Лучший режиссер, который сотрудничал с Бэндом и его конторой “Full Moon” – Стюарт Гордон (говорил об этом). А вот на второе место, положа руку на сердце, может спокойно претендовать Тед Николау. Конечно, он не снимал великих шедевров, но сравнивать мужика с каким-нибудь Джоном Лечаго – кощунство, Николау гораздо круче.
Я это все к тому, что “Дневники вампира” – адекватный вампирский ужастик от Николау. Хотя и не без недостатков, понятное дело. Многие (естественно) проводят параллели с культовой картиной Нила Джордана. Т.е. якобы перед нами такая дешевенькая версия “Интервью с вампиром”.
Схожие нотки присутствуют (кровососы Николау смахивают на французских кровососов Джордана), безусловно. В сюжетном плане, нас знакомят с неким молодым человеком (Захарий), возлюбленную которого убили вампиры, а его обратили в вурдалака. Теперь он ненавидит сам себя, пытается отыскать верховного упыря (Эш), чтобы отомстить.
На самом деле, по своей атмосфере, “Дневники вампира” больше напоминают даже не “Интервью с вампиром” Джордана, а почему-то старенький ужастик с Робертом Инглундом “Призрак оперы” 1989 года. Абсолютно субъективно, ребят, не настаиваю.
С другой стороны, обвинять Бэнда с Николау в плагиате, стремновато. Ведь за несколько лет до Джордана, они сварганили целую франшизу под названием “Подвиды”. Да-да, “Дневники” являются своеобразным спин-оффом “Подвидов”. Не удивляйтесь, что некоторых героев “Дневников” – можно обнаружить в четвертой части приключений Раду, а-хи-хи.
Клыки, кровища, отрубленные головы – на месте. Хороший саундтрек. Актеры малоизвестные, но стараются играть. Фильм получился мрачный и неторопливый. Смотреть можно. Уж лучше “Дневники вампира”, чем очередная часть “Паппет Мастера” или “Зловещего Бонга” (шутка для тех, кто в теме).
Поднаторевший в вампирской тематике режиссёр Full Moon Тед Николау в 1997-м году решил отличиться и поставить фильм по собственному сценарию, который хоть и связан, пусть и довольно поверхностно с «Подвидами», на деле же являл собой кино несколько другого толка. Да, на первый взгляд «Дневники вампира» и «Подвиды» очень схожи. Во-первых, в «Дневниках вампира» присутствуют почти тождественные румынские пейзажи. Во-вторых, вампиры стоят во главе сюжетов обоих фильмов. Однако как раз на втором моменте стоит остановиться. Дело в том, что «Подвиды» ведали о борьбе всего с одним вампиром, по сюжету самым кровожадным и сильным из всех. «Дневники вампира» же открываются как довольно трогательная история об убийце вампиров а ля Блэйд, который одновременно проклинает себя за то, что он вампир, и в тоже время без тени сострадания устраняет отпрысков вампиров пачками по всему миру.
Было бы интересно поглядеть за его путешествиями по свету, но, к сожалению, по понятным причинам, Захария, главного протагониста, закрывают в однотипных декорациях румынского серого городка. И именно в подобном, знакомом зрителям, смотревшим «Подвидов», антураже, Захарию и предстоит весь фильм сражаться с вампирским отродьем. И всё бы хорошо, но не ждите от «Дневников вампира» показа каких бы то ни было эпических сражений. Как и любому другому настоящему герою, Захарию, к сожалению, свойственно ошибаться в самые неподходящие моменты, а потому именно из-за банальной ошибки с его стороны нам приходится наблюдать отнюдь не за грандиозными поединками между вампирами, а за типичной вампирской бытовухой. Самое обидное в этом даже не то, что в отличие от «Дневников вампира» во всё тех же «Подвидах» зрителю всё-таки показывали вполне качественные поединки вампиров между собой, пусть и в довольно-таки небольших масштабах, а то, что история о жизни румынских вампиров не блещет абсолютно никакой оригинальностью.
Если Тед Николау собирался сказать зрителям, что за годы работы над «Подвидами» он до конца разобрался в вампирской тематике и готов представить всем желающим доказательства – то выглядят они, если говорить прямо, неубедительно за всей жуткой вторичностью фильма. Скажу вам честно, как режиссёр бюджетных узкоспециализированных вампирских постановок Тед Николау действительно хорош, но как рассказчик эпической истории, как наверняка он считал про себя, работая над «Дневниками вампира», он посредственен. Дело не в отсутствии таланта у режиссёра, которого ему, всё же нельзя не отметить, не занимать, а в отсутствии требуемого бюджета у кинокомпании, которой он годами остаётся верен – Full Moon. Как бы ни хотелось Теду создать что-то невообразимо качественное, на копейки это сделать при всём желании не представляется возможным. Если взяться за анализ всех фильмов Full Moon прямо сейчас, то можно с лёгкостью выяснить, что как раз те фильмы кинокомпании, где их режиссёры не пытались «стрельнуть», и остались на деле самыми лучшими в портфолио кинокомпании. К сожалению, «Дневники вампира» к подобным фильмам Full Moon далеко не относятся, за что мне искренне жаль. Однако факт остаётся фактом: прыгнуть выше бюджета не удавалось ещё никому.
Вердикт. Неубедительная попытка Теда Николау переплюнуть собственный же вампирский сериал «Подвиды», которая достойна восхищения за свою смелость, но не более. Человек, посмотревший десятки фильмов кинокомпании Full Moon, вряд ли отнесётся хоть сколько-нибудь серьёзно к «Дневникам вампира».