Ровно десятилетие спустя после своего удачного дебюта - 'Ночь живых мертвецов' -Джордж Ромеро продолжил свою зомби-франшизу 'Рассветом мертвецов'. На этот раз у фильма был более солидный бюджет (выделенный самим мастером итальянского хоррора Дарио Ардженто и им же написанным саундтреком в сотрудничестве с его группой Goblin), наличие цвета, и более кровавые спецэффекты, созданные знаменитым Томом Савини. Казалось бы были все задатки для более масштабного, усовершенствованного и продуманного фильма про зомби-апокалипсис, однако что-то пошло не так.
Фильм зачастую считается чуть ли не идеальным образцом зомби-фильма, и тем редким случаем когда сиквел превзошел оригинал. Я этого решительно не понимаю. Если в первом фильме действительно чувствуется атмосфера зомби-апокалипсиса и ощущение нарастающей безысходности, сопереживание к главным героям, то здесь этого даже и близко нет. Вместо этого Ромеро предоставляет на суд зрителям сатиру на общество потребителей в лице зомби, гуляющих по торговому центру. Серьезные сцены резко сменяются комичными, из-за чего полностью теряется атмосфера страха и тревоги от осознания того, что где-то рядом с героями расхаживают живые трупы - об их наличии вообще зачастую забываешь.
Персонажи вышли не запоминающимися, 'плоскими', соответственно сопереживания не вызывают (разве что Кен Фори - единственный из всего состава актер, у которого впоследствии сложилась актерская карьера - получился весьма интересным персонажем), диалоги вымученные, а кровавые спецэффекты выглядят уж очень нереалистично и искусственно сделанными - даже для 1978 года (в трэшевом 'Кровавом пире', снятом при мизерном бюджете за 15 лет до этого эффекты и то выглядят куда реалистичнее) - и это при том, что их создавал истинный мастер своего дела - Том Савини (сыгравший, кстати, роль главаря байкеров в финале фильма, которая послужила основой для его роли в 'От заката до рассвета'). К тому же фильм безбожно затянут. Если бы Ромеро убрал сцены в которых герои дурачатся в торговом центре, ничего бы не изменилось абсолютно - фильм бы только выиграл в динамике.
В итоге получился крайне затянутый, вымученный и довольно скучный зомби-фильм, который и в подметки не годится первому фильму. При этом это самый прибыльный зомби-фильм Ромеро. Но как по мне, это худший фильм из всей ромеровской зомби-франшизы.
Второй фильм Ромеро про ходячих мертвецов, и вновь зомби уходят на второй план, являясь скорее ружьями в руках людей, которые выстреливают по их же вине.
Люд нынче извлекает максимум из происходящего, начиная от простых постёбываний и безобидных шалостей с мертвяками, и заканчивая вандализмом пользуясь нынешней обстановкой.
Основное действие происходит вокруг двух бойцов элитного полицейского подразделения SWAT - Роджера и Питера, а так же парочки возлюбленных - сотрудницы телестудии Фран и пилота Питера. Они улетают в как им кажется наиболее безопасное место обитания, в огромный гипермаркет. Расчистив территорию, и расположившись там, они осознают, что скоро к ним наведаются кучка отморозков, которые желают присвоить данное место себе.
В фильме присутствует не самый быстрый темп, он является неким блокбастером из мира фильмов ужасов про зомби тех лет. Тем не менее, сюжет, наталкивающий на весьма верные мысли, не второсортные персонажи, неплохой для тех лет, и имеющегося бюджета визуал, а так же жёстокие, кровавые сцены - всё это делает фильм классикой своего жанра.
Красная шершавая стена, к которой прислоняется уставшая женщина, и дерганые, будто спешащие титры не предвещают райского наслаждения. Суматоха внутри телестудии подтверждает, что десятью годами ранее ничто не закончилось в отрешенной американской провинции, что не отделались людишки заколоченными дверьми. Зомби-вирус парализовал человечество, и от него уже не скрыться на ранчо. Многоквартирные дома забиты подчистую этими пожирателями плоти. Один лишний шаг – и от тебя откусывают мягкий как зефир кусок ляжки. Люди паникуют, спецназ из профессионалов превращается в нескоординированных дилетантов, только и могущих верещать всякий бред и ловить свинец лбами. Когда смерть, причем неизвестная, оттого и более кошмарная, кряхтит в затылок, и самые лютые SWATовцы перебдят. Так что вертолет с четырьмя, где трое могут совладать с огнестрелом, улетает без надежды на счастливый исход. Чудо-вакцины придумают кинематографисты будущего, равно как и высокобюджетное месиво. Вот и остается медленно ополчаться против пандемии, руководствуясь здравым смыслом перед лицом зомби-апокалипсиса. Огроменный гипермаркет тому поспособствует: жратвы и пушек завались, отопление, электричество, фанфары на громкоговорителе, даже ТВ ловит. Закати грузовиком вход и доживай свой век в комфорте, с правом на философические размышления о том, что ж мы все сделали не так…
Все вышеперечисленное может существенно преувеличить впечатление о сиквеле “Ночи живых мертвецов”. А из XXI века, где фигуры Джорджа Ромеро и Дарио Ардженто возведены в культ, тем более. Но не стоит. Ведь “Рассвет мертвецов” может похвастаться перед первой частью разве что цветной пленкой, на которую хватило денег. Да и то не всегда. На смехотворную бутафорскую кровь из прайса в 1,5 миллиона долларов без слез не взглянешь, на синие морды, пару раз из бесчисленной массовки искореженные волдырями от гримеров, тоже. В 1968-м они не сильно-то и пугали, но десятилетие спустя производят обратное – от них просто ржать хочется! Фильм, интуитивно определяемый как ужастик, на поверку банально не пугает, а режиссер будто и не пытается запугать зрителя, создавая аттракцион с забавным прог-роком от группы Goblin. И после финала остается неясным, то ли это сатира на жанр, то ли сатира на общество потребления, остервеневшее от коммерции, то ли самопародия на первую часть, еще более унылая.
Вместо того чтобы ковырять кладбища, где иногда преют свежие трупы, они идут на шопинг. Бездумно шляясь по павильонам, они ищут мясо на ножках, дабы обратить его в такую же обрюзглую нежить. Ходить по магазинам вместе веселей! Особенно когда за 50 потраченных баксов дают шоколадку! Вот и ходят, слюнявые, докучая четырем спасшимся, зажавшим сигаретку полицейскому, кто, возможно, уже сгинул в бездне пучеглазых мертвяков. Но чем докучают? Тем, что занимают очереди и норовят раскупить шубы и бижутерию раньше беременной Фран – никакой солидарности к женщине в положении… Лишь замуровавшись в маркетинговом саркофаге, можно избежать душной суеты зомби-цивилизации. Но тогда герои сами окажутся в забытьи, тет-а-тет с лейблами и товарами народного потребления. Что же делать? На свободе караулит старая с косой, шныряют мародеры-фашисты и прочие выродки, а телесигнал постепенно затухает, унося с собой отголоски порядка. Так замкнется круг, и парадоксальная действительность, где герои ничем не отличаются от зомби, оставит их в вечном самопознании как существ, поглощенных потребительством. Очевидно, Ромеро если и задумал нечто подобное, то только налегке, ибо ужас от продемонстрированного потребительства не накрывает. Но было бы интересно, ударься режиссер в такую фантастическую, но не чуждую нам философию, чтоб его и Бодрийяр похвалил, и Бегбедер, и Олдос Хаксли, и Эдгар Райт с Терри Гиллиамом.
То же и в целом о комедийной составляющей, которая всплывает в фильме вопреки: страшный ублюдок, которого безликий полицейский вот-вот прикончит, смешон от своей страшности, клоуны на байках смешны от своих попыток кривляться, что не похоже на подлинное безумие в духе франшизы “Безумного Макса”. Главные герои порой точно такие же клоуны, скорее, из-за слабой актерской игры, выдавливают маломальские эмоции топорным, заскорузлым образом, присущим немому кино, словно эпоха отрезала у них языки. Но и юмора не наворачивается, дабы признать кино комедией. Он присутствует рваными ошметками, он в дефиците. Гораздо больше в ленте медитативных сцен, затянутой беготни и дутого антуража катастрофы, вгоняющих в тоску чуть ли не с первых кадров. Фильм всеми силами пытается быть антихоррором, намеренно замедляя безжизненных чучел, чтобы из соображений формальной логики они не тронули пальцем дурачков с полицейскими жетонами. Пусть они резвятся, а инертная толпа синяков стучит хлипкими ладошками в стекла, как в бубен. Они в зоне комфорта до традиционного сценарного триггера – празднуйте! Практически напрочь лишенное опасности, данное кино в принципе очень сложно назвать хоррором.
Однако современники Ромеро все-таки считали “Рассвет мертвецов” хоррором, причем едва ли не лучшим в истории. Великий Роджер Эберт называл его “тошнотворным и отвратительным” с точки зрения “вкусности”, влепив ему 4 из 4 звезд. Получается, это недовольный зритель зажрался, раз называет сей шедевр поколения тоскливым? Может, во времена Носферату и доктора Калигари уместно такое заявить. Но не в конце 1970-х, когда мир видел “Психо”, “Изгоняющего дьявола”, “Хэллоуин” даже. Звероподобная “Техасская резня бензопилой” за 100000$ заставит заново приучаться к горшку. Да и несметное количество тогдашних низкопробных ужастиков сожмет пятую точку в тиски. “Рассвет мертвецов” хоть и лучше последних ввиду иногда проскакивающей вменяемости, но искушенного зрителя вряд ли уже тогда он мог забить под одеяло. Он может заставить трепетать разве что через интерпретацию на действительность, как когда-то делал Орсон Уэллс с радиоспектаклем по “Войне миров”. Мало ли найдется впечатлительная личность, которая воспримет этот пассивный сюжет как реальность? И начнет готовиться к такой реальности? Но личность эту можно смело отправлять смотреть первый фильм, в нем советы по выживанию в условиях зомби-апокалипсиса уже розданы, ничего принципиально нового Ромеро в продолжение не привнес, он всего-то вынес выживших из клаустрофобного домика в просторы торгового центра. “Рассвет”, равно как и “Ночь”, – базовое руководство к действиям при нашествии зомби, быть может, полезное, но оттого не становящееся зрелищным или пугающим, чего мы от хорроров безусловно ждем. Феномен данного фильма как одного из лучших в жанре – аномалия.
'Рассвет мертвецов' - второй фильм Роберта Ромеро, продолжающего традицию зомби-хоррора, коим был знаменитый 'Ночь живых мертвецов'. Однако, начиная именно с этого фильма, мэтр делает акцент уже не на самих ходячих мертвецах, а уже на самих людях, выживших. Впоследствии это станет иконой многочисленных зомби-фильмов от Ромеро.
Фильм является косвенным продолжением 'Ночи...'. Ходячих мертвецов становится всё больше, целые города оказываются под властью бездушных созданий, жаждущих человеческой плоти. Четверым героям удаётся спастись из осажённого мертвецами города, но далеко они улететь не успевают - их спасительным пунктом оказывается огромный супермакет. Очистив новое жилище от кровожадных тварей, герои превращают торговый центр в собственный дом и начинают жить в идилий, как это было до нашествия зомби, но человеческая жестокость и жадность не знает границ. Герои это понимают в тот момент, когда банда жестоких мародёров решает захватить Торговый центр в свои руки...
По сути, как уже было сказано выше, Ромеро не делает акцент на самих мертвецах. Здесь они играют второстепенную роль и являются причиной преждевременного конца света. Здесь уже идёт речь о самих людях, не только о выживших героях, но и об остальных, которым повезло остаться в живых. Найдя свою идилию, в виде большого Торгового Центра, герои, чистые намерениями, продолжают жить как прежде, и одновременно пытаются выжить. Они так же развлекаются, болтают, учатся выживать и изредка выясняют отношения.
Это одна сторона человеческой натуры, о котором твердит нам творение Ромеро. Вторая сторона - моральное падение. Для кого то апокалипсис стал настоящей катастрофой, а для кого то - настоящим царским столом, подарившим отбросам общества всё, что можно взять. Это показывает нам, что несмотря на то, что твориться на земле, человеческая натура может изменится и сделать человека либо хуже, либо лучше.
Сами мертвецы играют роль угрозы для главных героев. Медленные, жестокие, жаждущие крови, они нападают на всех кого видят, и сами нередко становятся мишенью для всех. Ромеро показал нам настоящих мертвецов, не ведающих человеческих эмоций, стремящиеся просто утолить свой голод. По сути, по большей степени они как овечки на поле, а волки тем временем, зачастую, являются люди.
В отличие от 'Ночи...', этот фильм стал намного кровавее и жёстче. Здесь нас ожидают множество неприятных сцен, крови. Поймав добычу, зомби разрывают её на части, вплоть до мелочей, и в большей степени всё это показано крупным планом. Жестокость такая, какая она есть, и Ромеро ничего не скрывает от нас. А какой смысл? Здесь в этом толика реальности, и никакой пощады не будет.
Сам фильм держит в неслабом напряжений, несмотря на то, что динамичных сцен очень мало, а по большей части фильм иллюстрирует отношения героев, за чем, как ни странно, приятно наблюдать. Такое чувство свойственно всем фильмам Ромеро, без исключения.
Здесь приятен актёрский состав, саундтрек, операторская работа, и чуть ли не самое главное, грим. Несмотря на то, что фильм выпущен достаточно давно, грим для того времени сделан очень натурально.
'Рассвет мертвецов' - это не просто зомби-фильм, сколько альтернативная реальность. Настоящая икона фильмов про живых мертвецов, являющийся примером человеческих взаимоотношений, и самой натуры человека. Допустим, вам удалось спасти и создать собственную идиллию в царящем вокруг хаосе, но где вероятность, что вашим врагом будет не обычный мертвяк, а такой же человек, как и ты?
Спустя девять лет после выхода 'Ночи живых мертвецов' Джордж Ромеро выпускает продолжение культового хоррора. 'Рассвет мертвецов', выпущенный в 1978 году, имел серьезный бюджет и более осмысленный уровень постановки, отчего картину нельзя было называть любительским трэшем.
Сюжет 'Рассвета мертвецов' в чем-то повторяет события первого фильма, только теперь выжившие герои прячутся не в покосившейся от времени хибарке, а в супермаркете. По сути все события данной ленты строятся на отстреле главными героями зомби, окружающими супермаркет.
'Рассвет мертвецов' снят намного более профессионально, чем первый фильм. Лента стала цветной, операторская работа Майкла Горника впечатляет и ныне своей реалистичной манерой, хотя особо кровавых сцен в фильме нет. Весь упор в картине сделан на нагнетание напряжения, оттого финал производит неизгладимое впечатление, ибо происходит он действительно внезапно.
Несмотря на некоторую затянутость картины, 'Рассвет мертвецов' - прекрасный пример качественного классического зомби-хоррора, потому рекомендую его всем поклонникам жанра.
Один с лучших фильмов про мертвецов великого режиссера Джорджа А. Ромеро. Да и вообще, фильм очень интересный, захватывающий.
Фильм как бы делиться на несколько частей, но особенно интересно – в супермаркете. Да и вообще стоит отметить гениальную идею режиссера перемести действие фильма в супермаркет. Мертвецы тоже реальны, ромеровски, а не быстро двигающиеся, умные мертвяки, которых снимают в сегодняшних фильмах. Они более похожи не на оживших мертвецов, а на зараженных людей (они, конечно же, актеры).
Очень плохое начало, очень быстрая атака мертвецов, непонятные следующие события “унижают” фильм. Но все-таки, это же классика мирового кино, которая навсегда запомниться и будет культовою везде и всегда. Браво, Джордж А. Ромеро.
Этот фильм является продолжением снятой Джорджем А. Ромеро 'Ночи живых мертвецов'. Зомби захватили почти весь мир. Выжившие примыкают к отрядам повстанцев, которые веселятся и пьянствуют, отстреливая живых мертвецов. Небольшая компания друзей пытается покинуть город на вертолете, но вынуждены остановиться в торговом центре, кишащим живыми мертвецами.
Я полюбил этот фильм с первых кадров. Актеры на высоте - их игра превосходна, и переживаешь за каждого из них в каждый момент фильма. Места съемок тоже прекрасны - огромный торговый центр, наполненный зомби. Музыкальное сопровождение тоже не подвело.
Джордж Ромеро никогда плохих фильмов не делал, и этот - тому доказательство.
Закрыв глаза на год создания, перечислю достоинства и недостатки.
Минусы:
- страшно, просто жутко раздражает поведение персонажей - полнейшая беспечность всю первую половину фильма. На героев со скоростью парового катка ползут зомби, а жертвы застывают в гротескных позах, выпучивают глазища и замирают в ступоре на добрые 20-30 секунд;
- фильм затянут;
- музыкальное сопровождение в духе того времени - прогрессивные завывания электроники ионики;
Плюсы:
- несмотря на непрофессионализм игры главных героев (а Эмдж и Райнигер вроде до фильма были простыми официантами), им удается понравится зрителю, им начинаешь сопереживать и искренне злиться вторжению марадеров, разрушивших с трудом созданный безопасный мирок внутри супермаркета;
- драматичность и атмосфера обреченности, особенно по сравнению с пустыми трешами того времени;
Ставить оценку - рука не поворачивается, ибо после римейка 2004 года фильм смотрится откровенно бледно, но это - классика из разряда 'иметь в коллекции'.
Выбранному Ромеро вектору, к концу 70-х, исполняется уже чуть боле десятка лет и автор этого текста вполне может критиковать подход режиссёра, который как раз-таки 10 лет назад и сочинил (не без помощи других авторов, конечно) культовую картину, положившую начало zombie movie в классическом его понимании.
За десяток годков в культуре произошли большие изменения, но мало того, что у создателей оной картины не нашлось более креативного названия (что по сей день заставляет путаться во всех этих «мертвецах»), так и все составляющие, включая актерскую игру, зависли в тех же 60-х.
По факту, «Рассвет мертвецов» это та же дебютная ромеровская работа, с разницей в том, что сделана она чуть масштабнее и чего делать, кстати, совершенно не стоило. Имея те же инструменты производства, эта часть выглядит критически удручающей в профессиональном плане. И да, критиковать классику не совсем принято, но ощущение что постановщик не имеет развития не покидает от начала до конца. Естественно это отражается и на атмосфере, которая должна быть зловещей (черно-белый вариант и камерность «Ночи живых мертвецов» тут выигрывает с головой) и на актёрском ансамбле. Про последнее даже говорить стыдно - терпеть два часа кислые мины Эмджи, Фори и Рейнигера настоящая пытка.
На самом деле, за ужасы подобного толка даже обидно - сегодня детишки боятся ходячих трупов, а завтра стреляют себе в висок из-за отключения интернета. Страх - элемент прогрессирующий и как это не печально, на момент 78-го, Ромеро предоставляет лишь какую-то ностальгическую ачивку, а не качественный зомби-хоррор за 1,5 миллиона «зелёных» (это враньё, кстати).
В который раз убеждаюсь, что ремейк может быть лучше оригинальных кинолент, и 'рассвет мертвецов' прямое тому доказательство. С первых секунд просмотра этого фильма, создавалось впечатление, будто это какая-то шутка: люди считают данный 'шедевр' классикой зомби-муви, а Ромеро приравнивают к гениям жанра. Я же не думаю, что это так. Расскажу, почему:
Актерский состав:
Посмотрим правде в глаза, смотреть здесь не на что, и не на кого. Актеры не справляются со своими ролями, играя, будто в постановочной сценке 'Большого театра', да и по внешним данным ни героиня, которую сыграла малоизвестная актриса Гэйлен Росс, ни Питер, роль которого исполнял Кен Фори(кстати, сыгравший в ремейке Рассвета евангелиста, рассказывающего по телевидению о Божьей каре) не понравились. О других актерах говорить нет смысла, так как с задачей они, на мой взгляд, так же не справились.
Сюжет:
Думаю, едва ли не единственным плюсом является сюжетная линия 'рассвета мертвецов'. В этом плане нет никаких возражений. Идея 'выживания в сумермаркете' актуальна даже сейчас, и ею пользуются многие режиссеры в создании зомби-муви. В фильме '28 дней спустя', к примеру, герои веселясь и танцую набивают сумки продуктами питания, и другими полезностями. В кинолетне 'мгла' (пусть это и не зомби-тематика), но, мне кажется, идея так же в какой-то мере была взята из 'рассвета'.
Грим:
Не имеет значения, что это 1978 год. Грим создан абсолютно некачественно, а зомби выглядели так, будто нечаянно споткнулись, и упали лицом в мешок с мукой. Сравнить фильм с 'пожирателями плоти' режиссера Лучио Фульчи, который вышел в свет всего на год позже: в нем выглядело все в несколько раз эффектнее. Вид разлагающейся плоти был очень правдоподобен, иногда вызывая отвращение своей реалистичностью, а мертвецы 'рассвета' вызывали небрежную улыбку на лице, и только. Куда потрачены 1,5 млн. $ - для меня это останется тайной.
Сравним с ремеком:
Отличий найти можно много, но в ремейке есть главное, без чего не обойдется настоящий фильм ужасов: атмосфера. В оригинальной же версии ее нет, как таковой. Если в 'рассвете мертвецов' Зака Снайдера можно было наслаждаться более чем качественным гримом, отличной игрой актеров и чувством безысходности на протяжении просмотра, то в 'рассвете' Дж. Ромеро все это просто отсутствует.
Итог:
А в итоге получился скучный, некачественный (даже для тех годов) фильм, который понравится только заядлым фанатам классических фильмов, а ак же поклонникам Джорджа Ромеро. Думаю, лучшей работой режиссера был фильм 'ночь живых мертвецов', на котором можно было остановиться.