К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Все знают печально известную историю нацистов, но кто или что стоит за этой историей в действительности? Фильм с невероятным титлом «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом» («HHhH») и с более лаконичным и «героическим» названием «Человек с железным сердцем» попытался рассказать об одной из самых одиозных фигур нацистского террора. «Мозг» вышел в чем-то увлекательным и мелодраматическим, но совершил худшую ошибку байопика – сценарий в конечном итоге мало раскрыл сложность личности в центре повествования.

Хронометраж «Гейдриха» составляет 120 минут и, по сути, представляет собой два фильма. Первая часть (первые 45 минут) концентрируется на сокращенной биографии Рейнхарда Гейдриха. Несмотря на очевидные кинематографические условности именно эта часть и представляет собой наибольший интерес. Фильмы о Второй Мировой, как правило, подаются с точки зрения советских солдат, союзников или различных партизан. Иногда выходит что-то на тему «фашисты тоже люди» («Сталинград» Вильсмайера или «Железный крест» Пекинпы). Здесь же есть уникальная возможность наблюдать, как, в сущности, неплохой человек и офицер Кригсмарине стал печально известной исторической фигурой. Даже жена, в чем-то ответственная за кровожадную карьеру, в какой-то момент выпадает из жизни беспощадного «человека с железным сердцем». Проблема в том, что через основные этапы жизни будущей грозы партизан сценарий пролетает невероятно быстро. Военный трибунал и последующее увольнение с военно-морского флота, брак и рождение детей, отношения с Гиммлером и взлет в СС, чистки политических врагов и, наконец, еврейский вопрос – всё это подано как несвязанные между собой сцены. Те, кто не знакомы с ключевыми событиями тех времен, вообще рискуют не понять, что же происходит.

Вторая половина фильма состоит из процедурного описания убийства Гейдриха, практически один к одному, как в «Антропоиде». В Чехию десантируются парашютисты, ищут местного связного, болтают о семье и все такое. Если в «Антропоиде» хотя бы в деталях показаны этапы подготовки к покушению, то здесь все как-то смазано. А концовка вступает в невероятный диссонанс с большинством сцен фильма.

Несмотря на некоторые вопросы к образам персонажей, Джейсон Кларк и особенно Розамунд Пайк выдают сильную актерскую игру. Кларк, в отличие от немецкого актера Детлефа Боте, являющегося практически полной внешней копией Гейдриха и сыгравший его в «Антропоиде, не всегда попадает в точку, но его психопатические наклонности ужасают. Пайк, сыгравшая Лину Гейдрих, редко появляется в фильме. Она – движущая сила «карьеры» Рейнхарда в СС и, в конце концов, сама поняла, какого монстра она сотворила. После успешного покушения на мужа, Лина также выводится из повествования. А жаль, интересно было посмотреть на то, что она могла бы чувствовать на протяжении всей оставшейся жизни.

У Жименеса был в распоряжении больший бюджет, чем у его британского коллеги, так что это позитивно отразилось на духе времени, дизайне костюмов и общей операторской работе. На самом деле, это довольно неплохой европейский фильм со своей эстетикой.

Увы, Седрик Жименес совершил ту же ошибку, что и во «Французском транзите» - проникнуть в «железное сердце» «Пражского мясника» во время просмотра невозможно. Ранняя жизнь Гейдриха с внутренней агрессией «мясника» становится неотличимой от общей нацисткой агрессии. А капризный эпилог, как и в «Антропоиде», показывает, что борцы сопротивлении всё-таки меркнут перед главной личностью картины. В конце концов, события, сформировавшие чудовищное мировоззрение Рейнхарда Гейдриха, для зрителя должны быть гораздо интереснее, чем жестокости этим человеком совершенные.

5 из 10

17 октября 2017 | 22:03
  • тип рецензии:

“HHhH” – история об одной из самых успешных и известных диверсионных операций Союзников во Второй мировой войне. В ней все просто для потенциального зрителя. Никаких непонятных, условных для кинопленки секретных документов, которые «обязательно нужно похитить». Нет и безликих батальных историй, в противовес.

Физическое устранение одного из самых одиозных нацистских лидеров. Есть цель, есть пара героев. Идеальный потенциал для лихой истории в любимых многими антуражах Третьего Рейха. Красивые формы и кабинеты чиновников, ярко контрастирующие с подогревающими внутри зрителя конечный смысл поставленной задачи жесточайшими сценами массовых расстрелов, прилагаются.

Вот только, что история личность работала, ей должно быть уделено достаточно внимания. Без сюжетной струны, овивающей весь фильм личность главного героя, здесь никуда (понял после просмотра).

Сняли бы историю Гейдриха, щедро и скрупулёзно выстроив его реальный образ – получилась бы биографическая драма. Не просто приклеенный ярлык того жестокого палача по прозвищу «Пражский мясник», а еще и семьянина, сильной и увлеченной персоны, блестящего карьериста… В конце концов, всеобъемлющего, а не двухмерного злодея, записанного парой сухих строчек в нашем с вами школьном учебнике истории – это было бы увлекательно для широкого круга зрителей.

Особенно интересно, что это была бы история, где его всеобъемлющую поступь к карьерной вершине (назову слово «фюрер» так) и твердое мироощущение прервала иррациональная во всех отношениях случайность, которая шла обжигающе вразрез и с планами самого Гейдриха, и с пражскими антуражами пока еще незыблемого Рейха вокруг. Но это случайность, которая заслуживала того, чтобы случиться и войти в историю самых ярких авантюр самой знаменитой войны. Которая хлопком одной бомбы (и последовавшей врачебной ошибкой заодно) дала первую заметную трещину в фундаменте одной империи. Биографической драме хватило бы этой пары выстрелов и взрыва.

А сняли бы историю двух парней, друзей, отчаянных диверсантов и их «невыполнимой миссии» - случился бы динамичный боевик. О дружбе, абсолютном самопожертвовании, и не без трагичной истории любви на фоне войны. Кстати, экранизация с этой стороны недавно уже появилась – неидеальная, но по-своему увлекательная. То есть, потенциал «по ту сторону» главного события этой истории тоже есть.

А что вышло здесь? В фильме есть и то, и другое. Вот только получается, что история становления Рейнхардта Гейдриха и роли его супруги в этом – собрана из последовательных, но недостаточных сцен, чтобы составить цельное и объемное впечатление о человеке. После, посреди фильма он пропадает с экрана, и на первый план выходят диверсанты. Несколькими простыми сценами режиссер рисует их дружбу и этап подготовки, после чего забрасывает на парашютах в лес. Показывает подполье. И масштабность этой части истории тоже не успевает сформироваться. Минимум деталей, до нелепого скомканная история любви. Не успеваешь проникнуться ни тем, ни другим – парни ранят Гейдриха, после чего первые достаточно стремительно получают яркую и эмоциональную развязку, а второй – соизмеримо трагичный и драматичный экранный финал.

Две простые и прямолинейные истории приглушили на экране одна другую, и не получилось цельности в этом фильме. Смотреть – разве что «для галочки», особого масштаба не ждите. Спорный формат замылил достоинства фильма – а, например, ключевые актеры и великолепные в своей точности и просторе экшн-сцены мне очень понравились.

«Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом» - очень старомодное, прямолинейное по подаче кино в стиле западных картин 1960-70х годов о WWII. Если старым жанровым фильмам можно сделать скидку и оценить их положительно, в 2017 году, увы, никак. Это очень простая, топорная и держащаяся на отдельных ярко положительных качествах история, которая не очаровывает. Хотя бы потому, что история здесь не одна, а две – и они сильно мешают друг другу.

Если вы ищете любое приятное кино на вечер, которое оставит определенный эмоциональный осадок в итоге – можете смело пропустить. А вот если вы на всю жизнь запомнили Майкла Кейна в нацистской форме и его убедительную, вопреки всему, игру в старом WWII-фильме «Орел приземлился», “HHhH” – однозначно для вас.

6 из 10

22 октября 2017 | 20:54
  • тип рецензии:

Путаница с адаптацией названия выдала не то, на что рассчитывал я, но кино вышло о другом, жутком и страшном человеке. Перед нами зарождение фашисткой Германии, картина бросает взгляды на военную службу, на разные политические взгляды, чтобы в тени представить Рейнхарда Гейдриха – человека со сложной судьбой и своими взглядами на происходящее. Конечно, зная историю и события в концентрационных лагерях, ты понимаешь, к чему приведёт сюжет, но наблюдать со стороны за этим, понимать, кто действительно стоит за инициативой еврейского вопроса – этим фильм цепляет и оказывает познавательные эффекты.

Интересно, что годом ранее до «Мозга Гиммлера» вышел фильм «Антропоид», который рассказывал историю с обратной стороны баррикад. Стоит отдать должное Джейсону Кларку, исполнившего главную роль, – вышло по-настоящему жутко. Жестокость и ненависть полностью передавали начальные падения персонажа, чем сильнее его дорога сворачивала с правильного пути, чем сильнее ему вставляли палки в колёса, тем сильнее была видна накопившаяся злость. Комок чувств и негативной энергии, которую нужно было где-то выпустить, на ком-то испробовать, где-то её проявить. Предпосылки самые очевидные.

Второй акт фильма демонстрирует навязчивое и легонько проникающее течение национал-социализма. Пути отголосков весьма сложно и драматически отражаются в фильме. Добровольностью здесь и не пахнет, только неизбежность, только круг спасения, который должен поймать Гейдрих, в обратном случае – крах! Тонко и посредством женского влияния в лице Розамунд Пайк можно своими глазами увидеть зарождения той самой политики по очистке расы, по решению демографического вопроса. Оказывается, инициатива «чистки» принадлежала... На этом фильм переключается на реализацию. Главный герой проходит сложный путь формирования самого жестокого лидера партии. А что на кону? На кону долг перед спасением, перед Родиной, перед людьми, которые вывели его на эту тропу, представили в мире.

Первые колонизаторские действия заставляют зрителя врасплох, оставляя ужасающие кадры в голове. Ты понимаешь, что пытается доказать персонаж. Доказать себе самому, но методы просто омерзительные. Несколько сцен насилия для демонстрации способов, как развитие Рейнхарда набирает скорость и стремительные обороты. Фильм выпучивает наружу ту черноту, грязь и жестокость, которая в дальнейшем отразиться на еврейском вопросе. Поражает изменение главного героя, от раненного недотроги и сломленного человека не осталось и следа, перед нами жестокий лидер, «человек с железным сердцем», которому чужды сострадание и эмоции.

Взаимоотношения с семьёй вызывают противоположный эффект, как у персонажей, так и у зрителей. Кажется, невозможным, чтобы у такого монстра была семья, дети, поэтому головокружительное осознание приходит именно на семейных сценах. Как так спокойно? Почему так легко даётся общение? Вот здесь очередной раз стоит похвалить Кларка – одним взглядом переносит все те мысли, которые у него в голове, будто говоря нам: «Вы сами это сделали! Вы этого хотели!».

Параллельно фашистской линии развивается чешско-британская линия сопротивления. Эпизоды будто из другой жизни. Шпионаж и маскировка, скрытые убежища, загадки и главная цель, преследующая всех – остановить Гейдриха, убрать его с дороги. Сюжет метается из стороны в сторону, демонстрируя реакцию немцев и участников сопротивления. Такая погоня и подготовка заставляют следить за каждым действием, ловить каждый секретный знак, вслушиваться в пароли и тайные места сборов. Роковая сцена подрыва автомобиля прыгает словно итог, чтобы в следующем кадре показать флэшбэк и подготовку к важному делу.

Радости и мельчайшие элементы любви, счастья создают драматическую нагрузку, чтобы финальными кадрами, благодаря безупречному монтажу, показать наследие Гиммлера и ответные действия фашистов. Было волнительно и душещипательно. Ты понимаешь, что будет в итоге, но всё равно сильно переживаешь за героев, постоянно желая им только выхода из опасной ситуации. В итоге, картина вышла тяжёлой, сложной, но исторически полезной и эмоциональной. К сожалению, местами провисало повествование, будто закупорилось время. Местами слишком долго был отражён тот или иной промежуток времени, но затяжка подарила прорывные и важные кадры, которые оказали влияние на будущее.

31 января 2021 | 15:49
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: