К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Решив что-то написать о фильме «Непристойная Бетти Пейдж», сталкиваешься с тем, что один из двух возможных категоричных выводов о ленте либо запишет автора в числе безнадежных ханжей, либо заставит усомниться в моральных устоях рецензента. Все дело в том, признать ли искусство эротической фотографии злом или отдать ему должное, ведь, как повторяют в фильме владельцы студии, оно делает людей счастливее? Вполне возможно, не желая попасть впросак, Мери Херрон, сценарист и режиссер фильма, занимает двойственную позицию.

На первый взгляд, вопрос о пользе фетиш-фотографий решается положительно. Бетти Пейдж пыталась соответствовать нормам своего времени и играть те социальные роли, которые считались подобающими для приличной южанки. Она хорошо училась, могла рассчитывать на стипендию. Она вышла замуж, но и в 40е годы от престижа жены и домохозяйки в западной культуре оставалось одно воспоминание. От родного мужа ей доставались оплеухи, а скандальные фотографы Ирвинг и Пола Клау оказываются милейшими людьми.

Кроме того, если по отношению к фотографиям эротического и садомазохистского содержания мы занимаем позицию возмущенной добродетели, то, надо полагать, покинув тихий Теннеси, в Нью-Йорке Бетти прямиком вверглась в пучину ада. Но изнасиловали ее в Нэшвилле, благопристойном и чинном южном городе, а не в Нью-Йорке. Можно не сомневаться, что на чопорном Юге достать эротическую продукцию было куда как труднее, чем в Нью-Йорке. Едва ли в сонном Теннеси звезд подобных фотосессий узнавали в лицо. Местные законники, в отличие от коллег из Нью-Йорка, не могли бы свалить всю вину за распущенность своих сыновей на порнографию.

С другой стороны, все аргументы за искусство эротики сведены на «нет» финальным решением Бетти Пейдж, ее показной религиозностью. Сменив корсеты, кожу и каблуки на нелепый наряд уличный проповедницы, Бетти разом отказалась от своего главного достижения – того, что ей почти удалось достичь независимости. Если бы я не смотрела кино, а кто-то озвучил бы мою последнюю фразу, я бы посмеялась. О какой независимости может идти речь, когда налицо гротескный образ и занятие, максимально далекое от естественности? Не от хорошей жизни она застывает в этих позах, продиктованных чужой больной фантазией. Это же угнетенная женщина. Модель такого рода фотосессий наверняка можно считать жертвой – аморальных и жадных фотографов, юристов, исподтишка заказывающих порнографию, больного общества, в конце концов.

Но фильм вовсе не об эксплуатируемой наивной провинциалке. Скажу честно, мне нравилась та Бетти, которая, отдавая себе отчет в своих поступках, провоцировала бывалых фотографов, получала искреннее удовольствие от съемок, высмеивала старых закомплексованных ценителей садо-мазо продукции. Та Бетти занималась тем, что было ей по душе.
К вопросу об угнетенных женщинах в индустрии эротики: примечательно, что фильм сняла женщина-режиссер, и женщина-фотограф делала снимки для первых номеров «Плейбоя». Именно она сказала о Бетти Пейдж, что в ее снимках не было пошлости, потому что Бетти снималась обнаженной так, как же естественно, как будто одежда на ней была.

В Америке 50х годов у таких, как Бетти, горизонт был ограничен. Живи она в Нэшвилле, ей довелось бы после школы прожить лет эдак 50 в законном браке, растить детей, ходить в церковь, терпеть невежество и эгоизм мужа, пока смерть не разлучит их. При такой жизни самым ярким впечатлением остался бы школьный драматический кружок. Но и в Нью-Йорке жизнь молодой, энергичной и талантливой девушки была бы занята монотонной работой машинистки или телефонистки. Так Бетти и работала, пока не познакомилась на пляже с фотографом. Определенно, у нее был талант, любовь к жизни и желание прожить свою ярко. Индустрия эротики дала ей такой шанс.

Застывать перед фотографом с плеткой или распевать псалмы на улице – оба занятия не кажутся мне призванием Бетти. Но тогда, в студии, она жила своим умом. Ударившись в религию, Бетти перепоручила саму себя внешней стороне вероучения, уйдя в обрядность и пафосное самобичевание. Финал фильма напоминает «Американскую трагедию» Теодора Драйзера, ту часть романа, в которой семья Гриффитс, как и Бетти, проповедует на улице – занятие во многом более нездоровое, чем эротика.

Как и слоган «Good Girl. Bad Girl. Sinner. Saint. Who is...», фильм «Непристойная Бетти Пейдж» заканчивается многоточием. За 1,5 часа так и не решили, кто же Бетти – грешница или святая? Она была плохой и очень привлекательной, попыталась раскаяться и выглядит не слишком убедительно в этой роли.

Фильм о протесте и той форме свободы, которая доступна в косном и двуличном обществе. К тому же, незрелом – оно не готово, в отличие от Бетти Пейдж, сознаться в своих грехах и ищет, на кого бы их свалить.

7 из 10

11 декабря 2008 | 18:41
  • тип рецензии:

Я пока рецензии здесь не почитал, не вспоминал, кто это такая, Мэрри Хэррон. Вообще значения не придавал, даже когда смотрел фильм. Ну Мэри и Мэри. Как принято говорить - 'И, чё'? Сделайте мне скидку, в конце концов год в армии это вам не шутки. Хорошо, что хоть помню как меня зовут и перестаю мыслить соответствующими категориями. Тем не менее, хочу заметить, что имея такую возможность, смотреть картину оказалось легче. Я бы сейчас по-другому воспринял бы 'Непристойную Бетти Пейдж'. Не знаю, стал бы ожидать большего, но такая разноплановость режиссера с одной стороны не может не радовать, ибо человек постоянно находится в поиске, совершенствуя свое 'я', выражая его такими непохожими работами. С другой стороны вечно мечущаяся женщина пытается попасть в волну, которую явно сама для себя и выдумала, ориентируясь на нее как на путеводную звезду, не представляя, что ее свет может привести попросту в никуда.

Мне показалось, что госпожа Хэррон пишет свое полотно слишком блеклыми и отстраненными красками, вообще не стараясь, либо сознательно не подводя мазки, которые незаметно дополняют образ. Образ картины, героини, обстановки ее окружающей. Лишь проблески яркого желтого и голубого иногда наполняли сознание переводя его из усталого сна американского экспрессиониста в нежное хипповатое сгущенное молоко, наполненное сахаром нежности и понимания, ну уж никак не запретных, шаблонно-интуитивно подавляемых мыслей, что даже в наше всетолерантное время склоняется к лесу девиантности. Черно-белая упругость латекса не дает возможности проникнуть вместе с 'Бетти' в ее время, пытаясь понять внутренние мотивы ее мироощущения, основанные, как я думаю не только на столпах мыслей о Господе. Фильм вышел похожим на полотна Виллема де Кунинга, из чьих неярких образов левиафаны пожрали половину цветов, отрыгнув серую массу однородности. Как вариант, Хэррон не выворачивает перед нами нутро Бетти и отстранив нас от происходящего, не давая возможности интерпретировать все оттенки серого в черно-белое, резкое и острое как лезвия катаны полотно, в котором все настолько четко, что даже нету возможности мыслить, в отличие от данной реализации этой идеи воплощенной в сером озерном тумане пятидесятых.

Несложное, словно прилизанное повествование, показывающее, что имея определенные шоры на глазах можно пройти мимо всего неприятного, лишь немного сморщив свой симпатичный носик, несколько контрастирует с жесткостью старательно проводимой псевдоборьбой с 'пороком', чьими истинными поклонниками и являются борцы с ним. Доверчивый ли ангел Бетти, чью натуру так искусно 'разводили', не стараясь особенно читать выражение ее глаз, которые без сомнения, за внешней игривостью таили противоречия, нередко раздирающие пополам и без того неспокойную душу? Исключительно ли мотивами прекрасного руководствовались ее многочисленные фотографы, что донесли до наших дней сей прекрасно-порочный образ? (- Я видел ее 'пилотку'. - Тебе показалось.) Оригинально ли видение данной ситуации Мэри Хэррон?

Говоря о известном имени Бетти Пейдж, определенная часть ушло настроенных киноделов засняло бы форменный жесткач о том, как мисс Пейдж активно трахалась со всеми подряд и какая она либо стерва, либо простушка, которую в другом варианте сумели перетрахать все, даже те, кто и понятия не имеет для чего это делать и как. У Хэррон получился промежуточный вариант, который явно не склоняет чащу весов в какую-либо сторону, тем не менее делая минимальный перевес в сторону Бетти. Что она с этого выигрывает и выигрывает ли вообще? Возможно ли говорить о каком-то выигрыше, умышленно стараясь ничего не делать, подсознательно радуясь ненавидимым удачам?

Довольно сложно ответить на данный вопрос, как и определиться со своим отношением к данной картине...

5 из 10

13 октября 2012 | 23:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: