К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В детстве нас с сестрой звали Беляночкой и Розочкой. Помните, было такое немецкое кино? Дружные счастливые сестры – светленькая и темненькая. Но мы не дружили! Во-первых, ревность. Во-вторых, борьба за внимание (или первенство). В-третьих, я хотела светлые волосы, а она – темные. Было и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых… Да, наверное, в любой семье есть такое – испытание братом или сестрой, особенно если разница в годах небольшая. С возрастом все сгладилось и потеплело. До идеала не дотягиваем, но живем. И Горный Дух не донимает вроде. Воспоминания о детской войне веселят, раны зализаны, мертвецы похоронены.

Человек всегда хоронит своих мертвецов. Вопрос: от страха или от любви? Его задал, по-моему, Оден. А если нет ни любви, ни страха, а есть только то, что их исключает, – одержимость обиды, месть? Тогда живет с трупами, как Бланш и Джейн. И сам становится живым трупом.

Атмосфера мертвенности, безжизненности, пропитанная тяжелым запахом прошлого, от которого никакие решетки и замки не спасают, царит в их пустынном и нежилом, как декорации, доме. И каждая в роли. И каждая в гриме. И каждая в клетке самой себя. И каждая в тоске о свободе.

Гете давно еще сказал о нас то, что потом открыл Фрейд: «Люди во все времена предпочитали сумерки ясному дню».

А в сумерках всегда обитают призраки:

Я мамин ангелочек, и папа любит меня. Я мамин дьяволенок – и папа меня ругает…Детская песенка. А еще детские прически, банты, конфеты, мороженое, кукла в человеческий рост. Зовут Бэби Джейн, стоит три доллара двадцать пять центов, очень красивая, натуральные волосы…

Для Джейн этот улетучившийся, призрачный мир, в котором она когда-то была д о р о г и м и п р о д а в а е м ы м ребенком, - единственный. Он искажен, как ее кричащее старостью пьяное отражение в зеркале, как ее восприятие, как ее разум, но она в нем живет. И покидать не собирается, потому что не всем под силу пережить ситуацию потерянного рая, быть изгнанным оттуда. Особенно когда не догадываешься за что и почему.

Стендаль говорил, что воспоминания – это единственный рай, из которого изгнания не бывает. Странно звучит, но Джейн весь фильм живет в раю и борется за него – джином, молотком, крысой, птицей, перьями, веревками, кляпами, вскрытыми письмами, порезанными проводами, перечеркнутыми фотографиями, поддельными чеками… И поет и веселится в нем, как праведник в светлых одеждах, танцует, кокетничает, строит глазки…

Не поверите, наверное, но я когда смотрела фильм, Кэрролла вспоминала с его Алисой. Только у него сказка о детстве, а тут гротеск о нем же.

Сверхидея книги Кэрролла – память. Этого фильма – тоже.

Кэрролл дает потрясающе чистый и нравственный завет: сохранять в свои зрелые годы простое и любящее детское сердце, сделать его источником сказок для других, смотреть на мир сквозь чистое зеркало себя-ребенка.

В этом фильме взгляд ребенка страшен. Зеркало детства – разбитое. Память о нем – проклятый лабиринт, темная комната, пугающий шкаф со скелетами. Что сделало бэби злым бэби? Думаю, еще в детстве присвоенная цена. И вот это: «они недостаточно сильно любили тебя. Просто они недостаточно сильно тебя любили». Любовь, к которой приложены прейскурант, реклама и требование нравиться всем (любовь отца), бумажно-ненастоящая, как поцелуи, вложенные в конверт («писала письмо я папуле, вложила в конверт поцелуи»), расчеловечивает.

Будущее счастье Бланш было убито тем же, тогда же, так же… Но она неверно определила преступника, вынесла неточный приговор.

Есть пословица: выбирающий месть должен рыть две могилы сразу. Вот только когда месть растягивается на годы, в могилах этих приходится жить. И уйти невозможно – кому под силу расстаться со смыслом жизни?

Хорошо, что история Олдрича не превратилась в очередную реминисценцию библейского сюжета о кровных узах Каина и Авеля – хорошего и плохого. Режиссер – патологоанатом. Вскрывая человеческие души, видит в них сходное, а не кричащий контраст (блондинка / брюнетка, черные одежды / белые одежды – игра со стереотипами зрителя, не более). Под его скальпелем выходит, что сестры – зеркала. В каждой и кукла та чудовищная живет, и обиженная девочка, и актриса, и предатель, и преданный, и мститель, и жертва. Пользуясь принципом, который так любит один из мастеров психологического триллера Шаброль: «всегда есть еще одна история, всегда есть то, чего не замечает глаз», - он одаривает нас неожиданным финалом, в котором за мрачным просветлением правды следует безответный вопрос: «Зачем, Бланш?». Догадки есть. Отгадок – нет.

07 мая 2014 | 10:58
  • тип рецензии:

При просмотре фильма не мог оторвать свой взгляд сразу от двух актрис, обладательниц 'Оскара'! И Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис сыграли просто замечательно, такая сильная химия между ними обоими при игре присутствовала. Бетт Дэвис сыграла персонаж, который погружен на протяжении всей своей взрослой жизни в недоумение от того, что сестра - Д. Кроуфорд стала знаменитой актрисой в отличие от нее. И спустя годы судьба свела их вместе из-за прошлых невзгод. Но Джейн, до сих пор не может простить сестре ее успех в кинематографе и несмотря на то, что та поплатилась впоследствии инвалидной коляской, Джейн все равно относится к ней очень жестко и с полной ненавистью. Как правило подобная ситуация не может закончиться на хорошей ноте.

Благодаря двум актрисам фильм смотрится на одном дыхании, так как они смогли придать свои переживания, эмоции. Но хотелось бы выделить Бетт Дэвис, ей удалось отразить жизненные обиды, скопившиеся за все эти годы, удалось передать ненормальный эмоциональный всплеск в моменты, когда что-то идет не по её затее, удалось держать зрителя на протяжении всего фильма в резком напряжении от её действий. Но тем не менее обращаю свое внимание на то, что мне не понравилась концовка. Не спорю, что ни все фильмы должны кончаться одинаково, но здесь чувствуется, что именно этот конец не подходит для финала, поскольку зачем тогда все начиналось, ведь должен быть логический конец, в этой постановке я не увидел его, поэтому из-за этого пришлось сбавить оценку. В целом же картина сильная, убедительная и завораживающая.

постановка режиссера - 8

актёрский состав в целом - 8

актерская работа Бетт Дэвис - 9,2

актерская работа Джоан Кроуфорд - 9

работа сценариста - 8

'нужность' картины в наши дни - 9

8 из 10

28 сентября 2013 | 22:25
  • тип рецензии:

Психологические травмы особенно сильно бьют по творческим людям, актерам. Иногда это приводит к непоправимым изменениям. А если эти травмы усиливаются конкуренцией двух родных сестер? Причем конкуренцией, которая поощрялась родителями.

В этом фильме речь пойдет об очень сложных и неоднозначных отношениях между двумя сестрами. Эти отношения будут иногда за гранью допустимого. Пожалуй это все, что я могу сказать о сюжете данного фильма - ибо пересказывать его неправильно, а приоткрывать какие-то детали - дело практически невозможное.

Для всех создателей фильма картина стала трамплином. Роберт Олдрич получил возможность реализовать свои 'пылящиеся' проекты. Бэтт Дэвис вновь стала востребованной, правда уже совсем в другом жанре. Принимая во внимание количество хорроров в которых она снялась с тех пор, ее вполне можно назвать 'королевой' хорроров или хотя бы их 'бабушкой'. Появившийся в кадре на несколько минут Виктор Буоно получил номинацию на Оскар. Даже Джоан Кроуфорд продолжила сниматься в триллерах и снялась в культовом 'Я видел, что ты делал'.

Все это говорит о том, что 'Бэби Джейн' удался. Возможно на бумаге картина выглядела оригинальной вариацией на тему 'Психо'.

Но, когда в проекте появились Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд, эти двое не просто 'вытянули фильм'. Они устроили настоящий фейерверк, создав настоящий шедевр. Опытный Олдрич сумел получить все преимущества от звездного дуэта, сделав картину, которая вполне конкурентоспособна с фильмами Хичкока.

При просмотре, в середине фильма начинает складываться впечатление, что уже все понятно. Более того, что все настолько мрачно, что смотреть нет никакого интереса. Так вот, мастерство Олдрича в том, что я не только досмотрел картину до конца, но и удивился в ее концовке. Значит, все по законам жанра - гармония соблюдена.

В итоге: эталон психологического триллера от Роберта Олдрича. Одна из лучших работ в карьере Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд. Реально высокий уровень.

9 из 10

28 февраля 2013 | 04:13
  • тип рецензии:

'Что случилось с Бэби Джейн?' - очень сложное, необычное, интригующее название. Собственно таков и сам фильм - шокирующий и полный неожиданностей. Посмотрев эту картину однажды, вы точно никогда её не забудете.

Я не буду раскрывать сюжет, скажу только, что в фильме показаны три временных отрезка из жизни сестер Джейн и Бланш Хадсон, представляющих собой ярчайшие противоположности. С развитием сюжета мы узнаем о сестрах все больше и больше, начинаем жалеть одну и ненавидеть другую, но финал оказывается настолько неожиданным и шокирующим, что даже самый смекалистый зритель, не сможет предугадать его.

Но самое поразительное и гениальное в этом фильме - это центральный образ, блистательно воплощенный одной из величайших актрис Голливуда - Бетт Дэвис. Я считаю, что Бэби Джейн - неповторимый, один из ярчайших женских образов, когда-либо созданных в кинематографе.

Это очень сложная роль, ведь Бетт Дэвис пришлось раскрыть все грани личности Джейн Хадсон: она и психически больная женщина, и злобная сестра, и стареющая актриса, мечтающая вернуться на сцену, и ребенок, не осознающий последствия своих действий.

Именно с этого фильма я некогда начал 'знакомство' с творчеством Бетт Дэвис, и влюбился в её талант настолько, что посмотрел все дублированные фильмы с её участием.

Если говорить об остальных актерах, задействованных в картине, стоит отметить, что они подобраны очень удачно. Все играют 'с нервом', но не перекрывают впечатление от центрального образа.

Так же стоит похвалить атмосферу фильма - она мрачна, но не пугает и держит зрителя в напряженном состоянии. В итоге фильм не становится фильмом ужасов и не превращается в драму - он продолжает быть именно психологическим триллером. По моему мнению 'Что случилось с Бэби Джейн?' - лучший фильм Роберта Олдрича. Потрясающая режиссура!

Особого внимания заслуживает работа гримеров и костюмеров - без их труда образ Бэби Джейн не стал бы таким броским и запоминающимся.

Хороша в фильме и музыка. Она нагнетает атмосферу, сопровождая каждое действие героев и усиливая впечатление зрителей.

Хочу посоветовать это фильм всем людям, ценящим психологические картины и желающим насладиться гениальной актерской игрой.

Этот фильм произвел на меня неизгладимое впечатление и заслуживает высшей оценки -

10 из 10

30 января 2012 | 15:31
  • тип рецензии:

Все же движимой, побудительной к просмотру, причиной является именно это – желание узнать, что же все-таки случилось с Бэби Джейн, которая уже давно не бэби, а стареющая, закинутая глубоко-глубоко в пучины безвестности, Джейн Хадсон. Живет она вместе с сестрой, еще не совсем позабытой кинозвездой тридцатых; живут, как два заросших сорняком памятника, которые лет через тридцать, а то и пятьдесят, дождутся своего благодетеля, заново открывшего дорогу к звездам. Но пока этого не произошло, две сестры, каждая в своей комнате, вспоминают былую славу.

Джейн выпало откусить от большого пирога славы в детстве. И это не редкость, когда взрослея, дети-звезды теряют свои звезды прям как гостиницы на черноморском побережье, не в силах избавиться от раз и навсегда сыгранного образа и ладно бы продолжали обычную тихую жизнь в тени, но сходят с ума.

С Бланш все наоборот. Когда Бэби Джейн вовсю отжигала, «она была такой живой девочкой», - вспоминает Бланш, сидя в инвалидном кресле, испуганно озираясь на помятый бисквит, щедро присыпанный сахарной пудрой, постоянно что-то ворчащий по имени Джейн, Бланш росла обиженным ребенком, это видно по той коротенькой начальной сцене, когда сестры были еще детьми. Бланш поджала губы и проглотила слезы. Вместе с завистью. А в голове уже пронеслись мысли – я еще отыграюсь. Джейн не так дальновидна, как ее сестра. Разбалованная вниманием публики с детства, она, самоуверенный ребенок, думала, что так будет всегда. Но время идет. Меняются кумиры у публики. Джейн с радостью переквалифицировалась бы в новый образ, но что-то ей мешает. Может сил хватило только на детскую звезду, а может она все еще самоуверенный ребенок, требующий мороженое, знающий, что ей дадут его и оттого спокойный - все у нее будет хорошо. Но случается трагедия. В самом зените славы Бланш становится инвалидом. Карьере конец. Ее. Но не Джейн. И кто виноват в случившемся? И почему они вместе уходят в тень, ведь с Джейн все хорошо, она может продолжить карьеру, пусть и неудачную, но все же... все же...

Когда мы видим старую, обрюзгшую, с пропитым лицом, в наряде десятилетней девочки и с бантом, Джейн Хадсон в исполнении Бетт Дэвис, которая осипшим голосом гнусавит свой давным-давно позабытый всеми хит про папочку, нам кажется, что это омерзительно, какая она омерзительная, жалкая, в общем, конченный человек. Но почему-то подобные эмоции не испытываем, видя Бланш, которая в соседней комнате с умилением смотрит фильмы с собственным участием, которые также являются вершиной ее карьеры, как и песенка про папулю Джейн. Что говорит в пользу Бланш? Благородный вид страдалицы в инвалидном кресле? Смутные догадки о том, кто виноват в ее трагедии? Кто монстр в этой семье? Но когда, в самом конце, мы узнаем всю правду, что на самом деле случилось с Джейн, остается задать только один вопрос – что же вы наделали друг с другом? И развести руками в нависшем молчании в ответ.

15 мая 2011 | 00:58
  • тип рецензии:

Данный фильм мне почему то очень хочется сравнить с Сансет Бульваром Билли Уайлдера и по своей атмосфере и в особенности из за гениальной игры Бэтт Дэвис, которая во многим напоминала мне героиню Глории Суонсон. Тем не менее обе эти роли просто гениальны. Не зря героиня Бэтт Бэьи Джэйн вошла в список 50 самых культовых, по версии Американского Института Кино (AFI) роль выдающаяся и смешно и жутко страшно, а в конце вызывает только сочувствие. И Джоан Кроуфорд здесь тоже блестает но все же далеко не так ярко. А настоящим открытием был для меня толстячек Виктор Буоно, которой мне просто отпечатался в памяти, просто гениальная роль, на столько точная едва заметная мимика, ювелирное попадание в образ. До просмотра я не стал смотреть список наград, припоминая что на Оскар и Глобус номинировались Дэвис и Кроуфорд, увидев Виктора Буоно в фильме я подумал эх я бы номинировал этого парня вместо Кроуфорд, он просто блистает, какого было приятное удивление узнать, что именно этот дуэт и номинировался, а Кроуфорд номинировалась лишь на Бафту. Все это еще раз доказывает какое внимание раньше в Голливуде уделялось второплановым персонажам, что они запоминались порою больше, чем главные звезды.

Картина держит в мощнейшем напряжении, ощущение безисходности не покидает ни на секунду, все благодаря великой Бэтт Дэвис, она просто творит чудеса в этом фильме. Сцена когда она поет свои детские песни в этом несчастном белом платье, я просто хохотал, это было и жутко и смешно одновременно, а реакции Виктора Буоно на ее пение, вот это мастер класс, эх выйди фильм в начале 50-х, хотя бы на год на два позже Сансета и Все о Еве цены бы ему не было.

О минусах говорить не хочется они есть и их не мало, например Бланш после ситуации с птичкой и крыской осознала серьезность происходящего несомненно, я так и не понял что ей мешало крикнуть о помощи своей соседке через окошко, вместо того что бы бросать письмо. А еще фильм может многим показаться слишком депрессивным, но лично по мне в этом плане все идеально, депрессивности в нем я не увидел, а все недостатки меркнут перед вышеперчисленными достоинствами.

Фильм был включен в список Американского Института Кино (AFI) в 100 самых выдающихся триллеров (63 место), что собственно и заставило меня его посмотреть, чему я очень рад, блестящий триллер, блестящие актеры и атмосфера.

8.5 из 10

08 сентября 2010 | 12:32
  • тип рецензии:

А случилось то, что слава обрушившаяся на нее в детстве, разрушила всю её жизнь.

Белокурой девочкой восхищались, любили и даже выпускали куклы по её подобию. Любимый папочка всегда потакал всем её капризам-она получала всё, что хотела. А тем временем её никому неизвестная сестра получала от отца только тумаки, и таила обиду на сестру, любившую поиздеваться над ней.

Джейн думала, что так будет всегда, но жизнь сложилась иначе-её признали бездарной, а никем ранее незамеченная, тихоня Бланш (Джоан Кроуфорд) прославилась на весь мир. О Джейн все позабыли, а о Бланш непозабыли даже когда она стала инвалидом, перестала сниматься в кино и имела несчастье попасть в зависимость от своей сестры.

Хотя это на первый взгляд казалось, что Бланш зависит от неё, на самом деле зависила Джейн. Бланш физически была беспомощна, а Джейн психически-что ещё ужасней. Без сестры ей было невыжить и она это понимала. От сознания собственной ничтожности она так ненавидела Бланш-человека, в котором больше всего нуждалась и, быть может, где-то совсем в глубине души-любила. Но когда она смотрела на Бланш - она видела не полупарализованную сестру, а собственную ничтожность перед успешной, всеми любимой актрисой.

Бланш же, несмотря на все те мучения, что причинила ей Джейн, продолжала жалеть её. Не обижалась на оскорбления-как не обижаются на ребёнка. Только Бланш знала её по-настоящему и знала, что всё что делала Джейн было криком о помощи. Людям Джейн кажется просто старой, самодовольной стервой. Они незнают как она ненавидит себя, как увидев себя в зеркале кричит от ужаса, как плачет словно ребёнок и. . как мечтает найти друзей... Под оболочкой уродливой старухи, скрывалась больная душа ребёнка.

Почему фильм называется 'Что случилось с Бэби Джейн?', а не с 'с Бланш'? И почему 'Бэби', ведь она давно не ребёнок? Не Бланш оказалась жертвой, а Джейн. Бланш ещё можно спасти, у неё парализовано лишь тело, а у Джейн 'парализована' ДУША. Душу спасти не сможет ни один врач. Её 'парализовало' когда она была ребёнком-им же она останется навсегда.

На протяжении почти всего фильма Бетт Дэвис (Джейн) заставляет ненавидеть свою героиню, но в конце понимаешь, что её надо жалеть.

Великолепная игра Бетт Дэвис и впечатляющий сюжет заслуживают не меньше, чем:

9 из 10

22 июля 2008 | 11:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: