К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Желающим ознакомиться с данным хоррор-произведением Джона Карпентера в идеале можно посоветовать вдобавок прочесть повесть Джона Вуда Кэмпбелла-младшего 'Кто идёт?' (в других вариантах 'Кто там?', 'Нечто'), так как многие моменты, в том числе и без ужасающих трансформаций безликого инопланетного монстра могут быть попросту непонятны с первого раза. Кэмпбелл-мл. же в своём небольшом научно-фантастическом откровении вкратце объяснял психологию существа, смертельно опасного для 'местных обитателей'. Потому многие недосказанности, проявившие себя в ходе просмотра, получат ощущение собственной целостности. Это лишь небольшой совет.

Что же до фильма, то Джон Карпентер снял свою лучшую работу в 'Постапокалиптической трилогии' (идейные сиквелы - 'Князь тьмы' и 'В пасти безумия'), показав ужас в прямом смысле. Ужас, физически осязаемый. Ужас в самом процессе 'контакта'. Ужас бесформенный, но обретающий форму. Ужас внутри главных героев-полярников, оказавшихся в ловушке вдали от внешней помощи наедине с невидимым, но живым врагом. Они не знают, чего ждать и что они должны делать в следующий момент, так как сама ситуация в фильме противоречит самой себе, доводя до банальной паранойи. Это и есть лучшая часть ленты, позволяющая в нужный момент сразу двум жанрам - 'хоррору' и 'триллеру' перейти в режим взаимозаменяемости.

Помимо умелой игры с жанрами, фильм смог неплохо прописать главных героев - людей до, либо после 'контакта' с пришельцем. Не скажу, что Макриди в исполнении Курта Рассела - лучший в этой группе. Да, он прирождённый лидер, сдержанный и хладнокровный в любой ситуации, следующий логике и расчётливому инстинкту выживания. Но и другим 'участникам' было уделено по-справедливому достаточное количество времени для их раскрытия, так что тут стоить парировать всем актёрам.

А ещё это одна из первых работ маэстро визуальных эффектов Роба Боттина, которому, как было выяснено, на момент съёмок было всего лишь 22 года. Так что опыт достаточно эффективный для творческого роста.

В общем и целом, 'Нечто' - настоящее визуальное и сценарное лекало для каждого, кто желает в буквальном смысле окунуть себя в мир кинематографа.

01 апреля 2019 | 20:24
  • тип рецензии:

2019 год - время, когда жанр хорроров переживает не самые лучшие моменты. Нет, ребят, конечно, вы напомните о разнородных 'Астралах', 'Заклятиях' и прочей эзотерической хрени, и, возможно, в какой-то степени окажетесь правы, что жанр ужасов существует вот в этом всём, но попробуйте задаться на мгновение вопросом, собственно, каким способом эти фильмы вызывают у вас чувство страха? Чем они вас пугают? Явно первым, что вы скажете не окажутся слова 'атмосфера' или 'антураж'.

Фильм 'Нечто' является одним из тех исключительных ужасов, которые в первую очередь манят не своими неожиданными поворотами или 'Скримерами', а именно что идеально воссозданной обстановкой, 'атмосфера' которой способна напугать до чертиков любого. Дело даже не в наличии явного пришельца-антагониста, а в том, насколько сильно сокрыты герои от реального мира в заснеженной Антарктиде, насколько сильно из-за этого фактора они ограничены.

За счет актерской игры всплывает ещё один интересный аспект ужаса творения Карпентера - доверие между персонажами. После появления инопланетного паразита в рядах граждан с категорией здоровья A и B на американской исследовательской базе, доверие тому или иному персонажу, пожалуй, является одним из главных рычажков давления на зрителя. 'Кто он на самом деле?! Как он здесь оказался?! Что произошло? А где...?! Почему?! Кому вообще можно доверять?' - этими вопросами при просмотре вы будете задаваться постоянно. По крайней мере для меня при первом просмотре многое было сокрыто тайной, а что-то и до сих пор остается.

Аниматроника, применяемая в фильме, это, безусловно, одна из лучших составляющих фильма. Ничего 'Отвратительнее' я не видел. В хорошем смысле.

Музыка Эннио Морриконе также идеально дополняет атмосферу безысходности и действительно в какие-то моменты нагоняет саспенс.

По итогу хотелось бы сказать, что хоррор - это не тот жанр, который должен пугать вас пучеглазыми чертиками из-за угла под звуки рвущихся струн скрипки, а в первую очередь жанр, который давал бы вам прочувствовать то, с чем сталкивается протагонист и в какой-то мере мог дать вам понять, что вы, да-да, именно вы могли бы оказаться на его месте. Для меня таким оказалось творение Джона Карпентера - фильм 'Нечто'.

9 из 10

21 января 2019 | 23:51
  • тип рецензии:

Карпентер - имя известное. Уж кому-кому, а ему не надо учиться снимать ужасы и кошмары, ибо он это умеет делать. Ремейк вообще рядом не стоит: ну наснимали 30 лет спустя ужасов, а толку никакого. Надо учиться на оригинале.

Думаю, не надо пересказывать, что во льдах Арктики затаилось нечто, захотевшее колонизировать планету Земля. Тут можно и аналогию с 'Чужим' провести', но если второй обладает разумом, тут мы наблюдаем страшного мутанта, который копирует ДНК носителя и создаёт копии себе подобных в том же облике. Но на пути встают отважные учёные.

Среди них мало кто распознает бородатого Курта Рассела, который всем известен по фильму 'Элвис'. Правда, он у нас оказался слишокм молчаливым. Вообще диалоги в фильме малоубедительные. И это как раз тот момент, за что можно упрекнуть сценаристов, они же не немое кино снимали.

Спецэффектов тут полно и это при том, что не было компьютерной графики. Создать такое вручную - шедевр. Получилось не только страшное, но и провидческое кино о том, что с нами могут сделать одержимые. Некая метафора наркомании, алкоголизма и самолюбования. Человек может стать таким же, если захочет сделать себе подобных. Единственный шанс его остановить - уничтожить. К сожалению, придётся дорого заплатить.

8 из 10

16 января 2019 | 20:42
  • тип рецензии:

«Нечто»… Уже само название дико пугает. Не уверен, но, кажется когда употребляется слово «нечто», то для меня оно всегда ассоциируется с этим фильмом ужасов режиссера Джона Карпентера. В мозгу сразу всплывает холод, лед, и горящие тела. Фильм я видел, когда был еще в начальных классах. Он глубоко засел в моей памяти яркими негативными образами, ужасающими кадрами, яростными схватками. И до сих пор фильм вспоминается с неким холодком на спине.

Совсем недавно узнал, что «Нечто» брал за первоисточник рассказ Джона Кэмпбелла «Кто идет». Достойный источник вдохновения, который был мастерски раскрыт в самостоятельном произведении с помощью гениальной игры актеров и работе сценаристов и режиссера.

Атмосфера фильма достаточно мрачная: снег, ночь, станция, замкнутые пространства и убийца среди них. Отличная завязка, которая заставляет приковать внимание к экрану, чтобы узнать, что произойдет дальше. По первым кадрам понимаешь, что ставки очень высоки. Нечто из другого мира способно имитировать других существ, оно гораздо сильнее людей, его цель, очевидно, завладеть нашим миром.

И горстка полярников старается взять контроль над ситуацией. Интересно наблюдать за этими людьми. Как они выстраивают отношения, кто берет инициативу в свои руки, для кого принятие решений является непосильным, а кто готов брать такую ответственность для себя. Карпентер отлично показывает взаимоотношения людей, попавших в смертельно опасную ситуацию. Кто сможет показать себя лидером? Конечно же, герой Курта Рассела. Он запоминается лучше остальных. Особенно вместе с огнеметом наперевес.

Тема вторжения пришельцев на Землю, кажется, популярна всегда. Данный фильм прекрасно раскрывает негативно-ужасающую возможность подобной колонизации планеты. Как бы человечеству не хотелось новых открытий и контактов с неизвестными цивилизациями, стоит помнить (этот фильм тому пример), что гости могут оказаться очень опасными. Считаю, что эта тема красной нитью проходит сквозь все повествование.

Техническая составляющая достаточно круто смотрится и по сей день. Пусть в то время не были развиты компьютерные технологии, которыми сегодня изобилуют многие фильмы. Монстры, которые предстают в кадре, получились очень убедительными. Они жуткие, гадкие и отвратительные. Они пугают, заставляют нервничать и переживать. Не это ли главная цель фильма ужасов? Думаю, это.

Фильм «Нечто» шикарно передает гнетущую атмосферу, накал между людьми, что оказались один на один с ужасом неизвестности, вопросы доверия, если уже не знаешь, товарищ перед тобой или монстр. Фильм и сегодня заставит испугаться, запомнится, вызовет эмоции страха, которые и призван извлечь из недр души.

9 из 10

29 ноября 2018 | 16:57
  • тип рецензии:

Фильмы Джона Карпентера. Фильмы Джона Карпентера никогда не меняются. Даже в более поздних и не особо выдающихся образцах, проглядывается очередная идея, лежащая на поверхности. Каждый зритель, способен толковать эту идею по-своему. Из слэшера, психологического триллера, постапокалипсиса, боевика о вампирах и хоррора о пришельцах, режиссёр выстраивает свою собственную задумку, без посторонних рук помощи мысленного характера, не считая видения художественно-оформительных элементов и прочих технических наработок, без которых одному человеку справиться со своим кинотворением будет очень непросто. «Нечто» трансформировалось в свою самую запоминающуюся форму из культового рассказа «Кто идёт?», до этой ленты, была ещё одна, не столь пугающая, не очень авторски уникальная и не преподносящая смелости как таковой. Карпентер же последовал более решительным путём, превратив буквенный оригинал в ещё более прекрасное творение, усилив и без того параноидальный эффект, обработав его, словно профессиональный мозгоправ недоверием к своим, казалось бы, товарищам. Так инопланетная зарисовка, становится чем-то большим... Даже фильмы о «Чужих» не столь многогранны и глубоки, а в «Нечто» даже есть «закадровые рассуждения», что генерируем в своём сознании мы, а не кто-то за нас, и именно таким стратегически действенным способом, один улавливаемый только во время просмотра процесс, перетекает в другой, тем самым идя на контакт со зрителем.

Благодаря реалистичной приземлённости, поверить в происходящие события не составит труда. Человечество довольно давно гонится за сенсациями о Зелёных человечках, и чего только за последние лет пятьдесят мы ни услышали и ни повидали, если так можно выразиться: очень много слов очевидческого характера, даже были люди, кого якобы пришельцы похищали и творили с ними разные вещи, кто-то говорит, что после встречи с ними, становится понятно — они поделены на этакие кланы с хорошими и добрыми гуманоидами... Всё это не считая многочисленные документальные фильмы, что пытаются нам буквально внедрить факт существования Внеземной (а порой даже и Земной, сокрытой в глубинах океана...) жизни. Но, знаете, всё это слова, либо фантазии или проще говоря — эйфория и бесчисленные удивления на пустом месте. К чему это всё, — Джон Карпентер, не выдумывая баек и сенсаций, снял кино о пришельцах (ну или пришельце, тут кому как удобнее), и оно толком то не оказалось востребованным у тех людей, которые как раз таки яро ждали появления НЛО на планете Земля. Большинство предпочло милашку Инопланетянина из одноимённого семейного блокбастера Стивена Спилберга, выпущенного в 1982 году, когда, собственно, и вышло «Нечто». Значит ли это, что земляне ждут от инопланетных гостей «мимими» вместо клыков и щупалец? Возможно. Куда интересней смотреть со всех сторон, и Карпентер выбрал самую эффектную. Его инопланетяне не умиляют, совсем.

Начинается всё под гениальнейшую электронную музыку Эннио Морриконе, с первых секунд задающую настрой неизвестности — снежного саспенса. Антарктика, самое правильное место для разворачивающихся событий. Когда первый раз смотришь данный фильм, видя с открывающейся сцены, как от вертолёта и прицела винтовки по сугробам убегает пёс, уже начинаешь готовиться к дурным последствиям, что вскоре настигнут команду американских исследователей. При повторных просмотрах, ты просто ещё лучше понимаешь, насколько же здорово проделана работа с деталями, ведь Нечто (пришелец) здесь, может принимать внешность любого человека и любого существа, практически полностью копируя поведения поглощённого субъекта. Радует, что тут нет заморочки с опытами и прочими экспериментами. Тварь из космоса этого не требует, всё нужное для нагнетания жути и распространения заразы, уже заложено в её генетическое строение, я бы даже сказал — непредсказуемое генетическое строение. Тема ассимиляция тут раскрыта по полной, последствия соединений инопланетного организма, порождают невиданную мерзость, а части тела уже бывшего человека тем временем, становятся делительной угрозой, когда голова, руки, ноги или живот, начинают жить отдельно от поглощённого носителя, превращаясь в паукообразных, клещнеобразных или даже бесформеннообразных монстров. Бывает и такое, когда одно тело, соединяется с другими телами, образуя тем самым катастрофически глобальную угрозу. Своими сценами трансформирования, «Нечто» каждый раз держит в напряжении. К слову, зрелище явно не для слабонервных. Великолепие в общем-то мясного экшена, завязанного на противостоянии ужасным тварям, что и в кошмарах то не приснятся, подкрепляется живыми персонажами, пусть про их жизнь особо ничего и не известно, их характеры начинают раскрываться в поступках и поведении, словно это ребята из жизни, оказавшиеся в эпицентре терроризирования когда-то давно свалившегося на просторах Антарктики космического гостя.

Из-за темы «Кто свой, а кто чужой?», после получаса от начала просмотра, появляется детективная составляющая, и кино начинает образовывать по-настоящему взрослую мораль, подкрепляемую ещё и взрослым рейтингом. Тот случай, когда кино о монстрах, преподносит порцию размышлений в разы лучше условной растиражированной драмы, ибо некоторые из этих монстров, таковыми являются лишь в твоих глазах, а на деле они — люди, по ошибке, роковому случаю, всеобщей панике и недопониманию, становятся жертвой товарища, пытающегося держать всё под контролем. И имеет ли значение клеймо убийцы в атмосфере хаоса, если всё уже зашло слишком далеко, когда остаётся только попытаться выжить, сохранить человечность и не потерять рассудок?..

Визуальные эффекты фильма на высоте, как и кукольные, или иначе говоря — практические. Роб Боттин, проявил удивительную фантазию, использовав для создания творящейся жути порой неожиданные приспособления вроде майонеза, жвачки или кукурузы. Помочь ему в этом непростом деле, взялся Стэн Уинстон, который довёл памятную сцену с собаками до совершенства.

Несмотря на кассовую неуспешность, у «Нечто» Карпентера крепкое наследие, включая отчасти каноничные комиксы, развивающие концовку фильма, есть отличный приквел 2011 года, который тоже провалился в прокате, к сожалению, хотя в нём было всё: душа, саспенс, восхитительные актёрские работы, совмещение графики и практических эффектов, мощный саундтрек, а самое главное — внимание к деталям и крепчайшая связь с оригиналом. В 2002 году вышла компьютерная игра The Thing, являющаяся прямым продолжением фильма Карпентера, если коротко, то игра — это настоящий идеал проекта по лицензии. Культовость «Нечто» особенная, какая-то родная что-ли, это не просто один проект, а целая мини-франшиза, и каждый поклонник чувствует себя в её различных вариациях как у себя дома.

10 из 10

09 мая 2018 | 07:51
  • тип рецензии:

Как будем выбираться?

А может не стоит выбираться…

(примерно 100-ая минута фильма)

Нечто

Я не хочу рассказывать про Спилберга и его “Инопланетянина”. Извини, бородатый, не сегодня. Я не хочу рассказывать про Скотта и его “Чужого”. Я не хочу рассказывать про Хоукса и оригинальную картину 1951 года. Об этом уже миллиард раз писали в других рецензиях. Только Джон Карпентер, только Курт Рассел, только шедевр 1982 года.

Карпентер уделал абсолютно всех и снял нечто запредельное. Очень мрачное кино, очень брутальное кино, очень страшное кино, очень холодное кино. Женских персонажей – нет! Место действия – Антарктида, т.е. Карпентер вообще не оставляет шансов. “Нечто” вышло между “Побегом из Нью-Йорка” и “Кристиной”, с ума сойти.

Если кто-то начнет бормотать, что не бывает режиссеров, которые могли бы снять несколько хороших фильмов подряд (да и еще в разных темах – утопия-боевик, фантастический хоррор и Стивен Кинг с демонической машиной), отправляйте его к Джону Карпентеру.

Кино начинается с собаки. Собака бежит, а за ней летит вертолет. Первая мысль в твоей голове – Что здесь происходит, товарищ Карпентер? Кстати, смотрите сцену очень внимательно. Карпентер походу ее действительно запугал. Она прям вздрагивает бедная от вертолета. Я – стопроцентный кошатник, но Карпентер явно потерял страх. Все – ради шедевра!

Заставил десятку суровых мужиков – играть! Конечно, некоторые из них появляются всего на несколько минут (толком всех не запомнишь). Все равно, актерка в этом фильме на максимальном уровне. И не только у Курта Рассела, который в очередной раз поразил. Какой же он все-таки крутой дядька и как ему космически повезло стать другом Карпентера. Несколько замечательных ролей отыграл у Джона. Одна из них перед вами.

Но самое главное – кино затягивает по самые уши. Я смотрел его раз пять (честное слово, даже на кассете), решил пересмотреть – глаза выпучил, рот открыл, телефон выключил, не мешайте, смотрю “Нечто” и пытаюсь не моргать. Безумно интересно, а это говорит о таланте Джона Карпентера. Одним словом – мастер.

Понятное дело, что есть горстка людей. Понятное дело, что есть монстр. Вроде бы обыкновенная ситуация для хоррора, но Карпентер заставляет тебя полюбить свой шедевр, сопротивляться бесполезно. За концовку низкий поклон. За музыку низкий поклон. За атмосферу низкий поклон. Самому Нечто – любовь до гроба, крутой чувак.

Смотреть обязательно. Великий фильм от Джона Карпентера.

P.S.

В 2011 году появился приквел, но это уже другая история.

8,5 из 10

01 марта 2018 | 14:49
  • тип рецензии:

Фильм ставший классикой в жанре фильмов ужасов. Впервые этот фильм я посмотрел почти 20 лет назад, тогда, будучи еще ребенком этот фильм меня пугал, но тем не менее я его смотрел всякий раз когда его показывали по телевизору. Пересматривая этот фильм позднее, я понял на сколько же это атмосферный фильм!

События развиваются в научно-исследовательской станции в Антарктиде, где царит вечный холод, ночи долгие и темные, суровый климат выжить в котором крайне сложно и вот в этом месте и развиваются события фильма. Место действия фильма подобрано превосходно, на тысячи километров нет населенных пунктов, помощи ждать не откуда, приходится рассчитывать только на свои силы. Суровость условий жизни и погода, вынуждает главных героев значительную часть времени проводить в замкнутых помещения наедине с жутким, неизвестным существом... ситуация усугубляется тем, что неизвестно кто же уже заражен, кому можно доверять. Бежать некуда, ждать помощи неоткуда. У фильма узнаваемый саундтрек, не смотря ни на что, он хорошо подходит этому фильму, он только помогает погрузиться в гнетущую атмосферу фильма.

Само существо выглядит действительно жутко и устрашающе, зараженные превращаются в не менее жутких созданий. По моему мнению, ни в одном современном фильме ужасов нет на столько пугающих созданий как в этом фильме. В подавляющем большинстве современных фильмов ужасов есть хорошие спецэффекты, графика на высоте, но зачастую они выходят не страшными, монстры или создания в них не выглядят жутко, а в лучшем случае вызывают отвращение. Поведение самих персонажей не выглядит каким то нелогичным, вообще не возникает желания упрекнуть кого то из персонажей в каких то нелогичных действиях, а это большая редкость для фильмов ужасов!

9 из 10

24 декабря 2017 | 19:04
  • тип рецензии:

Одинокая исследовательская база США, Антарктика. Заунывный распорядок дня обрывает нежданное посещение норвежских коллег из соседней базы. Стремясь поймать убегающую собаку, нежданные гости вынуждают американцев взяться за оружие, что приводит к весьма печальным последствиям. Однако самое ужасное произойдет уже вскоре, так как вместе с животным на исследовательскую станцию проникло грозное инопланетное существо, принимающее внешний облик своих жертв. Так что суровым парням, лишенным женского тепла и внимания, придется защитить себя, а может даже всю нашу планету, от вторжения смертельно опасного монстра, умеющего лишь плодиться и убивать...

Режиссер Джон Карпентер снял римейк знаменитого хоррора 50-х, и тем самым смог доказать всем, что в некоторых случаях оригиналы оказываются в несколько раз хуже. Взяв за основу старый фильм и роман, по которому он был поставлен, Карпентер поставил напряженное действие, которое не пытается казаться чем-то иным. Фильм пугает, заставляет следить за всем, что происходит на экране без отрыва. За происходящим по-настоящему интересно наблюдать, потому что герои получились живыми, настоящими парнями. Они может не обладают шикарной внешностью, зато в них веришь и понимаешь, что далеко не все доживут до конца.

Главную роль в 'Нечто' исполнил любимчик Джона Карпентера, Курт Рассел. Ар Джей МакРиди в его исполнении стал собирательным образом суровых парней из 80-х, которые предпочитают держать ситуацию под полным контролем, а когда того вынуждает сложившаяся ситуация, то без раздумий пускает в ход оружие. МакРиди немногословен, но понять, чего он хочет, несложно. Он уважает своих коллег и при этом не боится вступать в спор. Рассел сыграл уверенно и достойно. Благодаря нему фильм получился колоритным и в меру жестоким.

Неудивительно, что 'Нечто' 1982 года стало классикой. Этот фильм сумел пройти проверку временем и что-то мне подсказывает, что ничего подобного в жанре снято уже не будет. Эталонная история, пугающая и вместе с тем увлекающая до самого конца, заслуживает внимания и уважения со стороны зрителей.

10 из 10

02 сентября 2017 | 13:33
  • тип рецензии:

«Нечто» - шедевр научно-фантастического хоррор кинематографа, изменивший сам вектор жанра, значительно повлиявший не только на всю киноиндустрию (например, в «8» Тарантино позаимствовал у «Нечто» нарративную канву, атмосферу, кипу сцен и, конечно, Курта Рассела), но даже и на разработчиков культовых компьютерных игр, таких как «Doom 3» или «Dead space» (примечательно, что и сам фильм также стал довольно неплохой игрой). Однако, как и все великое, на десятилетия опережающее историю, «Нечто» суждено было отторжение со стороны современников – картина едва окупилась в прокате, а критики не оставили камня на камне от эстетической претензии фильма на то, чтобы называться искусством. Ленте не повезло – она вышла не в то время и не в том месте. Если в конце семидесятых поколение свободы, травки и секса, воспитанное под Никсоновским началом живо интересовалось всевозможными формами уродства, страха, отчаяния и насилия, то культурно-ориентированные для тихой семейной жизни дети Рейгановских восьмидесятых категорически отвергали что-либо подобное. Но время все расставило по своим местам – к концу десятилетия оказалось, что идиллическая безмятежность лишь иллюзия, которую вскоре развеяли бескомпромиссные времена Буша – истина тезиса 'homo homini lipus' обнажилась во всей красе, утвердившийся окончательно капитал погрузил мир в коллективный психоз, воскрес из пепла экзистенциализм, а человек ясно понял, что он совершенно один среди миллиардов «чужих». В «России» становлению фильма как культового также способствовала атмосфера девяностых, «хищнического растащительства», при котором открылось ужасающее нравственное уродство человека. Таким образом, к началу нового тысячелетия лента стала канонической, однако для Карпентера, давно разуверившегося в собственных силах это было слабым утешением.

Для более глубокого анализа картины углубимся в некоторые аналогии. Во-первых, ленту следует рассматривать в контексте всего творчества Карпентера, но прежде всего в паре с другой культовой лентой режиссера «Чужие среди нас», созданной на излете восьмидесятых в качестве своеобразной мести этой лицемерно-благодушной эре развитого потребительства. Дело в том, что «Чужие» и «Нечто» являют собой, по терминологии Гегеля, противоположности одного единства. То, что в «Чужих» разворачивается экспоненциально, в «Нечто» носит сугубо индивидуально-личностный, экзистенциальный характер. Можно сказать, что «Чужие» есть закономерный сиквел «Нечто», повествующий о том, что произошло после того как чума все-таки достигла цивилизации (парадокс, что последняя и есть сама чума). Кто же такой непонятный пришелец, который умеет в точности, вплоть до мельчайших черт характера, копировать любую форму организма? Это ни что иное как известный «симулякр» Жана Бодрийяра, популяризированный позднее «Матрицей». Абсолютно идеальная копия, неотличимая от оригинала, которого уже более не существует (в фильме, например, «Нечто» ассимилирует оригинал попросту пожирая его с потрохами). Тут встает вопрос, волновавший философов тысячелетиями – как доказать, в том числе и самому себе наличность и истинность своего бытия? Ответ Карпентера неутешителен – лечить вирус «симулякра» лучше всего радикально, т.е. огнеметом.

«Нечто», равно как и «Чужие» зачастую рассматривают как метафоры и аллегории на различные социальные проблемы, как скрытую критику общества потребления, коммунистического тоталитарного строя, массовую ксенофобию по отношению ко всевозможным «чужим» (террористам, азиатам и, конечно, комми), как референцию бессознательных страхов перед скрытой угрозой эпидемии спида или рака (тем паче, что «Нечто» отчасти повторяет систему действия последнего) и т.д. Действительно, всевозможные фантастические вымыслы в основном берут свое начало из социальных реалий и имеют прямую, непосредственную связь с последними. Однако величие и прелесть «Нечто» заключается не только в мощнейшей аллегорической составляющей, но скорее в том, что он перешагивают последнюю, выходя из сферы непосредственных насущных интересов в сферу вековечных вопросов существования. Несмотря на свою фантастическую форму, фильм по сути в высшей степени реалистичен и повествует скорее не о борьбе с монстром-симулякром, но о схватке человека с самим собой и собственным психозом. «Нечто» в такой же степени может являться не объективным существом, а фантазматической проекцией потерявшего грани рассудка – от этого решительно ничего не меняется. Поэтому можно смело сказать, что прямым потомком фильма Карпентера является знаменитая картина Попогребского «Как я провел этим летом», которая повествует решительно о том же, но при этом лишена «прелестей» в виде красот трансформаций монстра, на создание которых ушло больше года. «Нечто» же есть хоррор в истинном смысле, а именно «horror vacuI», т.е. боязнь боязни, чего-то иррационального, алогичного, «чужого», того самого безумия, что как мы совершенно точно знаем, гнездится где-то внутри нас и внутри нашего ближнего, и эта «вещь в себе», вероятно, ужасна и смертоносна.

Особо стоит отметить, как удачно выражает саму идею вакуума, бескрайней пустоты ужаса фирменное стилистическое решение Карпентера. Безбрежность пустых, мертвенных пейзажей подкрепляется эмоциональной выхолощенностью кадра. Режиссер, помещая группу людей в замкнутое пространство, ментально отдаляет их друг от друга на космические парсеки, при этом по отношению ко всем героям сохраняется дистантность, даже истинность существования протагониста Рассела в один момент ставится под вопрос. Нечто обретает форму благодаря сочетанию гениальной работы одного из лучших операторов Дина Канди, который достиг, кажется высшего левела по искусству работы со стедикамом и нехарактерно авангардной для Эннио Морриконе электронной музыкой. Безупречности саспенса трех гениев своего дела в одиночку противостоял двадцатидвухлетний паренек по имени Роб Боттин. На его неокрепших плечах лежала архисложная задача инвертировать атмосферу и стилистику картины – от неопределенности мистического к тошнотворности осязаемого, от тревоги бессознательного к хаосу физиологического, от фантазии абстрактного к хаосу вещного. Боттин с характерным для юношей максимализмом, выложил себя без остатка, применив все свои знания, умения и таланты и доведя себя до больницы от истощения. Его работа получилась безукоризненна – ни одна самая совершенная компьютерная модель не сравнится с простым чучелом из коровьих кишок, гипса и лубрикатов, вдохновленного Мунком и Босхом. Именно благодаря Ботину «Нечто» обретает окончательную и непревосходимую цельность – его работа, как и должно, именно слишком наглядно-отвратительна, хаотична и ужасающе физиологична даже по сегодняшним меркам – она словно отрицательный экстремум для horror vacui первой части, который максимально резко репрезентирует (и превосходит) нашу фантазию, вводя зрителя в ступор, играя на контрасте с саспенсом, психологизмом и параноидальной атмосферой фильма. До сего дня никто так и не превзошел Боттина. И вряд ли превзойдет.

В итоге «Нечто» - один из самым философских, глубоких и многосторонних хорроров, когда-либо снятых. Глубиной мысли сочетается в нем с совершенством формы, метафизическая тревога, ритмически выверенный танец потустороннего, идеально подстраивается под гиперреальность уродства, наглядность хаоса, тошнотворность сущего. Темы, поднятые в американском кино еще в пятидесятых нашли в ленте Карпентера свое окончательное и полное развитие. Дальше – только самоповторы и сиквелы. «Нечто» же, воистину, уникально и эксклюзивно, хоть и само является сиквелом, но никак не симулякром.

16 июля 2017 | 14:38
  • тип рецензии:

После очередного просмотра этого фильма вспоминается бородатый анекдот.

'Стадии взросления человека:

1) Боится фильмов с Фредди Крюгером.

2) Смеется над фильмами с Фредди Крюгером.

3) Согласен с Фредди Крюгером.'

Это справедливо не только для Фредди, но для любого киношного монстра, с которым сражаются не очень умные герои. Фильмы о нечто вызывают схожие чувства.

Без сомнения, Нечто - превосходный фильм ужасов. Монстр смотрится пугающе и по сей день. Актеры играют убедительно.

Но при повторном просмотре становится заметна глупость персонажей. Остается только посмеиваться, глядя, как они облегчают своему противнику задачу. Главный герой не только внешне, но и эпатажным поведением напоминает Джигурду. Случались курьезы, когда изображения Курта Рассела в образе Макриди путали с ним.

Наверное, создатели не хотели такого эффекта, но многим зрителям интересен сам монстр. То, как он устроен, насколько умен, его цели и максимальные возможности. Например, писатель-фантаст Питер Уоттс по мотивам этой картины создал прекрасный рассказ 'Нечтожества'.

Несмотря на перечисленные ранее недостатки. Нечто - картина из разряда 'Must see'. Главное, во время просмотра не пытаться искать нестыковки и ошибки.

9 из 10

13 мая 2017 | 19:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: