К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Новый календарный год — новый фильм от признанного маэстро. Уже довольно давно поклонникам творчества Аленна известно, что режиссер сказал все, что хотел, и теперь, как правило, просто-напросто смешивает прежние истории, получая новую смесь. Стоит заметить, по-прежнему с приятным послевкусием.

'Иррациональный человек' в завязке своей до боли напоминает 'Мужей и жен', однако на этот раз Аллен не решается слишком долго мучить зрителя экзистенциальными страданиями главного героя на фоне романа со студенткой и сразу окунает нас в драматичный круговорот а-ля 'Матч Поинт' и, возможно, 'Проступки и преступления'. Что, в принципе, не удивляет, поскольку творчество Достоевского так и норовит выскочить из-за каждого угла фильма.

Пустые сердца наполняются сплетнями.

Айб Лукас, профессор философии, за последний год потерял всякий интерес к жизни. Он не встречается с женщинами, не чувствует вкуса еды, забросил свое тело, а в особо веселые вечера играет в русскую рулетку на глазах у собственных студентов, среди которых присутствует Джилл, настолько восхищенная его умом, что готова расстаться с любимым молодым человеком.

Можно ли среднему классу судить гениев?

И вот, в самый обычный день в самой обычной закусочной он со своей поклонницей подслушивает разговор женщины, которая находится на самом краю. Внезапно главный герой осознает, что его призвание в жизни — быть (весьма своеобразным) Робин Гудом. А все, что происходит далее, как говорится, лучше один раз увидеть...

Справился ли Аллен с задачей передачи настроений героя? И да, и нет. Нотки циничного и черного юмора, звучащие под аккомпанемент фортепиано на протяжении всего фильма, не дают возможности быть уверенным в серьезности повествования, пускай рассказчик и поднимает вопросы, мучившие еще самого Канта.

Хоакин Феникс и Эмма Уотсон сыграли поразительно настолько, насколько способны. И все же, между ними двумя какой-либо химии на экране не возникло. Возможно, так было задумано, дабы показать одержимость Айба Лукаса своим лечением от хандры.

Несмотря на все, лента смотрится крайне свежо. Более того, в фильме никто даже не ходит к психиатру.

Фильмы Вуди Аллена — как бутылочка хорошего вина. Всегда подойдет для приятного вечера, а иной раз так ударит в голову, что никогда не забудется. 'Иррациональный человек' является еще одной такой бутылочкой в коллекции ценителей. Но, перефразируя Айба Лукаса, скажу, что каждый должен понять сам, чем именно является для него данный фильм.

13 августа 2015 | 16:20
  • тип рецензии:

Как вы назовете человека, который обретает смысл жизни через преступление, прикрываясь благими намерениями? Вуди Аллен аттестует его иррациональным человеком, хотя, на мой взгляд, речь как раз о крайнем рационализме на почве эгоизма. Именно такой рационализм подтолкнул Гитлера к уничтожению «недостойных» наций – хотя бы таковых оказалось полмира. Он же «благословил» на преступление Родиона Раскольникова. Бытовой макиавеллизм неистребим, потому что когда Бога нет, дозволено все – оправдания найдутся.

Профессор философии Эйб Лукас экзистенциально опустошен. Он потерял смысл жизни, а проще говоря – разнюнился в хлам. Книга не пишется, член не встает, бутерброд не лезет в горло, зато туда рекой льется фляжка с горячительным. Бравирование своим отчаянием даже приводит профессора к игре в русскую рулетку на виду у перепуганных студентов – в общем, вместо того чтобы оттолкнуться от дна ноги Эйба лишь увязают в иле.

Но случайно подслушанный в кафе разговор вмиг исправляет засбоивший часовой механизм жизни Эйба. Он получает возможность изменить этот мир. К лучшему, как ему кажется. Раздавить «червяка» – жестокосердного судью-крючкотвора, отнимающего женское счастье быть рядом с ребенком у достойнейшей. Назревает идеальное преступление: видимых мотивов нет, и, стало быть, остаться незамеченным – проще категорического императива Канта.

Подготовка смертоубийства приятно щекочет нервы преподавателя. Все пять чувств обостряются, и он ест жизнь большой поварешкой, причмокивая от удовольствия. Ну а как иначе – он ведь нашел в себе силы действовать, пока другие занимаются пустопорожней демагогией. Заповедь «Не убий» рушится под железобетонными аргументами «общего блага». Какая уж тут «слезинка ребенка», спасающая мир красота и прочие атрибуты прекраснодушного умствования?

И все это дьявольски логично, но, по гамбургскому счету, патологично. Дальше известно что: все тайное рано или поздно становится явным, потому что окружающий мир представляет собой колоссально сложный пазл, из которого нельзя просто так выдернуть чью-то жизнь. Одна ниточка тянет за собой вторую, вторая – третью, и…

И не рой другому яму, а то сам в нее попадешь.

…Каждый фильм Вуди Аллена – приговор убогости наших помыслов. Приговор неявный, изящно задрапированный невероятной сочности пейзажами и диалогами о невыносимой легкости бытия. За происходящим задумчиво наблюдает улыбающаяся лишь глазами вечность. Ее забавляют люди, строящие теории, которые не учитывают главной аксиомы. Той, что мир есть любовь, и исправление этого мира тоже возможно только через любовь. Сплетение обстоятельств – не гордиев узел, который можно разрубить чьей-то смертью. Развязывать надо. А если душевных силенок не хватает или умишка – не вмешиваться вовсе. Сверхлюди обитают только в умозрительных ницшеанских чертогах.

Тема убийства в фильмографии Вуди Аллена появляется не впервые. В «Матч-Пойнте», «Мечте Кассадрандры» и других своих фильмах режиссер, в разных декорациях, все ставит и ставит перед зрителями и самим собой вопрос вопросов: что делает человека способным на убийство и что происходит с ним после. Правда очевидна давно (но напомнить не помешает): лишение другого смерти – не та вещь, через которую можно переступить, как через сломанную половицу. Убийство продолжается каждый день, проживается вновь и вновь. И неизбежно ведет к другим убийствам. Это химическая реакция – процесс неостановим. А конечная мишень этой реакции – сам убийца. Физически или духовно – какая разница, ведь жизнь – это метаболизм души, а не проекция рассудка. Странно, что блестящий преподаватель колледжа Эйб Лукас об этом не подумал.

11 января 2016 | 17:52
  • тип рецензии:

Фильм особенно хорош, если смотреть его, например, после «Манхэттена» 1979 года. Прошло четыре десятка лет, Вуди Алену уже не сорок с небольшим, а восемьдесят; он ничуть не потерял хватку, не отстал от поп-интеллектуальной волны и т.д., но, скорее, приобрел — стал четче и жестче. Бла-бла-контекст выдержан почти образцово: для 2015-ого именно фронда континентальной философии в пику аналитической, Хайдеггер, Ханна Аренд, тоталитаризм, анти-капитализм, активизм, пацифизм, издевательство над нормативной этикой, критика пустоты промышленного производства текстов и пр. — это тот микс, который щекотал вечно дряблые нервишки широкой около-университетской публики на англосаксонской территории (также как в 1970-х это был фрейдизм разного извода, для тогда гораздо более провинциальной Америки). Ну и, по-прежнему, царствует над всеми этими терзающимися душами в стране тел со всё еще обязательно-позитивными интерфейсами — Федор Михайлович Достоевский…

Слабое звено в фильме — это исполнение главной роли — лишь в условно экшн-эпизодах и детектив-стайл диалогах Х. Феникс удачно изображает “проснувшегося/завязавшего алкоголика”, во всех других случаях он явно лишь обозначает указания режиссера про “философа” и “Раскольникова”. Впрочем, ладно — будем считать, что перед нами только внешняя пошло-типичная маска 40-летнего мужчинки, а внутри там прячется соответствующая уникальная бездна; тем более, что на фоне других персонажей из университетской колоды — у него получается-таки изобразить гораздо более сложную “личность”. Э. Стоун же — идеальна — образцово женское в фильме: притяжение, сближение, сочувствие, позыв, мечтания, норма, выживание. Хороши и остальные действующие лица и их исполнители — все на своих местах.

Но все это присказка. Суть не в этом. Суть: Вуди Ален вновь предельно просто поиздевался над всеми. Чью бы сторону зритель на занял — думая, что он выбирает правильную, а все издевательство направленно на противоположную (или сторону “университетских обычный хороших людей”, или сторону “правильной девицы с тонкой душевной организацией”, или сторону “непонятого философа”, или сторону “зрителя-простого-народа, который угорает от проблемок всех этих университетских бездельников”), — это все будет самообманом. Здесь нет никакой правильной стороны. Все — дурачки в нашей все той же человеческой комедии.

1. Вот “непонимаемый-страдающий-философ”.

А штука ведь не в том, что он философ, а потому “смотрит на мир как он есть” и пр. — штука в том, что он плохой философ, а поскольку плохих философов не бывает, а бывает либо философ, либо не философ — перед нами просто нефилософ. А кто? Ну, можно называть его обычным рефлексирующим обывателем: увидевшим “тщету всего” преподавателем, литератором, переживающим “кризис среднего возраста” общественным активистом… да, кем угодно. Он произносит банальности из философского словаря, заманивает молоденькую девицу рассказом о банальных несчастьях своей жизни (таких же, как встречаются в жизни большинства), пишет книгу на предельно банальную для 201х года тему, делает предельно банальные заметки в банальном для него Достоевском, банально стенает о своей банальности, банально ныряя в алкоголь… Слово “банальный” в предыдущем предложении — ни разу не уничижительно. Мы все банальны. Штука в том, чтобы опознать в этой “банальности” смысл и жизнь и сделать шаг дальше. Если же шаг не сделан — то ты не философ, даже если в документе об образовании у тебя написано иначе.

Когда же он изобразил из себя Раскольникова — то в нем взыграла страсть (обрушился шторм гормонов, говоря на “научном” новоязе) и прилепила его к проживаемому здесь и сейчас мгновению, окончательно обломав способность отстранятся и от происходящего, и от себя (что для философа основа всего). Тут и песенки конец. Пустая банальность победила окончательно. (Кстати, банальное замечание — пугать философа пожизненным заключением — в точности как пугать кролика терновым кустом).

2. Вот “прелестная юная душа”.

Сытая, ухоженная, красивая, с регулярным здоровым сексом и разнообразным досугом; прельщенная ролью Сони Мармеладовой спасти хоть какую-то страдающую душу… Но природное здоровье и регулярные тренировки, естественно побеждают. И произнеся обязательную дежурную фразу про «хороший урок», можно вернуться в сытое, теплое, хотя и скучноватое, стойло…

3. Вот все-все остальные — они прелестны в своей пустоте и маскировке. Как образцовые пейзажи и музыка на их званных вечерах. Какой ужас.

4. И вот одна до конца настоящая — нелепая местная нимфоманка-переросток, готовая идти до конца и пошедшая до конца, и в этом порыве вновь раздавленная фарсом жизни…

P.S.

Кому нужны доказательства, что весь фильм — это издевательство над всеми без исключения типажами и соответствующими пафосами эрзац-философов, эрзац-экзистенциалистов, эрзац-интеллектуал-ов/ок etc. — просто послушайте музыку. Как она легка и прекрасна, что бы не происходило на экране…

А еще гляньте на “мотив” нашего эрзац-Расскольникова — он хотел “сделать добро”; не узнать «тварь ли он дрожащая» и пр., а «сделать мир лучше» с помощью маленького усилия. Вот такая «теория малых дел», вот такой активист и волонтер, который “естественным образом” (все согласно современной мифологии активистов и волонтеров) «помогает своими малыми полезными делами прежде всего себе» — получает прекрасную психотерапию.

(Кто хочет, может здесь еще увидеть и издевательство над “супергеройской” линией поп-культуры с ее обязательным условием физической ликвидации злодея личным усилием протагониста и пр.)

И еще мелочь — те, кто по каким-то своим фанатским причинам сожалеет, что с “философом” в исполнении Х. Феникса всё в конце концов случилось так как случилось, — подумайте, что он вообще-то уже убил себя чуть не в самом начале фильма. Как? А так — Вуди Ален заставил его сделать то ли три, то ли четыре выстрела подряд, играя в русскую рулетку, и ему всё сошло с рук, а, точнее, с мозгов. )

07 февраля 2020 | 13:11
  • тип рецензии:

В философском контексте рациональность означает проблему изыскания смысла 'разумности' как предикации какого-либо понятия. Развитие этой проблемы порождает целое дерево вторичных вопросов, без ответов на которые сути проблемы не выяснить. Впрочем, философские вопросы и не ждут конкретного ответа, это не задача по арифметике, и цель у философа не вычислить, чему же, собственно, равны x, y и z, дав единственно правильный ответ, а поделиться своими мыслями и рассуждениями, побудить собеседника к появлению своих собственных идей и мыслей.

Картина периодически отсылает, как прямо, так и косвенно, к работам известных философов, но не пытается нагрузить зрителя анализом категорического императива Канта или разбором феноменологии Гуссерля вместе с экзистенциализмом Хайдеггера.

Сам фильм, с моей точки зрения, касается двух моральных вопросов: романтические отношения между преподавателем и студенткой (этот вопрос вторичен) и оправдано ли 'идеальное' убийство ради благой цели.

Про оправдание убийства и право на силу это к творчеству Ф. М. Достоевского: 'Преступлению и наказанию' и 'Братьям Карамазовым', в первую очередь, и сам Вуди Аллен симпатии к русскому писателю никогда не скрывал. Оба классика, каждый в своей манере, дают понять, что наказание последует за любое преступление, независимо от мотивов преступающего закон.

В силу ряда причин мне ближе и интереснее был первый моральный вопрос. Возможна ли любовь, настоящая химия любви между преподавателем и студенткой с продолжением, то есть созданием крепкой семьи и появлением в ней желанных детей? Говорю сейчас абстрактно, поскольку для двух наших главных героев такой исход был невозможен, исходя из их дикой несхожести. Если Джилл влюбляется в философа, то Эйб, наш иррациональный человек, ничего подобного не испытывает, его из болота уныния вытащила безумная, иррациональная, идея, реализации которой он посвящает себя. Джилл думает, что это ее появление в жизни профессора поспособствовало его возвращению из апатии и состояния потери себя, однако как же она ошибается. Впрочем, говорить о том, что она тоже любит, несколько сложно: любовь девушки рациональна, поскольку, узнав правду, Джилл фактически отступает от Эйба. Актерские работы и у Хоакина Феникса, и у Эммы Стоун получились добротными, пусть и не идеальными.

Так, все же, будут ли аморальными отношения между людьми, статус которых предусматривает дистанцированность и некоторую подчиненность одного человека другому? Вдруг судьба не зря познакомила таким образом двоих людей, и предыдущий опыт не так уж и важен? Весь вопрос даже не в вере в фатализм и предопределенность или уверенность в том, что человек, согласно Цезарю, сам кует свое счастье. Впрочем, как закончил не верящий в судьбу Гай Юлий, знают все.

Так вправе ли человек давать единую гневно отрицательную оценку с позиций заскорузлого консерватизма или иногда стоит дать людям шанс. Вдруг, две половинки встретились таким образом и в мире есть место чуду и вопреки серости будней стоит жить ради света или хотя бы веры в свет? Именно веры - в Бога, в людей, в разум, это не так существенно - Эйбу Лукасу и не хватило.

Картина Вуди Аллена похожа на многослойный пирог, темы которого поданы зрителю мягко и светло, немного грустно, но одновременно слегка иронично. В этом и есть индивидуальный и легко узнаваемый почерк классика, прослеживающийся в его картинах последних лет. 'Иррациональный человек' далеко не шедевр, но лично для меня он стал одной из самых запоминающихся лент 2015 года.

16 августа 2015 | 16:12
  • тип рецензии:

Все «правильные» мальчики скажут после просмотра «Иррационального человека» спасибо дедушке Аллену! За то, что он снял фильм, в который они могут тыкать пальцем и говорить своим сомневающимся подругам: «Вот видишь, до чего твои сомнения могут довести?! Хорошо еще жива осталась! Все равно в итоге, она вернулась к своему парню, он же лучше, и стоило ли уходить?». Но тут мнения могут разделиться. Да, действительно, перед финальными титрами главная героиня подводит итог и делает вывод из всего произошедшего, вполне себе черным по белому, но это не отменяет ни занудности этих мальчиков, ни многослойности произведений режиссера. Просто люди разные и кто сказал, что они должны знать, чего они хотят? Финал двояк и ироничен, и, конечно же, не ставит точки в вопросе: «как надо жить, а как не надо?». Ведь, несмотря на то, что отношения на стороне были связаны с риском для жизни Джилл, не это ли был самый яркий момент ее жизни, о котором она будет вспоминать до конца своих дней? Что точно ясно, так это то, что попытки человека приблизиться к роли Бога и взять в свои руки суд: кому жить, а кому уже хватит, даже при положительном, казалось бы, посыле, ни к чему хорошему не приведут.

Название «Иррациональный человек» стоит воспринимать не как характеристику персонажа Феникса, а как название некого типа человека. Как «homo sapiens» - «человек разумный», так тип людей, которых разбирает и анализирует Аллен уже не одно десятилетие – «человек иррациональный». Иррациональны здесь и Эйб, и его коллега по цеху, а по совместительству любовница и соседка, Рита, и юная Джилл. Все те, кто представляет интерес для зрителя - двигатели драматургии фильма. Всех их по-своему заносит. Кто-то пытается понять, зачем он здесь, кто-то устал от монотонности семейного быта, кто-то этой монотонности боится и пытается сбежать от вступления в нее. Здесь интересна похожесть Риты и Джилл, они как слегка искаженные отражения друг друга: это одна и та же женщина, разница только в возрасте и семейном положении, встреча с Эйбом поменяла их жизнь и поменяла к лучшему. С остальными же все ясно, они рациональны. Они определились по жизни, и таким образом, в глазах режиссера, вышли из нее и присутствуют только в качестве статистов. Актерский состав не вызывает нареканий и отлично справляется с поставленными задачами. Разве что Эмме Стоун больше подходят роли в духе Лесли в «Бёрдмене» Иньяриту, чем милые девочки, которых она играет у Аллена.

Визуально фильм похож на последние, «европейские» ленты режиссера. Снят красиво и качественно. Это не спроста, т. к. оператором на нем был Дариус Хонжи, работающий с Вуди в пятый раз и помимо этого имеющий внушающий уважение список работ («Деликатесы» Жан-Пьера Женне, «Семь» Финчера, «Ускользающая красота» Бертолуччи, «Любовь» Хенеке и это далеко не все… ). Поменялась только тональность. Она стала более тусклой и холодной. Это абсолютно обосновано, поскольку фильм мрачнее по настроению и атмосфере, к примеру, «Полночи в Париже» или «Магии лунного света».

Сравнения с предыдущими фильмами автора неизбежны. Тут вспоминаются «Матч Поинт», «Вики, Кристина, Барселона» и более ранние «Мужья и жены», «Преступления и проступки». Смежная проблематика, вопросы, мучающие персонажей, все это уже было разыграно, правда в других интерьерах и другими лицами. Темы измены, поиска себя, преступления и наказания, мечты и реальности – неоднократно им рассмотрены с разных углов и каждый раз автор заново удивляется сам, удивляет нас и говорит: «Жизнь не постижима!». В процессе просмотра вспоминаешь и другого мамонта кинорежиссуры – Альфреда Хичкока. Криминальная линия, множество цитат, и атмосфера напряжения в ожидании развязки, саспенса, если хотите, отсылает нас прямиком к «Незнакомцам в поезде». Аллен не претендует на новаторство и не рвется с кем-то соревноваться, а проходит вне конкурса, снимая для своего и нашего удовольствия.

Мы получили умное, ироничное, красиво снятое кино, оставляющее после себя желание поразмыслить о жизни и дождаться следующего фильма от Вуди Аллена.

08 января 2016 | 11:19
  • тип рецензии:

Вуди Аллен опять вдарился в свою любимую достоевщину, сделав из своего главного героя – преподавателя философии Эйба Лукаса, сыгранного блестящим Хоакином Фениксом - этакого Раскольникова, а из его спутницы, студентки Джилл, сыгранной действующей музой Аллена очаровательной Эммой Стоун – Сонечку Мармеладову. Естественно, интерпретация, как всегда у Аллена, вышла вольной: Джилл вполне себе приличная девушка, получающая престижную вышку, а не содержит семью за счёт самой древней из всех профессий, а Эйб не такой уже и раскаивающийся грешник, хоть вполне и добитый своим экзистенциальным кризисом и отсутствием жизнелюбия.

Аллен вновь на территории криминального детектива (с лёгким налётом мелодраматичности предыдущей работы «Магия лунного света»), главной особенностью которой является размытость понятий вины и невиновности и необязательность наличия интриги вокруг личности убийцы. Подобно Хичкоковской «Веревке», убийство если и не происходит у нас на глазах, то мы можем проследить его подготовку, и с самого начала знать, кто кого убил. Такой вот открытый во всех отношениях детектив.

Жанр детектива я не сильно котирую, считаю его весьма второсортным, хотя среди них попадаются блестящие фильмы и сериалы, не спорю (в голову сразу приходят «Настоящий детектив» и «Твин Пикс»), однако блестящи они, как правило, при слиянии с разными другими жанрами (к примеру, психологический детектив-триллер).

«Иррациональный человек» это вполне себе Аллен 2000-ых, совмещая в себе и «Матч Поинт», и «Сенсацию», продолжая традиции Хичкока и на каждом шагу цитируя Достоевского. Герой – неврастеник, вечно страдающий от того, что не знает, чего искать, пока жизнь, в которой нет смысла, утекает из-под пальцев. Типично и очень по-алленовски.

Только вот данная картина, как по мне, оказалась даже слабее легкомысленной «Магии лунного света», хотя бы потому что все герои получились до жути поверхностными, почти карикатурными. Диалоги неслись, не неся в себе никакой цельной информации: выхваченные из контекста суждения о Канте, Кьеркегоре, Сартр, пустые разговоры, дежурные фразы и т.д. А главное – чертовски мало юмора, знаменитого фирменного юмора. Изящные и остроумные сценарии, которыми так славится старина Вуди и которые я в нём так ценю, в «Иррациональном человеке» просто как в Лету канули. Может быть потому что маэстро намеревался снять драму, но и тут в силу своей лёгкости (я бы сказала даже легковесности) не преуспел.

Среди хорошего можно отметить неизменно хороший саундтрек. Аллен известен своей любовью к джазо-блюзовой музыке, и тут она, кстати-некстати, но звучала всё время. Актёрский состав в лице всеми обожаемого ныне Хоакина Феникса (честно, не разделяю этой истерии среди киноманов), прекрасной Эммы Стоун (её красоте и харизме уже давно пора писать песни) и королевы американского инди-кино Паркер Поэзи выдался божественно гармоничным, лучше и не пожелаешь.

Честно сказать, я люблю Вуди Аллена. И не только классического Вуди, я без ума и от его поздних работ («Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже» и «Жасмин» выдались, к примеру, блестящими). И я вполне понимаю, что при его возрасте, снимая по минимум картине в год, может выйти нечто среднее. Доказывать Аллену действительно уже нечего. Он взял все свои вышины и не раз. И все равно упорно каждую его картину встречают с возгласом 'Не лучший фильм у Вуди Аллена». Да он, похоже, и не стремится к тому лучшему фильму – снимает, как снимается, и, как сам он выражается, чтобы отвлечь себя от мысли о смерти, которая всё равно настанет и заберёт тебя и всё, что ты делал, в небытие. Забавный он.

7 из 10

14 августа 2015 | 22:55
  • тип рецензии:

«Иррациональный человек» неспешный разговорный детектив с философскими тезисами Канта и Шопенгауэра, деликатная вещица, подобно бутылке крепкого виски, приятно опьянит своей красотой диалогов, особенно озвученными мыслями главных лиц. Коими тут являются обаятельный, но потрёпанный житьём, профессор Эйб Лукас (Хоакин Феникс) и его спутница, зеленоглазая студентка Джилл Поллард (Эмма Стоун).

Ведущие беседы о творчестве Достоевского и не только, они будут вовлечены в историю, связанную убийством. Вся история, чем-то напоминает произведение классика русской литературы, что не удивительно Вуди Аллен часто обращался в сторону творчества создателя «Преступление и Наказание», и здесь он решил вновь вернутся к своим истокам.

Поклонники Аллена, точно заметят повторение Вуди, но думаю, в хорошем смысле слова. Аллен не ошибся с кастингом, местом съёмок и самим настроением, в которое он удачно попал на сегодня, некое такое «бабье лето» c остротой и добротным финалом, увидеть его в холодный зимний вечер, обнимая кружку горячего кофе, будет действительно приятно и интересно.

Честно сказать недолюбливаю Вуди, однако 'Иррациональный человек' мне понравился.

29 декабря 2015 | 01:58
  • тип рецензии:

Вуди Аллен не нарушая традиции снимать одну картину в год, явил свету свою новую интеллектуальную притчу название которой «Иррациональный человек». С каждым годом ожидания к этому режиссёру становятся всё скромнее, Аллен уже давно перестал удивлять нас, зато по прежнему, спустя десятки лет он остался верен своему стилю, качеству съёмки, искромётному юмору и присущей только одному ему лёгкости.

Сюжет, да и структура фильма очень напоминает, а местами и прямо цитирует его более ранние картины («Преступления и проступки», «Загадочное убийство в Манхэттэне»). Если рассматривать работы режиссёра 00-х годов, то, пожалуй, именно «Иррациональный человек» наиболее всего напоминает того самого 'классического' Вуди Аллена. В фильме соблюдены все каноны режиссёра: любовная история, убийство, смешной конец. Большая часть сюжета предсказуема, но простить Аллена можно, ну не реально каждым новым фильмом удивлять зрителя. На самом же деле, «Иррациональный человек» - остроумный и местами даже очень смешной фильм.

Хоакин Феникс в одном из интервью говорил, что мечтал сняться у Вуди Аллена, ну что ж, получается его мечта осуществилась. В целом, актёр сыграл хорошо, другого я и не ждал от него. На данный момент Феникс один из лучших актёров в мире. Эмма Стоун - это лучезарное солнышко. Уже второй раз она снимается у Аллена. В этом фильме она чертовски обворожительна, привлекательна и как всегда заряжена позитивом. Только мне кажется, что Эмма внешне чем-то напоминает бывшую жену Аллена Мию Фэрроу?

В целом, фильм оставил приятное послевкусие, не зря сходил в кино, получил порцию позитива, отдохнул во время просмотра, где-то даже призадумался. «Иррациональный человек» - далеко не лучший фильм Вуди Аленна, но и в категорию худших работ его отнести нельзя. Это сто процентный середняк. Ничего удивительного я не увидел, но зато снова вспомнил старого доброго 'классического' Вуди Аллена.



P. S.

Кстати говоря, зал в конце наградил картину Аллена порцией аплодисментов.

7 из 10

22 августа 2015 | 21:38
  • тип рецензии:

Григорию Потёмкину нередко приписывают фразу, которую он якобы сказал Фонвизину в 1782 году, после премьеры пьесы «Недоросль»: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Достоверность этой цитаты может вызывать многие сомнения, зато другую фразу, противоположной формы, но того же смысла, несомненно, повторяют миллионы кинолюбителей по всему миру… «Аллен, живи вечно!».

В этом году неподражаемому Аллену исполнится восемьдесят. Невысокий очкарик с трогательными чертами лица, он уже давно воздвиг себе огромный нерукотворный памятник – и несколько небольших, рукотворных, ему при жизни поставили благодарные зрители: от Овьедо до Калининграда. За плечами маленького великого человека – книги, ставшие классикой американской литературы, постановки, ставшие классикой американского театра и, наконец, сорок пять полнометражных фильмов, многие из которых не только вошли в классику американского кино, но и пополнили золо… алмазный фонд всего мирового кинематографа.

Фильмография Вуди Аллена обширна, классифицировать её можно по многим признакам. По десятилетиям: от конца 1960-х до настоящего времени; по жанрам (среди которых – изобретённая Алленом «интеллектуальная комедия»); по месту действия: нью-йоркский период, европейский период… и так далее. Каждый отыщет «своего» Вуди Аллена. Для меня «тот самый Аллен» – это серия многослойных психологических лент, снятых в 1970-1990-е годы, сюжет которых развивается в чарующих декорациях Нью-Йорка: «Энни Холл», «Манхэттен», «Ханна и её сёстры», «Преступления и проступки», «Мужья и жёны», «Знаменитость» и другие. При этом я безмерно ценю многие работы Аллена, которые про себя называю «апокрифами»: по-бергмановски суровые «Интерьеры»; «Звёздные воспоминания» – алленовская переработка «8 1/2 » Федерико Феллини; «Тени и туман» – лента в стиле Фридриха Вильгельма Мурнау; гимн всем любителям кино под названием «Пурпурная роза Каира»; псевдодокументальный «Зелиг» и прочие.

Увы, не одну работу Аллена хочется вычеркнуть из памяти – как не оправдавшую высоких ожиданий, сопровождающих просмотр любой алленовской картины. Слыша от других признания в нелюбви к Вуди Аллену, всегда довольно точно представляешь себе, какие именно неудачные фильмы смотрел собеседник. И какие – не просто удачные! – к большому сожалению, не смотрел.

Несмотря на случающиеся разочарования, каждый новый фильм Вуди Аллена – это событие, которое ждёшь, словно собственный день рождения. Это праздник, который, не имея конкретной даты, наступает каждый год. Задумавшись ещё несколько десятилетий назад о смерти, испугавшись неизбежного конца, Аллен направил страх в русло творчества, пустился наперегонки со временем – и начиная с 1977 года он ни разу не выпускал менее одной картины в год, стремясь успеть за свою жизнь как можно больше. В этом году праздник наступил 13 августа, когда в российский прокат вышел новый фильм «Иррациональный человек».

Эйб Лукас – профессор философии и человек средних лет, находящийся в глубоком экзистенциальном кризисе – приезжает на лето в колледж, дабы преподавать этику – дисциплину, к которой он уже сам почти потерял интерес. В колледже у Лукаса, лишённого вкуса и самого ощущения жизни, завяжется одновременно два романа – с коллегой, стремящейся уйти от скучного мужа, и молодой студенткой, уже встречающейся с преданным ей молодым человеком, но очарованной томной тоской главного героя. Обе попытаются по-своему вытянуть Лукаса из безбрежного болота, в которое превратилась его жизнь. Однако возродить зачахшую душу, вернуть Лукасу радость бытия окажется в силах не женщина, а совершённый им самим Поступок. И это будет не подвиг, а нечто абсолютно безнравственное. Как ни парадоксально, но именно тягчайшее из преступлений вернёт преподавателю этики духовное равновесие и жизненные силы, даст мощнейший позитивный импульс.

Этические проблемы, связанные с лишением человеком человека жизни, были затронуты в таких работах Вуди Аллена, как «Преступления и проступки», «Матч Пойнт», «Мечта Кассандры». Герои этих фильмов, переступая черту, погружаются в терзания, начинают задаваться вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею?» И, не способные подавить в себе человеческое, голос совести, суеверный страх перед Высшими силами, – отвечают: «Тварь!». При этом не обязательно за преступлением следует реальное наказание.

Новизна «Иррационального человека» по отношению к другим картинам Аллена заключается в том, что впервые новоиспечённый Раскольников заключает – «Имею право!». Убийство не выбивает героя из колеи, а, напротив, ставит всё на свои места. По крайней мере, так поначалу кажется…

Злодеяние и тянущийся за ним шлейф последствий вместе с несколькими любовными линиями запутываются в фильме в сложнопереплетённый клубок. «Иррациональный человек» держит в напряжении, каждую минуту ты, как зритель, пытаешься просчитать, куда приведут сюжетные нити, каков будет исход. В по-настоящему непредсказуемом финале режиссёр разрубает Гордиев узел – делает это неожиданным образом… однако без должного изящества. Финальный сюжетный поворот оказывается внезапным и при этом несколько разочаровывающим.

Новый фильм Аллена хорош, интересен, красив, он поистине захватывающий и по-алленовски стильный, однако местами в нём чувствуется, что у семидесятидевятилетнего мэтра режиссёрская хватка слабеет.

Для лучших работ Аллена характерна многогранность, но в «Иррациональном человеке» тема преступления оттесняет прочие – например, интересная проблема двух параллельных романов главного героя остаётся без должной проработки. Персонажи ведут диалоги, поминая всуе всевозможных философов, но этим беседам не хватает глубины, ощущается некоторая поверхностность. Повторюсь: «Иррациональный человек» – интересное и стильное кино – само по себе, но оно страдает от сравнения с более крепкими работами Аллена.

Если же оценивать «Иррационального человека» по меркам не авторского, а массового кино, которое зритель привык смотреть вприкуску с поп-корном, то, безусловно, фильм становится эталоном – он в меру развлекательный, в меру вдумчивый, нетривиальный, прекрасно сыгранный и качественно поставленный. Да, Вуди Аллен уже не снимает так, как он снимал когда-то. Но и сейчас никто не снимает так, как это делает Аллен. Планка опустилась везде и у всех, Аллен в этих условиях остаётся вершиной, возвышающейся над общей массой. Настоящей глыбой – самобытной и неповторимой. Вот бы стоять ей вечно!

Вместо послесловия – персональные наблюдения. Зная, что «Иррационального человека» неизбежно будут сравнивать с «Матч Пойнтом», Вуди Аллен оставляет множество отсылок к этому фильму (пояснять не буду, дабы не было спойлеров). Это томик «Преступления и наказания» с пометками главного героя, надежда Лукаса на то, что его преступление «повесят» на какого-нибудь бродягу, постоянные разговоры персонажей об отъезде в Лондон… Любопытно, что в фильмах Вуди Аллена Лондон ассоциируется с убийством. В «Преступлениях и проступках» также были разговоры о Лондоне, к тому же в конце именно в этом городе наступает неблагоприятная развязка для героя, роль которого исполнил сам Аллен. В лентах «Матч Пойнт», «Сенсация» и «Мечта Кассандры» убийства происходят непосредственно в британской столице. Как и многие другие великие режиссёры, Вуди Аллен создал собственный киноязык: словно буквы в словах, он чередует в своих работах определённые образы – джаз, цирк, писатель в творческом кризисе, Нью-Йорк, Лондон…

7,5 из 10

26 августа 2015 | 14:13
  • тип рецензии:

Завязка

Доктор Эйб Линкольн давно не чувствовал себя живым. Всю свою молодость он трудился с полной отдачей, постоянно пытаясь сделать мир лучше, и к началу фильма мы видим порядком настрадавшегося и глубоко циничного человека. Постоянно пьющего к тому же.

И существовать бы Эйбу дальше с чувством разочарования во всем окружающем, включая себя самого, если бы он не приехал на лето преподавать в небольшой колледж Брейлин. Там он встречает двух женщин. Немолодая уже Рита несчастна в браке и вбила себе в голову, что Эйб ее путевка в более захватывающую жизнь. Джилл – его лучшая студентка, которую привлекает острый ум Эйба, а его депрессивные взгляды на бытие рождают в жизнелюбивой девушке протест и желание переубедить профессора.

Однажды они с Джилл подслушивают в кафе разговор, который помогает Эйбу поверить, что он что-то еще может изменить в мире. Но вот в какую сторону, и как это отразится на нем самом и окружающих – это предугадать нельзя.

Персонажи

У Хоакина Феникса была очень непростая роль. Когда-то Эйб Лукас был идеалистом, трудолюбивым мечтателем и смотрел на мир, веря, что в нем можно что-то изменить. Его любили женщины, и ему способствовал успех. До нас главный герой доходит горьким и лишенным иллюзий, но ни интеллект, ни обаяние никуда не делись. Феникс справляется прекрасно: его Эйб абсолютно естественен, и его история захватывает от начала и до конца.

Эмма Стоун в роли Джилл очень хороша. Она и в 'Человеке-пауке' смогла показать вполне интересную героиню, а тут уж у нее были все возможности развернуться. Ее Джилл – умная, в меру импульсивная, легкомысленная и наивная девушка, которая уверена, что знает, что правильно для нее и окружающих. Когда она сталкивается с депрессивным опытом Эйба, девушка начинает пытаться как-то интегрировать его в свою жизненную позицию. Непростая героина проходит через непростые времена, и Эмма Стоун играет это отлично.

Остальные актеры занимают на экране совсем мало времени. Паркер Поузи показала уставшую от однообразия и бесперспективности женщину, единственным утешением которой остаются романы с половиной городка. Парень и друзья Джилл дают зрителю возможность посмотреть на происходящие события взглядом людей, не вовлеченных эмоционально. Все на своих местах.

Впечатления

Сразу скажу, я не фанат Вуди Аллена. Мне нравятся его фильмы, но слишком уж часто в них все актеры играют типичного героя Вуди – ироничного неврастеника, гонящегося, но не успевающего за временем. И слишком часто выводы из просмотренного просты как пень.

'Иррациональный человек' – это нечто другое. Только ленивый не сравнивал этот фильм с 'Преступлением и наказанием', но, конечно, это не оно. Сюжет другой, герои самобытные, слишком много иронии и юмора и слишком мало морали. Разбирать русскую классику здесь не будем, но там выводы были гораздо более однозначные.

Фильм построен на столкновении цинично-аналитического и жизнелюбиво-интуитивного миров Эйба и Джилл, из-за чего все держится на актерах и сценарии. К счастью, Хоакин Феникс и Эмма Стоун играют просто прекрасно, а Вуди Аллен держит зрителя в напряжении весь фильм хорошим сюжетом, естественными диалогами и бодрым темпом повествования.

Технически кино снято хорошо: интересные кадры, нет трясущейся камеры, ненавязчивый и хорошо подобранный саундтрек.

Выводы

'Иррациональный человек' – кино, почти полностью вращающееся вокруг вопроса смысла жизни: как отдельных людей, так и человечества. Кино качественно написанное, сыгранное и снятое, без однозначной морали или однобоких героев. Если вам нравятся картины такого плана, рекомендую.

9 из 10

22 августа 2015 | 08:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: