Хочу сказать, что с творчеством Вуди Аллена не сильно хорошо знакома, смотрела лишь последние его работы, поэтому не знала точно чего ожидать от фильма.
Когда я садилась смотреть 'Иррациональный человек', я не была настроена на серьезный, заставляющий копаться в себе, фильм, он и оправдал мои ожидания. Режиссер поднял много проблемных тем, и мне действительно было интересно смотреть на иx реализацию в фильме, но все это было показано так, будто проходит мимо тебя, ты просто сидишь на диване и смотришь красивую картинку с приятным саундтреком. Смотрится весь фильм легко и приятно, что меня насторожило, так как поднятая в нем тема 'преступления и наказания' не должна быть такой.
Данная картина мне понравилась, но чего-то в ней не хватает, наверное, хотелось, чтобы режиссер немного больше отступил от привычного нам сюжета 'Преступления и наказания', по крайней мере главный герой вышел слишком простым. Главная героиня, в исполнении Эммы Стоун, вышла интересней и более 'живой'. Наверное, в этом и была задумка режиссера.
В итоге, могу поставить 7 из 10, и это достаточно высокая оценка для этого фильма.
В идеалистической философии 'иррациональный' значит не постигаемый разумом. Герой Хоакина Феникса действительно 'не постигаем', его поступки непонятны и неоднозначны. Работая преподавателем философии в университете и одновременно занимаясь написанием книги про нацистов (а другую книгу он и не может писать априори, потому что Эйб Лукас - это в очередной раз альтер-эго Вуди), он успевает попивать коньяк из фляжки и посещать светские вечера, непроизвольно охмуряя всех женщин в радиусе пяти метров.
Его очаровательность выражается в неопрятном виде, потухшем взгляде и в тяжеловесных размышлениях. Вуди Аллен снова и снова говорит свои мысли, используя Эйба Лукаса, он как чревовещатель, управляющий куклой. Мы могли бы простить такую оплошность трудолюбивому гению, если бы не всего его фильмы за последнее время - это повторение того, что он снял до начала 00-ых.
Вуди смешивает мелодраму и детектив, но не связывает их так, чтобы все выглядело гармонично. Действия совершаются чересчур быстро, зритель не может понять, почему вдруг Эйб решается на это убийство, нет предыстории героя. Неужели так повлияло самоубийство его матери? Или это увлечение философией? Нет, ему просто хочется разнообразить свою жизнь. Ему скучно, плохо - а убийство излечивает его душевные раны.
Но на самом деле, Эйб - это любитель поиграть в русскую рулетку. Ему хочется испытать судьбу и дойти до грани своих способностей. Смогу я убить? Поймают ли меня? Смогу ли я убить снова? Такая мотивация довольно примитивна, если сравнивать ее с мотивацией главного героя 'Преступления и наказания' Достоевского - Родиона Раскольникова. Он мотивировался проверкой своей теории о незначительности некоторых людей. Разделяя их на великих и нет, вошь или человек?
Эйб явно причислил себя к тем, кто способен убить во благо человечества.
Эмма Стоун, которая исполнила роль прототипа Сонечки Мармеладовой, совсем не похожа на ту, кто пишет лучшие работы на уроках философии. И здесь Вуди снова использует уже сыгранную сцену из 'Мужья и жены', там ученица также писала великолепные работы и постепенно влюблялась в своего преподавателя, а он хвалил ее за все, что бы она не написала. Сама актриса разочаровывает своей актерской игрой после 'Бердмэна', невозможно прочувствовать их связь с Хоакином, который даже и не выражает своей любви к ней.
Музыка в фильме отталкивающая, она срабатывает в первой части, в части мелодрамы, но в детективной звучит нелепо и не 'в тему'. В фильме, безусловно, есть множество великолепных кадров, в чем состоит заслуга оператора. Хоакину даже не приходится играть своего персонажа, потому что его внешний вид и повадки в реальной жизни полностью соответствуют Эйбу, несколько раз он включает актерскую игру так, как делал это в 'Мастере' и именно на таких моментах - его взгляд завораживает, взгляд безумца.
Фильм, конечно, заслуживает просмотра, но только ради продолжения общения с Вуди Алленом. Общения, где собеседник повторяет тебе одно и то же, словно разговаривает с умственно отсталым. Вуди не стесняется несколько раз кинуть нам в лицо книгой Достоевского, словно его зрители настолько тупы, что не способны увидеть связи между произведением и фильмом.
'Иррациональный человек' привлек мое внимание как актерским составом так и кратким описанием сюжета. И судя по прочитанному, мной ожидалась закрученная и абсолютно свежая история про человека ищущего смысл жизни.
На самом же деле, сюжет фильма опирается на известный и гениальный роман Федора Михайловича Достоевского 'Преступление и наказание', что в принципе и не скрывается, поскольку в фильме упоминается и сам автор и его роман. Только вот воплощение глубокой мысли Достоевского в современность, да еще на американский лад, получилась хоть и забавной и даже интересной но без драматизма, без вдумчивости в сам факт совершенного преступления.
Главный герой в начале фильма преподносится как кто то совершенно особенный, симпатичный и необычный, а в фильме можно видеть обрюзгшего мужчину средних лет в депрессии, который только пьет и спит с женщинами. И его радикальный поступок здесь показан как что то само собой разумеющееся, нет какого то трепета и переживания как при прочтении известного романа. Да сама ситуации кажется абсурдной и нереалистичной, наигранной что ли.
Но несмотря на все недостатки нельзя отрицать харизму и актерский талант Хоакина Феникса. Перевоплощение далось ему убедительно, даже убедительнее самого фильма.
Закрывая глаза на то что попытка приблизится к гению Достоевского не такая удачная, фильм вышел вполне логичным и местами иронично комичным, хоть и нереалистичным. Концовка оказалась радикально противоположной ожиданиям. Смотреть стоит хотя бы из за хорошей игры актеров, ироничность, и музыку.
Абсолютно не новый расклад для Вуди Аллена, когда его главный персонаж попадает в заваруху и решает кого-то прикончить. Но с совсем другим прологом, который стоит признать весьма привлекательный, в большей степени из-за отменной гармонии в одном кадре актеров Хоакина Феникса и Эммы Стоун.
Курьезный преподаватель философии, находящийся в депрессии и в поисках самого себя, прибывает в новый колледж на работу. Слава об преподавателе распространилась очевидно давным-давно, и наш злой гений буквально проходит по красной дорожке по своему прибытию. Женщины-коллеги визжат от восторга, молодые студентки просто не отводят глаз.
Как это принято для Вуди Аллена, его фильм смотрится очень легко и ненавязчиво, местами цепляющий умными диалогами, иногда вызывает смех находчивым юмором. Эмма Стоун сыграла практически отменно, единственное, что не удалось познать зрителю, так это всю глубину персонажа Феникса.
Точнее на нем сосредоточено много времени, однако фильм разбит на две части, в которых главный герой предстает в абсолютно противоположных образах. «Иррациональный человек» - хороший выбор для просмотра, даже если Вуди Аллен себе не изменяет в режиссуре, этот фильм все-равно отличается историей и своими персонажами.
Больше всего меня поражает то, что фильмы Вуди Аллена не опускаются ниже определённой планки. Даже в самые плохие времена для его творчества, кинокартины не бывают плохими. Они придерживаются одного уровня, за что режиссёру стоит сказать отдельное 'мерси'.
'Иррациональный человек' - некое переосмысление Достоевского. Эта история рассказывает о том, что нельзя по собственному желанию отнимать чью-то жизнь, ведь мы не боги, мы просто люди. Сюжет фильма довольно размеренный и очевидный. Из всех твистов лишь один оказался для меня неожиданным, а так концовка была предсказуемой. И всё же этот фильм оказался приятным и лёгким. Этот рассказ о кризисе среднего возраста не давил на душу, но всё же заставлял переживать за судьбы персонажей.
Как бы там не было, Хоакин Феникс для меня погас на фоне Эммы Стоун. Всё чаще и чаще я убеждаюсь в том, что она - моя любимая актриса, потому что Эмма играет на удивление правдоподобно. Она не корчит дурацкие гримасы, а остаётся настоящим человеком, который всяческим образом притягивает к себе взор. Её героиня зачастую была несколько раздражающая, и её мотивация не всегда была понятна, но сама актриса справилась на 'ура'. Если говорить о Хоакине, то он был далеко не так ярок. Но мне определённо точно понравился его герой. Противоречивый мужчина, страдающий кризисом среднего возраста и размышляющий о великом. Просто прекрасно.
Стоит отметить, что фильм снят в стили мистера Аллена. Закадровый голос, романтическая линия и приятная взгляду картинка. Это всё составляет общее впечатление о фильме, которое оказалось очень даже неплохим.
'Иррациональный человек' - хороший фильм, но определённо точно не лучший в карьере Вуди Аллена. В любом случае, рекомендую к просмотру, потому что он не давит на зрителя и, на мой взгляд, является неплохим времяпровождением для одного-двух вечеров.
Всегда актуальный вопрос Достоевского «тварь ли я дрожащая или право имею» вновь поднят Вуди Алленом и взят за основу сюжета этого фильма. Только теперь мы наблюдаем не за студентом, а за профессором философии (прототипом Раскольникова), который потерял всяческий вкус к жизни, оставшись наедине со своим миром фантазий, полным философской чепухи, совсем отстранившись от реальной жизни, «в которой есть место алчности, ненависти, геноциду». В этой фразе преподавателя, произнесенной на одной из лекций, видится пессимистично-реалистичное восприятие мира, в котором можно жить только, давая волю свои порокам. Все прочие способы восприятия мира сквозь призмы утопических философских теорий, в которых, например, нет места лжи, не позволят прочувствовать собственное бытие, отличное от других людей, которые придерживаясь морали, испытывают страх перед свободой выбора и действия.
Жизнь Эйба Лукаса, больше не интересная ему самому, становится объектом всех фантазий и мыслей его студентки Джилл, которая кроме всего прочего мечтает ему помочь вернуть интерес к жизни, забыв про близких людей, которым она нужна гораздо больше. Помочь человеку, зацикленному на мыслях о своей ничтожности и месте в этом мире, то есть зацикленному на себе, как правило, невозможно. В фильме есть множество отсылок к фразам известных экзистенциалистов, в том числе о том, что смысл в своей жизни мы придумываем сами. И другая запомнившаяся мне фраза: «Пока не достигнешь самого дна, перемен не жди».
И вот, находясь на самом дне своего существования, Эйб обретает смысл в жизни, решаясь помочь незнакомой женщине способом, опробованным Раскольником, - убить несправедливого судью, являющегося одной из раковых клеток человечества. И, о чудо, идеальное преступление совершено, задуманное доведено до конца, жизнь вновь радует.
И если зритель – рациональный человек, то радости за Эйба и его цветущую жизнь совсем не возникает. В финале фильма происходит расхождение сюжета с романом Достоевского. Наказание приходит, но не в виде мук совести. Поэтому и наказание более суровое, без смягчения приговора.
Вот такая жизнь несправедливая штука оказалась. Когда жить не хочется – приходится терпеть, а когда не хочется умирать. .
Для меня это четвертый фильм Вуди Аллена. Большим количеством отсылок к великим писателям и философам напомнил другое творение режиссера – Любовь и смерть. При этом нет загруженности и сложности восприятия, напротив, фильм легко смотрится, но и вызывает пищу для размышлений.
P.S. Моя нелепая рецензия, как и книга Эйба о Хайдеггере, ни на йоту не изменит этот мир, но пусть существует.
Эйб Лукас (Хоакин Феникс) - преподаватель философии, который потерял смысл жизни. Он решает сменить обстановку и приезжает работать в колледж, где знакомится с коллегой Ритой (Паркер Поузи) и очаровательной студенткой Джилл (Эмма Стоун). Он всячески старается не ввязываться в отношения с женщинами. Но одна устала от мужа и повседневности, а другая - просто ищет приключений и считает, что влюблена в амбициозного преподавателя. Все идет как нельзя лучше, Эйб успевает уделять внимание обеим, пока однажды он не слышит разговор в кафе, в котором женщина обвиняет местного судью в непрофессионализме, некомпетентности и взяточничестве. Эйб, опираясь на работы таких известных философов, как Хайдеггер, Кьеркегор и его любимый Достоевский, решает, что вполне имеет право сделать этот мир лучше, избавив его от таких негодяев, как судья. Он хочет на себе испытать суть экзистенциализма. Именно этой философской теме посвящен фильм.
Вуди Аллен уже давно не скрывает, что работы Ф. М. Достоевского являются для его гения источником вдохновения. 'Иррациональный человек' же весь пронизан идеями русского писателя. 'Тварь дрожащая иль право имею?' - вот основной вопрос, который мучает главного героя и который лишает его всяческого раскаяния. Эйб Лукас - своеобразный Раскольников XXI века. Безусловно, картина - это не только размышления на философскую тему. Есть здесь и две прекрасные и милые любовные линии. Обе девушки догадываются и даже знают о поступках Эйба, но только вот Рита готова бросить все и закрыть на все глаза и уехать с симпатичным учителем в Испанию, о которой давно мечтала, а Джилл - еще совсем юная и неопытная - не может понять хладнокровие своего некогда кумира и уговаривает его одуматься.
Шедевром данную картину назвать нельзя, но все фильмы Аллена - это нечто особенное, имеющее свою непосредственность, сентиментальность, мораль и философскую подоплеку. Особенно это касается последних работ режиссера - 'Иррациональный человек', 'Магия лунного света' и 'Полночь в Париже'. Все фильмы, надо отметить, смотрятся на одном дыхании.
Новая муза Вуди - Эмма Стоун снова неподражаема, она очень разноплановая талантливая актриса, которая давно доказала, что она сильна не только в комедийном жанре. Ее Джилл - несколько наивная, но при этом умная девушка - некий камертон переживаний для Эйба. Хоакин Феникс замечательно вжился в роль в преподавателя кафедры философии, еще одна хорошая роль в его копилку. Имя Паркер Поузи мне было не слишком известно, но она неплохо сыграла несколько суматошную и измученную бытом Риту.
На тему произведений Достоевского можно снимать много. 'Иррациональный человек' - очередная зарисовка на эту тему. Почему зарисовка? Да потому, что фильм очень легкий, летний, незамысловатый, на первый взгляд, но с большим полем для размышлений, как и всегда в картинах талантливого и ни на кого не похожего Вуди Аллена. Замечательная игра актеров, милая атмосфера и не слишком банальный сюжет делают фильм прекрасным украшением летнего кинопроката.
Все «правильные» мальчики скажут после просмотра «Иррационального человека» спасибо дедушке Аллену! За то, что он снял фильм, в который они могут тыкать пальцем и говорить своим сомневающимся подругам: «Вот видишь, до чего твои сомнения могут довести?! Хорошо еще жива осталась! Все равно в итоге, она вернулась к своему парню, он же лучше, и стоило ли уходить?». Но тут мнения могут разделиться. Да, действительно, перед финальными титрами главная героиня подводит итог и делает вывод из всего произошедшего, вполне себе черным по белому, но это не отменяет ни занудности этих мальчиков, ни многослойности произведений режиссера. Просто люди разные и кто сказал, что они должны знать, чего они хотят? Финал двояк и ироничен, и, конечно же, не ставит точки в вопросе: «как надо жить, а как не надо?». Ведь, несмотря на то, что отношения на стороне были связаны с риском для жизни Джилл, не это ли был самый яркий момент ее жизни, о котором она будет вспоминать до конца своих дней? Что точно ясно, так это то, что попытки человека приблизиться к роли Бога и взять в свои руки суд: кому жить, а кому уже хватит, даже при положительном, казалось бы, посыле, ни к чему хорошему не приведут.
Название «Иррациональный человек» стоит воспринимать не как характеристику персонажа Феникса, а как название некого типа человека. Как «homo sapiens» - «человек разумный», так тип людей, которых разбирает и анализирует Аллен уже не одно десятилетие – «человек иррациональный». Иррациональны здесь и Эйб, и его коллега по цеху, а по совместительству любовница и соседка, Рита, и юная Джилл. Все те, кто представляет интерес для зрителя - двигатели драматургии фильма. Всех их по-своему заносит. Кто-то пытается понять, зачем он здесь, кто-то устал от монотонности семейного быта, кто-то этой монотонности боится и пытается сбежать от вступления в нее. Здесь интересна похожесть Риты и Джилл, они как слегка искаженные отражения друг друга: это одна и та же женщина, разница только в возрасте и семейном положении, встреча с Эйбом поменяла их жизнь и поменяла к лучшему. С остальными же все ясно, они рациональны. Они определились по жизни, и таким образом, в глазах режиссера, вышли из нее и присутствуют только в качестве статистов. Актерский состав не вызывает нареканий и отлично справляется с поставленными задачами. Разве что Эмме Стоун больше подходят роли в духе Лесли в «Бёрдмене» Иньяриту, чем милые девочки, которых она играет у Аллена.
Визуально фильм похож на последние, «европейские» ленты режиссера. Снят красиво и качественно. Это не спроста, т. к. оператором на нем был Дариус Хонжи, работающий с Вуди в пятый раз и помимо этого имеющий внушающий уважение список работ («Деликатесы» Жан-Пьера Женне, «Семь» Финчера, «Ускользающая красота» Бертолуччи, «Любовь» Хенеке и это далеко не все… ). Поменялась только тональность. Она стала более тусклой и холодной. Это абсолютно обосновано, поскольку фильм мрачнее по настроению и атмосфере, к примеру, «Полночи в Париже» или «Магии лунного света».
Сравнения с предыдущими фильмами автора неизбежны. Тут вспоминаются «Матч Поинт», «Вики, Кристина, Барселона» и более ранние «Мужья и жены», «Преступления и проступки». Смежная проблематика, вопросы, мучающие персонажей, все это уже было разыграно, правда в других интерьерах и другими лицами. Темы измены, поиска себя, преступления и наказания, мечты и реальности – неоднократно им рассмотрены с разных углов и каждый раз автор заново удивляется сам, удивляет нас и говорит: «Жизнь не постижима!». В процессе просмотра вспоминаешь и другого мамонта кинорежиссуры – Альфреда Хичкока. Криминальная линия, множество цитат, и атмосфера напряжения в ожидании развязки, саспенса, если хотите, отсылает нас прямиком к «Незнакомцам в поезде». Аллен не претендует на новаторство и не рвется с кем-то соревноваться, а проходит вне конкурса, снимая для своего и нашего удовольствия.
Мы получили умное, ироничное, красиво снятое кино, оставляющее после себя желание поразмыслить о жизни и дождаться следующего фильма от Вуди Аллена.
Философия - это наука, которая учит нас познанию мира, и довольно часто спотыкается при встрече с реальностью. Сложно точно сказать, чем руководствовался Вуди Аллен, но в результате получилась картина, которая наглядно показывает, как иногда бывают беспомощны философские рассуждения в реальной жизни.
Фильм начинается с приезда главного героя для преподавания этики на философском факультете. Эйб Лукас (Хоакин Феникс) предстает уверенным, имеющим солидный багаж за спиной, человеком, который имеет немалое обаяние на женский пол, но по мере знакомства с персонажем, становится заметно, что он не может противостоять ни алкоголизму, ни ожирению, ни импотенции, а любовь к жизни проявляется игрой в русскую рулетку на студенческой вечиринке. Главная женская роль отведена Эмме Стоун, которая играет целеустремленную девушку Джилл, влюбленную в своего преподавателя, и пытающуюся найти в Эйбе, того чего не может найти в своих сверстниках.
Для более глубокого отображения персонажей, в фильме каждому из них предоставлен выбор своей пары. Эйб выбирает между умной студенткой, разделяющей его взгляды, и своей коллегой, чья 'страсть к любви и похоти оказалась заразной'. Джилл же пытается сделать выбор между преподавателем, с которым ей интересно общаться и проводить время и своим парнем 'чудесным, но каким-то бескрылым по сравнению с Эйбом'.
Переломным моментом фильма является решение Эйба овершить убийство, и найдя подходящий, по его собственному мнению, предлог в виде подслушаного разговора в баре, он начинает задумываться над его реализацией...
Наблюдать за происходящем на экране действительно интересно. Интересный сюжет, интересны персонажи, да и принципе в фильме достаточно адекватный взгляд на формирование отношений между людьми, на черты характера людей, которые при определенных условиях могут вызывать восторг и восхищение, а при других, - раздражение и непонимание.
Для большего восприятия повествование в фильме ведётся как от лица Эйба, так и от лица Джилл, благодаря чему можно проследить как мысли влияют на поступки, а поступки вызывают последствия.
P.S. Редко обращаю внимание, на музыкальное сопровождение в фильме, но здесь музыка действительно пришлась по вкусу)
Данная кинокартина классическая Алленовская: здесь мы увидим ещё одного скучающего интеллектуала, у которого очередной приступ экзистенциального кризиса. Плюс неглупую женщину, с которой наш герой уже знаком или относительно легко познакомится и будет делиться с ней своими рассуждениями и переживаниями. (может быть, будут даже две и больше таких дам). Далее: криминальный инцидент, который сильно повлияет на судьбу главных героев, циничный юмор прилагается. Ну и неожиданную концовку с обязательным объяснением морали сей истории.
Завязка истории довольно интересная: в небольшой, весь обвитый плющом колледж в Род-Айленде, переводится профессор философии Эйб Лукас. Его слава идёт впереди него – отличный преподаватель, автор нескольких книг, любитель женщин и немного выпить. На новом месте работы к нему сразу же липнут две дамы – молодая студентка, которой почему-то скучно со своим, казалось бы, идеальным бойфрендом, и напористая преподавательница химии, которая глубоко несчастна в браке.
Разговоры по душам о смысле жизни, любви и людях – основное наполнение фильма. Действие фильма происходит в престижном городке, где проживают только представители среднего и высшего классов, и у них форма почти всегда ценится больше, чем содержание. Следовательно, болтовня философа Эйба высоко ценится жителями этого городка, тем более, у него работа такая – разглагольствовать о фундаментальных вопросах бытия. И ему официально разрешается каждые две минуты стрелять фразами, начинающимися с «а вот Кьеркегор говорил, что», «Кант бы с тобой не согласился», «об этом ещё Бовуар писала» и тому подобное. Естественно, начитанные дамы из местного общества опьянены такими речами. Аллен здесь наглядно подтверждает общеизвестный факт про то, что «женщины любят ушами». Но Эйб Лукас, как харизматичный интеллектуал с беспокойным сердцем, не может спокойно почивать на лаврах. Ему нужен вызов, кризис, пограничное состояние, как писали его любимые экзистенциалисты, и совершив преступление, он это всё получает.
И после того как в фильме совершается, казалось бы, идеальное преступление, он будто превращается в эпизод сериала Коломбо. За семейными ужинами, свиданиями в кафе, на прогулках в парке, герои гадают, кто же преступник и каковы его мотивы. Но обе возлюбленных Эйба рассуждают и действуют отнюдь не как знаменитый Коломбо, а как немного неумелая Нэнси Дрю. И здесь всплывает, пожалуй, единственная проблема фильма – далёкий от совершенства сценарий. К примеру, героиня Эммы Стоун явно не до конца проработана. Она слишком наивная и по ней не скажешь, что не по годам мудра и рассудительная, хотя именно такой её позиционируют. Почти так же неестественно выглядит героиня Паркер Роузи. Выяснение отношений в этом любовном треугольнике проходит слишком просто, спокойная беседа в кафе, машине, в гостиной, жаль в жизни так не бывает. Но зато у них на ровном месте случаются приступы подозрений и странного поведения. Подобное алогичное поведение этих двух любовниц Эйба выбивается из общего событийного ряда фильма.
А что действительно классно реализовано – так это показ прикладной философии. Здесь не пустой трёп «о высоком», главгерой не просто сидит сложа руки, а вдохновившись идеями радикальных представителей своей профессиональной области знаний, идёт навстречу испытанию. В начале фильма он назвал философские рассуждения «вербальной мастурбацией», но тогда он имел утопическую стерильную философию. А применив сразу несколько теорий и методик по вопросу как жить, он сразу же перестал быть позёром, чем и вызывает искреннее уважение. Об этом, пожалуй, и фильм – если у вас есть крепкая теория касаемо того, что в жизни имеет смысл, а что нет, и как вообще жить, то следуйте ей, а не бессознательно крутитесь в колесе обыденности.