Минисериал из четырёх эпизодов снят по книге рассказов лауреата Пулитцеровской премии Элизабет Страут. Книга повествует о жителях приморского городка Кросби, не к ночи будь упомянутый, штат Мэн. Оливия Киттеридж, учительница математики, её супруг Генри, аптекарь, и их сын Кристофер - центральные фигуры в книге, хотя не во всех рассказах они являются основными персонажами.
Хочу сразу предупредить: лучше не придавать значения русскому переводу названия фильма - почему переводчики превратили имя и фамилию героини в вопрос 'Что знает Оливия?' в заголовке, мне неведомо, но это реально мешало мне смотреть первые серии полторы - всё время казалось, что за эксцентричными поступками и грубостью героини стоит некая тайна, о которой нам потом расскажут. Ничуть не бывало - в сюжете всё просто, без вывертов и подвохов.
Итак, некая школьная учительница математики - мягко говоря, весьма суровая, вздорная и пасмурная особа. Режет правду-матку без обиняков. Ведёт себя недипломатично, резко, нередко грубо. Бывает жестокой не только к чужим, но и по отношению к самым близким: мужу и сыну. Поскольку они проводят с ней больше времени, чем остальные, им достаётся больше. Поначалу кажется, что героиня вовсе никого не любит, всех ненавидит. Цинична и мизантропична. Считает окружающих бездарными заурядностями. На любую попытку проявить по отношению к ней человечность, отвечает в лучшем случае оскорбительным равнодушием, а в худшем - мало мотивированной агрессией. 'Ведьма', - зовут её детишки, да и сама она себя так кличет - меньше будут приставать.
Однако, чем больше о ней узнаёшь, тем она, как ни странно, кажется симпатичней. Поверьте, у неё немало положительных качеств: Оливия умна, честна, ответственна, сдержанна, имеет специфическое чувство юмора. Нет, в глубине души она, конечно, не добра, но и не зла. Зато безмерно одинока и ранима. Пройдёт два десятка лет, прежде чем она поймёт, что пущенные в других стрелы, попали в её собственное сердце, породив и безмерное чувство вино, и горечь утраты, и запоздалую верность и готовность к самопожертвованию, и опустошённость.
Трудная роль, но Фрэнсис МакДорманд с ней справилась. Поначалу её Оливия вызывает отрицательные чувства, но по мере знакомства с ней они становятся всё более смешанными, а в конце - только сочувствие и желание как-то помочь, отогреть этого несчастного человечка, всю жизнь притворявшегося непробиваемым танком.
У Ричарда Дженкинса, который играет Генри, мужа Оливии, явно противоположная роль. Его персонаж - романтик с прекрасной душой, добрый малый, готовый помочь всякому, особенно слабому и незаметному. Только такой человек, наверное, и способен всю жизнь не только терпеть дурной характер супруги, обиды, претензии, предательство, но и любить её со всеми её недостатками.
Общий сценарий, построенный из разных рассказов, удачно скомпонован. Временами он чересчур грамотный, академический, что делает его ближе к театральному, но временами он вполне непредсказуем и кинематографичен.
Фильм имеет несколько серьёзных наград, в том числе режиссёр, Лиза Холоденко, получила премию гильдии режиссёров Америки как лучший режиссёр телефильма. Билл Мюррей имеет в картине не очень большую, но значимую роль.
Сериал называется Olive Kitteridge. Что является как бы недвусмысленным намеком на важность персонажа. Выбор актрисы безупречный. Фрэнсис МакДорманд отлично вписывается в драматичные образы. Такие как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» или «Мисс Петтигрю». Предварительное описание фильма скудное. Мы лишь знаем, что повествование охватывает около 25 лет жизни семьи Киттеридж. Давайте посмотрим, какая же была эта жизнь, эти 25 лет?
Говорят, что жизнь похоже на зебру. То черная полоса, то белая… Так вот. Жизнь этой семьи Киттеридж – черная зебра. Абсолютно черная. Главная героиня находится в состоянии перманентной депрессии. О чем сама зачастую сама говорит. Мол, депрессия наследственная. И суицид в их семье дело привычное. К слову, в фильме многие люди близки к суициду.
Героиня не предпринимает никаких попыток измениться. Тут писали в комментариях, что она «замучена бытом». Ничем она не замучена. Муж - добряк, готовый помочь во всем. У героини есть хобби – сад. На который всегда находится время. Они с мужем «выходят в свет» (гости, рестораны). Ничего ужасного с героиней не происходит, кроме неё самой.
Хочется ли пожалеть главную героиню? Нет. Почему же? Ведь на протяжении всего сериала ей плохо. А почему ей плохо? Может быть она болеет? Нет. Может муж или ребенок болеет? Нет. Может быть жить негде? Нет. У них даже два дома. Может быть денег нет, работы нет? Есть и работа. И деньги. Ей плохо от самой себя. Это такой человек, который сам себя усадил в болото. И тащит туда семью. Да даже своих учеников в школе она покрывает своей чернотой!
Но мало нам смотреть на мучения семьи Киттеридж. Почти все люди, которые как-то с ними пересекались, так же страдают. Стоит отметить, что как раз второстепенные герои сталкиваются с реальными проблемами. Смертью близких. Или, например, серьезными проблемами со здоровьем или с психикой. Вплоть до галлюцинаций. Сериал как бы вырезал из жизни героев все светлое и счастливое, а нам показал исключительно боль и горе. Как только авторы сериала вводят нового персонажа – я уже гадала какая беда приключиться с ним.
Брак Оливии и Генри Киттеридж нельзя назвать удачным. Но как порядочные люди, они до конца тянут эту лямку. Попутно уничтожая друг друга. И сына. Который только спустя годы смог выразить эмоции, объяснить матери как это быть сыном постоянно недовольного существа.
Билл Мюррей – единственное светлое пятно. Хотя, и его не обошла стороной драма (утрата). Но он единственный персонаж, у которого эмоции не гипертрофированные. Сцена в лесу, где он лежал под лавкой, сцена с его авто… – только эти моменты вызвали улыбку у зрителя. Какую-то легкость. Все. Это все. Остальные кадры вызывали только тяжесть в груди.
Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? А зачем сняли этот сериал? Чтобы люди, состоящие в неудачном браке, глядя на эту семью в 25-летним стажем, сказали: «О, да, у нас все еще не так плохо!» Чтобы посочувствовать героини, которая сделала свою жизнь невыносимой и довела своих близких до ручки..? Или посмотреть сериал, чтобы поплакать, такой вот способ рефлексии… Показали грустную собачку или кошечку с печальными глазами – плачу. Примитивный способ разжалобить зрителя. Я привыкла к анализу увиденного. И тут по сути не над чем плакать. Люди имели все ресурсы для счастья, а получили… то что получили…
Второй кусок жизни Оливии Киттеридж показан в данном сериале. В основе сценария лежит литературная работа оцененная сведущими ребятами. И не зря.
Это важно. Важно было сказать то, что сказано в этом фильме. Безымянный старик говорил: 'По правую руку от тебя всегда находится смерть'. Смерть, забвение или упадок ждет, когда ты потеряешь бдительность, чтобы разграбить твои серебряники. Праздность накрывает плотной тканью твой взор, разрешая тратить время на глупости. Но ведь ничего другого и не остается: рецепта правильного питания не найти дуракам.
В середине рецензии я обычно пишу об актерах и качестве мебели в кадре. Все эти штуки на высшем уровне. Вот так мало сказано об этом. Простите.
Тебе нужно запастись свободным вечерком, ведь захочется посмотреть сразу все 4 серии (каждая по 60 минут). Да, это тот тортик что хочется спрятать от гостей под кровать, а ночью размазать по лицу.
«Я такой человек, который думает, что если взять карту всего мира и воткнуть в нее по булавке на каждого человека, то на меня такой булавки не найдется» (с)
Удивительный мини-сериал с Фрэнсис МакДорманд в главной роли, Ричардом Дженкинсом во второстепенной и участием Билла Мюррея!
Фрэнсис играет жёсткую, деспотичную женщину. Народ в основном пишет, что сначала её нежалко, сопереживать героине начинаешь только в конце. А вот я с самого начала её понимала. Такая жёсткая, прямая, категоричная снаружи и очень ранимая внутри. Не выносит разговоров по душам, ей лучше потереть со всей дури посуду, чем разобрать проблему. И вообще она в состоянии вечной депрессии. Но она такая сильная. И в мелочах видна её любовь. Я такой была лет в 17, наверное, и сейчас такая, просто научилась выражать свои чувства и разговаривать о них, осознавать свои поступки. Её героиня этого до старости не смогла сделать, но она так прекрасна и органична в этом всём, что я никак не могу её осуждать.
А главное - у неё был такой любящий муж, который это принимал и понимал. Он просто мой идеал!
Музыку к фильму писал Бёрвел, и, честное слово, я как будто в 'Сумерках' любимых снова побывала.. прям ностальгией накрыло!
Перед нами мини-сериал (4 серии), рассказывающий историю одной женщины - Оливии Киттеридж - школьной учительницы, на протяжении 20 лет и всего ее окружения, мужа, сына и других персонажей...
В основу сюжета взят одноименный роман американской писательницы Элизабет Строут, который был награжден Пулицеровской премией. А когда за фильмом стоит литературная основа, это всегда заметно и дает ему огромный плюс.
Фильм повествует о простых людях живущих в маленьком городке, где у каждого свои секреты и скелеты в шкафу и показывает нам, что все люди разные, далеко не все они приятны, но если вы их любите то запаситесь терпением и состраданием.
Также стоит отметить замечательную игру всего актерского состава: Ричард Дженкинс, Зои Казан, Питер Муллан, Билл Мюррэй, но прежде всего - Фрэнсис МакДорманд, которая отлично вписалась в этот образ, и прожила на экране 20 лет жизни своей героини.
Рекомендую к просмотру любителям думающего, серьезного и зрелого кино.
Слишком мрачно, слишком грустно и местами невыносимо - можете сказать вы, посмотрев этот мини-сериал из 4 серий.
Но за всем этим, если понаблюдать за героями чуточку больше, кроется и радость, и счастье, и чудо самой жизни.
Главная героиня - учительница математики Оливия живет в маленьком городке, будучи замужем за фармацевтом Генри. Временами кажется, что у Оливии нет сердца и абсолютно отсутствует эмпатия, зато в переизбытке гиперконтроля по отношению к ученикам, сыну, мужу. Резкая, прямолинейная, до невозможности противная в общение с другими, не допускающая возможности сгладить углы. Не принимающая чужих недостатков и иных взглядов на жизнь.
И кажется, что она несчастна в браке и несчастна вообще на протяжении всех 25 лет, описанных в сериале. Но на самом деле, она счастлива по-своему. Счастлива в этом контроле, в этом брюзжании и том, что не проявляет эмоций к мужу (хотя на самом деле любит этого 'самого родного человека'). Оливии словно наплевать на других, но она всегда спасет, если кто-то упадет, она всегда заметит, если кто-то решит проститься с жизнью. Она обязательно подумает о других и о том, не будет ли она причиной расстройства детей.
Сериал на подумать. Сериал, где нужно читать между строк и улавливать все полутона. Так же, как и в жизни - какой бы сложной она ни была, всегда находится возможность нарвать цветов и подарить их тому, кого по-настоящему любишь. Всегда есть возможность выбора - и об этом нам говорит финальная сцена.
С удовольствием пересмотрю еще раз, когда мне будет за 50.
Оливия Киттеридж — женщина с очень непростым характером и непростой судьбой. Проработав всю жизнь учительницей математики, Оливия как могла воспитывала сына и донимала своего слабохарактерного мужа-фармацевта, попутно подшучивая над его добротой и открытостью. Сама же Оливия всегда была язвой и источником бесконечных скандалов. Но так ли она плоха, как кажется? Быть может, где-то в глубине души, под маской сарказма и раздражительности, скрываются настоящие чувства и мысли?
Какие у этого мини-сериала, если можно так выразиться, исходные данные? Литературная основа предоставлена малоизвестной в нашей стране американской писательницей Элизабет Страут, которая получила Пулитцеровскую премию именно за сборник рассказов об Оливии Киттеридж. В данном случае, это важно, так как литературная основа здесь чувствуется весьма сильно. Режиссёр сериала — Лиза Холоденко, американка с украинскими корнями, слегка известная по картине 'Детки в порядке', получившей в десятом году несколько номинаций на премию Оскар. В главных ролях отличные, разноплановые и харАктерные актёры Фрэнсис МакДорманд и Ричард Дженкинс. Большое количество наград — от 'Лучшего мини-сериала' по версии Эмми до 'Серебряной мыши' (премия итальянских интернет-критиков) Венецианской кинофестиваля. Ну и, наконец, это проект, ради которого из своей берлоги выполз Билл Мюррей. Лично для меня всего этого было достаточно, чтобы заинтересоваться.
Мини-сериал 'Что знает Оливия?' это неспешное, вдумчивое жизнеописание весьма неоднозначной женщины, выросшей в небогатом сельскохозяйственном штате Мэн, и её ближайшего окружения. Мне понравилось, как здесь расставлены акценты. Оливия не является ни сугубо положительным персонажем, ни строго отрицательным. Она разная, как это чаще всего и случается в жизни. Некоторые её поступки вызывают приступы жесточайшего осуждения, по другим же делам становится понятно, что Оливия очень ранимый и душевный человек, выбравший себе язвительность в качестве защитной реакции от окружающего мира. По большому счёту, сериал просто обязан показаться кому-то скучным. По сути это набор эпизодов, каждый из которых просто формирует цельный и внятный образ, не являющийся, однако, хоть сколько-то значимым в широком общественном смысле. Так что, сериал 'Что знает Оливия?', безусловно, предназначен для тех, кому нравятся неспешные, жизненные драмы с тонким анализом 'потёмок' чужой души. Фрэнсис МакДорманд, кстати, чертовски хороша, но хорош и Ричард Дженкинс. Мизантроп Билл Мюррей здесь выступает в нескольких эпизодах в роли чуть ли не самого себя, что ему, разумеется, удаётся сделать с блеском.
Как итог, не могу посоветовать этот сериал всем и каждому. Слишком многим он покажется скучным и не слишком занимательным. Мне же, как любителю жизненных драм, демонстрирующих разные стороны нашего социума и встречающихся в нём неоднозначных индивидов, данный телепродукт показался достаточно крепко поставленным и весьма небанальным по своему содержанию.
Что знает Оливия, 2014. Как в четырех сериях описать всю боль одной жизни.
Не существует такой вещи, как 'обычная жизнь'
Я знаю, как вы любите страдать. Это очевидно по вашим лицам в метро, вашим твиттерам и аудиозаписям. Грусть — рефрен вашей жизни, не оправдывайтесь, я все знаю. Вот почему я хочу посоветовать вам сериал Оливия Киттеридж, в русском переводе неотвратимо превратившийся во 'Что знает Оливия'.
Скромный мини-сериал из всего-навсего четырех серий. Но с каким содержанием!..
Сериал полон чистой, кристаллизованной боли, которая неудержимо сыплется с экрана от первой серии до последней. Душевные страдания испытывает, без преувеличения, каждый персонаж этой несложной, но глубокой истории. За исключением, может быть, девушки, которая во время беременности пила пиво. Ей было вроде бы неплохо.
В центре сюжета — Оливия Киттеридж, учительница математики из провинциального городка Кросби. Чувствуете, как с каждым новым словосочетанием, степень безнадежности возрастает? Вы подождите, это еще не все.
Оливия очень строга. Она не дает спуску ни себе, ни окружающим. Особенно от этого страдает ее семья: муж и сын. Ни тот, ни другой не дотягивают до уровня ее ожиданий. Муж слишком прост и безыскусен, сын недостаточно воспитан и умен. Оливия влюблена в учителя литературы, с которым работает в одной школе. Она собирается уйти от мужа. Но...
Годы летят один за другим. Жизнь тянется банальной семейной кинолентой. Но если присмотреться — она вовсе не банальна. Здесь все раскрашено разными цветами, все полно реальности. Привычные события каждого дня, работа, быт, семейные ужины... В 'Что знает Оливия', как нигде, показана настоящая человеческая жизнь, такая, которую проживают миллионы. И в этом ее красота — в уникальности, в реальности, в отсутствии лишних фантазий. И на всем лежит легкий налет бесконечной тоски и безысходности. Все дышит вынужденным смирением.
И в то же время сериал не вызывает желания наложить на себя руки (хотя я знаю, вы такие тоже смотрите). В нем есть смешное, в нем есть абсурдное — все, как и в обычной жизни. Все по-настоящему — и радость, и печаль, и скука.
Финальный аккорд сериала — жизнеутвердающий. Вы никогда не узнаете, куда могли бы прийти, если остановитесь на полпути. Продолжайте, и узнаете, что случится потом.
Смотрите 'Что знает Оливия'. Он даст прочувствовать настоящую жизнь, такую, которая ежедневно и ежечасно течет по венам невыдуманной реальности.
Добрая с добрыми, холодная со злыми. Всегда суровая и сдержанная. Такую главную героиню создала режиссер мини-сериала HBO «Что знает Оливия?»
Оливия – любимая злая жена и Генри – преданный добрый муж, живут в красивой бухте маленького городка в штате Мэн.
За 25 лет, которые зрители наблюдают за парой, происходит много событий. Люди вокруг умирают, женятся, уезжают и возвращаются, сходят с ума. Но почти никто и ничто не может заставить Оливию изменить себе.
Слабым, тем, кто нуждается в поддержке, она помогает. Глупых ставит в тупик своей прямотой. Муж готов принимать ее такой, сын – обвиняет в несчастном детстве, невестка пытается переделать.
«Я жду, когда помрет пес, а потом застрелюсь», - заявляет овдовевшая Оливия случайному знакомому, такому же вдовцу, как она.
Но жизнь продолжает удивлять. Что же ждет Оливию на излете лет?
PS: Я надолго запомню образ Кевина – ученика Оливии, который страдает биполярным расстройством. Он приезжает на родину, чтобы застрелиться около своего старого дома. Уйти из жизни вслед за самоубийцей-матерью. Простые слова, немного внимания и поддержки остановили Кевина. Но найдется ли все это в Нью-Йорке, куда он вернется?
«Жизнь не перестает удивлять!» К этой фразе идем мы вслед за героиней киноверсии романа Э. Страут «Что знает Оливия». Идем неспешно, вязко, без острых сюжетных поворотов и интриг, с болезнями, диареями, любовью и нелюбовью. Идем, не понимая, куда и зачем – тема фильма, точнее ее присутствие едва угадывается… «Что знает Оливия» - вдумчивое американское кино. Явление редкое и ценное. Его создатели происходят от Чеховых (и дяди и племянника) как христиане от иудеев. Но это именно чеховская драматургическая ткань, когда содержание диалога не в словах, а в том, что не говорится. И это все играется – очень подробно и очень трогательно. Приятного просмотра.