Новый календарный год — новый фильм от признанного маэстро. Уже довольно давно поклонникам творчества Аленна известно, что режиссер сказал все, что хотел, и теперь, как правило, просто-напросто смешивает прежние истории, получая новую смесь. Стоит заметить, по-прежнему с приятным послевкусием.
'Иррациональный человек' в завязке своей до боли напоминает 'Мужей и жен', однако на этот раз Аллен не решается слишком долго мучить зрителя экзистенциальными страданиями главного героя на фоне романа со студенткой и сразу окунает нас в драматичный круговорот а-ля 'Матч Поинт' и, возможно, 'Проступки и преступления'. Что, в принципе, не удивляет, поскольку творчество Достоевского так и норовит выскочить из-за каждого угла фильма.
Пустые сердца наполняются сплетнями.
Айб Лукас, профессор философии, за последний год потерял всякий интерес к жизни. Он не встречается с женщинами, не чувствует вкуса еды, забросил свое тело, а в особо веселые вечера играет в русскую рулетку на глазах у собственных студентов, среди которых присутствует Джилл, настолько восхищенная его умом, что готова расстаться с любимым молодым человеком.
Можно ли среднему классу судить гениев?
И вот, в самый обычный день в самой обычной закусочной он со своей поклонницей подслушивает разговор женщины, которая находится на самом краю. Внезапно главный герой осознает, что его призвание в жизни — быть (весьма своеобразным) Робин Гудом. А все, что происходит далее, как говорится, лучше один раз увидеть...
Справился ли Аллен с задачей передачи настроений героя? И да, и нет. Нотки циничного и черного юмора, звучащие под аккомпанемент фортепиано на протяжении всего фильма, не дают возможности быть уверенным в серьезности повествования, пускай рассказчик и поднимает вопросы, мучившие еще самого Канта.
Хоакин Феникс и Эмма Уотсон сыграли поразительно настолько, насколько способны. И все же, между ними двумя какой-либо химии на экране не возникло. Возможно, так было задумано, дабы показать одержимость Айба Лукаса своим лечением от хандры.
Несмотря на все, лента смотрится крайне свежо. Более того, в фильме никто даже не ходит к психиатру.
Фильмы Вуди Аллена — как бутылочка хорошего вина. Всегда подойдет для приятного вечера, а иной раз так ударит в голову, что никогда не забудется. 'Иррациональный человек' является еще одной такой бутылочкой в коллекции ценителей. Но, перефразируя Айба Лукаса, скажу, что каждый должен понять сам, чем именно является для него данный фильм.
Как вы назовете человека, который обретает смысл жизни через преступление, прикрываясь благими намерениями? Вуди Аллен аттестует его иррациональным человеком, хотя, на мой взгляд, речь как раз о крайнем рационализме на почве эгоизма. Именно такой рационализм подтолкнул Гитлера к уничтожению «недостойных» наций – хотя бы таковых оказалось полмира. Он же «благословил» на преступление Родиона Раскольникова. Бытовой макиавеллизм неистребим, потому что когда Бога нет, дозволено все – оправдания найдутся.
Профессор философии Эйб Лукас экзистенциально опустошен. Он потерял смысл жизни, а проще говоря – разнюнился в хлам. Книга не пишется, член не встает, бутерброд не лезет в горло, зато туда рекой льется фляжка с горячительным. Бравирование своим отчаянием даже приводит профессора к игре в русскую рулетку на виду у перепуганных студентов – в общем, вместо того чтобы оттолкнуться от дна ноги Эйба лишь увязают в иле.
Но случайно подслушанный в кафе разговор вмиг исправляет засбоивший часовой механизм жизни Эйба. Он получает возможность изменить этот мир. К лучшему, как ему кажется. Раздавить «червяка» – жестокосердного судью-крючкотвора, отнимающего женское счастье быть рядом с ребенком у достойнейшей. Назревает идеальное преступление: видимых мотивов нет, и, стало быть, остаться незамеченным – проще категорического императива Канта.
Подготовка смертоубийства приятно щекочет нервы преподавателя. Все пять чувств обостряются, и он ест жизнь большой поварешкой, причмокивая от удовольствия. Ну а как иначе – он ведь нашел в себе силы действовать, пока другие занимаются пустопорожней демагогией. Заповедь «Не убий» рушится под железобетонными аргументами «общего блага». Какая уж тут «слезинка ребенка», спасающая мир красота и прочие атрибуты прекраснодушного умствования?
И все это дьявольски логично, но, по гамбургскому счету, патологично. Дальше известно что: все тайное рано или поздно становится явным, потому что окружающий мир представляет собой колоссально сложный пазл, из которого нельзя просто так выдернуть чью-то жизнь. Одна ниточка тянет за собой вторую, вторая – третью, и…
И не рой другому яму, а то сам в нее попадешь.
…Каждый фильм Вуди Аллена – приговор убогости наших помыслов. Приговор неявный, изящно задрапированный невероятной сочности пейзажами и диалогами о невыносимой легкости бытия. За происходящим задумчиво наблюдает улыбающаяся лишь глазами вечность. Ее забавляют люди, строящие теории, которые не учитывают главной аксиомы. Той, что мир есть любовь, и исправление этого мира тоже возможно только через любовь. Сплетение обстоятельств – не гордиев узел, который можно разрубить чьей-то смертью. Развязывать надо. А если душевных силенок не хватает или умишка – не вмешиваться вовсе. Сверхлюди обитают только в умозрительных ницшеанских чертогах.
Тема убийства в фильмографии Вуди Аллена появляется не впервые. В «Матч-Пойнте», «Мечте Кассадрандры» и других своих фильмах режиссер, в разных декорациях, все ставит и ставит перед зрителями и самим собой вопрос вопросов: что делает человека способным на убийство и что происходит с ним после. Правда очевидна давно (но напомнить не помешает): лишение другого смерти – не та вещь, через которую можно переступить, как через сломанную половицу. Убийство продолжается каждый день, проживается вновь и вновь. И неизбежно ведет к другим убийствам. Это химическая реакция – процесс неостановим. А конечная мишень этой реакции – сам убийца. Физически или духовно – какая разница, ведь жизнь – это метаболизм души, а не проекция рассудка. Странно, что блестящий преподаватель колледжа Эйб Лукас об этом не подумал.
Фильм особенно хорош, если смотреть его, например, после «Манхэттена» 1979 года. Прошло четыре десятка лет, Вуди Алену уже не сорок с небольшим, а восемьдесят; он ничуть не потерял хватку, не отстал от поп-интеллектуальной волны и т.д., но, скорее, приобрел — стал четче и жестче. Бла-бла-контекст выдержан почти образцово: для 2015-ого именно фронда континентальной философии в пику аналитической, Хайдеггер, Ханна Аренд, тоталитаризм, анти-капитализм, активизм, пацифизм, издевательство над нормативной этикой, критика пустоты промышленного производства текстов и пр. — это тот микс, который щекотал вечно дряблые нервишки широкой около-университетской публики на англосаксонской территории (также как в 1970-х это был фрейдизм разного извода, для тогда гораздо более провинциальной Америки). Ну и, по-прежнему, царствует над всеми этими терзающимися душами в стране тел со всё еще обязательно-позитивными интерфейсами — Федор Михайлович Достоевский…
Слабое звено в фильме — это исполнение главной роли — лишь в условно экшн-эпизодах и детектив-стайл диалогах Х. Феникс удачно изображает “проснувшегося/завязавшего алкоголика”, во всех других случаях он явно лишь обозначает указания режиссера про “философа” и “Раскольникова”. Впрочем, ладно — будем считать, что перед нами только внешняя пошло-типичная маска 40-летнего мужчинки, а внутри там прячется соответствующая уникальная бездна; тем более, что на фоне других персонажей из университетской колоды — у него получается-таки изобразить гораздо более сложную “личность”. Э. Стоун же — идеальна — образцово женское в фильме: притяжение, сближение, сочувствие, позыв, мечтания, норма, выживание. Хороши и остальные действующие лица и их исполнители — все на своих местах.
Но все это присказка. Суть не в этом. Суть: Вуди Ален вновь предельно просто поиздевался над всеми. Чью бы сторону зритель на занял — думая, что он выбирает правильную, а все издевательство направленно на противоположную (или сторону “университетских обычный хороших людей”, или сторону “правильной девицы с тонкой душевной организацией”, или сторону “непонятого философа”, или сторону “зрителя-простого-народа, который угорает от проблемок всех этих университетских бездельников”), — это все будет самообманом. Здесь нет никакой правильной стороны. Все — дурачки в нашей все той же человеческой комедии.
1. Вот “непонимаемый-страдающий-философ”.
А штука ведь не в том, что он философ, а потому “смотрит на мир как он есть” и пр. — штука в том, что он плохой философ, а поскольку плохих философов не бывает, а бывает либо философ, либо не философ — перед нами просто нефилософ. А кто? Ну, можно называть его обычным рефлексирующим обывателем: увидевшим “тщету всего” преподавателем, литератором, переживающим “кризис среднего возраста” общественным активистом… да, кем угодно. Он произносит банальности из философского словаря, заманивает молоденькую девицу рассказом о банальных несчастьях своей жизни (таких же, как встречаются в жизни большинства), пишет книгу на предельно банальную для 201х года тему, делает предельно банальные заметки в банальном для него Достоевском, банально стенает о своей банальности, банально ныряя в алкоголь… Слово “банальный” в предыдущем предложении — ни разу не уничижительно. Мы все банальны. Штука в том, чтобы опознать в этой “банальности” смысл и жизнь и сделать шаг дальше. Если же шаг не сделан — то ты не философ, даже если в документе об образовании у тебя написано иначе.
Когда же он изобразил из себя Раскольникова — то в нем взыграла страсть (обрушился шторм гормонов, говоря на “научном” новоязе) и прилепила его к проживаемому здесь и сейчас мгновению, окончательно обломав способность отстранятся и от происходящего, и от себя (что для философа основа всего). Тут и песенки конец. Пустая банальность победила окончательно. (Кстати, банальное замечание — пугать философа пожизненным заключением — в точности как пугать кролика терновым кустом).
2. Вот “прелестная юная душа”.
Сытая, ухоженная, красивая, с регулярным здоровым сексом и разнообразным досугом; прельщенная ролью Сони Мармеладовой спасти хоть какую-то страдающую душу… Но природное здоровье и регулярные тренировки, естественно побеждают. И произнеся обязательную дежурную фразу про «хороший урок», можно вернуться в сытое, теплое, хотя и скучноватое, стойло…
3. Вот все-все остальные — они прелестны в своей пустоте и маскировке. Как образцовые пейзажи и музыка на их званных вечерах. Какой ужас.
4. И вот одна до конца настоящая — нелепая местная нимфоманка-переросток, готовая идти до конца и пошедшая до конца, и в этом порыве вновь раздавленная фарсом жизни…
P.S.
Кому нужны доказательства, что весь фильм — это издевательство над всеми без исключения типажами и соответствующими пафосами эрзац-философов, эрзац-экзистенциалистов, эрзац-интеллектуал-ов/ок etc. — просто послушайте музыку. Как она легка и прекрасна, что бы не происходило на экране…
А еще гляньте на “мотив” нашего эрзац-Расскольникова — он хотел “сделать добро”; не узнать «тварь ли он дрожащая» и пр., а «сделать мир лучше» с помощью маленького усилия. Вот такая «теория малых дел», вот такой активист и волонтер, который “естественным образом” (все согласно современной мифологии активистов и волонтеров) «помогает своими малыми полезными делами прежде всего себе» — получает прекрасную психотерапию.
(Кто хочет, может здесь еще увидеть и издевательство над “супергеройской” линией поп-культуры с ее обязательным условием физической ликвидации злодея личным усилием протагониста и пр.)
И еще мелочь — те, кто по каким-то своим фанатским причинам сожалеет, что с “философом” в исполнении Х. Феникса всё в конце концов случилось так как случилось, — подумайте, что он вообще-то уже убил себя чуть не в самом начале фильма. Как? А так — Вуди Ален заставил его сделать то ли три, то ли четыре выстрела подряд, играя в русскую рулетку, и ему всё сошло с рук, а, точнее, с мозгов. )
В философском контексте рациональность означает проблему изыскания смысла 'разумности' как предикации какого-либо понятия. Развитие этой проблемы порождает целое дерево вторичных вопросов, без ответов на которые сути проблемы не выяснить. Впрочем, философские вопросы и не ждут конкретного ответа, это не задача по арифметике, и цель у философа не вычислить, чему же, собственно, равны x, y и z, дав единственно правильный ответ, а поделиться своими мыслями и рассуждениями, побудить собеседника к появлению своих собственных идей и мыслей.
Картина периодически отсылает, как прямо, так и косвенно, к работам известных философов, но не пытается нагрузить зрителя анализом категорического императива Канта или разбором феноменологии Гуссерля вместе с экзистенциализмом Хайдеггера.
Сам фильм, с моей точки зрения, касается двух моральных вопросов: романтические отношения между преподавателем и студенткой (этот вопрос вторичен) и оправдано ли 'идеальное' убийство ради благой цели.
Про оправдание убийства и право на силу это к творчеству Ф. М. Достоевского: 'Преступлению и наказанию' и 'Братьям Карамазовым', в первую очередь, и сам Вуди Аллен симпатии к русскому писателю никогда не скрывал. Оба классика, каждый в своей манере, дают понять, что наказание последует за любое преступление, независимо от мотивов преступающего закон.
В силу ряда причин мне ближе и интереснее был первый моральный вопрос. Возможна ли любовь, настоящая химия любви между преподавателем и студенткой с продолжением, то есть созданием крепкой семьи и появлением в ней желанных детей? Говорю сейчас абстрактно, поскольку для двух наших главных героев такой исход был невозможен, исходя из их дикой несхожести. Если Джилл влюбляется в философа, то Эйб, наш иррациональный человек, ничего подобного не испытывает, его из болота уныния вытащила безумная, иррациональная, идея, реализации которой он посвящает себя. Джилл думает, что это ее появление в жизни профессора поспособствовало его возвращению из апатии и состояния потери себя, однако как же она ошибается. Впрочем, говорить о том, что она тоже любит, несколько сложно: любовь девушки рациональна, поскольку, узнав правду, Джилл фактически отступает от Эйба. Актерские работы и у Хоакина Феникса, и у Эммы Стоун получились добротными, пусть и не идеальными.
Так, все же, будут ли аморальными отношения между людьми, статус которых предусматривает дистанцированность и некоторую подчиненность одного человека другому? Вдруг судьба не зря познакомила таким образом двоих людей, и предыдущий опыт не так уж и важен? Весь вопрос даже не в вере в фатализм и предопределенность или уверенность в том, что человек, согласно Цезарю, сам кует свое счастье. Впрочем, как закончил не верящий в судьбу Гай Юлий, знают все.
Так вправе ли человек давать единую гневно отрицательную оценку с позиций заскорузлого консерватизма или иногда стоит дать людям шанс. Вдруг, две половинки встретились таким образом и в мире есть место чуду и вопреки серости будней стоит жить ради света или хотя бы веры в свет? Именно веры - в Бога, в людей, в разум, это не так существенно - Эйбу Лукасу и не хватило.
Картина Вуди Аллена похожа на многослойный пирог, темы которого поданы зрителю мягко и светло, немного грустно, но одновременно слегка иронично. В этом и есть индивидуальный и легко узнаваемый почерк классика, прослеживающийся в его картинах последних лет. 'Иррациональный человек' далеко не шедевр, но лично для меня он стал одной из самых запоминающихся лент 2015 года.
Все «правильные» мальчики скажут после просмотра «Иррационального человека» спасибо дедушке Аллену! За то, что он снял фильм, в который они могут тыкать пальцем и говорить своим сомневающимся подругам: «Вот видишь, до чего твои сомнения могут довести?! Хорошо еще жива осталась! Все равно в итоге, она вернулась к своему парню, он же лучше, и стоило ли уходить?». Но тут мнения могут разделиться. Да, действительно, перед финальными титрами главная героиня подводит итог и делает вывод из всего произошедшего, вполне себе черным по белому, но это не отменяет ни занудности этих мальчиков, ни многослойности произведений режиссера. Просто люди разные и кто сказал, что они должны знать, чего они хотят? Финал двояк и ироничен, и, конечно же, не ставит точки в вопросе: «как надо жить, а как не надо?». Ведь, несмотря на то, что отношения на стороне были связаны с риском для жизни Джилл, не это ли был самый яркий момент ее жизни, о котором она будет вспоминать до конца своих дней? Что точно ясно, так это то, что попытки человека приблизиться к роли Бога и взять в свои руки суд: кому жить, а кому уже хватит, даже при положительном, казалось бы, посыле, ни к чему хорошему не приведут.
Название «Иррациональный человек» стоит воспринимать не как характеристику персонажа Феникса, а как название некого типа человека. Как «homo sapiens» - «человек разумный», так тип людей, которых разбирает и анализирует Аллен уже не одно десятилетие – «человек иррациональный». Иррациональны здесь и Эйб, и его коллега по цеху, а по совместительству любовница и соседка, Рита, и юная Джилл. Все те, кто представляет интерес для зрителя - двигатели драматургии фильма. Всех их по-своему заносит. Кто-то пытается понять, зачем он здесь, кто-то устал от монотонности семейного быта, кто-то этой монотонности боится и пытается сбежать от вступления в нее. Здесь интересна похожесть Риты и Джилл, они как слегка искаженные отражения друг друга: это одна и та же женщина, разница только в возрасте и семейном положении, встреча с Эйбом поменяла их жизнь и поменяла к лучшему. С остальными же все ясно, они рациональны. Они определились по жизни, и таким образом, в глазах режиссера, вышли из нее и присутствуют только в качестве статистов. Актерский состав не вызывает нареканий и отлично справляется с поставленными задачами. Разве что Эмме Стоун больше подходят роли в духе Лесли в «Бёрдмене» Иньяриту, чем милые девочки, которых она играет у Аллена.
Визуально фильм похож на последние, «европейские» ленты режиссера. Снят красиво и качественно. Это не спроста, т. к. оператором на нем был Дариус Хонжи, работающий с Вуди в пятый раз и помимо этого имеющий внушающий уважение список работ («Деликатесы» Жан-Пьера Женне, «Семь» Финчера, «Ускользающая красота» Бертолуччи, «Любовь» Хенеке и это далеко не все… ). Поменялась только тональность. Она стала более тусклой и холодной. Это абсолютно обосновано, поскольку фильм мрачнее по настроению и атмосфере, к примеру, «Полночи в Париже» или «Магии лунного света».
Сравнения с предыдущими фильмами автора неизбежны. Тут вспоминаются «Матч Поинт», «Вики, Кристина, Барселона» и более ранние «Мужья и жены», «Преступления и проступки». Смежная проблематика, вопросы, мучающие персонажей, все это уже было разыграно, правда в других интерьерах и другими лицами. Темы измены, поиска себя, преступления и наказания, мечты и реальности – неоднократно им рассмотрены с разных углов и каждый раз автор заново удивляется сам, удивляет нас и говорит: «Жизнь не постижима!». В процессе просмотра вспоминаешь и другого мамонта кинорежиссуры – Альфреда Хичкока. Криминальная линия, множество цитат, и атмосфера напряжения в ожидании развязки, саспенса, если хотите, отсылает нас прямиком к «Незнакомцам в поезде». Аллен не претендует на новаторство и не рвется с кем-то соревноваться, а проходит вне конкурса, снимая для своего и нашего удовольствия.
Мы получили умное, ироничное, красиво снятое кино, оставляющее после себя желание поразмыслить о жизни и дождаться следующего фильма от Вуди Аллена.
Вуди Аллен опять вдарился в свою любимую достоевщину, сделав из своего главного героя – преподавателя философии Эйба Лукаса, сыгранного блестящим Хоакином Фениксом - этакого Раскольникова, а из его спутницы, студентки Джилл, сыгранной действующей музой Аллена очаровательной Эммой Стоун – Сонечку Мармеладову. Естественно, интерпретация, как всегда у Аллена, вышла вольной: Джилл вполне себе приличная девушка, получающая престижную вышку, а не содержит семью за счёт самой древней из всех профессий, а Эйб не такой уже и раскаивающийся грешник, хоть вполне и добитый своим экзистенциальным кризисом и отсутствием жизнелюбия.
Аллен вновь на территории криминального детектива (с лёгким налётом мелодраматичности предыдущей работы «Магия лунного света»), главной особенностью которой является размытость понятий вины и невиновности и необязательность наличия интриги вокруг личности убийцы. Подобно Хичкоковской «Веревке», убийство если и не происходит у нас на глазах, то мы можем проследить его подготовку, и с самого начала знать, кто кого убил. Такой вот открытый во всех отношениях детектив.
Жанр детектива я не сильно котирую, считаю его весьма второсортным, хотя среди них попадаются блестящие фильмы и сериалы, не спорю (в голову сразу приходят «Настоящий детектив» и «Твин Пикс»), однако блестящи они, как правило, при слиянии с разными другими жанрами (к примеру, психологический детектив-триллер).
«Иррациональный человек» это вполне себе Аллен 2000-ых, совмещая в себе и «Матч Поинт», и «Сенсацию», продолжая традиции Хичкока и на каждом шагу цитируя Достоевского. Герой – неврастеник, вечно страдающий от того, что не знает, чего искать, пока жизнь, в которой нет смысла, утекает из-под пальцев. Типично и очень по-алленовски.
Только вот данная картина, как по мне, оказалась даже слабее легкомысленной «Магии лунного света», хотя бы потому что все герои получились до жути поверхностными, почти карикатурными. Диалоги неслись, не неся в себе никакой цельной информации: выхваченные из контекста суждения о Канте, Кьеркегоре, Сартр, пустые разговоры, дежурные фразы и т.д. А главное – чертовски мало юмора, знаменитого фирменного юмора. Изящные и остроумные сценарии, которыми так славится старина Вуди и которые я в нём так ценю, в «Иррациональном человеке» просто как в Лету канули. Может быть потому что маэстро намеревался снять драму, но и тут в силу своей лёгкости (я бы сказала даже легковесности) не преуспел.
Среди хорошего можно отметить неизменно хороший саундтрек. Аллен известен своей любовью к джазо-блюзовой музыке, и тут она, кстати-некстати, но звучала всё время. Актёрский состав в лице всеми обожаемого ныне Хоакина Феникса (честно, не разделяю этой истерии среди киноманов), прекрасной Эммы Стоун (её красоте и харизме уже давно пора писать песни) и королевы американского инди-кино Паркер Поэзи выдался божественно гармоничным, лучше и не пожелаешь.
Честно сказать, я люблю Вуди Аллена. И не только классического Вуди, я без ума и от его поздних работ («Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже» и «Жасмин» выдались, к примеру, блестящими). И я вполне понимаю, что при его возрасте, снимая по минимум картине в год, может выйти нечто среднее. Доказывать Аллену действительно уже нечего. Он взял все свои вышины и не раз. И все равно упорно каждую его картину встречают с возгласом 'Не лучший фильм у Вуди Аллена». Да он, похоже, и не стремится к тому лучшему фильму – снимает, как снимается, и, как сам он выражается, чтобы отвлечь себя от мысли о смерти, которая всё равно настанет и заберёт тебя и всё, что ты делал, в небытие. Забавный он.
«Иррациональный человек» неспешный разговорный детектив с философскими тезисами Канта и Шопенгауэра, деликатная вещица, подобно бутылке крепкого виски, приятно опьянит своей красотой диалогов, особенно озвученными мыслями главных лиц. Коими тут являются обаятельный, но потрёпанный житьём, профессор Эйб Лукас (Хоакин Феникс) и его спутница, зеленоглазая студентка Джилл Поллард (Эмма Стоун).
Ведущие беседы о творчестве Достоевского и не только, они будут вовлечены в историю, связанную убийством. Вся история, чем-то напоминает произведение классика русской литературы, что не удивительно Вуди Аллен часто обращался в сторону творчества создателя «Преступление и Наказание», и здесь он решил вновь вернутся к своим истокам.
Поклонники Аллена, точно заметят повторение Вуди, но думаю, в хорошем смысле слова. Аллен не ошибся с кастингом, местом съёмок и самим настроением, в которое он удачно попал на сегодня, некое такое «бабье лето» c остротой и добротным финалом, увидеть его в холодный зимний вечер, обнимая кружку горячего кофе, будет действительно приятно и интересно.
Честно сказать недолюбливаю Вуди, однако 'Иррациональный человек' мне понравился.
Вуди Аллен не нарушая традиции снимать одну картину в год, явил свету свою новую интеллектуальную притчу название которой «Иррациональный человек». С каждым годом ожидания к этому режиссёру становятся всё скромнее, Аллен уже давно перестал удивлять нас, зато по прежнему, спустя десятки лет он остался верен своему стилю, качеству съёмки, искромётному юмору и присущей только одному ему лёгкости.
Сюжет, да и структура фильма очень напоминает, а местами и прямо цитирует его более ранние картины («Преступления и проступки», «Загадочное убийство в Манхэттэне»). Если рассматривать работы режиссёра 00-х годов, то, пожалуй, именно «Иррациональный человек» наиболее всего напоминает того самого 'классического' Вуди Аллена. В фильме соблюдены все каноны режиссёра: любовная история, убийство, смешной конец. Большая часть сюжета предсказуема, но простить Аллена можно, ну не реально каждым новым фильмом удивлять зрителя. На самом же деле, «Иррациональный человек» - остроумный и местами даже очень смешной фильм.
Хоакин Феникс в одном из интервью говорил, что мечтал сняться у Вуди Аллена, ну что ж, получается его мечта осуществилась. В целом, актёр сыграл хорошо, другого я и не ждал от него. На данный момент Феникс один из лучших актёров в мире. Эмма Стоун - это лучезарное солнышко. Уже второй раз она снимается у Аллена. В этом фильме она чертовски обворожительна, привлекательна и как всегда заряжена позитивом. Только мне кажется, что Эмма внешне чем-то напоминает бывшую жену Аллена Мию Фэрроу?
В целом, фильм оставил приятное послевкусие, не зря сходил в кино, получил порцию позитива, отдохнул во время просмотра, где-то даже призадумался. «Иррациональный человек» - далеко не лучший фильм Вуди Аленна, но и в категорию худших работ его отнести нельзя. Это сто процентный середняк. Ничего удивительного я не увидел, но зато снова вспомнил старого доброго 'классического' Вуди Аллена.
P. S.
Кстати говоря, зал в конце наградил картину Аллена порцией аплодисментов.
Григорию Потёмкину нередко приписывают фразу, которую он якобы сказал Фонвизину в 1782 году, после премьеры пьесы «Недоросль»: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Достоверность этой цитаты может вызывать многие сомнения, зато другую фразу, противоположной формы, но того же смысла, несомненно, повторяют миллионы кинолюбителей по всему миру… «Аллен, живи вечно!».
В этом году неподражаемому Аллену исполнится восемьдесят. Невысокий очкарик с трогательными чертами лица, он уже давно воздвиг себе огромный нерукотворный памятник – и несколько небольших, рукотворных, ему при жизни поставили благодарные зрители: от Овьедо до Калининграда. За плечами маленького великого человека – книги, ставшие классикой американской литературы, постановки, ставшие классикой американского театра и, наконец, сорок пять полнометражных фильмов, многие из которых не только вошли в классику американского кино, но и пополнили золо… алмазный фонд всего мирового кинематографа.
Фильмография Вуди Аллена обширна, классифицировать её можно по многим признакам. По десятилетиям: от конца 1960-х до настоящего времени; по жанрам (среди которых – изобретённая Алленом «интеллектуальная комедия»); по месту действия: нью-йоркский период, европейский период… и так далее. Каждый отыщет «своего» Вуди Аллена. Для меня «тот самый Аллен» – это серия многослойных психологических лент, снятых в 1970-1990-е годы, сюжет которых развивается в чарующих декорациях Нью-Йорка: «Энни Холл», «Манхэттен», «Ханна и её сёстры», «Преступления и проступки», «Мужья и жёны», «Знаменитость» и другие. При этом я безмерно ценю многие работы Аллена, которые про себя называю «апокрифами»: по-бергмановски суровые «Интерьеры»; «Звёздные воспоминания» – алленовская переработка «8 1/2 » Федерико Феллини; «Тени и туман» – лента в стиле Фридриха Вильгельма Мурнау; гимн всем любителям кино под названием «Пурпурная роза Каира»; псевдодокументальный «Зелиг» и прочие.
Увы, не одну работу Аллена хочется вычеркнуть из памяти – как не оправдавшую высоких ожиданий, сопровождающих просмотр любой алленовской картины. Слыша от других признания в нелюбви к Вуди Аллену, всегда довольно точно представляешь себе, какие именно неудачные фильмы смотрел собеседник. И какие – не просто удачные! – к большому сожалению, не смотрел.
Несмотря на случающиеся разочарования, каждый новый фильм Вуди Аллена – это событие, которое ждёшь, словно собственный день рождения. Это праздник, который, не имея конкретной даты, наступает каждый год. Задумавшись ещё несколько десятилетий назад о смерти, испугавшись неизбежного конца, Аллен направил страх в русло творчества, пустился наперегонки со временем – и начиная с 1977 года он ни разу не выпускал менее одной картины в год, стремясь успеть за свою жизнь как можно больше. В этом году праздник наступил 13 августа, когда в российский прокат вышел новый фильм «Иррациональный человек».
Эйб Лукас – профессор философии и человек средних лет, находящийся в глубоком экзистенциальном кризисе – приезжает на лето в колледж, дабы преподавать этику – дисциплину, к которой он уже сам почти потерял интерес. В колледже у Лукаса, лишённого вкуса и самого ощущения жизни, завяжется одновременно два романа – с коллегой, стремящейся уйти от скучного мужа, и молодой студенткой, уже встречающейся с преданным ей молодым человеком, но очарованной томной тоской главного героя. Обе попытаются по-своему вытянуть Лукаса из безбрежного болота, в которое превратилась его жизнь. Однако возродить зачахшую душу, вернуть Лукасу радость бытия окажется в силах не женщина, а совершённый им самим Поступок. И это будет не подвиг, а нечто абсолютно безнравственное. Как ни парадоксально, но именно тягчайшее из преступлений вернёт преподавателю этики духовное равновесие и жизненные силы, даст мощнейший позитивный импульс.
Этические проблемы, связанные с лишением человеком человека жизни, были затронуты в таких работах Вуди Аллена, как «Преступления и проступки», «Матч Пойнт», «Мечта Кассандры». Герои этих фильмов, переступая черту, погружаются в терзания, начинают задаваться вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею?» И, не способные подавить в себе человеческое, голос совести, суеверный страх перед Высшими силами, – отвечают: «Тварь!». При этом не обязательно за преступлением следует реальное наказание.
Новизна «Иррационального человека» по отношению к другим картинам Аллена заключается в том, что впервые новоиспечённый Раскольников заключает – «Имею право!». Убийство не выбивает героя из колеи, а, напротив, ставит всё на свои места. По крайней мере, так поначалу кажется…
Злодеяние и тянущийся за ним шлейф последствий вместе с несколькими любовными линиями запутываются в фильме в сложнопереплетённый клубок. «Иррациональный человек» держит в напряжении, каждую минуту ты, как зритель, пытаешься просчитать, куда приведут сюжетные нити, каков будет исход. В по-настоящему непредсказуемом финале режиссёр разрубает Гордиев узел – делает это неожиданным образом… однако без должного изящества. Финальный сюжетный поворот оказывается внезапным и при этом несколько разочаровывающим.
Новый фильм Аллена хорош, интересен, красив, он поистине захватывающий и по-алленовски стильный, однако местами в нём чувствуется, что у семидесятидевятилетнего мэтра режиссёрская хватка слабеет.
Для лучших работ Аллена характерна многогранность, но в «Иррациональном человеке» тема преступления оттесняет прочие – например, интересная проблема двух параллельных романов главного героя остаётся без должной проработки. Персонажи ведут диалоги, поминая всуе всевозможных философов, но этим беседам не хватает глубины, ощущается некоторая поверхностность. Повторюсь: «Иррациональный человек» – интересное и стильное кино – само по себе, но оно страдает от сравнения с более крепкими работами Аллена.
Если же оценивать «Иррационального человека» по меркам не авторского, а массового кино, которое зритель привык смотреть вприкуску с поп-корном, то, безусловно, фильм становится эталоном – он в меру развлекательный, в меру вдумчивый, нетривиальный, прекрасно сыгранный и качественно поставленный. Да, Вуди Аллен уже не снимает так, как он снимал когда-то. Но и сейчас никто не снимает так, как это делает Аллен. Планка опустилась везде и у всех, Аллен в этих условиях остаётся вершиной, возвышающейся над общей массой. Настоящей глыбой – самобытной и неповторимой. Вот бы стоять ей вечно!
Вместо послесловия – персональные наблюдения. Зная, что «Иррационального человека» неизбежно будут сравнивать с «Матч Пойнтом», Вуди Аллен оставляет множество отсылок к этому фильму (пояснять не буду, дабы не было спойлеров). Это томик «Преступления и наказания» с пометками главного героя, надежда Лукаса на то, что его преступление «повесят» на какого-нибудь бродягу, постоянные разговоры персонажей об отъезде в Лондон… Любопытно, что в фильмах Вуди Аллена Лондон ассоциируется с убийством. В «Преступлениях и проступках» также были разговоры о Лондоне, к тому же в конце именно в этом городе наступает неблагоприятная развязка для героя, роль которого исполнил сам Аллен. В лентах «Матч Пойнт», «Сенсация» и «Мечта Кассандры» убийства происходят непосредственно в британской столице. Как и многие другие великие режиссёры, Вуди Аллен создал собственный киноязык: словно буквы в словах, он чередует в своих работах определённые образы – джаз, цирк, писатель в творческом кризисе, Нью-Йорк, Лондон…
Доктор Эйб Линкольн давно не чувствовал себя живым. Всю свою молодость он трудился с полной отдачей, постоянно пытаясь сделать мир лучше, и к началу фильма мы видим порядком настрадавшегося и глубоко циничного человека. Постоянно пьющего к тому же.
И существовать бы Эйбу дальше с чувством разочарования во всем окружающем, включая себя самого, если бы он не приехал на лето преподавать в небольшой колледж Брейлин. Там он встречает двух женщин. Немолодая уже Рита несчастна в браке и вбила себе в голову, что Эйб ее путевка в более захватывающую жизнь. Джилл – его лучшая студентка, которую привлекает острый ум Эйба, а его депрессивные взгляды на бытие рождают в жизнелюбивой девушке протест и желание переубедить профессора.
Однажды они с Джилл подслушивают в кафе разговор, который помогает Эйбу поверить, что он что-то еще может изменить в мире. Но вот в какую сторону, и как это отразится на нем самом и окружающих – это предугадать нельзя.
Персонажи
У Хоакина Феникса была очень непростая роль. Когда-то Эйб Лукас был идеалистом, трудолюбивым мечтателем и смотрел на мир, веря, что в нем можно что-то изменить. Его любили женщины, и ему способствовал успех. До нас главный герой доходит горьким и лишенным иллюзий, но ни интеллект, ни обаяние никуда не делись. Феникс справляется прекрасно: его Эйб абсолютно естественен, и его история захватывает от начала и до конца.
Эмма Стоун в роли Джилл очень хороша. Она и в 'Человеке-пауке' смогла показать вполне интересную героиню, а тут уж у нее были все возможности развернуться. Ее Джилл – умная, в меру импульсивная, легкомысленная и наивная девушка, которая уверена, что знает, что правильно для нее и окружающих. Когда она сталкивается с депрессивным опытом Эйба, девушка начинает пытаться как-то интегрировать его в свою жизненную позицию. Непростая героина проходит через непростые времена, и Эмма Стоун играет это отлично.
Остальные актеры занимают на экране совсем мало времени. Паркер Поузи показала уставшую от однообразия и бесперспективности женщину, единственным утешением которой остаются романы с половиной городка. Парень и друзья Джилл дают зрителю возможность посмотреть на происходящие события взглядом людей, не вовлеченных эмоционально. Все на своих местах.
Впечатления
Сразу скажу, я не фанат Вуди Аллена. Мне нравятся его фильмы, но слишком уж часто в них все актеры играют типичного героя Вуди – ироничного неврастеника, гонящегося, но не успевающего за временем. И слишком часто выводы из просмотренного просты как пень.
'Иррациональный человек' – это нечто другое. Только ленивый не сравнивал этот фильм с 'Преступлением и наказанием', но, конечно, это не оно. Сюжет другой, герои самобытные, слишком много иронии и юмора и слишком мало морали. Разбирать русскую классику здесь не будем, но там выводы были гораздо более однозначные.
Фильм построен на столкновении цинично-аналитического и жизнелюбиво-интуитивного миров Эйба и Джилл, из-за чего все держится на актерах и сценарии. К счастью, Хоакин Феникс и Эмма Стоун играют просто прекрасно, а Вуди Аллен держит зрителя в напряжении весь фильм хорошим сюжетом, естественными диалогами и бодрым темпом повествования.
Технически кино снято хорошо: интересные кадры, нет трясущейся камеры, ненавязчивый и хорошо подобранный саундтрек.
Выводы
'Иррациональный человек' – кино, почти полностью вращающееся вокруг вопроса смысла жизни: как отдельных людей, так и человечества. Кино качественно написанное, сыгранное и снятое, без однозначной морали или однобоких героев. Если вам нравятся картины такого плана, рекомендую.