Я смотрел сиквелы «Хэллоуина», я смотрел «Хэллоуин. 20 лет спустя» в детском саду, я смотрел ремейки Роба Зомби, я смотрел перезапущенную франшизу, у меня даже стояла музыка из фильма на рингтоне. Я смотрел ретроспективы, я смотрел документалки про «Хэллоуин», я смотрел интервью с создателями и актрисами «Хэллоуина». Но никогда не смотрел сам оригинальный «Хэллоуин».
Что ж, в этот Хэллоуин пора наверстать упущенное и узнать, что же я пропустил.
Если закрыть глаза на то огромнейшее влияние, которое продолжает оказывать фильм, то картина все равно будет удивлять своей необычной подачей.
Во-первых, невозможно не оценить потрясающую музыку самого Джона Карпентера, которая врезается в память с первых нот.
Во-вторых, дерзкий операторский прием позволяет иногда смотреть на происходящее глазами самого Майка Майерса, что весьма необычно. Это придает не только саспенса, но и параноидальный эффект.
В-третьих, маска Уильяма Шатнера все еще ужасает своим мертвым взглядом.
Но не будем закрывать глаза на то, что со временем фильм все-таки теряет свой темп. Медленная атмосфера спустя полвека не сильно помогает просмотру в современных реалиях.
И это не говоря про первое убийство после бегства Майерса из психбольницы. «Умирающая» актриса настолько плохо переигрывает, что берет в смех. Очень странные кривляния, детский взгляд, корчащаяся рожа — после этого другие убийства не кажутся такими уж и пугающими.
Не сказать, что фильм захватывает и держит в напряжении. Большая часть фильма — пустые разговоры, которые ничего не раскрывают. Даже какой-то экспозиции нет, чтобы ощутить атмосферу Хэллоуина (ну, кроме тыквенных голов). Но зная бюджет и как делали фильм, можно только восхищаться создателями, которые верили в свое дело.
И стоит отдать должное Джейми Ли Кертис, нашей королеве криков. Если бы не она, то фильм развалился бы по частям, словно карточный домик из самых нелепых убийств.
Кому советовать: для тех, кто хочет оценить классику и увидеть, где родился Майк Майерс.
Когда речь заходит о фильмах ужасов, то фильм ' Хэллоуин ' 1978 года - неотъемлемый участник в перечне самых известных представителей жанра наряду с ' Кошмаром на улице Вязов ' 1984 года, ' Пятницей 13 ' 1980 года, ' Психо ' 1960 года и другими картинами, имевшими продолжение.
Отличительная черта киноленты ' Хэллоуин ' - это ассоциация с праздником, истоки которого уходят в Великобританию.
Фильм снят в 1978 году, именно в тот год он впервые вышел в прокат. Уже то, что при бюджете в 325 000 долларов фильм собрал около 47 000 000 долларов только по США, говорит о многом. Можно даже сделать вывод, что именно ' Хэллоуин ' дал толчок к развитию жанра ' ужасы ' в кинематографе.
Режиссером фильма стал Джон Карпентер, который впоследствии прославится как создатель таких киношедевров как: ' Нечто ' 1982 год, ' Кристина ' 1983 год, ' Чужие среди нас ' 1988 год. Также можно выделить оператора Дина Канди, который затем выступит в той же роли в фильме ' Психо 2 ' 1983 года.
В фильме рассказывается о загадочном убийстве, совершенном в канун праздника Хэллоуин в 1963 году в городе Хеденфилд. Совершено оно было 6-ти летним мальчиком по имени Майкл. Так как фильм фактически начинается с этого момента, то установить причины по которым произошло убийство не представляется возможным. Видимо таков был замысел создателей фильма, чтобы еще сильней заинтриговать зрителей и дать им самим возможность воссоздать в своем воображении картину убийства и понять почему же так случилось. Лично я пересматривая не один раз ' Хэллоуин ' 1978 года обратил внимание, что в моменте неожиданного убийства в начале фильма была заметна шикарная женская грудь. Этот момент имеет внешнее сходство с началом другого популярного фильма ужасов ' Пятница 13 ' 1980 года. И в дальнейшем в фильме большое внимание уделено теме взаимоотношений между полами, есть даже постельная сцена между Линдой (П. Дж. Соулз) и Бобом (Джон Майкл Грэхэм).
Возвращаясь к началу фильма, мальчика по имени Майкл, после совершенного им убийства, помещают в психиатрическую клинику, где он по сюжету проведет 17 лет (с 6 лет до 23 лет). Об этом времени тут практически ничего не говорится, только констатируется сам факт нахождения в психушке в течении 17 лет.
Основные действия фильма разворачиваются в настоящее время, 30-31 октября 1978 года. Здесь я тоже обратил свое внимание на один странный момент - это сцена с угоном автомобиля. Интересно, когда Майкл научился водить машину, если 17 лет безвылазно сидел в психиатрической лечебнице. В остальном же сюжет фильма построен очень интересно и продуманно, полтора часа экранного времени пролетают на одном дыхании.
Запомнилась атмосфера в Хеденфилде, в канун Хэллоуина. Серые, мрачные тона хорошо сочетаются с музыкальным сопровождением. Кстати композитором фильма выступил также Джон Карпентер. Сцены с убийствами очень запоминающиеся. Только вот до конца не совсем понятно, что движет Майклом в моментах, где он расправляется с группой молодых ребят и девушек. Такое ощущение, что в него словно вселился какой-то демон, заставляющий совершать убийства.
Несколько слов об актерах. Джейми Ли Кертис (Лори) очень хорошо справилась со своей ролью. Видно, что у Лори на первом месте учеба, а отношения с противоположным полом ей даются с трудом. Свою любовь она отдает детям - Линдси (Кайли Ричардс) и Томми (Брайан Эндрюс). Другой важный персонаж - доктор Лумис (Дональд Плезенс). Он здесь скорее как частный детектив нежели врач и справляться со своей двойной ролью у него получается неплохо. Невозможно не сказать несколько слов и об главном антагонисте - Майкле Майерсе в исполнении двух актеров: Уилл Сандин в начале фильма (6 лет) и Тони Моран в молодом возрасте (23 года). Оба актера хорошо вжились в роль бессловесного убийцы с непроницаемым взглядом. Актеры второго плана - это Нэнси Лумис (Энни), П. Дж. Соулз (Линда), Джон Майкл Грэхэм (Боб) тоже хорошо справились со своими ролями.
Подводя итог можно смело назвать ' Хэллоуин ' 1978 года классикой фильмов ужасов с интересным сюжетом и достойной актерской игрой. Рекомендуется к неоднократному просмотру любителям не только фильмов ужасов, но и просто захватывающих кинокартин.
В 1978 году «Хэллоуин» Джона Карпентера открыл золотой век слэшеров. В 2006 году фильм вошел в национальный реестр фильмов США, как фильм, имеющий культурное историческое или эстетическое значение. Как вы понимаете, влияние и наследия картины огромное, оно прослеживается и по сей день.
Как и все остальные культовые слэшеры тех лет, «Хэллоуин» Карпентера также является и важным авторским высказыванием о политике воспитания в США подростков в те годы. Как и в самом государстве, в воспитании детей преобладали религиозные и консервативные направления. Высшей ценностью являлась семья, старые обычаи и традиции. Разгульная жизнь, выпивка, курение, секс и другие непристойные вещи карались грехом. Такое поведение для подростков считалось непристойным, нарушающим нормы писанной морали.
Главная героиня фильма Лори, сыгранная Джейми Ли Кёртис является полной противоположностью типичных подростков того времени. В отличии от своих сверстников Лори ведет спокойный образ жизни, одевается закрыто, ответственно выполняет свою работу и не позволяет себе нарушать писаные правила, хотя и очень хочет этого. Вместо этого она продолжает подавлять свои настоящие, естественные чувства. Она держит их внутри себя, что ещё хуже чем введение разгульного образа жизни, ведь невозможно вечно накапливать весь этот груз внутри себя, обязательно настанет момент когда произойдёт всплеск эмоций, который перерастёт в насилие.
Сам Майкл Майерс в каком-то смысле маленький ребенок, ребенок который всячески подавляет свои, эмоции, в результате чего у него остается лишь один способ выплеснуть свои чувства - насилие, всё что ему остается делать. Его так и тянет к Лори на протяжении всего фильма, ведь поведение остальных подростков естественно, об этом говорит даже сам режиссер фильма Джон Карпентер. А вот поведение Лори как раз-таки ненормально, Майкл тянется именно к ней, так как испытывает похожие чувства, только Лори не перешла границы вседозволенности, хотя к концу фильма также как и Майерс ступает на дорогу насилия и крови, выплескивая тем самым свой багаж эмоций.
Конечно помимо авторского высказывания, «Хэллоуин» обладает своей, особой атмосферой. Музыка написанная самим режиссёром и сценаристом Джоном Карпентером стала визитной карточкой всей франшизы, она играет в каждом фильме, где появляется персонаж Майкла Майерса, образ которого лишен всяческих на первый взгляд эмоций.
Режиссёр намеренно и очень здорово смог передать чувство надвигающейся неотвратимости и безмолвности в лице Майкла. Он словно призрак пришедший из другого мира, обладающий сверхчеловеческими способностями. Майкл может просто стоять где-то вдали кадра ничего не делая, однако чувство тревоги, в совокупности с пробирающим до мурашек саундтреком не будет покидать тебя до самого конца. Почти каждый аспект фильма напичкан новаторством для хорроров того времени, троп последней девушки полноценно пришел именно отсюда, неспроста именно «Хэллоуин» принято считать отцом слэшеров и началом золотого века для них.
Фильм снятый талантливым режиссёром Джоном Карпентером пример очень качественного слэшера. А почему сейчас расскажу мой читатель.
Фильм ошибочно считается первым слэшером, но до него были и другие не менее культовые картины 'Чёрное рождество' 74-ого, 'Техасская резня бензопилой' 74-ого и 'У холмов есть глаза' 76-ого. Но данный фильм сделал популярным весь жанр из-за чего в 80-х их делали очень много, даже другой не менее культовый слэшер 'Пятница 13-е' был вдохновлён Хэллоуином.
Теперь о фильме.
Сюжет простенький. Сбегает маньяк и начинает убивать на Хэллоуин. Да, это весь сюжет, но Джон Карпентер очень хорошо справляется с простыми сюжетами (что он докажет в будущем сняв 'Нечто' и 'Побег из Нью-Йорка) и этот фильм не исключение.
Начало интригует, какой-то маньяк (от чьих глаз мы всё видим) ходит рядом с каким-то домом, заходит в него, одевает клоунскую маску и убивает девушку, а когда маньяк выходит из дома оказывается, что маньяком был маленький мальчик, а девушка была его сестрой (первые минуты не считаются спойлером). Эта сцена чувствуется напряжённой и жуткой. Саспенс сделан очень хорошо. Ты смотришь сцену, вроде бы ничего не происходит, но тебе не уютно, будто за героями кто-то следит, но ты не видишь преследователя. Или вот ещё пример. Ты видишь маньяка за углом, но стоит кому-то подойти и проверить что за углом, он пропадает. Карпентер этим говорит, что его маньяк вездесущий. Но следует признать, временами фильм затянутый, вот сцена должна была закончиться, но она продолжается.
Актёры очень хорошо сыграли, а из персонажей важны только двоя: Лори и Лумис. Лори получился очень приятным персонажем, тем более фильм фокусируется на её выживании. А Лумис получился харизматичным психиатром.
Маньяк по имени Майкл Майерс один из моих любимых злодеев. Джон этим персонажем говорит, что ну просто может родиться псих в нормальной семье. Его безэмоциональная маска, ум, простое желание убивать и вездесущность делают его одним из пугающих персонажей в слэшерах.
Убийства в этом фильме не очень кровавы и жестоки, всё-таки фильм больше про саспенс, чем резню (впрочем, как и остальные слэшеры 70-х).
Музыка моё почтение, особенно заглавная тема, которую ещё не один фильм из этой серии не испортил.
Операторская работа сделана на отлично.
Итого Хэллоуин является очень классным фильмом, который я вам советую посмотреть.
'Хэллоуин' является классикой слэшеров и считается культовым фильмом. Для многих удивительно как за такой бюджет (325 000 долларов) Карпентер смог снять целый фильм (хотя до этого были другие слэшеры бюджет которых был меньше). И что немаловажно 'Хэллоуин' популязировал жанр слэшер. Даже 'Пятница 13-е' вдохновлялась этим фильмом. Тогда 'Хэллоуин' считали самым страшным фильмом (тогда не было других таких фильмов). Но в наше время как сейчас смотрится этот фильм? Не устарел ли он? Сейчас это и узнаем.
Сюжет у этого фильма прост, как три копейки, настолько, что если вырезать ненужные сцены из этого фильма, он будет длится где-то 20 минут. В этом и проблема фильма, он затянутый. Серьёзно здесь ходьбы столько, что кажется будто Курицын пробрался в этот фильм. Есть куча ненужных сцен, например сцена преследования мальчика. Зачем она сюжету, если потом никак не будет обыграна? Ещё где-то ходит доктор Лумис с полицейским и говорит, насколько Майерс - это ужасное существо, что он демон во плоти. Но те моменты, связанные с сюжетом, очень даже хороши. Взять туже начальную сцену или весь заключительный акт. Вот это реально пугало.
Про персонажей говорить нечего. Лишь Лумис вызывал какие-то эмоции. Остальные (Майкл не в счёт) просто скучны и неинтересны. То пушечное мясо, что у нас есть такое же, как и в других фильмах этого жанра по типу 'Пятница 13-е'ю Вот серьёзно мне было абсолютно плевать, что с ними случится.
Сам маньяк - это одна из лучших сторон этого фильма. Молчаливый, кровожадный убийца, чьих эмоций ты не знаешь. И когда тебе доктор Лумис рассказывает, какой он демон, тебе становится страшно от того, что тебе про него рассказывают. И ему не нужен проработанный характер, ведь люди боятся того, чего нельзя объяснить.
Саундтрек в этом фильме - вторая лучшая сторона фильм. Он шикарен! Чего стоит только главная тема всего фильма. Именно она даёт, то чувство страха.
Итого 'Хэллоуин' устарел. Большинство сцен затянуты либо не нужны, персонажи не вызывают никаких эмоций, некоторые пугалки из фильма уже приелись в жанре. Лишь Майкл, саундтрек и финальный акт - лучшее, что есть в фильме. Сейчас этот фильм как музейный экспонат важный для истории жанра.
Джон Карпентер – главный популяризатор категории слэшеров после Уэса Крейвена. Несмотря на то, что «Хэллоуин» использует уже знакомые на момент своей премьеры мотивы и сцены, именно этот фильм в 1978 году ознаменовал начало «золотого века» слэшеров. Один за одним в американские (да и не только) кинотеатры начали поступать фильмы, в которых озлобленные маньяки гоняются за наивными и перепуганными подростками, как правило, девушками. Почему? Наверное потому, что девушки вызывают больше сопереживания.
Не случайно фоновой тематикой фильма стал Хэллоуин. Праздник монстров, как его часто называют. Как и когда он зародился – не суть. Важно, что вскоре после Хэллоуина в странах Запада начинаются религиозные праздники, так что для всевозможных адских тварей веселье заканчивается в конце октября. А для него оно только начинается. Встречайте: Майкл Майерс – самый бездушный и хладнокровный маньяк из всех, что видал мировой кинематограф. Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз или какой-нибудь Ящер из «У холмов есть глаза» тоже жестоки и тоже убивают, но у них, в отличие от Майкла, есть какие-то чувства. Гнев, печаль, а порой даже и радость. У Майкла же ничего из этого нет. Никакой жалости, никакого сострадания и даже никакого злорадства он не испытывает. Это безмолвный киллер, который вырывается на свободу в тот день, которого ждал много лет. Вырывается и берёт в руки нож.
Налицо отсылки на классический триллер «Психо», снятый Хичкоком в далёком 1960 году. Орудие убийства, психологическое состояние злодея, даже некоторые ракурсы – всё это любезные реверансы, которые, тем не менее, не выглядят как плагиат. По той причине, что Карпентер пошёл дальше и показал нам больше насилия и ещё больше жестокости. Если в «Психо» зрители гадают, кто же является убийцей, то в «Хэллоуине» убийцу показывают с самого начала, но позднее он прячется. Подобно мерзкому таракану, который уползает из-под занесённого тапка, Майкл Майерс ускользает от полиции и доктора Лумиса, для того, чтобы… А какие могут быть мысли в больном сознании? Этот маньяк настолько непохож на других людей, что за вычетом привязанности к родным местам предсказать его поведение невозможно.
Взяв за пример «Техасскую резню бензопилой», Карпентер надел на своего маньяка маску, и с тех пор это уже традиция слэшеров – если в ужастике присутствует безумный маньяк, то в 90% случаев он будет появляться в маске. Впрочем, как минимум один раз взрослый Майкл всё-таки снимает маску, но чтобы рассмотреть его лицо, необходимо обладать кошачьим зрением. Ещё одна любопытная деталь первого «Хэллоуина» – это старый фильм «Нечто», который показывают по ТВ. Должно быть, режиссёр даже вслух проговаривал, что когда-нибудь он снимет его ремейк.
Недостатком «Хэллоуина» является излишняя затянутость. Пытаясь нагнать саспенса, Карпентер целый час заставляет Лори и её подружек ходить и ездить туда-сюда, поминутно оглядываясь за пугающего преследователя, и всё это ради очень напряжённой, но всё-таки короткой кульминации. Роб Зомби в 2007 году поступил намного правильнее, сделав акцент на убийствах. Впрочем, для неокрепших зрителей в 1978 году «Хэллоуин» стал, вероятно, внушительной страшилкой.
Культовый хоррор Джона Карпентера рассказывает тревожную историю психически анормального маньяка, который, сбежав из лечебницы, начинает охоту на старшеклассников.
Картина имеет простую и в некотором роде минималистичную повествовательную структуру, лаконично и, на первый (а если быть точнее, современный) взгляд, тривиально демонстрируя основные перипетии сюжета, используя непрекращающийся саспенс, очень даже не редко приводящий зрителя в состояние безумного испуга. Несмотря на кажущуюся устарелость немалого числа хоррор-элементов, кинолента и в настоящее время смотрится на одном дыхании, определённо устрашая даже самого искушённого любителя 'ужастиков'.
Стоит признать, что именно 'Хэллоуин' в достаточно весомой степени сформировал облик рядовых представителей жанра ужасов, в том числе и выходящих ныне. Поэтому данную картину любопытно изучать с точки зрения рассмотрения типичных составляющих, так называемых клише, 'хоррор-муви', воспринимая её в качестве образцово показательного шаблона (в самом положительном значении этого слова).
Также немаловажно отметить актрису, исполнившую главную роль в фильме, а именно Джейми Ли Кёртис. Для неё работа в 'Хэллоуине' стала дебютной в большом кино и, надо сказать, крайне убедительной и поистине культовой, ведь молодая Ли сумела прекрасно воплотить на экране неунывающий и боевой характер с виду ничем не примечательной девушки, готовой сражаться до конца с самим воплощением зла, рационально обуздывая волнообразные приступы непередаваемого обычными словами ужаса.
Таким образом, крайне запоминающийся визуальный образ злодея и его пугающая предыстория, воинственная и находчивая, хотя далеко не бесстрашная главная героиня, тревожно-нервозное музыкальное сопровождение вкупе с изумительной операторской работой сформировали неподражаемый и по-настоящему легендарный фильм ужасов, ставший безоговорочной классикой жанра, вдохновив не одно поколение кинематографистов на создание подобных этому кинопроизведений.
Культовый статус 'Хэллоуина' трудно переоценить не только потому, что через сеттинг и сюжет фильм Джона Карпентера прекрасно передаёт дух Хэллоуина, но главное – потому что по части воздействия на зрителя он даже спустя сорок с лишним лет после выхода может дать фору многим современным представителям жанра.
Конечно, главное в «Хэллоуине» - это атмосфера. Тягучий саспенс под гипнотическую музыку самого Карпентера пронизывает весь фильм вдоль и поперек, превращая его из тривиального слэшера про бесчувственного убийцу а ля Кожаное Лицо (хотя Майкл Майерс, как известно, тоже носит маску) в леденящий кровь в жилах параноидальный триллер. Недаром известный американский критик Роджер Эберт сравнил «Хэллоуин» с творениями Альфреда Хичкока – потому что по накалу саспенса фильм и правда сравним с легендарным «Психо». На первый план в картине выступают не способы изобретательного убийства героев – но неотвратимость их смерти.
Представляя главного злодея помешанным на убийствах молчаливым психопатом, Карпентер как бы делает его воплощением самой смерти, которая приходит и забирает кого-то по своему усмотрению и с которой договориться заведомо невозможно. А надевая на него белую маску, режиссер делает его воплощением человеческой паранойи, которая может принимать самые разные формы. Все те незнакомцы, которые будто бы шли за вами по темной улице или издали неотрывно смотрели на вас средь бела дня, находят свое отражение в образе Майкла Майерса.
«Хэллоуин» совершает своего рода революцию в жанре, позволяя нам увидеть все как с точки зрения самого маньяка, так и с точки зрения остальных героев. В основном это достигается благодаря исключительной операторской работе Дина Канди.
Вот камера выглядывает из-за спины Майерса, неслышно подбирающегося к героям, и это пугает нас. А вот мы видим его пустой взгляд издалека, будто бы глазами героев, - и эти дальние планы пугают нас еще больше. Но этим все не ограничивается: вступительная сцена фильма заставляет нас увидеть первое убийство Майкла, которое он совершил еще ребенком, его собственными глазами. И этот эпизод, снятый полностью от первого лица, можно по праву назвать одной из лучших вступительных сцен в кинематографе.
«Хэллоуин» дает зрителю безликого незнакомца на другом конце улицы и, угнетая своей атмосферой, заставляет до поджилок прочувствовать последовательную и упорную безжалостность последнего. В развязке фильм вообще становится символическим противостоянием жизни и смерти.
Но смерть – на то и смерть, что убить ее не получится. По крайней мере, пока того не захотят продюсеры.
This is Halloween, this is Halloween! Pumpkins scream in the dead of night!
Помимо «Пятницы, 13-е» и «Кошмара на улице Вязов» в тройку культовых классических хорроров забрался Майкл Майерс (почти как Майк, но без пародии). Весьма умелое решение Джона Карпентера выпустить ужастик к кельтскому празднику, а добавить молчаливого маньяка, который развил травму детства до кровавого возмездия, дело прибыльное и интригующее. В целом, стиль съёмки и рассказ этой истории довольно мрачные, дают классические скримеры и наполняют саспенсом всё вокруг.
Экспозиция, правда, развита слабо. В этом плюс можно отдать Робу Зомби (хоть какие-то плюсы в его версии «Хэллоуина 2007» есть), что до Карпентера – весьма быстрая и глупая завязка. Съёмка от первого лица, глазами Майкла, естественно. Необъяснимый мотив убийства и весьма классическая (для ужастиков 70-80-х) беспомощность старшей сестры. Крик, паника, взгляд на нож глазами жертвы и со стороны (Альфред Хичкок одобряет). Всё выполнено в лучшем для жанра стиле, ну, кроме того, что сестра могла просто выхватить нож брата или зажать его запястье. Ах, да, у нас же конец 70-х – обнажёнка тут как тут.
Кроме мнимой экспозиции картина делает флэшфорвард на 15 лет вперёд, чтобы уже продемонстрировать взрослого Майкла в знаменитой кожаной маске. Карпентер хоть не растягивал ожидание с маской, а то Джейсон Вурхиз свой хоккейный аксессуар надел только в третьем фильме. Далее уже мы знакомимся с современными (на 1978 год) подростками, которые ведут себя как подростки своего времени – обсуждают вечеринки, выпускные балы (в октябре?), девочки деликатно затрагивают тему секса, а общая атмосфера подготавливает зрителя ко Дню Всех Святых!
Картина радует тем, что мы большую часть времени не видим главного злодея. Подростковые вопросы, планы, шутки и интим – всё можно приписать к простому присутствию и «кормёжки» сюжета, потому что как только играет легендарный саундтрек Карпентера, то уровень саспенса зашкаливает, рождая перед нами отличный «сталкинг» и напряжение. Майерс в тени, глазами Майерса мы следим за персонажами, Майерс прячется в одной комнате с жертвой и его замечает только маленький мальчик, чьи рассказы принимаются за шутки.
В отличие от вышеупомянутого Джейсона Майкл Майерс не целенаправленно убивает, нет чёткой цели и действия, отсюда множество роковых предположений. Если Вурхиз шёл с мачете и резал насквозь, то Майкл поиграется с жертвой, постоит в сторонке, спрячется в тени. Впечатляет, когда девушка заперлась в помещении, не знает, как выйти, а в это время Кожаная маска просто смотрит на её попытки решить проблемы. Отсюда и интригующий триллер – ты не знаешь, когда злодей перейдёт к действию, оставляя самый экшен на кульминацию.
Постоянное напряжение, преследование, съёмка от первого лица, крики жертв, паника, но когда будет кровь, зритель не ожидает. В принципе, картина ещё держит планку хронометражем. Он не растянут. В меру напугивания, постепенные убийства и самые «вкусные» приёмы – движение Майерса на заднем плане. Это поднимает адреналин и переживания! По сути, у нас психически больной, полиция и лечащий врач якобы в поисках, но это не имеет значения, когда мы видим паническое лицо Джейми Ли Кёртис, а сзади нависающую угрозу.
Джон Карпентер смог отлично передать ужас и напряжение. Некоторые элементы съёмки были не к месту, планы снизу и эффект присутствия иногда мешали повествованию, но эти приёмы отличают «Хэллоуин» от ряда ужастиков, демонстрируя контраст между изображением, звуком и саундтреком. Финал даёт почву для сиквела (ряда сиквелов), чтобы вновь и вновь в День Всех Святых выпускать Майкла Майерса на охоту. Перед титрами на фоне тёмной улицы раздаётся учащённое дыхание Майерса. Блеск!
Забавная деталь в картине – герои в одном из эпизодов смотрят фильм «Нечто» (1951) от Кристиана Найби и Ховарда Хоукса. Через 31 год Карпентер снимет свой вариант этой истории.
Кто-то наблюдает за миловидной девушкой. Она общается со своим парнем, затем влюбленные идут наверх. Кто ж знал, что это её последняя ночь, ведь некий маньяк уже достал свой огромный нож и, тяжело дыша, заходит в девичью комнату. Он наносит восемь ударов ножом, жертва погибает на месте. Спустя мгновение мы понимаем, что смотрели на то, как маленький мальчик зверски убивает свою сестру.
Именно так и начинается 'Хэллоуин', один из самых классических слэшеров. Жанр этот, безусловно, развлекает, но все тропы давным-давно изучены, поэтому любое подобное произведение становится ещё одним набором клише, с незначительными модификациями.
Здесь ничего нового вы не увидите, 'Хэллоуин' - однозначно музейный экспонат. Правда, пылью он ещё не покрылся.
В центре повествования три подруги, за которым охотится сбежавший из лечебницы Майк Майерс - истинное зло. Он невероятно силён, носит маску, позволяющую скрывать эмоции. Естественно, все персонажи с лёгкой руки сценариста будут безнадёжно тормозить. Всё ради саспенса, подсмотренного у маэстро Хичкока.
В 1978 году эта картина воспринималась как настоящее откровение. Во многом из-за прекрасного умения Карпентера создавать напряжение даже из скучнейшего в наши дни маньяка в комбинезоне с ножом. Не стоит ругать картину за элементы, которые были повторены другими. Один тот факт, что 'Хэллоуин' оказал на фильмы ужасов такое огромное влияние уже говорит о величии этой ленты.
Не стоит забывать о том, что Карпентер - ещё и прекрасный кинокомпозитор. Незатейливые синти-мелодии чудеснейшим образом работают на общий саспенс. Думаю, что постановщик тут справился не хуже итальянской группы Goblin, которые сочиняли саундтрек для 'Суспирии' Дарио Ардженто.
После 'Хэллоуина' последовала череда сиквелов, ведь это очень даже хорошая идея для франшизы, но они не снискали хорошей прессы. Лишь в 2018 году проект решили реанимировать, проигнорировав все продолжения. Что из этого вышло - расскажу в следующий раз.