Я не буду рассказывать о сюжете, так как он не является сильной стороной картины, мне бы хотелось поделиться впечатлением после просмотра, а также деталями фильма, которые меня впечатлили.
Вначале о режиссере и по совместительству исполнительнице главной роли.
Режиссером 'Лазурного берега' является Анджелина Джоли. Женщина, борющаяся со многими трудностями и проблемами, в том числе с собственными внутренними. Она отразила в своем третьем фильме сложность, боль и противоречивость человеческой души. Все персонажи, созданные актрисой не могут расцениваться, как кардинально плохие или хорошие, ведь каждый из них имеет историю, травмы или прочно сформированное видение мира, которое побуждает их на определенные действия и восприятие происходящего. Внутренний мир людей устроен и к счастью, и к несчастью сложно, и с этим ничего поделать нельзя. Разве что принять. Но героиня Анджелины - Ванесса, к сожалению принимать не умеет. Несчастная танцовщица обречена жить с неисполненной мечтой, но вместо того, чтобы попробовать сместить жизненный фокус на что-то другое она пытается замаскировать и компенсировать свою трагедию. Обреченная на страдания женщина в порыве вернуть свое старое мироощущение, когда она была счастлива, вредит всем вокруг. Никто не может помочь ей. Героиня потеряна и не видит смысла в своей жизни. А это, наверное, самое страшное, что может произойти с человеком.
Теперь о Брэде Питте и его персонаже. Актер, как и всегда, прекрасно выполнил свою задачу. Его герой - это пытающийся вернуться к нормальной жизни, зависимый от алкоголя, растерянный поэт Роланд. Он хочет наладить отношения со своей женой и снова начать работать, но алкоголизм и проблемы в семье мешают ему. А самое ужасное то, что вышеперечисленные вещи составляют порочный круг и провоцируют друг друга.
Теперь о технической стороне картины. Цветовая палитра, символизм и психологизм фильма завораживают. Цветовая гамма состоит из приглушенных, спокойных тонов. Это выражено и через ландшафт, и через гардероб персонажей. Вокруг особняка, в котором живут главные герои одни сухие кустарники и камни, а сам он, как тюрьма, стоит на краю берега, подпираемый скалами. Что касаемо образа героев, там картина похожая. Ванесса появляется в закрытых одеждах приглушенных тонов, также как и Роланд, что подчеркивает угрюмость и безысходность их положения. Психологическую глубину я бы сравнила с произведениями Набокова. Персонажам трудно признавать свои ошибки, они перекладывают вину, имеют свои пороки и пытаются исповедаться. Я бы описала картину, как медленное, тихое, отчаянное саморазрушение с редкими лучиками надежды, сравнимое с проблесками света в постоянных, затягивающих, а иногда сильных и неожиданных, но исчезающих волнах на море
Фильм вызвал смешанные чувства. Шедевром его назвать сложно, но и от Анджелины Джоли как от режиссера ожидать какого-то громкого фурора, думаю, немного наивно. При этом ее актерский талант, вне всякого сомнения, критике не подлежит. Тем не менее, все-таки нужно понимать, что актерская игра и режиссура - разные виды деятельности, требующие разных навыков и способностей. Режиссер далеко не всегда является следствием актера.
Содержательная часть, к сожалению, оставляет желать лучшего. Но, возможно, 'Лазурный берег' относится к числу тех произведений, которые не требуют излишней риторики, которые говорят сами за себя. Сюжета практически нет - есть серьезная апатия, которая овладела сознанием двух главных героев. Однако, глядя на мучающегося автора, который ничего не может создать, невольно начинаешь ему сопереживать, ибо знаешь, что такое творческий кризис, вызванный каким-то сложным происшествием в жизни. Поймет тот, кто испытывал подобное.
Круг персонажей достаточно узкий: их в совокупности не более 10. Джоли и Питт вместе смотрятся очень гармонично. Правдоподобный актер - тот, который не притворяется, не имитирует, не изображает, а является самим собой, показывает зрителю себя без прикрас. И в этом смысле их семейная пара не обыграла чью-то чужую историю, а просто продемонстрировала свою действительность публике. А если еще и ознакомиться предварительно с биографиями актеров, то многое в картине сразу видится яснее, становятся понятны мотивы, которые легли в основу сценария.
Безусловное преимущество фильма - это, конечно, природа, пейзажи, море, лазурь. Только ради них, наверное, стоит посмотреть 'Лазурный берег', поскольку есть такое красивое кино, которое не преследует глобальных целей, оно нужно лишь для того, чтобы воспитывать у человека эстетику. Житель мегаполиса, попадающий в такую спокойную среду, диву дается, как могут местные старожилы достаточно позитивно существовать в таком однообразии, каждый день выполняя какую-то рутинную работу. Когда годами живешь в бешеном ритме и постоянно куда-то бежишь, внезапная безмятежность, прервавшая гонку, пробуждает раздражение.
К недостаткам я бы отнес извращенные фантазии главных героев и идею с подглядыванием. Но если на контрасте нужно было показать отличие счастливой пары от несчастливой, то тогда введение этого элемента следует признать оправданным. Впрочем, наверное, существуют и иные способы для того, чтобы показать подобное. Кроме того, музыкального оформления мне не хватило, его почти не было, из-за чего фильм получился несколько суховатым.
В целом не пожалел, что потратил 2 часа своего времени на просмотр. Хотя хронометраж можно было бы подсократить, считаю. Эстетическое наслаждение от пейзажей получил, понял трагедию, но фильм на любителя и фанатично его рекомендовать всем я бы не стал.
Видел в кинотеатре трейлер и подумал, что это отличное кино с отличными актерами - драма с невероятными жизненными поворотами и хэппи эндом в конце, но не получил того, чего ожидал.
Скучно - действительно, начиная от сценария и заканчивая игрой Питта и Джоли-Питт. Серые диалоги, взгляды, прощания. Бледные кадры, лица, эмоции.
Печально - осознавать, что судьба-злодейка преподносит не всегда хорошие сюрпризы, но и такие, которые останутся в голове и сердце на всю жизнь, которые будут её отравлять.
Сыро - осталось что то не досказанное, как по ходу фильма, так и в концовке. Жизнь и веселье вносили молодая пара, вернее вдыхали в этот фильм, как бы намекая Питт и Джоли, что ваше время в совместном браке и в кино уже подходит к концу.
Пейзажи, море и саунтрек - твердая 10, особенно Jane Birkin & Serge Gainsbourg - Jane B., я думал в финальных титрах будет их шедевр Je t'aime.
Желаю Анджелине успехов на поприще режиссуры, теперь уж и без Брэда.
«Лазурный берег» или «У моря» первый и, по всей видимости, последний фильм Анджелины Джоли в статусе миссис Питт. Я заинтересовалась этим фильмом в связи с известием о начале бракоразводного процесса супругов. «Лазурный берег» снимался в период их медового месяца. В одном из интервью Анджелина признается, что съемочной группе 'Лазурного берега' пришлось нелегко, так как ссоры и эмоциональное напряжение переносились супругами, задействованными в главных ролях, с площадки в реальность. Мне захотелось посмотрела этот фильм в свете личной биографической истории Анджелины Джоли, насколько она известна с помощью СМИ. Я ожидала, что «Лазурный берег» покажет ту внутреннюю пустоту, разочарование, усталость от себя и скуку, от которой люди обычно пытаются спрятаться с помощью детей, супругов, работы, впадая в зависимости. Я ожидала, что в своем фильме Анджелина Джоли приоткроет занавес над страданиями человека, которые заставляют его быть непоследовательным, противоречивым и деструктивным для самого себя и окружающих.
'Лазурный берег' - фильм о женщине, только с виду благополучной и привлекательной. На самом деле, она ощущает себя куклой, пустышкой, испытывающей ненависть, отчаяние, с осознанием своего старения, увядания и ущербности. Героиня вызывает жалость и неприязнь. Она несчастна, но в то же время апатична, раздавлена, пуста. Отсутствие внутреннего стержня не позволяют ей преодолеть горе, и она растворяется в партнере, оставаясь изящным печальным и пустым созданием. Красивые спокойные плавные пейзажи, виды моря, пляжа, скал, улочек создают атмосферу богемности, и, в то же время, лишены страстности и чувств. Молодая пара в период медового месяца призвана создавать единственный контраст с отстраненностью и безучастностью главной героини.
Я думаю, что фильм о женщине, живущей под маской безупречной красоты, аристократичности и благополучия, которая безвозвратно удалилась от своих истинных чувств и тратит все силы для поддержания элегантного внешнего фасада. Насколько это созвучно с внутренним ощущением режиссера?
За изящные тщательно продуманные кадры, органичную героям атмосферу холодности и бесстрастности
Посмотрел данный фильм только из-за дуэта супругов Брэда Питта и Анджелины Джолли-Питт (как выяснилось она присоединила фамилию мужа к своей) в качестве главных ролей и совместного проекта.
Сказать, что фильм мне понравился или сказать, что он мне не понравился, не могу. Фильм всё-таки носит нейтральный оттенок. Фильм обыгрывает жизненную историю остывания любовных чувств у супружеской пары, состоящей в браке более 15 лет. Оба супруга переживают депрессию и передают это мерзкое состояние на протяжение всего фильма зрителям: один – постоянной выпивкой, другой – замыканием в себе.
Это обычное жизненное кино, без интриги, путешествий и быстроты повествования. В этой картине всё неповоротливо. Кто хочет посмотреть на эту пару «топ-красавчиков» – посмотрите исключительно ради интереса, но позитивных эмоций фильм, навряд ли, вызовет. Лично я впал в такую же депрессию по просмотру фильма, которую они нам преподносили. Чрезмерная худоба (ближе к анорексичной) придаёт Анджелине Джоли болезненный вид (ладно, если это фанатическое стремление к похуданию, а если это - серьёзная болезнь, то можно только посочувствовать).
Мне было приятно насладится лазурным берегом моря Франции, белыми камнями, бирюзовым морем, старинным отелем, общением со стариком-барменом – простыми спокойными радостями жизни. Красивое место для обретения самого себя.
Постепенно герои фильма нашли выход из того многолетнего тупика, в котором они оказались весьма необычным способом – подглядыванием через дырку в стене за молодой парой молодожёнов, их любовными историями. Есть даже отдельный термин для такого подглядывания – «вуайеризм». Вообще хочу сказать, что данный способ обыгрывался уже во многих фильмах, например, «Однажды в Америке», «Малена» и другие.
Но если героям от такого странного способа стало легче, то почему бы и нет, ведь главное – это отношения в семье, а всё остальное – это лишь декорации.
Один из признаков депрессии - апатия. Именно этим чувством пропитан фильм. Кто сталкивался с этим чувством знает, каким серым и однообразным кажется мир, с каким трудом дается каждое движение. Складывается впечатление, что главной героине и говорить-то тяжело, не то, чтобы двигаться. Однако, надо признать, что наблюдать за этим весьма томительно и скучно, ибо в самом деле ничего не происходит. Каждый день у супругов Ванессы и Роланда (Анджелина Джоли и Бред Питт), приехавших отдыхать на Лазурный берег Франции, складывается одинаково. Роланд выходит из ванной и интересуется, как спала его жена, затем он идет в бар, где пьет и пытается писать, а его жена тем временем любуется видами с балкона, потом идет на прогулку или магазин, а вечером, по возвращению, читает книжку, лежа в кровати. На следующий день происходит все то же самое, разве что с некоторыми вариациями. Например, Ванесса сначала читает книжку, а потом уже идет на прогулку. Таким образом, это самый настоящий день сурка. Помните фильм 'День сурка'? Так вот, он получился куда более динамичным.
Я бы хотела упрекнуть актеров в небезупречной игре, но тут дело, кажется, в сценарии. Подозреваю, Анджелине непросто дался этот эксперимент, в котором она совмещает в себе как режиссера, так и как актрису. И совершенно не случайно обычно эти две роли не смешивают в одном фильме. То, что Анджелина являлась также и сценаристом, тоже не всегда играет на руку. Иногда главный герой рассуждает и ведет себя как-то по-женски. Уверена, что для Джоли это был интересный и полезный опыт, он не так у и плох для дебюта, но объективно для зрителя фильм не так уж хорош. Не всем хватит терпения дожидаться целый час хоть какого-то развития событий, он откровенно затянутый. При этом я люблю неспешные фильмы с постепенно разворачивающейся линией сюжета, без перестрелок и экшна, когда можно подумать и проанализировать. Например, мне нравится стиль финского режиссера Аки Каурисмяки или корейца Ким Ки Дука (где диалогов очень мало, если они вообще есть). Но 'Лазурный берег' непросто дался даже мне.
Затем по сюжету (аллилуйя!) супруги обнаруживают дырку в стене, через которую можно наблюдать любовные игрища соседей по отелю, и события хоть как-то начинают развиваться (правда, в той же неспешной манере, и первая половина фильма уже позади).
Честно говоря, у меня не было завышенных ожиданий по поводу этого фильма, мне больше была интересна Джоли как актриса, так что я не испытала особого разочарования. И несмотря на критику, фильм оставил у меня приятное послевкусие, хоть я и не собираюсь его пересматривать. Мне были понятны переживания этой пары и понятно, почему подобная мелочь, легкая сексуальная перчинка, ревность, переходящая в возбуждение, вывела их из застоя. Только надо было эту тему развить и, возможно, несколько иначе. Думаю, Джоли слукавила, когда сказала, что фильм не имеет к ним никакого отношения. Каждый писатель пишет о себе, о чем бы ни шла речь, вкладывая свой опыт, отношение к ситуациям, страхи и эмоции.
Не стоит смотреть фильм в бодром или, напротив, чересчур угнетенном состоянии. А вот дождь за окном, 2 часа свободного времени, винишко и меланхоличное настроение вполне могут сыграть на руку и настроить на нужный лад.
Откровенно говоря, меня всегда интересовала творческая деятельность Анджелины Джоли, ведь, как правило, фильмы с ее участием как минимум становились достойными хотя бы одного просмотра, да и внешне актриса всегда привлекала, как и большую часть мужского населения земного шара. И вполне логичен и объясним возникший интерес к ее последней режиссерской и одновременно актерской работе - 'Лазурному берегу' (By the Sea, 2015), который, по слухам, должен был стать последней актерской работой звезды.
Что мы получаем в итоге? Фильм, очень личный для самого автора проекта - здесь звезда фактически рассуждает о своей личной жизни, карьере и браке. Ведь, как бы не хотелось об этом говорить, ни для кого не секрет, что какое-то время между четой Джоли-Питт были серьезные разногласия, и, видимо 'Лазурный берег' должен был стать чем-то вроде психотерапии. Насколько эта задумка реализовалась судить не нам, но вот как арт-хаусная мелодрама фильм смотрится посредственно. Получилось очень грустное и довольно вялое кино, и иногда складывается такое впечатление, что актерам самим временами становится скучно.
Что касается центральной сюжетной линии картины, то это именно отношения героев Джоли и Питта между собой. Причем сначала в подробностях смакуется одиночество каждого из двух главных героев (пока Джоли слоняется по гостиничному номеру, Питт спивается в барах), потом переломным моментом становится их знакомство и подглядывание через дыру в стене за другой парой счастливых молодоженов, которыми главные герои сами недавно были. И это странное увлечение становится тем спасительным обручем, который объединяет супругов вместе.
Особенно интересно выглядят отношения главных героев в контрасте с молодой парочкой, которая оторваться друг от друга не может. Интересно, что главные герои этой ленты- творческие личности (писатель и бывшая танцовщица), карьера которых тоже переживает не лучший период. В общем, одна сторона этого фильма - серость, уныние, одиночные пьянки - все, чем Джоли умудряется вгонять даже своего самого преданного зрителя в сон. Но к счастью, на экране иногда происходят изменения. Скандалы и бурный секс, в которых и Джоли, и Питт, выкладываются на полную катушку, становятся своеобразным 'экшеном' в фильме, где практически ничего не происходит. Причем сцены секса на удивление получились довольно страстными и жаркими - даже не подумал бы, что Джоли до сих пор способна так живо изображать неподдельную страсть, как лет пятнадцать назад в 'Соблазне' или 'Забирая жизни'.
Особо стоит сказать о необыкновенно красивой природе, великолепных видах из окон и балконов, об этом самом лазурном береге и морских глубинах и горах, которые оператор смакует, словно конфеты, таящие во рту. Ну а для более обыденной мужской аудитории фильма в качестве еще одного плюса стоит отметить обнаженку Анджелины Джоли и сказать, что она выглядит еще довольно не плохо, хотя годы берут свое.
В плане актерской игры актеры нареканий не вызывают. Питт либо пьет, либо отходит, либо соблазняет жену. Джоли либо рыдает, либо курит, либо истерит, либо раздевается. Мелани Лоран и Мельвиль Пуро увлеченно изображают счастливую пару. Нильс Ареструп ведет задушевные разговоры с пьяным Питтом. Все действующие лица заняты своим делом, все в той или иной мере стараются, но никак не могут изменить того, что фильм, поднимающий относительно глубокие проблемы семейного счастья, так и не стал артхаусным произведением - это скучная мелодрама, не годящаяся более чем на один просмотр, и в конечном итоге из запоминающегося в фильме остается лишь постельная сцена между двумя именитами супругами-актерами.
Не сомневаюсь, что, приступая к съемкам мелодрамы 'Лазурный берег', самая известная актерская пара мира прекрасно понимала о том ураганном огне мнений, который они навлекут этой работой на себя. Анджелина Джоли, простите, в титрах: уже Анджелина Джоли Питт и Брэд Питт. На счету Джоли-режиссера 'Лазурный берег' - это уже третья работа, для Питта - это третья совместная работа с Джоли. Никакой магии в цифре '3' в этом случае нет, вопреки известной поговорке. Есть только фильм-перевертыш в итоге, который сознательно разыгрывает зрителя.
Сама съемка 'Лазурного берега' - это попытка реализации артхаусного проекта по голливудским лекалам. Вы представляете себе Леди Гагу, распевающую свои шлягеры под аккомпанемент оркестра народных инструментов? Я - с очень большим трудом. К сожалению, Питт и Джоли - заложники своих голливудских образов. Он - в меньшей степени, она - в большей. И попытка Джоли снять фильм с собой в главной роли, в роли слабой, одержимой вуайеризмом женщины, по сути, игра на лезвии самурайского меча перед харакири.
Фильм Джоли-режиссера начисто лишен каких-либо сценарных находок. Он герметичен по сюжету и количеству персонажей. Ему нужно написать роман, потому что в этом месте были написаны многие известные романы, ей - привести свою голову в порядок после 14 лет брака и нескольких неудачных попыток забеременеть. Сознательно действие 'Лазурного берега' помещается в безгаджетные 70-е, в оторванность небольшого курорта, где каждый погружается в свое собственное одиночество. Этот курорт как обочина для двух творческих людей - отставной танцовщицы и писателя, давно не имевшего крупного успеха. Но развлечение для супругов быстро находится в виде подглядывания за молодоженами в соседнем номере. Для предклимактеричной героини Джоли - этот номер становится настоящим реалити-сериалом. И, конечно же, возможностью вдохнуть новую жизнь в угасающий брак, разрушив отношения счастливых молодоженов.
Для визуализации этого психоаналитического проекта привлекли европейского оператора Кристиана Бергера, работавшего с Ханеке на 'Пианистке' и 'Белой ленте'. Благодаря Бергеру заторможенный ритм 'Лазурного берега' приобретает курортную расслабленность визуально. Пожалуй, это визуальность - единственное безусловное достоинство этого фильма. В остальном 'Лазурный берег' мил и наивен в своей немногословности и неспешности. Фильм хорошо просматриваемых параллелей.
Признаться, я давно хотела посмотреть последнюю режиссерскую работу именитой актрисы Анджелины Джоли. Как актриса, да и вообще как известная личность она мне очень импонирует, да и её фильм «В краю крови и меда» оставил меня вполне довольной ей как режиссером, но после просмотра этой драмы я начала в таковых способностях актрисы сомневаться. Если честно, то фильма я вообще не поняла. Что это было? Джоли хотела снять качественный арт-хаус о человеческих отношениях, о глубоко несчастных и неудовлетворенных жизнью людях? О какой-то драме в жизни женщины? А что в итоге вышло? Наискучнейшая картина, с прекрасными видами, прекрасной Джоли, прекрасным Питтом, но с абсолютно пустой историей, непонятными персонажами и вообще не понятной задумкой. В общем, на мой взгляд данный жанр актрисе как режиссеру не удался.
Теперь обо всем подробней. Сюжет. В центре внимания здесь супружеская пара. Он – писатель, который приезжает на Лазурный берег Франции за вдохновением для новой книги, она – домохозяйка, так типично и по-американски прикладывающаяся к белому вину и разным таблеточкам. Уже после примерно десяти минут фильма становится понятно, что он – алкоголик, и все что он в принципе делает здесь, это не пишет книгу, а прикладывается к стакану, а она – глубоко неудовлетворенная своей жизнью женщина. И знаете, чем занимаются дальше наши центральные персонажи? Да в принципе всем тем же, чем и первые десять минут фильма, он – пьет ежедневно, пытается иногда правда поскандалить, но быстро вырубается, она – тоже пьет (но меньше мужа, конечно), подглядывает за соседями, гуляет и также остается глубоко неудовлетворенной собственной жизнью. А еще они постоянно смотрят друг на друга и молчат. Смотрят и молчат, смотрят и молчат, молчат и смотрят. По очереди, друг на друга.
Конечно, можно искать во всем этом скрытый смысл и великий трагизм, но что-то мне подсказывает, что всего этого там попросту нет. Мне кажется, что вся история лежит слишком на поверхности, пускай Джоли и пыталась наполнить ее глубоким смыслом и большой трагедией. История персонажей, их жизни, их якобы трагедии, которые вплоть до финала не понятны не заставляют им сопереживать. Главные герои ведут себя слишком странно и... скучно. Опять же как и все в этом фильме, возможно, если бы Джоли добавила немного динамики своему сюжету и заставила его хоть немного развиваться, то фильм не смотрелся бы как лекарство от бессонницы. Так что, я к сожалению, в отличии от многих глубокой драмы и наполненности в данном сюжете не увидела. Может шансы у Джоли как у режиссера еще неплохие запомниться, но как сценаристу ей выступать думаю больше не стоит, данный опыт сценарной работы для нее не увенчался успехом.
В целом, можно сказать, что более скучный сюжет надо было бы постараться придумать. Просто, по-видимому, у Анджелины Джоли очень скудный взгляд на такой жанр как арт-хаус и при написании сценария она думала, что будет достаточно запереть персонажей в квартире и заставить их смотреть друг на друга и молчать, иногда выражая на лицах неистовую драму, происходящую внутри них. Но жанр арт-хаус это нечто большее, чем просто непонятные и глупые диалоги и загадочные взгляды в сторону друг друга. А теперь скажу о героях данной киноленты. Если честно, их я тоже не поняла, также как и не поняла сюжет. Нет, финал, конечно, кое-что объясняет, в частности, такое странное поведение главной героини, однако, я все равно не поняла этих людей. Вплоть до финала я не понимала о чем фильм? О творческом кризисе? Или о кризисе во взаимоотношениях людей? Или может быть у этих обоих просто кризис среднего возраста, и они не понимают, что делают рядом друг с другом? А оказалось все гораздо проще, что же сделало их таковыми (ну главную героиню точно) рассказывает главный герой в финале фильма. Если досмотрите до конца - узнаете.
Назвав основные и главные для меня минусы фильма, я могу сказать и о плюсах данной киноленты. К сожалению, их оказалось гораздо меньше, чем минусов. Одним из плюсов и для меня самым главным плюсом фильма была Анджелина Джоли, я восхищаюсь ей давно, необыкновенной красоты женщина, она стала настоящим украшением своего фильма, и почти единственным. Второй плюс это Бред Питт. Он прекрасный актер, и как бы не был слаб сценарий, Питт не был слаб. Ну и третий плюс это виды моря, которые как ничто украшали картинку. К сожалению, в плане сюжета в фильме посмотреть не на что, однако, в плане видов однозначно есть на что.
Вывод:к сожалению, данный режиссерский опыт Анджелины Джоли оказался неудачным. Она хотела сделать что-то вроде европейского арт-хауса, но в итоге получилась наискучнейшая американская кинокартина, напичканная различными клише независимого кино. Сюжет скучный и поверхностный, персонажи скучные, Джоли прекрасная, Питт прекрасный, виды прекрасные. Так и можно описать в нескольких словах фильм «Лазурный берег», который, на мой взгляд, не удался. Соответственно поэтому я его советовать никому не буду (хотя, только если самым большим и преданным фанатам четы Джоли-Питт). Решайте сами – смотреть или не смотреть. Спасибо за внимание.
После провала «В краю крови и меда», вызванного в том числе и примитивизацией политических вопросов, в котором Анжелина Джоли выступила и режиссером, и сценаристом, бывшая Лара Крофт все же не оставляет надежд снять успешный полностью авторский фильм. Но ни маркетинг, ни звездное имя снова не помогли снискать любви зрителей - «У моря» так же, как и дебют вызвал разочарование публики из-за плохой структурированности повествования, неявности конфликта и принципиального отсутствия сюжетной магистрали, делающих фильм похожим на красивую почтовую карточку, отправленную без указания адреса.
Семейная чета бывшей танцовщицы (здесь надо отдать Джоли должное, так как выбранная для персонажа профессия позволяет обыграть ее пугающе болезненную худобу) Ванессы и действующего писателя Роланда, коротает летние дни в одном из приморских городков Средиземноморья. Она проводит будни на шезлонге, он – в местном баре, пока однажды их общий интерес не обнаруживается в подглядывании за жизнью постояльцев соседнего гостиничного номера в лице новобрачных Леа и Франсуа.
Признаки того, что идея одновременно выступить и сценаристом проекта, и его центральной актрисой далека от продуктивности и результативности обретает всю большую убедительность по мере просмотра фильма. Джоли доказала свою режиссерскую состоятельность, поставив превосходную картину «Несломленный» (к написанию которой имели отношения без преувеличения гениальные Итан и Джоэл Коэн). Но вот для успешного освоения профессии «сценарист» Анжелине хватает тщательности по отношению к разработке как стратегии развития действия, так и к композиционному сочетанию сюжетных линий.
Иными словами, будучи сценаристом «У моря» она не сумела сформулировать художественный замысел и составить четкий план его экранной реализации. В результате фактическая динамика «У моря» носит спиралевидный тип – сцены одиночества героев, их редкие перебранки и наблюдение за соседями, повторяются раз за разом с незначительными изменениями. В то время как сущностное развитие повести под названием «У моря» отсутствует в принципе – в чем заключается конфликт, породивший напряженные отношения Ванессы и Роланда не сообщается до самого финала, а финал не приносит не просто катарсиса, но и ожидаемого разрешения.
Хотя исходные данные в виде признаний Анжелины Джоли в том, что выбранный временной период 70-х годов обусловлен тем, что ее мать предпочитала фильмы тех лет, а история главных героев сходна с кризисом, имевшим место в браке Джоли и Питта, не обещали ничего более легкомысленной ленты, снятой праздным автором лишь потому, что финансовые возможности, проистекающие из статуса звезды Голливуда, не ограничены. На деле « У моря» обладает превосходной визуализацией: выстроенной экспозицией, совмещающей проработанные панорамы и пристальное вниманием к деталям; грамотно подобранной цветовой гаммой янтарно-бежевых тонов и операторской работой, позволяющей любому кадру появиться на развороте гламурного журнала.
«У моря» заслуживает похвал за масштабность монументальности, коей наделены пейзажи фильма (аналогичную той, что можно было наблюдать в «Несломленном»). И операторском приеме, позволяющем видеть зрителю пару Леа и Франсуа почти всегда сквозь «замочную скважину», роль которой исполняет вентиляционный проем в стене. Но положительные аспекты «У моря», к несчастью, подчеркивают все его недоработки. Обращение к масштабу и обзорности акцентируют безотносительность к генеральной линии сюжета составляющих ее мелочей (вроде той, как Роланд постоянно переворачивает солнцезащитные очки Ванессы от «YSL», которые она упорно кладет линзами вниз, что символизирует его доминантно-заботливое поведение по отношению к жене). То есть, фильм полон милых и трогательных деталей, использованных бесцельно, если рассматривать их с точки зрения выстраивания смысловой картины произведения.
Кроме того, Джоли сдает без боя очевидную (даже для самого недальновидного зрителя) и, что более важно, смыслообразующую аллегорию «У моря» – персонажи Леа и Франсуа по всем законам художественной логики призваны символизировать ностальгию Ванессы и Роланда по ушедшей молодости и безоблачным дням медового месяца. Однако, выясняется, что Джоли рассматривает их просто как пару за стену, подходящую для эротических сцен рейтинга R, и ни для чего более.
Джоли чувствует себя более уютно в роли актрисы, а не автора сценария. Это вызывает не только недостаточночность артикуляции стоящего за действием смысла, но и переход к сентиментализму и буквальности: последняя треть «У моря» детерминируется скорее выгодными ракурсами, показывающими все прелести и умение кричать и истерить Питта и Джоли, но не результирующим выводом.
Из-за подобной методологии с условным названием «актриса написала сценарий для экранного утверждения своей привлекательности» нарастания темпа действия не происходит и репризность сцен становится все более гнетущей. Завершающая часть фильма не превосходит начало, а ведь это является непременным условием использования объемного, претендующего на монументальность антуража. Выход из действия видится не кульминацией, а всего лишь визуально продуманным, поверхностным ходом под песню в исполнении Джейн Биркин.
Анжелина преуспела в кастинге – Мелани Лоран и Мелвиль Пупо представляются одними из самых ярких талантов современного франкоговорящего мира, да и ее успехи в работе с костюмированными драмами столь же неоспоримы. Операторы и дизайнеры способствовали созданию роскошных интерьеров, а постер «У моря» украсит фойе любого кинотеатра. Но все восторги по поводу актеров и производственного дизайна не позволяют отрицать тот факт, что «У моря» драматургически слабая работа, ровно до середины двухчасового хронометража претендующая на потенциальную возможность некоторой философии, но по преодолении экватора экранного времени превращающаяся в женский роман о нервном истощении бывшей танцовщицы, ее проблемах в сексуальной жизни.
Анжелину Джоли можно поздравить с тем, что ее муж красив и талантлив, что неверотяная популярность позволяет тратить любые суммы на киноэксперименты без цели и смыслы, и что она не зря несколько раз на протяжении «У моря» позирует топ-лесс, ведь достижения реконструктивной хирургии сотворили ей вполне презентабельную новую грудь. Можно немного покритиковать актрису за чрезмерную увлеченность smokey eyes и неведомые причины, побудившие ее носить в фильме ужасный парик. Но, не стоит забывать о том, что когда автор вызывает более живой интерес, чем его творение, то остается неутешительно констатировать посредственность сего творения, не заслуживающего особого внимания.