Своим «Адвокатом Дьявола» Тейлор Хэкфорд установил очень высокую планку – исключительно хорошее кино. Удалось ли ему удержать её в своём следующем фильме «Доказательство жизни»? Я считаю, что да.
Сюжет рассказывает о Терри Торне, специалисте, занимающимся вопросом «ПиВ» («Похищение и выкуп»), проще говоря, он следит за тем, что бы обещанные деньги попадали в те руки, а похищенный человек возвращался домой целым и, по возможности, невредимым. Конечно, не всегда всё идет гладко, от случая к случаю, Терри приходится прибегать к своему богатому опыту бойца, буквально вырывая пленных из лап похитителей.
Его новое дело не сулит ему ничего хорошего. Муж Эллис Баумен – инженер, работавший над строительством дамбы в одной из стран Южной Америки, оказался в руках у группы повстанцев, промышляющей не только похищением людей, но и производством кокаина. Высвободить его из такой, не самой приятной компании и поручено Терри. К сожалению, договорится о сумме и времени передачи выкупа оказывается далеко не самой сложной задачей (хоть и смертельно опасной), Торну придётся бороться ещё и с внезапно нахлынувшими на него тёплыми чувствами к Эллис...
И первокласснику понятно, что без эксцессов не обойдётся. Что-нибудь да пойдёт не так. Иначе, зачем было снимать кино?
К чести Хэкфорда необходимо сказать, что он не слажал с ни с экшеном (снято всё высоко технично, зрелищно и правдоподобно, а уж финальная схватка вполне способна побороться за первенство в жанре), ни с кастингом ( да, Райан, конечно непривычна в драматической роли, но глядя на Кроу, идеально подошедшего на роль “soldier of fortune” не обращаешь на неё такого уж пристального внимания), ни со сценарием, который, пусть и не блещет новизной сюжета, зато и «фирменным» голливудским идиотизмом не приправлен.
Печально, но в прокате, этот, пусть и затянутый слегка, но действительно напряжённый триллер провалился. Что не помешало ему занять достойное место в моей фильмотеке. Рядом с другими творениями режиссёра – «Долорес Клейборн» и вышеупомянутым «Адвокатом Дьявола».
Ох уж эти завышенные ожидания… Ну не то, совсем не то я ожидал увидеть от тандема Кроу-Райан и после просмотра многообещающего трейлера. Фильм оказался откровенно средней руки. Хотя, если разобраться, все на своих местах: интересные актеры, захватывающий сюжет, даже спецэффекты кое-какие попадаются, но… эмоций не вызывает никаких. При просмотре «Доказательства жизни» сопереживаешь только разве что герою Дэвида Морса. Остальные герои не вызывают никаких чувств. Они, вроде, и что-то делают на экране и что-то даже на этом экране чувствуют и переживают, но ты смотришь на это совершенно беспристрастно: ну да, бывает…
Время от времени фильм пытается тебя одергивать от сна некоторой динамикой, но ее недостаточно, чтобы не признать фильм занудным. А Райан и Кроу сработали в фильме, не побоюсь этого слова, на отъ… и так сойдет.
Интересно в фильме лично мне было ровно два раза, в самом начале, когда история завязывалась, и сцены с переговорами Кроу и главного террориста-злодея. Хотя если сравнивать эти диалоги с диалогами из «Погребенного заживо», например, - это земля и небо, и сравнение совсем, ну совсем совсем, не в пользу предмета обсуждения.
Участие Рассела Кроу в любом проекте, в любой роли является для меня неоспоримым доказательством хорошего кино. Кроу – уникальный актер, который сможет сделать любой проект интересным и неожиданным. Он одинаково хорош и в трагедии, и в комедии, и в боевике, и в психологической драме. Поэтому грешу методичностью просмотра всех фильмов с участием этого актера.
Обману-таки общую тенденцию, заявив, что фильм в целом и как сюжет, и как манера его реализации мне понравился. Хотя я и не могу отрицать того факта, что не уважаю актрису в лице Мег Райан. Может она там у них и человек хороший, раз ее периодически задействуют в больших постановках, но явно не актриса, при том абсолютно нигде, где б ее не засекал мой предвзятый взгляд. Зато я верю в Кроу! Который и на этот раз своим сдержанным обаянием последнего настоящего гетеросексуального мужчины держит взгляд добрые два часа.
Кроу – это какой-то уникальный ингредиент, который как цемент, по-моему, может слепить все: от трагедии до комедии, от боевика до психологической драмы. И по части драма-боевик, за редкостью жанра, я обратила внимание на «Доказательство жизни» и нашла его, нет, не замечательным, но вполне приличным для просмотра вечером после работы, в одиночку. Он напрягает настолько, насколько и расслабляет. Если попытаться сравнить его с физикой тела, то манерой повествования напоминает йогу.
Ну и конечно, стоило бы отметить это кино за то, что оно дорогое, масштабное и достоверное. Сценарий не притянут за уши, и не описывает похождения какого-нибудь супергероя против целой армии. Здесь я, возможно, лукавлю, но вспомните «йогу» в предыдущем абзаце и все поймете.
Фильм упорно отказался доказывать свою жизнеспособность.
Меня постигло небольшое разочарование. Вряд ли фильм кого-либо осчастливит. Пара слов о сюжете: привычная для многих схема - 'Похищение - крутой спец - переговоры - выкуп - спасительная операция', правда, стоит отметить, что он не столь классический, хоть и разнообразием не блещет (все предугадывается с закрытыми глазами). Бесспорно, сценарию давно отбили почки, и все же, всегда можно провернуть его в иную сторону, изменить освещение, взять другой ракурс, добавить специфики, внести парочку неожиданностей - и получить совсем другое блюдо, пусть и со знакомым привкусом.
Но, создатели фильма не стали утруждать себя подобными кулинарными приемчиками. Вот и вышла стянуто-перезатянутая, муторная и тусклая криминальная 'драма'. Качественность постановки и профессионализм режиссера, оператора и двух исключительных актеров не сумели изменить ситуацию (да и не особо похоже, что они пытались). Кроу как всегда хорош, но не более того, вложил в героя от силы 25% своего таланта, и на этом посчитал свою работу законченной (ничуть его не укоряю, так как блистать было негде и попросту незачем). Мэгги отработала свой гонорар по тому же принципу, мастерски но и без намека на энтузиазм и заинтересованность. А вот Морс меня обрадовал, хоть это и не прорыв 2000 г., страдал в лапах злобных похитителей он не без удовольствия.
В итоге: приторный и блеклый, хоть и грамотный триллер, счастливый обладатель, не осчастлививших нас актеров. Зрителя ждет минимум переживаний и максимум вопросов (таких как 'Ну как же это так?' и 'Сколько ложек сахара класть в чай?'). Тем не менее лично у меня картина не вызвала явного раздражения, все-таки с Кроу и Райан плохих фильмов просто быть не может!
Удовлетворение приносит лишь кульминационная часть: боевые действия в джунглях, + слегка подогревает любопытство развитие переговоров о выкупе заложника и необходимой, для этого торжественного события, суммы.
Смотрим, если категорически нечем заняться.
5 из 10 фильму, + 1 балл за Рассела и его m4a1
P.S - в конце фильма звучит неплохая такая трогательная песенка, советую прослушать, чтобы хоть как-то скрасить впечатления.
Персонаж кудряшечной актрисы Мег Райэн в фильме «Доказательство жизни» — Алиса Бауман — вслед за мужем-строителем разъезжает по расчудесным странам. Простодушнолицый добряк Питер Бауман (Дэвид Морс) трудится не только в интересах своей компании и за зелёные денежки, но искренне хочет помочь обитателям третьего мира: вот, например, в Южной Америке мастерит большую плотину, чтобы слаборазвитый народ не захлебнулся в сезон дождей…
Но Алисе, видно, кочевая жизнь давно уже перехватывает горло до слёз. Везде происходят неприятности. В Африке супруги потеряли неродившегося ребёнка. А командировка в экзотическую (и мифическую) южноамериканскую Текалу грозит обернуться потерей мужа. Начинается всё на бытовом уровне, на кухне, на деликатно повышенных тонах лёгкой супружеской размолвки... А потом муж и впрямь пропал. Поехал на работу и угодил в лапы слаборазвитым текальцам, которые — покуда вёдро — зарабатывают не только массовой выделкой кокаина, но также не брезгуют заготовкой заложников и клянчат выкуп.
Пока паразиты-партизаны бесконечно долго конвоируют Питера по джунглям, передавая объект с чумазых рук на руки, зрители могут полюбоваться редкостной красоты зелёными пейзажами. Заложник меж тем постоянно наступает на какие-то колючки и портит себе ноги. Гринго выбит из привычной жизненной колеи, но в целом ведёт себя стойко. Долгие полгода предстоит ему провести в плену. За это время он до бровей зарастёт бородёнкой и ни на унцию не похудеет — не то кормят прилично, не то пухнет.
А на большой земле Алиса мужественно сопротивляется вдовьей перспективе, моментально забыв все прежние недоразумения. В их с Питером жизни появляется новый мужчина — прошедший огонь, воду и Чечню Терри Торн в исполнении Рассела Кроу. Он — спец по вызволению заложников (и бывший спецназовец притом). Ни рыба, ни мачо. Молчаливый австралоангличанин с широким подплечиком, на который можно положиться. Работодатели несчастного Питера, по сути, махнули на него рукой, поэтому Терри, распаляемый огнём ответственности и долга, решает в частном порядке войти в отчаянное положение молодой и приятной женщины.
Вот сидят они за рацией, торгуются с похитителями, пытаются получить доказательство того, что заложник жив. И нет-нет да и поглядывают украдкой друг на друга. Это у них так симпатия зарождается.
Похоже, вся творческая бригада «Доказательства жизни» приложила титанические усилия, чтобы показать зрителям — гляньте, гляньте, между этими двумя проскочила искра! Вот только «эти двое» — Райэн и Кроу — будто изолентой обмотались. Станиславский-неверящий сорвал бы голос…
Очевидно, все душевные калории актёры сжигали в ходе настоящего бурного романа, завязавшегося у них на съёмочной площадке. А вот на людях свои чувства демонстрировать неприлично, служебные романы принято скрывать…
Заключительная сцена фильма — прощание в аэропорту после боевой вылазки в джунгли — поражает тишиной. Не слышно ни зубовного скрежета героев, ни скрипа желваков, ни всхлипываний в зале… Апофеоз блаженного благородства.
Кинокритик «Нью-Йорк Таймс» по этому поводу провёл аналогии с щемящим финалом классической голливудской «Касабланки», где герой Хэмфри Богарта отпускает любимую женщину с её суженым. А мне почему-то припомнилась концовка второй части «Горячих голов»: освобождённый из заложников муж — единственное препятствие счастью главных героев — поскакал со спутанными ногами фотографироваться да и навернулся с обрыва. Вот это жизнеутверждающе! Жаль, что подобные доказательства жизни практикуют лишь Джим Абрахамс да братья Цукеры.