К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Несчастные деянья совершились,
Сомкнулось преступленье с преступленьем,
Как звенья цепи бедственной, но мы,
Безвинные, как очутились в этом
Кругу злодейств? Кому мы изменили?..

(Фридрих Шиллер. «Смерть Валленштейна»)

«Набережная туманов» - фильм, не говорящий о войне в строгом смысле слова. В нём чувствуется то, что сороковые годы не принесут Европе ничего хорошего. Это фильм в первую очередь о людях. О годах, павших на промежуток времени между 1913 и 1939 годами. Герой Габена принадлежит к тому поколению, которое в совсем юном возрасте познало, что такое ужасы войны, разрушение ценностей и тому подобное, и которому ещё предстояли сороковые... Уже в 34 года в Жане Габене был заметен потенциал великого актёра. Он необыкновенно органичен в роли солдата, молчаливого, резкого и жаждущего быть независимым. Его жизненное кредо выражено в ответе на вопрос Винсена:
- Вы любите жизнь?
- Да, бывают деньки.
- А жизнь? Любит ли она вас?
- Пока она ведёт себя скорей как сволочь, но может, она передумает, раз уж я люблю её.


В этих словах он весь, уже знающий, что такое жизнь, но любящий её, милую жизнь, хоть она и хмурилась ему чаще, чем улыбалась. Элементарные принципы же не пропадают в колониальных войнах, потому что они либо есть, либо их нет. Жан ведёт себя с гордостью и достоинством, способен проучить наглеца и категорически не может брать денег у девушки.

Мишель Морган сыграла в этом фильме одну из первых своих киноролей, когда ей не было и 20 лет. Роль девушки Нелли, открытой, добросердечной и свободной от предрассудков. Показателен их диалог о деньгах:
- Вопрос чести. Деньги от женщины - не для меня.
- От женщины, от мужчины, какая разница?


Когда смотришь «Набережную туманов», складывается впечатление, что в этом фильме диалоги важнее действия. Действия словно бы и нет, взаимоотношения Жана и Нелли развиваются без эксцессов (не считать же пощёчины хулигану серьёзным событием), и именно в словах и формулировках преподносятся смысл и идея.
- Когда вы зовёте меня «Нелли», мне кажется, будто вы пришли ко мне, когда я была совсем маленькой.
- Ты не такая уж большая.
- Неправда. Я выросла слишком быстро, я видела слишком многое. Я испорченная.
- Испорченная? Ты с ума сошла, Нелли. Ты самая чудесная девушка, которую я встречал. Что такого, если красивая молодая девушка хочет жить, так же, как и если молодой человек хочет быть свободным? Все тут же недовольны, как один.
- Это тяжело - жить.
- Да, когда ты один. Но иногда мы встречаем людей, которых едва знаем, которых, возможно, больше не увидим. И они помогают тебе почему-то. Это забавно.
- Просто люди любят друг друга.
- Нет, это не любовь.


И после этого следует признание в любви. Нелли вкусила этот запретный плод, оставить всё, как есть, для неё невозможно. Девушка радикально преображается под воздействием чувства. И тем большим ударом для неё звучит известие об отъезде.

Каково это – испытать подобный удар?

Да, они были счастливы. Любили друг друга, и им было хорошо вдвоём. «Вся эта жизнь - дрянь, одним словом», говорит герой Габена. Но в этой жизни у них обоих, у одного - видевшего много ужасного, у другой - задыхающейся от лицемерия, было чувство, подарившее им недолгое, но всё же счастье. «Пусть несколько секунд, но секунд, вырванных у отчаяния. Благодаря этим секундам возникает некая гармония. Благодаря этим нескольким секундам я наконец-то обрёл жизнь».

А если вообще в этой жизни всё предопределено заранее? За что хвататься, на что опереться в этой непостоянной жизни, где так легко рушатся ценности? За взаимоотношения. За те чувства, которые являются связующими нитями между людьми. Не веря ни во что, уметь любить, не требуя гарантий и не страшась расплаты за кратковременное счастье. Плюя на реальности и перспективы, обнимать женщину, образуя крошечный островок счастья и покоя в равнодушном или ненавидящем мире… И пусть встреча двух сердец, бьющихся в унисон, будет кратковременной, и будет знаменовать собой лишь звено в цепочке событий. Лишь кирпичиком в дороге, ведущей к логическому концу, когда вследствие охватившего горя от личности остаются жалкие крохи…

Тридцать восьмой год. Фильм насыщен особым символизмом и в этом плане выглядит очень грамотным и метафоричным. Собака, призванная подчеркнуть одиночество главного героя… Напряжённая обстановка с витающим в воздухе предчувствием дальнейших трагедий… И на этом фоне необычайно трогательно, пронзительно и искренне прорисована тема любви и взаимоотношений. Тема спонтанно вспыхнувшего чувства, которое, хоть и не приводит героев к счастью, но… оно дарит им то, ради чего стоит жить. Без чего жизнь не мила вообще, свет не мил и горек хлеб голодный (с)… Это любовь. Это чувства. Это понимание того, что ты в этом мире не один. Это подобно тому, как у тяжелобольного человека возникает улучшение здоровья, и он этому радуется. А дальше… читай Роберта Бёрнса:

Но счастье – точно маков цвет:
Сорвёшь цветок – его уж нет.
Часы утех подобны рою
Снежинок лёгких над рекою:
Примчатся к нам на краткий срок
И прочь летят, как ветерок…


Рвать у отчаяния, безнадёжности и подлости секунды счастья... Мало кому удаётся это сделать. А те, кому удалось, заслуживают глубочайшего уважения. Хотя бы краткий срок быть счастливым… Пусть счастье и подобно макову цвету, но оно – не иллюзия. Горьковатая романтика с привкусом разочарования, столкновение шаткого и надёжного – это проза Эриха Марии Ремарка, и это фильм «Набережная туманов». Это те годы, в которые простые люди, прошедшие ад Первой Мировой войны, пытались оставаться людьми с собой и с другими…

И ещё. Дорожите теми, с кем вам повезло в жизни. Дорожите, цените и храните, как одно из лучших сокровищ памяти. Ведь человек, с которым вы находитесь сейчас, но с которым предстоит разлука, на самом деле в двести раз ближе и дороже, чем абстрактные блага на другом конце света…
___

Посвящается моей замечательной подруге – девушке, с которой можно идти в разведку.

06 апреля 2010 | 20:08
  • тип рецензии:

Настоящая классика. Правда иногда складывается ощущение, что другого кино в это время просто не делали. Фильм очень похожий по настроению и атмосфере на американские нуары, а также на прозу Эриха Марии Ремарка.

Кино, кстати, вполне типичное для своего времени. Напряженная обстановка, воздух буквально наэлектризован, все предвещает предстоящую беду. Даже название фильма весьма метафорично. Европа в тумане, она словно предчувствуя свое будущее.

Кино вообще полно разных метафор. Тут и собака, показывающая одиночество главного героя, его некоторую оторванность от всего мира и наоборот, подчеркивающая принадлежность к этому миру, который Бог давно уже оставил. Миру никому ненужных людей.

Кстати, бар 'Панама', сборище безнадежно и усиленно декаденствующих персонажей вскоре превратится в бар в Касабланке. Только с немного большими удобствами. Здесь же он подчеркнуто спартанского вида.

Если же немного отвлечься от этих тем и общей безнадеги, которая происходит на экране, то фильм прежде всего о любви. Любви короткой и заранее обреченной. Понимая это, герои стараются отвоевать у судьбы хоть немножко времени. Их история любви - небольшая вспышка, прошедшая слишком быстро. Они люди с темным прошлым и конечно без будущего.

Все же в старом кино есть та неповторимая магия, которую нынешнее безвозвратно утратило. Крупные планы, по которым можно без слов понять чувства героев намного выразительнее сегодняшних любовных историй. Хотя, каждому свое время.

14 ноября 2008 | 09:13
  • тип рецензии:

Один из великих фильмов Карне. Выверенный сюжет, замечательная картинка, запоминающаяся музыка Мориса Жобера. Образ солдата Жана в исполнении Габена запечатлен в памяти, его не стереть – настолько лаконичный и яркий, а сам герой немногословен и мужественен.

И добродушный пьянчужка со своей голубой мечтой поспать на белой простыне, и Панама, играющий на гитаре в полузаброшенном кабаке на берегу моря, и художник, разочаровавшийся в жизни и утопившийся в море – это четкие, наполненные смыслом образы жителей портового города, захваченного туманами.

Замечательный фильм.

04 июля 2007 | 14:18
  • тип рецензии:

В «Набережной туманов», первой картине, прославившей француза Марселя Карне среди своих соотечественников и во всём мире, больше всего очаровывает тот особый и неподражаемый лоск, присущий только чёрно-белому кино 30-40-ых годов. Многие из последующих стилизаций были, несомненно, удачны и интересны, но только как таковые, как попытки в подражании оригиналу. Модные костюмы, выразительные и «правильные» лица актёров, чётко обрисованные характеры персонажей – всё давало понять нам, что это та самая эпоха. Со своими канонами и своими представлениями о том, что такое кино, как и кого нужно снимать, какие истории рассказывать. Пускай, кино и не выходило за рамки типичных для того времени мелодрам, комедий и детективов, но оно всё равно оставалось очень - в хорошем смысле - зрелищным и отнюдь не банальным, и любопытным для нас даже с точки зрения исторического развития кинематографа. Вспомнить хотя бы «Касабланку» или «Мост Ватерлоо» - вроде бы обычные любовные драмы, но какая сила чувств, какая трагедия, какие герои! Я считаю, что и картина Карне стоит в одном ряду с подобными ей работами американских режиссёров. Правда, это нечто иное, нечто более французское.

Он и Она встретились случайно в небольшом портовом городке. Он – обычный солдат, бредущий в неизвестном направлении, подальше от своего прошлого. Она – крестница почтенного коммерсанта, которая проводит свои молодые годы в удушающей атмосфере городка. Он – честен и справедлив, спокоен и прямолинеен, немного резковат, но в глубине души добр. Она – ещё совсем юна и наивна, всё ещё чиста и прекрасна, хоть ей и довелось раньше времени увидеть и испытать всю мерзость жизни. Он – Жан. Она – Нелли.

Встреча этих двоих – лишь короткий и светлый миг зарождения большого, но несбыточного счастья. Гавр – серый и отчуждённый и ещё более холодный и неуютный от чёрных тонов фильма город, погружённый в туман, где люди ищут себе приют, но так и не находят, пытаются узнать и понять других людей, но так и не приближаются к цели. Иными словами – это тот самый мир, где мы живём, точнее, маленькая и подчёркнуто мрачновато-безнадёжная его копия. «Мужчина и женщина говорят на разных языках, они не способны понять друг друга» - начинает Жан. «Но при этом они могут любить» - заканчивает Нелли. Так жизнь и протекает в своём неразрешимом противоречии.

Говоря о чёткой обрисованности характеров, я не имею в виду, что героям старого кино не свойственны сомнения и внутренняя борьба. Так, по пути в Гавр Жан ненароком спасает жизнь маленькой собачке, которая инстинктивно тянется к нему, такому же неприкаянному и одинокому существу. То ли стыдясь проявленной заботы, то ли не желая привязываться, солдат замахивается на пса камнем. Но тот, испугавшись, возвращается снова и уже не оставляет его до самого конца повествования. И Жан смиряется с этим. Губительным и роковым в судьбе Жана оказываются и его гневливость и ненависть ко всем негодяям и подлецам, которые он не в силах сдерживать, несмотря на большое и доброе сердце. 'Все самые ужасные вещи я совершаю, именно когда я зол' - таков его крест, и он должен нести его. Символично, что в поисках крова Жан оказывается в маленьком домике у моря, у некоего Панамы, в прибежище людей, у которых нечиста совесть. Одни - потерянные и утратившие веру, вроде бродячего художника, сомневаются, а стоит ли им вообще влачить столь жалкое существование без всяких видимых перспектив. Другие же, вроде мелкого воришки, подрабатывающего в доке, мечтают лишь о тёплой постели и белых простынях и видят в этом вершину своего счастья. Любовь и ревность, желание свести с жизнью счёты и жажда бороться, страх перед неизвестным будущим и радость случайных встреч – эти вещи идут бок о бок, и все они хорошо видны нам в этом фильме.

Примечательно, что мэтр шведского кинематографа Ингмар Бергман включал «Набережную туманов» в десятку своих любимых картин. Это ни в коем случае не должно изменить отношения к фильму, но, пожалуй, должно заставить задуматься и заинтересоваться данной работой Марселя Карне и его творчеством в целом. И вообще сподвигнуть нас на поиски и изучение тех замечательных образцов киноискусства, о существовании которых мы раньше и не подозревали.

31 октября 2014 | 00:32
  • тип рецензии:

Аккурат за год до начала Второй Мировой Войны, французский кинорежиссёр Марсель Карне поведал миру своё видение жизни, а также дал путёвку в жизнь замечательной актрисе Мишель Морган. И хоть у мадемуазель Морган уже были работы в кино, именно с 'Набережной туманов', всё мировое и культурное сообщество услышало об этой актрисе. А кроме того и уж видавший виды, хоть и не располневший, опытный киношный волк Жан Габен, закрепил за собой реноме артиста, которому верят нисколько не меньше, чем Джеймсу Кэгни из 'Ревущих двадцатых'. И пусть эти две картины существенно разнятся по своему сюжету, всё-таки главный герой и там и там делает их шедевральными и классическими образчиками подлинно настоящего кино.

Об этом фильме хочется говорить только в превосходной степени. Почему ? Наверно потому, что в этой картине много такого, что морской волной выносит её на берег одной из лучших картин прошлого и современности. Например, я поймал себя на мысли, что внешне Жан Габен мне напомнил Сергея Есенина, а Мишель Симон, исполнивший роль Забеля, до удивительности похож на героя Ежи Биньчицкого Рафала Вильчура из прекрасного фильма Ежи Гоффмана 'Знахарь'. А как пройти мимо музыки Мориса Жобера, которая рвёт душу, когда мы видим героя Габена на набережной.

Без раскачки, с места в карьер, Марсель Карне, даёт понять зрителю, что у него весомые аргументы на то, чтобы дебют фильма упрочил положение и интерес к дальнейшему просмотру. Солдат колониальных войск, тормозит грузовичок, в надежде добраться на попутке до Гавра. И когда шибко разговорчивый водила, чуть было не сбивает пса, Жан выкручивает баранку, тем самым подарив жизнь белому четвероногому другу, который впоследствии от него не отстанет. Ну и монолог солдата, который сдержал себя и не надавал тумаков этому, в принципе неплохому шофёру.

'Пустое это дело стрельба, как пальба по праздникам, по фигуркам в тире. Нажимаешь на курок, и скорчив смешную гримасу, он с криком хватается за живот, как объевшийся малыш. После этого с окровавленными руками он падает, а ты остаёшься один и ничего не понимаешь. Будто с ним исчез весь мир'.

Солдат и по совместительству бродяга Жан, знает о чём говорит. На своём веку он многое повидал и не нам судить, что там у него стряслось, что заставило его сбежать из армии. Может быть он просто устал от беспорядочной пальбы, по его собственному признанию. Он ещё пока не попал в хижину с волшебным названием 'Панама', но обязательно туда доберётся. А пока, что счастливый случай свёл его с одним субъектом, который несмотря на свою склонность к зелёному змию, не лишён романтических настроений.

-Знаешь о чём я мечтаю?
-Дружище, если будешь мечтать на ходу, быстро расшибёшь себе нос.
-Я мечтаю поспать на настоящих белых простынях, чтобы на одной лежать, а другой укрываться.

И вот весь фильм, всё в этой картине пропитано по хорошему здоровым романтизмом. Как не вспомнить кораблик в бутылке 'Панама 1906'. А рассуждения художника, который не просто художник, но человек, подаривший нашему герою второе рождение.

'Народ всегда остаётся народом, скорее всего мрачный, а то и преступный. Других вариантов нет'. Разговор проходящий в Панаме, весьма выразителен и даёт пищу для размышления. И помимо всего прочего любопытен в плане того, чтобы заглянуть в поисковик и узнать есть ли такое направление в живописи, когда художник глядя на пловца уже видит в нём утопленника. Как там в фильме сказано: 'Это называется живопись ножом'.

А ведь я ещё и к сотой части многогранности этого киношедевра даже не приблизился. Первая встреча Жана и Нелли. Люди с исковерканной судьбой встретились в тихом и спокойном уголке. У семнадцатилетней девушки уже есть за плечами негативный опыт, равно как и у солдата колониальных войск. И они, как-то настороженно принюхиваются друг к другу. Особенно Жан, который даёт своему языку позубоскалить относительно женской природы. Незлобивым юмором он пытается отгородиться от мира женщин, но разве устоишь перед такой девчонкой, как героиня Мишель Морган.

-Что ты хочешь сказать? Что пришла сюда, чтобы принести пирожки своей старенькой бабушки. Ну-ко, где твоя красная шапочка? А я буду должен тебе ответить, ох как жаль, потому что я злой и огромный серый волк.
-Ну что? Будешь бить огромного серого волка? Это его вдохновит.

И всё же, эти два странника, два грешника и два Божьих творения, обретут на несколько мгновений счастье и радость бытия. А потом и умирать не страшно. Или вернее не так обидно...

10 из 10

05 июля 2015 | 05:54
  • тип рецензии:

Наверное, самый известный, удачный и значимый фильм Марселя Карне. Хотя критики, в большинстве своём, отмечают, в первую очередь, 'Дети райка'...

Шедевр. И спустя 76 лет (фильм 1938 года) смотрится с большим интересом. Всё натурально, органично. Интересные съемки. Отточенные диалоги. До филигранности выверенные мизансцены. И музыка Жобера, и декорации Траyнера - окутанный туманом барак (машину для создания искусственного тумана изобрёл сам Карне), улица блестящей от дождя мостовой. Всё это поразительно точно сочетается с поэтичностью сценария Жака Превера. Говорят, что именно Превер положил начало во французском кинематографе, так называемому, 'поэтическому реализму'...

Актёры.

Пьер Брассер - отец очень популярного в 70-80-е годы Клода Брассера ('Бум', 'Чёрная мантия для убийцы', 'Ледяная грудь').

Мишель Симон. Уже тогда, в свои-то 47 лет сутуловатый, морщинистый старик, добивающийся взаимности от 18-летней Нелли (Мишель Морган) - мерзкая личность. Не иначе, как Превер черпал этот образ, в том числе, и у героев Достоевского. Хотя и во французской классике подобных тоже немало.

Ну, и Жан Габен и Мишель Морган...

- Поцелуй меня, - это говорит Нелли.

И Жан Габен целует Мишель Морган.

Спустя годы актриса напишет об этом поцелуе: 'он был настоящим'. Они целовались так долго, что Марсель Карне закричал: 'Ну, хватит!', тотчас, впрочем, добавив: 'Хорошо! Очень хорошо! Снято!'

Кстати, первоначально 'Набережную туманов' планировали снимать в Германии, в Гамбурге. И на немецкие деньги. Но министерство информации и пропаганды третьего рейха, внимательно изучив сценарий, обвинило авторов картины в плутократии и декадентстве. Разразился скандал. Доктор Геббельс запретил снимать эту ленту. Все контракты аннулировали. Так что место действия перенеслось из портового Гамбурга в портовый Гавр.

Представленная Францией на Венецианский фестиваль, 'Набережная туманов' получила 'Золотого льва' под недовольные выкрики итальянских фашистов. А при петэновском режиме, картина Карне расценивалась во Франции как типичное произведение, приведшее к поражению в 1940 году!

10 из 10

04 декабря 2014 | 13:51
  • тип рецензии:

— Вы любите жизнь?
— Да, бывают деньки.
— А жизнь? Любит ли она вас?
— Пока она ведёт себя скорей как сволочь, но может, она передумает, раз уж я люблю её.

Марсель Карне – один из самых выдающихся французских режиссёров своего времени. Его фильмы не раз признавались величайшими достижениями в истории мирового киноискусства. В 1938 году, он выпускает фильм «Набережная туманов», который рассматривается как одна из самых важных вех в развитии французского «поэтического реализма»

Сбежав от ужасов войны, главный герой фильма Жан, не находит мира в обычной жизни. Его будущее, покрыто густым непроглядным туманом, окутавшим всё побережье портового города, он брошен и потерян словно несчастная дворняга, следующая за ним попятам. В воздухе витает потерянность и обречённость. Туман неоправданности времени, будто закрывает любые пути в хоть сколько-нибудь светлое будущее. Лишь случайное знакомство с прекрасной молодой Нелли, вдыхает новую жизнь в его, казалось бы, давно огрубевшую душу.

Образ главного героя получился очень многогранным и интересным. Вообще это же можно сказать про всех героев фильма. Наивная и несчастная Нелли находящееся во власти своего крёстного, что испытывает к ней далеко не отцовские чувства, сам крёстный Забель, озлобленный на весь свет ревнивец, мелкий бандит Люсьен, в котором дешёвой показухи гораздо больше нежели реальной угрозы. По сути, что Забель, что Люсьен оба представляют собой этакое олицетворение зла и порока, только если одно мелкое и пакостливое, другое расчётливое и двуличное. Жан со всем своим солдатским благородством вступает в борьбу с произволом, что учиняют эти двое. Второстепенные персонажи также получились великолепно. Чего стоит только депрессивный художник, что потерял краски жизни и теперь пишет лишь мрачные картины, ибо только такие у него выходят с «натуры» окружающего мира. В возникшем у него с Жаном споре, будто происходит столкновение цинизма и романтизма, в котором одно не может существовать без другого. Одновременно режиссёр раскрывает тему трагической и мимолётной любви, которая что для Жана что для Нелли, является одновременно и счастьем, и проклятием.

Конечно глубина образов не получилось бы без выдающихся актёрских работ. Жан Габен великолепно воплотил образ потерянного солдата. Со всей присущей ему мужественностью и одновременной чувствительностью, вместе с обворожительной Мишель Морган (одежду которой для фильма подбирала сама Коко Шанель) они воплотили один из самых известных романтических образов в кино. Так же как всегда хорош Мишель Симон в роли Забеля, его пугающий и одновременно жалкий образ сильно врезается в память, впрочем, как и другие работы этого изумительного характерного актёра. А вот Пьер Брассёр в роли Люсьена на мой взгляд местами слегка переиграл, быть может в этом и была задумка режиссёра, однако чересчур эксцентричная игра актёра сильно бьет по восприятию его образа.

Итог: «Набережная туманов» - это безусловная классика на все времена и один из лучших (если не лучший) пример «поэтического реализма». Конечно сейчас многие аспекты картины и кажутся устаревшими, что вполне понятно учитывая её возраст. Однако, история, рассказанная в фильме, нисколько не утратила своей глубины. Возможно многие элементы постановки и кажутся сейчас несколько неуклюжими, общий подход к постановке и игра актёров выполнены отлично.

22 августа 2021 | 14:29
  • тип рецензии:

«-Вся эта жизнь – дрянь, одним словом.» (с)

Фильм, появление которого положило начало новому направлению в киноискусстве, а именно – «поэтическому реализму». Фильм сделавший Жана Габена из национальной, звезду мирового масштаба, удостоенный Золотого Венецианского Льва и самых лестных отзывов критиков, зрителей и прессы. Один из лидеров мирового проката. Безусловный фаворит многочисленных списков «лучших из лучших». Классика французского и Европейского кино. Всё это о «Набережной Туманов» Марселя Карне, снятой не задолго до Второй Мировой, по мотивам одноимённого романа Пьера Мак – Орланда. Фильм достаточно популярен и сегодня, его запросто можно приобрести на видео, или увидеть по ТВ. К тому же, совсем недавно он был здорово отреставрирован и полностью дублирован на русский язык. Всё это говорит о том, что картина представляет большую художественную ценность и является классикой.

Сюжет этой, в своё время вызвавший скандал мелодрамы несколько отличается от литературного первоисточника. Помимо того, что сценаристы ленты Пьер Дюмарше и Жак Превер перенесли место и время действия сюжета ( из середины 1910 –ых, в современный 1938 ), так они наделили главного героя характером и чертами нескольких удалённых из истории персонажей. Тем не менее, автор книги остался в восторге, после финальных титров он сказал, что несмотря на все изменения режиссёру удалось показать в своём фильме дух его романа. Но не будучи знакомым с работой писателя, буду говорить лишь про работу режиссёра и его команды. Ведь кино – это командное искусство. Нельзя быть гениальным режиссёром при отвратительных артистах и бездарном сценарии. Сценарий же попавший в руки Марселю Карне был просто волшебным. Его построение, неспешное начало, когда зрителя постепенно погружают в атмосферу Гавра – французского портового городка середины, а само то время казалось бы оживает на экране: превосходные актёры 30 –ых, с характерной манерой игры, трогательная музыка композитора Мориса Жобера, действительно какой то поэтический взгляд на мир сквозь камеру оператора ленты Эшена Шюффтана: чёрно – белая плёнка невероятно подходит картине, и будь она снята в цвете, то очевидно многое бы потеряла. Разве можно представить цветными этот порт с большими пароходами затянутый бесконечными туманами, или улочки Гавра с редкими куда то спешащими прохожими, или избушку на отшибе, в который пожилой господин по кличке «Панама» любезно даёт кров в нём нуждающимся? Решительно этого сделать невозможно, есть фильмы которые не должны были быть сняты в цвете. И рассматриваемая здесь «Набережная Туманов» - один из них. Талантливая группа, великолепные актёры и шикарный саундтрек заставляют зрителя позабыть о собственных неурядицах и проблемах, и перенестись в довоенную французскую провинцию, где и разворачивается эта драматичная история любви дезертира по имени Жан, и встретивший его на своём пути роковой красавицы Лилли….

Жан Габен играет сурового, видавшего много крови и беды солдата, как про таких принято говорить «тёртого парня». Он не желает вновь возвращаться в колониальные войска, где нужно непонятно из за чего лезть под пули и самому стрелять в людей. Ему хочется тишины, покоя и мира. Но ему некуда и не к кому податься – он человек без роду, без племени. Как сам о себе с горечью скажет –«У меня никого и нечего нет.» Понравился его ответ на вопрос готовящемуся к самоубийству художнику – любит ли он жизнь, и любит ли жизнь его? «-Пока она ведёт себя как сволочь, но может, она передумает, раз уж я люблю её.» Вот такой грубоватый и не больно общительный парень встречает в злачном месте красотку, которую по началу естественно принимает за проститутку, а потому и разговор с ней заводит соответствующий. Очень забавно актёры играют сцену первой беседы: в хибару с улицы ломятся бандиты, хозяин от них отстреливается, печальный художник меланхолично смотрит куда то в пустоту, а девушка всякий раз вздрагивает и пригибается при новом выстреле, в то время как герой невозмутимо продолжает есть хлеб с сыром и рассуждать о любви с первого взгляда. Мишель Морган и Жан Габен невероятно уморительно играют эту сцену! Первая, в отличии от своего партнёра создаёт образ хрупкой и несчастной девушки Нелли, волею судьбы живущий у давно зарящегося на неё дядю – мерзкого типа замешенного в разных преступных махинациях, и являющегося владельцем магазина. Встретившись герои находят своё недолгое счастье в объятиях друг друга, хотя прекрасно понимают, что это не может быть их судьбой и им скоро надлежит расстаться…

В картине много второстепенных, постоянно пересекающихся друг с другом персонажей. И каждый из них вышел выпуклой, запоминающейся личностью. Будь то мерзкий делец Забель – названый Жаном сколопендрой ( Мишель Симон ), индифферентный ко всему, чей персональный барометр всегда показывает отметку «Ясно» - «Панама» ( Эдуард Дельмон ), мелкий воришка и пьяница по прозвищу «Четвертинка» ( Раймон Эмос ) - мечтающий наконец то поспать на белых простынях, несчастный, подаривший свою личность герою художник Мишель ( Робер Ливеган ), трусливый хулиган пытающийся казаться крутым гангстером – Люсьен ( Пьер Брассёр ), и другие, даже эпизодические персонажи вроде судового доктора питающего страсть к рисованию – все запоминаются, словно это не киногерои а живые люди.

Занятно, что по началу картина должна была сниматься на киностудии «Уффа» принадлежащей Третьему Рейху. Но сценарий настолько не понравился министру германской пропаганды Йозефу Геббельсу, что то тот даже продал его продюсеру – еврею. Да и во Франции картина не всем была по нраву, так к примеру цензоры допустили фильм до кинотеатров, но при условии, что режиссёр уберёт из фильма слово «дезертир», а так же переснимет ту сцену, в которой герой снимая ненавистную солдатскую форму разбрасывает её по полу – Марселя Карне попросили снять то, как герой Жана Габена её бережно укладывает на стул. Сегодня невинные лобызания героев не кажутся эротичными, а фраза героини Мишель Морган: « -Поцелуй меня…» не звучит вульгарно. Нравы общества за 70 с лишним лет порядком изменились. К сожалению, в худшую сторону. Теперь фильм кажется не смелым и страстным, а нежным и трогательным.

Стиль фильма и его манеру подачи, немного позже переймёт Голливуд. Фрэнк Бордзейдж в форме поэтического реализма снимет экранизацию известного романа Эриха Марии Ремарка «Три Товарища». Так же, картину Марселя Карне можно считать одним из первых фильмов жанра «нуар» ( старомодные ленты 30-ых, 40-ых про преступников, сомнительных личностей, полицейских и роковых женщин ). Эта неспешная мелодрама о «лишних людях», ближе к финалу достигает мощи греческой трагедии. Самобытное, неторопливое кино, которое по праву заслужило ещё долгих лет жизни. Всем кто ещё не смотрел - посмотреть обязательно!

10 из 10

10 апреля 2015 | 00:38
  • тип рецензии:

С появлением звукового сопровождения, восприятие фильмов у зрителя меняется, если раньше понимание сюжета в основном зависело от мимики и жестов актёров, то теперь главную роль играют устная речь и музыка. Жан Габен – актёр, сыгравший главную роль в «Набережной туманов» и во многих других фильмах поэтического реализма – человек с практически нечитаемыми эмоциями на лице, если бы не его слова и голос, угадать душевное состояние героя было бы весьма затруднительно. Будь эта тенденция к безэмоциональности массовой, стоило бы опасаться того, что новые технологии в кино выместят человека с экрана совсем, однако случай Жана Габена – редкость.

Актёрский состав «Набережной туманов» показывает талантливую игру, создавая понятные и запоминающиеся образы: молодая и уже разочаровавшаяся в жизни Нелли (Мишель Морган), презираемый окружением владелец лавки сувениров Забель (Мишель Симон) и другие.

Атмосфера безысходности, свойственная фильмам поэтического реализма охватывает Гавр, в котором развивается действие картины. Здесь нам встречаются социальные аутсайдеры (посетители лачужки Панамы и её владелец); большинство из них выглядят отчаявшимися. Художник Мишель, рисующий то, «что скрыто внутри. Даже в розе я вижу кровь», непринятый обществом, отказывается бороться за свой талант или просто жить дальше. Владелец лачужки всё время говорит о Панаме 1906 года, где ему довелось провести, очевидно, самое счастливое время в своей жизни; словно эскапист он не хочет акцентировать внимание на реальности.

«Не пытайся вышибить у меня слезу рассказами и жалобами на туман. Здесь не бывает туманов. Вон видишь барометр висит? Стрелка всегда показывает «ясно», - вот какими словами обращается Панама к Жану, когда тот приходит в его заведение впервые. Даже молодая девушка Нелли, приходящая в лачугу Панамы, чтобы сбежать от опекуна Забеля, вселяющего в неё страх, звучит безнадёжно: «Каждое утро солнце восходит, и ты ждёшь чего-то светлого и прекрасного, но вот уже вечер, солнце заходит и ничего не меняется. Как это грустно!»

Мотив разбитых надежд показан на примере мечты Четвертинки о сне на белых простынях, которая сбывается в конце фильма, однако не так идеально, как тому хотелось бы: сон его прерывают громкие корабельные гудки, возвещающие отплытие судна. Рушатся так же светлые планы на любовь или совместный побег с Жаном Нелли, так как её возлюбленный погибает, оставляя девушку в одиночестве.

Главным врагом каждого героя выступает судьба. Несмотря на то, что в фильме явно можно найти друзей и недоброжелателей, даже в речах Жана часто мелькает выражение «сегодня судьба мне благоволит».

Неотъемлемой частью повествования является туман: он не только окутывает город сутками напролёт, но и часто фигурирует в разговорах героев. Художник, решивший свести счёты с жизнью, намекает на это Панаме, используя в своей реплике слово туман: «Море беспокойное, туман. – Что? – Я говорю то, что есть». Владелец лачужки не пытается вразумить Мишеля и довольно равнодушно отпускает его навстречу своей гибели; однако после того, как несчастье случается, сам Панама не может отрицать присутствие тумана: «Ну и туман, какой отвратительный туман».

С развитием сюжета главные герои претерпевают метаморфозы. Уставший и нелюдимый Жан, рассуждающий о тумане в голове и стрельбе, преображается, встречая невинную миловидную девушку. Вначале Жан говорит Панаме, что он не болтлив и действительно обычно молчит, если не огрызается (например, на предложение Мишеля, нарисовать его портрет). Но как только он встречает Нелли, сразу начинает болтать без умолку, успевая при этом ещё и поесть.

Нелли тоже меняется с момента встречи с Жаном; она становится бесстрашной, любовь дарует ей храбрость и надежду.

Символична и концовка кинокартины: гудок отбывающего парохода, раздающийся пугающе громко сразу же после смерти главного героя, словно напоминает о том, что жизнь не стоит на месте, одна смерть ничего не меняет; люди продолжают путешествовать, ходить на работу, убивать друг друга и самих себя. Одна небольшая трагедия в жизни никому не важных людей – их личная беда, которая соберёт толпу зевак или даже завоюет на день первую полосу газет, а потом забудется, как забываются книги на столиках кафе.

04 апреля 2016 | 21:43
  • тип рецензии:

Не являясь поклонником французского поэтического реализма, я не могу разделить многочисленных слов восхищения от предложенного в картине символизма. Ведь если подробнее заинтересоваться историей создания фильма, то нельзя не вспомнить, что первоначально он должен был сниматься в Гамбурге, а строгий запрет Геббельса на съемки был дезавуирован точными действиями продюсера Грегора Рабиновича.

Безусловно, история про солдата, который от чего-то бежит (вовсе не обязательно представлять его дезертиром) может быть связана с иносказательным поэтическим пророчеством о будущем Франции, но все же вопросы футуризма в кино наиболее точно раскрыл Герберт Уэллс.

Меня более всего в этом фильме впечатляет воссозданная автором атмосфера. Вселенная Гавра ограничивается скромной набережной, забегаловкой, мокрым асфальтом, фирменными туманами. Обыденные разговоры о смысле жизни вполне вписываются в картину Сезанна 'Игроки в карты'. Важно не то о чем говорят герои, важно что пустые, на первый взгляд, разговоры занимают большую часть экранного времени. Тут прекрасно работает контраст с решительным образом Жана Габена.

На фоне всеобщего уныния очень важен человек, образ человека, который продолжает бороться, готов влюбляться, может надавать пощечин гангстеру, разозлиться.

Осмысляя эту ленту я стараюсь концентрировать своей внимание именно на визуальных решениях, героическом образе Габена. Что-то мимолетное роднит картину с 'Кофе и сигаретами' Джармуша. Это атмосфера проходящей жизни.

7 из 10

08 сентября 2013 | 17:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: