Есть известный рецепт фильма ужасов. Для начала возьмем убийцу и придумаем ему тяжелое прошлое/детство. С чего-то же он начал крошить всех подряд. Потом нагромоздим на экране побольше орущих подростков - и чтоб крови, крови было! Наконец, отыщем у убийцы уязвимость, которая в критический момент подвергнется атаке. Любимый, кстати, момент всех сценаристов - способы казни включают в себя сожжение, утопление, обезглавливание, а то и вовсе расчленение. За вычетом жалостливого психологического портрета, не брезговали таким рецептом и в годы самого первого 'Хэллоуина'. При том, что сам 'Хэллоуин' ему вовсе не следует. Напротив.
Этот ранний фильм Джона Карпентера относится к родоначальникам слэшера, наряду с ранним Крэйвеном, 'Пятницей, 13' и 'Техасской резней бензопилой'. Тем не менее, резни в 'Хэллоуине' немного, и она начинается ближе к концу. Главное для режиссера - не горы трупов, а атмосфера, которую он мастерски нагнетает. Под простенькую музыку, написанную режиссером, перед нами разворачиваются события гибели сестры Майкла Майерса и его побега из лечебницы. Действие переносится в крохотный провинциальный городок, жители которого бурно готовятся к Хэллоуину, но... музыка не умолкает. Маньяк где-то здесь.
Майерс неоднократно еще попадется на глаза своим будущим жертвам, прежде чем возьмется за нож. Ничего особого при этом не происходит, он просто стоит вдалеке... и смотрит. Оказывается, и такое может напугать. Особенно когда ты напрягаешь зрение и пытаешься понять: то ли на лице у него белая маска, то ли оно само бледное, как у призрака. И человек ли это вообще?
Насчет последнего Карпентер категоричен. Как уже было сказано выше, он не заморачивается на психологии Майерса. И в двадцатом столетии бывали случаи, когда в человека попросту вселялся дьявол (вспомним того же 'Изгоняющего дьявола'). Вот и в этого мальчика, похоже, вселилось зло. Устами доктора Лумиса, лечащего врача Майерса, говорит сам режиссер. 'Это был Бугимен?' - спрашивает главная героиня (первая экранная роль Джеми ли Кертис). 'Если хотите знать, да'.
Не рассыпается это ощущение подлинного Зла и в финале. Кто придумал, что Зло смертно? Наверное, тот же, кто верит в торжество добра. Хотя, на деле одно без другого существовать не может, и потому решающий выстрел дает лишь крохотную отсрочку перед возвращением Майерса в сиквеле (который на поверку оказался уже шаблонным слэшером с литрами крови, голыми подростками и относительным хэппи-эндом). Завершающий штрих - и гениальнейшая режиссерская находка! - под мрачную музыкальную тему перед нами проносятся кадры мест, которые мы уже видели в фильме: лестница, гостиная... Они абсолютно пусты, но это еще ничего не значит. Майкл Майерс может оказаться где угодно. Возможно даже, в вашем собственном доме.
Вот я наконец и добрался до своего самого любимого хоррора 70-х годов.
'Хэллоуин' - яркий пример того, как нужно снимать авторское малобюджетное кино. Поставил сей фильм замечательный американский композитор и режиссер - Джон Карпентер, а в главной роли снялась дочь актрисы Джанет Ли - Джейми Ли Кертис. Сюжет 'Хэллоуина' шит белыми нитками и попахивает нафталином из бабушкиного сундука. Вторичен он, чего уж душой кривить...
И все же благодаря режиссеру Карпентеру история о маньяке, сбежавшем из психбольницы, заиграла новыми красками. Очень много ссылок и цитат в этом фильме на хичкоковский 'Психоз' - медсестру зовут Мэрион (как гл. героиню того фильма), доктора - Сэмюэль Лумис и т.д. Можно даже сказать, что 'Хэллоуин' - это грайндхаусный 'фильм Хичкока'. Ведь и в фильмах мэтра и в данном хоррор-эксперименте новаторства хоть отбавляй. Это проявляется и в методах съемки, и в длинных эпизодах, снятых непрерывно в течении нескольких минут и в образе главного героя. Вроде как нормальный человек в начале, Майкл Майерс, превращается по ходу пьесы в неубививаемого 'терминатора'. Особенно шикарен последний эпизод фильма...Ох уж этот эпизод…
К актерам у меня претензий нет. Подростки играли подростков, Тони Моран убийцу, Джейми Ли Кертис старательно зарабатывала себе титул 'королевы крика', а Дональд Плезенс был как всегда на высоте. Блестящий актер, знакомый мне по фильму Поланского 'Тупик'. Здесь он сыграл личного доктора Майкла - Сэма Лумиса. Очень жаль, что позже он продолжит сниматься в многочисленных сиквелах 'Хэллоуина' и под конец жизни скатится в откровенный 'трэшак', вроде 'Проклятия М. М.'...
Оценку я ставлю исходя из своих собственных впечатлений о фильме. В свое время он меня поразил атмосферой, динамикой (медленные сцены сменялись стремительными кадрами погонь и убийств), своей кинематографичностью. Настоящее култ-кино. Рекомендую
В 1978 году вышел 'Хэллоуин'. Сперва незамеченный и не воспринятый никем всерьёз, фильм стал классикой хоррора, родоначальником жанра 'слэшер', а также одним из первых независимых фильмов, получившим столь оглушительный успех. И надо сказать, было за что.
Сюжет является достаточно простым, события фильма разворачиваются в 2 дня, не считая предыстории. Однако то, как разворачиваются эти события, попросту заставляет сердце замереть.
Игра актёров потрясающа. Особенно великолепны Джейми Ли Кёртис (королева крика, как о ней говорят) и Дональд Плезенс. Смотря на него и слушая его диалоги, веришь ему и понимаешь, что зло выпустили на свободу.
Майкл Майерс. Человек, который не является человеком. Он - это воплощение зла в 'Хэллоуине'. Зла без лица, но с мрачными глазами... Глазами дьявола. А зло бессмертно. И это только усиливает страх, с которым зритель и остаётся к концу фильма.
К сожалению, фильм не только дал дорогу новым фильмам жанра 'слэшер', но и породил кучу сиквелов, подражаний, римейков, римейков сиквелов (или сиквелов римейков?). И после них все забывают о том, каким был первый фильм. Да, уровень насилия и кровавости в фильмах серии постепенно нарастал от сиквела к сиквелу, к последней части оставив огромную пропасть между ней и первой частью. Но ведь в оригинальном фильме почти не было крови. Главным в 'Хэллоуине' были саспенс и атмосфера, которые прекрасно подчёркивались музыкой. Но в следующих частях всё это было утеряно безвозвратно.
'Всё началось с небольшого независимого фильма, но теперь он изнасилован во франшизу'. AVGN
Этот фильм является первым из трёх столпов американских фильмов ужасов для подростковой аудитории, именуемыми в Америке как Slasher film, у нас используется название 'фильм отсчёта тел'.
Сюжет фильма не имеет особого значения - маньяк убивает молодых девушек в погоне за своей родственницей, - такой сюжет использовался позже в тысячах фильмах. Этот фильм интересен тем, что лицо Майерса показывается нечасто - в первой сцене и тогда, когда он устраивает резню. Также интересно то, что сама резня начинается ближе к концу фильма.
Этот фильм сложно назвать фильмом ужасов, поскольку этих самый ужасов там немного. Скорее это триллер - тут и нагнетание атмосферы, и свои коронные фишки (например, зловещая музыка при появлении Майкла Майерса). Также в фильме есть один очень интересный момент: в начальной сцене, в сцене убийства, само убийство снято со стороны убийцы. Позже на этот фильм вышло очень много продолжений, но ни один из них не достиг уровня оригинала.
Веселого Хэллоуина, дорогие друзья! Сегодня злые души и грязные монстры вырываются из далекого темного мира и самое время всему этому противостоять или лучше объединиться и начать небывалое веселье. Что в моем случае абсолютно невозможно, учитывая завтрашние экзамены, а значит сегодня придется много сидеть над учебниками, а я вот только досмотрел кино. Но раз планировал, значит планировал - На Хэллоуин посмотрел Хэллоуин. И так хочется продолжить дальше - всего фильмов про Майкла Майерса десять штук (резня началась в 1978 и на время закончилась в 2009, планируется продолжение Хэллоуин 3, на которое надежд не осталось никаких). Навряд ли буду смотреть все части раз в год, но пару раз в недельку - определенно можно. Чем я думаю и займусь.
А пока у нас первая часть, культовая классика жанра ужасов с большой буквы и Майкл Майерс в темном комбинезоне с кухонным ножом в руках. Сказать честно, именно праздник Хэллоуин заставил меня посмотреть этот фильм. Из всех десяти частей удалось посмотреть Хэллоуин 8: Воскрешение (2002) и два ну очень неудачных римейка Роба Зомби, для досмотра которых до конца нужно было насиловать свой мозг, буквально заставлять смотреть на волосатого бомжа, гуляющего где-то вдоль шоссе (это оказывается был мистер Майерс) и ну очень небрежное исполнение так называемого саспенса. Надеюсь, больше к этим фильмам я больше не вернусь. Но обратим взоры к самому началу.
Когда говорим о классике, первое, что бросается в глаза - это небольшой бюджет. И это мягко говоря. Просто собрался народ, определили роли, собрали деньжат на рекламу и пост-продакшн и купили дешевую маску у соседей на распродаже. Дальше дело за малым, а именно - мастерством режиссера нагнать страху на зрителя, используя для этого все то, что может в этом ему помочь - свет, звук, тени и Майкла Майерса. Последний и без остального может справиться, мы и так знаем. И ведь перед просмотром, я ожидал совсем другого сюжета: на Хэллоуин компания веселых друзей решает устраивать вечеринку в одном доме. Потом ночью придет Майкл Майерс и убьет всех, кроме одной девчонки, которая сбежит. Но все оказалось совсем по-другому.
Лори Строуд - типичная представительница отличниц средней школы в американском городишко. У нее есть три подруги, которые решают оторваться на Хэллоуин. У самой Лори свои планы, в которые не входят пьяные вечеринки. Ведь можно просто посидеть вечером с детьми, посмотреть ужасы и состряпать из тыквы Jack'o'Lantern (когда-нибудь я его тоже сделаю, вот увидите). Но на днях оказалось, что из психушки сбежал мальчуган, зарезавший когда-то свою сестру и теперь доктор Сэм Лумис и шериф Брэкетт не спускают глаз с того старого дома, где и произошло убийство. Конечно, никто из центральных персонажей этого не знает и пока все тихо, можно и развлечься. Как я уже и говорил, никакой убийственной вечеринки не предвидится - с таким-то бюджетом. Просто есть три девушки, один парень в очках и двое детей. Про Майкла Майерса упоминать не буду.
Что хорошо в классических фильмах ужасов - режиссеры максимально используют данные возможности, чтобы хорошенько нагнать страху. Уверен, всем еще не раз вспомнится сцена в платяном шкафу, а когда за спиной у героини возникает темная фигура с поднятой рукой, становится уж совсем не по себе. Правда, чтобы по-настоящему испугаться, нужно выключить свет, надеть наушники и повыше поднять ползунок громкости. В моем же случае мы имеем много света, задающего кучу ненужных вопросов вроде 'Завтра идешь к Иванычу?' (не спрашивайте, что это значит) соседа по комнате и завтрашние экзамены, которые нагоняют страху не хуже, чем псих Майерс с окровавленным ножом. Хоть и начинается весь ужастик в последние минут 20 фильма, но этого хватает, чтобы назвать первую часть Хэллоуина действительно хорошим фильмом ужасов.
Вот сижу здесь, уже пол десятого, толком еще не готовился. Как все-таки неудобно, когда после праздника сразу экзамены. Но зато классику посмотрел, очень хорошо вышло, не очень было страшно, особенно в середине, где Майерс только и делал, что выглядывал из-под кустов, но в конце напряженка будет еще та.
Все, на этом первую часть Хэллоуинских хроник можно заканчивать и смело ждать второй, которую думаю разобрать на следующем уик-энде. Надеюсь, что не засмотрюсь, иначе Майерс будет и под моим окном появляться.
Хэллоуин - очень необычный праздник. Считается, что в этот день грань между нашим миром и потусторонним миром стирается, и злые духи могут посещать наш мир и причинять всяческие неприятности тем, кто помешал им. В фильме Джона Карпентера в День Всех Святых 'причинять неприятности' будет не что-то сверхестественное, а человек Майкл Майерс. В детстве Майкл в канун Хэллоуина убил свою сестру, и спустя несколько лет он сбегает из психиатрической больницы и возвращается в родной город Хэддонфилд, как раз за несколько дней до Хэллоуина, чтобы снова убивать людей. Именно так начинается малобюджетный фильм ужасов 1978 года 'Хэллоуин' в успех которого не верил практически никто, а сейчас этот фильм является культовым в своем жанре, а Майкл Майерс является одним из самых популярных киноманьяков за всю историю кинематографа.
Джон Карпентер снял действительно отличный фильм, который и сейчас смотрится хорошо на фоне современных слэшеров. В первую очередь 'Хэллоуин' выделяется своей атмосферой, фильм действительно очень напряженный и интригующий, к сожалению в современных ужасах частенько стали забывать об атмосфере и акцентируют внимание на 'море' крови и спецэффектах, а все старые ужасы строились в основном на атмосфере, и 'Хэллоуин' в этом плане едва ли не лучший представитель своего жанра. Музыкальная тема фильма, которую сочинил тоже Карпентер, мне очень нравится, мелодия очень запоминающаяся, если бы не 'Пила' с ее блистательным 'Hello Zepp', музыка в 'Хэллоуине' до сих пор была бы лучшей среди всех ужастиков. Также стоит отметить то, что в данном фильме практически не раскрывается личность Майкла Майерса, режиссер не раскрывает причин заставивших Майкла убивать, он представляет персонажа как абсолютное зло - безжалостное и непоколебимое.
Актерская игра в фильме хорошая. Особенно я бы выделил Джейми Ли Кертис и Дональда Плезенса. Об игре Джейми Ли Кертис больше всего говорит титул 'Королева крика' после того как она снялась во многих ужастиках, среди которых конечно же выделяется 'Хэллоуин', где ее героиня стала 'примером выживания' в фильмах ужасов. А Дональд Плезенс сыграл Сэма Лумиса - доктора лечебницы, где содержался Майкл Майерс. Его персонаж вызывает большую симпатию, так как он очень харизматичный и сильный человек, который понимая все зло, которое олицетворяет собой Майкл, пытается всеми силами помешать ему.
'Хэллоуин' - классика жанра, которая наложила огромный отпечаток на весь жанр ужасов, и на развитие слэшеров в частности. Франшиза 'Хэллоуин' будет настолько успешной, что снимут еще семь частей, а потом последует еще и ремейк. К сожалению продолжения в основном будут очень плохими и скучными, исключения составят вторая часть и 'Хэллоуин: 20 лет спустя', а ремейк получился сильно отличающимся от оригинала, но тем не менее очень хорошим (про него я тоже обязательно напишу). Что касается оригинального 'Хэллоуина', то мне кажется, что каждый любитель ужасов должен знать этот фильм, ведь это основа жанра, настоящая классика, которую я могу оценить только на высочайший балл.
Удивительно, но до Джона Карпентера никто не догадался снять фильм ужасов на тему Хэллоуина – праздника Дня всех святых, в который по обычаю, всегда вылезает всякая нечисть, и который с незапамятных времен отмечается в Америке каждый год 30 октября. Фильм является не только одним из лучших образчиков жанра, соединивший в себе психологический триллер и молодежный слэшер, но и совершивший в своем роде революцию. Снятый в серых тонах, чуть ли не за пять сотен долларов триллер о маньяке-убийце, который сбежал из психушки и устроил жуткую резню в канун Дня всех святых снискал огромную любовь зрителей во всем мире.
Кажется, что Карпентер и не ожидал такого успеха. Не ожидал он его и в своей предыдущей работе «Нападение на полицейский участок 13», и которая тоже заняла свою нишу в мировом кинематографе. Его по праву можно считать отцом основателем жанра «хоррор», даже если бы он снял за свою карьеру одного только «Хэллоуина». Ведь именно после успеха этого фильма, голливудские продюсеры смекнули, что страшилки хорошо продаются.
Уже через год, в 1979 году вышел «Когда звонит незнакомец», про маньяка, терроризировавшего няню телефонными звонками и который уже успел несколько лет назад обзавестись сопливым молодежным римейком. Через год выходит «Пятница, 13», которая вскоре превратилась в бесконечный сериал про убийцу в хоккейной маске, еще через пару лет «Спящий лагерь», про убийства в летнем лагере и, наконец, в 1984 году появляется Фредди Крюгер, тоже со своими нескончаемыми «Кошмарами». А где-то между ними, сиквелы самого «Хэллоуина», значительно проигрывавшие оригиналу.
«В нем не осталось ни разума, ни совести, ни малейшего понимания о том, что хорошо, а что плохо, одно лишь только Зло в чистом виде». Доктор Лумис.
Майкл Майерс по праву считается одним из самых страшных злодеев в мировом кино и не имеет абсолютно ничего общего с актером Майком Майерсом, подарившего нам Остина Пауэрса. Действительно, его коллеги по цеху выглядят немного безобиднее. Как вы помните, у Фредди было отличное чувство юмора, а у Джейсона – трудное детство. Майерс же совмещал в себе абсолютное Зло. Будучи маленьким ребенком, он без всякой причины убивает свою сестру ножом. Много лет спустя, опять же без всякой причины он скрывает свое лицо под белой, абсолютно обезличенной маской, в то время, как Джейсон надел маску, только для того, чтобы скрыть свое физическое уродство.
К сожалению, современным ужастикам точно не удастся никогда перенять ту мрачную атмосферу в ожидании грядущего Зла, которая буквально пронизывает каждый кадр в фильме. Сейчас, в современном слэшере, гламурные модные титры, куча красоток с непременно большой грудью и такие же не обремененные заботами молодые люди. Одно осталось неизменным: та последовательность, в которой герои умирают в фильме. Как правило, выживает та, которая вела наиболее благопристойный образ жизни и была более-менее правильной девочкой. Если же кто-то пил пиво и совершал грехопадение, то его, разумеется, ждала неминуемая расплата.
В фильме такой «правильной девочкой» была Джеми Ли Кертис, которая по молодости лет была самой настоящей королевой фильмов ужасов. Помимо 'Хэллоуина', обладательница самых стройных ног в Голливуде снялась в «Тумане» того же Карпентера и в том же году в еще одном молодежном слэшере, породившем за собой несколько продолжений «Школьный бал». Героиня Кертис настоящая герл-скаут и для зрителя нет особой загадки, кто останется в конце в живых.
Хочется также отметить работу Дональда Плезенса, сыгравшего доктора Лумиса и единственного человека, который разбирался в психике Майерса. Также это единственный персонаж, который больше всего отметился в сиквелах, но не дожил до выхода юбилейной 7-ой части «20 лет спустя».
Знаменитую музыкальную тему, звучавшую во всех фильмах, и которая в первых звуках впивается в мозг и создает ощущение тревоги, написал сам Джон Карпентер.
Итог. «Хэллоуин» - не самый лучший фильм Карпентера, но это тот случай, когда из несовершенств и недочетов рождается что-то новое. Если бы не ряд бездарных сиквелов, которые превратили Майерса в вечно живущего зомби, как и Джейсона это был бы лучший слэшер всех времен и народов. Но планка Карпентера в первом фильме все равно в этом случае недосягаема….
Поначалу я не хотела смотреть 'Хэллоуин'-'Наверное очередной тупой ужастик'-думала я. Но оказалось, что-что, а Хэлллоуин под это определение решительно не подходит. Нет, это конечно не шедевр мирового кинематографа(но, на мой взгляд, лучшая работа Карпентера),но посмотреть любителям ужасов стоит!Фильм произвёл весьма приятное впечатление. Сиквелы тут были очень кстати, и прошли на 'ура.'Однако есть и несколько минусов.
Во-первых, то, что первое убийство происходит ближе к концу фильма, и зрителю невольно приходится смотреть хотя и полезную, но немного затянувшуюся предысторию. Во-вторых, опять же, затяжки между убийствами. А ещё нелогично то, что сам Майкл в 6-ти летнем возрасте с очень светлой кожей, а его же рука, берущая нож через несколько лет, значительно темнее. Он что, сидя в психушке, регулярно посещал солярий?(Хотя не знаю, изобрели ли его уже в то время?)
Но в целом фильм очень и очень хорош, Майкл Майерс стал одним из моих любимых отрицательных персонажей кино, да и доктор вместе с Лорой порадовали. И я думаю что положительных отзывов не зря гораздо больше, чем отрицательных.
В 1960 году Альфред Хичкок положил начало фильмам о психически неуравновешенных людях - то бишь маньяках. И кто знает, как бы дальше пошли дела в этой области, если бы не 'Хэллоуин' Джона Карпентера, закрепивший этот киножанр и подтолкнувший других к съемкам подобных фильмов.
Несмотря на небольшой бюджет, Карпентер подарил нам поистинне шедевр, посмотреть который обязан любой ценитель хорошего кино, вне зависимости от его предпочтений. Именно этот фильм породил множество именных сцен для хорошего фильма ужасов (говоря современным языком, стереотипов), которые использовали, используют и будут использовать все режиссеры.
Если сравнить те года с современностью, то ярко просматривается разница в игре актеров. В этой картине мы наблюдаем ярких, эмоциональных героев, которые отдали всех себя своим ролям. И смотрится игра их просто великолепно (для сравнения в большинстве современных фильмов ужасов актеры ходят как зомби и еле реагируют на происходящее).
Времена меняются. И если сейчас на фильм с бюджетом в 329000 долларов никто и не посмотрит всерьез (в большинстве случаев 'это' и фильмом назвать нельзя), то в 1978 году Карпентер сделал невозможное, сняв за эти деньги настоящий шедевр, который по праву можно назвать легендой фильмов ужасов.
'- Это было чудовище?.. Я боюсь...
- Нам теперь нечего бояться...
- Ты уверена?..
- Да...
-Почему?
-Я его убила...
-Его нельзя убить! (крик)...'
Майкл Майерс... Сумасшедший, сбежавший с психушки, убивший в 6 лет свою сестру огромным ножом, имеет увечья в области глаза и ходит в маске... Конечно, некоторые сходства с Джейсоном Вурхизом из 'Пятница 13' бросаются в глаза. Но он другой: чуть более таинственный и интригующий, чуть дольше следящий за своими жертвами и дольше готовящийся к их убийствам...
Фильм сразу увлекает съемкой: камера от первого лица показывает, как таинственный человек медленно движется к дому, видит молодых людей, спокойно берет нож, дожидается пока парень уходит, очевидно, после секса... И убивает девушку! Но удивляет не сам факт убийства, а то, кем оно сделано... Дальше съемка происходит не менее эффектно: шелестящая по улицам листва, таинственная и напряженная музыка и кто-то в маске, постоянно наблюдающий за будущими жертвами... Если вы ожидаете кучу убийств, то этот фильм не для вас, он интригует другим, он заставляет так увлекаться происходящим, что вы не заметите как пролетит время... Пожалуй, поставил бы фильму все 10, но не очень люблю, когда после просмотра остается ощущения незаконченности, пусть даже и ясно намекающее на продолжение...