К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Возможно, на мне сказались заниженные ожидания, особенно после бессмысленного 'Мотеля Бейтсов' 1978 года. Но всё равно картина на удивление хороша.

Во-первых, актёрский состав. Энтони Пёркинс в роли Нормана Бейтса как влитой, и спустя годы ещё лучше играет своего персонажа. Удивительно, что он не особо рослый или широкоплечий - но от него исходит опасность. Он мятущаяся душа, он часто выражает страх, но вместе с тем он действительно выглядит опасно.

На вторых ролях тут актёры, сыгравшие его мать и его самого в молодости. Их имена мне незнакомы, но они шикарно играют, а главное - между ними есть химия, как это модно говорить. Непростые отношения между матерью-одиночкой и сыном они отлично показывают.

Во-вторых, фильм держит напряжение до самого конца. Он начинается со звонка и признания, что после многих лет в завязке Бейтс собирается убить. Как, кого, зачем - неизвестно. И видно, что его это нервирует. Фильм да, уходит после этого несколько в прошлое - но регулярно возвращается к настоящему, чтобы напомнить - Норман всё ещё собирается убить невинного человека.

В-третьих, сказывается накопительный эффект. Это завершение франшизы, и оно прям чувствуется, как финальная глава. При этом сюжет вообще никак не упоминает предыдущие части, ни монашку из третьей, ни безумную мамашу с дочкой из второй. И даже к первой части фильм по сути ссылается лишь музыкальной темой.

Пожурить можно кстати, за бедность музыкального ряда - тут лишь куча вариаций на тему оригинальной темы из фильма Хичкока. Но они играют где надо, и как надо. Так что придраться прям сложно.

Короче, я был поражён. Фильм очень понравился. Отличное завершение истории. Там дальше ещё римейк и сериал есть, но это всё уже другое, очевидно. А так... Будь ещё актуальны физические носители, я бы прям задумался о приобретении в коллекцию.

22 марта 2023 | 04:14
  • тип рецензии:

В 1990-ом году был положен конец истории имени Нормана Бэйтса. Того самого Нормана Бэйтса, которого критики признали одним из самых значимых антагонистов в мире кинематографа. Того самого Нормана Бэйтса, который страдал раздвоением личности и одна из этих личностей стала жестоким (или жестокой, как кому больше нравится) убийцей. Того самого Нормана Бэйтса, образ которого великолепно воплотил Энтони Перкинс, но судьба распорядилась так, что после этой роли карьера актёра резко пошла на спад. В 1990-ом году на телевидении вышла заключительная четвёртая часть про Нормана Бэйтса, где главную роль сыграл тот самый Энтони Перкинс.

Ещё вторую часть 'Психо' продюсеры задумывали для телевизионного проката, но так сложилось, что сиквел, а затем и триквел всё же попал на экраны кинотеатров. Но третья часть, где помимо исполнения главной роли Перкинс стал ещё и режиссёром, вызвала волну негодования и зритель совместно с критиками назвал 'Психо 3' самой слабой частью тетралогии. По сути, зачем было снимать завершение? Но Норман Бэйтс всё же потребовал возвращения, чтобы наконец-то закончить свою историю, связанную с психологическим заболеванием и чередой убийств.

В предсонный час на радио выходит передача, где ведущая Фрэн Эмброуз (Си Си Эйч Паундер) и психолог Лео Ричмонд (Уоррен Фрост) обсуждают тему убийства матери. Внезапно к ним в студию раздаётся звонок. На другом конце провода звонящий, представившийся Эдом, говорит, что готовится совершить убийство, но при этом он обвиняет свою мать, ведь это она сломала его психику и превратила его в настоящего маньяка. Постепенно ведущая и психолог начинают узнавать подробности прошлого Эда и они уже догадываются, что позвонил им никто иной как Норман Бэйтс, отбывающий наказание в психиатрической больнице. Кстати, персонаж Нормана Бэйтса был отдалённо скопирован с реального шизофреника Эда Гейна, шокировавшего в своё время Америку несколькими ужасными убийствами, может поэтому Бэйтс представляется Эдом.

По сути, диалог между Бэйтсом и участниками ночного ток-шоу - это ретроспектива прошлого Нормана, когда он ещё жил со своей матерью. В кинематографической среде это называется приквелом, то есть демонстрируется то, что произошло ранее, хотя сам фильм выходит позже оригинала. Юного Нормана играет Генри Томас, который достиг определённого уровня известности, когда снялся в 'Инопланетянине' Стивена Спилберга. Мать Нормана играет Оливия Хасси, которая блистательно исполнила главную женскую роль в экранизации 'Ромео и Джульетты' от Франко Дзеффирелли. С точки зрения криминальной психологии (так называемых 'профилёров') то, что Норман стал маньяком не имеет ничего сверх неожиданного: мальчик воспитывается властной матерью, которая постоянно ругает и наказывает сына. В истории криминалистики такое бывало не раз, к сожалению. И вот, что интересно: историю детства Нормана Бэйтса сценарист Джозеф Стефано, некогда приложивший руку к адаптации сюжета в оригинальному 'Психо' Хичкока, смог вложить во вполне логические рамки. И наблюдать за тем, что же стало толчковой силой для формирования Нормана Бэйтса, которого мы узнали по фильму Хичкока, действительно интересно.

С другой же стороны, когда приквел приостанавливает своё повествование, мы узнаём другого Бэйтса. Можно сказать, что в психиатрической лечебнице болезнь Бэйтса только прогрессировала: он не только убийца, когда над ним берёт власть его вторая сущность, но и первая уже жаждет убивать, прикрываясь при этом какой-то несуразной моральной истерией. Звонок Нормана Бэйтса на студию отдалённо напомнил поведения так и нераскрытого маньяка-убийцу Зодиака, который играл с полицией, подкидывая им зашифрованные письма. Честно говоря, продолжение истории про Нормана Бэйтса не такое уж и интересное и интригующее, как предыстория под эгидой Генри Томаса и Оливии Хасси. Но опять же отдадим должное сценаристу картины, который даже для телевизионного фильма хорошенько так постарался, чтобы зритель не заскучал. И отмечу, что актёры тоже не сплоховали: Энтони Перкинс был создан для этой роли, а Генри Томас с Оливией Хасси живо раскрасили картинку 'Психо 4: Начало'.

Фильм, который неожиданно оказался вполне сносным.

7 из 10

17 июля 2017 | 20:42
  • тип рецензии:

Итак, четвёртая и последняя часть франшизы о Нормане Бэйтсе. Кто бы мог подумать, что через двадцать с лишним лет начнут снимать сериал об этом уникальном, но нездоровом и несчастливом человеке. Это тем возмущённым, кто говорил, что 'нельзя снимать продолжение столько времени спустя', имея в виду первый 'Психо' от Хичкока. Да, друзья, в этом мире можно всё, в том числе делать между фильмами такие непростительно великие перерывы, не теряя при этом дух прежней истории. Время не властно над человеческими идеями и свершениями.

Ну не надо, не надо возмущений, что четвёртый эпизод никудышный. Конечно, вряд ли был смысл работать над продолжением первых трёх частей, которое рассказывает основные моменты становления убийцы, но так же нет смысла и в голливудских римейках, и вообще в чём бы то ни было повторяющемся. В данном случае понравилось как раз то, что сюжет здесь отличался от предыдущих и наиболее верно показывал многие основные куски жизни Нормана, тем самым создавая биографию-триллер, и действие переносилось не только в мрачное и чувственное прошлое Бейтсов, а ещё в студию радиопередачи, ставшую купелью чужих откровений.

Вспомним, что фильм вышел в ТВ-формате, который считается менее качественным, чем прокат в кинотеатрах. Для ТВ-формата 'Психо 4' почти великолепен, сам по себе - хорош даже при незначительных огрехах. Во вселенском напряжении не держит, но сохраняет в себе черты прошлых частей и отлично вяжется с ними. 'Тёмная сторона' Нормана показана как в ранней молодости, так и в предпреклонном возрасте, впрочем, важно даже не это. Убийства по закону жанра и франшизы были и будут, не до комедии тут. Интересно то, что с каждой частью таинственный фильм Хичкока раскрывался всё более углублённо и в конце концов здесь он вывернулся наизнанку, обнажив в том числе самое сокровенное из жизни Бейтсов. Можно было сохранить всё по ту сторону воспалённого зрительского воображения, однако сценаристы решили не возлагать на умы смотрящих такую ношу и справились со своей задачей похвально, дав истории развиваться до тех пор, пока не понадобилось дополнить её 'приквельной составляющей' (воспоминаниями) и вместе с тем поставить жирную точку на всём произошедшем за кровавые годы.

Не знаю, чего могли ожидать немногие возмущённые. Уважая хичкоковский шедевр, нельзя не признавать, что у многих самых качественных фильмов рано или поздно появляются менее качественные продолжения, а значит, и судить их надо по иным меркам, не надеясь на что-то блистательно возрождённое. Таков закон всего кино.

Теперь я немного опасаюсь смотреть недавно вышедший сериал 'Мотель Бейтсов'. Показанные здесь молодой Норман и особенно его мать не особо похожи на актёров, играющих их в современной версии. Зачем Норму из 'Мотеля...' перекрасили в блондинку? Неужели эту часть упустили из виду? Несправедливо, неверно.

'Психо 4: Начало' лично меня не разочаровал. Он держится на уровне всей франшизы и прекрасно её завершает, давая почти открытый финал, ибо вполне возможно новое продолжение, в котором всё будет сводиться к потомку Нормана Бейтса, хотя это другая история, которую пока можно воссоздать лишь у себя в голове. А ведь знаете, было бы забавно воплотить кинофантазию в жизнь...

7 из 10

27 мая 2013 | 03:01
  • тип рецензии:

Психо 4: В начале - заключительная часть квадратологий о маньяке-убийце, страдающем раздвоением личности, является и сиквелом и приквелом одновременно. Однако, этот фильм не имеет особую популярность, связи с тем, что создана она была только для телевидения, и выпущенная на видеокассетах.

После событий третьей части проходит около 4-х лет. К тому времени Норман Бейтс выписывается из лечебницы, жениться, и счастливо живёт с женой, пока, однажды, он не узнаёт, что его жена забеременела. Опасаясь, что она может родить ребёнка с таким же психическим отклонением, он задумывает убить её. Действие, в основном, разворачивается в день рождения Нормана. Дожидаясь жену с работы с ножом в руках, он звонит на местную радиостанцию, где заявляет о своём намерений убить любимую, естественно, прикрываясь другим именем. Слово за слово, и Норман начинает рассказ о своём детстве.

Удачная композиция фильма заключается в том, что он включает в себя две временные параллели, что выглядело в этой серий довольно удачно и оригинально. Основная часть воспоминаний Нормана заключается в истории его матери, и зритель попутно узнаёт причину нарастающего психоза главного героя, характер его безумной, но вполне красивой матери, которая была всем для Нормана. И здесь уже разрушается всякое представление о матери, которое заключалось в предыдущих сериях. Хотя, скорее всего, показанное нам является истинным, а её 'образ' в прошлых частях - обман, который придумал Норман, дабы оправдать себя.

Несмотря на своё качество, фильм показан практически идеально. Вот мы видим взрослого Нормана, решительно говорящего по телефону, затем мы видим его в детстве, где он совершает своё первое убийство. Единственное, что осталось непонятным в фильме - почему Норман решает излить свою душу ведущей, незнакомому человеку? Ответ нам показывает режиссёр Мик Гаррис, решивший, что Норман идёт на пути к истинному, и его задумка в очередном убийстве сильно тяготит его. Эти слова подтверждает финальная сцена, где Норман бегает по дому своей матери от бушующего пожара, то и дело натыкаясь на видения собственных жертв, и, в конце концов, натыкаясь на мёртвую мать. А концовка фильма ставит жирную точку на этой историй, не оставляя за собой никаких вопросов.

Скромное качество фильма вновь вытягивает превосходная актёрская, хоть и малая, игра Энтони Перкинса, для которого этот фильм стал чуть ли не последним в его жизни. По всем картинам данной серий можно судить, что именно игра Энтони вытягивала все фильмы, кроме легендарной первой части, за что его остаётся только благодарить. Игра Оливии Хасли также гениальна, и, практически, лишена каких-либо просчётов.

В конце можно сказать, что, несмотря на скромное качество, и, немного путающий события прошлых частей, 'Психо 4' ставит крест на ещё одной историй о знаменитом, и в то же время, необычном маньяке.

8 из 10

08 апреля 2012 | 21:27
  • тип рецензии:

Этот своеобразный приквел является очень хорошим завершением истории Нормана Бейтса. Фильм смотриться очень легко и на одном дыхании. Нет никакой детективной линии как в первых двух частях. Нет душевных терзаний и срывов больной психики как в третьей. Только поэтапное повествование эпизодов его первых убийств и постепенное ведение к развязке, к его последнему убийству.

Оно никак уже не будет связанно с его матерью. С 'обеими' он покончил в предыдущих частях. Отрадно видеть Норма в здравом уме, но все эти непонятные флешбеки, от которых ему становится плохо как никогда раньше, очень сильно вводят в непонимание такого помутнения рассудка вполне уже здорового человека.

Норм в начале фильма даже не очень похож на себя. Уверенный голос, взгляд, поведение. Ни тени былой робости. Как то даже не по себе видеть его таким самоуверенным. Но после душеизливающих историй по телефону на радио былые чувства и эмоции овладевают им и перед нами предстает образ того же робкого Нормана Бейтса.

В конце вводит в непонимание то, для чего Норм едет убивать жену именно в дом своей матери, бегет за ней с ножом, а потом уже убегает от видений своих былых первых жертв. Наверно авторам хотелось показать что Норман до конца смог противостоять факторам зависимости от матери, от предрассудков, от кошмаров.

Как я и сказал фильм является легким и красивым завершением истории Нормана Бейтса, вроде бы не оставивший никаких вопросов.

Это даже как то символично, что Психо 4 одна из последний ролей замечательного актера Энтони Перкинса.

У блестательного начала должен быть не менее блестящий конец, господа)

10 из 10

16 января 2009 | 22:13
  • тип рецензии:

Ну вот и последний фильм серии. Не ругайте меня, но мне он нравится больше всех остальных.

Сюжет вкратце: После событий третьей части прошло несколько лет. Норман наконец вышел из психушки и зажил счастливой жизнью со своей женой. Однако все изменилось в один день когда тот узнает что его супруга беременна. Норман боится что его ребенок вырастет таким же маньяком и решает убить жену поджидая ее возвращения с работы домой.

Это в принципе и становится главной сюжетной линией фильма. Норман в течении часа звонит на телевидение в программу КТК и общается с ведущей, поэтапно рассказывая о своей нелегкой жизни с ненормальной мамашей. Та в свою очередь пытается отговорить его от убийства.

То и дело на протяжении всего фильма всплывают воспоминания прошлого где еще живая Миссис Бэйтс (кстати очень даже красивая) постепенно сходит с ума. Именно благодаря этому я считаю фильм самой глубокой и драматичной картиной серии. Очень красочно показана любовь матери до безумия к родному сыну. Посмотрев этот фильм понимаешь, что мать Нормана была не таким уж чудовищем, каким ее в течении предыдущих частей выставлял сын. Да и смерть она заслужила только в глазах самого Нормана.

10 и 10

Но как я уже сказал, это моя оценка. Если смотреть на фильм глазами общей массы зрителей, то он увы едва дотягивает до 5 баллов.

10 января 2007 | 01:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: