'Ванильное небо ' смотрел несколько лет назад. Сравнить два произведения было интересно, но все же оставалось место для мысли о том, что просмотр будет скучен оттого, что сюжет уже известен. Ан нет, просидел не отрываясь от экрана. Вывод такой: оригинал однозначно лучше голливудского варианта.
Во-первых, здесь намного четче выстроено повествование, все не так сумбурно как в 'Ванильном небе '. Вся информация подается нужными порциями, чтобы постепенно раскрывать зрителю суть происходящего, но и держать в напряжении. Вобщем с сюжетной точки зрения все выстроено более грамотно.
Ну а во-вторых у нас не бездушное голливудское кино с бездушным Томом Крузом (ну не удалась ему эта роль так хорошо ка его испанскому визави), а отличный триллер талантливого испанского режиссера, кторый надеюсь и впредь будет радовать нас таким замечательным кино.
Европейский фильм «Открой глаза» никогда не стал бы так знаменит, если бы в США не прониклись его оригинальной идеей и не слепили бы слащавый римейк, завоевавший множество зрителей. И все же, «Открой глаза» фильм на порядок более сильный, где даже фантастическая идея отходит на второй план, а на первом стоит судьба путающегося между снами и реальностью любвеобильного наследника родительского состояния, вынужденного считаться со своими загадочными партнерами по бизнесу. Его хваленые отношения с девушками, традиционно не затягивающиеся дальше одной ночи стремительно перерастают в увлечение загадочной, раскованной и искренней девушкой Софией, которую он уводит у лучшего друга и влюбляется с первого свидания.
Шаг в сторону, небольшое искушение и Сезар навсегда лишается прославленной красоты, превращаясь в некое подобие героя романа Гюго с застывшей послеоперационной «ухмылкой» на изуродованном лице. Мрачный европейский реализм тут сочетается со знаменитой сказкой о красавице и чудовище, в которое обратился прекрасный принц. Цветущая жизнь обращается в темный сад с одним единственным цветком, Софией, которой он даже не может объяснить, что был готов остаться с ней еще до того, как все потерял. Сезар остается в гордом одиночестве, эгоцентризм проявляется во всем – он не полагается на людей, только на самого себя, отсюда все его беды и комплексы, выползающие наружу, как только он лишается «самого дорогого». И фильм прекрасно демонстрирует, что внешность – не главное. София умна, чтобы считаться с этим, а лучший друг верен и не выказывает неприязни и кошмар порождает не столько внешнее уродство, сколько его самоощущение.
В итоге мучаешься вопросом, а что под маской у Сезара, когда он отходит после психоза в тюрьме. Сохранилось ли уродство, или и оно было всего лишь сном. К тому моменту реальность сюжетного полотна становится настолько иллюзорной, мешающей сон и явь, что к каждой сцене зритель относится с подозрением. Полное восстановление лица тут один из самых сказочных моментов, в продолжение темы красавицы, любовью вернувшей чудовищу облик принца, к этому эпизоду временно даже подходит сказочное восприятие, где после испытаний все становится еще лучше, чем было, углы сглаживаются, но все оказывается не так просто. Без явных режиссерских подсказок, даже целых объяснений, разобраться в сюжете было бы тяжело, настроение мечется между романтической мелодрамой и мрачным психологическим триллером, где ответ даст добрый дяденька на крыше небоскреба.
Сам смысл понятия «открыть глаза» многогранен и даже в меньшей мере используется, как фраза, пробуждающая ото сна. Это выражение, требующее трезво оценить ситуацию, сделать выводы и принять решение. Природа выхода из сновидения точно соответствует этой последовательности и в большинстве случаев и когда человек осознает, что видит сон, он просыпается. Оценка Сезаром своего положения в глазах людей и приводит его к роковым последствиям, к упованию на мечты о счастливом научно-совершенном будущем, вместо попыток наладить настоящее. Отчаяние приводит его в лоно весьма сомнительных перспектив, и уже по одной недосказанности заключительных фраз на фоне черного экрана можно думать о двойственности: либо утопия, либо яркий крах.
И все же фантастичен фильм в большей мере, чем хотелось бы. Режиссер избрал очень доходчивый способ объяснения, однако не очень-то вдавался в научные рассуждения, сосредоточившись на психологическом моменте. Потому вопрос, каким образом замороженный труп видит сны останется без ответа на совести расплывчатых рамок «научной фантастики». Внимание этому вопросу намеренно сводится до минимума, как и того, что могло породить сбой системы. Реальность сопоставляется с мечтой, но и то и другое заканчивается примерно одним итогом, и о каждом можно сказать, что «это лишь формальность». Порождается любопытный вопрос, если Сезар так стремится к счастью в другом мире, найдет ли он его хоть где-нибудь. Жаль, что этому вопросу, как и теме о самосознании вымышленных людей уделили так мало времени.
Итог: психологическая мелодрама с ярким фантастическим допущением, сопоставляющая мечту и реальность, к тому же, при всей своей романтичности заканчивается очень не утешительным ответом, с какой бы стороны на него не поглядеть.
Открой глаза. Шепчет ему нежный женский голос. Он встаёт, принимает душ, одевается и садится в машину. Едет по улицам без пробок и суеты, где ни гласа, ни воздыхания, ни звука. Лишь мёртвая тишина. И он в ней — молодой, красивый и богатый наследник по имени Сесар, который своим мужским обаянием с лёгкостью завораживает женщин. Обласканный их вниманием и заботой, ловелас прожигает жизнь. Однако она не так сладка, когда в целом мире оказывается он один — возмущённый, озадаченный, растерянный, кто ещё вчера думал, что жизнь под его контролем, а теперь она в миг распалась в прах, разом раскрыв всю палитру одиночества. Но, возможно, это лишь сон, раскрывший его внутренние страхи. Открой глаза… И снова утренняя суета с душем, переодеванием, но теперь уже с девушкой в постели. Теперь он в настоящем мире. Или ещё нет. Может, временно. Сесар больше не желает Нурию, ещё утром лежащую голой у него на кровати, ведь лучший друг знакомит его с другой обворожительной красоткой, Софией, в которую неожиданно для себя он влюбляется, а она в него. Эта девушка как редкий сорт винограда, чей потенциал стоит только раскрыть и он немедля вскружит голову и одурманит. Она подобна сну, обволакивающему Сесара дрёмой тепла и уюта. Однако картина предстаёт не только в антураже романтической мелодрамы: в связи с роковыми обстоятельствами главный герой оказывается изуродован, а от его былой красоты не остаётся и следа. История задаёт тон психологического детектива, а позже и вовсе фантастического триллера. Образы двух женщин, противоположных по характеру, опытной и умелой в сексуальных делах Нурии и нежной, утончённой Софии, сливаются воедино, находя отражение в шатком психическом состоянии Сесара, где со временем образуются столько возможных параллельных жизней, что настоящая реальность скрывается сразу за несколькими дверьми, а вся жизнь предстаёт в виде сна. Или иллюзии сна.
«Abre los ojos» — вереница событий жизни одного человека, вплетённых в одну сеть, а его режиссёр Алехандро Аменабар — паук, плетущий эту самую паутину. Чтобы не попасть в собственные тенёта, охотник постоянно вырабатывает немного сухой нити. Он хорошо знает, где находятся безопасные участки, и, притаившись на одном из них, терпеливо ждёт, пока жертва не попадёт в ловушку. Главный герой, собственно, является жертвой, точнее — испытуемым, блуждающим по ловко плетённой паутине, изредка натыкаясь на временные пристанища. Выход — в осознании того, где ты находишься, что не так-то просто. Сначала всё подобно неосознанному сну, где реальность искажается, а воображение рисует образы и заставляет взаимодействовать с ними, творя новую историю. Реальность перетекает в сон, а сон кажется трансерфингом реальности, где события происходят в бесконечном числе пространств одновременно, и, благодаря концентрации энергии мыслей, с одной линии жизни можно перескочить на другую. Аменабар выстраивает свой фильм на психологических интонациях и совершает разные метаморфозы со своим героем вроде различных вариантов развития реальности по желанию последнего, либо непроизвольно, при этом не слишком заботясь о его дальнейшей судьбе. Сесар стремится докопаться до истины, но иллюзорность окружающего мира и самих людей играет с ним в злую шутку. Он, как и любой другой в такой ситуации, пытается разобраться в самом себе и собрать кусочки пазла, что внезапно разбились вдребезги. Постановщик ведёт нарочито сложную игру со зрителем, стараясь завуалировать не особо мудрёные ответы головоломными вопросами, и этой своей тактикой напоминает финчеровскую «Игру». Но там, где Финчер даёт развёрнутые ответы, Аменабар предпочитает вязкую тину метафорического конструкта, прежде чем обрушивает на зрителя финальный твист. К тому же в «Игре» у главного героя был осознанный выбор, здесь он теряет всё внезапно, а фантастический элемент лишь усиливает эффект от истории об утрате своего Я.
Киноленту Аменабара следует отнести к тем немногим фильмам, когда ловишь себя на мысли, что тебя водят за нос, причём на протяжении всего просмотра, но от этого только приятней. Азарт лишь усиливается, а экстаз подобен новому сорту метамфетамина, попавшему в руки искушённого наркомана, знающего толк в этом дурмане. А я вот не знаю. Не знаю, зачем всё это пишу, мне не по себе от этих строк. Некоторые из них странные, другие будто повторяются. Наверное, дежа вю. Или я просто сплю. Но это как наяву. Смотрю на собственные пальцы, и, кажется, что они бегают наперёд моих мыслей, непроизвольно и машинально. И я словно отрываюсь от реальности, погружаясь в безмятежный мир, околдовывающий своей гробовой тишиной. Мне немного страшного от этого, поскольку чувствую себя марионеткой, которой управляют тонкими нитями из-под потемневшего от никотина потолка. Однако кукловода не видно. С кем я вообще разговариваю? Пожалуй, это просто мои мысли, я не сошёл с ума. Однако непонятно, почему я так старательно пишу обо всём этом, словно по поручению. На меня так повлиял вчерашний фильм перед сном? Может, я больше ничего не контролирую и неосознанно совершаю свой каждый шаг, управляемый этими грёбаными нитями. Но я их тоже не вижу. Скорее всего они невидимы, так или иначе, я схожу с ума. Или нет, ведь всё в моих руках, и, думаю, я могу сказать, что захочу, даже бессвязные слова, как борьба, взрывной, экстравагантный. Однако, возможно, я их употребил не случайно, как, к примеру, говорит запрограммированный робот. Я могу написать так вокинселок, и вот так вокорамус. Хотя… если задуматься, то это может быть всего-навсего уловкой, хитрым манёвром, создающим иллюзию того, что всё под моим контролем. Да, возможно, я брежу. Все эти мысли взрывают мне мозг, заставляют каждый нейрон в моей голове биться в конвульсиях от непонимания. Наверное, так и чувствовал себя Сесар, желающий в нескончаемом дурмане услышать только одно.
Да... После просмотра этого фильма осталось четкое впечатление, что Голливуд - помойная яма и любую идею для него загубить - раз плюнуть. Это я про 'Ванильное небо'. На мой взгляд фильм гораздо лучше исследует природу сна и иллюзий, нежели это было в относительно свежем проекте 'Наука сна'.
Главный герой - плейбой, мачо. Прожигает свою жизнь, меняя девушек, как перчатки. Однако после одного случая жизнь его превращается в один сплошной ад, все летит к черту. Картины вымышленного сна и реальности сменяют друг друга, не давая иногда опомниться ни главному герою, ни зрителю, наблюдающему за его практически экзистенциальными мучениями.
Если хотите, практически все происходящее на экране - это вольная интерпретация романа Филипа К. Дика 'Убик'. С его идеями сна и реальности, переплетающимися друг с другом настолько, что уже практически невозможно для себя отличить эти явления. Ну и конечно, идея послежизни. Криогенные установки также встречаются у фантаста. Только на мой взгляд, у Аменабара это объяснено гораздо проще, но с другой стороны снято все это так легко и изящно, что официальной экранизации уже и не надо.
Аменабар - отличный визуалист (за что его и приняли радушно в Америке), вроде бы исследуя футуристический мир, на самом деле заглядывает в темные закоулки человеческой души, куда порой и самим смотреть не всегда хочется. Даже название у этого кино выглядит весьма и весьма символично - 'Открой глаза'.
И в самом деле, стоит только зрителю открыть глаза, внимательно приглядеться и откроется то, что возможно ускользнуло от него при первом просмотре. И конечно, не дай вам бог, посмотреть голливудскую версию. Не то. Совсем не то.
Прекрасный фильм, прекрасная идея, 'Открой глаза' трактует гениальность. Потом уже понимаешь с годами, что все части Матрицы лишь превосходная компановка, того, что уже было.
Это фильм как основа, и потом мы получаем 'Ванильное небо', на самомм деле, более логичное и гармоничное...
Сопоставляя два фильма, понимаешь, как много нового и прекрасного добавил Кэмерон Кроу (режиссёр и сценарист Ванильного неба), каких актёров собрал.
Но комментарий я пишу именно здесь, потому что именно 'Открой глаза' так трепетны и только они могут претендовать на гениальность. А копии талантливого всегда остаются лишь только копиями.
Фильм сразу после просмотра вызвал ощущение некоторого разочарования с одной стороны от некой недосказанности, с другой - от упрощенности сюжета до банальной фантастической истории. Попытавшись осмыслить логику всех эпизодов, многое не понял именно в плане последовательности развития мысли. Что же хотел показать режиссер в запутанности времени и пространства... Поэтому, отбросив сюжетную линию, подумал о том, что же я вынес из просмотра.
Во-первых, это безупречная Пенелопа Крус, воплощающая в себе мир мечтаний главного героя. Она как будто и не существует в реальности, как будто и не нужна ему, ведь он считал, что настоящей девушки, созданной для любви и поклонения в этом мире нет, но вот она появляется... В ее угольных глазах вся красота жизни, и герой изменяется воздействием этой волшебной силы.
Во-вторых, это тема отношений друзей - тема предательства лучшего друга из-за любви, тема проверки дружбы перед лицом беды (вечные темы для всей мировой литературы от Шекспира до Высоцкого).
В-третьих, это значение лица человека в его жизни. Оказывается, с его изменением (обычно очень красивого на уродливое вследствие катастрофы) очень трудно жить как раньше. Где же тогда все великие мысли о важности внутреннего мира. Прекрасно должно быть все и важнее оказывается то, что на поверхности, что молодо и красиво. Особенно для другой невероятной красоты, которой нужен соответствующий партнер.
В-четвертых, это тема для психоаналитиков о подсознании человека. Тут вспомним сразу фильмы Линча (Внутренняя империя, Шоссе в никуда), Ханеке (Скрытое).
Человек сложен и склонен выдавать свои иллюзии за реальность, а потом быть недовольным и этой виртуальной реальностью. Аменабар задает вечные вопросы о смысле жизни.. Что есть жизнь ? Может это лицедейство в парке под проливным дождем, может разговор в полночный час вдвоем, а может пьяное одиночество в баре, когда все важные для тебя люди отвернулись.
И многие другие темы проступают в этом пестром, эмоционально наполненном полотне. Музыка замечательная, игра актеров хороша. Не смотрел Ванильное небо, поэтому сравнивать не буду, и, наверное, это лучше для честности восприятия именно данного фильма.
Главный же вопрос задают Сезару перед тем, как машина разбивается.
Я думаю, довольно ожидаемо и в общем-то нормально сравнивать 'Открой глаза' с 'Ванильным небом'. Я решила написать все же про этот фильм, а не про 'Ванильное небо', потому что мне он понравился.
Главный герой Сезар - типичный Нарцисс. Красивый, богатый и не слишком отягощенный моральными качествами. Ничего ему не стоит и девушку у лучшего друга отбить, и прежнюю подружку послать куда подальше без долгих объяснений, и грандиозную пьянку закатить по поводу собственного дня Рождения, куда несомненно придет куча знакомого и незнакомого народа. В общем, жизнь удалась.
Наверное, все бы хорошо, но 'Открой глаза' - фильм, на самом деле, довольно сложный. Мифический Нарцисс умер в одиночестве и полном отчаянии, потому что любил только себя, потому чго волновал его только лишь он сам. А с нашим героем судьба, а точнее последствия его собственных действий, его эгоизма и самолюбия, сыграли злую шутку.
Дальше начинается настоящая фантасмагория, совершенное отсутствие грани между реальностью и, как в последствии выясняется, не сумасшествием, а сном главного героя. Просто какая-то игра с его сознанием, бесконтрольная.
Очаровательна сцена, где героиня Пенелопы Крус подрабатывает мимом, в клетчатом балахоне, с лицом, густо намазанным белой краской, словно в маске. К ней подходит изуродованный Сезар, а на нем на самом деле такая же маска, как и на ней, его уродство, потому что в душе он так и остался красивым, и это новое ему никогда не принять.
Я не любитель мистики и фантастики, но этот фильм захватывает. Ну и все же от сравнения не удержусь: Эдуардо Норьега играет лучше Тома Круза, а Пенелопа Крус лучше самой себя. Актеры, играющие роли второго плана, мне тоже понравились больше.
В руках испанского режиссера Аменабара фильм получился авторским, необычным, в отличии от весьма коммерческого 'Ванильного неба'. Да и потом создать историю всегда более ценно, чем ее просто взять и повторить.
'Открой глаза, открой глаза, открой глаза!' Этими словами на протяжении всего фильма женский голос пытается вернуть к реальности главного героя. Но что значит 'открой глаза'?...Привычный переход из состояния сна к бодрствованию?...Открыть глаза - означает постичь истинную реальность, саму жизнь.
'Abre los ojos' - шедевральная режиссерская работа Алехандро Аменабара, который в одном фильме сумел раскрыть такие проблемы психоанализа, на которые и по сей день нет однозначного ответа.
Что есть сон? А что есть реальность? Сон - это загадочная материя, тонкая грань между нашим 'настоящим' и 'желаемым'. Во сне свое отражение находят все наши самые смелые и заветные мечты и самые черные страхи. Если нам снится кошмар, то нам поскорее хочется проснуться, а если это сладкая фантазия, то хочется чтобы она длилась бесконечно. И вот вы просыпаетесь, открываете глаза...А вы уверены, что это и есть подлинная реальность? А может вы наоборот заснули? Вы можете сказать это наверняка? Ведь, как утверждают ученые люди, реальность - это то, что существует в вашем сознании, за пределами сознания нет ничего.
Фильм Алехандро Аменабара - это маленький ключик, подсказка к разгадке тайн снов и грез. Главный герой фильма Сесар в какой-то степени жертва и объект исследования своих собственных страхов и фантазий. Пострадав в страшной автомобильной аварии он решается на довольно рискованный шаг - креонизировать собственное тело: покончить жизнь самоубийством, в то время как ученые заморозят его тело, чтобы воскресить Сесара позднее, и жить в искусственно созданной реальности, которая существует лишь в его воображении. В мечтах Сесара все только так как он хочет - привлекательная внешность, деньги, друзья и любимая девушка София. Но в определенный момент в сценарии происходит сбой, и красивая сказка оборачивается страшным кошмаром. Сесар перестает осознавать, что есть сон, а что реальность. И только в конце он понимает, что все это время его жизнь была лишь сном, экранизацией его фантазий.
Каждый человек любит мечтать, и хоть раз в жизни мечтал о том, чтобы все сложилось только так как он того хочет. По собственному сценарию. Фильм 'Открой глаза' напомнил мне другой замечательный фильм 'Мистер Никто'. Как бы было замечательно прожить несколько вариантов одного и того же события, из совершенных ошибок извлечь выводы, изменить то, что хочется забыть, что-то вернуть, исправить. Но вот только доставило бы вам удовольствие жить и осознавать то, что ваша жизнь всего лишь сон, фантазия, что люди в ваших снах - всего лишь выдуманные персонажи, что на самом деле все по-другому. 'Все могло быть по-другому, но иметь тот же смысл'. Сесар осознал это и захотел проснуться, открыть глаза. От себя невозможно убежать даже в своих снах. Открой глаза, проснись для настоящей жизни!
Невозможно не восхититься режиссерским талантом Алехандро Аменабара. Все его фильмы совершенно различные по своей тематике, жанру, но при этом захватывающие и необычайно философские. В каждом фильме он старается поднимать довольно острые проблемы - насилие в современном кино и СМИ ('Дипломная работа'), добровольный уход из жизни ('Море внутри'), сон и реальность ('Открой глаза'). Приятное послевкусие и долгое послемыслие - вот визитные карточки картин Аменабара.
`Открой глаза` - откровенная, искренняя история, запакованная в тщательно завуалированную фантастическувю капсулу. Точно также, как когда-то поступили с одним из героев фильма, поступал и наш Андрей Арсеньевич Тарковский, в `Сталкере` Стругацких, `Солярисе` Лемма, углубляя фантастическую фабулу, отодвигая её на задний план. Этот же прием использовал и Алехандро Аменабар в своем футуристическом нуаре `Открой глаза` - осталась видна драматическая линия, переживания героев не взорваны сумасшествием гиперэффектов и переигрыванием актерского состава. Эдуардо Норьега действительно озарен душевной болью, Пенелопа Круз еще не отдалась Тому Крузу.
И не сможет отдаться. Ведь `Открой глаза` - её роль-вспышка, неторопливые ласковые поцелуи сверкают сполохами горячей чистой страсти, грудь поднимается в унисон взгляду полуоткрытых ресниц и дыханию не сомневающихся губ, пальцы строят минареты любви, в которых никогда не будет притворства...
Того притворства, растекающегося по длинным стерильным простыням великовозрастного `теленка`, так отчаянно желающего продлить себе жизнь ещё одной гениальной ролью. Чтобы ни делал Том Круз, как бы ни рвал американские жилы актерского таланта в римейке `Открой глаза` `Ванильном небе`, он не смог ни приблизиться к темпераменту Норьеги, ни дать почувствовать, что Пенелопа его действительно желает. Это ни в минус Крузу, он актер очень хороший и всегда старается, это Пенелопа сделала свое `грязное дело`, навсегда заточив свой влюбленный образ из фильма Аменабара в хромированную капсулу Голливуда, согласившись обменять первую любовь на прогулку с олигархом. Так часто бывает в жизни, но не должно быть в кино... Открой глаза, Пенелопа, а мы вместе с тобой на ночном показе в `Художественном`(Москва) в ночь фильмов Алехандро Аменабара. Человека, проповедующего искренность.
Сон и реальность. Где кончается одно и начинается другое? Почему сны такие, какими мы их видим, может все неспроста? А если открыть глаза, кончится ли сон и начнется реальность?
Непростые для понимания, загадочные вопросы, но важные. И ответы на них нелегко найти. Да и, наверное, для каждого человека они будут свои. Сам фильм тоже не дает ответы, а лишь демонстрирует то, как при определенных обстоятельствах сон и реальность так переплетаются между собой, что невозможно понять, где ты сейчас, и главное – зачем и почему.
Сезар — красивый парень и богатый наследник, однажды влюбившись, уводит девушку у своего друга. И словно в наказание судьба сыграла с ним злую шутку: его лицо стало безобразным. Но происходит странное: его прежняя жизнь не утрачена безвозвратно, иногда он по-прежнему красив и счастлив. Что это: мечты или реальность. И как понять жив ты или это только кажется.
Под такой закрученной, запутанной оболочкой скрывается фильм о нашей жизни. О взаимоотношениях людей, о поверхностном восприятии мира, когда людей оценивают лишь по внешнему виду, ну углубляясь в их внутренний мир. Когда за красивостью порой скрывается пустота. Когда потеряв ту самую красоту, люди сходят с ума, впадают в отчаяние, не понимая, что есть и другие более важные ценности. А главная из них – любовь…
Из актерских работ выделю, естественно, главную роль Эдуардо Норьеги. Непростая, драматичная и слегка с сумасшедшинкой, но он с ней справился очень хорошо. Из остальных можно выделить хорошо известную Пенелопу Крус, тоже справившуюся вполне достойно, и не особо известных, но неплохих актеров: Феле Мартинес и Найва Нимри.
Не совсем обычный фильм. Точнее не пустая подделка, пустышка в красивой обертке. А именно фильм, в котором есть и на что посмотреть, и что-то почувствовать, испытать эмоции при просмотре, и над чем–то задуматься. И сюжет довольно интересный, по своему закрученный, и актерские работы хороши. А еще фильм можно, а возможно даже и нужно пересматривать, ввиду некоторой запутанности он оставляет немало вопросов при первом просмотре. А при следующих просмотрах многое станет ясным и понятным, стоит лишь «открыть глаза».