что тот в свою очередь человек со сверхспособностями. Ну естественно, по началу Данн не верит ему, но затем постепенно начинает прислушиваться к его словам, в итоге убеждается в правоте Прайса и признает, что он действительно сверхчеловек, Дэвид Данн отбрасывает все сомнения и решает посвятить свою жизнь борьбе со злом.
В общем как вы видите, сюжет довольно таки прост и вроде бы не особо интересен. Но! Это только на первый взгляд. Я повторюсь и скажу, что в первую очередь этот фильм ошеломляет своим стилем и безупречной игрой актеров.
Стиль. Сейчас поподробнее попытаюсь описать, почему он кажется мне необыкновенным. Прежде всего из-за нестандартной операторской работы, она сделана не по шаблону, съемки радуют глаз и будоражат воображение, в ходе фильма можно заметить маленькие, а иногда и очень важные мелочи, которые попадают в кадр, они сделаны достаточно умело и показаны совсем ненавязчиво. Вот одна из них: в некоторых сценах, где присутствует Элайджа можно заметить стеклянные предметы, например в самом начале фильма мы видим его через зеркало, затем видим его в детстве через отражение в выключенном экране телевизора, еще он оставляет свою визитку на лобовом стекле машины. В общем съемки фильма полны впечатляющими моментами. Невероятно понравились сильные саундтреки, особенно запомнились The Wreck и Visions. А как же шикарно сделан эпизод, где мы можем видеть бегство парня с серебряным пистолетом, с черной рукояткой, спрятанным под штанами, это просто улёт, не передать. Ну а по замечательной игре актеров мне больше добавить нечего, еще раз похвалю дуэт Уиллиса и Л Джексона, их совместная созданная работа великолепна. Конец фильма тоже сильно впечатлил, по нему я ничего сказать не могу т. к он стал очень неожиданным, могу лишь с уверенностью сказать, что он не забудется никогда!
Итог: М. Найт Шьямалан создал неповторимый стиль, смог придумал уникальный сценарий с отличной развязкой, а замечательная связка двух талантливейших актеров бесспорно сумела воплотить задуманную идею в жизнь. Безумно жаль, что в то время фильм провалился в прокате, и запланированная трилогия не состоялась.
9,5 из 10
P.S. Сцена в доме, где герой Уиллиса входит в комнату и убивает убийцу - просто настоящий шедевр, как же она все таки хороша, всегда восхищался ей и пересматривал множество раз.
Очень оригинальный фильм индийского мастера триллеров
Многие почему-то считают, что следующим фильмом Шьямалана после «Шестого чувства» является «Знаки». И многие не знают о прошедшем практически незаметно (в сравнении с 'Шестым чувством') фильме «Неуязвимый» с тем же Брюсом Уиллисом в главной роли. Коммерческий успех у этого фильма довольно неплох (при финансовых затратах в 101 000 000 $ мировые сборы составили 248 000 000 $), однако на мой взгляд это один из самых спорных фильмов Шьямалана (не считая «Девушки из воды»).
Темы для своих фильмов данный режиссер всегда выбирает самые разнообразные. В этом фильме очень серьезно и обширно раскрыта тема комиксов и героизма. Еще ни в одном фильме я не видел, что бы комиксам про супергероев уделялось столько внимания. Это радует, видимо Шьямалан согласен с теми людьми, кто считает комиксы искусством. Я к ним тоже отношусь.
Правда, все-таки однозначно я этот фильм воспринимать не могу. Во многих книгах, посвященных написанию сценариев четко говорится: В основе сюжета всегда должен быть конфликт. Если у персонажей все хорошо, никому не будет это интересно. И вот это уже проблема. Вроде в этом сюжете есть и интрига и интересная тема, но почему-то совершенно нет конфликта. Весь фильм Уиллис только и делает, что проверяет себя и свои способности, а персонаж Джексона только и делает, что объясняет ему что делать. Такие события очень подошли бы для начала фильма, но никак не для всего хронометража. Под конец уже банально представляешь, что произойдет в следующую минуту. К тому же многие события чрезмерно растянуты, что еще сильнее нагнетает скуку. И лишь в финале фильм преображается. Однако, только ты, узнав довольно неожиданный поворот сюжета, готовишься к чему-то еще более интересному фильм завершается. Честное слово, такого финала я не ждал. Да, поворот сюжета удивляет, но концовка обрывается на полуслове.
После просмотра я подумал: Какого черта? И лишь спустя определенное количество времени, когда мне выпал случай, и я вновь пересмотрел этот фильм у друзей, я понял, что фильм закончился именно там, где надо. Именно в том моменте проскальзывает вся основная мысль фильма. То ради чего все это затевал режиссер. Именно при повторном просмотре выявляются те мелочи, которые ты не видел в первый раз. И за это я фильм очень зауважал.
Однако то, что фильм во многих местах чрезмерно затянут – факт, поэтому посоветовать его я могу не всем. Но уверяю, концовочка того стоит. Заставляет о многом подумать, так как мысли высказываемые там, очень неоднозначны. Посмотрите, узнаете.
Да, это не лучший фильм Шьямалана, но практически все черты его фильмов здесь соблюдены, и если вам нравится его стиль, то ни в коем случае не пропустите. А вот если вы затянутые фильмы не любите, то этот фильм вам вряд ли подойдет.
М. Найт Шьямалан - достаточно специфический режиссёр, не могу сказать, что мне импонирует его стиль. Наиболее успешные из его фильмов - таинственные триллеры, тем интереснее было взглянуть на то, как он сможет раскрыться в диаметрально противоположном жанре супергероики. Раскрылся, сразу хочу сказать, достойно, а потому коммерческий провал картины меня, признаюсь, изрядно удивил. Среди недостатков, действительно, можно отметить медлительность повествования и, пожалуй, некую простоту сюжета, но достоинства, очевидно, перевешивают.
Брюс Уиллис играет главного героя фильма, это бывший успешный спортсмен, игрок в американский футбол, а ныне - охранник на стадионе и семьянин. Мне нравятся старые роли Уиллиса, но эта - не одна из лучших, хотя, с другой стороны, к своему образу он подходит идеально, как бы парадоксально это не звучало. Следить за развитием персонажа интересно, а его семья - безупречный бэкграунд, особенно отношения с сыном через которые раскрывается множество ключевых идей, заложенных автором.
Сэмюэл Л. Джексон - ещё один повод, как минимум, обратить на картину внимание. Опять-таки, это не лучшая его роль, но он на неё подходит идеально. Несовершенный остеогенез, которым страдает его персонаж - реальное заболевание, хотя и очень редкое. Главное достоинство образа вовсе не в личности и её истории, а в том, что через него раскрывается неординарность фильма - это, одновременно, акцент на комиксах и постоянное хождение по грани между фантастикой и реальностью.
Собственно, главная заслуга Шьямалана - он и здесь снял не до конца однозначную картину, т.е. в ней можно видеть супергероику и фантастические элементы, но, точно так же, это может быть ошибочным суждение, т. к. жим лёжа на 350 фунтов - это ещё не суперсила, актуальный рекорд почти вдвое больше, а установил его вполне реальный человек. За это хождение по грани и сильный, интересный, пускай и предсказуемый, финал - оценка будет высокой, т. к., не смотря на наличие объективных проблем, фильм получился неординарным и достойным внимания.
8 из 10
P.S. ещё одно персональное достоинство Найта заключается в том, что он лично рассказывает о каждой из семи вырезанных сцен, а, как по мне, стоило оставить их все.
О том, как супергерой и суперзлодей стали парой Сократ — Алкивиад или психотерапевт — пациент, или о том, зачем суперзлодеям нужны супергерои
Представьте, что Супермен существует, но не знает, что он Супермен. Именно эту возможность исследует этот фильм. Среди фильмов о супергероях он стоит особняком.
Дэвид Данн (Брюс Уиллис) — Супермен, но он не знает об этом. К этому знанию его подводит Стеклянный человек, Элайджа Прайс (Сэмюэл Джексон). Другой (то есть Стеклянный человек) показал Дэвиду, кто он есть на самом деле. Другой, можно сказать, создал, пересоздал его. Итак, фильм отсылает к пост-структуралисткому «Другому», к мысли о том, что нас как личностей создают малые «другие», то есть люди, и большой «Другой», то есть язык, символический порядок, выраженные с его помощью мировоззрения и картины мира.
Стеклянный человек «создал» настоящего Дэвида Данна потому, что исходил из интересной теории: если есть такой максимально хрупкий человек, как я, то должен быть и такой максимально неуязвимый человек, как Супермен, если есть стеклянный человек, то должен быть и стальной. Конечно, эту теорию нельзя вывести с логической необходимостью. Она — результат экзистенциального опыта «стеклянного человека», она нужна ему, чтобы «не рассыпаться» и не «разбиться» психологически. По сути, он компенсирует свои несовершенства, постулируя существование совершенного (в нужном отношении) человека. Итак, фильм отсылает к теории религиозного творчества как воображаемой компенсации фактических несовершенств (люди смертны — Бог бессмертный, люди блуждают в темноте — Бог всезнающ, и т.д.). Кроме того, Стеклянный человек «создает» Супермена для того, чтобы завершить себя, чтобы доделать себя. Ибо он только тогда суперзлодей, когда есть супергерой. Только если есть Супермен, жизнь Стеклянного человека полностью осмысленна, у него есть место, цель и призвание в общем хаосе вещей. Мы отводим другим людям воображаемые роли, ведь это нужно нам для того, чтобы мы могли играть свою любимую роль.
Теория Стеклянного человека старается также ответить на вопрос, который для супергеройских фильмов является одним из ключевых и на который, к сожалению, очень мало фильмов стараются ответить: почему, когда появляется, например, Бэтмен, появляется и Джокер, а когда появляется Человек-паук, появляется и Зеленый гоблин (перечисление можно продолжать и продолжать)? Не лучше ли сузить спектр, чтобы не было ни бэтменов, ни джокеров, а были только обычные преступники и обычные стражи закона?
Есть тут и отсылка к Лакановскому (и Ницшевскому, и Фрейдовскому) пониманию «Я» как воображаемому конструкту и ко всем мыслителям, которые призывали 'познай себя'. Между тем, как человек воспринимает себя, и реальностью его «Я» зияет широкая пропасть. Обычный охранник Дэвид Данн — на самом деле Супермен. (По мере того как он познает себя, его скромное неприметное существование наполняется глубоким смыслом.) Любопытно, что манера, которой Стеклянный человек приводит Дэвида к самопознанию, похожа на манеру Сократа. Занятно и то, что архи-враг Супермена является в этом фильме, по сути, его психотерапевтом, причем эффективным, то есть делает Супермену много добра.
Этот фильм — насыщенное и приятное визуальное философское размышление. Типичный для Шьямалана медленный медитативный ход повествования, более чем достойная игра Уиллиса и Джексона. Интересное лицо Робин Райт, как всегда, намекает на сложность ее личности, а значит, и личности ее героини. Редкие сентиментальные сцены прощаешь без труда, потому что вовлекаешься в ситуацию и отождествляешься с героями. Поднимаемые темы экзистенциально значимы. При первом просмотре может быть трудно воспринимать этот фильм как супергеройский.
Да, комиксы от русской культуры далеки. Нам не понять того томливого ожидания и того разочарования, которым подвергались американцы с выходом нового 'Супермена '. Но все же этот красивый и интересный вид 'их ' культуры до нас доходит уже не один год. Мы, к примеру, уже твердо знаем, что Питер Паркер - вроде бы студент-ботаник, и жизнь у него полна трудностей и переживаний душевных, что нам и не раз показывали, но если кидануть его, допустим, в стенку, да так, чтобы он ее пробил, а потом упал с высоты на машину, то ему ничего не будет, а вот все остальное поломается. Блэйда можно вырубить эл. шокером, зато он прекрасно переносит разрушение колонны своей головой. 'Люди-Икс ' нам понравились. Не только брутальным Россомахой, но и своей близостью к реальности. Действительно, скорее это футуризм, а не фантастика.
И еще мы точно знаем, что экранизация комиксом - это ураганный коктейль экшна, спецэффектов, красивых операторских приемов!
Но что же такое 'Неуязвимый '? Голливуд бы сделал из него 2-го Бэтмена. Шьямалан выбрал более трудный путь. Он примерил способности супергероя на обычного человека. На самого обычного.
За это ему честь и хвала. За то, что он показал нам, как на самом деле становятся героями. Действительно, самое замечательное в этом фильме то, что в такого героя МОЖНО ПОВЕРИТЬ. Ты неуязвимый, ты чувствуешь боль и страдания этого мира, у тебя жена и ребенок... Что ты будешь делать? Вопрос, которым редко задаются 'обычные ' супергерои, а если и задаются, то ответ находят очень быстро.
Фильм не динамичный. А какая она - жизнь среднестатистического женатого охранника? Герой Уиллиса боится своих способностей - а кто бы ни боялся? Поняв свои способности, решив для себя самое важное, он отправляется в уже совсем другой МИР. Даже то, как он убивает маньяка, показывает нам, что это не супермен. Это - человек.
А появление главного злодея? Такое же неожиданное, как и долгое становление главного героя. А та причина, по которой он им стал?? Не, у меня порой мозг просто сворачивается от таких штучек, потому что все это действительно умно, неожиданно, красиво и очень эффектно!
Очень красиво все сделал Шьямалан. Многие не одобряют этот фильм, говорят, что '6-ое чувство ' куда лучше. Не согласен. Такую тему не затрагивал НИКТО. А Шьямалан сделал это, причем сделал профессионально, грамотно и очень реально.
Отодвигаю 'Людей-Икс ' на второй план. Теперь 'Неуязвимый ' - мой любимый фильм-комикс.