К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Одиннадцатилетняя Вула и пятилетний Александр решаются на побег из материнского дома, чтобы совершить путешествие в Германию, к отцу, которого они никогда не видели. Реальная мать в кадре так и не появляется, а существующий только в грезах отец незримо присутствует, будто оберегая детей, которые тайком друг от друга пишут ему письма. Герои путешествуют поездом, пешком, грузовиком, автобусом, мотоциклом и лишь под конец садятся в лодку, которая должна достичь цели. Проходя свой нелегкий путь, они взрослеют и познают разочарование, унижение, любовь, надежду, дружбу, благодарность и сочувствие.

Ангелопулос откровенно любит своих героев. Как хороший отец он не дарит иллюзий про светлый мир, полный добрых людей и избавленный от подонков. В дороге, как и в жизни, люди разные. Задача лишь в том, чтобы научить распознавать одних и обходить стороной других. Режиссер тяготеет к длинным общим планам, количество диалогов сведено к минимуму, их вытесняют внутренние монологи, атмосфера и остроумное использование библейской и мифологической символики. Картина грека обладает очень редким свойством: ее с одинаковым успехом можно рассматривать как трогательную историю двух детей, ищущих отца, так и как современный миф про познание самого себя и истин мироздания.

Вообще проводимое в фильме противопоставление Греции и Германии очень интересное. Для современных греков Германия это место достатка и спокойствия, тогда как собственная страна не прекращает бесконечных хождений по мукам и кризисам разного рода. Находящаяся в южных широтах Греция в фильме необычайно холодная, промозглая и очень неуютная, тогда как Германия, находящаяся на севере Европы, для героев не меньше, чем земля обетованная. В кадре часто идет снег, дождь или стоит густой туман, но эти субстанции едва ли имеют метеорологический характер, скорее отображая внутреннее состояние героев и моральное состояние страны. Знатоки географии прекрасно знают, что между Грецией и Германией нет ни сухопутной, ни морской границы, а поэтому физически невозможно пересечь грань, к которой стремятся герои.

Не может ее пересечь по другой причине и труппа бродячих актеров, слоняющихся по всей Греции с одной-единственной пьесой. Это не только символ оказавшегося ненужным искусства, на примере престарелых артистов режиссер размышляет про потерянное во время гражданской войны и режима «черных полковников» поколение, разучившееся радоваться жизни и верить в лучшее. Юные герои, двигающиеся вперед к мечте, противопоставляются движущимся по замкнутому кругу и смертельно уставшим служителям Мельпомены. Характерен момент, когда забредшего в пустой кабачок скрипача презрительно выставляют наружу, ведь никому его музыка уже давно не нужна, и только юный Александр искренне аплодирует прекрасному.

Тема дороги всегда занимала ключевое место в творчестве греческого классика Теодороса Ангелопулоса, а единственным местом, дарившим ему покой в жизни, было пассажирское сидение автомобиля, с которого он во время вынужденных переездов мог наблюдать меняющиеся пейзажи за окном. Это свойство режиссерского стиля видится как продолжение традиций греческих мифов, герои которых часто понимали самые важные вещи для себя, находясь в пути.

03 мая 2012 | 18:04
  • тип рецензии:

Вы наверно знаете, как сухие листья поздней осени, кружат при холодном порывистом ветре.

Мы можем наблюдать абсолютную аналогию, которую невольно проводишь к главным героям фильма - Вуле и Алешандро. Дети, чьи души на протяжении всего их путешествия, были как угольки попавшие в сильный ливень, искали своего самого близкого человека на земле, их отца. В самом начале к зрителям приходит осознание безнадежности сего намерения, но с трепетом в сердце, какой вызывают эти маленькие люди с явственной убежденностью успеха в достижении своей цели, не дает оторваться от экрана.

Каждый кадр словно рождается изнутри, ты чувствуешь как дымка одиночества окутывает и сжимает твое сердце. Великолепные меланхоличные пейзажи заставляют погрузиться в атмосферу унылого бытия, и ощутить, размеренность времени, которое гонит юных путешественников своим равнодушием. Неизменны - перроны. Неизменны тайные проникновения в поезда. Неизменны высадки - за неимением билетов. Путешествуя в городах, Вула и Алешандро невольно вынужденны встречать людей, каждый из которых, по своим причинам берется стать попутчиком героев направляясь в нужную себе сторону, но ведущих детей в неизвестность. Становясь жертвами случая, и вручая незнакомцам свою жизнь - дети сталкиваются с болью, разочарованием, опустошением, но не смотря на все, и с первым сильным светлым чувством.

Пейзаж в тумане - это фильм об отчаянных душах, которые не допускают расставания со своей независимостью, отсутствие которой значило бы, полных крах их надежд и жизненно важных убеждений, дающих волю продолжать свое существование.

Переживая первозданную чистоту внутреннего мира главных героев, мы осознаем границы контраста, их 'светлого' с 'порочным' мира сего.

Какова стойкость человеческого духа? Насколько хватит веры продолжать путь по безликой дороге, горизонты который находятся в бесконечном тумане? Посмотрите гениальный фильм Тео Ангелопулоса, и почувствуйте все волшебство в его немногословии, но в многозначности.

05 февраля 2010 | 17:13
  • тип рецензии:

Спасибо, тебе Тео, за все что ты делаешь, за глубокое проникновение в душу, за силу и красоту пейзажа в тумане, не только одноименного фильма, но и того пейзажа который ты рисуешь для нас всех, в самом красивом тумане слов и эмоций!

Прекрасный фильм, гения кинематографа! Тяжелый, но все же светлый фильм! Чудесная музыка Караиндру!

01 ноября 2010 | 15:23
  • тип рецензии:

«Пейзаж в тумане» принадлежит к тем редким фильмам, что по первому разу воспринимаются с бессознательным восхищением, оставляя по себе лишь смутную тоску от некой до конца не разгаданной тайны. Начиная с заведомо неопределённых времени и места действия, Тео Ангелопулос сразу помещает свою историю в разряд вневременных экзистенциальных притч. Таких, где много вечных вопросов, но мало однозначно правильных ответов. Суть его притчи очень проста. Брат и сестра, которым на двоих не дашь и шестнадцати лет, живут одной только мечтою увидеть родного отца, обитающего где-то в Германии. Нет ни названия города, как и ни одной внятной причины, почему его стоит искать именно в этом месте. Вероятно, подслушали чужой разговор и истолковали всё на свой лад. Но ведь есть мечта, а надо ли больше. И уже с самого начала шокирует горькая и даже слишком суровая правдивость позиции режиссёра, не верящего в сказку, где обречённые в реальности поиски могли бы подарить нам счастливый конец в этой иной действительности. Прекрасная пора, куда человек так часто мысленно возвращается с благоговейными воспоминаниями, в поисках утешения или утраченной чистоты, закончилась здесь слишком рано. Она полна мечтаний, но не всегда – чудес. Грустное, но необходимое признание.

И всё-таки в персонажах Ангелопулоса с лёгкостью угадывается естественная детская непосредственность. Они словно те мальчишки из чеховского рассказа, которым нипочём было пересечь тундру и северные моря, отделяющие их от заветной Америки, но так сложно было выбраться с первого же вокзала. Когда же шаг был сделан, настало время страшных, совсем недетских открытий. Вула и Александр едут к отцу, думают о нём во сне и наяву, в коридорах поездов и на привокзальных скамейках, мысленно сочиняя письма, посылаемые на деревню дедушке. Но цель их путешествия быстро теряется в полосе неудач и непредвиденных по наивности материальных трудностей. Вместе с ней теряется и ощущение времени, ведь для детей оно не очевидно, да и как будто не нужно. Фильм превращается в нескончаемое и бессвязное путешествие, из точки отправления «тьма» в точку назначения «неясный свет впереди», больше похожее, впрочем, на шаг из ниоткуда в никуда. Вроде бы классический мотив роуд-муви, но без видимой романтики случайных встреч с мудрыми бесприютными странниками. Будут бесчисленные кафе, клубы, вокзалы, поездки на мотоцикле с ветром в волосах, но мало слов, мало толку и лишь сплошное ложное движение по кругу. Вот только герои этого абсурдного приключения вовсе не скучающие интеллектуалы, пытающиеся найти или потерять себя в пути. Весь неприглядный ужас в том, что это дети, бредущие по дождливым дорогам в полной для себя неизвестности. Мир «взрослых» условностей, слов и привычек пугает их непонятной сложностью, на фоне же огромных промышленных монстров они кажутся совсем маленькими и незначительными. Длина пути несоизмерима с расстоянием от земли до вязанной шапочки на голове.

С какой-то особой настойчивостью Ангелопулос раскрашивает мир бледными серо-зелёными красками, нагоняющими беспросветное уныние больничных коридоров. И только изредка они напоминают бирюзовые оттенки моря. Такого же цвета и трогательный шарфик вокруг шеи Александра, и его любопытные, доверчивые глаза. В них эти тона кажутся мягкими, символизирующими невинность и открытость миру, в то время как для других людей и предметов - это защитные цвета. Как будто все они нацепили на себя разноцветные безвкусные дождевики и спрятались от правды снаружи, не в силах вынести её. Камера часто плавно вальсирует по кругу, фиксируя панорамные виды грязных пустошей «новой» Греции, выброшенных мегаполисом на самые задворки индустриального мира. Иногда обрадует близость моря, но недолгая, блеклая и совсем не бирюзовая. Ангелопулос, кажется, придаёт немало значения ритму этих круговых проходов. Вкупе с длинными статичными планами персонажей они подолгу удерживают внимание, усиливая то психологический накал ситуации, то беспричинную тоску.

В обильной символике «Пейзажа в тумане» много странного и необъяснимого. Вот нежданно-негаданно выпал снег, и все застыли в немом лицезрении чуда. А вот умерла лошадь на снегу, и Александр заплакал. Что всё это значит, остаётся загадкой. Более-менее очевидна разве что гигантская человеческая кисть из камня с отсечённым пальцем, в буквальном смысле вынырнувшая из пучины времён. Ведь отсылка к утраченной культуре своих предков особенно показательна на фоне современной греческой трагедии. Под стать ей и символичные имена её героев – Александр и Орест. Последний, будучи тем самым мудрым попутчиком и старшим товарищем, на деле не может разобраться даже со смыслом собственной жизни. Его стабильные появления на пути детей и дары расточаемого природного добродушия не спасают их от новых разочарований в людях. А скорее даже усиливают их на ещё одном наглядном примере. Другие же персонажи трагедии – всё больше отрицательные, жестокие, непонимающие, безразличные, а то и вовсе бродячие комедианты. Всё сплошь потерянные люди, чьим домом стала та гигантская грязная свалка.

И чем дольше дети в пути, тем всё глубже окунаешься в неуютное одиночество, жуткое отчаяние, тоску по самому простому счастью. Мелодия печального адажио всё сильнее рвёт душу на части и всё больше даёт волю мрачным мыслям. С этим миром что-то серьёзно не так, ведь такие ужасы не должны происходить. Только не с детьми. Но философская притча режиссёра оборачивается на удивление не безысходным финалом. Путешествие дало брату и сестре не по годам жестокий урок, преждевременное взросление и преждевременное разочарование. Туманный же прежде пейзаж в конце пути вдруг рассеялся, и горизонт теперь чист. А впереди виднеется нечто прекрасное и долгожданное. Нечто, воплощающее в себе и Германию, и отца, и всё хорошее, о чём только ни мечталось в вагонах поездов. Закономерный катарсис, необходимая иллюзия, без которой было бы совсем страшно жить. Но все рассуждения всё равно безоговорочно приводят к исходной точке. Некий тайный замысел режиссёра так и не был разгадан. Потому что всё самое сокровенное осталось на уровне интимной связи, не терпящей посредников между человеком и произведением искусства.

09 декабря 2015 | 17:29
  • тип рецензии:

Два ребенка, одиннадцатилетняя Вула (Таня Палайологу) и пятилетний Александр (Михалис Зеке), ведомые заветной мечтой встретиться со своим отцом, сбегают из дома на его поиски. Мать рассказывала, что он живет Германии. Туда они и направляются. На своем трудном пути из Греции в Германию, они сталкиваются с разными людьми. Некоторые из этих встреч несут разочарование, некоторые погружают в состояние декаданса, а некоторые помогают испытать невероятные потрясения от незнакомых до этого чувств. Но, несмотря на череду событий, происходящих вокруг, цель их путешествия и вера в реальность своей мечты, остаются неизменны.

Мечта ведет их, подогревая в них жизнь. В этой истории с каждой новой минутой поражаешься силе двух детей противостоять такому огромному и не всегда дружелюбному миру. Никакие преграды не могут остановить их на пути к заветной цели. Даже если она и не существует. Они оказываются значительно сильнее многих взрослых людей, которые, столкнувшись с неприятностями, погибают в своей печали.

Меланхоличные пейзажи помогают еще сильнее прочувствовать внутреннее состояние героев. На протяжении всего своего путешествия, дети встречают однотипные образы: преобладающие серые цвета в природе, промышленные зоны, недружелюбные пустынные пляжи, постсоветского вида вокзалы и придорожные кафе. Все это сыграло свою роль в создании атмосферы одиночества, обреченности, томления и отчаяния. Каждая деталь наполнена своим настроением, которое с легкостью передается зрителю, заставляя сердце невероятно сильно сжиматься. Дополняя визуальные образы, музыка Элени Караиндру в разы увеличивает силу эмоциональных переживаний.

Ленту греческого режиссера Тео Ангелопулоса, получившую награду как лучший фильм по мнению европейской киноакадемии в 1989г, нельзя назвать классикой кинематографа, но можно однозначно сказать, что эта картина достойна стоять в одном ряду с фильмами гениальных деятелей кинематографа, взявших из своего времени лучшее, и лаконично создавших свои уникальные стили.

Нельзя упустить сходство стиля с одним из великих деятелей советского кинематографа Андреем Тарковским. Недаром «Пейзаж в тумане» - один из его любимых фильмов. Чувствуется сходство повествования, склонность к символам. Возможно, здесь дело в еще одном звене, а именно в сценаристе. В работе над сценарием «Пейзажа в тумане» был задействован Тонино Гуэрра, который так же был соавтором к сценарию «Ностальгии» Тарковского. Нельзя не отметить его мастерство, а еще более сложно представить, что начать писать свои рассказы, этого человека побудила мрачная атмосфера немецкого концлагеря. Гуэрра так же знаменит своими работами с Микеланджело Антониони, Витторио де Сика и Федерико Феллини.

«Пейзаж в тумане» - невероятно эмоциональная драма, способная заставить шевелиться самую черствую душу. Это кино, которое не теряет своей силы и по сей день. Оно несет свое гордое звание шедевра сквозь года. Сейчас оно находит отклик в сердцах зрителей с таким же успехом, как и много лет назад.

10 из 10

20 ноября 2010 | 13:58
  • тип рецензии:

История о двух детях: брат и сестра, одиннадцатилетняя Вула и пятилетний Александр, которые отправляются на поиски своего отца, для того чтобы его найти им нужно проделать огромный путь из Греции в Германию. Их путешествие оказывается совсем нелегким, сбежав из дома и отправившись в путь, им придется столкнуться со страшной жестокостью людей, несправедливостью и холодностью этого мира. История о детях, но совсем не детское кино. Познавая правду жизни, столкнувшись с ней как она есть, реальная, жестокая и порой равнодушная к страданиям и надеждам приходится отвечать решимостью, стойкостью, а иногда мириться с тем, что происходит вокруг. Мы наблюдаем почти, что вынужденное взросление этих детей, наблюдаем как рушится граница между детством и юностью. В некоторых эпизоды этого фильма явно отражена душевная человеческая черствость, и вымирание той самой души посредством использования режиссером символизма. Например эпизод, когда мужчина едет на машине, напоминающей асфальтоукладчик и тащит за собой привязанную к ней уже умирающую лошадь, затем веревка обрывается и лошадь остается умирать на глазах у детей. Это ли не символ жестокости? Мальчик первый раз увидевший своими глазами смерть, конечно же начинает громко плакать, в следующем кадре мы видим его уже крупным планом, его рев, слезы, который мы наблюдаем достаточно долго, в кадре ничего не меняется, по-прежнему маленький мальчик переживает смерть несчастной лошади. Эта сцена сделана длинной, возможно чтобы зритель успел прочувствовать немного глубже боль ребенка, он сам осознает, что мир вокруг почему-то жесток и несправедлив, а человек, совершивший неблагоразумный поступок, так расправившись с несчастным существом этого не осознал. Еще одним персонажем олицетворяющим зло является дальнобойщик, который подсаживает к себе детей, вроде бы им по пути и все хорошо, но не тут-то было, пообедав и немного выпив в придорожном кафе во время остановки он зазывает к себе в фургон девочку, когда же она, почуяв неладное пытается убежать от него он силой затаскивает её в фургон. После чего наступает длительная пауза, в этот момент у зрителя в душе переплетаются самые разные мысли, а пауза так и тянется. Еще неподалеку останавливается машина, из которой доносится громкая музыка, приглушающая любые другие звуки, мы можем только представить, что в этот момент происходит в фургоне, хотя так не хочется. Вот выскакивает шофер, оглядываясь нет ли кого поблизости. Через некоторое время мы видим как из грязного серого жуткого фургона выползают тоненькие ножки, девочка смотри на запачканную кровью руку… После этой сцены у девочки наступает перемена сознания, формирование мнения о ценностях в этом мире, точнее об обесценивании …Эпизод на платформе: денег для того чтобы купить билет на поезд до Берлина совсем нет, тогда девочка подходит к стоящему на платформе солдату и называет цену - триста восемьдесят драхм. Ровно столько стоит билет. Казалось бы, сейчас нашим глазам предстоит увидеть еще одну сцену, показывающую мерзость и обнищание человеческой души, хотя надежда есть, пока парень ходит по платформе и раздумывает. Актер мастерски сыграл этот эпизод, весь внутренний монолог, мысли и переживания персонажа в тот момент читаются зрителем, взгляд, видя который понятно о чем думает герой, понятно, что терзается в сомнениях, не просто в выборе «да» или «нет», а гораздо глубже, этюд на органическое молчание позволяющий нам прощупать даже характер персонажа за столько короткое время, что он присутствует на экране.

И наконец, после долгих раздумий он просто кладет деньги и уходит. Это, наверное, самый лучший из возможных исходов этой сцены.

Эпизод в кафе с печальным музыкантом-бродягой, играющим грустную музыку, тоже является символом – символом человеческого равнодушия. Хозяин кафе грубо прогоняет скрипача, не дав ни одной монеты, между тем как ребенок радостно аплодирует музыканту, будь у него хоть один драхм - он бы отдал его, не раздумывая, даже не думая о своем голоде. Это еще чистая детская душа, незапачканная грязью истинной взрослой жизни и реальностью не смотря на то, что ребенок уже видел даже смерть и жестокость.

И все-таки на пути поиска своего отца нашим героям встречается положительный персонаж, светлый, не помышляющий о чем-то плохом, злом, чистый и искренний- парень по имени Орест. Он помогает им избавиться от страха и душевных тревог. В одном из эпизодов парень находит среди мусора обрывок фото или кино - пленки. Пленка-брак, на ней видно что-то неясное, мутное. Он начинает фантазировать: вот река, вот дерево в тумане. Пейзаж в тумане, точно такой же, как и все напрасные поиски отца этих детей, несуществующего как мираж. Конечно, он когда-то был, но сейчас его поиски абсолютно напрасны. С появлением Ореста грядет череда новых событий и открытий - самое главное из которых открытие первой детской любви, она не дает счастья, но и не дает боли, появление нового необыкновенного еще до конца не осознанного и такого непонятного чувства - новая ступень в развитии личности девочки, взросления. Но тут же ей приходится постичь горесть, чувство испытываемое ей - конечно же, безответно. Ей кажется, что ее предали, непонимание происходящей несправедливости заставит ее переживать и сочувствие и сожаление Ореста дают мало успокоения. Не все желаемое может быть достигнуто - еще один урок, который получают главные герои фильма.

Для еще большего погружения зрителя в атмосферу печали Ангелопулос, как и в других некоторых своих картинах, например, «Вечность и один день», где также присутствуют мотивы странствия, одиночества, сохраняет в изобразительном решении фильма холодный колорит, серые меланхоличные краски. Дороги и грязь размытая дождем, промышленные зоны, пустые недружелюбные пляжи также являются символом печали, пустоты, несбывшихся надежд, отчаяния, одиночества Как только на экране наступает какой-либо новый момент душевных переживаний, либо новый виток странствий наших героев, к холодному художественному изображению прибавляется и тяжелая печальная музыка Eleni Karaindrou & Jan Garbarek- adagio, которая еще больше заставляет нас сопереживать. Каждая деталь фильма наполнена своим настроением, которое благодаря мастеру режиссуры Ангелопулосу так легко передается зрителю, и глубина и смысл каждой сцены молчания, пускай даже длинной легко читаются нами и порой говорят больше, чем любые слова.

На протяжении всей картины главные персонажи находясь в странствии, остаются в поиске, который, увы, так и не приведет их к желаемому, встреча так и не состоится, пройдя большое количество испытаний, узнав, что такое человеческая жестокость, несправедливость, черствость, но и любовь и сочувствие, оказавшись, наконец, на границе Германии, дети остаются один на один со своей призрачной мечтой, которая так и останется просто пейзажем в тумане.

05 сентября 2012 | 21:41
  • тип рецензии:

Признанный большинством критиков как шедевр, фильм Ангелопулоса после второго просмотра оставляет смешанные впечатления: с одной стороны, нельзя не признать мифопоэтической мощи его образов, по-новому воспринимаемой после их копирования в «Мелодии для шарманки» Муратовой – ленты хоть и близкой «Пейзажу в тумане» сюжетно, но концептуально сильно от него отличающейся. Музыка Караиндроу, если бы она звучала всю ленту, облагородила и добавила бы ей дополнительные штрихи, сгладив невнятицу некоторых сцен. С другой стороны, осознанная установка Ангелопулоса и Гуэрра на символизм, плохо связанный с конкретикой, превращает «Пейзаж в тумане» в сухую абстракцию, притчу, плохо связанную с реальностью.

«Пейзаж в тумане» мифологичен, это одиссея в поисках отца, в конечном счете, Бога, той ценностной вертикали, к которой герои припадают в финале, – древу жизни. Их путь, несмотря на все сложности, трагедии и обманы все же завершается положительно: хаос обуздан, свет отделен от тьмы. Все же попутчики главных героев суть их помощники или враги на пути к Богу. Дети не знают отца по имени, никогда не видели его, он снится им в снах, они пишут в своем воображении ему письма, явно, что это не физический отец, а нечто большее (в то время как у Муратовой это именно конкретный отец). Опыт работы Гуэрра с Тарковским положил серьезный отпечаток на этот фильм – это, прежде всего религиозная составляющая одиссеи детей. По мысли Ангелопулоса и Гуэрра люди – это дети, слепо ищущие Бога, мыкающиеся, страдающие, но все равно ищущие. Не в большинстве своем, конечно.

Поиск детьми своего отца большинству героев кажется абсурдным, многим же дети вообще не говорят, зачем и куда едут, сохраняя цель своего путешествия в сокровенной тайне. Финал «Пейзажа в тумане» осознанно рифмуется с финалом «Иванова детства», где герой также припадает к живительным сокам мирового древа. Понимая все это, стоит отметить, что при всем символическом и концептуальном богатстве, при всей поэтической силе эпизодов, где звучит изумительная музыка Караиндроу, этот фильм, как и другие у Ангелопулоса, очень трудно досмотреть до конца: вновь тоска, печаль, уныние, мировая скорбь. Правда, здесь она оправдана забвением Бога и стихийным поиском его чистыми душою детьми. Знаменитый эпизод с обломком скульптуры в море – явный намек на перст Бога, угасание в мире интуиции Божественного при постоянном Его указании на то, что близятся последние времена.

Детей ссаживают с поездов неоднократно, они путешествуют и пешком, и на машинах, на мотоцикле (их другом становится актер-любитель с символическим именем Орест). Иногда кажется, что режиссеру просто нечего делать с множеством мифологических коннотаций, которые встречаются в ткани фильма, он нагружает зрителя символ за символом, так что тот уже не может вынести груза значений визуальных образов. Одиссея – это всегда поиск отца через поиск себя. Одиссея маленьких детей с невероятным упорством и мужеством ищущих своего Отца, сам смысл своего бытия не может не тронуть зрителя. «Пейзаж в тумане», безусловно, не заслуживает тех дифирамб, которые ему поют, ведь это очень несовершенное кино, плохо структурированное и не монолитное, как, например, тот же «Взгляд Улисса».

Однако, смотря его во второй раз, трудно не отметить ясности авторской концепции – поиск основания бытия в стремительно деградирующем мире конца истории: грязные и разбитые дороги, серость, туман, бесприютность и обездоленность – все эти кричащие диссонансы стиля Ангелопулоса здесь вопиют об осмысленности. Дети, герои фильма не хотят жить в обессмысленном мире, им, их путешествию нужна цель, и они идут к ней, и побеждают. «Пейзаж в тумане», несмотря на меланхолическую атмосферу, вопиет о поиске смысла, и этим самым показывает, как он важен для понимания мировоззрения позднего Ангелопулоса. Среди других его картин, большинство из которых уныло и однообразно, «Пейзаж в тумане» сияет своим онтологическим оптимизмом и гуманизмом: Бога можно найти даже в разрушающемся мире, надо только упорно его искать.

12 ноября 2022 | 14:40
  • тип рецензии:

Никогда до этого не писал рецензии на КП, но я не могу припомнить фильм который меня выбесил больше чем 'Пейзаж в тумане' Ангелопулоса. Поэтому решил написать первую оторицательную рецензию на него.

Я могу поставить 'Пейзажу' 10/10, но только как невероятно смешной и тонкой пародии на артхусное кино как жанр. Все эти 'поиска отца, как поиски самого себя', длинные паузы в диалогах, длительные и затянутые планы дорог/деревень/заводов/деревьев/персонажей, непонятные монологи героев 'не от мира сего' и как апофеоз- парящая над городом гигантская рука- все это выглядело очень смешно и нелепо.

Но я не думаю что режисер, его почитатели, европейские киноакадемики наградившие 'Пейзаж' Гран-при, рассматривали его как пародию. Почему же так вышло, попробую обяснить ниже.

Фильм не вызывает никаких эмоций. Абсолютно. Экзистенциальный сюжет не пробуждает ни сопереживаний, ни сочуствия к главным героям. Кстати, главные герои- брат и сестра, выглядят если не как умственно отсталые, то вполне сходят за психически нездоровых детей. Согласитесь, двое детей отправляются на поиски отца, которого они никогда не видели (я уже молчу, что не знают даже его имени), в 80-миллионную Германию, о которой они слышали, что она 'где-то на севере'. бредут они туда и в дождь, и в снег пешком/поездом/с актерской труппой/с дальнобойщиком-насильником, попутно отсылая письма отцу, т.е. в никуда. Да и сам путь в никуда.

Но самая главная проблема фильма (нет, даже не непроходимая скука)- это очень неумелый 'закос' под европейский артхаус. Пробежимся по-нескольких сценах:

-Вот на дороге умирает лошадь. Мальчик обнимает ее и плачет. На втором плане гуляет свадьба. От этой сцены, я будто слышу дидактический голос кинокритика-сноба: 'Здесь Ангелопулос показывает, насколько счастье и горе близко существуют в мире, насколько прогнили нравы взрослых, и насколько чисты души детей'. Я молча прикрываю лицо ладонью.

-Сцена с огромной скульптуой в виде руки, пролетающей над городом- визитка этого фильма. Но для чего она? Голос бородатого кинокритика в моей голове утих. Но зато слышу самого Ангелопулоса, мол, 'Я там наснимал летящую руку, а ты сиди и думаю что это значит. Я же не для тебя это снял, а для фестивалей. И вообще, мне по барабану на зрителей, лишь бы в Каннах с пустыми руками не ходить. Пусть Серджио Леоне, например, о зрителе думает'.

-Но самая эпичная по своему идиотизму сцена- это 'артисты погорелого театра репетируют на берегу моря'. Сложно, правда, назвать это репетицией- каждый 'скоморох' стоит отдельно, декламируя отрывки из спектакля, факты из истории послевоенной Греции, или еще какую-то непонятную тарабарщину. По мне так психи на прогулке из 'Полета над гнездом кукушки' выглядели куда более адекватнее, чем эти доморощенные слуги Мельпомены. От этой сцены, я не слышал никакого голоса, но чувствовал, как будто из моих глаз течет кровь- настолько это выглядело убого и глупо.

Итог: всю суть 'Пейзажа в тумане', можно заключить в сцене, когда персонажи рассматривают пустую фотопленку и пытаются на ней что-то увидеть. Так и многие зрители пробуют увидеть что-то мудрое и великое в этой кинокартине. Лично я ничего здесь не увидел, и вообще- см. заголовок.

07 апреля 2015 | 19:29
  • тип рецензии:

Какой мир видим в фильме Тео Ангелопулоса «Пейзаж в тумане»? – Мир, где абсолютно отсутствует какая-либо теплота. Это Греция, где идет снег. Это серый туман, в котором на самом деле ничего не видно, сам пейзаж ещё необходимо довообразить. Это мир детей, перед которыми стоят непосильные задачи; они их, в общем-то, сами же и придумывают. В фильме на вопрос «Куда вы идете?» мальчик отвечает: «πάνω». По-гречески это значит не только «на север», это еще и «верх». Так этот Отец, к которому они идут – он есть или его нет? Одни спорят, другие молчат, одни верят, а другие нет, но в любом случает ответ будет ясен только в конце, когда пересечена черная река смерти на символической лодке, и «всё уже позади».

Значимая составляющая фильмов Ангелопулоса – это картинка. На ней часто задерживается, застывает операторское внимание. При этом образы и ситуации традиционные, часто даже банальные. По сути, всё равно, что конкретно перед тобой: в фильме имеют значение только смыслы, раскиданные повсюду ключи.

Сюжет фильма не так и важен: гораздо важнее прочесть сюжет аллегории. В размышлениях о том, чем становится кинематограф на протяжении своей эволюции, приходишь к идее «театра в квадрате»: роли получаются надетыми дважды. Тут играет не только и не столько актер, тут играет и сам герой. Именно поэтому, думается, в последнее время так обозначилась фигура именно режиссера: он выступает в роли драматурга, а кино становится всё более усложняющимся текстом.

07 июля 2011 | 20:17
  • тип рецензии:

Эта картина уважаемого Тео Ангелопулуса пожалуй одна из самых меланхоличных и холодных, которая пронизывает душу неким беспокойным и странным чувством. После просмотра такого фильме не остается в принципе никаких эмоций и душевных переживаний, вместе с тем этот фильм оставляет некое скребущее состояние. Его можно рассматривать под углом разных точек зрения, обсуждать, проводить некие параллели, но тем не менее истина у каждого будет своя.

Режиссер картины не раз говорил о том что его творения не носят некий пессимистический характер. О себе Ангелопулус говорил, что он относится к людям поколения послевоенного. У всех них была надежда на то, что после войны человечество осознает свои ошибки, но к сожалению, этого не произошло. Войны не прекратились, насилие и безразличие нисколько не снизились...

Безразличие...одно из тех слов, которое характеризует данный фильм. В данном аспекте оно проявляется в виде двух детей, смыслом жизни и ориентиром для них служит их отец. Отец, которого они не видели, но которому они пишут письма, обращаются за советом в душе. Их характер, их действия говорят о том в их небольшой жизни они уже пережили большое количество негатива в жизни, точней сказать реализма. Мать не удосужила их огородить своей заботой от внешнего мира, в котором наряду с прекрасными вещами происходят вещи очень страшные. Апогей этих негативных веще как раз выражается в постепенном закате цивилизации. Ярчайший пример как раз присутствует в фильме. Это Греция. Некогда колыбель цивилизации в фильме греческого режиссера представлена в упадке и разрухе. Это все не может не вызывать у зрителя определенные размышления об этом фильме.

Завораживает плотность и ширина каждого кадра фильма. Пространство и глубина съемок в таком жанре имеют очень большое значение, решение создателя картины сделать каждый кадр фильма динамичным и растянутым выглядит совершенно обоснованным, и такой ход позволяет осмысливать происходящее на экране с различных углов.

Ангелопулус, говоря об этом фильме, предостерегал нас от сравнения. Сравнения героев картины с кем нибудь, сюжета картины с чем нибудь. Он говорил что этот фильм нужно смотреть как искусство, как некую терапию для души. Молчание и реализм... вот пожалуй те слова, которые наиболее точно подходят к этому фильму. После просмотра киноленты у каждого вырисовывается свой пейзаж в тумане, и каким он будет, зависит от наших действий и представлений об этом мире.

Тео Ангелопулус является тем режиссером. который блестяще синтезирует кино и авторские идеи, с идеями проникновения в себя.

28 ноября 2010 | 00:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: