Честно сказать, не могу назвать себя ярым поклонником творчества Вуди Аллена,так как большинство просмотренных мною фильмов - его последние работы. Многие любители кино считают, что настоящий Вуди показал себя наиболее полно на раннем этапе творчества и сейчас 'выезжает' в основном на своей репутации за такие фильмы, как 'Манхэттен' и 'Энни Холл'... На мой взгляд, умение меняться и идти в ногу со временем - это достойный навык и не каждому режиссёру под силу. Глубина доносимых до зрителей идей Аллена и его оригинальная подача ничуть не изменились. Поменялись лишь материи, затрагиваемые режиссёром.
На этот раз он поднимает тему депрессии и утраты того самого наслаждения жизнью, за которым гонятся многие из нас и которое теряется где-то среди серых будней и рабочих обязанностей. Эйб Лукас не понаслышке знаком с этой проблемой и многое перепробовал для своего излечения. Ни алкоголь, ни женщины, ни преподавание и общение с молодыми учениками не спасло его. Лишь самая крайняя мера вдохнула в него жизнь и так разительно изменила его.
Не хотелось бы спойлерить, поэтому просто скажу, что это очень противоречивый фильм и поставить себя на место главного героя(по крайней мере в достаточно юном возрасте) представляется довольно сложным. Поэтому нельзя однозначно порицать его или же соглашаться с его идей преображения жизни с помощью таких радикальных поступков. Многие сцены вызывают весьма живой отклик у зрителя, и невозможно однобоко воспринимать ту или иную ситуацию, не приняв во внимание все факторы, влияющие на поведение героев.
Однако при этом Вуди Аллен так играючи и легко обходится с данной темой, что почти нигде зритель не чувствует себя шокированным или напуганным, сюжет настолько цельно и качественно скроен, что в принципе можно предугадать финал. Но как и во многих других фильмах маэстро, финал не является самоцелью, наибольший интерес представляет развитие действия и игра актёров, которая, как всегда у Аллена, на высоте. Хоакин Феникс давно зарекомендовал себя, как разнопланового актёра, способного раскрыть свой талант во многих аспектах и одинаково органично смотреться как в драме, так и в фильмах с более комедийным уклоном (назвать 'Иррационального человека' полноценной комедией язык не поворачивается). Эмма Стоун, новая звезда на Голливудском небосклоне, заслуженно входит в плеяду самых талантливых молодых актёров и всегда радует глаз своим появлением на экране. В этом фильме, благодаря её замечательной игре, создается впечатление, что роль написана специально для неё, настолько хорошо она вписывается в общую канву повествования и прекрасный каст.
После просмотра 'Иррационального человека' вряд ли кто-нибудь останется равнодушным или сразу забудет этот фильм. Новая кинолента Аллена - идеальный источник пищи для разума и испытания для вашей морали, он дает возможность действительно обдумать посыл режиссёра и рассмотреть множество разных точек зрения, а не просто обсудить причёску главного героя или операторскую работу.
Преподаватель философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс), который предпочитает теориям о мироздании флягу вискаря, прибывает на новую работу в университет Род-Айленда. Сентенции о том, что философия – словесная мастурбация, привлекают на лекции Лукаса множество студентов, а обаятельное пузо и отрешённый вид приводят в его постель местную нимфоманку (Паркер Поузи). Но всё-то у Эйба не ладится: хоть философия и похожа на мастурбацию, Лукас не в силах удовлетворить ни томную женщину, ни собственные творческие амбиции. Невинная дружба со студенткой Джилл (Эмма Стоун) лишь усложняет положение. Однажды герой встречается с Джилл в кафе и подслушивает страшный разговор: городской судья занимается злоупотреблениями, дружит с продажным адвокатом и не отдаёт матери любимых детей. Откуда в штате Род-Айленд басманный суд? Кто знает, но сюжету без него не обойтись.
Аллен в последние лет десять снимает по фильму ежегодно, а его зрители давно знают, чего от этих фильмов ждать. Критикам такое однообразие порядком надоело, да и понятно, почему: Аллен пользуется одними и теми же художественными приёмами, похожими образами и даже цветами. Зрительские оценки «Иррационального человека» почти вдвое превосходят оценку критиков – и верить критикам здесь не обязательно. За невинной и довольно однообразной радостью, которую доставляют произведения Аллена, скрывается впечатляющая наблюдательность и сила духа. Персонажи и география каждый раз разные, и объединяющими темами обычно называют романтику и юмор; но на самом деле каждый фильм в первую очередь посвящён здравому смыслу. Герои Аллена проходят важнейшую проверку не на умение любить или сопереживать, а на способность логически мыслить.
Именно поэтому мир Аллена так рационально выстроен, и поэтому отступления от рациональности, – вроде драматически допущенных случайностей, – так сильно режут глаз. Сюжет «Иррационального» приводит в действие череда из нескольких нелепых совпадений: начиная от встречи в кафе, где герой подслушивает разговор о неправом суде, и заканчивая удивительной историей призового фонарика. Но жаловаться на недостатки сценария неловко, потому что Аллен даже не пытается их скрыть. Да, философские изречения, которыми щеголяет Лукас, до неприличия просты: врагу не пожелаешь такого преподавателя. Да, Джилл, персонаж Эммы Стоун, по меркам Аллена слишком поверхностна. Да, у Феникса в сценах прогулок по кампусу слишком хорошо виден накладной живот. Множество мелочей заслуживали большего внимания, но фильм из-за них хуже не становится.
«Иррациональный человек» иногда называют попыткой экранизировать Достоевского, но в реальности этот фильм протестует против Фёдора Михайловича всем своим существом; это рассказ о судьбе здравомыслящего человека, который совершил странный поступок под влиянием душевной слабости. Безграничный сериал Вуди о рациональности мироздания обходится с мечтой о благородном злодеянии в высшей степени некрасиво. Irrational Man демонстрирует то, что не в силах показать ни одно серьёзное и мрачное произведение о преступлении: то, насколько любой преступник, в сущности, идиот. Ведь в мире есть множество способов ощутить риск, получить выгоду и сделать соседу гадость, не вступая в конфликт с уголовным законом. Рационализируя своё деяние, Эйб Лукас совершенно не думает о последствиях, что придаёт изначально рациональному посылу безгранично глупое продолжение. Аллен таких вещей своим героям не прощает. Вместо страха и негодования фигура преступника вызывает горькую усмешку.
Вуди Аллен уже снимает свой следующий фильм, где сыграют Брюс Уиллис, Кристен Стюарт и Джейсон Айзенберг, он выйдет в следующем году; тогда же увидит свет сериал из шести эпизодов, подробности о котором пока неизвестны. Остановить Вуди не способна ни одна известная науке сила, он настоящий терминатор мирового кинематографа: ему подвластны и время, и студии, и кинофестивали. Не удивлюсь, если через сто лет Аллен (возможно, его цифровая реинкарнация, – а возможно, и телесная) снимет свой сто пятидесятый фильм. И тем более не удивлюсь, если найдётся сценарист, который возьмётся написать историю этого сто пятидесятого фильма уже в наши дни. В постоянстве есть какая-то незаметная опасность; во-первых, если собрать все копии всех фильмов Вуди, их вес будет столь велик, что ненароком образуется чёрная дыра. А во-вторых, творческий процесс превращается в своего рода офисную рутину. Клерк приходит на работу, выполняет привычные манипуляции мышкой, флиртует с коллегой, поливает цветок и попивает кофе; и вот кино готово, можно приступать к следующему. Когда коллеги постареют, а цветы увянут, несложно заменить их новыми.
Чувство необоснованности поисков смысла жизни в этом жестоком мире дурно влияет на главного героя, преподавателя философии Эйба Лукаса. У кого-то утро начинается с кофе, но у нашего героя – с виски. С возрастом у него только растёт непонимание всего происходящего, интеллект не дремлет и ещё способен выдавать логичные гипотезы, однако в общем виде время тянет его в сторону бесследной кончины. Эйб работает над очередной книгой и находится в творческом кризисе, так что окружение и собственные мысли постепенно уничтожают его тягу к жизни.
Любовь для него существует лишь для достижения цели, однако она не бездушна. Физические и материальные блага, люди вокруг и, в первую очередь, восхищенные фанатки держат безнадёжного романтика на плаву. В данном случае единственное, что может изменить человека, это противоестественный и аморальный поступок. Но когда это происходит, Эйб полностью преображается в лучшую сторону, что для окружающих, как не иронично, является теперь опасностью. Катастрофическое мышление исчезает, появляется плотный фундамент для становления будущего, что у стандартно мыслящих людей происходит совершенно наоборот после подобных испытаний.
Неоднократно убеждаемся, что этим миром иногда правит случайность. Будь она жестокая или происходит в необычной форме, именно эта случайность может изменить будущее. Судьба гения, окутанного интересными мыслями о людях и жизни, кардинально меняется из-за внешнего фактора. Внутренний мир разрушается и на руинах строится совершенно другая личность, активно провоцирующая себя на риск. Однако выглядит история больше, как полёт фантазии, визуализированное философское обсуждение возможностей любого человека, который находится, как ему кажется, в беспросветном тупике.
Смерть всегда неизбежна. Пожалуй, только творчески мыслящим людям предстоит увидеть её в необычной форме и в необычном месте. Но это же касается и здравия. Лучшее, что может быть в жизни, это внезапное или постепенное осознание своего места в мире. А эмоции будут и дальше управлять почти всегда спрятанным, хаотичным и беспощадным безумием нашей личности.
Интересный вариант детектива. Но стоит отметить сюжет не замысловат и лежит на поверхности с первых минут просмотра этой ленты.
Эйб это типичный представитель мужского типа, который попробовал всё, но ничего его не увлекло, скорее наоборот всё, что произошло с ним только усугубило его и не без того печальное существование. Удачно выигрывает канва ленты на фоне перекликающихся посылов к основам философии Канта и угрюмым, как сам главный герой, произведениям Федора Михайловича Достоевского. Но насколько легко примерять на себя роль Раскольникова? И каждое ли преступление заслуживает наказания?
Игра актеров заслуживает потраченого времени на просмотр. Все реплики открывают именно те стороны персонажей, которые в конечном итоге и сыграют роль в развязке этого клубка любви, печали и справедливости в её конкретном измерении.
Но есть то чего упорно не хватает в этом фильме. Интриги и неожиданостей поворота сценария.
Это скорее авторский взгляд на вопрос - глубины человеческой души в поисках цели существования. Рекомендую к просмотру.
Вуди Аллен известен как режиссер фильмов с интеллектуальным юмором. В своих картинах мастер шутит над всем и вся. Начиная с себя: он часто сам снимается в главной роли в образе интеллектуала-неудачника, которого по непонятным причинам любят женщины; и заканчивая всем подряд: от спортсменов до Къеркегора.
Уже в ранних фильмах он довольно скептически отзывался об интеллектуалах всех мастей. Он рисовал карикатуры на писателей, театралов, представителей киноиндустрии и даже греческих философов.
В своем последнем фильме «Иррациональный человек» он остался себе верен, и прошелся по двум своим любимым темам: Ф. Достоевскому, которого он уже не раз склонял в «Преступлениях и Проступках», «Матч Пойнте» и «Мечте Кассандры» и экзистенциалистам, прекраснее всего представленным в «Полночи в Париже».
«Иррациональный человек» - философский детектив, в котором Вуди Аллен ищет ответы на вопросы, как не потерять радость жизни, зачем жить, в принципе, да и стоит ли некоторым жить.
Его герой – профессор философии, спивающийся после участия в военных действиях и страдающий от депрессии интеллектуал, современный представитель потерянного поколения, воспетого Хемингуэем и Ремарк, что для читавших их женщин вполне может сойти за идеал мужчины. Роль профессора сыграл Хоакин Феникс, ставший в последние годы очень популярным благодаря главным ролям в фильмах «Мастер» и «Врожденный порок». Со своей ролью в этом фильме он справился не хуже, чем с предыдущими, создав вполне достоверный образ Раскольникова на американский манер.
Роли его женщин исполнили Эмма Стоун, полюбившаяся режиссеру после «Магии лунного света» и Паркер Поузи, известная по фильмам «Фэй Грим», «Хемингуэй и Геллхорн» и «Любовь со словарем».
Вуди Аллен – юморист. Для него смерть – это банановая кожура, а для его героев -отравить или сбросить кого-то в шахту лифта – пустяк, способный разве что раззадорить или вдохновить.
Также и с любовью. Дамы Вуди Аллена невероятно сентиментальны, но легко меняют свои предпочтения, а мужчины, предпочитают разбираться с более глубокими сентенциями, периодически благосклонно принимая женские приставания, после некоторых уговоров, конечно.
Если во время просмотра все время помнить, что Вуди Аллен шутит, и над смертью, и над любовью, и над Достоевским с Сартром, то все встанет на свои места, и даже, возможно, появится некая своеобразная логика.
В основе сюжета лежит выбор о том, стоит ли жить на свете судьям с нечистой совестью. В одном из интервью Вуди Аллен признался, что у одного его хорошего друга была очень неприятная тяжба в суде. В общем, просто по-дружески Вуди Аллен, если и не убил обидчика своего приятеля лично, то хотя бы снял кино, где его отравили. Что конечно, говорит о нем хорошо, как о верном друге, но не очень хорошо, как о человеке, желающем другим отправиться на тот свет, и очень хорошо, как о режиссере, снявшем отличный фильм с юмором, приятной музыкой и динамичным сюжетом.
Некоторые идеи в искусстве вечны. Например, идея о взаимоотношении человека и общества, и насколько человек обязан следовать законам социума – а когда право имеет их переступать. Помните Достоевского? Прав или нет был Раскольников, убивая ненужного и вредного человека, но совершая при этом убийство? Идея будоражит таланты не одно десятилетие. Добро пожаловать в «Иррациональный человек» (англ. Irrational Man) знаменитого режиссёра Вуди Аллена. Фильм-драма, снятый им по собственному сценарию в 2015 году.
К слову, намёки на «Преступление и наказание» в фильме открыты – это любимая книга главного героя, профессора философии Эйба Лукаса. У него душевный кризис. Он знаменит, его трудами зачитываются по всей стране и за рубежом, студенты его боготворят. Сыгравший профессора Хоакин Феникс – неподражаем. (Мы в России знаем этого актёра больше всего по роли римского императора Коммод в «Гладиаторе».) Беда в том, что Лукас до такой степени разочаровывается в жизни, что даже пробует играть в «русскую рулетку». Женщины его уже не интересуют, работа над новым трудом не идёт. Не помогает и смена места, приглашение попреподавать в одном из университетов в штате Род-Айленд.
Вот только Аллен тем и велик, что старую дилемму переносит в современность, заставляет вопрос звучать по новому. Так, как задаст его современный человек. И при этом вопрос будет вроде бы тот же самый. Эйб Лукас узнаёт про городского судью. Человека откровенно плохого, пусть и формально добропорядочного гражданина. Судит по знакомству, не гнушается кумовством, готов отобрать у матери ребёнка просто потому что его попросил подыграть хороший друг – адвокат отца ребёнка – приятелю срочно нужно успешно выигранное дело. Если такой человек умрёт, всем же будет лучше? А сам Лукас возвысится, ибо не тварь дрожащая будет, он получит право… Да-да, знакомая история. К слову, и ряд персонажей тоже отчасти шагнут со страниц Достоевского. Вот только сегодняшний день задаёт вопросы по своему. Потому ответ на вопрос будет тоже сегодняшний. Хотя пиши Достоевский свою книгу сегодня, с этим ответом она, думаю, согласился бы. Приятного просмотра.
Вуди Аллен не нарушая традиции снимать одну картину в год, явил свету свою новую интеллектуальную притчу название которой «Иррациональный человек». С каждым годом ожидания к этому режиссёру становятся всё скромнее, Аллен уже давно перестал удивлять нас, зато по прежнему, спустя десятки лет он остался верен своему стилю, качеству съёмки, искромётному юмору и присущей только одному ему лёгкости.
Сюжет, да и структура фильма очень напоминает, а местами и прямо цитирует его более ранние картины («Преступления и проступки», «Загадочное убийство в Манхэттэне»). Если рассматривать работы режиссёра 00-х годов, то, пожалуй, именно «Иррациональный человек» наиболее всего напоминает того самого 'классического' Вуди Аллена. В фильме соблюдены все каноны режиссёра: любовная история, убийство, смешной конец. Большая часть сюжета предсказуема, но простить Аллена можно, ну не реально каждым новым фильмом удивлять зрителя. На самом же деле, «Иррациональный человек» - остроумный и местами даже очень смешной фильм.
Хоакин Феникс в одном из интервью говорил, что мечтал сняться у Вуди Аллена, ну что ж, получается его мечта осуществилась. В целом, актёр сыграл хорошо, другого я и не ждал от него. На данный момент Феникс один из лучших актёров в мире. Эмма Стоун - это лучезарное солнышко. Уже второй раз она снимается у Аллена. В этом фильме она чертовски обворожительна, привлекательна и как всегда заряжена позитивом. Только мне кажется, что Эмма внешне чем-то напоминает бывшую жену Аллена Мию Фэрроу?
В целом, фильм оставил приятное послевкусие, не зря сходил в кино, получил порцию позитива, отдохнул во время просмотра, где-то даже призадумался. «Иррациональный человек» - далеко не лучший фильм Вуди Аленна, но и в категорию худших работ его отнести нельзя. Это сто процентный середняк. Ничего удивительного я не увидел, но зато снова вспомнил старого доброго 'классического' Вуди Аллена.
P. S.
Кстати говоря, зал в конце наградил картину Аллена порцией аплодисментов.
Однако данная картина показывает нам, что как раз в нас самих и может быть заключен самый настоящий ад. Чтобы не допустить спойлеров, о сюжете я не буду говорить, да и, думаю, уже в самом начале просмотра вы неизбежно проведёте аналогию с всемирно известным произведением русской классики.
На просмотр фильма меня подтолкнула не любовь к философии. Я довольно далека от философии, и в чём-то согласна с высказыванием из фильма: «Есть разница между теоретическим миром философской чепухи и реальной жизнью». Вот то, что жило в голове у известного, но пропащего преподавателя философии Эйба Лукаса (Хоакин Феникс – ничего особенного) – это как раз философская чепуха. Он разочаровался в жизни, находил очарование в смерти, в самоубийстве – они, романтики, такие.
Конечно же, сей драматичный образ не мог не привлечь какую-нибудь витающую в собственных фантазиях студентку. И именно из-за этой студентки я выбрала этот фильм! Джилл в исполнении моей любимой актрисы Эммы Стоун, на которую как посмотреть приятно, так и насладиться её игрой. Нет, я не могу молчать, настолько меня завораживает её мимика, жесты, лишь благодаря ей я не перестала смотреть этот фильм уже через полчаса. Но вот её персонаж – наивная и избалованная жизнью студентка философского факультета, вызывала во мне неоднозначные чувства. С одной стороны, она хотела помочь бедному спившемуся преподавателю, который ничего радостного в жизни больше не видит. Но с другой стороны, она делала больно своему молодому человеку, который её любил, поддавшись лишь веянию того самого «романтизма».
Их отношения развивались чудовищным образом, я уже не говорю, что Эйб неплохо работал на два фронта. Мне было неприятно видеть, как молодая девушка, поддавшись образу умудренного жизнью мужчины, перестала верить в собственные убеждения, поддакивая ему при любом удобном случае. «Женщина лишь дополнение к мужчине? Да, конечно, профессор, я полностью с этим согласна». Если бы она по-настоящему так считала, то всё-таки так и не проявила бы собственный характер, подавила бы свои нравственные устои. Она бы предала себя и всё, во что верила. Но нет, Джилл показала себя как умная девушка, не мудрая – молодость красят ошибки, но умение в критической ситуации здраво её оценить – это уже ум.
Я вряд ли буду кому-то сей фильм советовать. Может из текста рецензии покажется, что я заострила внимание лишь на романтических отношениях преподавателя и молоденькой студентки, но нет, я лишь не хотела портить тебе, читающий мою рецензию, удовольствия (а вдруг?) от просмотра. Жаль, что я его получила лишь благодаря присутствию в картине любимой актрисы.
Новый фильм Вуди Аллена'Иррациональный человек' отвечает на несколько философских вопросов: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Оправдано ли убийство ради благой цели? Может ли испортить великолепного Хоакина Феникса пивной живот?
Сюжет таков. Обаятельный профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс), полностью утративший интерес к жизни приезжает в небольшой колледж, где заводит интрижку одновременно со своей коллегой (Паркер Поузи), уставшей от мужа, и с романтически настроенной студенткой (Эмма Стоун). Жизнь течет однообразно до тех пор, пока случайно подслушанный разговор в кафе не переворачивает мир вечно несчастного профессора с ног на голову, поселяя в нем идею об «идеальном убийстве».
Вуди Аллен в причудливой пессимистической манере решил пойти по своей традиционной схеме: любовная история, убийства, смешной конец. В результате получился легкий и сентиментальный фильм, с философской подоплекой и полем для размышления, который определенно стоит просмотра. В конце концов, ну кто еще решится пересказывать под звуки джаза Достоевского? Только живой классик, единственный и неповторимый Вуди Аллен.
Не люблю пересказывать содержание фильма или описывать сюжет. Для этого есть аннотация к фильму на этой же странице. Она может быть не всегда точной, но общий смысл передает.
А теперь, собственно, фильм. Опишу только общие впечатления и некоторые моменты.
Про Вуди Аллена нет смысла говорить - мастер есть мастер.
Сюжет фильма вполне интригующий. Мне напомнил 'Незнакомцы в поезде' Хичкока. Также есть отсылки к творчеству Достоевского, которого любит Аллен.
Повествование идет неспешно, без особых скачков, но заскучать не дает. Все сцены к месту и длятся ровно столько сколько нужно, провисания нет, никаких длинных монологов/диалогов.
Действующих лиц немного, основных два - герои в исполнении Хоакина Феникса и Эммы Стоун.
Актеры играют на отличном уровне, веришь в происходящее.
Часто я субъективен в оценках и мне трудно не обращать внимание на личные симпатии/антипатии к актерам и режиссеру.
Хоакин Феникс - замечательный актер, но я его недолюбливаю. Однако, в этом фильме мне он очень понравился и вся моя 'нелюбовь' улетучилась. Отлично вписался в образ, герою действительно сопереживаешь.
Эмма Стоун как всегда немного сумасшедшая, но обоятельная.
Основное впечатление от фильма - легкость и простота. Тепм повествования и великолепно подобранная музыка создают очень приятное и непринужденное настроение, несмотря на личную драму главного героя и совершаемые им поступки.
У режиссера получилась легкая, летняя, 'черная' комедия, как бы странно это не звучало.
Для поклонников творчества Аллена откровений не будет, просто очередной хороший фильм мэтра, для непоклонников - этот фильм способен подтолкнуть посмотреть другие работы режиссера и пополнить ряды его поклонников.
Фильм вызывает желание его обсуждать, а это, на мой взгляд, показатель того, что, как минимум, было интересно.