Никогда не сомневайтесь в том,что Кевин 'Наше Все' Смит-великий и маститый талантище. Если вам предлагают смотреть его фильмы-смотрите. Казалось бы на первый взгляд, о чем ведутся речи в этих фильмах?
Все время идут разговоры о крутости супергероев комиксов,сравнительных анализах детищ Джорджа Лукаса и Питера Джексона, о музыке и о том что из 'попки в ротик' не бывает. Видно сразу что такие разговоры могут развеселить только малолетнего Бивиса, который сидит перед вами в кинотеатре.
Но под этими разговорами скрывается глубочайший философский и социальный смысл, который раскрывается только к финалу картины. И на протяжении всего фильма вы будете слышать много: и смешного, и то над чем стоит задуматься.
Но самое главное, смотрите дома, где не Вам не будут мешать 'бивисы'. Получите удовольствие.
Первые 'Клерки ' были для меня чуть ли не откровением - одна из самых смешных и уж точно, самая жизненная комедия из всех что видел. Искренняя симпатия к персонажам, возникает от того что парни получились очень правдивыми, настоящими. И вот вышел второй фильм. На моей памяти это единственный случай, когда столь крупный временной разрыв между частями (12 лет) пошёл на пользу.
Знаете, когда я увидел как Данте (немного пополневший и возмужавший) подходит к дверям всё того же магазина, мне даже грустно немного стало: 'Чёрт возьми! Вот упырь, сколько лет прошло, а ты всё ещё там работаешь... ' подумал я. Потом появился Рэндал, который тоже заметно повзрослел, но и он всё тот же раздолбай с печатью вселенского пофигизма на лице.
Показав что герои ничерта не изменились, и сменив декорации (теперь друзья будут работать в фастфуде с забавным слоганом 'I 'm eating it ') , Кевин Смит, берётся за привычное дело - начинает смешить. Он самозабвенно стебёт всё и вся, умудряясь органично чередовать обсуждение вопросов дружбы, смысла жизни, с излюбленными разглагольствованиями на тему кинофанатства (Изображение Рэндалом всех трёх частей 'ВК ', просто шедеврально) и откровенной сортирной пошлостью. Кстати о последней - её в фильме довольно много и частенько 'Клерков ' за это ругают, но мне видится что Кевин Смит использует пошлость не потому, что ему нечем смешить, не ради того, чтобы закрыть ею отсутствие стоящих шуток, а именно ради пошлости как таковой.
И я очень рад тому, что фильм не потерял той многогранности и вдумчивости за которую я так высоко ценю оригинал, кстати вторые «Клерки» стали более сентиментальными что ли – появляются рассуждения о дружбе, и даже существовании романтической любви (героиня Розарио Доусон).
Удивительно, что учитывая всё это, картина не перестаёт быть реально смешной, - лично я угарал постоянно, смешных моментов просто море – это и ревность Рэндала, и сцены, где он же измывается над новеньким, и неизменные вставки с Джеем и Молчаливым Бобом, да и много чего ещё, а уж концовка так и вовсе выносит с поля.
Казалось бы, все по-старому: Джей до сих пор дергается под свою жуткую музыку и истошно материт все в округе, Молчаливый Боб, собственно, молчит и толкает травку, Рэндал только и делает, что подкалывает и унижает покупателей, а Данте по-прежнему очень неразборчив в своих чувствах и все свои многочисленные беды сваливает на Рэндала. Но вторые «Клерки», несмотря на обилие нижепоясных шуток, с художественной точки зрения, естественно, - скорее не сиквел фильма 94-го года, а современный легковесный аналог классической ленты режиссера и актера Чарли Чаплина «Огни рампы». Лиричная история про клоуна, которому тяжело найти свое место в жизни, чье время уже далеко позади, своей трогательностью и неподдельной искренностью очень напоминает последнюю работу из цикла View Askewniverse. Время поколения «парней из видеопрокатов», «Звездных войн» и хорошей порнушки уходит в прошлое, а жизнь полюбившихся нам раздолбаев не изменилась ни на йоту. Пора взрослеть. Может, Смиту это и неприятно осознавать, но всю жизнь оставаться принципиальным нигилистом - тоже неприятная перспектива. Режиссер тонко намекает, что такие, как он и его герои, скоро отправятся на свалку истории, так и не оставив в ней след. Их кошерное место скоро займут другие, более молодые. Вот именно поэтому в качестве противовеса Рэндалу, живому воплощению гипертрофированного разгильдяйства, Смит вводит в повествование незадачливого придурка Элиаса, компьютеризированного выкидыша современной общественной системы, навсегда застрявшего в пубертатном возрасте, чей особо извращенный прорелигиозный мозг зациклен исключительно на интернете, «Трансформерах» и «Властелине колец». Налицо классический конфликт поколений: «Отцы и дети» по-американски, не меньше.
Ко всему прочему, сиквел «Клерков» - это история про то, что ко многим с годами приходит опыт, а к некоторым (в том числе и к Смиту) - мудрость. За 12 лет режиссер остепенился, «позврослел», и злой циничный юмор теперь соседствует с лиричными вставками, работающими по шекспировскому принципу «все гениальное - просто». Вместо кровожадного хоккейного матча в рабочее время на крыше будут забавные уроки свадебных танцев, а вместо лихорадочного улепетывания с сорванных похорон - трогательная поездка на картах двух лучших друзей. Но все равно, что бы ни говорили злые языки, мол, Смит забыл про свой фирменный юмор, «Клерки 2» - яркий представитель стебно-циничной разговорной комедии, где что ни фраза - то запоминающийся перл, что ни диалог - то колики в животе. Словесные перебранки в тарантиновском стиле в полной мере присутствуют на протяжении всего фильма, главные герои в идиотских шмотках спорят до посинения, методично обливая друг друга и всех окружающих грязью, забывая про всевозможные нормы морали и этики на радость зрителям.
Своим единственным сиквелом и последним человеческим фильмом в режиссерской карьере Кевин Смит поставил большую и жирную точку в самой необычной киновселенной; итоговый хэппи-энд при помощи плавного перехода на черно-белую пленку символизирует не только очевидное возвращение на круги своя, но и то, что Кевин скучает по тем временам, когда трава была зеленее, деревья выше и можно было снять действительно чумовое кино за всего лишь 27 тысяч. Вторые «Клерки 2» заканчиваются там, где начались первые: за прилавком маленького супермаркета. Круг замкнулся.
...And we don't know
just where our bones will rest.
(Smashing Pumpkins, 1979)
Помню, однажды мы шли куда-то с моим другом, и я спросил его:'Ну, как тебе Клерки'? Он ответил:'Когда пошли титры второй части, мне хотелось расплакаться. Я так привык к этим ребятам, они как семья для меня стали. А тут всё кончилось..'
Да, чёрт возьми. Какими бы ни были эти ребята - ворчливый нытик Данте, раздолбай циник Рэндал, неадекватный Джей, молчаливый Молчаливый Боб, ты к ним привыкаешь как к родным, будто ты прямо сейчас можешь выйти из дома и дойти до их забегаловки.
Если сравнивать первую и вторую часть, то Клерки-1 более циничные, а эта часть - более сентиментальная. Персонажи выросли, даже Рэндал вроде бы всерьез задумался о жизни. Мы понимаем, что каким бы лентяем, тунеядцем и мизантропом не был Рэндал, он очень привязан к своему другу Данте, то есть есть хотя бы один человек в мире, которого он не презирает.
Этим фильм и подкупает на самом деле - своей теплотой, простотой своих диалогов и искренностью. Это уже не просто интересное жизнеописание с кучей забавных разговоров, это уже фильм с философской подоплёкой, это фильм о дружбе и любви.
То, что цинизма стало поменьше, во-первых, неплохо - все таки фильмы должны быть разные, во-вторых, с лихвой окупается сценой с осликом. Возможно, с ней Кевин Смит. По крайней мере, я, в свое время пересматривая этот фильм чуть ли не каждый день, иногда её проматывал.
Зато фактически из-за неё в фильме согласилась играть очаровательная Розарио Доусон.
Кевин Смит - большой мастер снимать фильмы так, как ему заблагорассудится - 'Клерки 2' тому идеальный пример. Бюджет в $5 000 000, команда из замечательных актеров-друзей, непревзойденное чувство юмора и безграничная доброта - вот составляющие большинства его фильмов.
Чем же хороши 'Клерки 2'? А хороши они прежде всего своей актуальностью - первая часть стала образцом низкобюджетной комедии - именно такие фильмы входят в историю. Запомнится ли зрителям сиквел? Да, я уверен, ведь продолжение 'Клерков' в каждой сцене содержит крайне смехотворный подход ко множеству актуальных именно для настоящего времени вопросов.
Однако в фильме есть место и вечному - любви, дружбе, взаимопомощи - именно эти качества картины делают ее бессмертной. Фирменный стиль Смита невозможно не разглядеть - только он способен столь абсурдным и комичным способом донести до зрителя свою идею, и 'несмотря на то, что у клерков похабные помыслы, у них очень добрые сердца'.
И вот так вот просто в этом фильме всё: диалоги, ситуации, люди.
Отнюдь... Ты следишь за их болтовнёй, успевая догонять за лавиной пошлятины, сарказма и стеба, огромное количество смысла, трезвости и… правды.
В определенный период времени мы все начинаем в чём-то сомневаться: правильно ли живем, с тем ли дружим, того ли добились, чего хотели, что на самом деле могли бы сделать, если бы не «первое-второе-третье» - ну чем не сюжет для очередной драмы, где всё было бы с надрывом, затянутыми моментами, печальными взглядами ГГ и монотонным музыкальным сопровождением.
Вот за это я и люблю Кевина Смита! Он берет и всю эту тягомотину превращает в угарный стёб, сохраняя при этом ТОТ ЖЕ мыслительный посыл о «важном».
Пустой трёп об «из попки в ротик» или что «трансформеры – это Божий дар, Рэндел!» на наших глазах вызывает, помимо нереального смеха, ещё и осознание всей юмористической маскировки автора о затрагивании серьезных, извечных тем, которые люди готовые обсуждать ежедневно (правда не так смешно и увлекательно, как у Клерков).
Два обаятельных придурка из фильма «Клерки» Данте и Рэндал продолжают работать продавцами, но их магазин сгорает, поэтому они устраиваются работать в фастфуд, куда быстро перекочевывает знаменитая парочка Джей и Молчаливый Боб, а также вся эта вселенная.
Есть режиссёры, снимающие фильмы, а есть режиссёры, создающие вселенные. Кевин Смит из последних. Его картины нельзя воспринимать по отдельности, а стоит смотреть все и уже выносить вердикт по совокупности, параллельно получая неслабую порцию позитива и смеха во время кинопросмотров. При всём большом таланте постановщика и моего к нему тёплого отношения, всё-таки Кевин Смит реализует всего лишь около половины своего таланта. Честно говоря, я не могу понять, в чём причина: вроде как, в коммерцию он особо не ударился, но со времён действительно роскошных «Клерков» он снимал не больше не меньше хорошие и крепкие комедии, но вот сиквел получился крайне удачным, хотя, возможно, я напридумывал себе того, что там не было. В любом случае, хочется поделиться мыслями.
На мой взгляд, основная суть вселенной Кевина Смита, которая, я уверен, на этом фильме не закончится, строится на образах подростков, которые никогда не вырастут. В этой картине героям уже 33, а они всё ещё подобно школьникам и студентам работают в фастфуде, чуть ли не до драки обсуждают, что лучше: «Звёздные войны» или «Властелин колец», и кто и когда переспал с какой-нибудь новой тёлкой. По сути, эта концепция напоминает Питера Пена, если вдуматься.
Вообще, сложно поверить, что этот фильм был снял аж в 2006м году, потому как атмосфера 90х сквозить ото всюду вплоть до мелких технических нюансов вроде кассетного магнитофона. А появления в эпизодах начинавших у Смита и ставших звёздами Бена Аффлека и Джейсона Ли добавило душевности и «смитовщины» что ли. Вообще, создалось ощущение, что Кевин Смит снимал эту картину как бы для души без особых претензий, как, скажем, Феллини снимал «Интервью»: просто вспоминал всё, что было снято до этого, но Смит ещё и развил свой мир дальше, поэтому я очень надеюсь, что любители его творчества могут надеяться снова лицезреть Джея и Молчаливого Боба.
Подводя итоги скажу, что кино получилось очень лёгким и насыщенным фирменными авторскими диалогами с большим количеством различной ржаки, пошлости и ослизма, причём и в прямом смысле тоже. Ну и самый смак – это, конечно, проклапик.
В захудалом районе Нью Джерси, где гордо стоял маленький магазинчик, с залепленными жвачкой жалюзи, и на которых висела написанная кремом для обуви надпись 'Уверяю вас, мы открыты!', работала парочка лоботрясов. Один - пытался хоть как-то изменять свою жизнь в лучшую сторону. Другой - волей-неволей ему в этом мешал. Но даже в те моменты, когда они друг другу были готовы набить морды первым, что попадется под руки, между ними происходил катарсис, и они понимали, что по отдельности существовать не могут. В этом весь и наш Данте, и наш Рэндал.
А у фасада этого далекого-далекого магазина, фарцевала другая, более колоритная парочка. Огромный касетник, с катушками Кью Лаззаруса и Морриса Дэя, куча травы, врожденная озабоченность, и такое же врожденное чувство юмора - вот, что характеризовало Джея и Молчаливого Боба.
И говоря все это, кажется что ничего в их жизни не изменится. Но ни тут-то было.
Все хорошее имеет дурную привычку завершаться. К бессмертной вселенной View Askewniverse это тоже относиться. Но, чтобы громко и красиво попрощаться с фанатами, Кевин Смит снял этот фильм-прощание. Прощание для тех, кто был своим для этой самой вселенной. Для тех, кто досконально знал её, и любил неудержимой любовью. Все они будут изливаться фанатскими слезами, полных счастья за любимых героев, но с небольшой примесью печали, т. к это все равно, что навсегда расстаться с тем, кого ты любишь. Но сначала, понимающий зритель насладится Смитомановскими гэгами, отменными диалогами и всей той добротой и любовью, которой пропитаны вторые Клерки.
Возможно, кто-то рыдал на концовке Возвращения короля (хотя мы все знаем, что в кино есть только одно возвращение, и не короля, а Джедая), или на финале последнего Гарри Поттера, но я первый раз, за всю свою киноманскую жизнь, почувствовал, как по моих щекам текут теплые слезы фаната.
Кевин Смит оставил в моей душе след, достучался до сердца своими фильмами, и за это я его люблю, любил, и буду любить. И я могу его вечно благодарить за то, что он у нас, у киноманов, есть. Так что, спасибо.
И в качестве вывода, я процитирую заголовок этой рецензии, написанной в адовом захлесте эмоции: до скорой встречи, ребята. Надеюсь, нелегкая нас ещё сведет. Я не скажу 'прощай' - плохое это слово, я скажу 'до свидания'.
P.S: Смит - это все мы. И на одного он никак не может быть. Смит - это миллионы.(с)
Необычайно атмосферное, неглупое и остроумное кино.
Приятно чувствовать в сердце после просмотра фильма дрожащие струнки души. Настоящий фильм не должен веселить или поражать спецеффектами (это для коммерческого кино). Он должен заставлять чувствовать...
Конечно, Кевин Смит в своем репертуаре... опять 'fuck ' через слово, опять эти две рожи, тусующиеся у супермаркета, опять пошлятина (очень важное замечание для американской ассоциации защиты животных в титрах, что ни одно животное, в том числе осел, не пострадало... Но черт меня возьми, если все фильмы Смита (кроме Девушки из джерси) не связаны между собой, а истории Данте и Рэндалла, Джея и Молчаливого Боба оставляют равнодушными...
Местами очень даже трогательная история, местами гомерически смешная, местами философская, но так или иначе не проходящая мимо бесследно.
Кто еще, как не Кевин Смит, может сделать полуторачасовую почти сплошную трепотню о больших клиторах, Звездных войнах и Властелине колец, интересной и захватывающей, но еще и оставляющей после себя действительно полезный эмоциональный осадок.
Пускай тут говорят, что уже не первые 'Клерки ' (удивительное сочетание философии и остроумия) и еще не 'Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар ' (это про удивительную безумность юмора), но фильм мне очень понравился.
Буду смотреть его в оригинале (на английском языке). И уверен, что фильм понравится еще больше.
…единственный человек, который, если надо, закроет меня от пули, ведь я для тебя это сделаю…
Фильмы Кевина Смита всегда нравились мне. Пожалуй, изюминка фильмов этого режиссера не в юморе ниже пояса, которого в его фильмах хватает, а в том, что на уровне быта, чаще всего в рамках родного Нью-Джерси, Кевин Смит показывает важные стороны обыденной жизни. Те же «Зак и Мири снимают порно», которые вышли позже, чем «Клерки 2», «Клерки» (1994), в этих фильмах показана жизнь простых американцев, молодых ребят. Вспомним старых добрых Клерков 1994 года. Любимые Данте и Рэндал, двое друзей, выросшие в Нью-Джерси, закончили школу и особых планов на будущее нет. Такой интересный возрастной период в жизни людей: школу закончили только что, но и как-то еще не вступили полностью во взрослую жизнь. Они «работают отдыхая» в магазине и радуются приятным мелочам жизни: смотрят фильмы, общаются, выясняют отношения с подружками… это мы видели в первых Клерках.
Прошли годы, Кевин Смит снял продолжение. Время отразилось и на персонажах, на Данте и Рэндале. Им уже чуть больше тридцати. Многое изменилось в их жизни? Я бы не сказал. Они всё работают в своем магазинчике и живут с родителями. Только Данте осознал, что дальше хуже, и такой образ жизни не очень хороший вариант. Видимо чувствует, что стареет, что уже он не двадцатилетний, беспечный паренек, как десять лет назад. Находит девушку и у него появляется возможность переехать во Флориду, жениться, жить в большом доме с зеленой лужайкой, что называется осуществить стандартную мечту, как и многие люди стремящиеся к стабильности. Ведь на самом деле? Не будет же он до старости торчать в своем магазине и целыми днями страдать от безделья, хоть это ему и нравится. Его девушка Эмма отдельный разговор. Первая красавица школы, которая встречалась только с самыми красивыми ребятами, со временем поняла, что хорошего и будущего мужа нужно искать в другой среде. И выбор пал на простого и доброго парня, продавца в магазине. Но любит ли она его по настоящему?
Ведь это «Клерки» и к тому же продолжение, уже в цвете, и, конечно же, какой фильм Кевина без тихого Боба и Джея? Здесь мы видим «обновленную версию» Джея и молчаливого Боба. Они по-прежнему забавны и делают всё, что делали всегда.
Шуточек, характерных для фильмов Кевина Смита, предостаточно, особенно очень порадовал эпизод с так называемой «межвидовой эротикой», ведь кто же знал, что с Келли нельзя видеться до выступления?
В фильме соединены хорошая комедия и красивая драма. Этот фильм, несмотря на всю его простоту, с забавными и колоритными персонажами, повествует о важных вещах, таких человеческих ценностях как настоящая любовь и дружба. Чего стоит разговор в конце фильма между Данте и Рэндэлом? На самом деле бывают в жизни такие ситуации, когда твой старый друг отдаляется от тебя, и что делать? Заводить новых друзей? Какого это было для Рэндэла? Единственный человек, который, если надо, закроет меня от пули, ведь я для тебя это сделаю.
Когда мы заканчиваем школу, поступаем в институт, у нас образуется новый круг общения, появляются новые друзья. Но также остаются старые немногочисленные друзья.
Посмотрите этот фильм, в нем есть над чем подумать.