Широко разрекламированный, 250-миллионный и самый масштабный в этом году проект студии «Дисней» показал отличную «визуалку» и одновременно кризис идей. Но обо всём поподробнее.
В первой половине прошлого века колоссальной популярностью пользовались бульварные романы Эдгара Берроуза не только о лихом жителе джунглей Тарзане, но и о невероятных приключениях героя Гражданской войны в США Джоне Картере, который однажды невероятным образом перенёсся на Марс, где стал активным участником местной жизни и даже поучаствовал в столкновениях между тамошними племенами и целыми империями.
Идея о создании фильма по мотивам книги, которой зачитывались целые поколения мальчишек по всему миру, давно не давала покоя самым разным кинематографистам. В разное время за неё намеревались взяться и Джордж Лукас, и Роберт Родригес, и Роберт Земекис, и Джон Фавро. Но в результате, когда техническая мощь позволила воплотить на экране все необычайные приключения героя, за дело взялись умельцы из компании Уолта Диснея.
Интересно, что «Картер» – уже второй за последние полгода проект, когда в большое кино уходят люди, до этого занимавшиеся анимацией в крупнейшей студии «PIXAR». Брэд Бёрд, автор «Рататуя» и «Суперсемейки» в конце прошлого года выступил с блестящим боевиком «Миссия невыполнима-4», а теперь пришла очередь Эндрю Стэнтона, снявшего прекрасного «ВАЛЛИ» и не менее замечательного «В поисках Немо».
Я в своё время зачитывался книгами о Тарзане – в начале 90-х годов их начали активно выпускать на русском, и у многих моих знакомых до сих пор на полках можно найти несколько потрёпанных томиков. Сага о марсианских богах каким-то образом прошла мимо, поэтому фильм воспринимался, что называется, с чистого листа. И ещё одно маленькое отступление: меня как зрителя очень легко впечатлить и даже восхитить – натура творческая, легко поддающаяся влиянию хорошо сделанного кинопродукта, что с этим поделаешь…
Однако так ожидаемого чуда не случилось. «Картер» оставил откровенно пресное послевкусие, начисто лишённое той экранной «химии», которая делает фильм желанным к многоразовому просмотру.
В нём есть великолепная визуальная составляющая: мастера по спецэффектам и дизайнеры поработали на славу – марсианские пейзажи завораживают, летающие корабли и шагающий город заставляют смотреть на экран с открытым ртом, а уж насколько колоритны местные негуманоидные обитатели! Одна только передвигающаяся с сумасшедшей скоростью добродушная «собачка», не раз спасавшая главного героя, излучает бездну обаяния!
Однако этого чертовски мало для того, чтобы фильм стал настоящим событием. То ли морально устарела сама история – всё-таки она не имеет ничего общего с научной фантастикой, и все перемещения главного героя в пространстве между планетами, его прыжки на километровую высоту и прочие «синие лучи», уничтожающие всё живое, кажутся надуманными и откровенно наивными.
То ли режиссёр не смог найти желанного для любого блокбастера гармоничного баланса между лирикой и экшеном, и если со вторым в «Картере» всё отлично, то с первым – просто засада. Почти все эпизоды с диалогами выглядят надуманно и затянуто, что вызывает искреннее недоумение. Детям в зале скучно, взрослым – местами даже смешно.
Вдобавок ко всему главный герой в исполнении Тейлора Китча не располагает сокрушающей обаятельностью, поразительно напоминая нашего поп-певца Влада Сташевского лучших времён.
Да и по части лицедейства нарисованные на компьютере туземные тарки выглядят куда выразительнее выглядящих несколько чужеродно в марсианском антураже людей.
Потому фильм оставляет двойственное впечатление. Он поражает масштабом, красотой действия и масштабной работой художников, которая заняла не один год, и в то же время разочаровывает отсутствием целостности, а главное, не цепляет за душу.
Наверно, поэтому в настоящее время «Картер» показывает далеко не блестящие кассовые сборы в США, ставя под угрозу окупаемость этого глобального проекта и возможность сиквела, который создатели вообще-то планировали ещё до официальной премьеры первой части.
Однако в России только за первый день проката фильм собрал 6, 5 миллионов долларов – отличный результат! Видимо, в кино отправились бывшие мальчишки, которые привели с собой и жён, и детей под предлогом: «Посмотрите, какую классную книжку я читал в детстве!»
А это значит, что у отечественного зрителя по-прежнему живу тяга к красивым сказкам о приключениях на далёких планетах. И это по-своему радует.
Красная планета манила человечество с тех пор, как последнее о ней узнало. Неимоверное количество идей было сгенерировано с тех пор. Многие из них о зеленых человечках. Не стал исключением и Эдгар Райз Берроуз. И вот сегодня его уже немолодое (ровно столетие прошло со времени первого издания) произведение получило экранизацию, и вышла она довольно противоречивой.
В первых кадрах закадровый голос глаголет классическую речугу о том, что нас обманывали, и на Марсе по-прежнему кипит жизнь. Кипит и самоуничтожается, как и положено «разумным» видам. Город-пожиратель, светолёты («Трон» не напоминает?) и дары богов, далее везде. А затем внезапно мы уже наблюдаем перебежки из угла в угол по Нью-Йоркским улицам 1880-х Джона Картера, письмо рыжему племяннику и внезапное наследство. Занятный контраст приводит нас к книге, которая и становится источником повествования. Теперь уже молодой Картер на Диком Западе после гражданской войны, таком излюбленном сериалами последних лет (взять хотя бы «Дедвуд» и прошлогодний «Ад на колесах»). С этого момента начинается череда дежа вю, ведь главгерой в этой локации – эдакий «ковбой против пришельцев». Даже кадр его прихода в сознание в точности как с Крейгом. Какие-то подставные индейцы в шляпах, смахивающие больше на цыган, загоняют немотивированного Картера и спасенного им полковника, в пещеру инопланетян. И тут по воле судьбы мимо пробегает один из них. Недолго думая Картер его мочит и в миг он на Марсе. Далее идут только спойлеры, так что пора заканчивать с сюжетом.
Нельзя сказать, что фильм провалился, ведь как минимум он визуально завораживает. Огромное количество фантастических пейзажей пустынь и марсианских городов. Идея фильма не кажется уже оригинальной в наш век перенасыщенности фантастическими мирами – практически о том же повествует мультипликационная малобюджетка «Битва за Терру». Картина оставляет по себе кучу «как?» и «почему?». Если прыгучесть Джона авторы списали на гравитацию, то чудесное преодоление языкового барьера вообще не удосужились объяснить, лишь прикрывшись недоуменным «как я тебя понял?». То же самое и с супер-силой Картера: он то убивает одним ударом в челюсть да бросается в одиночку на целое войско и зрелищно под героический саундтрек кромсает шеренги одну за другой, а то оказывается банально взятым в плен двумя часовыми. Почему не разделаться с ними? Складывается впечатление, что у авторов сценария есть универсальный ответ на этот и многие другие вопросы: «Так необходимо… для движения сюжета в нужном направлении». Наблюдается отсутствие мотиваций и у тарков – фраза в стиле Мачете:
«-Тарки не летают!
-Тарки же говорили, что не летают!
–Тарки приспосабливаются.»
А зеленые взяли и приземлились, всем главгадам по-быстрому по попам надавали, фильм то уже 2 часа идет, пора бы и финал устраивать. В плане насыщенности событиями фильм, конечно, удивляет. За немалые 2 часа 13 минут складывается ощущение, что посмотрел какую-нибудь дилогию. Причем насыщенность эта неравномерна – сюжет местами сильно затянут как, например, брожения по пустыне (тогда невольно начинаешь уже позевывать), а местами, как, финальная битва, наоборот, слишком скоротечен или даже условен. Диалоги картины контрастны – она насыщена как пафосными речами, так и самоиронией. «-А в чем ваше предназначение? –Ни в чем.» - ответил лысый «наблюдатель» Марк Стронг Джону Картеру. Фанаты «Грани» действительно смогут провести параллели с наблюдателями. Флешбеки же Джона Картера выглядят флешбеками Келана Бохенана из вышеупомянутого «Ада на колесах». Гонка на светоциклах опять же вызывает дежа вю – не Татуин ли это из «Скрытой угрозы»?
Не вызывает, к счастью, фейспалма юмор фильма. Здесь тебе и трудности перевода с их «Вирджинией», и робкая отдача чести, и нарезка с участием конфедератов в стиле «прикладом по башке» в завязке, и первые шаги Картера по Марсу, и до стеба быстрый поединок с отрубленной головой, и подзатыльник Джону за фейл с выбором города, и «эй, эй, мы свои ребята, сражаемся на одной стороне», и неожиданно харизматичный выход Джеймса Пьюрфоя с его монологом «Возьми меня в заложники!» И даже эта жанрово-символическая, сыгравшая в итоге до абсурда важную сюжетообразующую роль, собачка доставляет.
Добрейшей души человек Эндрю Стэнтон, преподнесший нам очаровательного WALL-E и заслуженно получивший два позолоченных дядюшки, старается изо всех сил донести до зрителя полноценную картину, но под натиском продюсеров всё же теряет хватку, да еще PG-13 не дает разгуляться (а что, голубая кровь идет на пользу «детскому» рейтингу). Мультипликатор он, несомненно, один из лучших, но большие блокбастеры с бюджетом в четверть миллиарда – совсем другая и очень жестокая сфера, где студия твердо правит своими денежками.
А что касается бюджета, то потрачен он был, как по мне, не впустую. Выложились и на упомянутые выше пейзажи, и на вполне зрелищные битвы, и на прорисовку довольно правдоподобных инопланетян, и на шикарные костюмы персонажей.
С натяжкой и с множеством дежа вю, но новая кино-вселенная всё-таки образовалась. «Джон Картер» - полная противоречий картина, неоднозначная даже в финале. Закончилась бы она в той злосчастной пещере – и драматизму бы нагнали, и последующая детективная история не выглядела бы притянутой за уши. Но, увольте, ориентация на зрителя обязывает.
Джон Картер, ветеран гражданской войны и успешный золотодобытчик, внезапно умирает, завещав все своему племяннику Эдгару Райсу Берроузу. Единственное условие – его должны похоронить в закрытом склепе, без замочных скважин, отпирающемся только изнутри, и с открытым гробом. Помимо солидного состояния, Берроуз получает от дяди и его дневник, где описаны невероятные приключения Джона Картера на… Марсе.
Фантастический цикл романов Эдгара Райса Берроуза, известный как «Марсианские хроники», является классическим примером «pulp-fiction» начала XX в. Берроуз основывался на идее существования обитаемого, но умирающего мира, на одной из планет Солнечной системы и в итоге написал 11 книг. Место действия разворачивалось на Марсе, который местные жители называли Барсум (бар означает «восемь», а сум — «планета»). Сюжет первого романа «Принцесса Марса» был закольцован и не предполагал продолжения, однако успех породил сиквелы.
Первые разговоры об экранизации «Марсианских хроник» начались еще в 30-х годах, когда планировалось, что приключения Джона Картера будут анимационным фильмом. Однако экранизация увидела свет всего лишь спустя 80 лет, а за это время авторские права переходили от одной студии к другой, а желающие режиссировать проект менялись как перчатки. Ясность внесла лишь студия Disney, купившая права на экранизацию в 2007 году и объявившая, что Джону Картеру быть. В режиссерское кресло усадили опытного компьютерного аниматора Эндрю Стэнтона, автора и режиссера хитов студии Pixar – «В поисках Немо» и «ВАЛЛ•И». Премьера фильма была назначена на 2012 год, ровно сто лет спустя, после того как первый рассказ из марсианского цикла был впервые опубликован в журнале «All-Story».
В современную же историю кинопроката «Джон Картер» не вошел триумфатором, как это было со многими фантастическими высокобюджетными фильмами, которые устанавливали кассовые рекорды. Однако поднять на уши кинообщественность фильму удалось. «Джон Картер» слабо стартовал в американском кинопрокате, принеся прокатчикам сборы всего в 72 миллиона, при том, что фильм показывался в формате 3D, и что означало не самую дешевую стоимость билетов и огромнейшие затраты на производство и рекламу. И это при бюджете в 250 миллионов долларов. Такие низкие кассовые показатели поставили крест на дальнейшем продолжении фильма в ближайшее время и вынудили студию Disney буквально списать 200 миллионов как убыток. В чем же причина такого провала фильма, который обилует спецэффектами и имеет подростковый прокатный рейтинг?
На самом деле при всей своей помпезности и вложенных деньгах, хороши в фильме только спецэффекты и прочие технические аспекты. Звезд первого эшелона в фильме нет, а занятые в нем актеры разыгрывают довольно блеклый спектакль. Основная задача «живых» актеров сосредотачивалась не в драматических аспектах игры, а в постоянном поддерживании экшена и визуальной привлекательности. Поэтому главные «звезды» - Тейлор Китч и Линн Коллинз были всего лишь марионетками, первому требовалось постоянно находится в движении, а второй эффектно выглядеть, что бы соответствовать образу марсианской принцессы. Остальные актеры настолько эпизодичны, что сливаются со своими компьютерными «коллегами», которых озвучивали уже более маститые актеры. Марк Стронг в очередной раз сыграл второсортного злодея и по ходу, изрядно надоел в этом амплуа.
Сам сюжет фильма изрядно переработал оригинальный текст Берроуза и привнес много того, чего не было в книге, хотя общая концепция сохранилась. И хоть «Марсианские хроники» не могут похвастаться такой обширной фанатской базой, как «Властелин Колец» или «Хроники Нарнии», но преданные почитатели литературного источника всегда плохо реагируют на любые изменения. Хотя в данном случае этим пренебрегли, скорей всего по причине, что романы не являются свежими бестселлерами, а те, кто их читал, успели порядком подзабыть, о чем была речь в книгах – но это всего лишь гипотеза. К тому же фильм не скрывает многих логических дыр и недосказанностей, которые не так очевидны при прочтении.
Еще один очевидный минус – это неопределенность целевой аудитории фильма. Несмотря на американский прокатный рейтинг PG-13(подростки и дети до 13 лет допускаются к просмотру в сопровождении взрослых), фильм изрядно сделан для детей (к чему тогда нелепый и смешной марсианский пес и прочие компьютерные прибамбасы, так любимые детьми). Однако зритель и так запутается в разнообразии непонятных имен и названий, а для детей уж тем более будет проблемой понять кто есть кто. Так же юной аудитории скорей всего будет неинтересно наблюдать земную часть «Джона Картера». Более взрослому зрителю наоборот будет скучновато от «детских вставок». Да и сама динамика фильма, если в нем нет какого-то экшена, сильно провисает и не может удержаться на одном главном герое.
В общем, фильм напоминает яркий и красочный аттракцион со спецэффектами, которому отчаянно не хватает большей серьезности и харизматичных актеров, которые могли бы показать по более чем накаченный торс и милое лицо.
Так уж повелось, что в студии «Walt Disney Pictures» кроме ярких, добрых и красивых мультфильмов еще и снимают полнометражные фильмы. Совсем не обязательно драма это или фантастика, главное, что бы зрителю нравилось, и зритель этот был разных возрастов.
Уже с первых тизеров и трейлеров проект «Джон Картер» подкупал зрителей своей зрелищностью и красотой, ну а имя режиссера Эндрю Стэнтона, подарившего миру шикарные мультфильмы «ВАЛЛ•И» и « В поисках Немо», только и делало, что толкало на положительные мысли о фильме.
Сам по себе проект вышел многострадальный, ибо книгу знаменитого писателя Эдгара Райса Берроуза «Принцесса Марса» не могли экранизировать по ряду многих причин. Но теперь на дворе 21-й Век, спецэффекты и большие бюджеты позволяют снять нечто подобное, и вот, на широкие экраны выходит долгожданная экранизация знаменитой книги.
Сразу хочется заметить, что фильм получился весьма зрелищным и в некоторых моментах красивым. Ведь планета Марс, или Барзум, все же не наша планета, поэтому фантазия создателей не подкачала. Большие, красивые декорации и масштабные съемки дали о себе знать еще с первых кадров картины, а визуальные эффекты и компьютерная графика только украсили фильм, а для некоторых сцен еще и придали большей зрелищности.
Правда, единственное, что в фильме хромает, так это сюжет. Он прост, абсурден, а в некоторых моментах чертовски предсказуем. Благодаря ему концовку фильма уже можно понять и даже за визуализировать уже просмотрев первую половину фильма. Хоть под конец создатели и постарались заделать хоть какой-то неожиданный сюжетный поворот, но, увы, не получилось. В общем, сюжетная линия хромает.
Так же, не в плюс фильму, очень много надоедливых, а иногда не совсем нужных диалогов. Не знаю, почему так повелось, но вот почему-то любят сейчас растягивать фильмы за счет непонятно для чего оставленных в процессе монтажа ненужных сцен, где герои фильма могут нести чушь или творить несуразные вещи.
Актерская игра, как и список актеров, очень на высоком уровне. В первую очередь понравилась Линн Коллинз в роли Принцессы Марса. Женщина очень сексуальная, видная и чертовски привлекательная, которая не просто кривлялась, а действительно старалась передать образ Деи Торис. Тейлор Китч справился с ролью хорошо и видно, что парень старается, раз решил проложить себе путь в большое кино и начал с такого много бюджетного проекта. Марк Стронг в роли Матай Шанга – это типичный Марк Стронг, которого мы могли наблюдать в «Зеленом фонаре» и «Рок-н-рольщике». Доминик Уэст в роли антигероя, конечно, смотрится, но в «Карателе: Територия войны» он выглядел более убедительней.
Ну и, конечно же, стоить пожаловаться на формат 3D, который непонятно зачем присутствует в данном творении. Данная, так сказать, «фишка» нужна фильму, если он изначально в ней снят, но никак иначе. Поэтому, прежде чем переплатить за билет – дважды подумайте.
Справедливости ради, скажу, что «Джон Картер» вышел довольно таки добрым, семейным, красивым, дорогим, но несколько шаблонным блокбастером. Происходящее на экране, естественно, выглядит убедительно, но от этого никуда не денешься, ведь бюджет в 250 миллионов долларов дает о себе знать, впрочем, как и длинные диалоги. Смотрится фильм конечно быстро, местами интересно и не несёт сильного деления на мозг и нервную систему. Естественно, искушенному зрителю (например, мне) вся эта история может показаться очень однообразной. Но вот фанатам фантастики, любителям блокбастеров, творчества Эдгара Райса Берроуза, да и просто обычному зрителю данная картина должна прийтись по вкусу.
Не всё, найденное в пещерках, может оказаться полезным, но вот тут Джону Картеру (Тейлор Китч) сильно повезло! Хотя он, скорее всего, подумал об обратном, когда вместо пещеры оказался в пустыне, стал прыгать как кузнечик и познакомился со странными существами, хоть и гуманоидного типа. Но человек таков, что привыкает ко всему (и быстро), так и Джон приноровился к обстоятельствам и активно принялся участвовать в жизни Марса - спасать, повергать, завоёвывать и прочее. Однако ему противостоят тоже мастера своего дела и справится с ними будет очень не легко...
Книги Эдгара Берроуза о приключениях Джона Картера на Барсуме (сиречь Марсе) я читал ещё в детстве, поэтому сюжет помню весьма приблизительно, но там вроде не упоминались какие-то загадочные инопланетяне и перемещение с Земли на Марс происходило иначе, но отдам это на откуп сценаристам, которые пробовали себя в этом деле первый раз. Вообще, в последнее время большинство фильмов, напичканные спецэффектами, грешат, мягко говоря, не логичностью сценария и откровенной глупостью поступков персонажей. Данный фильм в этом плане не из худших, но тоже не на высоте. Впрочем, не стоит спойлерить. По актёрам сложно что-то сказать, все выглядели как-то блёкло и не запомнились, хотя отыграли в целом ровно и без особых нареканий. Но пёс конечно фантастически прекрасен! Впрочем, и сами эффекты сделаны очень добротно и красиво. Ну а некоторая “мультяшность” объясняется именно тем, что режиссёр - Эндрю Стэнтон - раньше снимал в основном мультфильмы и, должен признаться, очень и очень неплохие.
В итоге получился фильм для семейного просмотра, не слишком мудрённый, но добрый и несколько наивный. Впрочем, этим грешили и книги Берроуза.
Еще в начале 1931 года писателю Эдгару Берроузу предложили экранизировать «Джона Картера с Марса» в виде первого в истории полнометражного анимационного мультфильма. Но так случилось, что фильм о Джоне Картере вышел на экраны только лишь в марте этого года, ровно через сто лет с тех пор, как первый рассказ из марсианского цикла Эдгара Берроуза «Под марсианскими лунами» был опубликован в журнале «All-Story».
Главный герой – ветеран Гражданской войны в США Джон Картер, занят поиском пещеры с золотом. И однажды он ее находит. Но по воле случая, в пещере он сталкивается с необычным человеком, и неожиданно для самого себя оказывается на Марсе. Там Картеру предстоит спасти принцессу Гелиума, а в итоге и всю планету.
Начало фильма плавное, неспешное. События, происходящие с Картером на Земле, уж слишком затянуты. Если бы их показали более сжато и лаконично, то динамики бы прибавилось, да и осталось бы больше времени для раскрытия характеров марсианских персонажей. Но ближе к середине картины приключения героев становятся более увлекательными. А концовка фильма оказалась на удивление напряженной и непредсказуемой!
Воздушные бои, 2 огромных города, схватка с белыми приматами на арене – фильм впечатляет размахом и масштабами действий! Правда 3D эффект практически не ощущается и не добавляет картине ни красоты, ни объема.
Не совсем понятно, зачем в фильм вставлены явно лишние эпизоды тяжелых воспоминаний Джона Картера о его прошлом и погибшей семье. Хотя, думать об этом, наверное, не стоит. Лучше просто наблюдать за происходящим на экране и наслаждаться впечатляющими спецэффектами.
Игра практически всех актеров оставляет желать лучшего, большинство персонажей получились статичными и малоэмоциональными. Лишь только Джеймс Пьюрфой (Кантос Кан), появившись в кадре ненадолго, затмил даже главного героя. А отношения Деи Торис и Джона Картера хоть и привносят в приключенческо-фантастический фильм романтику, но развиваются настолько стремительно и «шаблонно», что настоящих чувств и переживаний зритель точно не увидит.
На фоне героев-людей нарисованные на компьютере тарки смотрятся намного колоритнее. А их предводитель Тарс Таркас, пожалуй, один из немногих выразительных персонажей фильма. Он сильный, жесткий, категоричный, но временами забавный и даже трогательный. Выразительность Таркаса – заслуга талантливого актера Уиллема Дефо, который смог наделить своего героя харизмой. Самоотверженная и добрая Сола – тоже запоминающийся образ, ну а прелестный инопланетный 'пес' Вула умиляет на протяжении всего фильма. Его преданный взгляд, точно списанные с собак повадки и искреннее стремление помочь делают забавную марсианскую собачку изюминкой фильма!
«Джон Картер» - качественный зрелищный фильм, интересный, добрый и даже немного наивный. Эта простота и наивность придают картине особое обаяние, свойственное самым первым фантастическим фильмам.
В первый же день российского проката пошла на первый мартовский фильм в моей линейке под названием 'для кинотеатра' ('Д. К.', 'Белоснежка: месть гномов', 'Голодные игры').
Ну что ж, картинка, действительно, не разочаровала. Красивая планета, воплощенная почти идеально, красивая графика в малейших деталей, чудесные летающие аппараты.
Хотя 3D, на мой вкус, слабое. А может я просто ждала большего в этом плане после просмотра трейлера в 3D-очках, когда смотрела 'Другой мир: пробуждение'. В последнем, когда они вспоминали в каком формате снимают, эффект больше производил впечатление, чем в 'Картере'.
Что же касается сюжета, то тут фильм начинает сдавать позиции в моих глазах. Нет, он неплох, но мне чего-то не хватило, настоящего действия, экшена, потрясающих сражений, а не этих скучных и невыразительных стычек, какого-то драйва. Местами сюжет провисает, и становится скучно. Не самая, имхо, удачная работа сценаристов. А в целом, классическая ретро-фантастика, так что чего-то нового ждать не приходится.
По ассоциации, у меня четко виделся образ 'Конана' образца 2011 года с приправой из 'Звездных войн', но очень далеким по качеству сценария от второго, хотя и ожидался 'Аватар', но нет.
Интересная раса тарков, хоть и с довольно банальным укладом жизни для орды.
Любовная линия никакая, в нее просто не веришь, а эффект того, что актриса больше подходит на роль молодящейся мамочки героя, чем на возлюбленную, только усиливает такое недоверчивое восприятие. Хотя актриса и хороша, а синие линзы делают ее глаза необыкновенно красивыми при таком разрезе симпатичном.
Настоящим украшением стал инопланетный пес, он умудрился умилить весь зал и даже меня, любительницу кошек. Чудесное создание, хотя ставка на таких мимишек не нова, взять туже белку из 'Ледникового периода' или Угги из 'Артиста'.
Так же каким-то странным и нелогичным показался заговор-игра злодеев, но я же не бессмертная. Чего возможно не сделаешь от скуки смертной, почему бы и не поиграться а-и дети мирами. Но Пинки с Брейном и то мне больше понравились в своем желании захватить мир, и пусть они разговаривающие подопытное мыши.
А вот концовка интересная, мне понравилась своей неожиданностью и развязкой. Пусть и намекает на продолжение, в случае успеха на поприще кассовых сборов фильма.
Сделав скидку на то, что это все же ретро-фантастика в современном мире, поэтому и кажется такой местами наивной, прибавив картинку, концовку, собаку, и то, что мне дико не хватает красивых и добротно сделанных экранизаций или же по оригинальному сценарию, фантастики и фэнтези, и взбивая это 132 минуты, получаю
Чтобы правильно оценить этот фильм, необходимо принять во внимания два аспекта:
1. Это фильм студии Уолта Диснея, специализирующейся исключительно на 'кино для всей семьи'. Что это означает?
* Это значит, что рваных кишек в 3D, откровенных постельных сцен и грубых выражений в этом фильме не будет. Как не будет высокоинтеллектуальных диалогов о трансмутации биоматерии в кванты света под воздействием 'девятого луча', иными словами, технический аспект высоких технологий Марса останется не раскрыт. И можно смело забыть о неожиданно печальной или нестандартной психоделической концовке, ведь не оставит же Дисней детей в зале рыдать, вызывая в свой адрес всевозможные пожелания недоумевающих родителей. На Марсе - добро всегда побеждает зло.
* Это значит, что в фильме будут присутствовать дорогостоящие спецэффекты, качественная операторская и постановочная работа, органичное музыкальное сопровождение, красивые костюмы и счастливый конец. Фильм подходит, пожалуй, для всех возрастных категорий. В нём есть немного юмора, без сортирных штампов, но и без литературных изысков. Как раз, чтобы было весело, и детям, и их родителям. А также некоторые нравоучительные сцены.
2. Фильм представляет собой экранизацию повести 'A Princess of Mars' ('Принцесса Марса') известного писателя Эдгара Райса Берроуза, подарившего миру куда более знаменитого персонажа Тарзана. Удачно экранизировать хорошую книгу, и при этом сохранить оригинал без серьёзных изменений, удавалось считанные разы за всю историю кинематографа. Но такая попытка, как минимум, может обещать интересный сюжет.
В данном случае, оригинал оброс массой дополнительных сюжетных линий, и потерял большую часть оригинальных. Например, модное веяние теорий заговоров проникло в сценарий в виде, аж целой неизвестной расы, управляющей политическими процессами на планетах. Так что, с одной стороны фильм будет интересно смотреть тем, кто уже знаком с сюжетом книги; с другой стороны, если кто-то ждал воплощения повести в её первозданном виде, останется только закрыть лицо руками и с ужасом наблюдать за зловещими трансформами, брошенными зрителю с барского плеча студии Диснея. Фильм же заканчивается словами 'Jhon Carter of Mars' (в локализованной версии 'Джон Картер - марсианин'), что намекает нам на другую, одноимённую повесть этой же серии, как о возможном продолжении истории.
Кстати сказать, в 2009 году уже была попытка экранизации повести о Джоне Картере, с почти сохранённым названием 'Princess of Mars'. Сей малобюджетный проект сохранил от первоисточника ещё меньше, чем диснеевская версия. По сути, 'рожки да ножки', но на быстрой промотке можно и посмотреть, даже найти занятные сцены.
Резюмируя:
'Джон Картер' - это один из самых дорогостоящих фильмов на сегодняшний день, он задумывался как фантастический блокбастер, с кучей зрелищных спецэффектов, красивой музыкой и несложными диалогами. Люди, которые ждут 'запуска удачной франшизы' или 'кинематографического шедевра', либо убивают в себе твердолобого маркетолога, либо забыли, что высокое искусство и 'семейное кино' вещи несовместимые.
Фильм весьма динамичен, в нём есть внятный экшн, лёгкий юмор и любовная линия. Если выделить основные идеи и концепции, то в фильме показана цивилизация с альтернативной технологической базой. Чем-то напоминает концепт киберпанк в постъядерном апокалиптическом мире. Дефицит воды, воздуха и пищи. Летательные аппараты и сложные энергетические источники сосуществуют с самыми примитивными орудиями войны и биологическими транспортными средствами. К сожалению, отсутствие акцента в раскрытии внутреннего мира персонажей не позволило картине насытиться тонкой атмосферой эмоций и переживаний самих героев. Кино получилось несколько поверхностным, но достаточно красочным. Но, ожидать иного от подобного проекта было бы странно.
Ветеран Гражданской войны Джон Картер при помощи таинственного медальона телепортируется на Марс, атмосфера на котором не только оказывается пригодной для жизнедеятельности чужеродного местной фауне организма, но и наделяет землянина сверхспособностями. Далее, конечно, выясняется, что и на Красной планете живут гуманоиды, которым не чужды такие чисто земные понятия, как любовь, ненависть, чувство товарищества и долг.
Предъявлять обвинения в неправдоподобности и изрядной комиксовости диснеевскому блокбастеру 'Джон Картер' так же глупо, как пытаться оспорить фантазии Артура Кларка и Стэнли Кубрика по поводу жизни в отдаленных уголках Вселенной. Фантазия решает все. Литературную основу блокбастеру Эндрю Стэнтона подарил небезызвестный 'отец' Тарзана Эдгар Райс Берроуз, творивший еще в начале XX века. Разумеется, несколько утопические представления о жизни Красной планеты не могут конкурировать с современными знаниями, да и не должны. Цикл 'Хроники Марса', куда входит и книжная мать 'Картера' 'Принцесса Марса' - классический pulp-fiction американской литературы. В своем большинстве эти книги рассчитаны на массового читателя, предпочитающего не раздумывать над научными фактами, а получать чистое удовольствие от лихо закрученных сюжетных перипетий.
Учитывая, что потребности современной аудитории снова свелись к базовым функциям, морально устаревшие книжки обретают современное звучание. Впрочем, Стэнтону ('В поисках Немо', 'ВАЛЛ-И'), для которого 'Картер' является дебютом в игровом кинематографе, явно негде развернуться – придуманный Берроузом мир довольно тесноват для широкомасштабного зрелища. Поэтому режиссеру приходится развлекать публику талантами супергероя Картера, способного в одиночку раскидать целую армию и раз за разом подпрыгивать в небеса.
Для любителей фантастики постарше в картине присутствует мотив архитекторов вселенной, незримо следящих за развитием земных и внеземных цивилизаций. Ничего не напоминает? Да-да, это почти прогрессоры Стругацких! Их присутствие позволяет примириться с хаотичностью картины, где все постоянно куда-то бегут, сражаются или мигрируют по планете косяками. При этом некоторые кадры отчетливо напоминают нарезку ранее вышедших блокбастеров, но за это 'Джона Картера' как раз и не хочется ругать - спецэффектами сейчас мало кого удивишь. Настораживает совсем другое.
Для Берроуза, при всей желтизне его творений, марсианский цикл обладал неким механизмом компенсации памяти. Джон Картер был его дядей, а погибший на полях сражений Первой мировой войны поклонник таланта писателя Улисс Пакстон оживал на Красной планете, чтобы продолжить свой славный путь. Для создателей фильма (а диснеевцы давно бредили экранизацией) это - всего лишь мимикрия без осмысления. В новых реалиях кино и вовсе меняет окрас (как неожиданно посиневший главный герой). За ненужностью дидактики и неуместности ностальгии фильм отчетливо педалирует тему виртуальной оторванности. Еще бы, лучше быть полубогом на Марсе, чем вечным воякой и неудачливым искателем сокровищ на Земле. Пестуемая Диснеем публика, наверняка, оценит и воспримет такой современный месседж. Вспоминать не нужно, это лишний груз ответственности. Лучше убегать, чтобы никто не догнал.
Однажды, в одной далекой-далекой галактике, дядя писателя Берроуза не в шутку занемог и скоропостижно склеил ласты. Будучи человеком самых лучших правил, дядя завещает писателю Берроузу все свое имущество, обязанности душеприказчика и потрепанный дневничок. А в дневничке том целая эпопея - 'Война и мир' вперемешку с 'Автостопом по галактике' - есть жизнь на Марсе, и дядя тому свидетель. Случалось дяде прыгать по красной планете, что вашей Исинбаевой, случалось рубить больших белых обезьян, случалось дружиться с симпатичнейшей псиной инопланетного генеза. Это вам не какой-нибудь банальный делириум тременс, нет, это штука посильнее 'Фауста' Гете: были и схватки боевые, и ликовал француз, и смертельные лучи разрушали торсионные поля. Ну а обыденно мерзопакостный герой Стронга с радостью и тоской наблюдал все это безобразие - что тут скажешь, мужику под полтинник, а играет сплошь комических упырей на выходе, так и свихнуться недолго. В-общем, история понятная - Барсум, Гелиум, Зоданга, Тарс Таркас - неплохо на случай бессонницы, но и только.
Не считая собаки, омерзительно приторно здесь более-менее все - от немыслимых одежд принцессы до плюшевой бороды расчетливой старомодности. Странно закусывать бородой, но эта, поверьте, так и сочится сахарозой. И местный нарратив более всего напоминает пересказ 'Звездных войн' (которые и сами по себе служат развлечением исключительно детишкам младшего школьного возраста и лицам, к ним приравненным) мальчуганом родом из старшей группы детского сада: пдыщ, пыщ, зеленые человеки о четырех руках, Марс, принцесса, а потом он всех обманул. Покончив с обязательным спойлером, перейдем к сущностным характеристикам. Отделяя овец от козлов, невозможно не отметить присущее 'Джону Картеру' очарование имени ветхих музейных диковин: немного Шахерезады, капелька провинциального ТЮЗа, совсем чуть-чуть Союзмультфильма. Беда в том, что сия космическая опера то и дело норовит свернуть в дебри анатомического театра, а непосредственная винтажность оборачивается жутковатой спекуляцией. Не помогает делу даже аутсорсинг артистов из сериала 'Рим', и это очень понятно - живые актеры не вполне идентичны нарисованным роботам, с ними необходимо работать. Иначе получается так, как получается: герой походит на чучелко работы печального таксидермиста, героиня живо напоминает порнозвезду, по долгу службы изображающую из себя учительницу, прочие без особых затей кривляются палатой номер шесть.
В сущности, аниматор Стэнтон очень похож на своего героя - только Джон, сто чертей ему в селезенку, Картер искал золото, а нашел Марс. В то время как Стэнтон, кажется, искал Марс - но нашел лишь набитый дублонами сундук с изящной гравировкой: 'Walt Disney, ad usum populi'. Что говорить, даже мошеннику Вирасетакуну есть что предъявить на конечной, он придумал секс с рыбой, тогда как обозреваемое кино подобно Швейцарии: 132 минуты братской любви, а на выходе одни часы с кукушкой. Не говоря уже о том, что победивший инфантилизм навяз в зубах, и навяз основательно - в вашем дивном новом мире и тигры самым веганским порядком питаются злаками и овощами. Рассудите сами, на этих марсианских галерах можно было организовать первоклассный эпик, но получилась почему-то все та же КПСС для самых-самых маленьких. Наш Титаник благополучно прибудет к месту следования, не будет ни айсберга, ни крушения, не будет вообще ничего. Будет сто сортов колбасы для каждого бомжа и обеспечиваемое медициной бессмертие. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо: вырванные с корнем волосы можно вставить назад, привет Real Trans Hair. Ничто не истина, ни черта не дозволено.
Впрочем, к чему брюзжать? Попомним лучше стародавний анекдот - муж телефонным звонком сообщает жене про одного психа, который фигачит по встречке, а супруга в ответ удивляется: 'Один? Дорогой, да их тут ТЫСЯЧИ!'. Бессмысленно спорить с коллективным бессознательным, потому признаюсь - кино, право же, неплохое. Особенно если учитывать собаку.